Укрепление грунта цементом технология

Обновлено: 05.10.2024

Технологическая карта разработана на основе применения методов научной организации труда и предназначена для использования при составлении проекта производства работ и организации работ и труда на объекте.

Карта составлена на устройство оснований шириной 8 м, при толщине слоя 16 см (в плотном теле) из грунтов, укрепленных цементом (8 %) или битумом (6 %).

В технологическую карту включены следующие работы:

разработка и вывозка грунта;

укрепление грунта цементом или битумом.

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка, ее к местным условиям.

Перед вывозкой грунта верхний слой земляного полотна профилируют автогрейдером за 4 круговых прохода по профилю и прикатывают самоходным катком типа Д-365 на пневматических шинах за 3 прохода по одному следу.

Грунт разрабатывают в карьерах или боковых резервах и вывозят на земляное полотно скреперами. При этом следует учитывать коэффициент разрыхления грунта, ориентировочно равный 1,25 и уточняемый на месте работ.

Грунт следует выгружать на проезжей части параллельными продольными рядами равномерным слоем, постепенно опоражнивая ковш скрепера.

Вывезенный грунт разравнивают на всю ширину проезжей части автогрейдером за 2 - 3 прохода по одному следу, а затем удаляют крупные комья глины, камни, корни и другие посторонние включения.

Перед размельчением грунт должен иметь оптимальную влажность (0,3 - 0,4 влажности при границе текучести). Грунт увлажняют при помощи поливо-моечной машины через распределительную систему фрезы; норму розлива воды устанавливает лабораторный пост.

Размельчение грунта на заданную глубину производят фрезой Д-530 за 1 - 3 прохода по одному следу на третьей скорости с перекрытием смежных полос на 15 - 20 см .

Число проходов фрезы по одному следу назначают в зависимости от степени размельчения грунта. Размельчение считается достаточным, если во взятой пробе грунта количество частиц размером более 5 мм не превышает 25 % от веса грунта.

Грунт, размельченный фрезой Д-530, можно укреплять как цементом, так и битумом.

Укрепление грунта цементом

При укреплении грунта цементом весь комплекс работ (распределение цемента, перемешивание грунта с цементом, увлажнение цементогрунтовой смеси, перемешивание влажной цементогрунтовой смеси, ее профилирование и уплотнение, уход за цементогрунтовым основанием) выполняется поочередно на половинах проезжей части.

Распределение цемента выполняется после разравнивания размельченного грунта распределителем цемента Д-343А (Б), который делает по два прохода на каждой половине основания с перекрытием смежных полос на 15 - 20 см . Норма распределения цемента регулируется дозатором, имеющимся на распределителе.

При распределении цемента все сошники должны быть заглублены в грунт и распределять цемент одновременно. При прекращении подачи цемента в каком-либо сошнике необходимо немедленно остановить распределитель и прочистить сошник.

Качество перемешивания определяется визуально: смесь должна быть однородной.

Перемешивание грунта с цементом производится за 1 - 3 прохода фрезы по одному следу на второй скорости с перекрытием смежных полос на 15 - 20 см .

За первый проход фреза перемешивает сухой грунт с цементом. После первого прохода фрезы определяют влажность цементогрунтовой смеси прибором инж. Ковалева и устанавливают количество воды, необходимой для увлажнения смеси.

За второй проход фрезы, одновременно с перемешиванием, смесь увлажняют через распределительную систему фрезы, куда вода поступает из автоцистерны или поливо-моечной машины, двигающейся сбоку.

За третий проход смесь перемешивается окончательно.

Готовую цементогрунтовую смесь планируют автогрейдером за 4 - 5 проходов по одному следу. После разравнивания и планировки смеси автогрейдером поверхность проверяют рейкой, поперечный уклон - шаблоном, а толщину слоя - мерником. Дефектные места исправляют автогрейдером и вручную с повторной проверкой.

Спрофилированную цементобетонную смесь уплотняют самоходным катком на пневматических шинах за 10 - 12 проходов по одному следу. Первые два прохода каток должен сделать на первой скорости, последующие пять - семь на второй и три последние на третьей скорости. Укатку ведут от краев к оси дороги с перекрытием следов на 25 - 30 см . На краях следует делать 2 - 3 дополнительных прохода катка.

При уплотнении необходимо систематически контролировать влажность и плотность цементогрунтовой смеси; влажность смеси не должна отличаться от оптимальной больше чем на ±2 %, а коэффициент уплотнения не должен быть ниже 0,98.

Уход за готовым основанием осуществляют путем нанесения на поверхность основания водонепроницаемой пленки из эмульсии или жидкого битума, которые наносят автогудронатором из расчета 0,8 - 1 л/м 2 . В сухую и жаркую погоду розлив повторяют через 7 - 10 дней в том же количестве.

При отсутствии пленкообразующих материалов их можно заменить песком. В этом случае песок рассыпают по поверхности цементогрунтового основания слоем 4 - 5 см и увлажняют водой в течение 10 дней. Движение по цементогрунтовому основанию в период его формирования категорически запрещается.

Укрепление грунта битумом

При укреплении грунта битумом работы выполняются на всей ширине основания.

Битум вводится после разравнивания увлажненного (до оп тимальной влажности) грунта подогретым до следующих температур: СГ 15/25-50-60 °С; СГ 25/40 и МГ 25/40-60-70 °С; СГ 40/70 и МГ 40/70-70-80 °С; СГ 70/130 и МГ 70/130- 80-90 °С; СГ 130/200 и МГ 130/200-90-100 °С.

Вязкие битумы для укрепления грунтов можно применять при соблюдении требований СН 25-64.

В распределительное устройство фрезы Д-530 битум поступает из битумовоза.

Битум следует вводить в полной норме за один проход фрезы по следу (за 4 прохода по всей ширине основания с перекрытием смежных полос на 15 - 20 см ). При этом битумовоз движется впереди фрезы, которая одновременно перемешивает грунт.

Окончательное перемешивание битумогрунтовой смеси обеспечивается 1 - 2 дополнительными проходами фрезы на второй скорости.

Готовая битумогрунтовая смесь должна быть равномерно окрашенной, не иметь сгустков битума и неперемешанных комьев грунта.

Разравнивание, планировка и уплотнение битумогрунтовой смеси производится в той же последовательности, как и цементогрунтовой смеси. В дождливую погоду смесь не разравнивают, а собирают в валик автогрейдером и хранят до наступления сухой погоды. Коэффициент уплотнения должен быть не ниже 0,95. При введении в грунт молотой негашеной извести уплотнение должно быть начато не ранее чем через 4 ч после окончания смешения.

После уплотнения битумогрунтового основания по нему следует открыть движение автомобилей с обязательной регулировкой по ширине проезжей части.

В процессе производства работ необходимо проверять температуру применяемых вяжущих материалов, влажность и плотность смеси, толщину слоя, поперечный и продольный уклоны основания.

При производстве работ по устройству цементо- и битумогрунтового основания фрезой Д-530 необходимо выполнять требования следующих документов:

1 . Строительные нормы и правила, ч. II , разд. Д, гл. 5. Автомобильные дороги общей сети Союза ССР. Нормы проектирования. СНиП II -Д.5-62, Госстройиздат, 1964.

2 . Строительные нормы и правила, ч. III , разд. Д, гл. 5. Автомобильные дороги. Правила организации строительства и производства работ. Приемка в эксплуатацию. СНиП III -Д.5-62, Госстройиздат, 1963.

3 . Указания по применению в дорожном и аэродромном строительстве грунтов, укрепленных вяжущими материалами, СН 25 -64, Госстройиздат, 1965.

Все работы по устройству цементо- или битумогрунтовых оснований ведутся в две смены. Для производства работ в каждую смену организуется бригада в составе:

Машинист автогрейдера 6 разр. 1

Машинисты скрепера 6 разр. 2

Трактористы 6 разр. 3

Трактористы 5 разр. 1

Машинист катка 5 разр. 1

Дорожный рабочий 3 разр. 1

В бригаду не входят и оплачиваются особо водители поливо-моечных машин и автоцементовозов.

Машинист автогрейдера занят на работах по устройству основания 5,6 ч , остальное время автогрейдер используется на других участках.

Машинист катка занят на работах по устройству основания в течение 4 ч , остальное время каток используется на уплотнении земляного полотна соседних участков.

Машинист трактора ДТ-54 занят на распределении цемента 2 ч , остальное время используется на подсобных работах данного участка.

Распределитель использовать на других работах невозможно, но он вводится в поток, а его машинист оплачивается повременно.

Автогудронатор приходит в конце смены на 0,6 ч для розлива эмульсии.

Бригада состоит из двух звеньев: звено № 1 выполняет работы по разработке и вывозке грунта, звено № 2 - по укреплению грунта.

Примечание . Шоферы автоцементовозов и поливо-моечных машин в состав звена не входят и оплачиваются особо.

Технологическая схема устройства цементогрунтового основания:

1 - автогрейдер Д-144; 2 - каток Д-365; 3 - скреперы Д-374; 4 - фрезы Д-530 на тракторах С-100; 5 - распределитель цемента Д-343А на тракторе ДТ-54; 6 - автоцементовоз С-571; 7 - поливо-моечная машина КПМ-10; 8 - автогудронатор Д-251; 9 - готовое основание

Указания по организации рабочей зоны

Рабочая зона состоит из трех захваток, каждая из которых имеет протяженность 160 м .

На первой захватке звено № 1 производит профилирование земляного полотна, выполняет разбивочные работы и вывозит грунт для укрепления и устройства съездов.

На второй захватке звено № 1 (автогрейдер и каток) и звено № 2 (фрезы) разравнивают, измельчают вывезенный грунт и уплотняют съезды.

На третьей захватке звено № 2 распределяет цемент, перемешивает его с грунтом, увлажняет цементогрунтовую смесь, окончательно ее перемешивает, разравнивает, уплотняет и осуществляет уход за готовым основанием. Все работы на этой захватке должны быть начаты и закончены в течение смены, исходя из условий твердения цементогрунтовой смеси.

Перед началом работ рабочие должны быть оснащены исправным инструментом, обеспечена бесперебойная (по графику) доставка вяжущих и воды, подготовлены вагончики для жилья и отдыха рабочих (включая вагоно-душ и передвижной туалет), организованы доставка питьевой воды и питание рабочих.

Места производства работ должны быть ограждены предупредительными знаками, а в вечернюю смену - освещены электрическим светом. На рабочем месте должна быть аптечка.

Указания по организации труда в звеньях

Звено № 1 по разработке и вывозке грунта:

Машинисты скрепера 6 разр. 2

Машинист автогрейдера 6 разр. 1

Машинист катка 5 разр. 1

Дорожный рабочий 3 разр. 1

Машинист автогрейдера выполняет работы по профилированию земляного полотна на захватке № 1, разравниванию смеси на захватке № 3 (см. рисунок) и производит профилирование подъездных путей и съездов.

Машинисты скреперов в течение смены разрабатывают и вывозят грунт на земляное полотно и для устройства съездов.

Машинист катка в начале смены выполняет работы по подкатке земляного полотна на захватке № 1, потом уплотняет съезды и земляное полотно соседних участков. Затем каток возвращается на захватку № 3, где уплотняет цементогрунтовую смесь сперва на одной половине основания, затем на второй. В перерывах между уплотнением цементогрунтовой смеси на захватке № 3 каток используется на уплотнении земляного полотна по указанию мастера.

Дорожный рабочий 3 разр. в начале смены производит разбивочные работы на захватке № 1, затем переходит на захватку № 2, где выбирает из грунта крупные комья глины, и другие посторонние включения. После этого он переходит на захватку № 3, где проверяет поперечный профиль цементогрунтового основания по шаблону и исправляет дефекты.

Звено № 2 - по размельчению грунта и укреплению его цементом:

Трактористы 6 разр. 3

Трактористы ДТ-54 5 разр. 1

Трактористы 6 разр. в начале смены перемешивают цементогрунтовую смесь на захватке № 3, причем первая фреза перемешивает сухую смесь, вторая - одновременно увлажняет смесь и перемешивает ее, третья - перемешивает увлажненную смесь. Перемешав смесь на первой половине основания, они переходят на вторую половину, а закончив перемешивание, переходят на захватку № 2, где производят размельчение грунта.

Тракторист 5 разр. распределяет цемент на захватке № 3, регулирует подачу дозатора цемента по указанию мастера и выполняет различные подсобные работы: перевозку инструмента, инвентаря и др.

Директор СоюздорНИИ доктор технических наук В. Михаилов

Ведомственные строительные нормы

Технические указания по комплексным методам укрепления грунтов цементом с применением добавок химических веществ при устройстве дорожных и аэродромных оснований и покрытий

а) укрепление глинистых грунтов (супеси, суглинки и глины) в условиях положительных температур и влажности грунтов не более оптимальной;

б) укрепление тех же разновидностей грунтов в условиях положительных температур и влажности грунтов, превышающей оптимальную;

в) укрепление песчаных грунтов (пески гравелистые, крупные, средние, мелкие и пылеватые) в условиях положительных температур и влажности грунтов не более оптимальной;

г) укрепление тех же разновидностей грунтов в условиях положительных температур и влажности грунтов, превышающей оптимальную;

д) укрепление глинистых грунтов (супеси, суглинки) в условиях отрицательных температур и влажности грунтов не более оптимальной, а также указанных грунтов в условиях отрицательных температур и влажности их, превышающей оптимальную.

Утверждены Техническим управлением Министерства транспортного строительства СССР. Приказ № 35 от 22 июля 1969 г.

Срок введения в действие -

с 1 ноября 1969 г.

а) расширение видов грунтов, пригодных для эффективного их укрепления цементом (например, кислых грунтов подзолистого типа, гумусированных, засоленных и др.);

б) удлинение строительного сезона за счет проведения работ при отрицательных и пониженных положительных температурах и укрепления переувлажненных грунтов;

в) увеличение производительности труда благодаря интенсификации отдельных технологических процессов (размельчения, перемешивания, уплотнения);

г) экономию цемента (для отдельных разновидностей грунта) в среднем на 3 - 4 % от установленной оптимальной нормы вяжущего для обрабатываемого грунта;

д) более высокий коэффициент использования грунтосмесительных и других машин и оборудования.

1.3 . При комплексных методах укрепления грунтов следует применять передовую технику и технологию с использованием специализированных отрядов грунтосмесительных машин с ведущими машинами: грунтосмесителем Д-391, дорожной фрезой Д-530 или стационарными смесительными установками С-543 С-780, Д-709, обеспечивающими получение цементогрунтовой смеси требуемого качества.

1.4 . Работы должен проводить технический персонал, имеющий опыт по устройству оснований или покрытий из грунтов, укрепленных цементом. Это особенно важно при укреплении глинистых грунтов цементом и добавками химических веществ при отрицательных температурах.

1.6 . Основания и покрытия из грунтов, укрепленных цементом и добавками химических веществ, устраивают во II - V дорожно-климатических зонах при положительных и отрицательных температурах.

При отрицательных и пониженных положительных температурах работы во II - IV дорожно-климатических зонах можно выполнять поздней осенью или ранней весной при температуре до -10 °С. При более низкой температуре работы не производятся.

В V дорожно-климатической зоне основания и покрытия из укрепленных грунтов устраивают круглогодично.

1.7 . Обработка переувлажненных грунтов цементом и другими добавками допускается в условиях положительных и отрицательных температур при избыточной влажности грунта, не превышающей оптимальную более чем на 6 %. При этом влажность обрабатываемого грунта не должна быть более 0,8 F (где F - влажность границы текучести грунта).

Химические добавки и их дозировку выбирают с учетом свойств обрабатываемых грунтов и химических реагентов для получения требуемой прочности, водо- и морозостойкости цементогрунта.

Ориентировочное количество некоторых добавок химических веществ (% от веса цементогрунтовой смеси) составляет:

а) извести - 1 - 3;

б) легкорастворимых солей (СаС l 2 , Na 2 SO 4 , Na 2 CO 3 и др.) или каустической соды ( N аОН) - 0,5 - 1,5;

а) пиридиновых остатков - 0,01 - 0,05;

г) сырых, в том числе и высокосмолистых нефтей или жидких битумов, - 2 - 3.

Прочность образцов на растяжение при изгибе для грунтов, укрепленных цементом или цементом с применением добавок различных химических веществ

Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов в возрасте 28 суток, кг/см 2 , не менее .

То же после испытания на замораживание-оттаивание, кг/см 2 , не менее .

Примечание . Эти показатели прочности и методику их определения (приложение 3) используют для цементогрунтов и цементогрунтов с добавками неорганических химических веществ.

1.9 . Конструктивные слои дорожных одежд из грунтов, укрепленных цементом и добавками химических веществ при положительных и отрицательных температурах, разрешается устраивать только на грунтах земляного полотна с влажностью выше оптимальной не более чем на 2 %.

Наиболее универсальная добавка для осушения земляного полотна - молотая негашеная или молотая негашеная гидрофобная известь.

1.12 . Переувлажненные слоя земляного полотна, обработанные известью или другими водосвязывающими добавками, следует рассматривать как конструктивные слои дорожных одежд, обеспечивающие для сооружаемых дорожных конструкций в целом более высокую прочность и устойчивость их во времени.

1.13 . При производстве работ в условиях положительных температур для предохранения от излишнего переувлажнения земляного полотна, возведенного из суглинков или глин, необходимо создавать поперечный профиль земляного полотна с уклоном 50 - 70 ‰. Перед обработкой грунтов цементом излишек грунта по ширине проезжей части срезают ножом автогрейдера и перемещают на обочину, после чего земляному полотну придают требуемый по проекту поперечный профиль.

1.15 . При устройстве конструктивных слоев дорожных одежд из грунтов, укрепленных цементом и добавками химических веществ, необходимо применять для обработки только однородные грунты, характеризующиеся постоянным гранулометрическими химико-минералогическим составом.

1.16 . Грунты, разрабатываемые в притрассовых резервах или выемках для укрепления, должны быть тщательно обследованы, определены условия их залегания и свойства. При неоднородных грунтах необходимо составить детальные схемы последовательности разработки притрассовых резервов или выемок. Указанные мероприятия должны предусматриваться на стадии рабочего проектирования.

Полученные результаты служат основой для внесения соответствующих коррективов в технологию производства работ.

1.18 . При устройстве конструктивных слоев дорожных одежд из суглинков и глин, укрепляемых цементом в сочетании с добавками химических веществ, обрабатываемый грунт должен завозиться на подготовленное, спрофилированное и уплотненное земляное полотно не ранее чем за одну и, в крайнем случае, за две смены до его обработки цементом. Затем слой такого грунта профилируют и уплотняют до плотности 0,80 - 0,85 от максимальной стандартной плотности. Движение автомобильного транспорта по подготовленному слою запрещается.

Такой порядок производства работ существенно облегчает последующее размельчение грунта и способствует получению требуемого агрегатного состава грунта.

1.19 . При проведении работ в сухой и жаркий период при температурах более 20 °С верхнюю часть земляного полотна и слой обрабатываемого грунта обязательно увлажняют до влажности 0,80 - 0,90 от оптимальной.

1.20 . При сооружении земляного полотна из песчаных и супесчаных грунтов во II - V дорожно-климатических зонах грунт отсыпают и уплотняют послойно до верхней отметки цементогрунтового основания, если оно устраивается в один слой. В этом случае грунты обрабатывают грунтосмесительными машинами непосредственно на дороге, и движение автомобильного транспорта по земляному полотну до начала работ не ограничивают. Перед обработкой грунта цементом исправляют поперечный и продольный профили 3 - 4 круговыми проходами автогрейдера с последующей прикаткой поверхности проезжей части.

Конструктивные требования

2.1 . Конструктивные слои дорожных одежд из цементогрунтов с добавками химических веществ при строительстве автомобильных дорог II - V категорий устраивают в различных дорожно-климатических зонах с учетом грунтовых и климатических условий.

Во II дорожно-климатической зоне такие цементогрунты используют в качестве:

а) верхнего и нижнего слоев оснований под усовершенствованные капитальные покрытия при укреплении супесчаных грунтов или для нижнего слоя основания при укреплении суглинков и глин;

б) верхнего и нижнего слоев оснований под усовершенствованные облегченные покрытия при укреплении супесчаных и суглинистых грунтов или для нижнего слоя основания при укреплении глин;

в) переходных и низших типов покрытий при укреплении супесей, суглинков и глин.

2.2 . В III - IV дорожно-климатических зонах цементогрунты применяют в качестве:

а) верхнего слоя основания под усовершенствованные капитальные покрытия при укреплении супесчаных и суглинистых грунтов или для нижнего слоя основания при укреплении супесей, суглинков и глин;

б) верхнего или нижнего слоев оснований под усовершенствованные облегченные покрытия или для переходных и низших типов покрытий при укреплении глинистых грунтов (супесей, суглинков, глин).

Конструкции дорожных одежд со слоями из грунтов, укрепленных цементом и добавками химических веществ

В статье расскажу про стабилизацию грунта, как можно дешево и качественно с сокращением использования песка и щебня сделать не дорогую и долговечную дорогу. Предварительно, единственное что, необходимо снять плодородный слой грунта, обязательно продумать дренажную систему, (произвести ратоты по понижению и отвердению грунтовых вод) и начали делать дорогу.

Сокращение расходов на песок, щебень

При использовании технологии стабилизации грунта, не придется завозить на площадку вообще никаких инертных материалов, тратиться на доставку, дополнительное время и большое колличество лишней техники. Ниже представлено экономическое сравнение затрат.

Во время данного процесса меняется физико-химические свойства грунта, в результате чего создается связное и прочное основание дороги со свойствами, превышающими традиционные слои песка и щебня (к тому же это основание не размывается водой, в отличии от песка).

Стабилизация грунта - когда смешивают все слои основания, добавляя в смесь цемент (только так получается основание, которое будет стоять вечно).

Почему по-прежнему большинство дорог строится старым способом?

Причина банальна, ведь для того, чтобы что-то поменять, нужно в этом разобраться, закупить новое оборудование, найти специалистов, а зачем все это делать, если деньги платят и так, если нормы к дорогам старые, проектировщики проектируют дороги как и раньше (по старым технологиям). Тут менять нужно целый технологический процесс, который тянет за собой большую цепочку и не переоборудование новые средства. Но уверен, когда-то время настанет и сверху спустится указание сделать по-новому и плохие дороги перестанут ассоциироваться с Россией (уйдут термины дураки и придут другие, появятся дороги).

И если статья была вам интересна и вы дочитали её до конца, поддержите проект лайком, это помогает развитию канала, подписывайтесь, пишите в комментариях, я буду рад общению).

И если статья была вам интересна и вы дочитали её до конца, поддержите проект лайком, это помогает развитию канала, подписывайтесь, пишите в комментариях, я буду рад общению).

Сегодня поговорим о такой теме, как строительство дорог с применением стабилизирующих технологий при обработке грунта. На самом деле, тема может показаться легкой, однако существуют определенные нормы и правила при возведении даже относительно небольших участков и дорог не только общего пользования, а, к примеру, внутри дворовых. Основной тезис заключается в правильном понимании того, какой должна быть технология укрепления грунта и его стабилизации.

Технология укрепления грунта

Строительство дорог по технологии стабилизации грунта

Впервые подобная технология была испытана и внедрена ещё в начале 80-х годов в Америке, затем нашла своих поклонников в Европе, в том числе в России. Как и ранее, стабилизация грунта или точней основания (подушки) является оптимальным и с одной стороны выгодным шагом, позволяющим в определенной местности и в некоторых случаях обустроить дорожной полотно без использования таких привычных материалов как асфальт или бетон.

Технология укрепления грунта

Подобная методика характерна не только при строительстве грунтовых дорог, но при реконструкциях насыпей под Ж/Д линии, при строительство асфальтовых или бетонных дорог. Кроме того, широкое применения технология нашла при устройстве искусственных водоемов, где требуется уплотнение почвы.

Стабилизаторы, используемые при данной технологии, позволяют использовать местный материал, к примеру, глину, песок для устройства основания под дорогу. Это выгодно с экономической точки, да и в тяжелых условиях строительства, где нет стабильного подвоза классических строительных средства, использование подобных местных стабилизаторов и материалов вполне обосновано.

Укрепление и стабилизация грунтов

Под укреплением и стабилизацией почвы понимают один из способов, используемых строителями при повышении износостойкости и прочности дорожного полотна, увеличениях сроков использования, а также необходимости сокращения расходов на строительство. По подсчетам специалистов, подобная технология позволяет сэкономить где-то в 1,5 раза на затраты для традиционных материалов.

Кроме того, укрепление грунтов гарантирует сокращение объёмов привозимого грунта для формирования той же дорожной одежды.

Вы должны понимать, как и любой процесс подобная технология включает некоторые этапы. Прежде, чем рассмотрим этапность работы, хотелось бы напомнить, что стабилизация грунта обязательно включает в себя использование специальных минеральных добавок, в том числе цемента. Они позволяют повысить показатели прочности, а также значительно увеличить устойчивость к образованию в будущем трещин или ям.

Что касается самого процесса, то подразумеваются следующие этапы:

  1. Определение характеристик грунта, предварительное исследование.
  2. Подготовка и разработка специального состава для стабилизации.
  3. Выемка лишнего объёма грунтов.
  4. Обустройство определенных уровней почвы и оснований, в которых будет достаточно минеральных примесей.
  5. Уплотнение по средство динамики и статики.
  6. Произведение контроля за проводимыми работами.

Технология укрепления грунтов укрепляющими растворами

Технология укрепления грунта

В мире существует огромный арсенал средств, различных химических реагентов, позволяющих закреплять грунт на достаточно продолжительный период. К преимуществам подобного метода можно причислить:

  • высокий уровень механизации для проведения всех операций;
  • гарантия упрочнения грунта до заданных параметров согласно проектов;
  • небольшая трудоемкость;
  • сокращение ручного труда.

Относительно недавно была разработана технология под названием газовая силикатизация. Под ней понимается применение в качестве укрепления грунта углекислого газа и раствора жидкого стекла.

Технология укрепления грунта

Помимо выше указанной технологии был разработан метод электросиликатизации, во время которого при нагнетании в грунт гелеобрзующих смесей на основе силиката и натрия подается напряжение. Потребление электричества зачастую составляет до 30 кВт на 1 м3. Что касается потребления растворов, то он абсолютно такой же, как и в случае газосиликатиции.

Технология стабилизации грунта

Суть подобной технологии заключается во введении в почву необходимых добавок (минеральных), позволяющих повысить механические свойства. При этом грунт значительно измельчается и смешивается с необходимыми минеральными компонентами для последующего уплотнения. При этом ещё на момент проектирования разрабатывается и определяется необходимый состав компонентов.

После тщательного смешивания измельченных материалов со связующими частицами получается настоящая плита, словно монолит, как раз и образующая необходимое дорожное основание.

Технология укрепления грунта

К конкретным преимуществам подобной технологии можно отнести:

  • сокращение стоимости работ;
  • сокращение времени на работу;
  • обеспечение высокой эксплуатационной устойчивости.

Плюсы технологии

Технология укрепления и стабилизации почвы, как уже выяснили, достаточно популярна не только в нашей стране, но за рубежом. Самое интересное, что по правилам при использовании подобной технологии проводить обустройство дорожных покрытий можно даже в зимний период. Поэтому никакие климатические условия не могут стать проблемой и преградой. Но нужно понимать, что для этого необходимо полное соответствие работам и используемым компонентам.

Технология укрепления грунта

В целом, можно выделить следующие группы преимуществ:

  1. Препятствие при попадании влаги на основание, соответственно высокая устойчивость к эрозии, размоканию и морозостойкости. Единственное исключение в невозможности справится с морозным пучением грунта.
  2. Повышенный, так называемый модуль упругости, сдвигоустойчивости, соответственно снижается эластичность. Вместе с этим гарантируется возможность снижения слоя асфальтобетона вплоть до 50%, исключается просадка, образование колей, а также исключается появление трещин.
  3. Используется материал, в частности, грунт, находящийся уже непосредственно на строительной площадке, в редких случаях привозной. Соответственно экономим на привозных материалах и на затратах для транспортировки.

Технология укрепления грунта

Часто встречающиеся ошибки

К распространенным ошибкам можно отнести:

  1. Использование устаревшей либо не соответствующей техники.
  2. Использование грунта с недостаточной влажностью либо, наоборот, слишком переувлажненного грунта.
  3. Отсутствие контроля при проведении работ по уплотнению слоев.
  4. Неправильная концентрация смеси, то есть малое или большое содержание вяжущих элементов.

Технология укрепления грунта

По итогу хотелось бы выделить следующее, что при подготовке любого объекта и производимых работах, используя технологию стабилизации и укрепления, важно подходить ответственно к проведению в целом работ. Уделять внимание проектированию, инженерно техническому и лабораторному анализу. Без грамотного контроля по составу смеси конечный результат, как экономическая эффективность, будет утерян.

Читайте также: