Уходы за саженцами в школьном отделении питомника

Обновлено: 04.07.2024

Агротехника и технология выращивания саженцев в школьном отделении питомника

Чаще всего сеянцы выращивают в теплицах, которые различаются формой перекрытия крыши (односкатные, двухскатные, круговые), видом материала (деревянные, металлические, железобетонные и др.), типом конструкции (оконные, ангарные, арочные, многопролётные и др.), типом ограждения (стеклянные, покрытия из синтетических плёнок и др.), периодом эксплуатации (весенне-летние и зимние), способом обогрева (отапливаемые и неотапливаемые), характером микроклимата (естественный, искусственный), мобильностью (передвижные, стационарные) и т.д. Наиболее перспективны стационарные теплицы блочного и арочного типов со стеклянным или специальным плёночным ограждением.[ . ]

Посев семян, как правило, рядовой (в грядках шириной 1 м и расстоянием между ними 0,4 м) при уменьшении нормы высева по сравнению с открытым грунтом на 20 %. Уход за посевами заключается в регулярном поливе, проветривании, рыхлении почвы и уничтожении сорняков, внекорневой подкормке посевов. Полив проводят с момента высева семян до середины июля утром путём мелкокапельного разбрызгивания воды, т.е. образования тумана. Проветривание теплиц в период прорастания семян проводится редко, в целях сохранения тепла и поддержания высокой влажности воздуха.[ . ]

Лесные саженцы, предназначенные для лесовосстановления, выращивают в древесной школе чаще всего в течение 2-8 лет. После пересадки на лесокультурную площадь они успешно противостоят травам-сорнякам, а также поросли и корневым отпрыскам мягколиственных пород, что сокращает количество агротехнических уходов. При создании культур саженцами число посад очных мест уменьшается на 40. 50 %, по сравнению с посадкой сеянцев. Саженцы широко применяют и при закладке полезащитных лесных полос, озеленении населённых пунктов, для чего их выращивают 6-12 лет и более.[ . ]

В питомниках лесной и лесостепной зон чаще всего выращивают саженцы ели, лиственницы, сосны, липы, клёна, яблони и др. В питомниках степной зоны ассортимент выращиваемых саженцев расширяется: тополь, орех грецкий, белая акация и др.[ . ]

Саженцы выращавают в простой, уплотнённой и комбинированной школах.[ . ]

В уплотнённой школе, где выращивают в основном саженцы хвойных пород, преимущественно ели, применяют чаще всего ленточные схемы, состоящие из 3-5 рядов с размещением в них 0,2. 0,4 х 0,1. 0,2 м (рис. 2.6).[ . ]

В комбинированной школе сочетают производство лиственных пород с длительным сроком выращивания (6-12 лет) с хвойными или кустарниками. Для этих целей лиственные растения высаживают рядами с расстоянием между ними 2,4. 3,0 и 4,0. 4,6 м, а между ними высаживают по ленточной 3-5-рядной схеме хвойные (ель) или кустарники со средним сроком получения посадочного материала в течение 2-3 лет. Расстояние между рядами принимается 0,4 или 0,8 м, а при их уплотнении 0,2. 0,4 м с шагом посадки 0,1. 0,2 м (рис. 2.7).[ . ]

Обработка почвы в школьном отделении питомника проводится в основном такими же приёмами, как и в посевном. Отличительной особенностью является глубина вспашки, определяемая размерами корневой системы выращиваемых саженцев и лесорастительной зоной. В лесной и лесостепной зонах она выполняется в первой школе на глубину 30. 35 см, в степной - 35. 40 см. Во второй школе глубина вспашки принимается соответственно 3 5. 40 см и 40. 50 см, а в третьей - 45. 50 и 55. 65 см.[ . ]

Уход за лесными саженцами включает следующие основные рабочие операции: рыхление почвы, уничтожение сорняков, подкормка растений, полив, защита от грибных болезней и вредных насекомых, которые проводят в основном теми же приёмами, что и в посевном отделении. При выращивании саженцев декоративных и плодовых растений применяют дополнительную агротехническую операцию - формирование кроны.[ . ]




В комбинированной школе саженцы древесных пород выращивают 6-12 лет при расстоянии между рядами 2,4….4,5 м. Между рядами древесных пород высаживают 2 (рисунок 7.1 а) или 4 (рисунок 7.1 г) ряда кустарника со сроком выращивания 2-3 года. В результате неоднократной выкопки кустарника происходит двустороннее обрезание корневой системы у саженцев, оставляемых в школе. Например, для выращивания саженцев ели растения высаживают в 3-5 рядов (рисунок 7.1 б и 7.1 в) или кратное их число (рисунок 7.1 д и 7.1 е) со сроком выращивания 2-3 года чередуют с рядом лиственных или хвойных древесных пород со сроком выращивания 6-12 лет. В ряду саженцы кустарников и ели высаживают через 0,1…0,2 м, а породы с длительным сроком выращивания – через 0,7…1,0 м. Примером комбинированной посадки в школе может служить посадка двухлетних сеянцев рябины, которые высаживают по схеме 2,5 х 0,4 м (рядовая посадка), с последующей посадкой в междурядьях трехрядной ленты кизильника по схеме 45-45-60 см с шагом посадки 0,2 м. Срок выращивания рябины - 4 года, кизильника - 2. Через два года после посадки саженцы кизильника выкапывают, почву дискуют и здесь вновь высаживают по той же схеме сеянцы кизильника. Рябина же продолжает расти в рядах. По истечении еще двух лет и кустарник, и деревья (рябину) выкапывают, освободившуюся площадь пускают под пар. Схема ленточной посадки саженцев в однопородной древесной школе представлена на рисунке 7.2. Количество рядов в ленте, а так же шаг посадки варьируется в зависимости от породного состава и возраста выращиваемых саженцев.


Целесообразно использовать схемы посадки в школе такие же, как и схемы посева семян в посевном отделении питомника, чтобы культиватор с одной настройкой можно было использовать для уходов за посевами и посадками в школах.Густоту посадки в школьном отделении определяют по формуле: для рядовых посадок

где N- густота посадки на 1 га, шт.; р - расстояние между рядами, м ; с - шаг посадки, м; В - ширина ленты вместе с межленточным промежутком, м; Б - число рядов в ленте, шт. Уходы за высаженными в школу растениями заключаются в рыхлении почвы, прополке сорняков, поливах, подкормках и борьбе с вредителями и болезнями растений. Рыхление почвы проводят на глубину 7-12 см культиваторами КРН-2,8МО, ПРВН-2,8 при уходе за рядовыми и ленточными посадками и культиваторами КФП-1,5, КПП-1,5, КФУ-1,5, КРСШ-2,8А - при уходе за ленточными посадками с шириной ленты и межленточного промежутка, равного 1,5 м. Эти культиваторы седлают ряд, высота растений в котором не превышает 60 см. Количество уходов зависит от лесорастительной зоны и составляет 4-5 в первый год выращивания, 3-4 - во второй год и 2-3 - в последующие годы. В районах с малоснежными суровыми зимами осенние рыхления заменяют окучиванием саженцев. Поливы проводят 2-8 раз в год в зависимости от лесорастительной зоны и метеорологических условий года выращивания. Норма одновременного полива - 300-600 м3/га. Сухие корневые подкормки обычно проводят одновременно с культивацией почвы и с обязательным последующим поливом. Опрыскивание гербицидами рационально выполнять сразу же после окончания посадки, пока поверхность поля свободна от сорняков. Дозы велпара для обработки посадок сосны следует выбирать в пределах 0,5-2,0 кг/га, остальных триазинов для обработки сосны, ели, кедра - 2-4 кг/га. Для саженцев барбариса обыкновенного, шиповника, вяза обыкновенного, клена ясенелистного можно применять пропазин и симазин в дозах - 1-4 кг/га. В посадках древесных и кустарниковых пород, более чувствительных к триазинам (лиственницы, березы, жимолости, сирени, липы, спиреи, караганы древовидной), следует применять минимальные дозы симазина и пропазина (0,5-1,0 кг/га). Для уходов за посадками елей при наличии на поле отросших сорняков может быть использован раундап после окончания вегетативного роста в дозах 2-3 кг/га. В посадках ели, сосны и кедра до начала роста растений можно применять гоал (1-2 кг/га). У саженцев ели в целях формирования компактной корневой системы в конце июля - начале августа, в год, предшествующий выкопке, производят вертикальную подрезку корней растущих растений на расстоянии 5 см по радиусу от корневой шейки растений. Подрезку осуществляют корнеподрезчиком КН-1 или вручную остро отточенной лопатой. У саженцев лиственных пород с длительным сроком выращивания для последующего озеленения населенных мест формируют штамб и крону. Школы (плантации) новогодних елей создают трехлетними сеянцами. Срок выращивания их в школе – 5-12 лет и более. Оптимальной густотой посадки сеянцев при создании школ новогодних елей считается 20 тыс. шт./га со схемой посадки 1,0 x 0,5 м. Во время основной обработки почвы желательно внесение органических удобрений. После посадки сеянцев в школу, в первый год в течение лета проводят трехкратную корневую подкормку полным удобрением N100P100K50. В течение трёх-четырех лет проводят химические уходы за почвой, после чего необходимость в них отпадает, т.к. кроны начинают смыкаться. В возрасте 9 лет (3+6) вырубают 50 % елок: через одну в ряду. Оставшиеся растения, размещенные по схеме 1х1 м, доращивают в течение 4-х лет. Такое размещение дает возможность вырастить растения с широкой низко опущенной кроной и хорошим ветвлением. В возрасте 15 лет (3+12) ели достигают высоты 1,5-2,5 м. Новогодние ели должны быть срублены и реализованы в течение 10-15 дней. Чтобы удлинить срок заготовки и реализации новогодних елок, рекомендуется их хранение в полиэтиленовой упаковке, что позволяет начать заготовку за 1,5-2 месяца до наступления Нового года. Весной на освободившейся от деревьев площади проводят корчевку пней, через месяц, когда земля с корней осыплется, проводят вычесывание корней и удаление с площади пеньков. Затем проводится вспашка почвы кустарниково-болотными плугами. В течение лета участок содержат под чистым (дискование БДНТ-2,2) или занятым паром (предпочтение отдается пропашным культурам). После уборки сельскохозяйственной продукции почву осенью пашут без оборота пласта и весной производят посадку сеянцев ели. Примерный перечень задач: 1. Рассчитать число посадочных мест в школьном отделении, если расстояние между рядами 0,8 м, в ряду - 0,5 м. Подобрать сажалку и культиватор для этой схемы посадки. 2. Уплотненную школу ели создают сажалкой СШ-3/5 в пятирядные ленты, шаг посадки 10 см. Рассчитать число посадочных мест и подобрать культиватор для уходов. 3. Рассчитать число сеянцев кедра, нужное для создания уплотненной школы на площади 0,75 га. Схема посадки ленточная пятирядная, шаг посадки - 0,1 м. Подобрать сажалку и культиватор. 4. В питомнике ежегодно производят посадку ели в уплотненную школу на площади 7 га по ленточной пятирядной схеме с шагом посадки 20 см. Определить число посадочных мест, подобрать сажалку и культиватор. 5. Рассчитать площадь школьного отделения, необходимого для выращивания 170 тыс. саженцев кедра. Схема посадки ленточная пятирядная, шаг посадки 0,3 м, планируемый отпад - 15 %. 6. Рассчитать площадь школьного отделения, необходимого для выращивания 60 тыс. саженцев сирени. Схема посадки 45-45-60, шаг посадки – 40 см. Планируемый отпад - 20 %. 7. Рассчитать площадь школьного отделения, необходимого для выращивания ежегодно 1400 тыс. штук саженцев ели в течение двух лет, если посадку сеянцев производят в 10-рядные ленты с размещением 0,1х0,1 м и межленточным расстоянием – 60 см. Планируемый отпад 16 %. 8. Рассчитать площадь школьного отделения питомника, необходимого для выращивания ежегодно 1500 тыс. штук саженцев кедра в течение четырех лет. Схема посадки 50-50-50, шаг посадки 0,8 м. Планируемый отпад – 20 %. 9. Рассчитать количество саженцев рябины и саженцев жимолости, выращиваемых в комбинированной школе на площади 1 га. Схема посадки сеянцев рябины - 2,5х0,4 м; сеянцы жимолость высаживают в междурядьях по 3 ряда, шаг посадки - 0,3 м. Подобрать сажалки и культиватор. 10. Рассчитать число посадочных мест на 1 га по породам в комбинированной школе, если кулисные ряды заложены на расстоянии 4 м друг от друга, шаг посадки 0,5 м; кустарники высажены двумя пятирядными лентами сажалкой СШ-3/5 с шагом посадки 0,2 м. Подобрать культиватор для ухода. Контрольные вопросы 1. Чем отличается технология выращивания саженцев в простой, комбинированной и уплотненной школах? 2. Расскажите о преимуществах саженцев перед сеянцами? Какова ваша точка зрения на это? 3. Какова особенность выращивания саженцев отдельных древесных пород? 4. Обоснуйте агротехнику выращивания саженцев породы, указанной в задании курсового проектирования. 5. Какие мероприятия проводят по уходу за саженцами?

Рыхление почвы начинают сразу после весенней посадки сеянцев, т.к. во время посадки междурядья сильно уплотняются. В дальнейшем междурядья рыхлят при появлении сорняков или после образования на поверхности почвы уплотненной корки. Рыхление – агротехнический прием, обеспечивающий сбережение и накопление влаги, улучшение почвенной аэрации и микробиологических процессов. Это способствует усиление прироста саженцев в школах питомника.

Рыхление междурядий проводят культиваторами КРСШ -2,8А. Глубина рыхления колеблется от 7 до 16 см. Каждый раз глубину рыхления меняют (как правило, от меньшей величины к большей), чтобы предотвратить образование уплотненной подошвы.

Одновременно с рыхлением почвы уничтожают сорняки. Система борьбы с сорняками включает и применение химических средств – гербицидов.

Сразу после пересадки сеянцев хвойных и лиственных пород в школу их обрабатывают симазином в дозе 2кг/га, действующим на прорастающие сорняки через почву. Надземные органы деревьев и кустарников, особенно в период покоя, не подвергаются отрицательному воздействию гербицидов группы симазина. В связи с этим проводят сплошную обработку посаженной школы водным раствором симазина (800-1500 л/га).

На дерново-подзолистых почвах лесной зоны с содержанием гумуса 2-3% семенные двудольные и злаковые сорняки уничтожают при уходе за саженцами ели, применяя симазин в дозе 2 кг/га.

В рекомендуемых дозах симазин илактивируется из почвы в течение 2 месяцев. Обработку этим гербицидом следует чередовать в севооборотных полях школьных отделений с уничтожением сорняков механическим путем.

Подкормки саженцев производят ежегодно путем внесения удобрений на глубину 10-15 см в ходе рыхления почвы культиватором КРСШ-2,8А. Корневые подкормки применяют для ускорения роста саженцев и повышения их сохранности. Дозы минеральных удобрений при подкормках зависят от содержания питательных веществ в почве и выращиваемых пород. На почвах, которые содержат больше гумуса и элементов питания, дозы внесения удобрений при подкормках уменьшаются. Однако даже на высокоплодородных почвах корневые подкормки оказывают положительное влияние на рост саженцев при длительном их выращивании в школьном отделении. В лесной зоне при каждой подкормке саженцев в школе вносят азотные удобрения из расчета по действующему веществу 40-60 кг/га или смеси азотных (30-40 кг/га), фосфорных (50-60 кг/га) и калийных (30-40 кг/га) удобрений.

Выкопка саженцев ели в лентах.

Выкопка саженцев производится в состоянии их биологического покоя; весной это время до набухания почек. Саженцы ели, размеры которых обеспечивают проход под ними трактора, выкапывают машиной ВМ-1,25, агрегатируемой с трактором МТЗ-82. Выкопка саженцев ели осуществляется на 2-ой и 4-тый годы выращивания в древесной школе. На второй год выращивания в апреле производят выкопку, сразу после которой производится выборка (вручную) саженцев, и на этом же поле после проведения дискования и боронования бороной БДН-3,0, вновь осуществляют посадку сеянцев ели. Через 2 года производят выкопку и этих саженцев.

Выборка, сортировка и прикопка выпаханных саженцев.

Выбирают саженцы вручную. Затем их укладывают в ящики или в корзины и относят к затененному месту сортировки. Саженцы сортируют непосредственно на месте выкопки. Сортировка аналогична посевному отделению. Выбранные и отсортированные саженцы помещают в кратковременный прикопке так, чтобы корневые шейки были засыпаны 5-10- сантиметровым слоем земли. В долговременной прикопке саженцы присыпают 25-39 сантиметровым слоем. Для предохранения растений от солнечных ожогов должны быть направлены к югу.

Технологическая схема на выращивание саженцев в комбинированной древесной школе представлена на рис. 4.

Стандартные параметры саженцев к концу срока выращивания. Высота стволика для ели европейской – не менее 30 см; для каштана конского– не менее см. Толщина стволика у корневой шейки: для ели европейской – не менее 6 мм; для каштана конского– не менее мм. Длина корневой системы для саженцев в условиях избыточного увлажнения не менее 20 см.

Выращивание культурных саженцев в плодовой школе.

Плодовая школа предназначена для получения культурных саженцев плодовых пород. С этой целью выращивают сортовые саженцы путем прививки на дички культурного сорта. В таком случае у потомства хорошо сохраняются ценные признаки и свойства материнских деревьев привитого растения, и оно раньше начинает плодоносить.

Плодовые более требовательны к качеству почв, чем древесные породы, поэтому при закладке плодовых школ предъявляют повышенные требования к почвенно0грунтовым условиям, обработке почвы и выбору удобрений. Для выращивания посадочного материала в виде культурных саженцев яблони применяют пятипольный севооборот.

Саженцы плодовых пород выращивают в школьном отделении, которое называют участком формирования. Он состоит из трех полей. На 1-м поле высаживают подвойные сеянцы, полученные из посевного деления или из специализированного питомника. Высаженные растения на этом поле прививают (окулируют) культурными сортами. На следующий год это поле будет называться 2-м полем, или полем однолеток, а затем 3-м полем, или полем двулеток.

На 2-м и 3-м полях формируют штамб (стволик) и крону саженцев. Кроме этих трех полей, в севообороте участка формирования (плодовой школы) имеется занятый пар (1 поле) и чистый пар (2 поле). Таким образом, севооборот включает в себя 5 полей: 1 поле – занятый пар, на котором выращивают пропашные, бахчевые и овощные культуры; 2 поле – чистый, удобренный пар; 3 поле – дички-окулянты (поле окулянтов); 4 поле – культурные саженцы первого года выращивания; 5 поле – культурные саженцы второго года выращивания. Принятая схема севооборота представлена в форме 3.

Обработка почвы в плодовой школе включает применение паров и предпосадочную обработку почвы. Основная обработка почвы проводится в зависимости от принятого севооборота по системе занятого и чистого паров в течение 2 лет. Основное назначение паров – очистка полей от сорняков, накопление влаги, улучшение физических свойств почвы и усиление развития полезных микробиологических процессов.

Предпосадочная обработка почвы включает в себя ранневесеннее боронование. Боронование осуществляется тремя боронами 3БЗСС-1,0, агрегатируемыми с трактором МТЗ-82.

Посадка сеянцев.

На поле окулянтов высаживают сеянцы, называемые подвоем или дичками. Растение, на которое делают прививку, принято называть подвоем, а прививаемый глазок или же черенок от культурного сорта – привоем. От качества подвоев в значительной мере зависят морозо-и засухоустойчивость, а также прочие качества. Поэтому необходимо особое внимание обращать на происхождение подвоев. Они должны быть приспособлены к местным почвенно-климатическим условиям, хорошо срастаться с привоем, обеспечивать у привитого деревца хорошую силу роста, ранее вступление пору плодоношения, высокую урожайность, долголетие, устойчивость против вредителей и болезней. Подвои должны быть хорошо развитыми, иметь разветвленную корневую систему и определенную толщину корневой шейки.

Перед посадкой у подвоев подрезают корни и наземную часть. Подвои высаживают машиной ЭМИ-5 весной при расстоянии между рядами 0,8м и в ряду 0,6м.

Поливы посадок.

Уход за посадками включает в себя обработку гербицидами и трехкратную культивацию почвы с одновременным внесение минеральных удобрений. При обработке гербицидами применяют симазин из расчета 5-10 кг/га (по д. в.), растворенный в 600-1000 л воды. Культивацию производят культиватором КРСШ-2,8А, агрегатируемым с трактором Т-16М.

Прививка.

Прививку саженцев обычно производят во второй половине лета путем окулировки спящим глазком в тот период времени, когда на побегах маточных деревьев имеются хорошо сформировавшиеся пазушные и верхушечные почки. Заготовку черенков проводят в маточном саду. Черенки, с которых срезают глазки, заготавливают перед окулировкой из вызревших частей побега текущего года, расположенных в средней и верхней частях кроны маточных деревьев и имеющих хорошо развитые почки. Вызревание побегов ускоряется прищипкой их вершинок за 10 – 15 дней до срезки. При срезке побегов одновременно обрезают листовые пластинки, обрывают прилистники и оставляют лишь черенки листьев. Для окулировки с черенка срезают щиток с почкой и тонким слоем древесины. Затем на подвое с северной или северо- западной стороны стволика делают Т- образный надрез коры и отгибают её у места разреза от древесины. В надрез коры движением сверху вниз вставляют щиток с глазком и сразу же обвязывают стволик вокруг прививки липовым мочалом или синтетической плёнкой.

Щиток с глазком привоя срастается через 10-15 дней с подвоем. Это можно узнать по оставленной на щитке – привое части черенка листа: если он пожелтел или отпал сам, или же отпадает при прикосновении, то окулировка удалась, и срастание привоя с подвоем произошло. В противном случае черенок засыхает, но плотно держится и не отпадает от черенка.

На пятом поле (поле культурных саженцев второго года выращивания) в мае месяце удаляют шип, срезая его под острым углом над местом основания культурного побега. В конце мая с высоты 0.5 – 0,6 м закладывают крону. Формирование кроны осуществляется в конце лета путём обрезки верхушек сеянцев, превышающих высоту штамба на 20-25 см. Окончательно определяют три ветви будущей кроны. В конце лета заканчивают формирование саженцев, удаляя поросль на штамбе и подрезая ветви для регулирования их роста. После формирования кроны проводят обработку гербицидами и трёхразовую культивацию.

Выкапывают саженцы осенью, когда точки роста переходят в состояние покоя, но листья не опали. Выкапывание осуществляется выкопочным плугом ВМКМ - 0,6 , агрегатируемым с трактором ДТ – 75. Выборку подпаханных саженцев осуществляют вручную. Вслед за выборкой саженцы сортируют по размерам, указанным в технических условиях, ведут подсчёт, а затем временно прикапывают во влажную землю до осенней реализации.

Расчёт необходимого количества сеянцев для посадки приведён в форме 5 и аналогичен расчёту ежегодной потребности в посадочном материале для школьных отделений питомника.

2.3.4. Выращивание черенков в маточной плантации.

Маточные плантации ив создаются для получения черенков, используемых для лесокультурных работ и выращивания черенковых саженцев, а также для заготовки прута, используемого для изготовления плетеной мебели и корзин. Плантации закладывают на участках с ровным рельефом, достаточно плодородными и увлажненными почвами. Затопляемые участки под плантации отводить не следует. Для закладки маточной плантации отбирают лучшие виды и сорта ив. Смешение различных видов и сортов при закладке плантаций и последующей резке хлыстов на черенки запрещается. Почвы под плантации подготавливают по системе черного пара в течение двух лет с основной вспашкой на глубину 35-50 см при помощи плантажных плугов. При этом глубина вспашки должна быть больше длины высаживаемых черенков на 5-8 см. Перед основной вспашкой вносят навоз или компост (40 т /га).

На третий год (закладка маточной плантации) проводят вспашку почвы плугом ПЛН-3-35 с одновременным боронованием бороной 3БЗСС-1.0. Плуг и бороны агрегатируются с трактором МТЗ-82.

Закладывают маточные плантации весной черенками или черенковыми саженцами. На кустовых плантациях ив расстояние между кустами 1×1 м. Перед посадкой нижние срезы черенков подновляют острым ножом и замачивают в течение 4-6 часов в водных растворах стимуляторов роста: индолилуксусной кислоты (ИУК), изомасляной кислоты, парааминобензойной кислоты (ПАБК), лентихнина, гумата натрия и др. Концентрация растворов колеблется в пределах 0,001. 0,03 %. Черенки высаживают вровень с поверхностью почвы, оставляя верхнюю почку открытой.

При закладке плантации 2-летними черенковыми саженцами корневую систему подрезают, оставляя основные корни длиной не менее 15 см. Одновременно укорачивают надземную часть, оставляя пенек высотой до 10. ..12 см.

Посадка черенковых саженцев механизированная и осуществляется посадочной машиной ССН-1, агрегатируемой с трактором МТЗ-82. Уходы, проводимые за посадками, заключаются в трехкратной культивации почвы в междурядьях с внесением удобрений (КРСШ-2.8 А + Т-16М), трехкратном рыхлении и прополке сорняков в полосах шириной 30 см (вручную), двухкратном опрыскивании бордосской жидкостью для борьбы с вредителями и болезнями (Т-16М + ПОМ-630), двухкратном опрыскивании гербицидами (вручную). Осенью производят дополнение посадок в размере 15% и осеннюю перепашку междурядий плугами общего назначения (ПЛН -3-35 + МТЗ-82).

На четвертый год весной кусты срезают на пень на высоте 3 см от поверхности почвы для усиления кущения. Уходы за посадками заключаются в трехкратной культивации почвы в междурядьях с внесением удобрений и в трехкратном рыхлении и прополке сорняков в полосах шириной 30 см. Осенью проводят срезку хлыстов (в среднем по 5 хлыстов с куста), их сбор и выноску, а затем закладку хлыстов на зимнее хранение. Срезанные хлысты увязывают в пучки по 50-100 шт. каждого вида сорта отдельно и хранят до посадки в подвалах переслоенными слегка влажным песком, в траншеях или под снегом. Каждый пучок должен иметь этикетку с указанием породы и сорта. При заготовке большого количества побегов осенью для весенней посадки их хранят в траншеях глубиной 1,5 м. и шириной, равной длине побегов. Траншею роют в сухом месте, на дно ее насыпают слой свежего песка, а на него укладывают рядами пучки побегов. Ряды побегов переслаивают лапником или соломой. Сверху траншею засыпают землей, а зимой, кроме того, снегом, который покрывают соломой.

Эксплуатация плантации проводится с 5 по 15 год. После 4-5 резок побегов на высоте от 6 до 8 см от поверхности почвы (5 лет эксплуатации), один год хлысты не срезают, а в предшествующую этому году осень проводят мелкую перепашку междурядий, одновременно вносят удобрения. На следующий год после отдыха плантации ее омолаживают срезкой 2 летних побегов у самой земли. После омолаживания плантация эксплуатируется еще пять лет. Уходы, проводимые за посадками в период эксплуатации: тридцатикратная культивация почвы в междурядьях с внесением удобрений (Т-16М+КРСШ-2.8А); пятикратное рыхление и прополка сорняков в полосах шириной 30 см (вручную); десятикратное опрыскивание гербицидами (Т-16М + ПОМ-630); десятикратная перепашка междурядий (ПЛН -3-35 + МТЗ-82). Далее осуществляется десятикратное срезание хлыстов, десятикратный вынос хлыстов, десятикратная закладка на хранение. После всех вышеперечисленных операций кусты срезают на пень, а маточную плантацию раскорчевывают и создают вновь.


Зуева А.А. – Методические рекомендации по созданию школьного питомника.-п. Вейделевка: МОУ ДОД Вейделевская РСЮН , 2014.

Ответственный за выпуск: Данченко Ю.В.- директор МОУ ДОД Вейделевская РСЮН

Настоящий сборник адресован руководителям учебно-опытных участков образовательных учреждений, учителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям. Сборник включает методические рекомендации по созданию и планированию питомников на базе образовательных учереждений.

©МОУ ДОД Вейделевская РСЮН,2014

Введение

Декоративные растения и хвойные деревья давно стали любимым материалом в руках специалистов по ландшафтному дизайну. Современный человек настолько привык к красоте, что использует все средства для создания чарующего леса. Но поскольку различные деревья, в особенности хвойные, отличаются медленным ростом, питомники позволяют использовать для озеленения – подрощенные деревья с равномерным распределением и хорошим развитием системы ветвей.

Питомник растений – самый удобный и надёжный способ в создании ландшафтного дизайна и зелёного строительства, поскольку обеспечивает относительно быстрый и надёжный результат. Искусственные насаждения выполняют архитектурно-декоративные и эстетические задачи и очень широко используются в рекреационных, санитарно-экологических, хозяйственных целях. Посадочный материал из питомников широко применяется в формирование новых зелёных уголков, в обновлении и реконструкции насаждений, при этом природный ландшафт сохраняется максимально. Озеленение населённых пунктов искусственными насаждениями включает создание садов, парков, скверов, газонов, бульваров и различных структурных элементов.

Озеленение городских ландшафтов искусственными насаждениями широко используется в архитектурно-декоративных эстетических целях и по-прежнему активно выполняет рекреационные, санитарно-экологические и хозяйственные задачи. Более 80 процентов зелёного строительства обеспечивается основным методом – посадкой, который отличается эффективностью. Посадка саженцев декоративных растений – это надёжность создаваемых лесных культур, причём расход семян, используемых на их выращивание, ниже, чем при посеве. При этом агротехнический уход и различные работы по выращиванию переносятся на питомники посадочного материала.

1.Типы и структура питомников

Питомник -это искусственно созданный участок , предназначенный для выращивания посадочного материала (ГОСТ 17559--82).

В зависимости от назначения, размеров и сроков действия лесные питомники подразделяют на несколько типов. По назначению и продолжительности действия различают временные и постоянные лесные питомники.

Временные питомники закладывают, как правило, с целью выращивания посадочного материала для облесения расположенных в непосредственной близости лесокультурных площадей. Такие питомники целесообразно закладывать у вахтовых поселков при вахтовом методе лесозаготовок, в районах с редкой транспортной сетью, где доставка посадочного материала с постоянного питомника затруднена в период весенней распутицы. Срок действия временных питомников -- до 5 лет. Площадь их обычно небольшая-- до 1 га. Постоянные питомники организуют на более, длительный срок для ежегодного выращивания посадочного материала.

По размерам их разделяют на: мелкие (до 5 га);средние (5--15 га);крупные (более 15 га). По способу организации территории и характеру технологического процесса выделяют еще круговые и подпологовые лесные питомники. Круговые питомники в отличие от обычных (прямоугольных или квадратных по форме) имеют площадь в виде эллипса или круга, в центре которого и по краям сохраняется естественное насаждение. Такая организация территории позволяет выращивать посадочный материал в условиях более близких к лесной среде и избежать трудоемких работ по отенению посевов. Подпологовые питомники организуют для выращивания посадочного материала с улучшенной наследственностью или редких и слабо плодоносящих видов, заготовка семян которых затруднена. В этом случае под пологом взрослого разреженного насаждения, где выбраны минусовые деревья и деревья других пород, проводят подготовку почвы а затем осуществляют уходы за всходами появившимися в результате естественного налета семян. Подпологовые питомники эффективны под пологом высокоствольных плюсовых насаждений хвойных пород.

Кроме указанных типов лесных питомников, в последнее время организуют еще теплично-питомнические комплексы, предназначенные для выращивания высококачественного посадочного материала с улучшенной наследственностью и с закрытыми корневыми системами.

Территорию средних и крупных древесно-декоративных питомников разбивают обычно на четыре основных отдела: 1) размножения; 2) формирования; 3) маточный; 4) хозяйственный.

В зависимости от задания по выращиванию посадочного материала определенных групп пород в производственных отделах питомника (размножения и формирования) выделяют соответствующие хозяйственные части – отделы и школы. Так, в отделе размножения выращивают 1–2‑летний посадочный материал. В нем имеется три отделения: посевное, черенкования и пикировочное. В посевном отделении из посеянных в грунт семян выращивают сеянцы, в отделении черенкования посадочный материал выращивают вегетативным способом – зелеными или одревесневшими черенками, а в пикировочном – путем пикировки развивают у сеянцев хорошую разветвленную корневую систему.

Отдел формирования состоит из трех школ лесодекоративных пород и одной плодовой школы. В различных школах этого отдела выращивают пересаженные из отдела размножения сеянцы или укоренившиеся черенки и отводки. Здесь у них формируют штамб и крону определенных размеров и формы. Выращенные в отделе формирования растения называются саженцами. Здесь же, используя метод прививки, выращивают саженцы декоративных разновидностей или так называемых садовых форм древесных пород – шаровидные, плакучие, пестролистные, красивоцветущие и др. В школе крупномерных саженцев выращивают саженцы декоративных пород возрастом до 12–15 лет для посадки в скверах, парках, на улицах и других зеленых объектах. В плодовой школе выращивают саженцы плодовых пород.

Маточный отдел предназначен для выращивания насаждений, которые в дальнейшем служат источником для получения семян, заготовки черенков, получения корневых отпрысков и отводков.

2. Требование к выбору участка под питомник

При выборе участка под питомник принимают во внимание общую расчетную площадь питомника; соответствие лесорастительных условий участка (почвенных, гидрологических, рельефа, экспозиции) биологии выращиваемых пород; наличие подъездных путей; источники водоснабжения или возможность создания искусственных источников орошения; соответствие конфигурации участка эффективному использованию машин и механизмов; природоохранные и санитарно-гигиенические требования; наличие окружающей растительности; наличие вредителей и болезней деревьев и кустарников; возможность подключения питомника к инженерным коммуникациям.

2.1. Месторасположение

Временные питомники располагают как можно ближе к местам будущих посадок.

2.2.Рельеф

Участок под питомник должен быть ровным или слегка волнистым, с равномерным уклоном до 2-3°. В неполивных питомниках на легких почвах можно использовать участки с уклоном поверхности до 5°.

Направление склонов должно быть:

· в лесной и лесостепной зонах -западное и юго-западное,

· в степной зоне -западное, северо-западное, северное и северо-восточное.

2.3. Гидрологические условия

Питомник следует располагать вблизи водного источника или в местах, где можно устроить водоем. Вода должна быть пресной или с небольшим содержанием водно-растворимых солей. Не допускается закладывать питомники на участках с засоленными почвами, в которых содержание ионов СО2 превышает 0,02 %, ионов НСО3 -- 0,12%, ионов Сl -0,03%, ионов Mn, и Мg -- 0,05%,а также на участках с минерализацией грунтовых вод, превышающей 3 г/л при содержании ионов Сl менее 1 г/л.

Оптимальная глубина залегания грунтовых вод для:

· песчаных почв не менее 1 -- 1,5 м,

· супесчаных -- не менее 2,5 м,

· суглинистых -- не менее 3 -- 4 м.

Нельзя закладывать питомники на участках с близким (менее 1 м) залеганием грунтовых вод, на пойменных, затопляемых участках, а также на участках с длительным застоем дождевой и талой воды (менее 0,5 м от поверхности). На таких участках рост саженцев нередко затягивается до глубокой осени, растения плохо вызревают, что делает их малоустойчивыми к повреждениям низкими температурами. На сырых участках задерживаются проведение ранневесенних: посева и посадки, а также осенняя выкопка и другие работы. Посадочный материал на сырых участках имеет слабо разветвленную корневую систему, плохо приживается при пересадке, чаще поражается различными заболеваниями.

2.4. Почвы

Участок, предназначенный под питомник, должен иметь почвы достаточно плодородные (с содержанием гумуса не менее 2%),глубокие, структурные, хорошо дренированные, свежие, легкие и средние по механическому составу.

Непригодны для закладки питомника почвы: бедные, песчаные, легко развеваемые ветром, каменистые или подстилаемые на не большой глубине щебенистым или меловым грунтом, заболоченные и торфянистые, оплывающие, сильнооподзоленные, глинистые и тяжелые глинистые почвы. Следует также избегать пылеватых почв и почв с близким залеганием водонепроницаемой подпочвы.

Для всех этих типов почв требуется предварительное внесение в течение ряда лет значительного количества органического удобрения и окультуривание. Нельзя закладывать питомники на сильнощелочных (рН более 8) почвах без предварительного гипсования и на слишком кислых почвах (рН менее 4,5) без предварительного известкования.

Лучшие почвы для выращивания посадочного материала в лесостепной зоне -серые и темно-серые легкосуглинистые и суглинистые лесные почвы, черноземовидные супеси, выщелоченные черноземы.

Во всех случаях при выборе участка под питомник следует помнить, что успех выращивания посадочного материала во многом определяется в самом начале организации питомника и связан с водным режимом почв выбранного участка и их плодородием.

3. Организация территории и план питомника

Организация территории питомника - это разделение территории питомника на части, имеющие разное хозяйственное назначение (ГОСТ 17559 -- 82) с целью наиболее эффективного использования площади питомника и обеспечения максимальной механизации работ.

При закладке нового питомника сначала устанавливают его внешние границы, Наиболее оптимальный вариант -это квадратный или прямоугольный питомник с прямыми сторонами, С внешней стороны питомник окапывают граничной канавой глубиной 1 м и шириной по дну 30 см и поверху-1,25 -- 1,75 м. Питомник, кроме этого, защищают изгородью, живой или механической (жердевой, проволочной и т. д.). Затем намечают размещение отдельных производственных частей питомника. Отделения размещают с учетом наиболее целесообразного использования территории по топографическим, почвенным и гидрологическим условиям.

Организационно-хозяйственный план питомника – это программа основной его деятельности на несколько лет (обычно на 10), он составляется на основании расчета потребности в посадочном материале и данных обследования отведенного под питомник участка. В организационно-хозяйственный план входят:

1. список древесных пород, подлежащих выращиванию по годам и на перспективный период;

2. расчет площади отделов питомника;

3. организация территории питомника;

Главной задачей при закладке питомника является структурирование. Границы питомника должны быть четкими и иметь геометрические формы ,отделы питомника должны быть выделены внутренними границами.

Читайте также: