Задания по теме вегетативное размножение растений

Обновлено: 05.10.2024

Цель: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения

  • выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений.
  • сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве.
  • сформировать практические навыки: размножать растения вегетативным способом

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, работа с книгой, доклады, практическая работа

I. Организационный момент (проверка готовности класса).

II. Проверка знаний: диктант. Учащиеся выполняют на листочках. По мере выполнения

Работы производится взаимопроверка. Листочки учащиеся сдают учителю. Оценки в журнал выставляются в конце урока.

1. У основания молодых побегов располагаются.

2. На концах молодых побегов располагаются.

3. Перенос пыльцы голосеменных осуществляется при помощи

4. Женские гаметы находятся.

5. Мужские половые клетки называются.

6. Из зиготы развивается.

7. Из семязачатка голосеменных развивается.

8. Ткань, содержащая запас питательных веществ называется.

9. У голосеменных зародыш будущего растения образуется внутри.

1. мужские шишки

2. женские шишки

4. в семязачатках

III. Изучение нового материала

1. Объявление темы и постановка целей

Фронтальная беседа с классом

1. Какие способы размножений растений вы знаете?

2. Почему размножение называют вегетативным?

3. Какие вегетативные органы цветковых растений вы знаете?

Учитель формулирует определение вегетативного размножения; учащиеся записывают его в словарь.

Способность размножаться — важное свойство всех живых организмов. В определенную Пору жизни размножается каждое растение.

Вегетативное размножение растений- это способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из вегетативных органов-корней, стеблей, листьев их частей или их видоизменений, а также групп клеток.

Вегетативное размножение у диких растений широко распространено. Некоторые из них Редко размножаются семенами. К числу таких растений относятся, например, ландыш, многие виды луковичных растений и другие.

2. “Устный журнал” Способы вегетативного размножения покрытосеменных растений.

Объяснение нового материала проводится в форме устного журнала. Каждый доклад обучающихся сопровождается комментариями учителя с демонстрацией слайдов презентации к уроку. Параллельно учащиеся заполняют схему (Приложение 1)

Побег является одним из главных вегетативных органов высших растений. Он состоит из стебля, на котором размещены почки и листья.

Побеги бывают двух видов– надземные и подземные.

Доклад “Размножение подземными побегами”.

“Видоизмененные подземные побеги” – это корневище, луковица, клубнелуковица, клубень.

Условия существования побегов, расположенных под землей, сильно отличаются от наземной среды. Поэтому у них появились другие важные функции, такие как способность переносить неблагоприятный период жизни, отложение питательных веществ в запас, возможность вегетативного размножения.

Корневище является подземным побегом, имеющим чешуевидные листья, придаточные корни и почки. У пырея корневища толстые и ветвистые. У купены и ириса имеются укороченные и мясистые корневища, а у кувшинки и кубышки они самые толстые из всех растений. Слайд 4.

Луковица – это специализированный подземный укороченный побег. В нем в чешуйках листового происхождения запасаются органические вещества, стебель в луковице трансформируется в донце. С помощью луковиц осуществляется вегетативное размножение. Луковицы образуются у однодольных семейства Амариллисовые (гиацинт, нарцисс), семейства Лилейные (лук, тюльпан, лилия), реже у двудольных растений.

Клубнелуковица – также видоизмененный подземный побег, имеющий утолщенный стебель, где запасаются питательные вещества, придаточные корни, растущие на нижней поверхности клубнелуковицы, и защитный покров из засохших оснований листьев.

Клубнелуковицы характерны для шафрана, гладиолуса, иксии, безвременника. Слайд 6.

Клубень – видоизмененный подземный побег, у которого на первый план выступает запасающая функция. Этот побег имеет чешуевидные листья, которые быстро опадают, и почки, находящиеся в пазухах листьев.”[1] Слайд 7.

Доклад “Размножение надземными побегами”

“Надземные (воздушные) побеги являются ассимилирующими, по оси которых расположены листья. Ассимилирующие побеги очень разнообразны по внешнему облику.

Во многих случаях, помимо основной функции фотосинтеза, такие побеги выполняют роль запасающего и опорного органа растения, а также функцию вегетативного размножения. Размножение надземными побегами очень разнообразно. Например, лесная земляника размножается усами. Слайд 8,9. От одного материнского растения летом отрастает несколько ползучих побегов — усов. В узлах таких стеблей образуются корни и придаточные почки, из которых развиваются молодые растения. Они быстро укореняются и весной после сгнивания уса-побега начинают самостоятельную жизнь. Укоренением кусочков надземных стеблей в природе могут размножаться деревья — тополь, ива.

Сломит ветер небольшую веточку, унесет на влажную почву да еще прижмет ее чем-нибудь к земле — и вот она уже укоренилась, начало расти деревце.

Наблюдая за укоренением побегов и стеблей в природе, человек стал размножать Многие растения кусочками побегов — стеблевыми черенками и отводками.

Стеблевыми черенками Слайд 10. размножают смородину, тополь, вербу и некоторые другие деревья и кустарники. Однолетние одревесневшие черенки длиной 25—30 см весной, до распускания почек, сажают в хорошо подготовленную почву. К осени на черенках образуются придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многолетние флоксы, георгины и комнатные растения (фикус, бегонию, традесканцию).

Отводками Слайд 11. растения размножают по-разному. Проще всего наклонить весной к Земле молодой побег, чтобы он своей серединой касался земли. На нижней части побега под почкой надрезать кору. В месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землей. Конец подвязать к палке, воткнутой в землю. К осени в месте надреза образуются придаточные корни. Тогда побег надо отрезать от куста и посадить на постоянное место.

Отводками размножают смородину, крыжовник и другие растения.”[2]

Доклад “Размножение корнями.

“Если корни толстые, то их необходимо разрезать на кусочки от 5 до 7 см в длину. Верх отрезать горизонтально ровно, а низ наискосок. Воткнуть в землю черенки таким образом, чтобы субстрат их плотно охватил. Затем накрыть корешок субстратом примерно на 1 см и полить. Как только покажутся первые листочки, растение можно пересаживать в сад.

Если же корни тонкие, то поступают следующим образом. От материнского растения отрезают корни и нарезают их кусочками по 7-10 см. Посуду для рассады наполняют субстратом и укладывают черенки с шагом 3-5 см. Черенки прикрывают субстратом слоем в 1см и поливают”. Слайд 12. [4]

Корневые отпрыски-побеги, выросшие из почек, образующихся на корнях. Слайд 13.

Доклад “Размножение листом”

“Существует три способа размножения листьями: размножение целым листом с черешком, размножение частью листа и размножение целым листом.

Размножение целым листом Слайд 14 производится для размножения суккулентов, растений имеющих мясистые, сочные листья, бегонии Рекс. С нижней стороны листьев бегонии Рекс следует заранее сделать надрез на всех толстых жилках. Сочные и мясистые листья суккулентов следует предварительно подсушить в течение двух дней. Почву для размножения целым листом посыпают влажным песком. Затем в мокрый песок погружают крупные листья нижней частью, а мелкие листочки кладут плашмя и слегка вдавливают их в песок. У бегонии Рекс листья очень крупные по размеру, поэтому их нужно положить нижней стороной на поверхность песка, после чего прижать в нескольких местах.

Размножение частью листа Слайд 15, 16. поводят таких растений, как бегония королевская, бегония Мэсона, сансевьера, стрептокарпус. Нужно разрезать листья сансевьеры на кусочки примерно по 5 см длиной, листья бегонии - 4 см. Сажают нарезанные листья в рыхлый субстрат из смеси торфа и листовой земли или же в теплый и влажный песок. Лист не должен падать плашмя на почву, поэтому под него подкладывают опору. Через некоторое время листья дают корни и образуется молодое растение. Для этого необходимо создать нужные условия – высокую температуру воздуха (+30 +35С) и очень аккуратный полив.

Размножение целым листом и черешком Слайд 17. характерно для таких растений, как сенполии, глоксинии и для некоторых видов бегонии. Для размножения целым листом с черешком необходимо взять целый, здоровый лист у самого основания растения. В зависимости от того, в чем Вы будете укоренять лист, оставляйте нужную длину черешка.

Например, при укоренении сенполии в воде, нужно оставить черешок длинной 3-4 см.

Если же укоренять в земле, то оставить нужно лишь 1см черешка и не более. Срезать нужно строго поперек острым ножом. После чего поместите черешок в заранее подготовленное углубление в почве, таким образом, чтобы к стенке горшка была обращена нижняя часть листа. Сам лист должен возвышаться над почвой и не касаться её.”[3]

Рассказ учителя о размножении прививкой. По ходу рассказа учителя учащиеся работают со словарём (записывают термины: прививка, привой, подвой, дичок)

Прививка – приживление части одного растения на другое. Слайд 18,19,20.

Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

а) почкой прививка проводится летом;

б) черенком прививка проводится весной.

Привой – глазок или черенок культурного растения, который прививают.

Подвой – растение, к которому прививают.

Дичок – молодое растение, выращенное из семени плодового дерева.

Рассказ учителя о размножении культурой ткани.

Культура тканей – способ выращивания растения из клеток образовательной ткани.

Позволяет выращивать в более короткие сроки, в любое время, большое количество не Зараженного посадочного материала (орхидеи, гвоздики, картофель). Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растения или отдельные клетки, взятые из любого органа. Этот способ дорогой и трудоёмкий. Но почему его используют?

Об этом прочитайте в учебнике на странице 189.

3. Значение вегетативного размножения..

Задание: прочитать материал учебника на стр. 190 “Значение вегетативного размножения и выписать в тетрадь.

1. Растения быстро расселяются на новой территории.

2. Иногда семенное размножение затруднено. (сныть, земляника), тогда размножение растений происходит благодаря вегетативному размножению

3. Сохраняются все признаки материнского растения.

4. Успешная конкуренция с другими растениями.

Для проверки слайд 21.

IV. Практическая работа “Вегетативное размножение комнатных растений”. На Партах находятся инструктивные карточки (Приложение 2) с одним видом вегетативного

размножения, комнатное растение, необходимое оборудование (стакан с водой, скальпель, горшок с почвой, одноразовый пластиковый стаканчик) для проведения практической работы. Слайд с инструкцией по ТБ 22.

V. Закрепление изученного материала (слайды 23-33):

1.Ползучие побеги, служащие для вегетативного размножения растений это:

А) усы; Б) корневище; В) клубень; Г) луковица.

2. Подземный, реже надземный побег с очень коротким уплощенным стеблем (донцем) и чешуевидными мясистыми, сочными листьями это:

А) корневище; Б) луковица; В) клубень; Г) привой.

3.Часть побега приживляемую к другому растению того же или близкого вида называют:

А) подвоем; Б) привоем; В) клубнем; Г) стеблем.

4.Способ вегетативного размножения, изображенного на рисунке называется:

А) прививка; Б) корневые отпрыски; В) корнеплоды; Г) клубни.

5.Способ вегетативного размножения, изображенного на рисунке называется:

А) прививка; Б) черенкование; В) листовые черенки; Г)корневые черенки.

6. Появление побегов на корнях - это способ размножения:

А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.

7. Герань размножается:

А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.

8. Ежевика и черная малина размножаются:

А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.

9. Камнеломка размножается

А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.


1.а 2.б 3.б 4.б 5.б 6.а 7. черенками 8.корневыми отпрысками 9.усами( ползучими побегами)

VI. Вывод: сегодня на уроке мы изучили особенности вегетативного размножения и познакомились с многообразием способов вегетативного размножения.

IV. Домашнее задание: параграф 43

V. Подведение итогов урока.

Использованная литература и интернет-ресурсы:

5.Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Дрофа, 2013

6.Список интернет-ресурсов, использованных при составлении презентации (Приложение 3)

Нажмите, чтобы узнать подробности

При бесполом размножении в размножении всегда участвует (_).

Отличие от полового размножения в том, что при бесполом размножении (_).

Различают несколько форм бесполого размножения растений: (_), (_), (_).

Бесполое размножение одноклеточных организмов (_) и (_).

Набор хромосом в спорах растений (_).

Если споры образуются на диплоидном растении, то они образуются путем (_).

Если споры образуются на гаплоидном растении, то они образуются путем (_).

Споры генетически неравноценные образуются у растений, у которых спорофит (_).

Если споры водорослей неподвижны, то они называются (_), если подвижны – (_).

Растение, образующее споры называется (_).

Растение, образующее гаметы, называются (_).

Равноспоровыми растениями называются (_).

Разноспоровыми растениями называются (_).

К равноспоровым растениям относятся (_).

К разноспоровым растениям относятся (_).

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


Какие способы размножения корнями изображены на рисунке (1 – 3)?

Как на практике возможно размножение растений данными способами?

Какие способы размножения листьями изображены на рисунке (4 – 6)?

Как на практике возможно размножение растений данными способами?


Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Какие способы размножения надземными побегами изображены на рисунке?

Как на практике возможно размножение растений данными способами?

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


Какие способы размножения подземными побегами изображены на рисунке цифрами 1 – 3?

Как на практике возможно размножение растений данными способами?


Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Какие способы прививок изображены на рисунке?

Что такое привой? Подвой?

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


Какой способ размножения изображен на рисунке?

Как на практике возможно размножение растений данным способам?

Почему для размножения используют конус нарастания?

Заполните таблицу:

Описание способа размножения

1. Корневыми отпрысками

2. Корневыми черенками

2. Листовыми черенками

3. Листовыми детками

1. Усами (столонами)

2. Ползучими побегами

2. Прививка черенком (копулировка, в расщеп, под кору)

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Вегетативное размножение. 2. Корневые отпрыски. 3. Листовые детки. 4. Окулировка. 5. Привой. 6. Подвой. 7. Размножение культурой клеток. 8. Преимущества вегетативного размножения.

1. Ода особь. 2. Не происходит слияния генетического материала. 3. Деление, споруляция, вегетативное размножение. 4. Деление и споруляция. 5. Гаплоидный. 6. Мейоза. 7. Митоза. 8. Диплоидный. 9. Апланоспоры, зооспоры. 10. Спорофит. 11. Гаметофит. 12. Растения, образующие споры, морфологически неразличимые. 13. Растения, морфологически отличающиеся – микроспоры и мегаспоры. 14. Водоросли, мхи, хвощи, некоторые плауны и папоротники. 15. Некоторые плауны, водные папоротники, голосеменные и цветковые растения.

1. 1 – корневыми отпрысками; 2 – корневыми черенками; 3 – корнеклубнями. 2. Малина, слива легко образуют на корнях придаточные почки из которых развиваются корневые отпрыски, достаточно их отделить и осадить на постоянное место. Корень хрена можно разрезать на части и посадить, каждый корневой черенок дает новое растение. Георгины размножают корневыми клубнями. Осенью их выкапывают и разделяют, высаживают весной. 3. 4 – придаточными почками на листьях; 5 – целыми листьями; 6 – листовыми черенками. 4. У бриофиллюма по краю листа образуются придаточные почки и образуются миниатюрные растения – детки, которые легко приживаются на новом месте. Целыми листьями размножается бегония, сенполия. В воде отрезанные листья образуют придаточные корни и почки, которые хорошо приживаются. Сансевьеру и бегонию можно разрезать на листовые черенки и из которых образуются новые растения.

1. 1 – размножение надземными столонами (усами); 2 – размножение ползучими побегами; 3 – размножение отводками; 4 – размножение черенками. 2. 1 – после образования дочернего растения столон отрезают, растение пересаживают на постоянное место; 2 – достаточно разделить растение на несколько самостоятельных; 3. Весной пригибают и прикапывают среднюю часть ветки, верхушку лучше привязать к колышку. Летом образуются придаточные корни и осенью растение можно отделить от материнского. 4. Многие растения размножаются черенками, например, отрезанный побег традесканции в воде или влажной почве дает придаточные корни и становится самостоятельным растением.

1. 1 – корневищем; 2 – клубнем; 3 – луковицей. 2. Разрезая корневище комнатных растений на черенки можно увеличить число растений. Так размножают ирисы, астры многолетние. Целыми клубнями или частями клубней с почками размножают картофель. На луковицах часто образуются детки, которые используют для выращивания новых растений.

1. 1 – копулировка (диаметр привоя и подвоя совпадают); 2 – окулировка, прививка глазком; 3 – прививка сближением; 4 – прививка в расщеп (диаметр привоя меньше диаметра подвоя); 5 – прививка в приклад (диаметр привоя меньше диаметра подвоя). 2. Привой – растение, которое прививают, подвой – растение, к которому прививают.

1. Выращивание клеток на питательной среде называют культурой клеток. 2. Из растения берут клетки конуса нарастания, стерилизуют для уничтожения микроорганизмов и помещают их в питательную среду, где клетки размножаются. Затем их можно разделить и в пробирках, создавая определенные условия, можно добиться превращения их в миниатюрные растения. 3. Клетки конуса нарастания сохраняют способность к делению, являются образовательной тканью.

Данные тестовые задания составлены для УМК Пономаревой. В содержание включены задания, аналогичные ВПР.

ВложениеРазмер
test_-_vegetativnoe_razmnozhenie.docx 196.65 КБ

Предварительный просмотр:

1.Вегетативное размножение это пример :

2. Какой способ вегетативного размножения не относится к размножению подземными видоизменёнными побегами

3. Не является органом вегетативного размножения:

4. При вегетативном размножении растений черенками у потомства:

Возникают случайные изменения

У половины растений появляются новые признаки

Новых признаков не появляется

Возникают случайные изменения

5. Дичок растения, к которому прививают культурное растение, называется:

6. Срастание привоя и подвоя обеспечивается клетками:

7. Какие формы вегетативного размножения используются широко в сельскохозяйственной практике, в отличие от дикой природы:

Размножение культурой тканей

Размножение в горшке

Размножение в пробирке

9.Соотнесите форму размножения и характеристиками различных форм размножения:

Раньше переходят к плодоношению

Медленнее расселяются на новые территории

Раньше переходят к цветению

Новые признаки не появляются

10. Что обозначено цифрами на рисунке?

11.Соотнесите способ вегетативного размножения и растение:

Способ вегетативного размножения

Бриофиллюм (Каланхое живородящее)

Ответ на вопрос 11 запишите в следующей форме: А- 1,8

12. Определите последовательность действий по рисунку при вегетативном размножении растений листом. В ответе запишите последовательность цифр через запятую.

13.Соотнесите способ вегетативного размножения и название:

Способ вегетативного размножения

Название способа вегетативного размножения

Листом или его частью

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Контрольная работа "Вегетативные органы цветковых растений", 6 класс

Контрольная работа по курсу "Растения", 6 класс, после изучения вегетативных органов покрытосеменных растений: корень, побег, лист, содержит три варианта.



Карточки для самостоятельной работы "Вегетативное размножение растений"

Карточки для самостоятельной работы "Вегетативное размножение растений" для урока биологии 6 класс.


Тестовые работы на переводных контрольных работах

Материалны күчеш контроль эшләрендә файдаланырга була.


Тестовые работы на переводных контрольных работах

Материалны күчеш контроль эшләрендә кулланырга була.

Тестовая работа по теме "Механическая работа. Энергия", 6 класс, предмет "Физика и химия"

Тестовая работа по теме "Механическая работа. Энергия" (предмет "Физика и химия", 6 класс) разработана в четырех вариантах, в каждом варианте 10 заданий.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику


Тема занятия: Вегетативное размножение растений.

Цели занятия: закрепить знание о размножении и его видах, познакомить обучающихся со способами вегетативного размножения, научить применять некоторые способы вегетативного размножения на практике.

Основные виды учебной деятельности:

Предметные: Называют, описывают и сравнивают разные способы вегетативного размножения растений. Применяют знания в практических ситуациях: размножать растения черенками, луковицами, почками, усами. Делают выводы о значении вегетативного размножения в природе и жизни человека. Фиксируют результаты практической работы. Соблюдают привила поведения в кабинете.

Метапредметные: овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений, формирование приемов работы с информацией, развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

Личностные: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы. Приобретать навыки ведения наблюдений

Средства обучения: проектор, электронная презентация; инструкции по проведению практической работы; оборудование для практической работы (горшки, совки, песок, почва, дренаж, вода); комнатные растения.

Тип занятия: усвоения навыков и умений

Структура занятия :

Организация начала урока

Повторение пройденного материала

Изучение нового материала

Подведение итогов занятия

Ход занятия:

Организация начала занятия

Сегодня мы продолжим изучение важнейшего свойства всех живых организмов - размножения.

План нашей работы на занятии следующий:

вспомнить каково значение размножения, какие существуют виды размножения, чем они отличаются друг от друга;

узнать, что такое вегетативное размножение, познакомиться с его разновидностями;

освоить один из видов вегетативного размножения в ходе выполнения лабораторной работы.

Повторение пройденного материала

Каков биологический смысл размножения? (Увеличение числа особей одного вида, их распространение.) (фронтально)

Найдите соответствие. (индивидуально)

1. Половое размножение

2. Бесполое размножение

А. В размножении участвуют два организма.

Б. Дочерние организмы генетически идентичны материнскому.

В. Происходит без образования половых клеток и последующего их слияния

Какие виды бесполого размножения характерны для данных живых организмов? (карточки с картинками на столе у обучающихся, работа в парах)

Выберите, какие из них делятся делением, почкованием, спорообразованием? (карточки с картинками на столе у обучающихся, работа в парах).

Изучение нового материала

Теперь задача. У моей знакомой растет очень красивый цветок пеларгонии, я хочу получить такое же растение, с такими же цветками. Как мне это сделать? (ответы обучающихся).

Вспомните! Как называются органы растения, не участвующие в половом размножении, а выполняющие функции питания и обмена веществ? (вегетативные).

Давайте с вами сформулируем тему занятия из понятий, которые только что назвали: Размножение, растения, вегетативные.

Размножение с помощью вегетативных органов (корней, побегов) называется вегетативным .

Помните мультфильм про медведя, который хотел то вершки, то корешки съесть?

Растения размножаются как с помощью подземных, так и надземных побегов.

hello_html_2fc62bcc.jpg

На партах у детей, заполняют самостоятельно используя учебник и раздаточный материал.

ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ

ЛИСТОМ ( ФИАКА, БЕГОНИЯ)


КОРНЕВЫМИ ОТПРЫСКАМИ

СТЕБЛЕВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ СХЕМЫ

Листовыми черенками (бегония, сенполия, сансевьера)

Корневыми черенками (шиповник, малина, одуванчик)

Стеблевыми черенками (смородина, тополь, ива)

Корневыми отпрысками (осина, рябина, тополь, осот)

Усами (земляника, хлорофитум)

Корневищами (ирис, ландыш, пырей)

Отводками (смородины, крыжовник, малина, яблоня)

Клубнями (картофель, топинамбур)

Прививкой (яблоня, груша, слива, вишня)

Лукавицами (лук, чеснок, тюльпан)

Растения, появившиеся путем вегетативного размножения, обычно развиваются значительно быстрее, чем особи, появившиеся из семян, т. е. половым путем. Они могут раньше перейти к плодоношению, значительно быстрее захватить необходимую им площадь, быстрее расселиться на большой территории. Вегетативное размножение позволяет сохранить неизменными свойства вида. В этом заключается его большое биологическое значение.

Физкультминутка

Цветок- орган вегетативного размножения;

При вегетативном размножении растений у потомства не появляется новых наследственных признаков.

Усы – это надземный ползучий побег;

Тюльпан размножается корневищем.

Черенки бывают листовыми, стеблевыми, корневыми;

Черенок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег.

Прежде чем вы приступите к выполнению лабораторной работы по инструкции, напоминаю о необходимости соблюдения техники безопасности

Каждая пара имеет свое задание. Внимательно прочтите инструкцию и приступайте к работе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Цель: познакомиться с основными способами вегетативного размножения и применить их на практике.

Главное правило: будьте аккуратны и выполняйте работу по плану. Желаю успеха!

постелить клеёнку на парту;

подготовленый горшок с грунтом поставить в поддон

осторожно полить землю из стакана, вода должна вытекать в поддон;

как только вода уйдет в поддон, переставить горшок на клеёнку и слить воду из поддона в ведро;

поставить горшок снова в поддон;

взять шпатель и сделать ямку в земле (ямка должна соответствовать размерам корневой системы высаживаемого растения);

посадить растение – поместить корни растения так, чтобы они свободно располагались в ямке;

прижать землю к стеблю отводка;

уплотнить землю вокруг растения;

умеренно полить посаженное растение;

засыпать поверхность горшка на 1 см. землей из пакета;

протереть горшок салфеткой;

поставить горшок с высаженным растением в отведенное для него место;

убрать рабочее место, снять перчатки и вымыть руки.

Оформить работу и сделать вывод.

V. Подведение итогов занятия.

Что нового узнали на уроке?

Что больше всего понравилось на уроке?

Возникли ли у вас трудности?

Вегетативное размножение — размножение, осуществляемое с помощью вегетативных органов.

Образование за короткое время большого количества особей с тем же генотипом и фенотипом, что у материнской особи.

Быстрое размножение и расселение вида при благоприятных условиях.

Широко используется человеком для размножения сортов растений, обладающих полезными свойствами.

Обычно растение образует структуры, специально предназначенные для вегетативного размножения; нередко в них запасаются питательные вещества, позволяющие растению перезимовать или перенести засуху.

Части надземного побега:

стеблевые черенки (роза, виноград, ива, элодея);

листовые черенки (бегония, сенполия);

отводки (смородина, крыжовник);

усы (земляника, хлорофитум);

выводковые почки (каланхоэ, некоторые папоротники);

воздушные луковички (тигровая лилия).

Части подземного побега:

луковица (лук, чеснок, нарцисс, тюльпан);

клубнелуковица (гладиолус, фрезия, крокус);

корневище (ландыш, иван-чай, ирис, имбирь, черника);

корнеклубень, или корневые шишки (георгин, батат, чистяк);

корневые отпрыски, или корневые черенки (малина, барбарис, вишня, слива).

Стеблевой черенок — часть стебля с несколькими узлами, способная к укоренению.

hello_html_m47218fbb.jpg

Листовой черенок — лист или часть листовой пластины, способный к укоренению (чаще у розеточных растений).

Отводки — способ вегетативного размножения, при котором наземные части растения укореняются, пока являются частью родительского растения.

hello_html_39db03ef.jpg

Усы, или наземные столоны, — вид стелющегося побега, на котором образуется розетка листьев дочернего растения.

hello_html_34e8add0.jpg

Столоны бывают надземные и подземные.

hello_html_m12020100.jpg

Выводковые почки — специализированные почки, которые образуются на листьях взрослого растения, а при опадании дают начало дочернему растению.

hello_html_1b908bdf.jpg
hello_html_26fff16d.jpg


Воздушные луковички (бульбочки) — луковицы, образующиеся в пазухах листьев (лилия тигровая) или в соцветиях (чеснок), дающие начало дочерним растениям.

hello_html_m4a9cee22.jpg
hello_html_41c02dfa.jpg

Луковица — видоизмененный укороченный подземный побег, служащий для запасания воды, питательных веществ и вегетативного размножения.

hello_html_m515e9a1d.jpg
hello_html_6f29c72b.jpg

Клубнелуковица — подземная утолщенная часть стебля, служащая для накопления питательных веществ, с несколькими точками роста.

hello_html_m41603896.jpg
hello_html_m4754a0b4.jpg

Корневище — многолетний горизонтальный подземный побег с чешуйчатыми листьями, в пазухах которых развиваются почки, дающие начало надземным побегам.

hello_html_m1b7fdc7b.jpg
hello_html_48aa58f5.jpg

Корнеклубень, или корневые шишки, — видоизмененный утолщенный корень, служащий для запаса воды и питательных веществ.

hello_html_m7517835e.jpg


Корневой черенок, или корневой отпрыск, — часть корня, несущего придаточные почки.

В норме на корнях нет почек, из которых развивались бы побеги. Но у многих растений на старых корнях могут формироваться так называемые придаточные почки. Из них развиваются наземные побеги, окружающие старое растение. Их называют корневыми отпрысками, или прикорневой порослью. Если отделить такой участок корня от материнского растения, он даст начало новому растению.

hello_html_m30a30afa.jpg
hello_html_4317401e.jpg

Использование вегетативного размножения человеком

Человек использует вегетативное размножение растений в цветоводстве и сельском хозяйстве. Часто в размножении участвуют подземные модификации побегов. Например, размножение с помощью корневищ. Множество почек, находящихся на корневище, могут дать начало новым надземным побегам, в тех же местах образуются придаточные корни. Часто новые растения долгое время остаются связанными с корневищем материнского растения. В практике растениеводства корневища часто искусственно разделяют на несколько фрагментов, каждый при высадке в грунт даст одно или несколько новых растений.

Луковицы некоторых растений образуют при прорастании несколько наземных побегов — каждый из своей пазушной почки. К концу сезона каждый такой побег образует свою собственную луковицу. Для искусственного увеличения числа новых растений в луковице вырезают центральную часть, содержащую верхушечную почку. В результате трогаются в рост несколько пазушных почек, расположенных в основаниях чешуй. Можно также сделать вертикальные надрезы, которые отделят пазушные почки от центральной, что простимулирует их рост.

В цветоводстве используется размножение листовыми черенками. Примером могут служить бегонии и сенполии, или узамбарские фиалки. Мясистые листья этих растений в воде или при соприкосновении с почвой образуют корни, а затем на этих местах начинается образование побегов. Можно использовать не только цельные листья, но и их части.

Для размножения многих плодово-ягодных культур используются корневые черенки. Так размножаются слива, терн, вишня. Иногда откапывают участки корня, отрезают их и высаживают. Такие корни в дальнейшем дадут надземные побеги.

Часто размножение осуществляется корневыми клубнями, как, например, у георгинов. В этом случае на них также образуются придаточные почки, дающие начало надземным побегам. Каждый клубень может дать начало одному или нескольким новым растениям.

В садоводстве часто используется искусственная форма вегетативного размножения, называемая прививкой. При этом наземная часть (почка или черенок) ценного сорта сращивается с дикой или специально выведенной формой с сильной корневой системой. В географических районах с суровыми зимами прививают более урожайные южные сорта растений на морозоустойчивые корневые системы местных сортов.

Растение, дающее корневую систему, называется подвоем, а прививаемое на него растение — привоем.

hello_html_m355ad4a7.jpg
hello_html_47bb0ea9.jpg

Прививка не приводит к увеличению числа растений в целом, а является размножением ценных культурных сортов за счет более устойчивых и менее ценных культур. В ряде случаев можно прививать культурные растения на близкие виды диких растений.

Читайте также: