Устойчивые к ядохимикатам виды насекомых вредителей формируются в результате отбора движущего

Обновлено: 05.10.2024

1) По гипотезе эволюции, борьба за существование будет наиболее оже-

сточенной, если на одной территории будут жить организмы:

а) многих разных видов

б) двух разных видов

в) двух близких видов

г) только одного вида

2) Что правильно?

а) популяция — форма существования вида

б) вид — форма существования популяции

в) естественный отбор приводит к борьбе за существование

г) борьба за существование приводит к естественному отбору

3)Сложные и многообразные отношения внутри видов, между видами

и с условиями внешней среды Дарвин называл:

а) борьбой за существование

б) естественным отбором

В борьбе за существование менее

а) погибают все сразу

б) не оставляют потомства

в) оставляют меньше потомства, чем более приспособленные

г) не доживают до половой зрелости и гибнут

Внутривидовая борьба идет более ожесточенно, чем межвидовая,

потому что у организмов одного вида одинаковые:

а) генотипы б) фенотипы

в) способности к размножению

г) пищевые потребности

В окрестностях города, загрязняющего окружающую среду, светлые бабочки стали встречаться реже, а темных бабочек стало больше. Такую форму отбора называют:

а) движущей б) ликвидирующей

На зеленом лугу среди зеленых кузнечиков идет отбор по окраске тела, который называют:

а) дизруптивным б) движущим

Примеры действия стабилизирующей формы естественного отбора:

а) гибель во время урагана воробьев с длинными и короткими крыльями

б) выживание в мутной воде мелких крабов, дыхательные щели которых не засоряются

в) численное увеличение в промышленных районах темных бабочек и уменьшение светлых

г) появление на сенокосных лугах двух популяций растений, цветущих до и после покоса

Индустриальный меланизм у бабочек может быть свидетельством:

а) действия дизруптивного отбора

б) существования движущего отбора

в) действия стабилизирующего отбора

г) возможности сохранения полезных мутаций

Соотношение разных генов в популяции может нарушаться в результате:

а) естественного отбора

б) появления мутаций

в) возникновения модификаций

г) миграции особей

Основные причины борьбы за существование в пределах популяции:

а) большая численность особей

б) меняющаяся численность особей

в) меняющиеся условия среды

г) неблагоприятные условия среды

д) ограниченность кормовой базы

е) естественный отбор

Для борьбы с насекомыми – вредителями приходится постоянно создавать новые ядохимикаты, потому что:

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

А) индивидуальное развитие организмов;

Б) изменение особей;

В) историческое необратимое развитие органического мира;

Г) изменение жизни растений и животных.

А2. Бинарная номенклатура в практику биологии была введена:

А) К. Линнеем; Б) Ж.Б. Ламарком;

В) М. Шлейденом Г) Ч. Дарвином.

А3. Главной движущей силой эволюции Ж.Б. Ламарк считал

А) естественный отбор;

Б) борьбу за существование;

В) искусственный отбор;

Г) стремление организмов к совершенствованию.

А4. Главная заслуга Ч. Дарвина в развитии биологии состоит в

А) формулировании клеточной теории;

Б) выявлении движущих сил эволюции;

В) разработке методов селекции;

Г) создании первой иерархичной системы природы.

А5. Процесс в результате, которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями, называется:

А) естественным отбором Б) борьбой за существование;

В) искусственным отбором; Г) видообразованием.

А6. Устойчивые к ядохимикатам виды насекомых- вредителей формируются в результате отбора

А) методического; В) движущего;

Б) стабилизирующего; Г) искусственного.

А7. Зеленые гусеницы, живущие на зеленых листьях, имеют окраску

А) предупреждающую; В) расчленяющую;

Б) мимикрическую; Г) покровительственную.

А8. Примером межвидовой борьбы за существование служат отношения между

А) молодыми соснами в лесопосадках;

Б) львами и гиенами;

В) колорадским жуком и его личинкой;

Г) грифами, дерущимися из-за добычи.

В1. Выберите три правильных ответа из шести.

Основными движущими силами эволюции, по мнению Ч. Дарвина, являются

А) изначальная целесообразность;

Б) наследственная изменчивость;

В) борьба за существование;

Г) стремление организмов к совершенствованию;

Д) искусственный отбор;

Е) естественный отбор.

В2. Установите соответствие между формой отбора и его особенностями.

Особенности

Форма отбора

А) приводит к формированию приспособленности организмов к среде;

Б) приводит к возникновению новых видов, родов;

В) протекает быстро;

Г) протекает очень медленно;

Д) формирует признаки, полезные для человека;

Е) приводит к появлению новых сортов, пород.

Часть 3 . Дайте полный развернутый ответ.

С1. Как можно объяснить возникновение длинной шеи у жирафа с позиций

Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина?

С1. Элементы правильного ответа:

1) С позиций Ж.Б. Ламарка, длинная шея жирафа – результат стремления организмов к совершенствованию. В результате упражнения органа (вытягивания шеи) и передачи по наследству приобретенных изменений с течением времени сформировалась длинная шея.

2) С позиций Ч. Дарвина, длинная шея жирафа – результат движущих сил эволюции (наследственной изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Спецификация теста

Доли и кол-ва тестовых заданий на проверку в каждой выделенной ДЕ

Доля от всех ТЗ, %

Количество ТЗ

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

Вид — элементарная эволюционная единица.

Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

Борьба за существование и естественный отбор.

Тест по теме учение Чарлза Дарвина

Тестовые задания с одиночным выбором:

Основной труд Ч. Дарвина:

г) «Происхождение популяций.

Чарльз Дарвин не посетил во время своего кругосветного путешествия:

а) Галапагосские острова;
б) Северная Америка;

в) Австралия;
г) Африка.

Устойчивые к ядохимикатам виды насекомых-вредителей формируются в результате отбора:

Движущей и направляющей силой эволюции является:

а) дивергенция признаков;

б) разнообразие условий среды;

в) естественный отбор наследственных изменений;

г) разнообразие видов.

Элементарной эволюционной единицей считают:
а) вид;
б) геном;
в) генотип;
г) популяцию.

При чрезмерном увеличении численности особей внутривидовая борьба в популяции:

б) не обостряется;

в) остается неизменной;

г) обостряется, только у некоторых видов.

Полезные мутации распространяются в популяции благодаря:

а) перемещению особей;

б) свободному скрещиванию;

в) физиологической изоляции;

г) экологической изоляции.

Примером межвидовой борьбы за существование служат отношения между:

а) молодыми соснами в лесопосадках;

б) колорадским жуком и его личинкой;

в) грифами, дерущимися из-за добычи;

г) львами и гиенами.

Тестовые задания открытого типа:

Процесс исторического развития органического мира. Изменение и усложнение растений и животных в течение многих миллионов лет. Вымирание одних видов, выживание других, давших начало новым видам – это…

Создание новых пород животных и культурных сортов растений путем систематического отбора и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами называется…

Основной эволюционный процесс , в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью – это…

Форма естественного отбора, при которой его действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака называется…

Единица вида и эволюции – это…

Внезапное изменение наследственных свойств организма, приводящее к изменению тех или иных признаков называется….

Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды – это…

Тестовые задания на установление последовательности:

Последовательность эволюционных процессов и явлений в ходе видообразования, следующая:

а) борьба за существование;

б) естественный отбор;

в) противоречие между неограниченным размножением и ограниченными жизненными ресурсами;

г) возникновение различных способов приспособления к условиям окружающей среды;

д) образование новых видов.

Последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса, следующая:

а) борьба за существование;

б) размножение особей с полезными изменениями;

в) появление в популяции разнообразных наследственных изменений;

г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями;

д) закрепление приспособленности к среде обитания.

Последовательность процессов географического видообразования, следующая:

а) распространение признака в популяции;

б) появление мутаций в новых условиях жизни;

в) пространственная изоляция популяций;

г) отбор особей с полезными изменениями;

д) образование нового вида.

Тестовые задания на соответствие:

Нижеперечисленные научные идеи принадлежат следующим ученым:

Формы борьбы за существование характеризуются следующими признаками:

Формы борьбы за существование характеризуются следующими признаками:

а) малярийный плазмодий паразитирует в организме человека;
б) нижний ярус образует теневыносливые растения;
в) отсутствие зайцев в лесу, снижает численность волков;
г) конкуренция между серой и черной крысами;
д) В гнездо ласточки-береговушки заползла змея.

1. внутривидовая;
2. межвидовая;

Правильными являются следующие утверждения:

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию;

2. Разные популяции одного и того же вида не скрещиваются между собой;

3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков;

4. Популяция является элементарной единицей эволюции;

5. Группа лягушек, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию.

Развернутый план теста

ОВ – одиночный выбор

О – открытого типа

П – установить последовательность

С- установить соответствие

МВ – множественный выбор

Критерии оценивания:

Правильные ответы:

борьба за существование

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 959 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.06.2016 13382
  • DOCX 29.2 кбайт
  • 100 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Киселёва Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


в пределах старого ареала

А9. На рисунке изображен филогенетический ряд лошади, кото­рый может служить доказательством эволюции

А10. Широкий ареал вида может свидетельствовать о его

При выполнении заданий с кратким ответом В1 — ВЗ запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Примерами аро-
морфозов могут служить

легочное дыхание у земноводных

плоская форма тела камбалы

внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся

семенное размножение у растений

отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

крылья птицы и крылья бабочки

Б) обтекаемая форма тела у китов и рыб

различная форма клюва у разных видов галапагос­ских вьюрков

Г) различия в окраске большой синицы, московки и лазоревки

Д) плоская форма тела донных рыб (скат, камбала, палтус)

Е) незначительные различия во внешнем облике близких видов

Тип эволюционных изменений

ВЗ. Установите правильную последовательность ароморфозов в порядке их возникновения.

Б) аэробное дыхание

Г) легочное дыхание

Д) дифференциация клеток, появление тканей

С1. В отличие от свободноживущих плоских червей, бычий цепень не имеет пищеварительной системы, органов чувств и развитой нервной системы, но имеет присоски, крючья и высокую плодовитость. Объясни­те эти факты, используя знания об основных линиях эволюции.

Часть А: 2,1,3,2,2,4,3,4,3,4. В1: 1,4,5. В2: 1,1,2,1,2. В3: БДГВА

С1: бычий цепень обитает в среде с относительно постоянными условиями, обилием пищи и отсутствием врагов. Редукция системы пищеварения, органов чувств и нервной системы – пример дегенерации, связанной с паразитическим образом жизни. Крючья и присоски - идиоадаптации, частные приспособления, с помощью которых цепень удерживается в кишечнике хозяина. Высокая плодовитость – идиоадаптация, связанная с проблемой заселения новых хозяев. Значительная часть потомства гибнет, оказавшись во внешней среде. Чем больше потомков, тем больше вероятность, что кого-то из них попадет в организм нового хозяина.

А1 . Главной движущей силой эволюции Ж. Б. Ламарк считал

борьбу за существование

стремление организмов к совершенствованию

А2. Главная заслуга Ч. Дарвина в развитии биологии состоит в

формулировании клеточной теории

создании первой иерархичной системы живой природы

разработке методов селекции

выявлении движущих сил эволюции

A3. Источником наследственной изменчивости служат

борьба за существование и естественный отбор

сезонные изменения условий обитания

мутации и рекомбинация генов при половом размножении

А4. Направленные изменения генофонда популяции происходя в результате

колебаний численности особей

А5. В пищевой цепи насекомое - насекомоядная птица хищник при резком возрастании численности насекомых

усиливается конкуренция между насекомоядными птицами

ослабляется конкуренция между насекомыми

ослабляется конкуренция между насекомоядными птицами

усиливается конкуренция между хищниками

А6. Устойчивые к ядохимикатам виды насекомых-вредителей формируются в результате отбора

А7. Результатами эволюции являются

изоляция и дрейф генов

многообразие видов и их приспособленность

популяционные волны и модификационная изменчивость

борьба за существование и естественный отбор

А8. Новые виды являются результатом


искусственного мутагенеза

А9. На рисунке изоб­ражены органы человека, функционировавшие у да­леких предков, но утратив­шие свое значение. Это

А10. Ароморфоз, позволивший земноводным освоить сушу, — это

При выполнении заданий с кратким ответом В1 — ВЗ запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Конвергентная эволюция

приводит к формированию аналогичных органов

приводит к формированию гомологичных органов

приводит к появлению внешнего сходства у неродственных организмов

приводит к появлению отличительных черт у родственных организмов

происходит у организмов, обитающих в разных средах

наблюдается у организмов, обитающих в сходных условиях

приводит к формированию приспособленности орга­низмов к среде

Б) приводит к возникновению новых видов, родов

Г) протекает очень медленно

Д) формирует признаки, полезные для человека

Е) приводит к появлению новых сортов, пород

ВЗ. Установите правильную последовательность событий при географическом видообразовании.

A) сохранение естественным отбором особей с измененными признаками

Б) появление в изолированной популяции новых наследственных изменений

B) свободное скрещивание особей в пределах всего ареала

Г) отделение части ареала физической преградой

Д) изменение генофонда популяции и репродуктивная изоляции

С I. Как можно объяснить возникновение длинной шеи у жирафа с позиций Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина?

А: 3,4,3,4,3,1,2,1,4,2. В1: 1,3,6. В2: 1,1,2,1,2,2. В3: вгбад

С1: с позиций Ж.-Б. Ламарка, длинная шея жирафа-результат стремления организма к совершенствованию. В результате упражнения органа (вытягивания шеи) и передачи по наследству приобретенных изменений с течением времени сформировалась длинная шея. С позиций Ч. Дарвина, длинная шея жирафа – результат действия движущих сил эволюции (наследственной изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора).

А1. Заслуга К- Линнея в развитии биологии состоит в том, что он

выявил движущие силы эволюции

создал иерархичную систему живой природы

является автором первого эволюционного учения

сформулировал клеточную теорию

А2. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор — это

движущие силы эволюции органического мира

результаты эволюции органического мира

направления эволюции органического мира

основные закономерности эволюции органического мира

A3. Совокупность всех генотипов популяции составляет ее

А4. Генетическое равновесие популяции проявляется в том, что в ее генофонде

количество доминантных и рецессивных аллелей одинаково

частота доминантных аллелей постоянно растет

частота разных аллелей остается постоянной

большое количество рецессивных мутаций не проявляется в фенотипе

А5. Примером межвидовой борьбы за существование служат отношения между

молодыми соснами в лесопосадках

колорадским жуком и его личинкой

грифами, дерущимися из-за добычи

львами и гиенами

А6. Естественный отбор является направляющим фактором эво­люции, т.к. сохраняет особей

с наиболее разнообразными генотипами

с генотипами, обеспечивающими формирование признаков, наиболее соответствующих условиям обитания

с генотипами, обеспечивающими формирование полезных человеку признаков

не имеющих наследственных изменений в генотипе

А7. Мимикрией называют

яркую окраску, делающую организм заметным на окружающем фоне

окраску, благодаря которой организм становится незаметен на окружающем фоне

подражание организмов одного вида организмам другого, защищенного вида

А8. Главным критерием целостности вида является его изоляции


А9. На рисунке изображены зародыши позвоночных на ран стадии развития (слева направо: рыбы, саламандры, черепахи, крысы, человека). Сходство зародышей может служить примером доказательств эволюции

А10. Идиоадаптациями называют

органы, утратившие в ходе эволюции свои функции

упрощение уровня организации

мелкие приспособительные изменения

изменения, приводящие к общему подъему уровня органи­зации

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Согласно представлениям Ж- Б. Ламарка

приспособленность животных — результат упражнения или неупражнения органов

виды не изменяются

приспособленность — результат изначальной целесообраз­ности

приобретенные в течение жизни изменения наследуются

главная движущая сила эволюции — естественный отбор

организмам присуще стремление к совершенствованию

A) филогенетический ряд лошади

Б) сходство строения конечностей птиц и пресмыкаю­щихся

B) отпечатки древних папоротникообразных в каменном угле

Г) окаменелые останки динозавров

Д) особенности строения яйцекладущих млекопитаю­щих (утконоса, ехидны)

Е) рудиментарные органы

В3. Установите правильную последовательность изменения представлений о происхождении видов.

приспособленность видов — результат стремления к совершенствованию

Б) многообразие живой природы — результат естественного отбора

виды не изменяются, приспособленность изначально цел сообразна

Г) важное значение для эволюции имеют рецессивные мутации, составляющие резерв наследственной изменчивости

С1 . Рассмотрите рисунок. В чем причина сходства внешнего строения изображенных животных? Как называется данный тип эволюционных преобразований?


А: 2,1,4,3,4,2,4,3,4,3. В1: 1,4,6. В2: 1,2,1,1,2,2. В3: ВАБГ

С1: причины внешнего сходства – сходная среда обитания и сходный образ жизни. Такой тип эволюционных преобразований называют конвергенцией – схождением признаков, т.е. приобретением неродственными организмами сходных внешних черт.

А1 . С точки зрения Ж. Б. Ламарка, признаки, приобретенные ор­ганизмами в течение жизни,

не передаются потомкам

связаны с изменениями в генотипе

А2. Фактор эволюции, проявляющийся в конкуренции между особями одного или разных видов, — это

борьба за существование

A3. В ходе эволюции наследственная изменчивость

всегда носит приспособительный характер

является результатом искусственного отбора

является фактором, сохраняющим лучшие генотипы

поставляет материал для естественного отбора

А4. К нарушению генетического равновесия популяции не причисляют

свободное скрещивание особей данной популяции

пополнение ее особями из другой популяции

давление естественного отбора

резкое сокращение численности популяции в результате ка­тастрофы

А5. Вследствие большой плодовитости организмов и ограничен­ности ресурсов

возникает мутационная изменчивость

происходят колебания численности

возникает борьба за существование

появляется модификационная изменчивость

А6. Формирование приспособленности к новым условиям обитания происходит под действием отбора

А7. Предупреждающая окраска у животных

отпугивает самцов своего вида

делает животных похожими на неживые предметы

делает животных менее заметными

А8. В результате расчленения ареала вида физическими преградами, препятствующими свободному скрещиванию особей, происходит видообразование


внезапное

А9. На рисунке показаны нехарактерные для человека, но изредка проявляющиеся признаки далеких предков. Это

А10. Формирование в ходе эволюции различных отрядов млекопитающих — результат

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Общим для эволюции и селекция является то, что в обоих случаях

формируются полезные для организмов признаки

материал поставляет комбинативная изменчивость

появляются новые формы организмов

материал поставляет модификационная изменчивость

главным фактором является искусственный отбор

материалом служат мутации

A) отсутствие пищеварительной системы у ленточных червей

Б) грызущий ротовой аппарат колорадского жука

B) хорошее обоняние у крота

П редукция листьев у повилики

Д) двойное оплодотворение у цветковых растений

Е) теплокровность у птиц и млекопитающих

ВЗ. Установите правильную последовательность действия движу­щих сил эволюции.

гибель большей части особей

Б) интенсивное размножение организмов

несоответствие числа особей количеству ресурсов

Г) борьба за существование

Д) выживание и размножение наиболее приспособленных

С). На рисунке изображены бабочки березовые пяденицы, темные и светлые формы. При каких условиях соотношения численное темных и светлых форм в популяции будет меняться в ту или т сторону? Как называется данная форма естественного отбора?


Ответы А: 3,2,4,1.3,2,1,2,3,1. В1: 2,4,6 В2: 3,2,2,3,1,1 В3: ВБГАД

С1: в условиях обилия на деревьях лишайников (чистый воздух, сельская местность) птицами будут уничтожаться преимущественно темные бабочки, поэтому светлоокрашенных будет больше. В загрязненных районах (промышленные центры) светлые бабочки будут более заметны на закопченной коре деревьев. Птицы будут поедать светлых бабочек и темных будет больше. Это пример движущей формы естественного отбора.

А1. Что из перечисленного не является заслугой К. Линнея?

введение в науку двойных латинских названий для обозна­чения видов

создание первой научной классификации организмов

создание первого эволюционного учения

описание большого числа видов растений и животных

А2. По мнению Ч. Дарвина, главное значение для эволюции име ет изменчивость

A3. С. С. Четвериков установил, что генофонд естественных популяций

представлен в основном доминантными гомозиготами

представлен преимущественно гомозиготными особями с ре­цессивным признаком

насыщен рецессивными мутациями, не проявляющимися в фенотипе

насыщен доминантными мутациями, не проявляющимися в фенотипе

А4. Генетическое единство особей популяции одного вида про является в

возможности скрещивания и получения плодовитого по­томства

относительной изолированности от других популяций

А5. Внутривидовой борьбой за существование является

конкуренция между серыми и черными крысами

борьба между хищником и добычей

соперничество самцов из-за самки


А6. Сохранение в течение миллионов лет неизменным внешне го облика, изображенной на рисунке рыбы латимерии является результатом от­бора

А7. Приспособленность организмов к среде обитания является результатом

сезонных изменений условия среды

А8. Результатом микроэволюции является появление новых

А9. Клеточное строение живых организмов свидетельствует о

сходной среде обитания

приспособленности к определенным условиям жизни

единстве их происхождения

А10. Крупное эволюционное изменение, ведущее к повышению уровня организации, называется

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Основными движущими силами эволюции, по мнению Ч. Дарвина, являются

борьба за существование

стремление организмов к совершенствованию

A) расширение ареала

Б) уменьшение численности особей

B) увеличение числа внутривидовых групп (подвидов,
рас)

Г) рост численности популяций вида

Д) сокращение площади распространения вида

Е) исчезновение отдельных подвидов

1 ) биологический прогресс

2) биологический регресс

В3. Установите правильную последовательность событий при случайном изменении генофонда популяции, начиная со свободного скрещивания.

А) изменение генофонда в пользу аллелей, носителями которых являются выжившие при пожаре особи

Б) резкое снижение численности популяции в результате лесно­го пожара

В) размножение выживших особей

Г) исчезновение некоторых редких аллелей

Д) свободное скрещивание особей популяции


С1 . Объясните изображенную на рисунке схему соот­ношения различных линий эволюции на примере эволюции высших растений.

Ответы. А: 3,2,3,3,4,2,1,1,4,1. В1: 2,3,6. В2: 1,2,1,1,2,2

С1: разные линии эволюции сменяют друг друга; возникшие путем ароморфоза более прогрессивные группы осваивают новую среду в пределах которой путем идиоадаптации или дегенерации занимают различные ниши. Доказать на примерах позвоночных.

Похожие документы:

Эволюция органического мира (1)

Эволюция органического мира (2)

Тема Эволюция органического мира Задания части А. Фамилия, класс, . 15 23 8 16 24 Тема Эволюция органического мира Задания части А. Выберите один . видов К результатам эволюции НЕ относится постепенное усложнение органического мира образование новых .

Эволюция органического мира (3)

Тема Эволюция органического мира Задания части С Вопросы со свободным . численности вида. Объясните, как в процессе эволюции у насекомоопыляемых растений появились крупные яркие .

6. надорганизменные системы. Эволюция органического мира

6. НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА 1. Физиологический критерий вида проявляется в том . 1) приспособленность организмов к среде обитания 2) многообразие органического мира 3) наследственная изменчивость 4) образование новых видов .

Тесты на закрепление знаний. Рудиментарные органы животных относятся к доказательствам эволюции органического мира

. эволюции органического мира 1) эмбриологическим 3) биогеографическим 2) палеонтологическим 4) сравнительно-анатомическим Аналогичные органы животных относятся к доказательствам эволюции органического мира . эволюции органического мира относят .

Естественный отбор – главный, ведущий, направляющий фактор эволюции, лежащий в основе теории Ч.Дарвина. Все остальные факторы эволюции случайны, один лишь естественный отбор имеет направление (в сторону приспособления организмов к условиям среды).

Определение: избирательное выживание и размножение наиболее приспособленных организмов.

Творческая роль: выбирая полезные признаки, естественный отбор создает новые виды.

Эффективность: чем больше в популяции различных мутаций (чем выше гетерозиготность популяции), тем больше эффективность естественного отбора, быстрее идёт эволюция.

  • Стабилизирующий – действует в постоянных условиях, отбирает средние проявления признака, сохраняет признаки вида (кистепёрая рыба латимерия)
  • Движущий – действует в изменяющихся условиях, отбирает крайние проявления признака (отклонения), приводит к изменению признаков (берёзовая пяденица)
  • Половой – конкуренция за полового партнера.
  • Разрывающий – выбирает две крайние формы.

Следствия естественного отбора:

  • Эволюция (изменение, усложнение организмов)
  • Возникновение новых видов (увеличение количества [многообразия] видов)
  • Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Любая приспособленность относительна, т.е. приспосабливает организм только к одним определенным условиям.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Основу естественного отбора составляет
1) мутационный процесс
2) видообразование
3) биологический прогресс
4) относительная приспособленность

Выберите один, наиболее правильный вариант. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора
1) сохранение старых видов
2) изменение нормы реакции
3) появление новых видов
4) сохранение особей с измененными признаками

Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе эволюции творческую роль играет
1) естественный отбор
2) искусственный отбор
3) модификационная изменчивость
4) мутационная изменчивость

Выберите один, наиболее правильный вариант. Исходным материалом для естественного отбора служит
1) борьба за существование
2) мутационная изменчивость
3) изменение среды обитания организмов
4) приспособленность организмов к среде обитания

Выберите один, наиболее правильный вариант. Исходным материалом для естественного отбора является
1) модификационная изменчивость
2) наследственная изменчивость
3) борьба особей за условия выживания
4) приспособленность популяций к среде обитания

Выберите один, наиболее правильный вариант. Эффективность естественного отбора снижается при
1) возникновении рецессивных мутаций
2) увеличении гомозиготных особей в популяции
3) изменении нормы реакции признака
4) увеличении числа видов в экосистеме

Выберите один, наиболее правильный вариант. В засушливых условиях в процессе эволюции сформировались растения с опушенными листьями благодаря действию
1) соотносительной изменчивости
2) модификационной изменчивости
3) естественного отбора
4) искусственного отбора

Выберите один, наиболее правильный вариант. Насекомые-вредители приобретают со временем устойчивость к ядохимикатам в результате
1) высокой плодовитости
2) модификационной изменчивости
3) сохранения мутаций естественным отбором
4) искусственного отбора

Выберите один, наиболее правильный вариант. Верны ли следующие суждения о формах естественного отбора? А) Возникновение устойчивости к ядохимикатам у насекомых – вредителей сельскохозяйственных растений – пример стабилизирующей формы естественного отбора. Б) Движущий отбор способствует увеличению числа особей вида со средним значением признака
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неврены

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки, характеризующие естественный отбор как движущую силу эволюции
1) Источник эволюционного материала
2) Обеспечивает резерв наследственной изменчивости
3) Объектом является фенотип особи
4) Обеспечивает селекцию генотипов
5) Фактор направленного действия
6) Фактор случайного действия

ДВИЖУЩИЙ
1. Выберите три варианта. Какие признаки характеризуют движущий отбор?
1) действует при относительно постоянных условиях жизни
2) устраняет особей со средним значением признака
3) способствует размножению особей с измененным генотипом
4) сохраняет особей с отклонениями от средних значений признака
5) сохраняет особей с установившейся нормой реакции признака
6) способствует появлению мутаций в популяции

2. Выберите три признака, характеризующие движущую форму естественного отбора
1) обеспечивает появление нового вида
2) проявляется в меняющихся условиях среды
3) совершенствуется приспособленность особей к исходной среде
4) выбраковываются особи с отклонением от нормы
5) возрастает численность особей со средним значением признака
6) сохраняются особи с новыми признаками

СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ
1. Выберите три варианта. Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в
1) постоянных условиях среды
2) изменении средней нормы реакции
3) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания
4) выбраковывании особей с отклонениями от нормы
5) сохранении особей с мутациями
6) сохранении особей с новыми фенотипами

ДВИЖУЩИЙ - СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой: 1) движущая, 2) стабилизирующая. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) сохраняет среднее значение признака
Б) способствует приспособлению к изменившимся условиям среды
В) сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значения
Г) способствует увеличению многообразия организмов
Д) способствует сохранению видовых признаков

2. Сопоставьте характеристики и формы естественного отбора: 1) Движущий, 2) Стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) действует против особей с крайними значениями признаков
Б) приводит к сужению нормы реакции
В) обычно действует в постоянных условиях
Г) происходит при освоении новых местообитаний
Д) изменяет средние значения признака в популяции
Е) может приводить к появлению новых видов

3. Установите соответствие между формами естественного отбора и их характеристиками: 1) движущий, 2) стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) действует в изменяющихся условиях среды
Б) действует в постоянных условиях среды
В) направлен на сохранение ранее сложившегося среднего значения признака
Г) приводит к сдвигу среднего значения признака в популяции
Д) под его действием может происходить как усиление признака, так и ослабление

4. Установите соответствие между признаками и формами естественного отбора: 1) стабилизирующий, 2) движущий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирует приспособления к новым условиям среды
Б) ведет к образованию новых видов
В) сохраняет среднюю норму признака
Г) выбраковывает особи с отклонениями от средней нормы признаков
Д) увеличивает гетерозиготность популяции

5. Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора: 1) стабилизирующий, 2) движущий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) проявление в постоянных условиях жизни
Б) гибель особей с новыми признаками
В) сохранение особей с новыми мутациями
Г) сохранение особей с ароморфным признаком
Д) увеличение числа особей с установившейся нормой реакции

ДВИЖУЩИЙ - СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примерами и формами естественного отбора, которые этими примерами иллюстрируются: 1) движущий, 2) стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) возрастание в промышленных районах числа тёмных бабочек по сравнению со светлыми
Б) возникновение у насекомых-вредителей устойчивости к ядохимикатам
В) сохранение до настоящего времени пресмыкающегося гаттерии, обитающего в Новой Зеландии
Г) уменьшение размеров головогруди у крабов, обитающих в мутной воде
Д) у млекопитающих смертность новорождённых со средним весом меньше, чем с очень низким или с очень высоким
Е) гибель крылатых предков и сохранение насекомых с редуцированными крыльями на островах с сильными ветрами

2. Установите соответствие между примерами естественного отбора и его формой: 1) движущий отбор, 2) стабилизирующий отбор. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам.
Б) Сокращается число растений клёна с очень короткими и очень длинными крыльями семян.
В) На фоне закопчённых деревьев увеличивается количество тёмных бабочек.
Г) С похолоданием климата постепенно возникают животные с густым шёрстным покровом.
Д) Строение глаза приматов не изменяется тысячи лет.

ДВИЖУЩИЙ - РАЗРЫВАЮЩИЙ ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора: 1) движущий, 2) разрывающий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) длинная шея у жирафа
Б) белые и оранжевые крылья у бабочек-желтушек
В) различные формы клюва вьюрков
Г) наличие ранне- и позднецветущих форм погремка
Д) увеличение числа светлых бабочек в березовом лесу
Е) увеличение среднего роста человека из поколения в поколение

ДВИЖУЩИЙ - СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ - РАЗРЫВАЮЩИЙ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора: 1) движущий, 2) стабилизирующий, 3) дизруптивный. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) отбор в пользу гетерозигот
Б) отбор особей с крайними отклонениями от среднего значения признака
В) постепенное преобразование старых и выработка новых значений признака
Г) отбор в пользу гомозигот
Д) отбор особей со средним значением признака

ДВИЖУЩИЙ - СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ - РАЗРЫВАЮЩИЙ ПРИЗНАКИ
2. Установите соответствие между характеристиками и видами естественного отбора: 1) движущий, 2) стабилизирующий, 3) разрывающий. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) приводит к полиморфизму в популяции
Б) направлен против особей с крайними значениями признака
В) смещает среднюю величину признака в определённом направлении
Г) изымает из популяции особей с промежуточным состоянием признака
Д) условия благоприятствуют нескольким крайним вариантам изменчивости
Е) действует в неизменных условиях среды

ДВИЖУЩИЙ - СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ - РАЗРЫВАЮЩИЙ ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между результатами действия естественного отбора и его формами: 1) стабилизирующий, 2) движущий, 3) дизруптивный (разрывающий). Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) Развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий
Б) Существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере
В) Сходное строение органов зрения у хордовых животных
Г) Возникновение ласт у водоплавающих млекопитающих
Д) Отбор новорожденных млекопитающих со средним весом
Е) Сохранение фенотипов с крайними отклонениями внутри одной популяции

Таблица


Рассмотрите схему проявления естественного отбора. Определите (А) вид естественного отбора, (Б) характеристику и (В) пример этого вида отбора. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) сокращается генетическое разнообразие особей
2) выживают особи со средним значением признака
3) преимущественно выживают особи с более выраженным признаком
4) существование реликтовых видов рыб латимерий
5) формирование устойчивости к противоблошиному шампуню у блох
6) появление бескрылых мух в лабораторной линии дрозофил
7) дизруптивный
8) движущий

Читайте также: