Уход за цветником в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Лето - благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания.

На территории нашего сада создан цветник, который используется для экологического и трудового воспитания дошкольников. Систематический труд в цветнике повышает интерес к растениям. помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

Условия организации и работы дошкольников в цветниках

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Условия организации и работы дошкольников в цветниках

Агишева Алла Петровна,
воспитатель д/с №104
Выборгского района Санкт-Петербурга

Земельный участок детского сада, особенно в городских условиях, — это место игр, прогулок и занятий. Осенью, зимой и весной дети проводят на участке большую часть дня, а летом – практически все время.

На участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растений. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знания об окружающем мире, воспитывает бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.

На участке детского сада непременно должны быть цветы. Они украшают участок, делают его уютным, живописным и радостным, а, также, дают воспитателю богатый материал для работы с детьми.

Схема разбивки цветника на участке дошкольного учреждения

Наиболее распространенными формами цветочных насаждений являются клумбы, рабатки (узкие длинные цветочные грядки прямоугольной формы) и газоны. В цветочном оформлении важно правильно отобрать декоративные растения (по высоте, форме и окраске цветков, по времени цветения). Нужно учитывать и требования растений к свету, почве и влаге.

Клумбы не должны быть сложными по форме. Лучше всего выглядят клумбы круглые, овальные и четырехугольные. Они должны быть такими, чтобы ребенок мог достать рукой до их середины (диаметром около 70 см). Разбивая клумбы, необходимо самые высокие растения сажать в центре, по мере удаления к краям — растения средней высоты, по краю — очень низкие бордюрные.

Не стоит забывать и про вертикальное озеленение: дикий виноград, хмель, душистый горошек или декоративная фасоль могут скрывать стены беседок на игровых площадках, украшать фонарные столбы, оплетать забор по периметру детского сада.

Для цветника надо подбирать такие растения, которые не требуют сложного ухода, дают разнообразные по окраске и форм цветы с приятным запахом, яркую зелень, а, также, имеющие названия, которые дети легко могут выговорить. Хорошо иметь такой ассортимент растений, чтобы иметь непрерывно цветущие клумбы с ранней весны и до поздней осени. Для ранне-весеннего цветения сажают прямо в грунт с осени луковичные растения — тюльпаны, нарциссы. По окончании цветения ранневесенних растений на эти же клумбы высаживают рассаду летников, например, астр или бархатцев, цветущих до глубокой осени.

Однолетники сажать целесообразно – воспитатель с детьми могут вырастить рассаду в группе, высадить ее в грунт, а затем вместе прослеживать развитие растений до созревания и сбора семян.

Многолетники, также, должны присутствовать на участке детского сада – они гораздо выносливее и требуют меньших затрат труда и времени для ухода за ними, они самостоятельно разрастаются с каждым годом, образуя целые заросли цветов и пышной зелени.

При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать гигиенические правила: работать не в жаркие часы дня, а утром и вечером. Одежда детей должна быть удобной, не стеснять их движений. Рабочая поза детей должна быть правильной. При рыхлении тело должно быть выпрямленным, при переносе воды ведра и лейки дети должны носить в двух руках и т.д.

Продолжительность труда в младшей группе колеблется в пределах 5—7 минут, в средней — от 10 до 15 минут с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. Для этого виды труда необходимо чередовать, учитывая его характер (чтобы в работу включались разнообразные группы мышц, анализаторы). Менее напряженные трудовые процессы должны сменяться более напряженными, работа - отдыхом.

Детское оборудование должно соответствовать росту и силам детей, их возможностям, быть правильной конструкции, например лейка для полива с двумя ручками, расположенными сверху и сбоку. Только при этих условиях труд будет способствовать укреплению организма ребенка. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны, исправны и вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь. Он должен храниться в доступном для детей месте и в количестве, необходимом для каждого ребенка. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю (правильно его хранить, чистить, мыть, убирать после работы). Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.

Организация совместной деятельности педагога и детей в цветнике

Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Его организуют в форме поручений, дежурств, коллективного труда, занятия. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, узнают, какие условия нужны для их выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни.

Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат, по мере надобности показывает нужные приемы, сообщает знания, но делает это по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитывая трудолюбие, педагог постепенно объясняет детям и значение ухода для роста растений, сообщает сведения, но не ставит это главной задачей.

Поручения – это самая доступная форма организации детского труда, это обращённая к ребёнку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое задание. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение они имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.

Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений: с помощью воспитателя поливать растения, сеять крупные семена цветов.

Дошкольники средней группы выполняют те же трудовые поручения уже самостоятельно. У них нужно воспитывать настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, прививать навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определяется почва, солнечный свет, тепло, влага и т.д.). При этом надо заботиться о том, чтобы дети испытывали радость от труда.

У старших дошкольников необходимо воспитывать привычку работать по собственному желанию, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми.

Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются общественные мотивы труда, этот труд воспитывает в детях ответственность, гуманность, заботу об обитателях уголка природы.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работая на участке, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка.

Доступные виды работы в цветнике для детей

Обработка почвы. Этот вид деятельности доступен только детям старшего дошкольного возраста. Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые, дети перекапывают вторично. Воспитатель подробно объясняет, как нужно пользоваться лопатой, переворачивать землю. Также, дети принимают участие в разравнивании земли граблями.

Посев семян. Эта работа доступна для детей всех групп. Предварительно воспитатель сообщает, семена какого растения дети собираются посадить, знакомит с благоприятными для проращивания условиями (влага, тепло), возможно дополнительно рассмотреть уже проросшие семена и росточки.

Рыхление. Это могут делать дети старшей и подготовительной групп. Воспитатель обращает внимание на уплотненную почву, затем с помощью цапки показывает как рыхлить. Каждому ребенку выделяется участок для работы.

Прополка. Проводится с детьми старшей и подготовительной групп. Первое знакомство с сорняками происходит на занятии. Воспитатель обращает внимание, что всходы не одинаковы и растут в разброс, а не рядками, объясняет, чем вредит сорная трава для посаженных растений и подробно учит, как нужно удалять сорняки. При занятии этой работой важно, чтобы дети долго не находились в одном положении (предлагается то собрать траву, то унести ее и т.д.). Прополка способствует выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке и умению преодолевать трудности.

Поливка. Поливкой занимаются все дети. Воду подносят взрослые, т.к. ребят больше привлекает сам процесс выливания воды (т.е. поливки). Воспитатель показывает, как держать лейку, куда лить воду, с какой высоты.

Сбор урожая. В конце сезона можно устроить Праздник Цветов – стол украшается собранными цветами со своего цветника, организуется выставка детских работ из природного материала, рисунков и календарей наблюдений природы за весь год. К октябрю старшие дошкольники пересаживают из цветника в горшки цветущие растения с бутонами (астры, хризантемы, гвоздики и др.) и вносят их в помещение. Ими украшают зал, групповые комнаты, лестничные пролеты. В результате дети испытывают большое удовлетворение, у них появляется уверенность в своих силах и убежденность, что они делали настоящую большую работу, доставляя радость окружающим людям.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Консультация для воспитателей

Составила: Розлома Ольга Владимировна

Лето - прекрасное время года, которое дарит нам прекрасную возможность приобщить детей к труду в природе, расширить их естественные знания, научить видеть красоту окружающего мира, любить и беречь его. Летом можно осуществить с дошкольниками много интересной и полезной работы на участке детского сада. При надлежащей организации, такая работа не только служить источником положительных эмоций у детей, но и будет способствовать их интеллектуальному, духовному и физическому развитию.

Летние месяцы - оптимальное время для посадки растений. Эта работа обычно вызывает большой интерес у детей. При посадке растений на огороде или в цветнике, а затем уходе за ними у детей формируется система знаний о растительном мире, в частности:

о его закономерности и разнообразии; •стадиях развития растений и их строении;

о сезонных изменениях в природе.

Дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, в частности, между условиями роста и интенсивностью развития растений. Дошкольники на практике усваивают знания о роли человека в природе. Поняв это, дети более сознательно будут относиться к природе. В весенне-летний период природа стремительно возрождается после длительного зимнего сна. Созерцание динамических изменений в природе способствует развитию у детей таких важных качеств, как наблюдательность, сообразительность, любознательность. Во время работы в цветнике, саду или на огороде у дошкольников формируются практические навыки ухода за растениями, а также развиваются важные интеллектуальные умения. В частности, дети учатся:

Подбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения определенных действий;

Распределять во времени отдельные этапы работы;

Распределять функции и орудия труда между участниками процесса; * Адекватно оценивать результаты работы и т.п.

Благодаря коллективной работе, которая предусматривает взаимопомощь, у дошкольников формируются также коммуникативные навыки.

В летний период растения быстро развиваются - из семян появляются побеги, подрастает рассада. Дети могут быстро увидеть результат своего труда на огороде или в саду. Они чувствуют значимость приложенных усилий и, как следствие, становятся более активными и самостоятельными. Труд в природе полезен и для физического развития детей, ведь он требует пребывания на воздухе, способствует укреплению нервной системы, предусматривает изменение видов деятельности, а, следовательно, - выполнение и отработку различных движений и т.д.

Планируя труд детей в природе, необходимо учитывать следующие важные моменты:

продолжительность и объем работы;

способы привлечения детей к труду и организация их взаимодействия;

методы и приемы воспитания.

Труд детей в цветнике и на огороде должно быть разнообразным, посильным и регулярным. Следует помнить, что только разнообразный по содержанию труд вызывает у детей живой интерес и желание присоединиться к работе. Задачи необходимо усложнять постепенно. Физические усилия, приложенные детьми для их выполнения не должны вызывать переутомление. Иначе у детей возникнет негативное отношение к трудовым задачам.

Продолжительность работы зависит от ее характера и возраста детей. Она может быть такой:

в младшей группе - 5 - 7 минут;

в средней группе - 10-15 минут с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда;

-в старшей группе - 15 - 25 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Орудия труда должны быть безопасны и соответствовать возрастным особенностям детей. Не стоит использовать игрушечный инвентарь - им тяжело и неудобно работать.

Содержание труда в природе детей младшего дошкольного возраста (Младшая и средняя группы):

Высадка рассады в открытый грунт;

Полив деревьев, кустов и рассады и т.д.

Содержание труда в природе весной детей старшего дошкольного возраста (Старшая группа):

Подготовка почвы к посадке и посеву - перекопку, рыхление;

Уход за растениями - прополка, окучивание;

Высадка рассады в открытый грунт;

Высадка комнатных растений в открытый грунт; * Высадка деревьев и кустарников;

Полив деревьев, кустов и рассады и т.д.

первая группа детей доставляет емкости с рассадой и располагает их как можно ближе к месту посадки, чтобы другим детям было удобно брать растения;

• вторая группа намечает строки или делает лунки;

третья группа сажает и поливает растения.

На глазах у детей участок земли превращается в зеленый ковер. Дети получают истинное наслаждение, созерцая результат своих усилий. Когда работа закончена, воспитатель должен объективно оценить труд дошкольников и обязательно похвалить их за усердие и аккуратность. Важно, чтобы во время работы в природе дети не только приобретали практические навыки, но и получали знания.

Воспитатель должен объяснять причину или цель каждого выполняемого действия, например,

за несколько часов до посадки рассаду обильно поливают, чтобы комочки земли крепко держались у корешка;

полив посаженное растение, влажное место засыпают сухой землей, чтобы предотвратить испарение.

Работа на огороде - прекрасная возможность закрепить умения детей различать и правильно называть растения. Детей старшего дошкольного возраста целесообразно знакомить со строением растений, в частности их корневой системой, а также влиянием погодных условий на состояние растений. Работая на огороде с дошкольниками, воспитателю следует активно общаться с ними - вместе внимательно рассматривать растения, определять их свойства (цвет, размер, форму), общие и отличительные черты.

Интересной формой организации труда в природе с дошкольниками является эксперимент. Существует немало простых и одновременно увлекательных способов его проведения. Например, можно посеять на двух соседних грядках горох. Засевая первую грядку, использовать замоченный горох, а засевая вторую - его сухие семена. Затем необходимо понаблюдать вместе с детьми, на какой грядке горох взойдет быстрее, и помочь им понять, почему так произошло. Вместо гороха можно посадить обычные клубни картофеля. Отметим, что картофель - желанный овощ на детском огороде. Отбирают картофелины, которые различаются цветом (белые, желтые, розовые, красные, темно-фиолетовые) и форме (круглые, овальные, плоские, удлиненные), и рассматривают их вместе с детьми. Определяя признаки этих овощей, дети смогут закрепить умение различать цвета и формы предметов. Стоит понаблюдать, как у картофеля появляются ростки. Обратить внимание детей на то, что цвет и размер ростков соответствуют цвету и размера картофелины, на которых они появились.

Можно сажать тыквы. Их можно посеять не только на огороде, но и вдоль ограды, и между площадками на территории дошкольного учреждения. Декоративные сорта тыкв уместны вблизи опор или веранды. Когда тыквы разрастутся, они не только украсят территорию, но и создадут тень.

Предложенные методы работы с дошкольниками сделают их труд на огороде интересным и эмоционально насыщенным.

С наступлением теплых дней начинают работу в цветнике - разрыхляют и обновляют почву, выпалывают сорняки. Планируя детский цветник, следует руководствоваться здравым смыслом и чувством меры. Ведь при условии творческого подхода к планированию цветников, территорию можно украсить и одним видом цветов. Хорошо спланированные цветники придают территории детского сада привлекательность, и даже очарование. Творчески и вдумчиво подобранные декоративные растения служат богатым материалом для занятий с детьми в природе. Обычно цветники располагают возле центрального входа или на открытом солнечном месте. Однако их можно разбивать на любом свободном участке территории дошкольного учреждения. Цветники могут иметь самые разнообразные формы:

Геометрическую (квадратную, овальную, круглую, прямоугольную,

Произвольное - в виде бабочки, машинки и т.п.

Наиболее удобным в условиях детского сада является цветник в виде узкой (шириной 2-3 метра) полосы вдоль забора или дорожки. У такого цветника дети смогут удобно разместиться во время работы - посева, высадки рассады, рыхления, прополки, полива. Определившись с расположением и формой цветника, начинают готовить почву к посеву и посадке цветов. Эту работу можно выполнять вместе с детьми. Необходимо очертить границы цветника, помочь детям вскопать землю и выбрать сорняки. Важно следить, чтобы дети работали аккуратно. В частности, посоветовать им не бросать сорняки рядом с цветником, а сразу укладывать в ведро. Перед посевом цветов, высадкой рассады выравнивают поверхность цветника и проводят борозды или делают лунки. Раздают детям семена цветов или стаканчики с рассадой и объясняют, каким образом следует сажать растения - строками или группами. В центре или на заднем плане цветника (если он прилегает к стене или забору) сажают высокие растения, в средней части - несколько ниже, а у края - низкорослые. Детям обязательно нужно объяснить причину такого расположения цветов - рассказать о животворящей силе солнца и его значения для развития растений. Показать, что в случае ярусного расположения, высокие растения не заслоняют солнце своим соседям, и все получают достаточно света и тепла для жизни и развития. Если почва влажная, поливать цветник не надо.

Можно попросить детей разрыхлить землю, чтобы помочь молодым побегам пробиться. Далее следует поставить флажки, чтобы не забыть, где что посажено. В зависимости от погоды нежные ростки однолетних цветов появятся в течение одной-двух недель. Уход за цветником заключается в своевременной прополке, поливе и рыхлении. Это дело может показаться дошкольникам скучным и однообразным. Поэтому, привлекая ребенка к такой работе, важно поддерживать его интерес к земледелию в целом. Детям можно предложить немало сказочных сценариев выполнения трудовых задач, в частности:

Спасти цветочек от жажды, напоив ее водичкой в жару;

* Освободить цветочки от злых захватчиков - сорняков;

Подготовить для растений мягкую постель - рыхлую землю, чтобы отдохнув, они смогли сделать детям ценные подарки - замечательные цветочки.

Дошкольникам будет интересно узнать о цветах, которые реагируют на движение солнца или распускаются, когда оно садится. Цветы такие разные, но одинаково нуждаются во влаге, солнце и удобрении. А также в заботе дошкольникацветовода. Воспитателю можно спланировать проведение нескольких занятий по художественному творчеству на воздухе и вместе с детьми: украсить края цветника камнями, фрагментами керамики, или соорудить вокруг него невысокий плетень.

Сад, цветник, огород - волшебное место для детей, где они познают жизнь растений, проводят первые научные опыты и приобщаются к тайнам природы. Игра, исследование, отдых или работа на участке - это первые наглядные занятия дошкольников в природе, которые способствуют развитию сенсорных ощущений, интеллекта, эмоциональной сферы, а также воспитанию бережного отношения к окружающей среде.

Цель
Совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников в Учреждении.
Повышение знаний, профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей при организации работы с детьми в цветнике, огороде.



Создание на земельном участке дошкольного учреждения цветника, огорода имеет большое воспитательное значение. Дети вместе с воспитателем, выращивая на участке растения, учатся ухаживать за ними, узнают о жизни растений, приучаются к труду и бережному отношению к зеленым насаждениям. Яркие впечатления, полученные в детстве от общения с живой природой, надолго остаются в памяти и служат фундаментом для формирования правильных представлений о природе.




На общем огороде каждой группе выделяются свои гряды для выращивания овощей.
Независимо от площади и места расположения огорода гряды делают установленного размера: длина – 2,5-3 м, ширина – 70-80 см, междурядья – 50-60 см. Высота зависит от влажности и структуры почвы: на ровной поверхности с легкой и рыхлой почвой – 15-20 см, на низких и сырых местах – 40-50 см. Поверхность гряд выравнивают граблями, делают их слегка корытообразными (невыпуклыми), чтобы при поливе вода не скатывалась с гряд. Борта легонько прихлопывают тыльной стороной граблей, чтобы они стали немного наклонными, тогда почва не будет осыпаться.



Необходимо подготовиться к работе на огороде: подготовка сельскохозяйственного инвентаря для детей и взрослых, заготовка семян, выращивание рассады, планировка участка под огород, подготовка почвы к посеву.
Необходимо иметь достаточное количество лопат, грабель, леек, ведер, чтобы одновременно могло принимать участие в работе как можно больше детей. Очень важно, чтобы оборудование соответствовало силам и росту детей, было удобным и имело привлекательный внешний вид.


При выборе овощных культур следует учитывать возраст детей. На грядах малышей целесообразно посадить лук, посеять горох, бобы или фасоль, редис. В течение зимы дети несколько раз сажают лук в ящики, поэтому приемы посадки и ухода им знакомы. Выращивание лука на огороде расширит знания детей: они узнают, что лук можно выращивать не только в ящиках, но и на грядках.



Семена гороха, бобов крупные, поэтому каждый ребенок под руководством воспитателя может посеять и заделать эти семена. Кроме того, бобы и горох менее требовательны в отношении ухода, чем другие культуры, и в тоже время интересны и доступны для наблюдения детям младших групп.




Новым и более сложным является посев семян редиса, но при правильной организации работы дети хорошо справляются посевом этих мелких семян.



На участке старших групп можно выращивать овощи, разные по срокам созревания и хозяйственному назначению: листовые – салат, капусту, корнеплоды – редис, морковь, свеклу и др., плодовые – огурцы, кабачки, тыкву, помидоры, бобовые – горох, бобы, фасоль.


На участке детского сада непременно должны быть цветы. Они украшают участок, делают его уютным, живописным и радостным, дают воспитателю богатый материал для работы с детьми.
Разнообразие растительных форм, сочетание и яркость красок, аромат и красота цветов возбуждают интерес детей к растениям, способствуют эстетическому воспитанию. Во время работ и наблюдений, организуемых воспитателем, дети легко и незаметно усваивают много знаний о жизни растений, приобретают навыки ухода за ними.



Растений, пригодных для оформления цветника, очень много. Иметь их все на участке невозможно, да и не нужно. Сажать можно любые из них: все они по-своему хороши и нравятся детям. Правильнее всего подобрать те растения, которые более неприхотливы и требуют меньших забот. К таким растениям прежде всего относятся многолетники и самосейки.


Вторая младшая группа
Основная цель наблюдений – привлечь внимание детей к растениям, вызвать интерес к ним, воспитывать бережное отношение к живым организмам.
Детей этого возраста знакомят с основными явлениями в жизни растений: вырастают из семян, цветут, дают плоды (овощи). Ухаживая и наблюдая за растениями, дети постепенно приобретают знания о внешнем виде некоторых растений. Слова растет, выросло, вырастет становятся более понятными.
Учитывая большую эмоциональность и двигательную активность малышей, очень важно связывать наблюдения с радостными переживаниями и действиями. Для этого в процессе наблюдения следует использовать различные приемы: игровые, практические поручения (найди, покажи, понюхай, потрогай, найди такой же и т.п.), словесные (вопросы, пояснение, художественное слово и др.).



С детьми проводятся кратковременные, но часто повторяемые наблюдения, так как дети быстро утомляются, внимание у них неустойчиво, и не со всей группой одновременно, а с небольшим количеством детей.
Первое знакомство детей с растениями цветника можно провести после укоренения рассады. Воспитатель подводит детей к клумбе, показывает им яркие иллюстрации цветов для того, чтобы привлечь внимание. Затем на участке рассматривают растения. Воспитатель отмечает, что они еще маленькие. Предлагает полить растения, чтобы они хорошо росли. Показывает, как надо это делать – под корень, чтобы не сломать листочки. В последующие дни воспитатель привлекает детей к поливке, объясняет, что после поливки растения хорошо растут, быстрее появляются цветы.
При появлении первых цветов воспитатель подводит детей к клумбе, спрашивает, почему она стала такой красивой, что нового появилось на ней. Дети рассматривают цветы, воспитатель называет их. Учит детей узнавать называть цветы, различать их по окраске, величине.



Знакомство с ростом овощей лучше всего начать тогда, когда у растений на грядках появится первый лист. С этого момента можно привлекать детей и к уходу за ними (к поливке).
Первые наблюдения воспитатель организует с целью закрепления представлений детей о том, что растения вырастают из семян. Предлагает пойти на огород посмотреть, что там выросло. Дети рассматривают всходы, затем воспитатель предлагает каждому ребенку осторожно пальцами выделить из рядка -2 растения, показать его листочки. Показывает, как нужно поливать растения из лейки с ситечком.



Позднее можно провести более продолжительное наблюдение за ростом знакомых растений. Цель их – закрепить первые элементарные представления о том, что растения растут и изменяются, учить выделять характерные особенности растений.
Не мене интересным будет для детей сбор первого урожая овощей.




В то же время воспитатель учит детей выделять и называть один или два признака растения, отличающие его от других, развивает внимание, интерес детей к растениям, к их разнообразию. Когда на грядках появятся дружные всходы, ребят привлекают к систематическому уходу за ними, в первую очередь к поливке.




Следует понаблюдать за состоянием растений после обильной поливки или дождя в жаркие дни: листья распрямляются, тянутся вверх. В результате этих наблюдений воспитатель подводит детей к установлению зависимости состояния растений от наличия или отсутствия влаги в почве, о значении ее для жизни растений, показывает связь между их состоянием и уходом за ними.
В процессе наблюдений необходимо следить за тем, чтобы дети правильно называли части растений (стебель, листья, цветы, бутоны, корни).
Воспитатель учит детей сравнивать растения двух соседних грядок: у гороха вырос стебель, у редиса, свеклы стебля не видно – выросло много листьев. Особенно интересны для детей наблюдения за появлением плодов, корнеплодов на грядках.



С детьми старшего возраста проводятся не только эпизодические (кратковременные), но и длительные наблюдения (в течение многих дней или недель). Эпизодические наблюдения воспитатель организует тогда, когда нужно привлечь внимание ребят к новым явлениям или закрепить знания.
Для развития наблюдательности, умения сопоставлять и выделять существенные признаки растений полезно проводить занятия на сравнение. В старшей группе можно дать для сравнения два растения цветника (например, космея и лилия, настурция и цинния).






В подготовительной группе дают более сложное задание: сравнить две-три разновидности одного и того же вида растения, например, гвоздика турецкая и китайская, бархатцы крупные махровые и карликовые.







Вовремя сказанные воспитателем стихи, меткая народная поговорка, пословица или загадка подчеркивает особенности данного растения, способствует лучшему запоминанию. Хорошо использовать небольшие отрывки литературного текста, что способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей.
Для лучшего закрепления полученных представлений наблюдения сопровождаются последующими зарисовками детей, записями их рассказов, составлением альбомов.



Спасибо за внимание. Желаю всем прекрасно провести летние месяцы, насладиться красотой и неповторимостью цветов, собрать богатый урожай!

Читайте также: