Участок мойки и уборки автомобилей

Обновлено: 07.07.2024

Чертеж плана участка уборки и мойки (формат А1) в масштабе 1:25.

размеры 12х9 метра

площадь общая 108 кв.м.

площадь под оборудование 7,722 кв.м.

коэффициент использования площади – 0,0715

количество рабочих мест – 2

количество рабочих – 2

1 – моечное оборудование Karcher HD 13/12 4 ST

2 – установка для шланговой мойки М-217

3 – очиститель высокого давления BOSH Aquatak 150

4 – компрессор FUBA G F1 310/24

5 – моечная машин Karcher HD 13/12 4 ST

6 – шкаф для инструментов

7 – ларь для обтирочных материалов

8 – стол специальный

9 – агрегат для очистки сточных вод УТК "Фламинго 0,5"

подвод электроэнергии, местный вентиляционный отсос, розетка переменного трехфазного тока, сжатый воздух, место подвода холодной воды, огнетушитель, рабочее место.

Участок мойки предназначен для подготовки автомобиля к мойке. Мойки и уборки салона автобуса. Мойки кузова автомобиля. Мойка автомобиля производится с помощью специальных установок и оборудования для проведения уборочно-моечных работ. На участке производится предварительная мойка автобусов перед техническим обслуживанием

и ремонтом. Участок мойки и уборки является неотъемлемой частью в организации технологического процесса на автотранспортном предприятии.

Дополнительные материалы: прилагается пояснительная информация на 20 страницах в Word печатного текста с информацией:

- подробный выбор технологического оборудования с указанием моделей рекомендуемого оснащения, технических характеристик, преимуществ и недостатков. Для определения количества оборудования пользуемся табелем технологического оборудования. Определение основного количества оборудования принимается с учётом объёма парка.

- анализ существующих или типовых проектов моечных отделений с описанием особенностей планировки и условий труда на рабочем месте мойки, а также разработка этапов мойки автомобиля: Сначала происходит смачивание поверхности автомобиля, для чего применяются специальные размачивающие грязь составы. Во время этой процедуры ни в коем случае нельзя тереть автомобиль щеткой, так как содержащиеся в грязи частицы могут оставить заметные царапины на кузове. После этого происходит удаление основной части грязи, жирных пленок и других отложений с помощью нанесения специального моющего состава. После того, как автомобиль отмыт от загрязнений, его ополаскивают водой. Капли на поверхности автомобиля оставлять нежелательно, при высыхании они могут оставить некрасивые точки, а при воздействии яркого солнечного света могут способствовать точечному выгоранию лакокрасочной поверхности.

Организация технологического процесса на участке зависит от производственной программы, площади и оборудования участка. Для уборки салона автомобиля применяют передвижные промышленные пылесосы, волосяные или капроновые щетки, скребки, обтирочный материал. По способу выполнения различают ручную, механизированную и комбинированную мойку.

Для ручной мойки применяют водоструйные моечные установки высокого давления, паро- и водопароструйные моечные установки. В проектах СТОА малой мощности предусмотрена ручная мойка автомобиля и его агрегатов с применением моечных установок и щеток для ручной мойки. Для облегчения доступа к автомобилю при мойке его нижних частей участок оборудован подъемником.

Механизированную мойку автомобиля осуществляют с помощью специальных установок с большим числом направленных струй воды (или моющего раствора), содержащей механические примеси для удаления грязи, и оснащенных вращающимися цилиндрическими щетками и другими устройствами. По принципу действия механизированные моечные установки для легковых автомобилей подразделяют на струйные, со щеточными барабанами и струйно-щеточные. В зависимости от способа относительного перемещения автомобиля и моечных средств различают механизированные моечные установки с перемещением автомобиля относительно щеток и с перемещением каретки со щетками вокруг неподвижно стоящего автомобиля. Действующие установки имеют 1–7 щеток.

Комбинированная мойка представляет собой сочетание механизированной и ручной мойки.

В большинстве отечественных типовых проектов СТОА используются установки разной модификации: ГМ – для мойки, ГШ – для сушки. Установки могут работать как в автоматическом (при средней загрязненности автомобиля), так и в управляемом ручным способом режимах (при необходимости дополнительной очистки). Длину рабочего хода установок регулируют. Модификации установок подбирают в зависимости от размеров обслуживаемых автомобилей.

Моечную и сушильную установки располагают совместно в зависимости от имеющейся площади и способа сушки автомобиля. Площадь, необходимую для размещения установок, уменьшают путем сокращения длины их перемещения или путем их взаимного расположения: последовательно или под углом одна к другой. Установки могут быть расположены и раздельно независимо одна от другой. Однако в каждом случае рекомендуется размещать установки так, чтобы они обслуживались одним и тем же рабочим.

Наибольшее распространение получил вариант, в котором моечная и сушильная установки расположены последовательно на общем рельсовом пути и работают одновременно, т.е. образуют агрегатную установку, которая выполняет полный цикл мойки и сушки автомобиля одновременно, а занимаемая ею площадь примерно такая же, как площадь самостоятельных моечных установок. Благодаря этому обеспечивается экономия времени и рабочей площади.

Установка выполняет операции мойки и сушки автомобиля за рабочий цикл (состоящий из хода вперед и хода назад) в течение 10–12 мин. Последовательность этого процесса следующая. При ходе вперед моечная и сушильная установки электрически соединены между собой и перемещаются одна за другой. Вентиляторы сушильной установки при этом не работают. Моечная установка осуществляет предварительную мойку автомобиля с применением моющих средств. В конце хода вперед моечная и сушильная установки останавливаются одновременно.

После окончания хода вперед моечная установка возвращается в исходное положение, выполняя окончательную мойку, ополаскивание и влажную натирку автомобиля. Сушильная установка на некоторый заранее определенный промежуток времени (примерно 30 с) останавливается в крайнем левом положении. Такое отставание в движении обеспечивает стекание воды с поверхности автомобиля после ополаскивания, а также дает возможность предохранить просушенную поверхность от повторного забрызгивания водой от моечных щеток. По истечении установленного промежутка времени при пуске сушильной установки реле времени включает вентиляторы. В процессе возврата сушильная установка обсушивает автомобиль и в конце возврата при подходе к моечной установке останавливается.

Для длительного сохранения лакокрасочного покрытия и придания ему хорошего внешнего вида кузов легкового автомобиля полируют. Полировку кузова, окрашенного синтетической эмалью, осуществляют восковой пастой, полировочной водой и жидким восковым полирующим составом. Профилактическую полировку кузова полировочной водой следует выполнять в среднем 1 раз в месяц, а с применением пасты – 1 раз в 3–4 месяца.

Меры безопасности

Все операции приемки-выдачи и мойки автомобилей осуществляются с соблюдением требований, обеспечивающих безопасное использование оборудования и приборов. Основой обеспечения мер безопасности является обязательное прохождение инструктажа всеми категориями рабочих, руководителей, специалистов и служащих. На рабочих постах зон приемки и выдачи вывешивают соответствующие инструкции.

При мойке автомобилей обязательно соблюдение следующих мер безопасности, производственной санитарии и защиты окружающей среды. При открытой шланговой (ручной) мойке рабочие места располагают в зоне, из которой струи воды не могут достигнуть открытых токонесущих проводников и находящегося под напряжением оборудования. Как при ручной, так и при закрытой (механизированной) мойке источники освещения, проводку и электродвигатели герметически изолируют. При механизированной мойке место мойщика располагают в водонепроницаемой кабине, а при ручной – мойщик обеспечивается водонепроницаемой одеждой.

В приборах электрического управления моечными механизмами напряжение должно быть не выше 12 В. В магнитных пускателях и кнопках управления допускается напряжение до 220 В при соблюдении ряда условий: устройстве механической и электрической блокировок при открывании дверей шкафов магнитных пускателей, гидроизоляции пусковых устройств и проводки, а также заземлении кожухов электрооборудования, кабины и аппаратуры.

Для перемещения обслуживающего персонала применяют аппарели, трапы и дорожки, имеющие шероховатую поверхность. Полы участка мойки должны быть решетчатыми для быстрого отвода сточных вод, а моечные посты – иметь надежную вентиляцию.

Концентрация щелочных растворов, применяемых при мойке автомобильных агрегатов, должна быть не более 2–5-процентной. После мойки в растворе агрегаты обязательно следует промывать горячей водой. Сточные воды от мойки автомобилей, содержащие нефтепродукты и другие взвешенные вещества, перед спуском в канализационную сеть следует очищать в грязеотстойниках и бензомаслоуловителях.

Электропитание переносных и передвижных приборов осуществляют с применением надлежащих кабелей и проводов, исключающих возможность механического повреждения и пробоя изоляции и при наличии надежного заземления. Приборы, имеющие питание 220 В, снабжают автоматическими устройствами мгновенного действия, срабатывающими при замыкании на корпус или обрыве заземляющего провода.

Испытание тормозов на ходу выполняют на территории СТОА на специально отведенной для этого ровной площадке с твердым покрытием, разметкой, обозначающей место приведения тормозов в действие. Размеры площадки при этом должны исключать возможность наезда на людей и неподвижные препятствия в случае неисправности тормозов.

Проверку технического состояния двигателя, связанную с его пуском, начинают только после присоединения к выпускной трубе глушителя системы вытяжной вентиляции.

1. Основные и принципиальные схемы организации технологических процессов на СТОА.

2. Основные варианты рациональной организации комплексов работ ТО и ремонта.

3. Методы организации ТО и ремонта на СТОА.

4. Основы механизации основных технологических процессов на СТОА.

5. Тенденции и предпосылки использования микропроцессоров и робототехники на СТОА.

6. Назначение и функции участка приемки-выдачи автомобилей на СТОА.

7. Организация приемки и выдачи автомобилей на СТОА.

8. Общие технические требования к автомобилям, принимаемым СТОА.

9. Общие технические требования к автомобилям, выпускаемым со СТОА.

10. Организация и технология уборочно-моечных работ.

11. Производственная санитария и техника безопасности на участках приемки-выдачи и моечно-уборочных работ.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ НА СТОА
ПРИ ДИАГНОСТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЕЙ

Участок уборочно-моечных работ (УМР) предназначен для удаления за- грязнений, возникших в процессе хранения, транспортировки и эксплуатации автомобилей, в целях придания ему эстетичного вида и соблюдения санитарно- гигиенических и экологических норм.

На участке могут производиться следующие виды работ и услуг:

Ø внешняя мойка кузова автомобиля как ручная, так и механизированны- ми техническими средствами (мойка осуществляется с применением синтетических моющих средств);

Ø мойка двигателя и подкапотного пространства автомобиля в случае предполагаемого ремонта его систем и деталей;

Ø мойка колёс автомобиля;

Ø мойка днища автомобиля;

Ø уборка и чистка салона автомобиля;

Ø обтирочные работы и сушка;

Ø полировка лакокрасочного покрытия кузова в целях восстановления блеска;

Ø очистка и фильтрация сточных вод для повторного использования их в производстве.

Мойка кузова автомобиля улучшает условия труда при выполнении тех- нологических операций ТО и ТР и способствует уменьшению активной корро- зии от соли и других агрессивных сред при постановке автомобиля в гараж или на стоянку.

На крупных и больших СТО мойка автомобилей выполняется обычно ме- ханизированным способом с применением высокопроизводительных туннель- ных и портальных струйно-щеточных установок. Посты участка специализи- руются по видам работ: мойки, сушки, уборки салона, полировки кузова и ухо- да за лакокрасочным покрытием. Посты участка, как правило, располагаются в линию, движение автомобиля может осуществляться как своим ходом, так и при помощи конвейера.

На малых и средних СТО преобладают участки ручной мойки автомоби- лей. При этом все работы выполняются на одном или нескольких универсаль- ных постах.

Годовой объём уборочно-моечных работ для городской СТО, выпол- няющей кроме технологической и коммерческую мойку автомобилей, рассчи- тывается по формуле:

= NСТО × d

где d - число заездов на СТО одного автомобиля в год для проведения

УМР, принимается по табл. 3.4 или вычисляется по формуле:

d = /H , здесь - годовой пробег, Н - средний пробег автомо-

Нажмите, чтобы узнать подробности

- используя знания, полученные в ходе изучения теоретического материала выполнить следующее:

- начертите в тетрадь участок мойки, подберите технологическое оборудование по образцу, указав марку и стоимость.

- подготовить письменный отчет о проделанной работе;

- подготовить ответы на контрольные вопросы, приведенные в конце методического указания.

Практическая работа№10

Тема: Разработка планов организации работ : пост мойки и уборки автомобилей.

Цель: Систематизация и обобщение знаний видов технологического оборудования СТО, поста мойки.

Оборудование рабочего места: интернет комп.место

Пояснение к работе

Уборочно-моечное оборудование: назначение и конструктивные особенности

По функциональному назначению оборудование для мойки подвижного состава подразделяется соответственно на установки для мойки:

По степени специализации это оборудование подразделяется на:

узкоспециализированное (мойка только низа автомобиля, только дисков колест.д.),

специализированное (мойка легковых автомобилей и автобусов, внутренняя мойка автоцистерн и автофургонов и т.д.),

универсальное (мойка легковых, грузовых автомобилей, автобусов, автопоездов и т.д.).

По степени подвижности различают:

Способы мойки автомобилей:

комбинации из первых 3-х способов.

Струйный (гидродинамический) способ.

Суть способа — преобразование статического напора жидкости в динамический. Условие очистки поверхности — превышение динамических давлений моющей жидкости над прочностными свойствами загрязнений.

При этом факторами очистки загрязненных поверхностей являются:

скорость струи жидкости (при скорости 50-100 м/с происходит практически мгновенное удаление грязи);

температура моющей жидкости (использование горячей воды увеличивает интенсивность и качество очистки в 1,5 раза);

химическая активность моющего раствора;

угол растекания струи.

Преимущества этого способа мойки следующие:

простота в использовании;

возможность легкой регулировки технологических режимов мойки;

отсутствие интенсивного разрушения лакокрасочного покрытия и остекленных поверхностей при его использовании;

универсальность использования для различных видов автомобильного

подвижного состава (грузовые автомобили, легковые автомобили, автофургоны, специализированный подвижной состав и т. д.).

Существенным недостатком этого способа является большой расход моющей жидкости.

Отличается от гидродинамического наличием специальных абразивов в моющей жидкости. Эта смесь под действием сжатого воздуха с большой скоростью выбрасывается на очищаемую поверхность. При этом возрастает эффективность и качество очистки загрязненных поверхностей, но увеличивается возможность повреждения очищаемых поверхностей и расход электроэнергии для подачи гидроабразивной смеси.

Суть способа - смоченная поверхность обтирается мягким материалом, в качестве рабочего органа могут использоваться вращающиеся щетки, влажные полотнища и т. п.

Преимущества: малый расход моющей жидкости, в отличие от других способов обеспечивается удаление тончайшего грязевого слоя с лакокрасочных и остекленных поверхностей.

Недостатки: сложность конструкции щеточных моечных установок, меньшая надежность по сравнению со струйными установками, большая стоимость.

2.3. Альтернативные способы очистки автомобильного подвижного состава

облучения в находящихся на поверхности автомобиля пыли и грязи (обычно минерального происхождения) возникает молекулярная вибрация и они отстают. При этом полностью исключено применение воды. Потребляемая мощность составляет всего 2000 Вт. Процесс мойки занимает около 5 секунд (за это время моечный отсек проходит один раз над автомобилем по всей его длине). Единственным недостатком установки является небольшой нагрев обрабатываемой поверхности (приблизительно до 40 0С). Однако испытания, проведенные фирмой, показали, что такой нагрев не вызывает вредных последствий.

опорному элементу. Полотнища подвешены параллельно так, что каждое из них проходит поперек траектории движения автомобиля. Боковая часть каждого полотнища выходит за пределы боковой стороны автомобиля. Полотнище состоит из нескольких рядом висящих гибких лент. Они вносят свободно, когда полотнища не соприкасаются с автомобилем, и непрерывно касаются поверхностей автомобиля за счет качания опорного элемента, когда полотнища взаимодействуют с передвигающимся автомобилем. При этом ленты полотнищ воздействуют на верхнюю, боковые, переднюю, заднюю и углубленные поверхности кузова, на нижние части бампера, очищая их.

другом случае рама устройства состоит из разнесенных в поперечном направлении дугообразных частей. Каждая часть рамы расположена в плоскости, параллельной траектории перемещения автомобиля. Полотнища проходят поперек между дугообразными частями рамы и располагаются на некотором расстоянии одно от другого вдоль траектории перемещения автомобиля.

третьем случае устройство для мойки автомобилей состоит из рамы и механизма привода со смонтированным на раме первичным электродвигателем. На раме установлены круглые держатели, в которых закреплены группы моечных полотен. Отдельные ленточные элементы этих полотен располагаются один против другого, когда находятся в нерабочем состоянии, и соединяются после их перемещения автомобилем при въезде его на мойку. Механизм привода вращает полотно в противоположном направлении вместе с ленточными элементами. Элементы различных полотен сцепляются произвольно один с другим при движении в противоположном направлений, благодаря чему улучшается качество мойки.

Запатентована вращательная установка для протирания автомобиля после мойки. Она предназначена для применения в составе механизированных моечных установок и состоит из подвесного роторного устройства для протирания, а также устройства для продольного перемещения автомобиля под ним. Подвижной ротор вращается в горизонтальной плоскости, к нему подвешены на некотором расстоянии друг от друга многочисленные упругие элементы из водопоглощающего материала. При вращении этих лент и касании ими влажной поверхности автомобиля с последней удаляются остатки воды. Имеется устройство для отжима мокрых лент, приводной механизм которого обеспечивает согласованную работу подвижного ротора и вращающихся отжимных роликов.

2.4. Пути совершенствования конструкции моечных установок

Экономичность и эффективность моечного оборудования достигается, в основном, за счет следующих конструктивных решений:

создание установок с изменяющимися углами атаки непосредственно в процессе мойки;

увеличение напора моющей жидкости до 3—4 МПа;

создание подвесных струйных моечных установок (по типу некоторых зарубежных конструкций);

использование различных моющих препаратов и подогрева моющего раствора устройствами, входящими в комплект установки;

многократное использование рабочей воды (регенерация, система оборотного водоснабжения);

уменьшение расхода электроэнергии и особенно воды за счет усовершенствования процесса и применения водовоздушных пульсирующих струй для мойки;

создание струйно-щеточных установок, так как они являются более универсальными и способствуют экономии воды;

создание моечных установок по принципу предметной специализации;

создание уборочно-моечных комплексов по модульному принципу построения;

применение альтернативных способов очистки (электромагнитные волны, пульсация струй и т. д.);

- используя знания, полученные в ходе изучения теоретического материала выполнить следующее:

- начертите в тетрадь участок мойки, подберите технологическое оборудование по образцу, указав марку и стоимость.


- подготовить письменный отчет о проделанной работе;

- подготовить ответы на контрольные вопросы, приведенные в конце методического указания.

Отчет о проделанной работе предоставляется в письменном виде в тетради в клетку.

Отчет должен содержать:

- Название практической работы.

- Оборудование рабочего места.

- Схему участка мойки в тетради.

- Вывод о проделанной работе.

Контрольные вопросы:

На какое оборудование мойки подразделяется по функциональному назначению, по степени специализации, по степени подвижности?

Способы очистки, краткая характеристика?

Читайте также: