Юные ботаники рассматривали коллекцию лишайников

Обновлено: 05.10.2024

Выдержки из книги автора А.И.Шапиро "Загадки растения - сфинкса"

Будьте знакомы - лишайники

Вы идёте по сухому сосновому бору. Под ногами похрустывают сероватые кустики. Их часто называют оленьим мхом, или ягелем, и даже лес, в котором обитают такие растения, известен как бор- беломошник. Но на самом деле это не мох, а лишайники. Вот аккуратные круглые башенки кладины звездчатой. Рядом лохматенькая кладина лесная, а дальше - крупные, сильно изрезанные лопасти цетрарии исландской. Трухлявый пень весь зарос разнообразными кладониями, а поверхность стволов деревьев покрыта гипогимнией вздутой и псеудэвернией шелушистой. В тёмном еловом лесу с ветвей свисают бороды уснеи длиннейшей. После дождя все эти жёсткие и хрупкие растеньица преображаются, становятся мягкими и бархатистыми на ощупь, многие приобретают яркую зелёную окраску. Удивительно меняется во влажном состоянии лишайник пельтигера пупырчатая. В сухую погоду его серые лопасти скручены, и их трудно заметить среди травы и мха. Но вот брызнул дождь - и лопасти распрямились, их изумрудная гладкая поверхность резко контрастирует с белой нижней.

Однако лишайники можно встретить не только в лесу. Присмотритесь внимательно Присмотритесь внимательно, и на деревянном заборе или старой крыше сарая вы увидите плотно прилегающие к поверхности жёлтые диски ксантории настенной. Настоящее царство лишайников радует глаз в полярной тундре. В некоторых районах тундра почти сплошь покрыта "ягелем", т.е. разными видами кладоний, которые играют важную роль в питании оленей. В горах преобладают так называемые накипные лишайники, которые так плотно прикрепляются к поверхности камней, что ботаники-коллекторы вынуждены скалывать их вместе с кусками горных пород.
Всего на земле насчитывается более 20 000 видов лишайников., и ежегодно учёные вновь открывают ранее неизвестные виды. Лишайники до сих пор продолжают загадывать всё новые загадки человечеству.
Скромные лишайники могут оказывать человеку неоценимую услугу как индикаторы загрязнения природной среды.

Ещё в 1866 году известный лихенолог В.Нюландер заметил, что в Люксембургском саду Парижа вследствие появления дыма и газов исчезают некоторые некоторые виды лишайников. Этим наблюдениям не придавали особого значения, пока развитие промышленности не стало катастрофически сказываться на состоянии лишайников в индустриальных районах.
Советские лихенологи Н.С.Голубкова и Н.В. Малышева проследили изменение лишайниковой флоры города Казани почти за 100 лет - с 1883 по 1976 год. Сравнив данные за 1976 год с данными за 1913 год, они обнаружили, что по мере развития городского транспорта, промышленности и других видов антропогенного воздействия исчезло 49 видов лишайников.
Чтобы понять, почему лишайники так чувствительны к изменениям состояния окружающей среды, и более успешно использовать их "услуги" в природоохранной деятельности, необходимо ближе познакомиться с этими удивительными растениями.

До конца 60-х годов прошлого столетия лишайники рассматривали как обычные целостные растения, а видимые под микроскопом зелёные клеточки внутри их тела считали хлорофиллоносной тканью (теория Вальрота). Однако в 1867 году русские ботаники А.С.Фаминцын и И.В.Баранецкий открыли, что зелёные зелёные клетки в лишайнике - не что иное, как одноклеточные водоросли, которые после изоляции из лишайники могут делиться, образуя настоящие зооспоры.. В том же 1867 году швейцарский учёный С.Швенденер доказал, что лишайник есть сочетание гриба с водорослью.. Через два года немецкий ботаник А.де Бари для обозначения сущности взаимоотношений этих растений ввёл термин №симбиоз", т.е. сожительство двух организмов.

Замечательный русский учёный К.А.Тимирязев в 1885 году посвятил лишайникам одну из своих блестящих публичных лекций, которую назвал "Растение-сфинкс". Характеризуя открытие двойственной природы лишайников, он сказал, ". Не может ли реальная действительность порой оправдать фантазию поэтов и художников, не найдётся ли каком-нибудь забытом уголке природы чудовищных, сложных существ, представляющих такое сочетание или агломерат двух совершенно разнородных организмов, каковы эти мифологические полугады, полуптицы, полулюди, полузвери?

Натуралисту, на первый взгляд, такой вопрос должен показаться чем-то невозможным, просто абсурдом. И потому было понятно изумление ботаников, когда несколько лет тому назад такое загадочное существо, подобно сфинксу, представляющее полное слияние совершенно разнородных и самостоятельных организмов, относящихся к двум различным классам, нашлось в природе, - когда оказалось, что мы его давно знаем, что оно решительно встречается на каждом шагу".
Наблюдения показали, что сожительство компонентов лишайника - отнюдь не идиллия. крупный русский ботаник А.А.Еленкин в начале ХХ века рассматривал лишайники как "воздушные грибы", которые паразитируют на водорослях. Наблюдая совместно с А.Н.Даниловым за примитивными слизистыми лишайниками, Еленкин установил, что взаимоотношения гриба и водоросли часто становятся враждебными. Под влиянием внешних условий, благоприятствующих то грибу, то водоросли, партнёры попеременно угнетают один другого. Чаще всего гриб является одновременно и сапрофитом, и паразитом, т.е. питается как продуктами жизнедеятельности водоросли, так и самим её телом. Поэтому А.А.Еленкин назвал взаимоотношения двух этих организмов эндопаразитосапрофитизмом, а английский лихенолог Дж. Кромби определил их как "противоестественный союз пленной девицы - водоросли и тирана - хозяина гриба."
Безусловно, лишайники - трудный объект для изучения. Их медленный рост, трудность содержания в лабораторных условиях, особенности физиологии долго пугали исследователей. И тем не менее учёные приподняли завесу загадок над растением -сфинксом.

За лишайниками давно укрепилось название "пионеры растительности." Лишайники вездесущи. Они обычно первыми заселяют безжизненные места, не боятся ни холода северной тундры, ни безводья и жары африканской пустыни. Попав на голые скалы, лишайники выделяют особые кислоты и растворяют камни, питаясь их солями. Эти организмы широко распространены по всему земному шару, но особенно изумляют тем, что селятся в Арктике и Антарктиде, у кромки вечных снегов в горах и в безводных пустынях - короче говоря, в самых трудных для жизни условиях, где не решается поселиться ни одно другое многоклеточное растение.
Морозоустойчивость этих организмов сказывается, в частности, в том, что они могут удивительно интенсивно ассимилировать углекислый газ при очень низких температурах.

В отличие от других растений, тело лишайника, которое называется слоевищем, или талломом, на корень, стебель и и листья не расчленёно.
По внешнему строению лишайники делятся на три основные группы. Если слоевище плотно прилегает к субстрату в виде зернистого или пылистого налёта либо в виде чешуек и корочек разной формы, то такие лишайники называются накипными.

Если слоевища лишайников имеют вид более или менее расчленённых пластинок (лопастей), они называются листоватыми.
Наконец, лишайники, которые имеют кустистое слоевище, состоящее из прямостоячих в разной степени разветвлённых столбиков (подециев) , называются кустистыми.
Не имея корней, лишайники довольно прочно прикрепляются к субстрату особыми выростами, расположенными на нижней стороне таллома.
Слоевище лишайников лишено корней, проводящих сосудов, устьиц и других "хитроумных" приспособлений, с помощью которых цветковые растения регулируют содержание воды в своём теле. Поэтому влажность лишайникового таллома не постоянна и зависит от влажности окружающей среды. Недаром слоевище лишайников часто сравнивают с фильтровальной бумагой.

Сухие лишайники очень быстро впитывают влагу. Большинство листовых и кустистых видов при погружении в воду или во время сильного ливня достигают полного насыщения за несколько минут, накипные виды насыщаются водой более медленнее. Способность быстро насыщаться влагой лишайникам совершенно необходима: для отправления важнейших жизненных физиологических функций нужно успеть воспользоваться любым её видом, будь то кратковременный дождь, роса, туман или тающий снег. Если период увлажнения затягивается, лишайники продолжают впитывать влагу и наступает так называемое перенасыщение.
Несомненное преимущество лишайников состоит в том, что они способны поглощать не только воду , но и водяной пар. Водяной пар впитывается этими растениями в несколько тысяч раз медленнее, чем вода. Слоевище смачивается до тех пор, пока не устанавливается равновесие между его влажностью и относительной влажностью атмосферы. Такая особенность очень важна для лишайников, обитающих в сухих местах.

Быстро насыщаясь влагой, лишайники лишайники также без задержки теряют её в сухую погоду. При этом большая часть воды испаряется в первые часы высушивания, а оставшуюся часть влаги лишайник теряет гораздо медленнее. Быстрая потеря воды - это тоже приспособление к жизни в неблагоприятных условиях. Не имея возможности активно функционировать в периоды "стрессов", лишай1ник "благоразумно" отдаёт воду и впадает в это время в анабиотическое состояние. Если бы этого не происходило, то при повышенной температуре воздуха увлажнённый лишайник нёс бы огромные потери в процессе дыхания, а в морозы влага внутри его слоевища превращалась бы в лёд и разрывала стенки клеток. Кроме того, все ферменты, "работающие" в живом организме лишайника, немедленно погибали бы в экстремальных условиях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА

учительницы биологии МКОУ «Маджалисская СОШ

Обобщающий урок-Урок-смотр знаний 7класс.

Обобщающий урок-Урок-смотр знаний 7класс.

2. Развивать способности: быстро отвечать на вопросы, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру школьников.

1.Организационный момент.

2.Тестовый опрос в 2 вариантах ( каждый ученик получает тест).

После окончания работы проходит взаимоконтроль, учитель диктует верные ответы по вариантам, учащиеся оценивают работу соседа по парте.

Ответы:1.Вариант 1,3; 2-3; 3-3; 4-2; 5-2.
2.Вариант 1,2; 2-4; 3-3; 4-1; 5-2.

1. А1. Основной признак клеток прокориот -
1) наличие оболочки; 3) отсутствие ядра;
2) одноклеточность; 4) наличие жгутиков.
А2 . Что используют грибы для питания.
1) энергию солнца;
2) свободный азот атмосферы;
3) готовые органические вещества;
4) воду, углекислый газ.
А3 . Гриб в составе лишайника.
1) создает органические вещества из неогранических;
2) поглощает воду и минеральные соли;
3) расщепляет органические вещества до минеральных.
А4 .Все растения, от водорослей до покрытосеменных, имеют:
1) ткани; 3) клеточное строение;
2) органы; 4) цветки.
А5. Особенности, характерные для лишайников.
1) организм состоит из одного организма;
2) организм состоит из двух организмов;
3) организм состоит из трех организмов;
4) организм состоит из четырех организмов.

А1. Для бактерий характерно наличие

Двух и более хромосом;

Плотной клеточной оболочки;

Митохондрий и эндоплазматической сети;

Клеточного центра и комплекса Гольджи.

А2. Что представляет собой микориза?

Корневую систему растения;

Грибницу, распространившуюся в почве;

Нити гриба, образующие плодовое тело;

Грибокорень (сожительство грибницы с корнями деревьев)

А3. Водоросли могут быть

Одноклеточными и многоклеточными.

А4. Вегетативное размножение одноклеточных грибов - водорослей – дрожжей осуществляется

Почкованием; 3) С помощью лицелия;

Партеногенезом; 4) Путем распространения спор.

А5. Бактерии размножаются в основном

Спорами; 3) Почкованием;

Путем деления клетки; 4) Семенами.


На высоте 41 тыс. м 2 были обнаружены бактерии.

4. Бактерии заключенные 180 млн. лет назад в кристаллы, снова ожили в питательной среде.

5. C амые выносливые – бактерии микрококкус радиодуранс . Выдерживает радиацию в 10 тыс. раз превышает дозу, смертельную для человека ( 6,5 млн. рентген)

Грибы источают запахи – свежевспаханного поля, запах масла, сыров и свежего сена.

Некоторые грибы светятся, например, опенок.

На высоте 33 тыс. м 2 были обнаружены споры плесневых грибов.

На севере штата Мичиган (США) был найден гриб, масса грибницы 100 т, занимает площадь примерно 15 га. Возраст 1500 лет

Самая длинная тихоокеанская бурая водоросль - грушеносный макроцистис. Её длина – 60м, а за сутки она возрастает на 45 см.

В почве живут водоросли .На 1 га почвы приходится 100кг водорослей.

Там где растут харовые водоросли меньше комариных личинок – водоросли выделяют вредные для них вещества.

В начале 18 в. в Великобритании , Франции, Японии бурые водоросли сжигали в особых ямах, золу промывали, выпаривали раствор и получали соду.

Самые старые антарктические корковые лишайники , возраст которых,как минимум, 10 тыс. лет.

4. Самые медленнорастущие организмы земной флоры северная кладония вырастает в год – 2 мм. Умвиликарня цилиндрическая за 200 лет вырастает на 1 мм.

Врач 1 - 1) Какие болезни вызывают бактерии?

Ответ: ангина, дизентерия, брюшной тиф, туберкулез, холера, туляремия, столбняк, бруцеллез, сибирская язва, дифтерия.

2)Какой организм вызывает белый налет во рту младенца, паршу на плодах яблонь и в клубнях картофеля, ржавчину на листьях пшеницы, зеленоватый налет на фруктах, лишайник на теле.

Ответ: Это грибы.

Кто открыл пенициллин?

Ответ: А. Флеминг английский исследователь вместе со своими соратниками открыли и выделили вещество пенициллин , которое оказывало на микробы губительные действие.

Но препарат разрушался на свету, в тени, при хранении.

Из каких организмов получают лекарство – хондрус, при каких болезнях используют его.


Ответ: Хондрус получают из морской водоросли хондрус в сухом виде употребляют как лекарственное средство при заболеваниях дыхательных путей.
(подвести итоги конкурсов)

(4 ученика угадывают, какой микропрепарат под микроскопом)


Вопросы к классу:


Конкурс
На столе: кислое молоко, квашенная капуста, укус, сыр, корни бобовых культур, листья капусты с гнилью, хлеб с плесенью.
Задание: Где, кто обитает?

( к доске вызываются 4 учащихся, и дается задание)

1.ученик - Назвать представителей грибов.
2.ученик - Назвать представителей бактерий.
3.ученик - Назвать представителей лишайников.
2.ученик - Назвать представителей бактерий.

( подвести итоги конкурса №5-7)

Правила сбора грибов.

Варите, солите, жарьте грибы,

Только грибницу не трогайте вы!

Она словно нить, глубоко под землей,

Испортишь ее - и не будет другой.

Задание№1 Юные микологи задумались: какого вещества в стенках клеток грибов содержится больше: глюкозы, целлюлозы, пектина или хитина? Помогите им.

Ответ: Утверждение правильное. Лишайники могут впитывать атмосферную влагу всей поверхностью тела. Они поселяются первыми на голых скалах и камнях, они медленно разрушают породы, образуя перегной, на котором могут селиться другие растения.

Кто это животные или растения?

Ученые долго спорили, куда отнести эти организмы. Маленькие одноклеточные вещества быстро двигаются при помощи одного или двух жгутиков. Есть среди них и такие, которые могут заглатывать твердую пищу. Но от настоящих одноклеточных животных они отличаются тем, что в их теле имеется пигмент - хлорофилл.

Как все растения, жгутиковые могут питаться неорганическими веществами, растворенными в воде, используя солнечную энергию.

(Это жгутиковые водоросли).

Зрелые корочки лишайника растворяются, свертываются в шарики, или

Оценить лучшие ответы учащихся.

4. Задание на дом: повторить темы: «Бактерии. Грибы. Лишайники Водоросли. с.10-49.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Л – личностные. П – познавательные. Р – регулятивные. К - коммуникативные

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счёт включения новых определений, терминов, описаний.

Цели урока (подробно на основе требований программы ФГОС)

Предметными результатами являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов лишайников (симбиотические организмы), растений, грибов, бактерий);

классификация — определение принадлежности биологических объектов (лишайников) к определенной систематической группе (отдел Лишайники);

объяснение роли лишайников в природе и в практической деятельности людей; родства, общности происхождения и эволюции растений, грибов (на примере сопоставления отдельных групп); значения биологического разнообразия для сохранения биосферы (20 тыс. видов лишайников);

различение на таблицах частей таллома лишайника, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных лишайников; сравнение биологических объектов: лишайников, водорослей, грибов, бактерий; умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, организмов;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе (охраняемые лишайники).

3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами – лупа.

4. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы - лишайники.

учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями, справочниками, анализировать и оценивать информацию;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Личностные: формирование осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости. Формирование толерантности и миролюбия, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Обучающая: изучить внешнее и внутреннее строение лишайника, процессы жизнедеятельности (способ питания, рост, размножение, распространение), значение в природе и практическое значение.

Развивающая:

.продолжить формирование навыков самостоятельной работы с информационными источниками;

.формировать умение слушать и объяснять, выполнять задания, доказывать свою точку зрения;

.формировать умение анализировать, строить схемы, составлять вопросы, отвечать на вопросы, делать обобщения, выводы;

.развивать образную память, логическое мышление, биологическую речь учащегося;

.формировать навык взаимодействия в группе, самоконтроля, самооценки.

Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств, доброжелательного отношения в группе

Место урока в тематическом планировании

Материалы и оборудование

Задачи: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека.

Основные понятия и термины урока: лихенология; лишайники; соредии; изидии; кустистые, листоватые и накипные лишайники.

Ход урока

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: "Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землей, всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая ее в плодоносную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочем зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному им пути появляются более сложные формы жизни". К.А. Тимирязев "Жизнь растений"

Сегодня мы познакомимся с одной изумительной выдумкой природы - лишайниками. В конце XVIII - начале XIX века возникли наука о лишайниках - лихенология. Ее основоположником считается шведский ученый А.Э. Ахариус. Термин "лишайник" был предложен в 1860 году русским ученым Андреем Николаевичем Бекетовым.

Организмы лишайников освоили свою уникальную нишу в условиях, очень неблагоприятных для других форм жизни. Лишайники называют первопроходцами - пионерами растительности. Они первыми заселяют безжизненные места, где не растут другие растения. Они выделяют специальные лишайниковые кислоты, растворяющие поверхностный слой горных пород, и усваивают минеральные соли. После отмирания лишайников образуется перегной, и другие растения заселяют эти места.

В настоящее время известно около 26 тысяч видов лишайников, некоторые из них занесены в Красную книгу. Лишайники разнообразны по форме и окраске. Их тело может иметь вид розеток и кустиков, форму бокалов, палочек или шаровидных комочков, напоминать накипь или покоробившуюся эмалевую краску.

Самостоятельная работа в парах "Многообразие и распространение лишайников". Найдите ответ в тексте учебника.

Кустистые - слоевище имеет вид более или менее разветвленных кустиков, достигающих 12-15 см в высоту. Накипные или корковые - слоевище в виде корочек на скалах, деревьях, земле. Листоватые - слоевище в виде листовидных пластинок, прикрепленных к почве или деревьям при помощи ризин - аналогов ризоидов, состоящих из гифов.
Цетрария - исландский лишайник Леканора Пармелия: листоватое слоевище зеленовато-серого цвета в виде разнообразно изрезанных пластинок, с нижней стороны черного цвета.
Кладония - ягель - "олений мох" Бацидия Пельтигера
Бородач: имеет серовато-зеленый цвет, ветвистый, свисает вниз с коры деревьев. Ксантория настенная: слоевище золотянки имеет вид оранжево-желтых розеток, концы лопастей выемчато-изрезанные.

Лишайники - самые медленно растущие организмы. За год их слоевище вырастает на 1-8 мм. Например, кустик кладонии высотой 3-5 см может иметь возраст 30 лет. Живут лишайники долго - до 80-100 лет, но некоторые доживают до 600 лет. Поэтому лишайники используют в геологии для определения возраста ледниковых морен. Самыми старыми можно считать антарктические корковые лишайники, возраст которых как минимум 10000 лет.

Многие из вас, вероятно, слышали о лишайниках. Некоторые, может быть, даже встречали их в природе. Но не многие знают, что это создание состоит из двух неразлучных друзей: маленьких микроскопических грибов и зеленых водорослей. Послушайте необыкновенную историю Гриба и Водоросли.

Гриб, поправив свою шляпку, быстро побежал к берегу реки. Крутого росло много разных растений. В толще воды плавали водоросли.

- Привет, как дела? - приветливо окликнул Гриб знакомую Водоросль.

- Да так, потихоньку, - отозвалась она. - Только вот часто голодаю. Сам понимаешь, живу в воде, а много ли в воде пищи? Ведь она в основном находиться в земле! Тебе, Гриб, повезло, что живешь на суше.

- Ошибаешься, Водоросль, в воде много всякой пищи, просто ты еще не научилась ее использовать, - ответил Гриб. - А вот несчастнее меня нет на белом свете. Пищи в земле, правда, хватает, но Солнце лишило меня силы, и еда не идет мне впрок. И все потому, что я отказался очищать воздух, чтобы нашим друзьям, животным, дышалось легко и свободно.

- Так что же нам делать? - спросила Водоросль.

- Что делать? - загадочно улыбнулся Гриб. - А ты подумай.

- Надо обратиться к Солнцу, - сказала, наконец, она. - Ты попроси у него прощения, и оно дарует тебе силу, а я постараюсь выпросить себе корни. Давай попробуем, Солнце доброе.

- Безнадежная идея! - махнул Гриб. - Пробовал уже. Солнце никогда не простит меня. Да и очищать воздух мне, честно говоря, не очень хочется. И корни тебе ни к чему, где это видано, чтобы у водоросли росли корни? У меня идея!

- Какая же? - оживилась Водоросль.

- Давай дружить, быстро ответил Гриб. - Ты в ладах с Солнцем, а в ладах с землей. Вот и будем обмениваться, я тебе пищу, а ты мне силу Солнца. Понимаешь?

- Понимать-то я понимаю, задумчиво ответила Водоросль. - Да только как мы будем жить вместе? Ты привык к Земле, а я живу в воде. Пойдем в воду - ты утонишь, выйдем на сушу - я засохну и умру.

- Не падай духом, - усмехнулся Гриб. - Жить мы с тобой будем в любом уголке, где есть влага.

- В таком случае я согласна! - радостно воскликнула Водоросль.

С тех пор Гриб и Водоросль живут вместе. Они настолько сдружились, что не могут прожить друг без друга. Гриб и Водоросль, заключившие союз, настолько сдружились, что их стали называть даже одним именем - Лишайник. Такая дружба в мире животных и растений называется симбиозом.

- В чем же заключается симбиоз лишайников? Это тесное сожительство водоросли и грибов, полезное как одному, так и другому организму.

Строение лишайников.

Строение лишайника впервые изучили русские ботаники А.С.Фаминцин и И.Д.Баранецкий. В 1860-1868 годах немецкий ботаник С. Шведенер в серии работ описал биологию лишайников как "двойных организмов". Тело лишайника - слоевище (таллом) - состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм.

Нити грибницы гриба.

Одноклеточные зеленые водоросли или сине-зеленые (цианобактерии).

Самостоятельная работа. Нарисуйте и подпишите составные части слоевища лишайника.

- Для чего необходимы нити грибницы, какую функцию они выполняют? Нити гриба лишайника поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества.

- А какую функцию выполняют водоросли? В клетках зеленых водорослей образуются органические вещества.

- В чем особенность их совместной жизни?

Лишайники поглощают воду всей поверхностью тела, используя для этого атмосферные осадки и, отчасти, водяные поры. Углекислый газ усваивается ими непосредственно из атмосферы, а питательные вещества поступают через покровы в виде растворов. Большинство лишайников спокойно переносят полное высыхание. На это время дыхание и фотосинтез у них прекращаются. Накопление органических веществ в теле происходит очень медленно, чем объясняется их незначительный ежегодный прирост.

Вывод: Гриб предохраняет водоросли от избыточного освещения и сильного высушивания, доставляет воду и минеральные вещества, идущие на фотосинтез, а водоросль обеспечивает гриб органическими веществами.

Размножение лишайников.

Совершенствуясь в ходе эволюции, лишайники перешли от сложного полового размножения к более простому - вегетативному. Лишайники размножаются чаще всего обломками слоевища. В других случаях вегетативное размножение осуществляется соредиями, изидиями.

Соредии - мелкие пылевидные комочки, состоящие из одной, двух или нескольких одноклеточных водорослей, оплетенных гифами гриба. После разрыва слоевища они освобождаются и разносятся ветром.

Изидии (волосы Изиды, древне - египетской богини) - выросты на поверхности слоевища. Они также содержат оба компонента лишайника. Сформированные изидии отламываются от слоевища и распространяются ветром, водой, животными.

Лишайники - пионеры растительности.

Лишайники - индикаторы чистоты воздуха. Лишайники широко распространены в природе, часто в местах, где жизнь других организмов невозможна. Однако хорошо известно, что их нет в крупных городах. Возникает вопрос, почему? Если вы познакомитесь с лишайниками, то сможете по некоторым их видам установить степень чистоты или загрязнения воздуха в населенном пункте. Лишайниковая "пустыня", то есть отсутствие лишайников, указывает на сильное загрязнение воздуха двуокисью серы (свыше 0,3 мг/м). Если произрастают некоторые выносливые по отношению к загрязнителям лишайники (ксантории, фисции, анаптихии, леканоры), то воздух загрязнен умеренно (количество двуокиси серы колеблется между 0,05-0,02 мг/м). Произрастающие на стволах виды естественной флоры (пармелии, алектории и др.) указывают на довольно чистый воздух (двуокиси серы меньше 0,05 мг/м). Таким образом, неслучайно, что при повышении загрязнения воздуха отмечается последовательное исчезновение лишайников: сначала вымирают кустистые, потом листоватые, затем накипные. Чем чище воздух, тем больше видовое разнообразие лишайников, тем интенсивнее их рост. Лишайники обладаю способностью аккумулировать в своем теле различные металлы. Например, в лишайнике умбиликарии, росшем возле атомного полигона в США, после испытаний ядерной установки был обнаружен радиоактивный цезий в количестве, безусловно, губительном для высших растений.

Лишайники - источник химических соединений. Лишайники (эверния, уснея, кладония, лобария, цетрария и др.) используют для получения лекарственных препаратов, ароматических веществ в парфюмерии. Из лишайников изготавливают красители для шерсти и лакмус, необходимый химической промышленности. В сосновых борах растет исландский лишайник - цетрария, известен он как исландский мох. В нем содержится 44% крахмала и 3% сахара. В Швеции исландский мох заготавливают большими партиями для получения патоки, спирта и медицинской глюкозы. Лишайниковые кислоты видоспецифичны, что позволяет использовать их в качестве систематического признака. Установлено, что они обладают антибиотическим действием, из-за чего некоторые из них используются в медицине.

Лишайники - корм для северных оленей. Лишайники служат не только кормом для домашнего северного оленя, но и для диких копытных животных - косули, лося и др.

Лишайники - пища у некоторых народов. С лишайниками связана библейская легенда о манне небесной. В Библии рассказывается о народе, который много дней брел по пустыне, по колено, утопая в песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскаленный песок. Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И они увидели, как по песку, подгоняемые ветром катятся серые комочки. Сильный порыв ветра поднял их кверху, и казалось, что они падают с неба. "Манна, манна! С неба падает манна!" Все, кто еще мог, бросились собирать "манну". Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и пекли лепешки. Отсюда появилось выражение "манна небесная".

В 1772 году русский ботаник Петр Симон Паллас доказал, что манна - это лишайник, перекатываемый ветром в пустынях Африки, Передней и Средней Азии. Он съедобен - отсюда, возможно, легенда о манне, падающей с неба (аспицилия съедобная - в отличие от других ведет ни прикрепленный, а кочующий образ жизни); (леканора - лишайник съедобный).

До сих пор в Японии считается одним из деликатесов листовой лишайник. В Северо-западных областях России сухой порошок из ягеля - "оленьего мха", или кладонии, является традиционной добавкой первых блюд. Он загущает суп, придает нежный вкус и создает ощущение сытости, хотя как наполнитель и не имеет заметной питательной ценности. На рынках небольшой мешочек муки из оленьего мха стоил значительно дороже муки из ржи и пшеницы. В 30-50-х годах были созданы специальные предприятия по добычи и переработке кладонии, дающей 10-15 ц/га, но производство было прекращено. Почему? Из-за быстрого истощения источников ягеля и плохой восстановимости.

Охрана лишайников. В последнее время остро встает вопрос об охране лишайников. Меры по их охране: регулируемый выпас оленей, упорядоченное передвижение транспорта и др.

Задания.

  • Лишайники поселяются на местах, где другие растения произрастать не могут (на скалах, камнях).
  • Растут лишайники очень быстро, поэтому их легко выращивать в лаборатории.
  • Лишайники очень чувствительны к яду, особенно к сернистому газу.
  • Окраска лишайника обусловлена пигментами, которые находятся в оболочках гиф гриба, реже цитоплазме.
  • Лишайники размножаются спорами или фрагментами слоевища, сосредиями или изидиями.
  • Тело лишайника
  • Одна или несколько клеток водоросли, окруженная грибными нитями.
  • Особое вещество для химической промышленности.
  • Тесная связь, полезная как одному, так и другому организму.
  • Организмы, состоящие из грибов и водорослей.
  • Органические соединения, характерная особенность лишайников.
  • Выросты на верхней поверхности слоевища.
  • Наука о лишайниках.

Лишняя картинка. Найдите лишнюю картинку из четырех. Каким общим понятием можно назвать три оставшихся? 1.Пармелия. 2.Цетрария (исландский мох). 3.Сфагнум. 4.Ягель (олений мох).

Очень часто лишайники путают со мхами. А вот почему, лишайники нельзя назвать мхами, мы узнаем на следующем уроке. От мхов, с которыми часто смешивают лишайники, они отличаются тем, что у них нет типичной зеленой окраски и органов.

Задание на дом. Изучить параграф 13 страницы 62-65. Ответить на вопросы 1-7 в конце параграфа.

Читайте также: