Задачи по скрещиванию растений

Обновлено: 04.10.2024

Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представлений о практическом значении биологических знаний как научной основы многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины. Широкие возможности в реализации этой задачи у генетики. Важными практическими задачами генетики являются:

выбор оптимальной системы скрещивания в селекционной работе и наиболее эффективного метода отбора;

управление развитием наследственных признаков;

использование мутагенеза в селекции.

В медицине использование генетических знаний способствует разработке мероприятий по защите наследственности человека от мутагенного действия факторов окружающей среды.

Решение задач по генетике способствует лучшему усвоению теории. Из-за ограничения во времени на занятии рассматриваем только решение задач по генетике с использованием законов Г.Менделя

Цели занятия:

ознакомиться с общими требованиями к оформлению записи условия задачи и ее решения;

рассмотреть различные типы задач и примеры их решения;

рассмотреть различные способы решения задач при дигибридном скрещивании;

ознакомиться с приемами составления различных типов задач.

Основная задача данной статьи – оказать помощь начинающим педагогам в решении задач и составлении различных типов задач с использованием законов Г.Менделя.

Методика овладения приемами решения задач

Общие требования к оформлению записей условия задачи и ее решения.

Рассмотрим пример записи условия задачи и ее решения.

Задача 1. Голубоглазый юноша женился на кареглазой девушке, у отца которой глаза были голубые. От этого брака родился кареглазый ребенок. Каков генотип ребенка? (Сведения об альтернативных признаках см. в табл. 1.)

А – ген кареглазости
а – ген голубоглазости
– аа
– Аа
F1 – кареглазый.

Определить генотип F1

Ответ: кареглазый ребенок имеет генотип Аа.

А – ген кареглазости;
а — ген голубоглазости.

Теперь определим генотипы родителей ребенка. Отец голубоглазый, следовательно, в его генотипе оба аллельных гена, определяющие цвет глаз, рецессивны, т.е. его генотип аа.
Мать ребенка кареглазая. Проявление этого цвета глаз возможно в следующих случаях.

1. При условии, что оба аллельных гена являются доминантными.
2. При условии, что один из аллельных генов – доминантный, а другой – рецессивный. Поскольку отец матери ребенка был голубоглазый, т.е. его генотип аа, то у нее один аллельный ген рецессивный. Значит, мать ребенка гетерозиготна по данному признаку, ее генотип Аа.

В задаче известен фенотип ребенка – кареглазый. Требуется узнать его генотип.

Запишем генотипы родителей справа от условия задачи.

Р: Aa х аа

Зная генотипы родителей, можно определить, какие типы гамет у них образуются. У матери образуются гаметы двух типов – А и а, у отца – только одного типа – а.

Р: Aa х аа
гаметы: А а а

В этом браке возможны дети с двумя генотипами по признаку цвета глаз:

Aa — кареглазые и аа – голубоглазые.

Фенотип ребенка известен из условия задачи: ребенок кареглазый. Следовательно, его генотип – Аа.

Ответ: кареглазый ребенок имеет генотип Аа.

Примечание. В F1 возможна другая запись:

Необходимые для решения задач умения и навыки

I. Прежде, чем приступить к решению задач, учащимся необходимо прочно овладеть навыками использования буквенных символов для обозначения доминантных и рецессивных генов, гомо- и гетерозиготных состояний аллелей, генотипов родителей и потомства.
Для более прочного овладения этими понятиями можно предложить тренировочные упражнения, которые нетрудно составить, используя данные табл. 1–3. А можно использовать текст готовой задачи, в этом случае учащимся предлагается проанализировать и записать условие задачи.

Таблица 2. Примеры моногенного наследования аутосомных признаков
Таблица 3. Примеры моногенного наследования аутосомных полудоминантных признаков

Упражнение 1 (по таблице). У крупного рогатого скота ген комолости (т.е. безрогости) доминирует над геном рогатости, а черный цвет шерсти – над красным, причем гены обоих признаков находятся в разных хромосомах.

Какие генотипы у коров:

а) черных комолых;
б) черных рогатых;
в) красных рогатых;
г) красных комолых?

А — ген комолости;
а — ген рогатости;
В — ген черной окраски шерсти;
b – ген красной окраски шерсти.

а) А _ В _ (т.е. ААBB, АаBB, ААВb, АаВb)
б) аа В _ (т.е. ааBB, ааBb)
в) аа bb
г) А _ bb (т.е. ААbb, Ааbb)

Упражнение 2 (из текста задачи). Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники — с белыми ягодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство возникает при скрещивании между собой гибридных растений земляники с розовыми ягодами? Какое потомство получится, если опылить красноплодную землянику пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами?
Запишите условие задачи и скрещивания, упомянутые в задаче.

A + – ген красноплодности;
А – ген белоплодности;
АА – белоплодная земляника;
A + A + — красноплодная земляника;
A + А – земляника с розовыми ягодами.
A + A + х АА; A + A х A + A;
A + A + х A + A

II. Другое важное умение, которое необходимо отработать – умение определять фенотип по генотипу.

Упражнение 3. Какова окраска семян гороха при следующих генотипах: АА, аа, Аа? (См. табл. 1.)

Ответ: желтая; зеленая; желтая.

Упражнение 4. Какова форма корнеплода у редиса при следующих генотипах: АА, Аа, аа? (См. табл. 3.)

Ответ: длинная; овальная; круглая.

3. Очень важно научить записывать гаметы. Для вычисления количества различных сортов гамет используется формула 2 n , где n – число пар гетерозиготных состояний аллелей.

АА BB CC DD, n = 0; 2 n = 2 0 = 1 (1 сорт гамет) ABCD.

Аа BB CC DD, n = 1; 2 n = 2 1 = 2 (2 сорта гамет) гаметы: ABCD, aBCD.

Аа Bb CС DD, n = 2; 2 n = 4.

Аа Bb Cc DD, n = 3; 2 n = 8.

Для последнего случая рассмотрим запись гамет. Всего их должно быть 16.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что пары генов Аа, Bb, Cc, Dd находятся в разных хромосомах. При образовании гамет в процессе мейоза происходит расхождение гомологичных хромосом, и в каждой половой клетке оказывается гаплоидный набор хромосом, то есть в каждой гамете должны присутствовать хромосомы с генами А (или а), В (b), С (с), D (d). Недопустима запись гамет: Аа, Bb, Cc, Dd или A, a, B, b, C, c, D, d.

Так как каждая пара признаков наследуется независимо от других, то по каждой паре альтернативных признаков будет происходить распределение генов по гаметам в соотношении:


Среди заданий по генетике на ЕГЭ по биологии можно выделить 6 основных типов. Первые два - на определение числа типов гамет и моногибридное скрещивание - встречаются чаще всего в части А экзамена (вопросы А7 , А8 и А30 ).

Задачи типов 3 , 4 и 5 посвящены дигибридному скрещиванию, наследованию групп крови и признаков, сцепленных с полом. Такие задачи составляют большинство вопросов С6 в ЕГЭ .

Шестой тип задач - смешанный. В них рассматривается наследование двух пар признаков: одна пара сцеплена с Х-хромосомой (или определяет группы крови человека), а гены второй пары признаков расположены в аутосомах. Этот класс задач считается самым трудным для абитуриентов.

В этой статье изложены теоретические основы генетики, необходимые для успешной подготовки к заданию С6, а также рассмотрены решения задач всех типов и приведены примеры для самостоятельной работы.

Основные термины генетики

Ген — это участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного белка. Ген — это структурная и функциональная единица наследственности.

Аллельные гены (аллели) — разные варианты одного гена, кодирующие альтернативное проявление одного и того же признака. Альтернативные признаки — признаки, которые не могут быть в организме одновременно.

Гомозиготный организм — организм, не дающий расщепления по тем или иным признакам. Его аллельные гены одинаково влияют на развитие данного признака.

Гетерозиготный организм — организм, дающий расщепление по тем или иным признакам. Его аллельные гены по-разному влияют на развитие данного признака.

Доминантный ген отвечает за развитие признака, который проявляется у гетерозиготного организма.

Рецессивный ген отвечает за признак, развитие которого подавляется доминантным геном. Рецессивный признак проявляется у гомозиготного организма, содержащего два рецессивных гена.

Генотип — совокупность генов в диплоидном наборе организма. Совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом называется геномом.

Фенотип — совокупность всех признаков организма.

Законы Г. Менделя

Первый закон Менделя — закон единообразия гибридов

Этот закон выведен на основании результатов моногибридного скрещивания. Для опытов было взято два сорта гороха, отличающихся друг от друга одной парой признаков — цветом семян: один сорт имел желтую окраску, второй — зеленую. Скрещивающиеся растения были гомозиготными.

Для записи результатов скрещивания Менделем была предложена следующая схема:

— желтая окраска семян
— зеленая окраска семян

(родители)
(гаметы)
(первое поколение)
(все растения имели желтые семена)

Формулировка закона: при скрещивании организмов, различающихся по одной паре альтернативных признаков, первое поколение единообразно по фенотипу и генотипу.

Второй закон Менделя — закон расщепления

Из семян, полученных при скрещивании гомозиготного растения с желтой окраской семян с растением с зеленой окраской семян, были выращены растения, и путем самоопыления было получено .


( растений имеют доминантный признак, — рецессивный)

Формулировка закона: у потомства, полученного от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении , а по генотипу — .

Третий закон Менделя — закон независимого наследования

Этот закон был выведен на основании данных, полученных при дигибридном скрещивании. Мендель рассматривал наследование двух пар признаков у гороха: окраски и формы семян.

В качестве родительских форм Мендель использовал гомозиготные по обоим парам признаков растения: один сорт имел желтые семена с гладкой кожицей, другой — зеленые и морщинистые.

— желтая окраска семян, — зеленая окраска семян,
— гладкая форма, — морщинистая форма.


(желтые гладкие).

Затем Мендель из семян вырастил растения и путем самоопыления получил гибриды второго поколения.

В произошло расщепление на фенотипических класса в соотношении . всех семян имели оба доминантных признака (желтые и гладкие), — первый доминантный и второй рецессивный (желтые и морщинистые), — первый рецессивный и второй доминантный (зеленые и гладкие), — оба рецессивных признака (зеленые и морщинистые).

При анализе наследования каждой пары признаков получаются следующие результаты. В частей желтых семян и части зеленых семян, т.е. соотношение . Точно такое же соотношение будет и по второй паре признаков (форме семян).

Формулировка закона: при скрещивании организмов, отличающихся друг от друга двумя и более парами альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всевозможных сочетаниях.

Третий закон Менделя выполняется только в том случае, если гены находятся в разных парах гомологичных хромосом.

При анализе признаков гибридов первого и второго поколений Мендель установил, что рецессивный ген не исчезает и не смешивается с доминантным. В проявляются оба гена, что возможно только в том случае, если гибриды образуют два типа гамет: одни несут доминантный ген, другие — рецессивный. Это явление и получило название гипотезы чистоты гамет: каждая гамета несет только один ген из каждой аллельной пары. Гипотеза чистоты гамет была доказана после изучения процессов, происходящих в мейозе.

Анализирующее скрещивание

Этот метод был предложен Менделем для выяснения генотипов организмов с доминантным признаком, имеющих одинаковый фенотип. Для этого их скрещивали с гомозиготными рецессивными формами.

Если в результате скрещивания все поколение оказывалось одинаковым и похожим на анализируемый организм, то можно было сделать вывод: исходный организм является гомозиготным по изучаемому признаку.

Если в результате скрещивания в поколении наблюдалось расщепление в соотношении , то исходный организм содержит гены в гетерозиготном состоянии.

Наследование групп крови (система АВ0)

Наследование групп крови в этой системе является примером множественного аллелизма (это существование у вида более двух аллелей одного гена). В человеческой популяции имеется три гена , кодирующие белки-антигены эритроцитов, которые определяют группы крови людей. В генотипе каждого человека содержится только два гена, определяющих его группу крови: первая группа ; вторая и ; третья и и четвертая .

Наследование признаков, сцепленных с полом

У большинства организмов пол определяется во время оплодотворения и зависит от набора хромосом. Такой способ называют хромосомным определением пола. У организмов с таким типом определения пола есть аутосомы и половые хромосомы — и .

У млекопитающих (в т.ч. у человека) женский пол обладает набором половых хромосом , мужской пол — . Женский пол называют гомогаметным (образует один тип гамет); а мужской — гетерогаметным (образует два типа гамет). У птиц и бабочек гомогаметным полом являются самцы , а гетерогаметным — самки .

В ЕГЭ включены задачи только на признаки, сцепленные с -хромосомой. В основном они касаются двух признаков человека: свертываемость крови ( — норма; — гемофилия), цветовое зрение ( — норма, — дальтонизм). Гораздо реже встречаются задачи на наследование признаков, сцепленных с полом, у птиц.

У человека женский пол может быть гомозиготным или гетерозиготным по отношению к этим генам. Рассмотрим возможные генетические наборы у женщины на примере гемофилии (аналогичная картина наблюдается при дальтонизме): — здорова; — здорова, но является носительницей; — больна. Мужской пол по этим генам является гомозиготным, т.к. -хромосома не имеет аллелей этих генов: — здоров; — болен. Поэтому чаще всего этими заболеваниями страдают мужчины, а женщины являются их носителями.

Типичные задания ЕГЭ по генетике

Определение числа типов гамет

Определение числа типов гамет проводится по формуле: , где — число пар генов в гетерозиготном состоянии. Например, у организма с генотипом генов в гетерозиготном состоянии нет, т.е. , следовательно, , и он образует один тип гамет . У организма с генотипом одна пара генов в гетерозиготном состоянии , т.е. , следовательно, , и он образует два типа гамет. У организма с генотипом три пары генов в гетерозиготном состоянии, т.е. , следовательно, , и он образует восемь типов гамет.

Задачи на моно- и дигибридное скрещивание

На моногибридное скрещивание

Задача: Скрестили белых кроликов с черными кроликами (черный цвет — доминантный признак). В белых и черных. Определите генотипы родителей и потомства.

Решение: Поскольку в потомстве наблюдается расщепление по изучаемому признаку, следовательно, родитель с доминантным признаком гетерозиготен.

(черный) (белый)
(черные) : (белые)

На дигибридное скрещивание

Доминантные гены известны

Задача: Скрестили томаты нормального роста с красными плодами с томатами-карликами с красными плодами. В все растения были нормального роста; — с красными плодами и — с желтыми. Определите генотипы родителей и потомков, если известно, что у томатов красный цвет плодов доминирует над желтым, а нормальный рост — над карликовостью.

Решение: Обозначим доминантные и рецессивные гены: — нормальный рост, — карликовость; — красные плоды, — желтые плоды.

Проанализируем наследование каждого признака по отдельности. В все потомки имеют нормальный рост, т.е. расщепления по этому признаку не наблюдается, поэтому исходные формы — гомозиготны. По цвету плодов наблюдается расщепление , поэтому исходные формы гетерозиготны.


(нормальный рост, красные плоды)

(карлики, красные плоды)
(нормальный рост, красные плоды)
(нормальный рост, красные плоды)
(нормальный рост, красные плоды)
(нормальный рост, желтые плоды)

Доминантные гены неизвестны

Задача: Скрестили два сорта флоксов: один имеет красные блюдцевидные цветки, второй — красные воронковидные цветки. В потомстве было получено красных блюдцевидных, красных воронковидных, белых блюдцевидных и белых воронковидных. Определите доминантные гены и генотипы родительских форм, а также их потомков.

Решение: Проанализируем расщепление по каждому признаку в отдельности. Среди потомков растения с красными цветами составляют , с белыми цветами — , т.е. . Поэтому — красный цвет, — белый цвет, а родительские формы — гетерозиготны по этому признаку (т.к. есть расщепление в потомстве).

По форме цветка также наблюдается расщепление: половина потомства имеет блюдцеобразные цветки, половина — воронковидные. На основании этих данных однозначно определить доминантный признак не представляется возможным. Поэтому примем, что — блюдцевидные цветки, — воронковидные цветки.

- красные блюдцевидные цветки,
— красные воронковидные цветки,
— белые блюдцевидные цветки,
— белые воронковидные цветки.

Решение задач на группы крови (система АВ0)

Задача: у матери вторая группа крови (она гетерозиготна), у отца — четвертая. Какие группы крови возможны у детей?

Решение:


(вероятность рождения ребенка со второй группой крови составляет , с третьей — , с четвертой — ).

Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом

Такие задачи вполне могут встретиться как в части А, так и в части С ЕГЭ.

Задача: носительница гемофилии вышла замуж за здорового мужчину. Какие могут родиться дети?

Решение:

девочка, здоровая ( )
девочка, здоровая, носительница ( )
мальчик, здоровый ( )
мальчик, больной гемофилией ( )

Решение задач смешанного типа

Задача: Мужчина с карими глазами и группой крови женился на женщине с карими глазами и группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.

Решение: Карий цвет глаз доминирует над голубым, поэтому — карие глаза, — голубые глаза. У ребенка голубые глаза, поэтому его отец и мать гетерозиготны по этому признаку. Третья группа крови может иметь генотип или , первая — только . Поскольку у ребенка первая группа крови, следовательно, он получил ген и от отца, и от матери, поэтому у его отца генотип .

(отец) (мать)
(родился)

Задача: Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине с нормальным зрением (ее отец и мать были полностью здоровы), левше. Какие могут родиться дети у этой пары?

Решение: У человека лучшее владение правой рукой доминирует над леворукостью, поэтому — правша, — левша. Генотип мужчины (т.к. он получил ген от матери-левши), а женщины — .

Мужчина-дальтоник имеет генотип , а его жена — , т.к. ее родители были полностью здоровы.

Предлагаю Вашему вниманию сборник задач по генетике - это 2 брошюры:

- для учеников - там 65 задач на разные типы скрещиваний (по школьной программе, занимательные и повышенной сложности) и задачи по генетике из демострационных материалов ЕГЭ разных лет;

- для учителя - там решения и ответы ко всем задачам, а также проверочные работы.

ВложениеРазмер
sbornik_zadach_po_genetike_.zip 874.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

с углублённым изучением отдельных предметов

п. Восточный Омутнинского района Кировской области

(пособие для учителя)

п. Восточный – 2013

Маслак Екатерина Николаевна –

учитель биологии высшей категории

МКОУ СОШ №2 с УИОП

п. Восточный Омутнинского района

У Вас в руках сборник из 65 задач по генетике с решениями и ответами

на разные типы скрещиваний и

Предлагаются разные виды задач:

Задачи по школьной программе

* Задачи повышенной сложности

Задачи из демонстрационных материалов ЕГЭ разных лет

они могут быть использованы на уроках и факультативных занятиях,

а также как обязательные и необязательные

Они помогут ученикам понять,

что генетика – это очень интересная наука!

Подготовка к решению задач по генетике

Тестовый контроль №1

Задачи по теме «Ди- и поли- гибридное

Тестовый контроль №2

Задачи по теме «Наследование, сцепленное

Задачи из демонстрационных материалов ЕГЭ

Краткий словарь генетических терминов

Список использованной литературы

Подготовка к решению задач по генетике

  1. Сумма внешних и внутренних признаков организма
  2. Место расположения гена в хромосоме
  3. Общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в пределах вида
  4. Организм с одинаковыми аллелями в генотипе
  5. Наука о наследственности и изменчивости
  6. Организм с разными аллелями в генотипе
  7. Объекты, с которыми проводил свои опыты Т. Морган
  8. Гены, обеспечивающие развитие альтернативных признаков
  9. Сумма генов, полученная организмом от родителей
  10. Основоположник генетики
  11. Общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам
  12. Один организм из гибридного поколения
  13. Признак, подавляющий другие
  14. Подавляемый признак
  15. Хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.

1 - генотип, 2 - локус, 3 - изменчивость, 4 - гомозиготная,

5 – генетика, 6 – гетерозиготная, 7 – дрозофилы,

8 – аллельные, 9 – генотип, 10 – Мендель,

11 – наследственность, 12 – гибрид, 13 – доминантный,

14 – рецессивный, 15 – аутосомы

Задания для подготовки к решению генетических задач

Задание 1 . Соотнесите .

А - аллельные гены

Д – доминантный признак

Е – рецессивный признак

  1. Сумма внешних и внутренних признаков организма
  2. Преобладающий признак
  3. Организм с одинаковыми аллелями в генотипе
  4. Сумма генов, полученных организмом от родителей
  5. Подавляемый признак
  6. Организм с разными аллелями в генотипе
  7. Гены, определяющие развитие альтернативных признаков

Задание 2. Сколько аллельных пар в следующих генотипах?

Задание 3. Сколько доминантных генов в генотипах?

Задание 4. Сколько гетерозиготных аллелей в генотипах?

Задание 5. Доминантный или рецессивный признак будет проявляться у особей с таким генотипом?

У тыквы дисковидная форма плода доминирует над шаровидной. Гомозиготную шаровидную тыкву опылили пыльцой такой же тыквы. Какими будут гибриды первого поколения?

Ответ: все гибриды первого поколения будут шаровидными.

У морских свинок черная окраска шерсти доминирует над белой. Скрестили двух гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды первого поколения?

F 1 : АА, Аа, Аа, аа

Ответ: ¾ гибридов первого поколения будут черными,

У томатов красная окраска плода доминирует над желтой. Переопылили два растения с красной окраской плодов: одно было гомозиготным, другое гетерозиготным. Растения с какими плодами вырастут в первом поколении?

Ответ: все растения в первом поколении будут с красными плодами.

У кроликов серая окраска шерсти доминирует над черной. Гомозиготную серую крольчиху скрестили с черным кроликом. Какими будут крольчата?

Ответ: все крольчата буду серыми.

F 1 : АА, Аа, Аа, аа

Р - ? гибель пл. пл. сер.

Ответ - 1: платиновых будет – 50%,

25% зародышей погибнут.

Ответ - 2: платиновых будет – 50%,

гибели зародышей не будет.

Ответ: наиболее выгодно скрещивать серебристых и платиновых гетерозиготных лисиц.

У томатов нормальная высота растения доминирует над карликовым ростом. Каковы генотипы родителей, если 50% потомства оказалось нормального роста и 50% низкого?

F 1 : 50% А * и 50% аа

Р - ? Чтоб определить генотипы родителей, нужно

помнить, что один аллель (одна буква) в генотипе

у гибрида от мамы, а второй – от папы:

по второму генотипу, возможному у гибридов,

затем рассматриваем два варианта первого

генотипа, возможного у гибридов,

и делаем вывод о генотипах родителей:

Ответ: генотипы родителей Аа и аа.

При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ - желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой?

Р - ? Чтоб определить генотипы родителей, нужно

помнить, что один аллель (одна буква) в генотипе

у гибрида от мамы, а второй – от папы:

по второму генотипу, возможному у гибридов,

затем рассматриваем два варианта первого

генотипа, возможного у гибридов,

и делаем вывод о генотипах родителей:

Ответ: родительские растения гетерозиготны

У Колобков ген лысости доминирует над геном волосатости. Волосатая Колобиха выкатилась замуж за лысого Колобка, имеющего лысого брата и лысого отца. У них родилась лысая Колобочка. Колобочка выкатилась за волосатого колобка. Какова вероятность, что у них родится лысый Колобок?

2) F 1 : ♀ Аа х ♂аа

Ответ: вероятность рождения лысого колобка – 50%.

Один аллель (одна буква) в генотипе у Емели от мамы, а второй – от папы,

F 1 - ? следовательно, он может быть

Ответ: генотип Емели может быть Аа.

Жар-птица имеет ярко-желтое оперение, Синяя птица – синее. При скрещивании Жар-птицы с Синей птицей вылупились птенцы синего цвета. Какой признак является доминантным? Каковы генотипы родителей и потомства?

Т.к. все птенцы оказались синего цвета, А – синяя окраска оперения, а – желтая.

А - ? Следовательно, ♀ аа и F 1 : Аа.

а - ? Зная, что один аллель (одна буква) в генотипе

Р - ? у гибрида от мамы, а второй – от папы и что все

F 1 - ? птенцы – синего цвета, делаем вывод, что ♂ АА.

Ответ: у птиц доминирует синее оперение,

генотипы родителей ♀ аа и ♂ АА,

генотипы потомства – Аа.

Конек-Горбунок родился у кобылицы нормального роста. Каковы генотипы родителей, если нормальный рост – признак доминантный и у Конька-Горбунка два брата тоже были нормального роста?

Один аллель (одна буква) в генотипе у Конька-Горбунка от мамы, а второй – от

Зная, что братья у Конька- Горбунка имеют

генотипы Аа, делаем вывод, что генотип папы -

Ответ: родители Конька – Горбунка гетерозиготны.

У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были проведены всевозможные скрещивания:

1. Огнедышащие родители – всё потомство огнедашащее.

2. Неогнедышащие родители – всё потомство

3. Огнедышащий самец и неогнедышащая самка – в

потомстве примерно поровну огнедышащих и

4. Неогнедышащий самец и огнедышащая самка – всё

Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей .

Решение и ответ:

  1. по скрещиванию №4 определяем: А – неогнедыш., а – огнедышащ. => огнедышащие: ♀аа и ♂аа; неогнедышащий самец - ♂ АА
  2. по скрещиванию №3: неогнедышащая самка - ♀ Аа.

Тестовый контроль № 1

(решение задач на моногибридное скрещивание)

У гороха высокий рост доминирует над низким. Гомозиготное растение высокого роста опылили пыльцой гороха низкого роста. Получили 20 растений. Гибридов первого поколения самоопылили и получили 96 растений второго поколения.

  1. Сколько различных типов гамет могут образовать гибриды первого поколения?
  1. Сколько доминантных гомозиготных растений выросло во втором поколении?

У овса раннеспелость доминирует над позднеспелостью. Гетерозиготное раннеспелое растение скрестили с позднеспелым. Получили 28 растений.

  1. Сколько различных типов гамет образуется у раннеспелого родительского растения?
  1. Сколько различных типов гамет образуется у позднеспелого родительского растения?

3. Сколько гетерозиготных растений будет среди гибридов?

У гороха гладкие семена – доминантный признак, морщинистые – рецессивный. При скрещивании двух гомозиготных растений с гладкими и морщинистыми семенами получено 8 растений. Все они самоопылились и во втором поколении дали 824 семени.

1.Сколько растений первого поколения будут гетерозиготными?

2. Сколько разных фенотипов будет в первом поколении?

4. Сколько семян во втором поколении будут гетерозиготными?

5.Сколько во втором поколении будет морщинистых семян?

У моркови оранжевая окраска корнеплода доминирует над жёлтой. Гомозиготное растение с оранжевым корнеплодом скрестили с растением, имеющим жёлтый корнеплод. В первом поколении получили 15 растений. Их самоопылили и во втором поколении получили 120 растений.

1. Сколько различных типов гамет может образовывать родительское растение с оранжевым корнеплодом?

2. Сколько растений с жёлтым корнеплодом вырастет во втором поколении?

3. Сколько во втором поколении будет гетерозиготных

  1. Сколько доминантных гомозиготных растений будет во втором поколении?

5. Сколько растений из второго поколения будет с оранжевым корнеплодом?

При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой курицы?

Ответ: половина потомков будет белыми,

Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое возникнет потомство при скрещивании между собой гибридов с розовыми ягодами?

F 1 : КК, КБ, КБ, ББ

Ответ: в потомстве 50% будет с розовыми ягодами

и по 25% с красными и с белыми ягодами.

Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость - доминантные признаки?

Р: ♀ АА вв х ♂ аа Вв

Ответ: все дети в этой семье будут кареглазыми,

вероятность рождения право – и леворуких детей – по 50%.

Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки?

Р: ♀ ААвв х ♂ ааВВ

F 1 : АаВв – обыч., стояч.

Ответ: все крольчата будут с обычной шерстью и

У душистого горошка высокий рост доминирует над карликовым, зелёные бобы – над жёлтыми. Какими будут гибриды при скрещивании гомозиготного растения высокого роста с жёлтыми бобами и карлика с жёлтыми бобами?

Р: ♀ ААвв х ♂ аавв

F 1 : Аавв – высок. желт

Ответ: все гибриды будут высокого роста с желтыми бобами.

У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой, дисковидная форма – над шаровидной. Как будут выглядеть гибриды от скрещивания гомозиготной жёлтой шаровидной тыквы и жёлтой дисковидной (гетерозиготной по второй аллели).

Р: ♀ аавв х ♂ ааВв

Ответ: все гибриды будут желтыми, половина из них – дисковидными, а половина – шаровидными.

У томатов красный цвет плодов доминирует над жёлтым,

нормальный рост - над карликовым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных жёлтых томатов нормального роста и жёлтых карликов?

Р: ♀ ааВВ х ♂ аавв

F 1 : ааВв – желт.. карл.

Ответ: все гибриды будут карликовыми с желтыми плодами.

Каковы генотипы родительских растений, если при скрещивании красных томатов (доминантный признак) грушевидной формы (рецессивный признак) с желтыми шаровидными получилось: 25% красных шаровидных, 25% красных грушевидных, 25% желтых шаровидных, 25% желтых грушевидных?

F 1 : А* В*, А* вв, ааВ*, аавв

Чтоб определить генотипы родителей, нужно помнить, что один аллель (одна буква) в генотипе из каждой пары у гибрида от мамы, а второй – от папы.

По 4-ому генотипу гибридов, а затем по 2-ому и по третьему, определяем

Р - ? генотипы родителей.

Ответ: генотипы родительских растений Аавв и ааВв.

У единорогов с планеты Крина белый цвет зависит от доминантного гена В, а желтый – от его рецессивной аллели b. Бег рысью зависит от доминантного гена Р, а ходьба шагом – от рецессивного р. Каким будет фенотип первого поколения при скрещивании гомозиготного белого единорога-шагоходца с гомозиготным желтым рысаком? Какое потомство и в каких соотношениях будет получено при скрещивании двух особей первого поколения?

1) Р: ♀ ВВрр х ♂ ввРР

F 1 : ВвРр –бел. рысаки

2) F 1 : ♀ ВвРр х ♂ВвРр

Ответ: 9/16 – белых рысаков, 3/16 – белых шагоходцев,

3/16 – желтых рысаков, 1/16 – желтых шагоходцев.

Скрещивать пары с абсолютно одинаковыми генотипами и фенотипами не стоит.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Решение генетических задач. Дигибридное скрещивание"

Рассмотрим примеры решения генетических задач, в которых организмы отличаются друг от друга по двум признакам.

Задача 1. Дигетерозиготный горох с жёлтыми гладкими семенами скрещён с зелёным морщинистым. Какое расщепление по фенотипу и генотипу ожидается в потомстве?

В задаче указаны два признака, по которым отличаются растения гороха. Это окраска семян и их форма. Значит, эта задача на дигибридное скрещивание.

Мы знаем, что жёлтая окраска и гладкая форма семян – доминантные признаки, а зелёная окраска и морщинистая форма – рецессивные.
Вводим буквенные обозначения. Пускай А – жёлтая окраска, соответственно, а – зелёная. Обозначим буквой B форму семян. B – гладкая, b – морщинистая.

Записываем родительские формы. Из условия задачи нам известно, что одно растение дигетерозиготное. Генотип второго неизвестен. Но указан его фенотип. По которому однозначно определяем генотип второго растения – рецессивная гетерозигота.

Материнское дигетерозиготное растение даёт четыре типа гамет: АB, Ab, aB, ab. Гомозиготное мужское – один тип гамет: ab.
Гетерозиготная особь даст расщепление в потомстве. А поскольку гамет четыре типа, значит будет и четыре варианта соотношения генов у гибридных потомков, то есть четыре генотипа с расщеплением 1:1:1:1. То же самое, скорее всего, будет и с фенотипами. Давайте проверим эти утверждения.

Строим решётку Пеннета и вписываем в неё генотипы потомков. Будьте внимательны при этом. Любая ошибка приведёт к неверному решению всей задачи.

Итак, одна часть потомков будет иметь генотип AaBb – они жёлтые гладкие по фенотипу и дигетерозиготы по генотипу. Вторая – Aabb – жёлтые морщинистые, гетерозиготы по первому признаку и рецессивные гомозиготы по второму. Третья – aaBb – зелёные гладкие, рецессивные гомозиготы по первому признаку и гетерозиготы по второму, а четвёртая – aabb – зелёные морщинистые, рецессивные гомозиготы.


Записываем ответ к задаче: в потомстве ожидается расщепление 1:1:1:1 по фенотипу и генотипу.

Задача 2. Светловолосый кареглазый мужчина из семьи, все члены которой имели карие глаза, женился на голубоглазой темноволосой женщине, мать которой была светловолосой. Какой фенотип можно ожидать у детей?

Запомните – правильная запись условия генетической задачи– залог успешного решения. Взяв максимум из той информации, что нам дана, мы практически на 90% решаем поставленную задачу.

Итак, мы имеем дело с двумя признаками – цветом волос и цветом глаз. Вводим буквенные обозначения генов. Пускай А – тёмные волосы, а – светлые. B – карие глаза, а b – голубые.

Записываем генотипы родителей. Будьте внимательны и не запутайтесь в признаках.
Мужчина светловолосый, поэтому у нас один вариант – рецессивная гомозигота по данному признаку. Карие же глаза могут иметь как доминантные гомозиготы BB, так и гетерозиготы – Bb. Но нам известно, что все члены семьи мужчины имеют карие глаза, значит, скорее всего, он будет доминантной гомозиготой.
Женщина – голубоглазая. Записываем рецессивную гомозиготу. И темноволосая. Но так как её мать была светловолосой, значит от неё она получила ген а, а от отца – ген А. Записываем гетерозиготу по этому признаку.
Что получаем? Женщина – гетерозигота по первому признаку и рецессивная гомозигота по второму. Мужчина – рецессивная гомозигота по первому признаку и доминантная гомозигота по второму.
Можно сказать, задача решена. Дальше – дело техники и внимательности.
Женщина даёт два типа гамет. Мужчина – один.
Определяем возможные фенотипы их детей. Как вы поняли, здесь два варианта, потому что мы имеем дело только с гетерозиготой по одному признаку.

Все дети этой пары будут кареглазыми, но одна часть из них темноволосые, а другая, несколько экзотическая, – светловолосые.


Ответ: у детей данной супружеской пары можно ожидать два разных фенотипа: темноволосые кареглазые и светловолосые кареглазые.

Задача 3. Плоды томатов бывают красные и жёлтые, гладкие и пушистые. Ген красного цвета доминантный, ген пушистости рецессивный. Из собранного в крестьянском хозяйстве урожая помидоров оказалось 36 тонн гладких красных и 12 тонн красных пушистых. Сколько в собранном урожае будет жёлтых пушистых помидоров, если исходный материал был гетерозиготным по обоим признакам?

Очень лёгкая задача. Решить её можно, если аккуратно расписать и внимательно сосчитать генотипы потомков, или сразу дать ответ, опираясь на знание второго закона Менделя.
Будем двигаться по порядку.

Записываем буквенные обозначения генов. Пускай А – красный цвет, а – жёлтый, B

– гладкие, b – пушистые.
Итак, генотипы родителей известны. Это дигетерозиготы.

Дигетерозиготы дают по четыре типа гамет.

Составляем решётку Пеннета.

Считаем. Интересуют нас красные гладкие. Имеем девять частей. А по условию 36 тонн. Далее подсчитываем количество красных пушистых. Их три части. По условию 12 тонн. Хотя в задаче не спрашивается, но для полноты картины сосчитаем и жёлтые гладкие – три части.
Сколько будет жёлтых пушистых? Одна. И вопрос в задаче – сколько же их будет тонн.
Продолжаем упражняться в математике. 9 частей будет относиться к 36 так же, как 3 к 12. То есть на одну часть придётся четыре тонны. Поскольку у нас одна часть жёлтых пушистых, значит крестьянское хозяйство получит их четыре тонны.


Те из вас, кто хорошо усвоил законы Менделя, конечно же, решили эту задачу намного раньше. Ведь известно, что при дигибридном скрещивании дигетерозигот получается соотношение 9:3:3:1. Поэтому, подставив известные из условия числа, можно сразу получить ответ: крестьянское хозяйство получило четыре тонны жёлтых пушистых томатов. Главное – не ошибиться с доминантными и рецессивными генами.

Читайте также: