Урок опыление цветковых растений

Обновлено: 05.10.2024

Оборудование: таблица “Развитие покрытосеменного растения”, муляжи плодов, модель цветка, экран, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний и умений

  • Что такое дыхание?
  • Какие клетки растения интенсивно дышат?
  • Какой газ поглощается при дыхании, а какой выделяется?
  • В какое время суток происходит дыхание у растений?
  • Откуда в растении берутся вещества, участвующие в процессе обмена веществ?

III. Изучение нового материала

На слайде 1 презентации (см. Приложение) обозначена тема урока. План урока (слайд 2)

Учитель. Назовите главные части цветка. Какое строение имеют тычинка и пестик?

  1. Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. (слайд 3). Это важный процесс, без которого не происходит образование плодов и семян. Опыление может происходить различными способами. Заполнение схемы в рабочей тетради.
  2. Перекрестное опыление. Раскрыть биологическое значение перекрестного опыления, его преимущества перед половым.
  1. Насекомоопыляемые растения (слайд 4). Работа в тетради.
  • Крупные одиночные цветки, мелкие собраны в соцветия;
  • Яркая окраска околоцветника;
  • Наличие нектара, аромата (он не всегда приятен для человека);
  • Особое строение пыльцевых зерен.
  1. Ветроопыляемые растения. Признаки цветков ветроопыляемых растений (слайд 5). Работа с учебником (с. 89). Найти признаки ветроопыляемых растений.
  • Цветки мелкие, невзрачные;
  • Не имеют нектарников;
  • Большинство лишены запаха;
  • Образуют много пыльцы, пыльца легкая и сухая;
  • Тычинки на длинных, свисающих нитях;
  • Растения растут большими скоплениями;
  • Зацветают до распускания листьев.
  1. Размножение растений. Размножение – увеличение числа себе подобных особей. Бесполое и половое размножение. Сущность бесполого и полового размножения (слайд 6).
  2. Оплодотворение. Что происходит после опыления? Что такое оплодотворение? Строение тычинки и пыльцы (таблица). Образование пыльцевой трубки 2-х спермиев.
  3. Строение семязачатка. Строение зародышевого мешка. Яйцеклетка и центральная крупная клетка (таблица).
  4. Оплодотворение – процесс слияния двух гамет (слайд 7), учебник, рис.153. Назовите фамилию ученого, открывшего двойное оплодотворение.
  5. Образование плодов и семян (слайд 8).

1 спермий + яйцеклетка зигота зародыш
2 спермий + центральная клетка эндосперм
покровы семязачатка семенная кожура
зародыш + эндосперм + семенная кожура семя
стенки завязи стенки плода (околоплодник)
завязь плод.

10. Развитие покрытосеменных (рис. на с. 80), таблица.

IV. Закрепление знаний

  1. Почему дождливая погода во время цветения яблонь огорчила садоводов?
  2. Почему одно дерево при цветении дает плоды, а другое нет?
  3. Найдите биологические ошибки, допущенные Незнайкой:
Одна пчела летит, за ней вторая.
Вот целый рой, какая благодать!
Летят, березки щедро опыляя,
Рожь опылят – ведь им не привыкать.
Какой сегодня день хороший!
Ну, ветерок родной, не подкачай.
Опыли-ка картофель, горошек –
Будет щедрый у нас урожай!

Рефлексия

Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я первоцветным лугом
Один или с хорошим другом,
Который сам не любит суеты.

За нами шум и пыльные хвосты –
Все улеглось! Одно осталось ясно,
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
(Н. Рубцов)

Какое обращение красной нитью проходит через эти стихи? Какие меры по охране растений необходимо соблюдать?

Урок построен на основе проблемной ситуации и активной работы учащихся по ее разрешению. Удачной на этом уроке будет работа с интерактивной доской.

ВложениеРазмер
urok_opylenie.doc 172.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

Тема урока: Опыление у цветковых растений.

Цель урока: создать условия для формирования понятия об опылении, его способах и биологическом значении, приспособлениях цветков к различным способам опыления.

  1. формировать понятие об опылении, его значении для размножения растений, о приспособленности цветков к опылению насекомыми и ветром;
  2. развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, делать выводы;
  3. способствовать формированию познавательного интереса, эстетическому воспитанию.

Актуализация опорных знаний.

  1. Каково значение цветка для растений?
  2. Назовите главные части цветка.
  3. Каково строение и значение тычинок?
  4. Какое строение имеет пестик? Какова его роль?
  5. Какие цветки называют обоеполыми? Раздельнополыми?
  6. Чем различаются простой и двойной околоцветник?
  7. Какова роль околоцветника?
  8. Что такое соцветие?
  9. Какие бывают соцветия?
  10. Какова биологическая роль соцветий?

Итак, цветок — орган размножения. Его строение приспособлено к выполнению этой функции. После цветения образуются плоды и семена. Но всегда ли так происходит?

Создание проблемной ситуации. Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделывали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было.

Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал, и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Почему? (обсуждение проблемы, выдвижение гипотез).

Причиной бесплодия клевера оказалось отсутствие шмелей, опыляющих это растение. Только после того, как в Австралию и Новую Зеландию были завезены из Англии шмели, клевер стал давать богатые урожаи семян.

- Что мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель? Какие задачи будем решать?

Открытие новых знаний.

Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Пыльца с тычинок может попадать на рыльце пестика того же цветка – самоопыление.

Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка - перекрестное опыление.

- Как пыльца может попадать с одного цветка на другой?

- Чем цветки привлекают насекомых?

Давайте попробуем взять на себя роль насекомых (например, бабочек) и выбрать те цветки, которые они посещают. (На доске рисунки различных цветков насекомо- и ветроопыляемых растений. Учащиеся прикрепляют бабочек на те цветки, которые опыляются насекомыми, и объясняют свой выбор).

- Каковы же признаки насекомоопыляемых цветков?

  1. Яркая окраска околоцветника
  2. Цветки крупные или собраны в соцветия
  3. Сильный запах, не обязательно приятный
  4. Наличие нектара
  5. Цветки обоеполые

- Какой должна быть пыльца, чтобы удержаться на теле насекомого? (липкая, с неровной поверхностью)

Вывод: Итак, чтобы обеспечить процесс опыления, а значит, и размножения растения, цветки имеют особые приспособления для привлечения насекомых.

- А как же опыляются остальные цветки, на которые не прилетают насекомые? (оставшиеся без бабочек рисунки на доске).

- Каковы их приспособления?

  1. Маленький невзрачный околоцветник в виде пленчатых чешуй
  2. Мелкие цветки собраны в длинные соцветия
  3. Цветки раздельнополые
  4. Пестики длинные или раздвоенные, опушенные
  5. Тычинки длинные
  6. Пыльца легкая, летучая, ее много
  7. Растения растут большими группами, цветут до распускания листьев

Самостоятельная работа по вариантам.

Задание: 1. Внимательно прочитайте текст.

«… Всех больше украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но цветы на стебле собрались в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку. А так как стебли этого растения никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. Ещё и потому невозможно было бы не обратить внимание, не залюбоваться этим растением, что едва пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.

2. Ответьте на вопросы

Часть А. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

  1. земляника лесная
  2. рябина обыкновенная
  3. таволга вязолистная
  4. берёза белая.

А2. Описанное в тексте растение относится к жизненной форме:

  1. деревья
  2. кустарники
  3. травянистые растения
  4. цветущие растения.

А3. Описанное в тексте растение относится к отделу:

  1. мохообразные
  2. папоротникообразные
  3. голосеменные
  4. покрытосеменные.

А4. Описанное в тексте растение относится к классу двудольных по признаку:

  1. корневая система мочковатая
  2. стебель внутри пустой (полый)
  3. жилкование листьев сетчатое
  4. цветки собраны в соцветие.

А5. Описанное в тексте растение относится к группе насекомоопыляемых по признаку:

  1. мелкие невзрачные цветки
  2. высокий рост растения
  3. ароматные цветки
  4. пустой внутри стебель.

А6. К насекомоопыляемым растениям не относится:

  1. орешник (лещина обыкновенная)
  2. таволга вязолистная
  3. черёмуха обыкновенная
  4. одуванчик лекарственный.

А7. Описанное в тексте растение обитает:

  1. на дне озера
  2. в сырых местах
  3. в засушливых местах
  4. в садах, огородах.

А8. Опыление – это процесс:

  1. поглощения углекислого газа растением
  2. переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика цветка
  3. оседания пыли на листьях растения
  4. опудривания растения порошком от вредителей.

В1. Выберите три верных ответа из шести.

Признаками насекомоопыляемых растений являются:

  1. одиночные невзрачные цветки
  2. медвяный аромат цветков
  3. крупные белые цветки
  4. мелкая лёгкая пыльца
  5. липкая пыльца
  6. цветение до распускания листьев.

В2. Установите соответствие между способом опыления цветков и видовым названием растения:

Способ опыления цветков

Видовое название растения

А. ландыш майский

Б. земляника лесная

В. рожь посевная

Д. таволга вязолистная

В3. Установите соответствие между способом опыления цветков и признаками растения:

Способ опыления цветков

2. Опыление насекомыми

А. крупные одиночные цветки

Б. мелкие невзрачные цветки

В. ароматный нектар

Г. цветение до распускания листьев

Д. сухая, мелкая, лёгкая пыльца

С1. Как вы думаете, таволга вязолистная это ветроопыляемое или насекомоопыляемое растение? Обоснуйте свой выбор и приведите не менее 3 доказательств.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправляя их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Таволга вязолистная относится к царству цветковых растений. 2. Органами таволги вязолистной являются стебель, листья, цветки. 3. Таволга вязолистная имеет органы, поэтому её считают высшим растением. 4.Мелкие ароматные цветки таволги вязолистной собраны в соцветия и заметны для насекомых. 5. Таволга вязолистная - это невысокое дерево.

Задание: 1. Внимательно прочитайте текст.

«Известно, что орешник цветет самым первым, первее даже ольхи. У пчеловодов, которым важно знать, когда что цветет, цветение орешника служит своеобразным эталоном, или, скажем, началом шкалы, вроде нуля на термометре, или вроде первого января. В пчеловодческих календарях, если хотят указать, когда цветет то или иное растение, обозначают количество дней после цветения орешника. Например, липа зацветает на семьдесят второй день.

2. Ответьте на вопросы.

Часть А. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

А1 . Правильное систематическое название орешника:

  1. ольха чёрная
  2. жимолость лесная
  3. лещина обыкновенная
  4. крушина ломкая

А2. Орешник относится к жизненной форме:

  1. деревья
  2. кустарники
  3. травянистые растения
  4. цветущие растения.

А3. Орешник является представителем отдела:

  1. мохообразные
  2. папоротникообразные
  3. голосеменные
  4. покрытосеменные.

А4. Орешник является однодомным растением по признаку:

  1. женские и мужские цветки расположены на разных растениях
  2. женские и мужские цветки расположены на одном растении
  3. все цветки обоеполые расположены на одном растении
  4. на всех растениях только женские цветки

А5. Орешник относится к группе ветроопыляемых растений по признаку:

  1. крупные цветки
  2. ароматные цветки
  3. много лёгкой сухой пыльцы
  4. наличие женских цветков.

А6. К ветроопыляемым растениям не относится:

  1. ландыш майский
  2. рожь посевная
  3. орешник
  4. берёза белая.

А7. Орешник зацветает раньше липы:

  1. на 80 дней
  2. на 72 дня
  3. на 64 дня
  4. на 56 дней.

А8. Опыление – это процесс:

  1. поглощения углекислого газа растением
  2. переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика цветка
  3. оседания пыли на листьях растения
  4. опудривания растения порошком от вредителей.

В1. Выберите три верных ответа из шести.

Признаками ветроопыляемых растений являются:

  1. невзрачные цветки собраны в соцветие
  2. медвяный аромат цветков
  3. крупные белые цветки
  4. мелкая лёгкая пыльца
  5. липкая пыльца
  6. цветение до распускания листьев.

В2. Установите соответствие между способом опыления цветков и видовым названием растения:

Способ опыления цветков

Видовое название растения

1. Опыление ветром

2. Опыление насекомыми

Б. земляника лесная

В. рожь посевная

В3. Установите соответствие между способом опыления цветков и признаками растения:

Способ опыления цветков

1. Опыление насекомыми

2. Опыление ветром

А. крупные одиночные цветки

Б. растут скоплениями

В. ароматный нектар

Г. цветение до распускания листьев

Д. сухая, мелкая, лёгкая пыльца

С1. Как вы думаете, орешник - это ветроопыляемое или насекомоопыляемое растение? Обоснуйте свой выбор и приведите не менее 3 доказательств.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправляя их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Орешник – это представитель класса цветковых растений. 2. Орешник - это высокий кустарник, поэтому его относят к высшим растением. 3. Орешник – первое цветущее растение. 4. Мелкие мужские цветки орешника собраны в соцветия, и пыльца легко переносится пчёлами. 5. Орешник помогает пчеловодам определять сроки цветения медоносных растений.

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Какая информация оказалась полезной?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Строение цветковых растений"

Презентация по теме "Строение цветковых растений" по курсу природоведение 5 класс по программе В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа. Неживая и живая".


Презентация по биологии для учащихся 6 класса "Оплодотворение у цветковых растений"

Процесс опыления и оплодотворения у покрытосеменных (цветковых )растений.


План морфологического описания цветкового растения

План морфологического описания цветкового растения может пригодится при изучении ботаники, общей биологии, во внеурочной работе по предмету.

Зачет по теме "Органы цветкового растения"

зачет проводится после изучения темы в 6 классе.


Тест по теме "Строение цветковых растений"

Предлагаемый тест разработан на основании содержания параграфа 38 учебника "Природоведение. Природа. Неживая и живая" (авторы В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) для 5 класса. Уровень сложности - с.


Органы цветковых растений. Корень

Методика данного учебного занятия основывается на технологии проблемного обучения и направлена на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для формирования понятия об опылении, его способах и биологическом значении, приспособлениях цветков к различным способам опыления.

формировать понятие об опылении, его значении для размножения растений, о приспособленности цветков к опылению насекомыми и ветром;

развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, делать выводы;

способствовать формированию познавательного интереса, эстетическому воспитанию.

Актуализация опорных знаний.

Каково значение цветка для растений?

Назовите главные части цветка.

Каково строение и значение тычинок?

Какое строение имеет пестик? Какова его роль?

Какие цветки называют обоеполыми? Раздельнополыми?

Чем различаются простой и двойной околоцветник?

Какова роль околоцветника?

Что такое соцветие?

Какие бывают соцветия?

Какова биологическая роль соцветий?

Итак, цветок — орган размножения. Его строение приспособлено к выполнению этой функции. После цветения образуются плоды и семена. Но всегда ли так происходит?

Создание проблемной ситуации. Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделывали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было.

Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал, и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Почему? (обсуждение проблемы, выдвижение гипотез).

Причиной бесплодия клевера оказалось отсутствие шмелей, опыляющих это растение. Только после того, как в Австралию и Новую Зеландию были завезены из Англии шмели, клевер стал давать богатые урожаи семян.

- Что мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель? Какие задачи будем решать?

Открытие новых знаний.

Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Пыльца с тычинок может попадать на рыльце пестика того же цветка – самоопыление.

Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка - перекрестное опыление.

- Как пыльца может попадать с одного цветка на другой?

- Чем цветки привлекают насекомых?

Давайте попробуем взять на себя роль насекомых (например, бабочек) и выбрать те цветки, которые они посещают. (На доске рисунки различных цветков насекомо- и ветроопыляемых растений. Учащиеся прикрепляют бабочек на те цветки, которые опыляются насекомыми, и объясняют свой выбор).

- Каковы же признаки насекомоопыляемых цветков?

Яркая окраска околоцветника

Цветки крупные или собраны в соцветия

Сильный запах, не обязательно приятный

- Какой должна быть пыльца, чтобы удержаться на теле насекомого? (липкая, с неровной поверхностью)

Вывод: Итак, чтобы обеспечить процесс опыления, а значит, и размножения растения, цветки имеют особые приспособления для привлечения насекомых.

- А как же опыляются остальные цветки, на которые не прилетают насекомые? (оставшиеся без бабочек рисунки на доске).

- Каковы их приспособления?

Маленький невзрачный околоцветник в виде пленчатых чешуй

Мелкие цветки собраны в длинные соцветия

Пестики длинные или раздвоенные, опушенные

Пыльца легкая, летучая, ее много

Растения растут большими группами, цветут до распускания листьев

Применение знаний.

Самостоятельная работа по вариантам.

Задание: 1. Внимательно прочитайте текст.

«… Всех больше украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но цветы на стебле собрались в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку. А так как стебли этого растения никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. Ещё и потому невозможно было бы не обратить внимание, не залюбоваться этим растением, что едва пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.

2. Ответьте на вопросы

Часть А. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

А2. Описанное в тексте растение относится к жизненной форме:

А3. Описанное в тексте растение относится к отделу:

А4. Описанное в тексте растение относится к классу двудольных по признаку:

корневая система мочковатая

стебель внутри пустой (полый)

жилкование листьев сетчатое

цветки собраны в соцветие.

А5. Описанное в тексте растение относится к группе насекомоопыляемых по признаку:

мелкие невзрачные цветки

высокий рост растения

пустой внутри стебель.

А6. К насекомоопыляемым растениям не относится:

орешник (лещина обыкновенная)

А7. Описанное в тексте растение обитает:

в засушливых местах

в садах, огородах.

А8. Опыление – это процесс:

поглощения углекислого газа растением

переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика цветка

оседания пыли на листьях растения

опудривания растения порошком от вредителей.

Часть В.

В1. Выберите три верных ответа из шести.

Признаками насекомоопыляемых растений являются:

одиночные невзрачные цветки

медвяный аромат цветков

крупные белые цветки

мелкая лёгкая пыльца

цветение до распускания листьев.

В2. Установите соответствие между способом опыления цветков и видовым названием растения:

Способ опыления цветков

Видовое название растения

А. ландыш майский

Б. земляника лесная

В. рожь посевная

Д. таволга вязолистная

В3. Установите соответствие между способом опыления цветков и признаками растения:

Способ опыления цветков

2. Опыление насекомыми

А. крупные одиночные цветки

Б. мелкие невзрачные цветки

В. ароматный нектар

Г. цветение до распускания листьев

Д. сухая, мелкая, лёгкая пыльца

Часть С.

С1. Как вы думаете, таволга вязолистная это ветроопыляемое или насекомоопыляемое растение? Обоснуйте свой выбор и приведите не менее 3 доказательств.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправляя их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Таволга вязолистная относится к царству цветковых растений. 2. Органами таволги вязолистной являются стебель, листья, цветки. 3. Таволга вязолистная имеет органы, поэтому её считают высшим растением. 4.Мелкие ароматные цветки таволги вязолистной собраны в соцветия и заметны для насекомых. 5. Таволга вязолистная - это невысокое дерево.

Задание: 1. Внимательно прочитайте текст.

«Известно, что орешник цветет самым первым, первее даже ольхи. У пчеловодов, которым важно знать, когда что цветет, цветение орешника служит своеобразным эталоном, или, скажем, началом шкалы, вроде нуля на термометре, или вроде первого января. В пчеловодческих календарях, если хотят указать, когда цветет то или иное растение, обозначают количество дней после цветения орешника. Например, липа зацветает на семьдесят второй день.

2. Ответьте на вопросы.

Часть А. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.


Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме: Автор разработки: учитель биологии 2-й дидактической категории Князева Т.А. Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме: "Опыление цветковых растений" Тип урока: усвоение новых знаний

Задачи урока:

обучающиеся должны знать понятие опыление, уметь различать растения с разным типом опыления, понимать биологическое значение опыления;

показать практическую значимость изучения опыления;

продолжить развитие общих учебных умений и способов деятельности;

умений анализировать и выделять главное, обобщать и делать вывод, продолжить развитие умений осуществлять рефлексию своей деятельности.

Планируемые результаты обучения:

  • знать характеристики видов опыления растений;
  • уметь отличать ветроопыляемые растения от насекомоопыляемых растений.

Межпредметные:

Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.

развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению опыления растений.

Формиро-вание УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный этап. (1 мин)

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу

К(5-7) 5.

- Добрый день, ребята!

Ребята, обратите внимание на девиз сегодняшнего урока

«На уроке, как в лесу

Едва-едва отвлёкся – все ушли вперед.

Приветствие учителя. Настраиваются на работу.

2. Мотивация учебной деятельности. ( 3 мин)

Цель: актуализация опорных знаний и способов действий

П(5-7) 2.1

П(5-7) 2.2

Р(5-7) 4

- Подумайте, о каком процессе идет речь?

Каждую весну воздух над лугами и лесами наполнен густыми ароматами цветов, а взор поражает их пёстрое многообразие. Пробудившись от зимней спячки каждое растение, стремится дать жизнь новым поколениям. СЛАЙД 3

- Что называется размножением?

- Как называется размножение с участием половых клеток?

- О размножении, каких растений идёт речь?

- С каким органом покрытосеменного растения связано половое размножение?

- Чем отличаются цветки разных растений друг от друга?

- самая яркая и заметная часть цветка, часто окрашена в разные цвета?

- Какие части цветка отвечают за размножение?

- Женский орган цветка?

- Мужской орган цветка?

- Вспомним главные части цветка и их строение.

- Для этого выполните задание: напишите цифры, указывающие строение пестика и тычинки в нужном порядке. СЛАЙД 4

- Оцените свою работу. Для этого нам поможет оценочная цветовая шкала: (на доске)

не справился - желтый

и цветок на вашей парте.

- Вы берете цвет лепестка и приклеиваете его
к 1.

- С их участием происходит два процесса. Об одном из них мы сегодня поговорим. Слайд 5

Воспроизводят имеющиеся знания о растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их.

Формулируют тему урока, цель урока.

Отвечают на вопросы.

Составляют схему, проверяют, оценивают, приклеивают к цветку первый лепесток.

3. Постановка целей и задач урока.(3 мин)

Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи

- Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделывали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было. Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал, и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Почему не происходило размножение? СЛАЙД 6

- Что мы будем изучать сегодня на уроке?

- Какие задачи будем решать?

В случае затруднения ответа, учащимся показывается слайд со шмелём, потом прочитывается текст (Приложение1) СЛАЙД 7

ТЕМА УРОКА: Опыление цветковых растений.

- дать определение опылению

- рассмотреть виды опыления

- показать практическое применение знаний. СЛАЙД 7а

Обсуждают проблему, выдвигают гипотезы.

Формулируют тему и задачи урока.

4. Первичное усвоение новых знаний. (10мин)

Цель: поиск решения учебной задачи.

Организует работу в группах с учебником по видам опыления (задания выдаются на карточках - Приложение 2).

В ходе беседы проверяет результаты работы. СЛАЙД 8

- Оцените свою работу, приклеив к цветку второй лепесток. Слайд 8а

Организует работу по заполнению таблицы в парах:

Проверяет работу. СЛАЙД 8а

- Оцените свою работу, приклеив к цветку третий лепесток

- Оказывается, насекомых привлекает не только приятный запах. Сейчас разыграем сценку, из которой вы узнаете или вспомните два новых факта. (Приложение 4). ЗВУК пчелы и мухи. Слайд 9

Отвечают на вопрос.

Работают в группах с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике и с дополнительной информацией.

Составляют схему опыления.

Работают в парах по заполнению таблицы.

Оценивают работу и приклеивают лепестки: второй и третий.

Отвечают на вопросы.

5. Домашнее задание. (1мин)

Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы

6. Первичное закрепление.(4 мин)

Цель: построение ориентированной основы нового способа действия.

- Все мы помним жителя Цветочного города, придуманного писателем Носовым - Незнайку. Помним и о его потрясающем умении нарушать установленные правила, вносить сумятицу в царившие до его появления покой и порядок. Однажды Незнайка прослушал лекцию “доктора цветочных наук Чашелистикова” и выдал следующие строки

«Во поле берёза стояла

«Как на нашей грядке

Расцвёл горошек сладкий

Мушки, пчёлки налетят,

Находят и исправляют ошибки.

7. Самостоятельное применение знаний.(1 мин)

Цель: выяснить умение применения знаний в новой ситуации.

Задаёт вопросы: Слайд 13

– Почему ливни над фруктовым садом весной могут стать причиной плохого урожая осенью?

– Почему весной выносят ульи в цветущий сад?

Оцените свою работу, приклеив четвёртый лепесток.

Отвечают на вопросы.

Оценивают и приклеивают к цветку четвёртый лепесток.

Рассказ о самоопылении и искусственном опылении. Слайды 14-18

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (4 мин)

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Организует тестовую работу и

контрольно-оценивающую деятельность (Приложение 5) слайд 19

- В центре вашего цветка заготовка теста, вы ставите буквы ответа под цифрами вопроса.

- Оцените свою работу, приклеив пятый лепесток. СЛАЙД 20

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат

и приклеивают к цветку пятый лепесток

9. Рефлексия. (3 мин) слайд 21

Цель: инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Оценивают свою работу, работу класса и учителя, и приклеивают к цветку шестой лепесток.

Задают вопросы учителю.

Критерии, показатели, диагностический инструментарий оценивания УУД обучающихся

Л(5-7) 1.4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общест­венной практики.

Л(5-7) 1.5. Освоение социальных норм, пра­вил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах сверстников

Л(5-7) 2.1. Сформированность ответствен­ного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развития опыта уча­стия в социально значимом труде.

Л(5-7) 3.2. Готовность вести диалог с други­ми людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные:

П(5-7) 1.1. Сформированность умения озна­комительного и изучающего чтения

П(5-7) 1.2. Сформированность умения само­стоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и интернета, для выполнений учебных заданий.

П(5-7) 2.1. Сформированность умения созда­вать и использовать модели и схемы для решения задач.

П(5-7) 2.2. Сформированность умения осу­ществлять выбор способов решения задач.

П(5-7) 3.3. Сформированность умения оформлять учебный проект под руково­дством учителя в соответствии с требова­ниями

Регулятивные:

Р(5-7) 1.1. Сформированность умения в со­трудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Р(5-7) 2.1. Сформированность умения в со­трудничестве с учителем планировать пути достижения познавательных задач;

Р(5-7) 4. Сформированность умения в со­трудничестве с учителем осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия.

Р(5-7) 5. Сформированность умения само­стоятельно оценивать правильность выпол­нения действия на уровне соответствия ре­зультата заданным требованиям

Коммуникативные:

К(5-7) 1.1. Сформированность умения учи­тывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем;

К(5-7) 1.2. Сформированность умения пла­нировать общие способы работы в совмест­ной деятельности под руководством учителя.

К(5-7) 4. Сформированность умения обме­ниваться необходимой и полезной информа­цией для общения и деятельности и оказы­вать необходимою помощь партнеру в про­цессе сотрудничества

К(5-7) 5. Сформированность умений аргу­ментировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности

К(5-7) 6.1. Сформированность, умений в со­ответствии с коммуникативными ситуация­ми использовать речевые средства для реше­ния различных коммуникативных задач

Приложение 1

Приложение 2

Слова: опыление, самоопыление, перекрестное опыление, искусственное, в природе, перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика, перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же самого цветка, перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика цветков других растений. Потомство очень похоже на родительское растение. Потомство приобретает новые свойства, более жизнеспособно.

Читайте также: