Ярко зеленели посевы охваченные утренним солнцем

Обновлено: 07.07.2024

- Сегодня у нас заключительный урок по теме "Причастие". И так как основной теоретический материал мы с вами уже проверили на одном из предыдущих уроках (в виде самоэкзамена), то на сегодняшнем уроке нашей основной задачей будет отработка тех орфографических и пунктуационных навыков, которые мы изучили. А вспоминать всю тему "Причастие" нам поможет сказка, начало которой мы положили на самом первом уроке.

II. Обобщающее повторение темы "Причастие" с использованием приема грамматической сказки.

1. Знаки препинания при причастном обороте. Игра "Заблудился".

Итак, что же такое причастие, какими признаками оно обладает, что такое причастный оборот, и как ставятся знаки препинания при нем, мы сейчас и посмотрим.

Первый этап сказки, проецируется на экране, читает один из учеников.

Жили-были в сказочной стране Морфология имя Прилагательное и Глагол. И была у них дочка Причастие. Родители очень любили свою девочку. Тем более что она была похожа и на папу, и на маму. От мамы-Прилагательного Причастие унаследовала род, число и падеж, а также окончания. Папа-Глагол передал дочке свои два времени (настоящее и прошедшее), совершенный и несовершенный вид, возвратность. Мама разрешала Причастию дружить с именем Существительным и слушаться его, так как оно старше. Папа же настаивал на том, чтобы его дочь управляла существительным и наречием. А раз во всех семьях главный всегда папа, то и Причастие все называли особой формой Глагола.

Так они и поживали. Причастие подрастала на радость родителям. К ее глагольной основе прибавлялись суффиксы -УЩ(-ЮЩ), -АЩ(-ЯЩ), -ОМ(-ЕМ), -ИМ, -НН, -ЕНН,

-Ш, -ВШ, -Т. И Причастие становилась все красивее и красивее.

Причастие была девочка общительная. У нее было много друзей. К ней приходили Существительные, Местоимения, Наречия и Неопределенные формы глагола. Играя, они слушались Причастие и отвечали на ее вопросы. Всех вместе их называли Причастным оборотом. Когда же их собиралось много, при них всегда находилась няня-Существительное, которую звали Определяемым словом. Вся веселая маленькая компания зависела от него и немного побаивалась. Отношения у них были удивительные: Если на прогулке Определяемое слово шло впереди и не могло видеть, как ведут себя малыши, оно вызывало на помощь Запятую, которую ставило после себя, перед Причастным оборотом. А если шумная ватага бежала перед Определяемым словом, то Запятая была уже не нужна, няня и сама наблюдала за ребятами.

- Давайте же потренируемся искать причастие и причастный оборот. Посмотрите на доску - вы видите несколько предложений с расставленными запятыми. Только запятые-то наши почему-то заблудились: они встали не туда куда нужно. Перепишите пожалуйста эти предложения себе в тетрадь, расставьте правильно запятые, объяснив их постановку графически.

Ярко зеленели посевы, охваченные утренним солнцем. Около дома был сад, одичавший и заросший травой и бурьяном. С отдаленного от поместья хутора чуть слышно донесся крик птиц. В широко раскрытые окна и двери веяло свежестью.

2. Правописание Н и НН в суффиксах причастий, слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Разноуровневые упражнения.

- Дальше нам предстоит очень сложная работа.

- Мы должны будем вспомнить такие правила, как Н и НН в суффиксах причастий, слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Второй этап сказки , проецируется на экране, читает один из учеников.

Мама-Прилагательное очень ценила эту дружбу и всегда говорила: "Дружи с ребятами, общайся, и тогда вредная частица НЕ никогда не пристанет к тебе, и ты с ней будешь писаться РАЗДЕЛЬНО. Но если только ты останешься одна, НЕ тут же к тебе привяжется, и писаться с ней ты будешь СЛИТНО!".

Как и всякий ребенок, Причастие могла бать и послушной, и непослушной. Бывало, она делала все, что ей скажут старшие, и тогда ее называли Действительным Причастием. Но иногда приходилось просить ее и заставлять работать, тогда она получала имя Страдательного Причастия. Но что удивительно, и в том, и в другом случае Причастию всегда помогали суффиксы: работали вместе с ней суффиксы -УЩ(-ЮЩ), -АЩ(-ЯЩ),

-ВШ, -Ш, а "страдали" - ЕМ(-ОМ), -ИМ, -НН, -ЕНН.

А вот в наказание за непослушание Страдательное Причастие иногда употребляли в краткой форме. Мама-Прилагательное забирала из суффиксов Причастия -ЕНН и -НН одну букву Н, и с тех пор краткие Причастия всегда пишутся с одной буквой Н.

И даже частица НЕ не любила, когда Причастие становилась кратким, и писалась с ней в этих случаях всегда РАЗДЕЛЬНО.

Недовольный Страдательным Причастием папа-Глагол тоже поставил свои условия. Он позволил не всем суффиксам помогать нерадивой дочери. "Суффикс -ЕНН будет помогать только тогда, когда Страдательное Причастие будет образовано от глаголов на

-ИТЬ, -ТИ и -ЧЬ; суффикс -НН будет помогать Страдательному Причастию, образованному от глаголов на -АТЬ, -ЯТЬ и -ЕТЬ!",- говорил строгий отец.

- Работать мы будем по вариантам. Варианты II и III будут выполнять упражнения, в котором должны будут вставить пропущенные орфограммы и объяснить их написание (Упражнение 435 учебника). Сложная работа предстоит I варианту. Вы должны будете преодолеть "Трудный путь к пятерке". Перед вами лежат карточки с заданиями. Вам нужно вставить пропущенные орфограммы в данные слова, выписать в отдельную таблицу выбранные орфограммы, закрасить обозначенные ячейки. Оценку 5 получат те, у кого все получится.

3. Употребление причастий в речи. Разноуровневые упражнения.

- И наконец, давайте посмотрим какую роль играют причастия в нашей речи.

- Работать снова будем по вариантам. I и II варианты будут играть в "Переводчика". Вы знаете, что если любой иностранный текст переводить дословно, то предложения получаются какие-то корявые и бестолковые. Иногда приходится заменять некоторые слова синонимами, менять порядок слов, чтобы текст стал грамотным и интересным. Перед вами просто набор "переведенных" слов, описывающих картину Н.Н. Дубовского "Море", репродукция которой дана у вас в учебнике на стр.7 Попробуйте все эти слова сконструировать в связный текст. Используйте причастия и причастные обороты.

На, лежать, перед, я, картина, изображать, берег, море, вдаль, мы, видеть, дрейфовать, парусники, в, небо, плыть, облака, и, летать, чайки, картина, окрасить, в, розовый, тон, что, говорить, о, наступать, вечер, я, понравиться, эта, картина.

- III варианту предлагается игра "Добавь слово". Прочитайте текст, данный у вас на карточках. Внизу приведены причастия, которые вы должны вставить в этот текст.

Судно подходило к высокому острову: "Сокол" успел починить поломку после шторма. Он сиял чистотой и блеском под лучами солнца. Океан тихо шевелился.

Слова для справок: подернутому туманной дымкой, получивший пробоину, плывущего в безоблачной высоте, еще не успокоившийся и грозный вчера.

- Заслушаем работы I и II вариантов, а также полученные тексты III варианта. Какой же вывод вы можете сделать о роли причастия в тексте?

Третий этап сказки, проецируется на экране, читает один из учеников.

Шли годы. Ничего особенного в жизни Причастия не происходило. Её часто звали на помощь людям при написании текста. Особенно часто Причастие употребляли в научном стиле речи. Одно только ее не устраивало. Ведь была она уже взрослой, могла дружить, с кем хотела, помогать людям, а все по-прежнему считали ее Особой формой глагола.

III. Обобщение по грамматической сказке. Подведение итогов.

- Итак, как вы думаете, о чем же "мечтает" причастие? Конечно, о том, чтобы ученые лингвисты собрались и решили наконец сделать причастие самостоятельной частью речи.

Четвертый этап сказки, проецируется на экране, читает один из учеников.

Пусть у Причастия нет будущего времени, но будущее у нее есть: кто знает, может быть, пройдут годы, Причастие все-таки станет Самостоятельной частью речи.

IV. Домашнее задание.

- Если ни у кого нет вопросов, открывайте дневники и записывайте домашнее задание: повторить  24-29 учебника, подготовиться к написанию диктанта.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Причастие практич работа.pptx

Причастие как часть речи Ягавкина Н.Н., учитель русского языка и литературы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Причастие как часть речи Ягавкина Н.Н., учитель русского языка и литературы

Причастие как часть речи Ягавкина Н.Н., учитель русского языка и литературы

Они (причастия) служат для сокращения человеческого слова, заключая в себе И.

Они (причастия) служат для сокращения человеческого слова, заключая в себе ИМЕНИ и ГЛАГОЛА силу.

Четвёртый лишний Зимняя, зимующий, замёрзший, раскрытый. Бушующее, замолкший.

Четвёртый лишний Зимняя, зимующий, замёрзший, раскрытый. Бушующее, замолкший, выполнивший, зеркальная. Летящий, удивительный, спускающийся, удивляющийся. Распечатанный, раскрытый, отправленный, торжественный. - Обозначьте суффиксы причастий.

Образование причастий Действительные причастия Страдательные причастия Настоя.

Образование причастий Действительные причастия Страдательные причастия Настоящее время ущ,ющ– от гл.Iспр. ащ,ящ– от гл.IIспр. Борющийся, клеящий Прошедшее время вш,ш Засмотревшийся, унесший Настоящее время ом, ем - от гл.Iспр. им - от гл.IIспр. Одеваемая, гонимый Прошедшее время енн,ённ,нн, т Увиденный, услышанный, пригретый

Практическая работа № 1 Распредели в два столбика данные слова, в левый – пр.

Практическая работа № 1 Распредели в два столбика данные слова, в левый – прилагательные, в правый - причастия Зеленый луг, построенное здание, плачущий ребенок, грязная лужа, вкусный крыжовник, бушующее море, связанная кофта, вымытые руки, легкая задача, резкий звук, немигающий взгляд, цветущий луг, развесистый клен, величайшее открытие

Проверим Имя прилагательное Зеленый луг, грязная лужа, вкусный крыжовник, лег.

Проверим Имя прилагательное Зеленый луг, грязная лужа, вкусный крыжовник, легкая задача, резкий звук, развесистый клен, величайшее открытие Причастие построенное здание, плачущий ребенок, бушующее море, связанная кофта, вымытые руки, немигающий взгляд, цветущий луг

Практическая работа № 2 Укажи прилагательные и причастия. Подчеркни причастия.

Практическая работа № 2 Укажи прилагательные и причастия. Подчеркни причастия как член предложения. По небу плыли светлые облака. – На светлеющем небосклоне начала гаснуть вечерняя звезда. – В светлевшем небе показались стаи птиц. В вечернем воздухе долго то раздавались, то замирали звуки знакомой мелодии. – В густом вечереющем воздухе летали грачи. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. – Люблю дымок спаленной жнивы… и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез. – На полях лежал белейший снег.

Проверим - По небу плыли светлые облака. – На светлеющем небосклоне начала га.

Проверим - По небу плыли светлые облака. – На светлеющем небосклоне начала гаснуть вечерняя звезда. – В светлевшем небе показались стаи птиц. - В вечернем воздухе долго то раздавались, то замирали звуки знакомой мелодии. – В густом вечереющем воздухе летали грачи. - Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. – Люблю дымок спаленной жнивы… и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез. – На полях лежал белейший снег.

Причастный оборот (причастие с зависимыми от него словами) обособляется не об.

Причастный оборот (причастие с зависимыми от него словами) обособляется не обособляется Если стоит после определяемого слова Тучи , |застилавшие небо| , скоро рассеялись. До или после личного местоимения |Застилавшие небо|, они скоро рассеялись. Если стоит перед определяемым словом Застилавшие небо тучи скоро рассеялись.

Проблемная ситуация: Как расставить знаки препинания в предложениях? Дом пост.

Проблемная ситуация: Как расставить знаки препинания в предложениях? Дом построенный у реки обшитый тесом крытый железом привлекал внимание проезжающих. Построенный у реки обшитый тесом и крытый железом дом привлекал внимание.

Ярко зеленели посевы охваченные утренним солнцем. Около дома был сад одичавш.

Ярко зеленели посевы охваченные утренним солнцем. Около дома был сад одичавший и заросший травой и бурьяном. С отдаленного от поместья хутора чуть слышно донесся крик птиц. В широко раскрытые окна и двери веяло свежестью. Практическая работа № 3 Расставить знаки препинания. Выделить причастные обороты.

Проверим Ярко зеленели посевы,/ охваченные утренним солнцем/. Около дома был.

Проверим Ярко зеленели посевы,/ охваченные утренним солнцем/. Около дома был сад, / одичавший и заросший травой и бурьяном/. / С отдаленного от поместья/ хутора чуть слышно донесся крик птиц. /В широко раскрытые/ окна и двери веяло свежестью.

Слышать, стлать, брить, шептать, ненавидеть, следовать. 1.Образуйте действите.

Слышать, стлать, брить, шептать, ненавидеть, следовать. 1.Образуйте действительные причастия настоящего времени.

Проверим Слышащий, стелющий, бреющий, шепчущий, ненавидящий, следующий.

Проверим Слышащий, стелющий, бреющий, шепчущий, ненавидящий, следующий.

Оцени себя Сегодня я был на высоте. Я разобрался в причастиях. Наконец-то, я.

Оцени себя Сегодня я был на высоте. Я разобрался в причастиях. Наконец-то, я знаю как расставлять знаки препинания. Я был лучшим на уроке. Мне необходимо ещё подучить. Я справился со всеми заданиями на отлично.

Привет. По русскому никому подобное не попадалось, может кто помнит как отвечать?)))
Спишите, расставляя, где нужно, запятые. Объясните по-
становку знаков препинания.
I. 1) Солнце великолепное и яркое поднималось над мо-
рем. (М. Г.) 2) Окружённое лёгкой мутью показалось гро-
мадное багровое солнце. (Ч.) 3) Ярко зеленели озимь и яро-
вые охваченные утренним солнцем. (Ч.) 4) В стороне звон-
ко куковала кукушка. Осторожная и пугливая она не
сидела на месте то и дело шныряла с ветки на ветку и в
такт кивала головой подымая хвост кверху. (Арс.) 5) Изо-
дранные и окровавленные мы добрались до лесистого бугра
и упали на тёплую землю в заросли ландышей. (Пауст.)
6) Прилетел белый лунь большой любитель птичьих яиц.
(Пришв.) 7) Эта картина нарисована акварелью то есть во-
дяными красками. 8) Кучер молодой краснощёкий парень
остриженный в скобу в синеватом армяке и низкой барань-
ей шапке подпоясанный ремнём почтительно сидел с ним
рядом. (Т.)
II. 1) Поравнявшись с нами юноша улыбнулся кивнул
головой капитану. (Л. Т.) 2) Туманы клубясь и извиваясь
сползали по морщинам соседних скал. (Л.) 3) Давыдов сто-
ял не шевелясь то хмурясь то удивлённо подымая выгорев-
шие брови. (Шол.) 4) Голос глухо отдавался в подземелье и
дробясь стихал где-то в дальних, невидимых углах. (Рыб.)
5) В школе несмотря на вечернюю прохладу было нестер-
пимо душно. (Шол.) 6) В чайной кроме меня пили за сто-
ликом чай две женщины. (Пауст.) 7) На другой день в
восемь часов утра Пьер с Несвицким приехали в Соколь-
ницкий лес. (Л. Т.) 8) Словом невзирая ни на какие труд-
ности нужно было суметь унаследовать квартиру племян-
ника. (Булг.) 9) Тайны умирают как ночные бабочки
обожжённые огнём дуговых фонарей. (Пауст.) 10) Будто
весной с утра до самой темноты орали в старых вязах сует-
ливые галки. (Пауст.)


Баранов 7.1 упр. 103 -1, с. 55

• Выпишите остальные слова, в которых есть пропуски букв и скобки.

1. Бурая зацв е тающая рож ь тихо ш е лестела колосьями и кл о нилась от утре нн его свежего ветерка; вд а ли в и днелись ярко осв е щённые солнц е м яровые посевы. 2. Ра з даётся звонкая песня, плывёт по обрыву, по долин е , усеянной цветами, и тон е т где-то на окраин е леса. 3. Взвихрённая пыль на улицах тучами подн и малась вслед за прое з жавшими поочерёдно подводами. 4. Из-за ворот лениво залаяла собач о нка, вся обвешанная реп ь ями.

(По П. Замойскому)

Действительное причастие + существительное:

Баранов 7.1 упр. 103 -2, с. 55

Страдательное причастие + существительное:

Баранов 7.1 упр. 103 -3, с. 55

Баранов 7.1 упр. 103 -4, с. 55

Орфограммы:

зацв е тающая (цвет), ш е лестела (шéлест), вд а ли (даль), в и днелись (ви́деть), осв е щённые (свет), — проверяемый безударный гласный в корне слова;

рож ь (3-е скл.) — Ь после шипящих;

кл о нилась, подн и малась — слова с чередованием гласных букв в корне;

утре нн его — -Н-/-НН- в суффиксах имён прилагательных;

солнц[ е м] (2-е скл., Т. п.) , по долин[ е ] (1-е скл., Д. п.) , на окраин[ е ] (1-е скл., П. п.) — правописание безударных окончаний имён существительных;

ра з даётся — правописание приставок на -з/-с;

тон[ е т] (I спр.) — правописание безударных личных окончаний глагола;

прое з жавшими (езда) — проверяемый непроизносимый согласный в корне слова;

Читайте также: