Уход за растениями в уголке природы детьми старшей группы осуществляется

Обновлено: 05.10.2024

Конспект организации труда в уголке природы – уход за комнатными растениями с детьми логопедической группы (5-7 лет) может быть использован в своей педагогической деятельности воспитателями ДОУ.

ВложениеРазмер
moy_trud.docx 25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организации труда в уголке природы

– уход за комнатными растениями

с детьми логопедической группы

Подготовила: Зименко Т.А.,

Цель: Формирование заботливого отношения к комнатным растениям.

  1. Закреплять знания о способах ухода за комнатными растениями.
  2. Продолжать формировать самостоятельный навык выполнения трудовых действий по уходу за комнатными растениями.
  3. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.

Материал: клеенка, комнатные растения, фартуки, пульверизатор, салфетка для протирания листьев, тазик с водой, жесткая кисть, ведерко с водой, лейка, лопатки для рыхления.

Ход организованной деятельности:

Воспитатель: - Ребята, послушайте, пожалуйста , загадку :

«Рук нет, ног нет, а двигается.

Носа нет, а дышит.

Дети: - Это растение.

Воспитатель: - Правильно, это растение!

- Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? (растет, поворачивается к свету)

- Как дышит растение? (через листья, корни)

- Как пьет и ест? Так же как и мы? (корнями)

- Правильно, ребята, именно корни кормят растение.

- А где же хранится пища для растения? (в земле, почве)

- Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.

- Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа , как и мы с вами.

Какую пользу приносят комнатные растения?

Дети: - Растения вырабатывают кислород и поглощают углекислый газ, радуют нас своей красотой.

Воспитатель: - Давайте поиграем в игру и вспомним, что полезно, а что вредно для комнатных растений.

Я буду называть действия, а вы отвечайте, полезны эти действия для комнатных растений или вредны и объясните, почему вы так считаете.

  1. Поставить комнатное растение в темное место.
  2. Порыхлить почву в горшке с комнатным растением.
  3. Поставить комнатное растение на мороз.
  4. Забыть полить комнатное растение.
  5. Протереть листья комнатного растения.

А листья всех ли комнатных растений можно протирать?

Дети: - Нет, протирать можно листья крупные, плотные и крепкие. Тонкие и нежные листья нужно опрыскивать. Листья, покрытые ворсинками, нужно мыть жесткой кистью или зубной щеткой.

(Воспитатель размещает на мольберт схемы, изображающие перечисленные способы ухода за листьями комнатных растений)

Воспитатель: - Ребята, какие способы ухода за комнатными растениями вы ещё знаете?

Дети: - Растения поливают.

(Воспитатель размещает схему, изображающую полив растений)

Воспитатель: - Как вы определите, нужно ли поливать комнатное растение?

Дети: - Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.

Воспитатель: - Как правильно поливать растение?

Дети: - Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко.

Воспитатель: - Ребята, а какой температуры должна быть вода для полива комнатных растений?

Дети: - Вода должна быть комнатной температуры.

Воспитатель: - Вспомните еще один очень важный способ ухода за растениями.

Дети: - Почву в горшках комнатных растений рыхлят.

Воспитатель: - Какие правила мы должны соблюдать при рыхлении земли в горшках комнатных растений?

Дети: - Возле корней нужно рыхлить не глубоко, чтобы не повредить корни, а ближе к стенкам горшочка рыхлят глубже.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мне понадобятся ваша помощь по уходу за растениями. Чтобы никому не было обидно, давайте выберем помощников – дежурных по уголку природы при помощи стрелочки.

Воспитатель: - Ребята, сейчас на улице очень холодно, наступила поздняя осень. Что произошло с деревьями?

Дети: - Листья опали, деревья стоят голые.

Воспитатель: - Где теперь травка и цветы?

Дети: - Трава пожелтела и засохла, цветы отцвели и завяли. Все покрыто снегом.

Воспитатель: - Да, ребята, природа заснула. А вот комнатные растения радуют нас круглый год. Мы можем любоваться ими постоянно. А ваши родители: мамы, папы, бабушки, дедушки не знают, какие красивые комнатные растения растут в нашей группе. Мы решили организовать в приемной нашей группы выставку комнатных растений , чтобы и родители могли ими полюбоваться и порадоваться вместе с нами.

Воспитатель: - Посмотрите, на столике стоят комнатные растения, но они выглядят совсем не красиво, и мы не можем поместить их на выставку – их листья запылились, некоторые из них не политы, почву давно не рыхлили. Что же делать?

Дети: - Чтобы растения можно было поместить на выставку, их нужно привести в порядок – протереть листья, опрыскать, полить, порыхлить землю.

Воспитатель: - Ребята, предлагаю вам надеть фартуки и выбрать растение, за которым вы хотели бы поухаживать. (Каждый ребенок выбирает растение и подходит к нему) Давайте вспомним, как называются эти растения ?

Дети: - Узамбарская фиалка, бальзамин (огонек), сансевьера (щучий хвост).

Воспитатель: - Ребята посмотрите еще раз на схемы, размещенные на мольберте, они помогут вам определить, какие способы ухода подходят выбранному вами растению. Объясните, как каждый из вас будет ухаживать за своим растением.

(Дети, глядя на схемы, на состояние почвы и листьев объясняют, почему выбранному ими растению необходим тот или иной уход)

Дети: - Узамбарская фиалка – нужно порыхлить почву, листья помыть при помощи жесткой кисти, так как они покрыты ворсинками.

Бальзамин (огонек) - нужно порыхлить почву, листья опрыскать из пульверизатора, так как они очень тонкие и нежные.

Сансевьера (щучий хвост) – нужно полить, листья протереть тряпочкой, так как они гладкие и жесткие.

На окне цветок колючий - (Показать прямоугольник перед собой)

Вы его не троньте лучше - (Погрозить пальчиком)

Очень больно колется. - (Уколоть пальчиком ладошку и сморщится)

Не подушка для иголок, - (сложенные ладошки под щёчку)

И не ёжик, и не ёлка, - (сложить ладошки, растопырить пальцы,

Но не даст себя в обиду,- (Отрицательный жест головой

и указательным пальчиком)

Потому, что весь в иголках. - (Уколоть пальчиком ладошку)

Воспитатель: - Наши пальчики готовы, можно приступать к работе.

Для того, чтобы приступить к уходу за растениями, возьмите то, что вам понадобится.

(Дети берут необходимый материал: пульверизатор, салфетку для протирания листьев, тазик с водой, жесткую кисть, глубокая чашечка с водой, лейка, лопатки для рыхления).

Воспитатель: - Ребята, не забывайте, что ухаживать за растениями нужно аккуратно, чтобы не повредить листья и корни, иначе растение может погибнуть.

Дети выполняют трудовые действия по уходу за комнатными растениями, воспитатель находится рядом, оказывает помощь при необходимости.

Воспитатель: - Ребята, какие вы молодцы, наши растения похорошели. Как вы думаете, теперь мы сможем поместить их на выставку?

Вам понравилось ухаживать за комнатными растениями? Что вызвало сложности?

Спасибо вам, ребята, растения будут радовать нас своей красотой, и продолжать приносить нам пользу – вырабатывать свежий воздух, и ими смогут полюбоваться ваши родители.

Теперь давайте наведем порядок на своих рабочих местах и займемся оформлением выставки комнатных растений.

Цель: организовать практическую деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы.

- Воспитывать у детей желание трудиться;

- Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями;

- Развивать у детей наблюдательность и любознательность;

- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Методы и приемы: сюрпризный момент, обращение, игровые приемы, вопросы к детям, объяснение, показ способов ухода, привлечение детей к действию, указания, напоминания, оценка детской деятельности.

Форма организации: коллективный труд.

Вид труда : труд в природе.

Оборудование: 2 тазика, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели, игрушка – крот.

Комнатные растения : сансевьера, колеус, фиалка, бальзамин, бегония вечноцветущая, берёзка, традесканция.

После полдника, когда дети закончили кушать, готовлю оборудование: прошу дежурных помочь мне налить в тазики воду, приготовить тряпочки, принести лейки, достать фартучки.

Ход работы

- Ребятки, сегодня к нам в гости пришёл крот. Но крот пришёл не просто так, он пришёл по делу. Крот решил нас с вами предупредить, и спасти наши растения в группе.

- Послушайте, что говорит крот!

- Не печалься, крот, мы спасём наши растения!

- Ребята, давайте прогоним этих злючек!

Но скажите, как мы будем бороться с врагами?

- Правильно, мы польём наши растения, крупные листья протрём тряпочкой, с ворсистых смахнём пыль сухой кисточкой, а мелкие листочки будем опрыскивать.

- Но, ребята, нам с вами нужна защитная одежда, чтобы защититься от этих вредителей. Как вы думаете, что будет нашей защитной одеждой?

- Правильно, фартучки. Давайте наденем их.

- Смотрите, вот так мы будем протирать мокрой тряпочкой крупные листья у сансевьеры. Берём тряпочку, мочим её в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем её и расправляем на ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, затем снизу. Вот так.

- С ворсистых листьев у фиалки и колеуса пыль смахиваем осторожно сухой кисточкой.

- Растения с мелкими листочками, такие как: бальзамин, бегония вечноцветущая, берёзка и традесканция – мы будем опрыскивать.

- Всё всем понятно? Тогда начинаем работу по спасению наших растений.

- Сейчас каждый подойдёт к своему растению, польёт его, а затем уберёт с него злую пыль.

- Не забудьте, ребята, что тряпочки мы отжимаем хорошо. С крупных листьев пыль удаляем влажной тряпочкой, с ворсистых листьев – смахиваем сухой кисточкой, а мелкие листочки – опрыскиваем.

Анализ детской деятельности :

- Вот какие вы у меня все молодцы! Как стараетесь, дружно работаете, всю пыль убрали с растений, теперь злому волшебнику ни за что до них не добраться! Крот благодарит вас, и сейчас пойдёт и всем расскажет, какие у нас в группе хорошие, добрые детки, как они дружно работают!

- Теперь дежурные отнесут тазики в умывальную комнату, выльют из них воду и поставят на место, а все остальные ребята повесят тряпочки на батарею, уберут кисточки в коробку, фартучки – в шкафчик, наполнят лейки водой.

Конспект образовательной деятельности по уходу за растениями в уголке природы в средней группе Цель: организовать коллективную деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы. Задачи: Воспитательные:.

Конспект трудовой деятельности в уголке природы и организация дежурства по столовой в старшей группе Цель. Совершенствование знаний детей о комнатных растениях и умение ухаживать за растениями. Формировать умение детей самостоятельно выполнять.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект трудовой деятельности в уголке природы в старшей группе (уход за комнатными растениями)

Цель : организовать практическую деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы.
Задачи: Воспитывать у детей желание трудиться;
Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями;
Развивать у детей наблюдательность и любознательность;
Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Форма организации: коллективный труд.
Вид труда: труд в природе.

Словарь : рыхлить, опрыскивать, алоэ, герань

Материал и оборудование : клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, тазы.

Дети подходят к воспитателю. Воспитатель начинает беседу:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут . (Комнатные растения)

Посмотрите, что стоит у нас на подоконниках? (комнатные растения) .

Комнатные растения всегда слышат музыку, любят ласковые руки, им нравится, когда с ними разговаривают.

- Какие условия нужны растениям для жизни и роста? (вода, свет, тепло, земля, воздух, питание) .

- Как надо ухаживать за комнатными растениями? Растения надо поливать, рыхлить почву. Надо опрыскивать, протирать крупные листики, чтобы растение могло дышать. Любить цветы и правильно за ними ухаживать.

- А теперь отгадав загадку, вы узнаете, за какими комнатным растениями мы будем ухаживать.

Очищает воздух

Создают уют

На окнах зеленеют

Круглый год цветут (Герань)

Дети подходят к комнатным растениям.

- Как вы думаете, как можно узнать нуждаются ли эти растения в уходе?

Можно пальцем дотронуться до почвы, если почва влажная, то останется на пальце. Значит - это растение поливать не следует. И если на листьях нет пыли, то протирать тряпочкой не надо.

-Возьмите каждый себе комнатное растение, которое нуждается в помощи, поставьте его на стол, наденьте фартуки, возьмите все необходимое оборудование для ухода за вашим растением.

- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила ухода за комнатными растениями (дети называют особенности ухода за геранью) .

- Есть главное условие в работе: РАБОТА СЛАВИТЬСЯ НЕ ТОРОПЛИВОСТЬЮ, А АККУРАТНОСТЬЮ.

Во время ухода за цветами воспитатель спрашивает у детей название комнатного растения, особенности ухода.

Есть такой цветок - алоэ.

Оно целебное такое!

На ранку стоит капнуть сок

И заживет в кратчайший срок.

Вот цветок замысловатый,

Листья вниз свисают,

Хлорофитум пучковатый

Всем полезен, знаю!

На окне в такую рань

Распустилась герань.

Круглые листочки,

Пышные цветочки

Даже очень хороши-

Так решили малыши.

- Вам понравилось трудиться?

-Ребята, зачем нам цветы в группе?

Чтобы было у нас в группе красиво. Растения выделяют кислород, очищают воздух от пыли. Некоторые комнатные растения могут лечить.

-А что нужно, чтобы они и дальше радовали нас, чтобы им хорошо жилось в нашей группе?

Растениям нужен солнечный свет, тепло, вода.

-Посмотрите, какие стали комнатные растения веселые, красивые, чистые. Им легко дышится, они рады, что вы за ними хорошо ухаживали.

Дети убирают растения на свои места, наводят порядок на рабочих местах, убирают оборудование и атрибуты.

- Мы сегодня с вами хорошо потрудились, а сейчас можно отдохнуть и расслабиться. Сядьте на свои стульчики , закройте глаза, расслабьтесь.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, убирать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.

Мы сидим и не играем, а тихонько отдыхаем.

Замедляется движенье, исчезает напряженье .

Открываем глаза, тихо встаем. Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и они вам очень благодарны. Какое у вас настроение? (хорошее!).

Главная Труд

Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы – уход за комнатными растениями (старшая группа).

Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы – уход за комнатными растениями (старшая группа).

Цель:

  • Закреплять знания детей о приёмах ухода за комнатными растениями, о последовательности выполнения работы.
  • Уточнить обязанности дежурных в уголке природы, знания о инвентаре для работы.
  • Систематизировать знания детей о комнатных растениях, продолжать прививать необходимые навыки по уходу за ними.
  • Продолжать учить планировать совместную работу.
  • Прививать интерес, развивать любознательность, желание ухаживать за растениями и животными уголка природы.
  • Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.

Оборудование:

Комнатные растения уголка природы, фартуки, тряпочки, палочки для рыхления, тазик с водой, клеёнка, пульверизатор, ножницы, лейка.

Предшествующая работа:

Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке природы. Чтение стихотворений, загадок. Беседы о растениях.

Ход занятия:

Дети садятся полукругом так, чтобы каждому был хорошо виден уголок природы.

Воспитатель:

-Ребята, вы теперь ходите в старшую группу, а раз так, то вам, как большим поручаем самостоятельное дежурство в уголке природы по двое.

Растение – это самое естественное украшение помещения, за ними нужен постоянный и индивидуальный уход.

Чтение загадок:

Зелёный, в колючках,
Похож на ежа,
А цветки атласные
Белые, жёлтые, красные. (Кактус)

Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой
Многоножка ползет,
С собой листья везет. (плющ)

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Герань)

Воспитатель: Итак, скажите мне, пожалуйста, какие растения есть в нашем уголке природы? Как они называются? (дети называют)

Воспитатель: — Молодцы, все знаете! Расскажите, как мы ухаживаем за нашими растениями?

Дети: поливаем, рыхлим землю в горшочках, обрезаем сухие листья, опрыскиваем и протираем их.

Воспитатель: — А как можно узнать, что растению требуется полив (по цвету — земля серая, на ощупь –сухая).

-Полина, покажи нам, пожалуйста, как правильно поливать комнатные растения. Дети, обратите внимание: носик лейки касается края горшка, воду лить нужно аккуратно, чтобы не размыть корни. Молодец Полина, спасибо.

Воспитатель: — После того, как все цветы политы, что нужно сделать? (набрать в лейки воды, чтоб до завтра она отстоялась и согрелась).

Воспитатель: — Правильно! Ребята, расскажите, что мы используем во время работы в уголке природы кроме леек? (фартуки, тряпочки, тазик, клеёнка, ножницы).

Воспитатель: Какой водой мы поливаем наших зелёных друзей. Из под крана? (Нет! только отстоянной водой или дождевой водой).

Воспитатель: — Верно, водой из под крана комнатные растения поливать нельзя-она холодная и растениям будет неуютно. В умывальной комнате есть тазик с водой для поливки растений.

Воспитатель: — Дети, а для чего мы рыхлим землю в горшочках?

Дети: что бы нужная корням вода и воздух легче проходила сквозь землю.

Воспитатель: — Правильно, а как нужно рыхлить почву? (осторожно, чтобы не повредить корни, иначе, они начнут гнить и растение погибнет). Алёна, покажи нам, как это делать (ближе к краю горшка, вокруг растения).

Воспитатель: — Ребята, подумайте и скажите, какие комнатные растения мы опрыскиваем (традесканция, аспарагус, бегония, плющ). Эти растения наши дежурные будут опрыскивать из пульверизатора. Настя, покажи нам, как это делать. Посмотрите, дети, опрыскивать нужно не только сверху, но и сбоку и снизу. Правильно, молодец.

Вырос высокий цветок на поляне, Руки в вертикальном положении ладони

Прижаты друг к другу, округлить пальцы

Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальчики в стороны.

Всем лепесткам красоту и питанье Ритмичное движение пальцами

Дружно дают под землей корешки. Положить ладони тыльной стороной на

стол, пальцы развести.

Воспитатель: А сейчас, нам нужно разбиться на три подгруппы.

  • Дети за первым столом будут обрабатывать сухим способом
  • Дети за вторым столом влажным способом
  • Дети за третьим столом будут опрыскивать.

Подумайте и возьмите необходимый инвентарь, и приступайте к работе.

Воспитатель: — Итак, мы закончили работу, что делаем дальше?

Дети: Убираем всё на свои места, протираем клеёнку, моем и сушим тряпочки.

Воспитатель: — Молодцы! Вы все отвечали на вопросы правильно и показали хорошие знания о наших зелёных друзьях.

А, в заключение нашей работы, послушайте стихотворение которое приготовила нам Юля:

«Мой зелененький цветок

Вырос на окошке.
Тянет каждый свой листок
К солнцу, как ладошки.
Вырос он и удивился,

Ребята! Если вам сегодня было интересно, и вам нравится ухаживать за растениями, то прикрепите на наше растение красные цветы. А если вам было скучно – желтые. Мне очень приятно, что вам понравилось наше занятие.

Назначение: Данный конспект может быть полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования.

Цель: Формировать интерес к комнатным растениям.

Задачи: Уточнить представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни. Сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

Материал: комнатные растения, лейка, грабельки, салфетки.



Воспитатель:
Хрустит за окошком
Морозный денек.
Стоит на окошке
Цветок-огонек.
Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.



Воспитатель:
Он – на ёжика похож,
Но цветок он, а не ёж.
Знаю точно, кактус тоже
Зацвести красиво может.



Воспитатель: Дети, давайте сравним эти два растения. Чем они похожи?
(Они зелёные, им нужна вода, земля)
Воспитатель: А теперь, чем они отличаются друг от друга.
(По-разному выглядят)
Воспитатель: Главное отличие в том, что их надо по-разному поливать. У огонька тонкие мягкие листья. Ему требуется много воды – это влаголюбивое растение. Поливать его надо часто - через день. А вот у кактуса толстый, сочный стебель. В нем большой запас влаги, а вместо листьев иголочки. Это засухоустойчивое растение, которому надо мало воды. Поливать его надо немного и редко. Дети, а сейчас мы с вами пройдемся по группе, посмотрим, какие растения у нас есть. Определим, какие из них влаголюбивые, а какие засухоустойчивые и поухаживаем за ними. Но перед этим напомните мне, пожалуйста, правила ухода за комнатными растениями.
(Их нужно рыхлить, поливать, протирать, опрыскивать, чистить листики, раз в году пересаживать.)
Воспитатель отправляется с детьми на экскурсию по группе. Дети осматривают растения, определяют к какой группе, они относятся и как их следует поливать. Переходя от растения к растению, дети по очереди поливают их, опрыскивают, рыхлят землю, протирают листочки.




Дети садятся на места.
Воспитатель: Дети, мы хорошо поухаживали за нашими растениями, а сейчас я предлагаю Вам стать художниками и нарисовать наш цветок огонек.



В заключении воспитатель говорит: Мы теперь хорошо знаем, что требуется нашим обитателям уголка природы. Они живые, радуют нас своим присутствием, нам интересно за ними наблюдать. Растения улучшают воздух в группе – выделяют кислород. Они помогают нам быть здоровыми.

Читайте также: