Уход за комнатными растениями занятие в подготовительной группе

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

(подготовительная группа)

Воспитатель Зябрева Е.Н.

Интегрированные программные задачи:

Образовательные:

1. Расширять представления детей о комнатных растениях. Учить выделять и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Закреплять знания детей о потребности растений в воде, свете, тепле.

Развивающие:

1.Развивать умение находить решение проблемных задач.

2. Расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

1. Воспитание доброжелательности, желание оказать помощь другу.

2. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.

Материал: комнатные растения, лейки с водой, салфетки, кисточки для протирания пыли, тазики, клеенки, пульверизаторы, фартуки для детей.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Отгадав загадку, вы узнаете, куда мы с вами отправимся, и чем будем заниматься.

На окнах зеленеют

Дети: Комнатные растения

Воспитатель: Ребята, а зачем людям нужны комнатные растения?

Дети: Это украшение помещения, растения создают уют, очищают воздух, положительно влияют на настроение людей.

Воспитатель: Почему они называются комнатными?

Дети: Потому что растут и цветут эти растения в помещении.

Воспитатель: А у вас дома есть комнатные растения? Кто за ними ухаживает? Названия каких комнатных цветов вы знаете?

Воспитатель: У нас в детском саду тоже много комнатных цветов. Есть цветы и в нашей группе. Но, ребята, чтобы комнатные растения приносили нам столько пользы, были красивыми и хорошо цвели, за ними необходимо ухаживать.

Как мы с вами ухаживаем за комнатными растениями? Назовите способы ухода.

Дети: полив, рыхление, опрыскивание, протирание листочков от пыли, мытье, обрыв сухих листьев.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю поухаживать за растениями. Для этого предлагаю пройти в наше экологическое пространство.

(Дети вместе с воспитателем проходят к комнатным цветам, расположенным в экологическом пространстве группы)

Воспитатель: Ребята, что же нам понадобится для работы?

Дети: Фартуки, лейки, пульверизаторы, салфетки, кисточки, тазики, вода для полива.

(Дети надевают фартуки и подходят к цветам)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на комнатные цветы, что необычного вы замечаете?

Дети: На горшках некоторых цветов наклеены грустные смайлики.

Воспитатель: Как вы думаете, что они означают?

Воспитатель: Что же мы можем сделать, чтобы цветы перестали грустить?

Воспитатель: Я предлагаю показать, как мы умеем заботиться о комнатных цветах.

(Дети выбирают цветок, за которым они будет ухаживать ( по 2-3 человека). Дети выполняют работу и комментируют свои действия)

Воспитатель: За растениями надо ухаживать. Растения дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями. Пыль на листьях мешает растению дышать, поэтому крупные плотные листья очищают от пыли влажной тряпочкой.

Воспитатель : Как надо протирать листочки?

Дети: Салфетку надо держать в правой руке, на левую руку кладут лист растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу.

(Показ одного из детей)

Воспитатель: Растения с мелкими листьями моют водой. Как надо мыть?

Дети: Горшок с растением ставят в таз. Закрыть землю в горшке клеёнкой, чтобы вода не размывала землю, поливать на растение из лейки.

(Показ ребёнка, как надо мыть.)

Воспитатель: Сложнее очищать растения от пыли, листья которых покрыты ворсинками. Ворсинки задерживают на листочках капельки воды. Если на эти капельки попадают лучи солнца, каждая капелька, как увеличительное стекло прожигает на листочках чёрные пятна.

Воспитатель: Как надо мыть листья с ворсинками?

Дети: Пыль на таких листочках надо счищать мелкой щёточкой или кисточкой.

(Показ одного из детей)

Воспитатель: Земля в горшочках должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом.

Воспитатель: Ребята, как надо рыхлить?

Дети: Рыхлить надо осторожно. Ближе к корню рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни.

(Выполнение работы детьми самостоятельно)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какими яркими стали растения, какими чистыми их листочки. Сейчас мы переходим к поливу и опрыскиванию. Опрыскивание – важная часть ухода за растениями. После опрыскивания растения дольше остаются свежими и зелеными и лучше растут. Для этого нам нужны пульверизаторы. Но, ребята, надо помнить правило – комнатные цветы с ворсистыми листьями (например, фиалку и бегонию) опрыскивать нельзя.

А как узнать, надо поливать растение или нет?

Дети: Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.

Воспитатель: Как правильно поливать?

Дети: Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко.

Воспитатель: Ребята, а какой водой нужно поливать растения?

Дети: Талой, комнатной температуры.

(Выполнение работы детьми самостоятельно)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на наши цветы, какие они стали? Грустят ли они сейчас?

Воспитатель: Давайте будем заботиться о цветах, чтобы грустных смайликов больше не появлялось. Ведь растениям нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова.

Автор: Петрова Серафима Олеговна

Организация: МАДОУ Детский сад 77

Населенный пункт: Стерлитамак

Автор: Ермолаева Снежана Ивановна

Организация: МАДОУ Детский сад 77

Населенный пункт: Стерлитамак

Цель: воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними.
Задачи:

Обучающие: продолжать учить ухаживать за комнатными растениями.

Развивающие: развивать любознательность, трудолюбие.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к растениям, любознательность, стремление ухаживать за растениями.

Создание развивающей предметно-пространственной среды: комнатные растения (фиалка, фикус, бальзамин, каланхоэ), леечка, тряпочка для протирания пыли, тазики с водой, пульверизатор, кисточки для смахивания пыли, фартуки. После полдника готовлю место для проведения труда в природе: накрываю стол клеенкой, ставлю на стол комнатные цветы и необходимое оборудование (леечки, тряпочки для протирания пыли, тазики с водой).

Предварительная работа:

воспитателя: изучение методической литературы, разработка конспекта трудовой деятельности, подготовка необходимых материалов;

с детьми: беседа о растениях; рассматривание комнатных растений.

Методические приемы: показ, вопросы, поощрения, повтор действий детьми, использование художественной литературы, контроль со стороны взрослого, контроль со стороны сверстника.

Ход трудовой деятельности

I.Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки: Дышит, растет, а ходить не может.

Воспитатель:Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.

II.Основная часть:
Воспитатель: О чем сегодня будем говорить?

Дети: О комнатных растениях.

Воспитатель: Умницы, а какие комнатные растения вы знаете?

Дети:Каланхоэ, кала, папоротник, кактус, алое, фиалка.

Воспитатель: Ребята, а как правильно ухаживать за комнатными растениями?

Дети:Поливать, рыхлить, опрыскивать, вытирать пыль, мыть.

Воспитатель:Давайте пойдем к столику и поухаживаем за ними?

Воспитатель: Сейчас наденем фартуки. Полина, покажи, как нужно протирать пыль (берем тряпочку, мочим ее в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем ее и расправляем на ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху). Ребята, посмотрите на Полину, как она правильно протирает пыль. Молодец, Полина, ты правильно протираешь пыль!

Егор, а ты покажи, как нужно поливать растения (беру лейку, подношу к цветку, аккуратно поливаю, чтобы не размыть корни). Ребята, посмотрите, как Егор поливает растения. Молодец, Егор, ты правильно поливаешь растения. Все всем понятно?

Карина, ты покажешь, как смахивать пыль кисточкой с рифленых листьев (беру кисточку, лист одной рукой поддерживаю снизу, а другой – аккуратно смахиваю пыль с помощью кисточки). Ребята, посмотрите, как Карина смахивает пыль кисточкой. Молодец, Карина, ты правильно смахиваешь пыль с листочка, аккуратно, не торопясь.

А, Рома, покажет, как правильно опрыскивать растения пульверизатора (беру пульверизатор, аккуратно приподнимаю листья растения, направляю струю на листья растения и тщательно опрыскиваю со всех сторон). Ребята, посмотрите, как Рома опрыскивает листья растений. Молодец, Рома, ты правильно опрыскиваешь листья растений.

Тогда начинаем работу. Сейчас каждый подойдет к своему растению и будет ухаживать за ним.

Воспитатель наблюдает, при необходимости напоминает порядок и способы ухода за комнатным цветком, приводит положительный пример сверстников, привлекает детей к анализу результатов труда, к объективной оценке деятельности каждого ребенка.

Воспитатель: Полина и Егор быстро справились с работой, теперь мы с ними будем смотреть на вас и скажем, как вы правильно умеете ухаживать за комнатными растениями.

Воспитатель совместно с детьми осуществляет контроль за другими детьми.

Воспитатель: - Полина, скажи, пожалуйста, правильно ли опрыскивает цветок Даниель?

- Егор, правильно ли рыхлит почву Самира?

- Молодцы, дети, вы все умеете ухаживать за комнатными цветами.

-Теперь убираем свое рабочее место, (тазики в умывальную комнату, выльют из них воду и поставят на место, а все остальные ребята повесят тряпочки на батарею, уберут кисточки в коробку, фартуки – в шкафчик, наполнят лейки водой).

III. Рефлексия:

  • Ребята, как мы сегодня ухаживали за растениями? (Поливали, протирали с них пыль, рыхлили почву, опрыскивали).
  • Для чего мы их опрыскиваем, поливаем, рыхлим почву, протираем пыль с листьев? (Для того, чтобы они не погибли).
  • Ребята, вам понравилось ухаживать за цветком? (Да!)
  • Вы будете дальше ухаживать за цветами?(Да!)

Воспитатель:Дети, вот какие вы молодцы. Я теперь надеюсь, что вы всегда будете ухаживать за растениями (протирать пыль с листьев, поливать и рыхлить почву, опрыскивать листья растений).

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

для детей подготовительной группы

Цель: Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- расширять представления детей о комнатных растениях: герани, бегонии, бальзамине, алоэ, папоротнике, кактусе, фикусе, фиалке, сансевьере - щучьем хвосте;

- закреплять знания о строении растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя);

- закреплять знания о потребности растений в воде, свете, тепле, воздухе;

- совершенствовать навыки ухода за комнатными растениями;

-расширять знания о пользе растений для людей.

Развивающие задачи:

- развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать с помощью наглядно-дидактического метода - моделирования;

- расширять словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.

Ход занятия:

Вводная часть

В: Ребята, посмотрите на растения, которые растут у нас в группе. Какие растения мы называем комнатными?

Дети рассматривают растения и отвечают на вопрос.

В: Молодцы! Растения, которые выращивает человек в своем доме, заботится о них, называются комнатными. Ребята, какую пользу приносят эти растения человеку?

Ответы детей.

В: Совершенно верно:

- чтобы воздух был чище, растения выделяют кислород, которым мы дышим ;

- растения поддерживают влажность воздуха в помещении;

- растения лечат людей;

- растения отпугивают вредных насекомых (например, моль);

- растения создают красоту и уют;

- наблюдая и ухаживая за растениями, мы познаем окружающий мир.

Подойдите к столам. Перед вами лежат карточки - схемы. Из каких частей состоит растение?

Дети подходят к столам и отвечают по карточкам-схемам.

В: Правильно. А для чего растению нужны корень, стебель, лист, цветок, плод, семя?

Ответы детей по карточкам-схемам.

Основная часть

В: Дети, представьте себе, что мы оказались в дивном, прекрасном, необычном саду. Здесь очень красиво. Садитесь на стульчики вокруг цветов.

Дети садятся на стульчики.

В: Я вам расскажу, что комнатные растения - большие путешественники. Для многих растений родиной являются другие страны, далёкие от нас: у растений алоэ, герани, фиалок - это Африка, у кактусов - пустыни, горы Северной и Южной Америки, у бальзамина - это Индия, у папоротника, фикуса, бегонии - это тропические леса вдоль экватора.

Воспитатель показывает страны на глобусе.

В: В тех странах очень жарко, не бывает зимы. У нас, в средней полосе России, жарко бывает только летом, а зимой стоят сильные морозы. Поэтому они здесь растут в цветочных горшках, как комнатные растения. А сейчас вспомним

В: Вырос высокий цветок на поляне, (показать руками цветок)

Утром весенним раскрыл лепестки. (развести широко пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питание (движение пальцами вместе - врозь)

Дружно дают под землей корешки. (ладони вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

В: Какие вы знаете комнатные растения?

Ответы детей.

В: Молодцы! Что необходимо для роста и развития комнатных растений?

Ответы детей.

В: Правильно, растения любят тепло, иначе они не вырастят и не расцветут. Растениям нужен воздух, они дышат всеми органами: листьями, стеблем, корнями. Им необходим свет. В темноте растения тянутся к свету. Без света они бледные, некрасивые, никогда не зацветут. Есть растения светолюбивые: лимон, герань, кактус. Есть светолюбивые растения, но они не выносят прямых солнечных лучей: фикус, бальзамин. У светолюбивых растений светло - зелёные листья. Есть тенелюбивые растения: плющ обыкновенный, хлорофитум; любят умеренный свет: алоэ, бегония, папоротник. У тенелюбивых растений тёмно - зелёные листья.

Воспитатель показывает карточки с комнатными растениями.

В: Без воды любые растения погибнут, но одинаково поливать все комнатные растения нельзя. Чаще поливают те растения, у которых много мелких листьев, реже поливают те растения, у которых листья плотные, кожистые. Летом поливают чаще, зимой - реже. Вода через корни, стебли поступают к листьям. Как узнать, надо поливать растение или нет?

Ответы детей.

В: Правильно. Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая - надо полить. Не забываем, что вода должна быть комнатной температуры, иначе растение может заболеть или погибнуть. Кто желает рассказать и показать, как правильно поливать герань и фиалку?

Дети рассказывают и показывают, как правильно поливать растение.

На окне в горшочках (Дети сидят на корточках лицом в круг)

Поднялись цветочки. (Дети, медленно встают)

К солнцу потянулись, (Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны)

Солнцу улыбнулись. (Улыбаются друг другу)

К солнышку листочки (Ладони развернуть вверх)

Дети садятся на стулья.

В: Ребята! Сейчас внимательно послушайте загадки про комнатные растения.

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Комнатные растения)

В ствол запрятан белый сок,

Будто кожаный листок,

Может он расти в горшке,

Может в джунглях, на реке.

В Индии рождается.

Как он называется? (Фикус)

Куст оконный и балконный,

Лист - пушистый и душистый,

А цветы в окне – словно шапка в огне. (Герань)

В нашей комнате растёт,
Никогда он не цветёт.
Листья у него, как перья,
А в народе есть поверье –
Где в лесу он зацветёт,
Человек там клад найдёт. (Нефролепис, папоротник)

На целый век украсит дом,

И всех излечит в доме том.

Цветок тот неказист на вид,

Но как целитель знаменит. (Алоэ)

Среди листьев - огоньки,
Ваньки мокрого цветки.
Так назвал его народ –
Много он водички пьёт. (Бальзамин/ огонек)

Что за хвост пошёл в рост:

Не в пруду, не в речке –

На окне, у печки. (Сансевьера /

щучий хвост)

Круглый шарик словно ёжик,

Но без мордочки и ножек.

На моём растёт окне,

Очень нравится он мне. (Кактус)

Из листка на удивленье
Можно вырастить растение.
Я сорву цветок, не жалко,
Будет новая… (Фиалка)

Дети разгадывают загадки.

В: Ребята! За растениями надо уметь ухаживать. Пыль на листьях мешает растению дышать, поэтому крупные плотные листья очищают от пыли влажной салфеткой. Кто желает рассказать и показать, как надо протирать листочки фикуса и сансевьеры - щучьего хвоста?

Дети рассказывают и показывают, как надо протирать листочки.

В: Молодцы! Влажную салфетку держим в правой руке, на левую руку кладем лист растения и осторожно протираем. Потом поворачиваем лист и протираем снизу. Растения с мелкими листьями опрыскивают водой из пульверизатора. Кто желает рассказать и показать, как надо опрыскивать папоротник?

Ребенок рассказывает и показывает, как надо мыть растение.

В: Отлично! Горшок с растением ставим в таз, закрываем землю в горшке клеёнкой, чтобы вода не размывала ее, и из пульверизатора опрыскиваем растение до тех пор, пока с листьев не начнет капать вода. Сложнее очищать растения от пыли, листья которых покрыты ворсинками. Ворсинки задерживают на листочках капельки воды. Если на эти капельки попадают лучи солнца, каждая капелька, как увеличительное стекло прожигает на листочках чёрные пятна. Кто желает рассказать и показать, как надо очищать листья бегонии и фиалки с ворсинками от пыли?

Дети рассказывают и показывают, как надо очищать листья с ворсинками от пыли.

В: Все верно. Пыль на листочках с ворсинками очищаем мелкой щёточкой или кисточкой очень аккуратно, не повреждая растение. Чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений, земля в горшочках должна быть рыхлой. Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом. Рыхление проводят во влажном состоянии, но не сразу после поливки, иначе земля будет прилипать к палочкам. Кто желает рассказать и показать, как надо рыхлить почву у бальзамина и алоэ в горшочках?

Дети рассказывают и показывают, как надо рыхлить почву в горшочках.

Дети делятся на две равные команды. На полу выкладываются две ромашки из лепестков по количеству детей в команде. Командам предлагается перенести цветы на расстояние 5 метров и выложить лепестки вокруг приготовленных серединок. Команды стоят за линией. Каждый участник может взять только один лепесток. Игрок начинает движение после того, как предыдущий игрок хлопнет его по руке. Выигрывает та команда, которая раньше соберет цветок.

Дети играют в игру-эстафету

В: Молодцы! Вы показали, какие вы быстрые и ловкие. Ребята, сегодня вы убедились в том, что надо для того, чтобы росли и цвели комнатные растения. Кроме природных условий: тепла, света, воды и воздуха, им нужна наша забота и любовь. У людей, равнодушных к цветам, растения плохо растут, редко цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки и даже ласковые слова. Чтобы воздух в наших квартирах был чище, нам легче было дышать, нужно сажать комнатные растения. Они создают красоту, уют в доме и поднимают всем настроение.

Заключительная часть

В: Ребята! Вы большие молодцы: показали друг другу как нужно правильно ухаживать за разными комнатными растениями. Расскажите, что больше всего запомнилось и понравилось?

Ответы детей.



Автор: Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 144", г. Воронеж
Назначение: Воспитатели ДОО, учителя начальных классов, любознательные родители. Конспект подходит для занятия с детьми 5-7 лет.
Цель: Называть растения и основные его части. Правильно ухаживать за растениями.
Задачи-Расширять знания о комнатных растениях.
-Дать представление о размножении комнатных растений.
-Развивать навыки исследовательской деятельности детей 5-7 лет в ходе совместной деятельности.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
-Развивать любознательность, трудолюбие.
-Научить изображать комнатные растения.
-Совершенствовать навыки по уходу за растениями.
-Ознакомить с несколькими видами комнатных растений.
-Расширять знания воспитанников по экологической культуре.
Предварительная работа Создание предметной среды, направленной на развитие интереса детей к растениям, наличие демонстрационного материала: картинки и плакаты из серии >. Видеоматериал - для показа на экране.

Воспитатель Отгадайте загадки: > (Растение).
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.( Комнатные растения)
О чем сегодня будем говорить? (О комнатных растениях).
Накрыт бокал с водицей,
Ежовой рукавицей. (Кактус)



В кадке вырос куст,
И широк,и густ :
Лист как кожаный,
Плотно сложенный,
Ствол бузиновый,
Как резиновый. (Фикус)





Воспитатель Какие еще комнатные растения,кроме вышеперечисленных вы знаете? (Каланхоэ, кала, папоротник). Покажите картинку?




Воспитатель Действительно, эти растения выращивают только в помещениях, потому что родина большинства из них- жаркие страны, где круглый год лето.Человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом. Но почему?
Дети Создаются все условия, чтобы растения не погибли, зимой не замерзли.
Воспитатель Вспомните, что необходимо для растений?
Дети Растениям необходима почва, свет, тепло, воздух, вода.
Воспитатель Помощников растений пять, как пять пальцев на руке. Растениям нужна почва?
(Да,они растут в горшках с землей).
Почему комнатные растения ставят на подоконник? (Для роста им нужен свет).
Почему комнатные растения осенью и зимой не выносят на улицу? ( Им нужно тепло).
Какое еще условие необходимо растениям, чтобы они хорошо росли? ( Растениям нужен воздух, чтобы они дышали).
Что надо делать, чтобы им стало легче дышать? (Чтобы воздух попадал к корням растения, нужно рыхлить землю, надо протирать с них пыль).
Пятое условие для роста растений какое?(Необходима вода - их надо регулярно поливать).
Посмотрим как растет цветок.

Дети называют основные части растения ( корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).



Комнатных растений очень много, познакомимся еще с несколькими из них.
Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет. (Плющ)



По очереди на экране дети смотрят на картинки растений ,с воспитателем повторяют сложные имена и запоминают( герань, колеус, бегония, гардения, агава).






Физкультминутка
Во дворе растёт подсолнух.
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Воспитатель Как правильно ухаживать за комнатными растениями?( Поливать, рыхлить, опрыскивать,вытирать пыль, мыть). Давайте будем всегда дружно ухаживать за нашими комнатными растениями. ( Дети поливают цветы, вытирают пыль, опрыскивают с указаниями воспитателя)





Для закрепления правильного ухода за растениями смотрят видеоматериал, воспитатель комментирует

Воспитатель Рассмотрите все картинки и нарисуйте ваше комнатное растение.

Читайте также: