Укажите вещество в виде которого растения способны запасать избыток органических веществ

Обновлено: 05.10.2024

Вода растворяет минеральные вещества, содержащиеся в почве, почвенные растворы всасываются корневыми волосками. Затем по клеткам коры они поступают в сосуды проводящей ткани центрального цилиндра корня. Сосуды — это длинные трубки, образованные из клеток без перегородок, внутреннее содержимое которых отмирает. Сосуды — это мёртвые проводящие элементы, по которым вода и растворённые в ней минеральные вещества передвигаются снизу вверх по стеблю к листьям. Это движение растворов получило название восходящий поток веществ.

Органические вещества транспортируются от листьев по стеблю в направлении корневой системы. Это передвижение происходит по ситовидным трубкам, которые в отличие от сосудов, состоят из живых клеток, поперечные стенки которых имеют много отверстий, т.е. похожи на сито. Передвижение органических веществ от листа ко всем органам по ситовидным трубкам называют нисходящим.

Передвижение веществ у растений
Где и для чего запасаются вещества в растении?

Где и для чего запасаются вещества в растении?

Растения запасают как неорганические, так и органические вещества.

Например, кактусы, алоэ и молочаи имеют мясистые сочные стебли или листья. В них накапливается много воды, которая необходима растениям в засушливый период. Благодаря этому растения могут переносить продолжительные периоды засухи.

Кроме воды, огромное количество растений откладывает в запас органические вещества – углеводы, белки и жиры. Например, крахмал обычно откладывается в сердцевине стебля деревьев, видоизменённых корнях — корнеплодах (морковь, свёкла) и корневых клубнях (георгин), видоизменённых побегах – клубнях (картофель), корневищах (касатик, или ирис) и луковицах (тюльпан).

Белки и жиры запасаются в основном в семенах (кукуруза, горох, фасоль, орех), реже в плодах (облепиха, маслины).

Запасные питательные вещества помогают растениям переносить неблагоприятные условия, обеспечивают появление у них новых органов растений или способствуют размножению.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Энер­гию, не­об­хо­ди­мую для сво­е­го су­ще­ство­ва­ния, рас­те­ния за­па­са­ют в виде ор­га­ни­че­ских ве­ществ. Эти ве­ще­ства син­те­зи­ру­ют­ся в ходе ___________ (А). Этот про­цесс про­те­ка­ет в клет­ках листа в ___________ (Б) — осо­бых пла­сти­дах зелёного цвета. Они со­дер­жат осо­бое ве­ще­ство зелёного цвета — ___________ (В). Обя­за­тель­ным усло­ви­ем об­ра­зо­ва­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ по­ми­мо воды и уг­ле­кис­ло­го газа яв­ля­ет­ся ___________ (Г).

1) ды­ха­ние 2) ис­па­ре­ние 3) лей­ко­пласт 4) пи­та­ние 5) свет 6) фо­то­син­тез 7) хло­ро­пласт 8) хло­ро­филл

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Задание 1. Растения способны к фотосинтезу благодаря тому, что в их клетках имеются:

1) хромосомы; 2) хлоропласты; 3) митохондрии; 4) вакуоли.

Задание 2. Дыхание у растений происходит:

1) Преимущественно в мякоти листьев 2) Только в генеративных органах

3) Во всех органах растений 4) Преимущественно в корнях и стеблях

Задание 3. Значением фотосинтеза в природе НЕ является:

1) накопление органической массы;

2) накопление углекислого газа в атмосфере;

3) поддержание постоянного содержания углекислого газа в атмосфере;

4) накопление кислорода в атмосфере.

Задание 4. Гетеротрофы – организмы, которые:

1) способны самостоятельно образовывать органические вещества из неорганических;

2) способны размножаться половым путем;

3) питаются готовыми органическими веществами;

4) используют энергию солнца для жизнедеятельности.

Задание 5. Процесс дыхания у растений:

1) происходит только на свету;

2) происходит только в темноте;

3) зависит от времени суток и степени освещенности;

4) происходит и днем, и ночью.

Задание 6. Вставьте в текст недостающие слова из предложенного ниже списка.

Растения – уникальные организмы. Они способны образовывать на свету из ___________(А) и _________________(Б) органическое вещество (глюкозу). Этот удивительный процесс называется ___________________(В). Вода и минеральные соли поступают в растение в основном из почвы. Этот процесс называется _________________(Г) питание. Так как большинство растений способно самостоятельно образовывать органическое вещество из неорганического, растения по типу питания относятся к ______________(Д).

Список слов:

1) Дыхание 2) Вода

3) Кислород 4) Минеральное (почвенное)

5) Углекислый газ 6) Гетеротрофы

7) Автотрофы 8) Всеядные

9) Фотосинтез 10) Воздушное

Задание 1. В ходе дыхания происходит:

1) образование органического вещества и поглощение солнечной энергии;
2) расщепление органического вещества и выделение энергии, используемой растениями для процессов жизнедеятельности;

3) расщепление неорганических веществ и поглощение энергии;

4) расщепление органического вещества и образование минеральных солей, необходимых для процессов жизнедеятельности.

Задание 2. Совокупность протекающих в организме различных химических превращений, обеспечивающих рост и развитие организма, его воспроизведение и постоянный контакт с окружающей средой, называется:

1) Фотосинтез 2) Дыхание

3) Обмен веществ 4) Индивидуальное развитие

Задание 3. По типу питания большинство животных являются:

1) Гетеротрофами 2) Сапрофитами 3) Паразитами 4) Автотрофами

Задание 4. Фотосинтез может происходить:

1) Только в темноте 2) Как на свету, так и в темноте

3) Только на свету 4) Независимо от времени суток и освещенности

Задание 5. Автотрофы – живые организмы, которые:

1) способны самостоятельно образовывать органические вещества из неорганических;

2) способны размножаться половым путем;

3) питаются готовыми органическими веществами;

4) являются всеядными.

Задание 6. Вставьте в текст недостающие слова из предложенного ниже списка.

Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в самом растении в ходе ______________(А). Этот процесс протекает в клетках листа в особых пластидах зеленого цвета, которые называются __________________(Б). Они содержат особое вещество зеленого цвета - _________________(В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и ________________(Г) является ____________________(Д).

Список слов:

1) Дыхание 2) Энергия химических связей

3) Кислород 4) Минеральное (почвенное) питание

5) Углекислый газ 6) Хромопласты

7) Энергия солнечного света 8) Хлоропласты

9) Фотосинтез 10) Хлорофилл

Задание 1. Фотосинтез протекает в:

1) зрелой мякоти плода груши 2) корнях одуванчика

3) семенах редиса 4) листьях розы

Задание 2. В процессе фотосинтеза растения:

1) поглощают минеральные вещества корнями из почвы;

2) расходуют энергию органических веществ;

3) потребляют кислород и выделяют углекислый газ;

4) из углекислого газа и воды образуют органические вещества.

Задание 3. Основной орган растений, в котором протекает процесс фотосинтез – это:

1) Корень 2) Стебель 3) Лист 4) Цветок

Задание 4. Гетеротрофы – это организмы, которые:

1) Питаются готовыми органическими веществами, образованными другими живыми организмами.

2) Не используют органические вещества для жизни.

3) Получают органические вещества из почвы.

4) Способны самостоятельно образовывать органические вещества из неорганических.

Задание 5. Автотрофами являются:

1) белка и заяц 2) заяц и белый гриб

3) береза и заяц 4) роза и береза

Задание 6. Вставьте в текст недостающие слова из предложенного ниже списка.

Как и животные, растения дышат. Процесс дыхания растений происходит в клетках всех органов растений. Дыхание происходит __________________________(А). В ходе этого процесса организм растений потребляет газ ______________(Б), а выделяет _____________(В). Газообмен происходит через особые структуры, такие как устьица и чечевички. При дыхании органические вещества _______________(Г), при этом энергия ______________(Д).

Список слов:

1) Кислород 2) Энергия химических связей

3) Постоянно 4) Минеральное (почвенное) питание

5) Углекислый газ 6) На свету

7) Энергия солнечного света 8) Накапливаются

9) Разрушаются 10) Высвобождается

Задание 1. Фотосинтез протекает преимущественно в:

1) Кожице стебля и листа 2) Мякоти листа

3) Почках 4) Корневых волосках

Задание 2. Автотрофы – это организмы, которые:

1) Питаются готовыми органическими веществами, образованными другими живыми организмами.

2) Не используют органические вещества для жизни.

3) Получают органические вещества из почвы.

4) Способны самостоятельно образовывать органические вещества из неорганических.

Задание 3. Растения способны к фотосинтезу благодаря тому, что в их клетках имеются:

1) хромосомы; 2) хлоропласты; 3) митохондрии; 4) вакуоли.

Задание 4. Как называется процесс, изображенный на рисунке:

https://bio6-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=51791

1) Фотосинтез 2) Дыхание

3) Испарение 4) Минеральное питание

Задание 5. Какой клеточный органоиды принимают участие в дыхании:

1) хлоропласты 2) митохондрии 3) рибосомы 4) вакуоли

Задание 6. Вставьте в текст недостающие слова из предложенного ниже списка.

В процессе дыхания растения, как и животные, потребляют ___________(А), а выделяют ___________(Б) и пары воды. Одновременно в листьях осуществляется процесс фотосинтез, который также называют _________________(В). В ходе фотосинтеза растение потребляет ________________(Г) и __________________(Д) при условии наличия энергии солнечного света и образует органического вещества (глюкозы).

Список слов:

1) Кислород 2) Воду

3) Постоянно 4) Минеральное питание

5) Углекислый газ 6) Воздушное питание

7) Энергия солнечного света 8) Почвенное питание

9) Разрушаются 10) Автотрофы

Задание 1. Гетеротрофами являются:

1) белка и картофель 2) заяц и белый гриб

3) береза и заяц 4) роза и береза

Задание 2. В процессе фотосинтеза происходит:

1) Образование углекислого газа 2) Выделение воды

3) Поглощение кислорода 4) Образование органического вещества

Задание 3. Какое из перечисленных условий не имеет значение для фотосинтеза:

1) Наличие воды 2) Наличие углекислого газа

3) Наличие кислорода 4) Наличие света

Задание 4. Совокупность протекающих в организме различных химических превращений, обеспечивающих рост и развитие организма, его воспроизведение и постоянный контакт с окружающей средой, называется:

1) Фотосинтез 2) Дыхание

3) Обмен веществ 4) Индивидуальное развитие

Задание 5. Что из перечисленного является общим для растения и животных:

1) способность к фотосинтезу 2) наличие хлоропластов

3) наличие корней и листьев 4) потребность в дыхании

Задание 6. Вставьте в текст недостающие слова из предложенного ниже списка.

Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ______________(А), а выделяет _______________(Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения. Для этого в листе имеются особые образования — _______(В), расположенные в кожице. Растения способны самостоятельно производить органические вещества (сахара) из неорганических веществ в ходе воздушного питания. По-другому этот процесс еще называют ____________ (Г). Поэтому тип питания у большинства растений - ___________(Д).

Грибы – это представители царства Грибов, которые имеют свою, особую, структуру. Она довольно сложная, и не ограничивается только такими понятиями, как шляпка, ножка, мякоть и гименофор. У каждого плодового тела есть специфический элемент, который называется запасным веществом.

Что такое запасное питательное вещество

Грибы многочисленны и разнообразны, имеют свою классификацию, а поэтому биологи объединили их в единое царство, которое так и называется – Грибы.

Грибы

Назначение и виды запасных углеводов

Не только грибы имеют свойство запасать резервные вещества, необходимые для их жизнедеятельности. И растения, и животные, и даже бактерии обладают такими же особенностями. Но у каждого из этих представителей другой запасной питательный элемент.

Запасное вещество клеток животных

Запасным углеводом клетки является гликоген. Кстати, именно этим животные схожи с представителями грибного царства.


Животная клетка

Гликоген в животном организме запасается клетками печени и скелетных мышц. Это вещество в своем составе содержит остатки глюкозы, однако, в отличие от нее, оно не имеет характерного сладкого вкуса. Данный полисахарид подвергается процессу гидролиза в кислой среде. Происходит это в несколько этапов.

Скопление резервных элементов в гепатоцитах, миоцитах и лейкоцитах животного обеспечивает протекание двух взаимно противоположных процессов. Первым из них является диссимиляция, во время которой происходит высвобождение глюкозной молекулы.

Второй процесс – ассимиляция, которая подразумевает переведение избытка глюкозы в главный запасной углевод – гликоген. Именно он является источником энергии, которая используется для полноценной жизнедеятельности клеток.

Резервное вещество растительной клетки

Фотосинтез способствует образованию органических веществ в клетках зеленых растений. Часть этих элементов откладывается про запас. Основные резервные клеточные элементы – это углеводы, жиры и протеины. Их скопление происходит в разных отделах растения:

В отличие от животной клетки, растительная запасает совсем иной вид углевода – крахмал. Кстати, он откладывается во всех растениях, исключая цианобактерии. Накапливается крахмал в А-хлоропластах, Б-ядре, В-лейкопластах и Г-хромопластах.

В виде крахмала растения накапливают питательные вещества, которые, прежде всего, необходимы для будущих поколений.

Крахмал в растительной клетке отлично подходит для хранения глюкозы, поскольку ее остатки находятся в нерастворимой форме. А при необходимости происходит расщепление резервного элемента обратно до глюкозы. Такой процесс называется гидролизом.

Таким образом, углеводы в клетке растения находятся в нескольких видах:

  • моносахариды (глюкоза);
  • олигосахариды (крахмал);
  • полисахариды (целлюлоза).


Глюкоза дает энергию для роста, крахмал помогает запасать глюкозу и содержит ее в своих клетках. А для чего нужна целлюлоза как одно из резервных растительных веществ? Ее предназначение заключается в том, что она служит строительным материалом для растительных тканей и выполняет опорную функцию – придает растениям необходимую прочность. По распространенности органических веществ целлюлоза занимает первое место на всем земном шаре.

Запасные вещества бактерий

Запасные (резервные) элементы являются питательными веществами для бактерий и сохраняются в их цитоплазме. Они образуются в процессе метаболизма, а начинают накапливаться в том случае, если вырабатываются клетками в чрезмерном количестве. Используются такие резервы в том случае, когда бактерия попадает в агрессивные и пагубные для себя условия окружающей среды.

К основным питательным элементам бактерий относят:

Все эти вещества необходимы для поддержания оптимального клеточного энергетического запаса. Происходит этот процесс под воздействием вырабатывающихся ферментов.

Элементы, которые запасаются на клеточном уровне, зависят от того, в какой среде находится бактерия. Так, одни клетки способны накапливать исключительно полисахариды, в то время как другие структуры способны концентрировать в себе большое количество элементов.

В большинстве случаев главными запасаемым веществом выступает гликоген. Его чаще всего запасают:

  • сальмонеллы;
  • бациллы;
  • кишечная палочка.

Но споровые бактерии, например, клостридии, содержат гранулезу. В ее основе содержится крахмал. Если в окружающей среде, где обитает клетка, отмечается высокое содержание углерода или фосфора, то она активно скапливает волютин. Он содержит полифосфаты, являющиеся источником энергии.

Сера, как резервный элемент, встречается далеко не у всех бактерий. Ее можно обнаружить преимущественно у тех экземпляров, обменные процессы которых тесно связаны с молекулярной серой. Это аэробные тионовые и фототрофные серобактерии.

Первой группе бактерий сера необходима для окисления кислорода. Благодаря такому процессу бактериальная клетка получает необходимое количество энергии. А вот для обеспечения фоторофных серобактерий сера используется в качестве источника электронов. С их помощью происходит восстановление углекислоты.

Какое запасное вещество характерно для клеток грибов

Из числа углеводов, которые относятся к запасным элементам грибов, чаще встречаются гликоген, маннит и микоза.

Концентрация гликогена в грибах может колебаться в рамках 1,5-40%. Все зависит от возраста и разновидности плодового тела: у молодых экземпляров уровень вещества на порядок выше, чем у старших грибов с созревшими спорами.

Строение клетки грибов

Трегалоза (или микоза) – это дисахарид. Он запасается грибами, как правило, в небольших количествах. Исследователи связывают его функции с накоплением маннита и шестиатомного спирта. В особо высоких концентрациях этот элемент встречается у представителей рода Болетовых.

Маннит в большей степени находится у зрелого мицелия и грибов. Образуется он, по-видимому, в процессе метаболизма трегалозы. Иногда в грибном мицелии можно обнаружить жиры. Они скапливаются в виде капель и используются при активном росте плода, а также в период споруляции.


Отличительные особенности гликогена и крахмала

Разница между гликогеном и крахмалом заключается, прежде всего, в особенностях химического строения каждого из веществ:

И, наконец, гликоген является резервным элементом для представителей животного мира, и играет немаловажную роль в энергетическом обмене в организме животного. Этими свойствами крахмал не обладает. Его можно обнаружить только в растениях, которым свойственен фотосинтез.

Читайте также: