Заход на посадку по снс

Обновлено: 05.10.2024

Для работы GLS применяется спутниковая навигация. В принципе, вся перспективная система организации воздушного движения строится на увеличении точности самолетовождения, которую обеспечивает, в частности, определение местоположения самолета с использованием наряду с собственной инерциальной навигационной системой также спутниковой системы GPS или ГЛОНАСС. Однако для захода на посадку обычной спутниковой системы оказывается недостаточно. В системе GLS задействована наземная корректирующая станция (GBAS – Ground Based Augmentation System; по-русски ЛККС – локальная контрольно-корректирующая станция), которая передает дополнительный сигнал.

ВложениеРазмер
Учебно-методическое пособие по воздушной навигации и аэронавигационному обеспечению полетов 350.26 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методическая разработка урока

Преподаватель 1 категории

Сеничев Сергей Георгиевич

В настоящее время, в связи с переходом на новые стандарты образования, возрастают требования к оформлению методических разработок открытых уроков. Открытый урок, в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время, на таком уроке протекает реальный учебный процесс. Открытые уроки даются преподавателями с целью поделиться своими педагогическими находками. Поэтому методические разработки открытых уроков должны быть предельно ясными, чётко оформленными и содержать в себе ответы на все возможные вопросы. Цель данной методической рекомендации оказать преподавателям помощь в оформлении разработок открытых уроков, которые являются необходимым условием обеспечения учебного процесса. Дать преподавателям некоторые конкретные рекомендации, советы, которые, будут полезны и предостерегут от многих типичных ошибок. Условием успешного использования предлагаемых рекомендаций является стремление личности к самосовершенствованию.

Данная методическая разработка может быть использована в работе преподавателей среднего профессионального образования.

Курс 3, группа 773

Урок № 12 дата 21.11.2019.

Преподаватель 1 квалификационной категории Сеничев Сергей Георгиевич.

II Задачи и планируемые результаты

  • Образовательные:
  • раскрыть понятия о GLS, о системе захода на посадку основанной на использовании СНС;
  • обеспечить в ходе урока усвоение необходимых условий для осуществления захода на посадку с использованием СНС;
  • актуализировать знания по применению GLS;
  • Воспитательные:
  • содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;
  • Развивающие:
  • создать условия для развития аналитических способностей курсантов, таких как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы по теме;
  • Предметные:
  • при реализации системно-деятельностного подхода, освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт действия диспетчера при использовании GLS для захода на посадку.
  • Личностные:
  • готовность и способность курсанта к саморазвитию;
  • уметь организовать собственную деятельность при выборе метода и способа захода на посадку;
  • Метапредметные:
  • уметь взаимодействовать в коллективе, иметь навык сотрудничать, работать как самостоятельно, так и в группах, согласовывая свои действия, приходя к компромиссам и взаимопониманию, демонстрировать толерантность и умение выходить из конфликтных ситуаций, слушать и слышать чужое мнение, уметь аргументировать свое.

Основные: конспекты, плакаты по основным темам изучения, компьютер офисный с подключением к Интернету, проектор;

Дополнительные: схемы ЦАИ ГА, доска ;

IV. Тип, вид и цель урока

Виды : лекция, презентация;

  • цель урока: ознакомить с системой захода на посадку основанной на использовании спутниковых навигационных систем;

1. Организационный этап 5 мин ( приветствие курсантов, фиксация отсутствующих )

2. Проверка домашнего задания 10 мин .(п овторение пройденного материала, проверка домашнего задания, актуализация знаний)

Вопросы для проверки знаний:

  1. Преимущества СНС?
  2. Какие СНС существуют в настоящее время?
  3. Для чего применяются функциональные дополнения?

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 45 мин. (с оздание условий для осознания и осмысления новой учебной информации. Определение целей и задач урока).

Изложение учебного материала. Постановка вопросов курсантам. Ответы на вопросы обучающихся.

На предыдущем занятии мы рассмотрели факторы влияющие на точность определения места с помощью СНС, а также методы для повышения точности. Если будем использовать СНС для захода на посадку, то для возможности захода в сложных метеоусловиях необходимо повысить точность определения МС в пространстве. Как это реализовано мы и рассмотрим на сегодняшнем занятии.

2.2. Принцип действия GLS. Его преимущества и недостатки

Для работы GLS применяется спутниковая навигация. В принципе, вся перспективная система организации воздушного движения строится на увеличении точности самолетовождения, которую обеспечивает, в частности, определение местоположения самолета с использованием наряду с собственной инерциальной навигационной системой также спутниковой системы GPS или ГЛОНАСС. Однако для захода на посадку обычной спутниковой системы оказывается недостаточно. В системе GLS задействована наземная корректирующая станция (GBAS – Ground Based Augmentation System; по-русски ЛККС – локальная контрольно-корректирующая станция), которая передает дополнительный сигнал. На данный момент в России действует 112 ЛККС. [18]

Рисунок 2.2. – Принцип работы GLS

Построение наземной подсистемы GLS (GBAS/ЛККС) зависит от множества разнообразных факторов, определяемых как характеристиками места ее размещения, так и прогнозируемым режимом ее использования. Но, в любом случае, в составе ЛККС будет присутствовать модуль опорных приемников и передатчик VDB (высокочастотный цифровой передатчик). Передатчик VDB обеспечивает получение данных и поправок к дальномерным сигналам ГНСС посредством передачи цифровых данных в диапазоне частот 108…118 МГц с разделением каналов в 25 кГц. Область действия простирается на расстояние не менее 37 км от места расположения передатчика.

В общем случае структура бортового оборудования GLS зависит от структуры бортового комплекса ВС. Например, в качестве антенны бортового оборудования GLS может использоваться курсовая антенна системы инструментальной посадки ILS, а в качестве органов управления и индикации – пульт системы управления полетом ВС.

Отечественные ЛККС, обеспечивающие точные заходы на посадку ВС по категории I (в перспективе II и IIIа) метеоминимумов ИКАО, имеют следующие преимущества:

1. Возможность работы по нескольким спутниковым созвездиям – ГЛОНАСС, GPS и Galileo, что существенно повышает эксплуатационную готовность, целостность и, главное, непрерывность навигационного обслуживания.

2. Обеспечение точного захода на посадку при всех направлениях нескольких ВПП одновременно на нескольких аэродромах или посадочных площадках, находящихся в зоне действия радиоканала VDB одной ЛККС. Это является преимуществом по сравнению с системой ILS, для которой требуется установка отдельных дорогостоящих комплектов аппаратуры посадочных радиомаяков для каждого направления посадки на каждую ВПП.

3. Точность навигационного обслуживания в системах GLS не зависит от удаления ВС от порога ВПП, а также от базовой станции ЛККС в пределах её зоны действия. Это также является преимуществом по сравнению с системой ILS, в которой точность определения отклонения от радиоглиссады существенно зависит от удаления ВС от порога ВПП.

5. ЛККС обеспечивает навигационное обслуживание многих ВС, находящихся в зоне её действия; используется одновременно для посадочных и маршрутных процедур RNAV / RNP, стандартных процедур вылета SID и прибытия STAR по приборам, пробега, разбега, взлёта или ухода на второй круг, а также для руления на аэродроме. По сравнению с оборудованием ЛККС система ILS используется для выполнения только посадочных процедур.

6. Применение систем GLS не требует размещения ЛККС на осевой линии или вблизи ВПП, что исключает влияние впереди летящего ВС на приём посадочных данных следующими за ним ВС. Это в значительной степени снижает требования к эшелонированию заходящих на посадку ВС вдоль глиссады по сравнению с системой ILS. При этом резко увеличивается пропускная способность аэродрома.

7. Значительным экономическим преимуществом системы GLS является отсутствие зависимости её точности от состояния поверхности вокруг ВПП, что исключает необходимость соответствующих периодических сезонных работ и затрат на размещение и обслуживание обеспечивающего состояние этой поверхности наземного оборудования. Расходы на испытания при вводе в эксплуатацию и обслуживание ЛККС в несколько раз меньше, чем для системы ILS. Высокая точность аэронавигации в районе аэродрома с использованием ЛККС обеспечивает оптимизацию схем маневрирования ВС, в частности, сокращение длины линии пути, полётного времени, расхода топлива.

В процессе предоставления навигационного обслуживания ГНСС могут возникать различные ситуации, которые вызывают нарушение нормального функционирования навигационного оборудования (далее – аномалия). Из-за данных аномалий, а также благодаря другим недостаткам заход на посадку по GLSможет вызывать трудности или быть невозможен:

  1. Установка данного вида функционального дополнения в труднодоступных и малоосвоенных регионах является экономически нецелесообразной, так как данный вид оборудования дорогостоящ и для его эксплуатации требуется технический персонал соответствующего уровня квалификации.
  2. Возможны отказы оборудования навигационных спутников, навигационного оборудования СНС на борту ВС оборудования функциональных дополнений СНС как наземного, так и космического базирования.
  3. В изданном ИКАО Руководстве по GNSS отмечается, что радиооборудование СНС подвержено влиянию как преднамеренных, так и непреднамеренных радиопомех.[12, с. 254]ИКАО рассматривает радиопомехи в качестве одного из основных факторов уязвимости СНС.

Повышенная по сравнению с наземными средствами радионавигации восприимчивость СНС к помехам объясняется чрезвычайно низким уровнем излучаемых антеннами спутниковых передатчиков навигационных и информационных радиосигналов, а также широкая(глобальная) зона покрытия радиоизлучением этих антенн.

  1. Одной из особенностей аномалий в работе СНС является то, что их появление может быть различным для различных пользователей даже в одной и той же зоне полётов ВС ввиду использования различных созвездий ИСЗ для навигационных расчётов, различных алгоритмов RAIM, особенностей конструкции ВС и расположения антенн СНС, различной геометрии переотражений радиоволн от элементов рельефа земной поверхности и искусственных сооружений.
  2. Возможно многолучевое распространение радиосигнала. Многолучевость образуется путем отражения сигналов от рельефа местности. В результате, на вход приёмника поступает несколько сигналов, прямой и отраженный, что приводит к фазовым искажениям результирующего сигнала. Данного рода эффект особенно сильно проявляется на этапе посадки ВС и при полетах в горных местностях;
  3. Не все ВС оборудованы стандартным оборудованием для посадки по СНС. Более старые модификации самолетов изначально не оборудованы GBAS, и их внедрение является дополнительными экономическими тратами.

Из-за данных аномалий, к сожалению, заход по GLS возможен пока лишь по I категории ИКАО.

На сегодняшний день система GLS внедряется успешно. Многие подходы и посадки, основанные на GLS, были успешно проведены в различных аэропортах и в различных условиях на ВПП. Автоматические посадки и посадки с использованием ПНК были безопасно реализованы как в обычных, так и в сложных условиях.

В настоящее время использование систем спутниковой посадки GLS является практически единственным способом повышения безопасности вертолето- и самолетовождения. Ведущие производители авиационной техники включают системы GLS в перспективные навигационно-посадочные комплексы ВС.

В России активно поддерживают мировой тренд использования систем GLS для оборудования аэродромов и воздушных судов. В настоящее время можно заявить, что в России серийно производится все необходимое оборудование GLS для оснащения аэродромов, посадочных площадок и вертолетов.

Несмотря на все перечисленные в главе недостатки, преимуществ гораздо больше. Внедрение GLS улучшит безопасность, увеличит пропускную способность и предоставит эксплуатационные преимущества авиакомпаниям, пилотам, пассажирам, аэропортам и поставщикам услуг воздушного движения.

4. Актуализация. Для актуализации знаний в течении 10 мин разыгрывается сценарий использования схем захода на посадку с использованием схемы аэропорта Пулково. Для повторения разыгрываем использование стандартных схем в аэропорту Мурманск .

5. Первичная проверка понимания . 5мин Для проверки понимания темы курсантами предлагается ответить на вопросы:

1). Какое наземное оборудование необходимо для использования GLS.

2). Какая категория обеспечивается при заходе по GLS.

3). Как отображается положение ВС относительно глиссады и курса.

6. Первичное закрепление : 5 мин

1. Изучить схемы захода GLS.

2. Провести розыгрыш захода с использованием GLS.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5 мин.

Для лучшего закрепления материала, на дом задается задание:

1 Изучить схемы захода на посадку и вылета с использованием ЛККС для своего аэродрома.

Для обеспечения преемственности методик пилотирования при заходе на посадку по различным радиотехническим системам захода на посадку настоящие предложения основаны на методике выполнения неточного захода на посадку с использованием минимальной высоты снижения (МВС, ), разработанной ГосНИИ "Аэронавигация" в 1997 г. и проходящей в настоящее время оценку в рамках опытной эксплуатации в соответствии с приказом ФАС России от 06.07.98 г. N 210.

Заход на посадку выполняется по установленной схеме аэродрома посадки. Приведение ВС в посадочное положение (выпуск механизации крыла, шасси, торможение до скорости захода на посадку) должно быть завершено до точки входа в глиссаду.

При заходе по СНС направление полета выдерживается по планке отклонения от заданной линии пути с обеспечением "нуль вождения". Используются возможности бортового оборудования для контроля за траекторией снижения.

Цели в схеме захода на посадку по СНС предусмотрены контрольные точки ступенчатого снижения, но с целью исключения значительных отклонений ВС по высоте при снижении по расчетной глиссаде, в точке входа в глиссаду самолет переводится в снижение с вертикальной скоростью, превышающей расчетную на 0,5-1 м/с. Снижение с указанной вертикальной скоростью продолжается до установленной схемой высоты контрольной точки ступенчатого снижения.

Если к моменту достижения этой высоты ВС не пролетело контрольную точку, двигателям устанавливается режим работы, соответствующий горизонтальному полету, и на этой высоте ВС переводится в горизонтальный полет до пролета контрольной точки. В зависимости от конкретной схемы аэродрома снижение до осуществляется с расчетной вертикальной скоростью (градиентом снижения, указанным на схеме или на 0,5-1 м/с большей расчетной при длительном участке снижения).

При достижении (МВС):

- если установлен необходимый визуальный контакт с ВПП и положение ВС в пространстве обеспечивает безопасность посадки, продолжается снижение с целью посадки;

- если визуальный контакт с наземными ориентирами не установлен или установлен визуальный контакт с землей, однако недостаточный для принятия решения о посадке, ВС переводится в горизонтальный полет:

а) либо до установления необходимого контакта с ВПП и в случае, когда положение ВС в пространстве обеспечивает безопасную посадку, производится снижение с целью выполнения посадки;

б) либо до установленной на схеме захода точки ухода на второй круг с последующим выполнением ухода на второй круг, если необходимый контакт с ВПП не достигается или выполнение посадки небезопасно.

Распределение обязанностей между членами экипажа при выполнении неточных заходов на посадку в соответствии с принципами распределения, принятыми в ГА:

Командир воздушного судна (КВС):

- до высоты начала визуальной оценки (МВС+30 м) контролирует по приборам положение самолета относительно заданной траектории, скорость захода и вертикальную скорость снижения;

- при установлении надежного визуального контакта с наземными ориентирами оценивает положение самолета относительно ВПП и возможность выполнения посадки;

- если положение самолета обеспечивает безопасную посадку, дает команду "Садимся", берет управление самолетом на себя и выполняет дальнейшее визуальное снижение и посадку;

- если положение самолета не обеспечивает выполнение безопасной посадки, дает команду "Уходим" и выполняет маневр по уходу на второй круг.

- пилотирует самолет по приборам до момента принятия КВС решения о выполнении посадки или ухода на второй круг;

- после команды КВС "Садимся" или "Уходим" контролирует выдерживание траектории снижения или ухода на второй круг по приборам;

- при отсутствии команды "Садимся" или "Уходим" при достижении высоты МИС переводит самолет в горизонтальный полет;

- если к моменту достижения точки ухода на второй круг (ТУВК) КВС не дал команду "Садимся" или "Уходим", подает команду "Уходим" и выполняет уход на второй круг по приборам.

1. Исходя из определения минимальной высоты снижения - относительной высоты, ниже которой снижение не может производиться без необходимого визуального контакта с ориентирами, выход на эту высоту или уход на второй круг при отсутствии визуального контакта должен производиться заблаговременно без нарушения (МВС).

2. Снижение с Нмс должно производиться с вертикальной скоростью не более 5 м/с.

Взаимодействие экипажа с бортовым оборудованием СНС на земле и в полете должно быть отражено в эксплуатационно-технической документации фирмы-изготовителя воздушного судна при доработке его для обеспечения неточного захода на посадку по СНС, и должно быть оценено и уточнено при проведении опытной эксплуатации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Заход на посадку по СНС - разновидность метода зональной навигации (RNAV). Заданная линия пути при заходе на посадку по СНС строится по определенному количеству контрольных точек (пунктов маршрута), которые задаются в качестве точек пути с указанием географических координат Всемирной геодезической системы 1984 года - WGS-84 (широта и долгота с минимальной точностью до ближайшей одной сотой секунды дуги или эквивалентной точностью). Для построения схемы захода на посадку по СНС от начальной точки захода на посадку до точки пути, которая завершает участок ухода на второй круг используется не более девяти точек пути

Источник: Приказ ФАС России от 26.05.1999 № 127

"О проведении опытной эксплуатации воздушных судов при выполнении неточного захода на посадку по спутниковой навигационной системе"

(вместе с "Программой опытной эксплуатации воздушных судов при выполнении неточного захода на посадку по спутниковой навигационной системе", "Требованиями к бортовому оборудованию воздушного судна для обеспечения неточного захода на посадку по СНС", "Основными положениями методики расчета схем неточного захода на посадку по СНС", "Методикой выполнения неточного захода на посадку по СНС", "Программой подготовки командира воздушного судна к выполнению неточных заходов на посадку по СНС")

Первый заместитель Министра

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЦЕДУР НЕТОЧНОГО ЗАХОДА НА
ПОСАДКУ МЕТОДОМ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ ПО СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ


Настоящие Требования разработаны по результатам опытной эксплуатации воздушных судов (далее - ВС) при выполнении неточного захода на посадку методом зональной навигации по спутниковой навигационной системе (далее - СНС).
Требования определяют организацию, обеспечение и выполнение неточных заходов на посадку по СНС.
Неточный заход на посадку по СНС - заход на посадку методом зональной навигации, основанной на информации об отклонении от заданной линии пути, формируемой по точкам, содержащимся в базе данных, и определении текущего местоположения ВС по сигналам системы ГЛОНАСС/GPS или GPS.

РАЗДЕЛ 1. ТРЕБОВАНИЯ К АЭРОДРОМУ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕТОЧНОГО ЗАХОДА НА
ПОСАДКУ МЕТОДОМ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ ПО СНС


В настоящее время публикация в документах аэронавигационной информации (АНИ) координат точек пути возможна только с точностью до 0,1 мин. дуги. Публикация более точных данных возможна по соответствующему разрешению компетентных органов. Получение такого разрешения производится по запросу через Государственную службу гражданской авиации Минтранса России.
Расчет STAR и захода на посадку, безопасных высот пролета препятствий и минимумов для посадки по СНС осуществляет специализированный орган, сертифицированный по данному виду деятельности.
Исходными данными для расчета STAR и захода на посадку по СНС являются:
координаты КТА аэродрома и порогов ВПП в системе WGS-84 - широта и долгота с точностью не хуже 1 сек. дуги;
данные о высоте и расположении всех препятствий в районе аэродрома в соответствии с перечнем Аэронавигационного паспорта аэродрома (акта обследования препятствий в районе аэродрома);
карты района аэродрома масштаба 1:100 000, 1:200 000, 1:500 000 (при необходимости);
геометрические размеры ВПП;
данные о составе и размещении радиотехнических средств навигации и посадки и светотехнического оборудования;
географические координаты радиотехнических средств и геоточек, определяющих коридоры входа и выхода района аэродрома и допустимые высоты полёта в указанных точках;
установленные в настоящее время маршруты маневрирования при прилёте и вылете;
зоны ограничения полётов, запретные зоны;
зоны, в которых необходимо или желательно введение ограничений по авиационному шуму и эмиссии.
Схемы подхода и захода на посадку по СНС должны быть согласованы федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации и опубликованы в документах аэронавигационной информации (АСР России и сборниках ПАИ ГА).
Формат карты захода на посадку по СНС и минимальные требования к информационной нагрузке карты, предназначенной для публикации в AIP и сборниках ЦАИ ГА, представлен в приложении №1.
В АЕР России и сборники ЦАИ ГА включаются требования к процедурам выполнения неточного захода на посадку по СНС, представленные в приложении №2.

РАЗДЕЛ 2. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ДОПУСКУ ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА К ВЫПОЛНЕНИЮ
НЕТОЧНОГО ЗАХОДА НА ПОСАДКУ МЕТОДОМ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ ПО СНС


К заходам, на посадку по СНС допускается летный состав, прошедший специальную подготовку.
Эксплуатант разрабатывает программу подготовки и допуска летного состава, предусматривающую наземную и летную подготовку и вносит ее в руководство по производству полетов авиапредприятия.
Наземная подготовка включает:
1. Теоретическую подготовку к выполнению неточного захода на посадку по СНС.
2. Тренажерную подготовку по отработке навыков эксплуатации аппаратуры СНС на тренажере (стенде) или в кабине ВС.
Теоретическая подготовка включает изучение следующих тем:
неточный заход на посадку по СНС - как новый самостоятельный тип захода на посадку с использованием информации об отклонениях от линии пути, формируемой СНС;
значения требуемых навигационных характеристик (RNP) для неточного захода на посадку;
критерии построения схем подхода и захода на посадку по СНС;
критерии определения безопасных высот пролета препятствий и расчета минимумов для посадки по СНС;
необходимые условия для реализации неточного захода на посадку по СНС;
состав и характеристики бортового оборудования для захода на посадку по СНС,
система сигнализации функционирования оборудования;
особенности использования бортового оборудования СНС при заходе на посадку;
методика выполнения захода на посадку по СНС и технология работы экипажа;
действия летного экипажа на минимальной высоте снижения;
действия летного экипажа при отказах оборудования СНС;
взаимодействие летного экипажа и диспетчера обслуживания воздушного движения (далее -ОВД) при выполнении захода на посадку по СНС;
правила и фразеология радиообмена при выполнении захода на посадку по СНС.
Наземная подготовка проводится в полном составе летного экипажа.
Целью летной подготовки является закрепление навыков по выполнению неточного захода на посадку по СНС, использованию оборудования СНС при полете в районе аэродрома.
Объем летной подготовки составляет не менее трех заходов на посадку по СНС.
К прохождению летной подготовки допускаются командиры ВС, имеющие допуск к полетам по минимуму для посадки 1 категории и опыт использования бортовой аппаратуры СНС на маршруте.
Допускается проведение летной подготовки в процессе выполнения производственных полетов лицом командно-летного или инструкторского состава, допущенного к заходам на посадку по СНС.
Лица командно-летного и инструкторского состава допускаются к выполнению неточного захода на посадку по СНС по результатам контрольно-проверочного полета с инспекторским составом территориального органа воздушного транспорта Минтранса России.
Допуск к выполнению захода на посадку по СНС, оформляется приказом по авиапредприятию и записывается в "Летную книжку".

РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ВОЗДУШНОГО СУДНА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НЕТОЧНОГО ЗАХОДА НА ПОСАДКУ МЕТОДОМ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ ПО СНС

РАЗДЕЛ 4. ТРЕБОВАНИЯ К ДИСПЕТЧЕРАМ ОВД И ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЕТНОГО
ЭКИПАЖА И ДИСПЕТЧЕРА ОВД ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НЕТОЧНОГО ЗАХОДА НА ПОСАДКУ
МЕТОДОМ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ ПО СНС


К обслуживанию процедур захода на посадку по СНС допускаются диспетчеры ОВД аэродрома, прошедшие теоретическую подготовку.
Теоретическая подготовка включает изучение следующих тем:
неточный заход на посадку по СНС - как новый самостоятельный тип захода на посадку с использованием информации об отклонениях от линии пути, формируемой СНС;
характеристики RNP для неточного захода на посадку;
критерии построения схем подхода и захода на посадку по СНС;
критерии определения безопасных высот пролета препятствий и расчета минимумов для посадки по СНС;
необходимые условия для реализации неточного захода на посадку по СНС;
взаимодействие летного экипажа и диспетчера ОВД при выполнении захода на посадку по СНС;
правила и фразеология радиообмена при выполнении захода на посадку по СНС.
Решение о выполнении захода на посадку по СНС командир воздушного судна (далее - КВС) принимает до пролета точки начала STAR по СНС аэродрома посадки и сообщает об этом диспетчеру ОВД с докладом о резервной системе захода на посадку.
Диспетчер ОВД определяет возможность использования схем захода на посадку по СНС на основе анализа воздушной обстановки и сообщить экипажу о возможности использования запрашиваемого STAR.
При заходе на посадку по СНС летный экипаж выполняет:
выдерживание параметров схемы захода на посадку по СНС;
выдерживание установленных безопасных высот пролета препятствий на различных участках схемы, в том числе минимальной высоты снижения;
своевременное прекращение захода на посадку по СНС при неуверенности в достоверности информации аппаратуры СНС и переходе на продолжение захода на посадку по резервной системе или уход на второй круг.
О принятом решении командир летного экипажа сообщает диспетчеру ОВД.
При заходе на посадку по СНС диспетчер ОВД, под контролем которого выполняется полет, определяет:
возможность использования схем подхода и захода на посадку по СНС на основе анализа воздушной обстановки.

Приложение №1
к Требованиям

КАРТА ЗАХОДА НА ПОСАДКУ ПО СНС
(минимальные требования к информационной нагрузке на
карте для публикации в АIР России)


Карта захода на посадку является графическим изображением процедура захода на посадку. Карта захода на посадку разделена на отдельные информационные блоки:
заголовок;
заход на посадку в плане;
заход на посадку в профиле и процедура ухода на второй круг;
таблица минимальных безопасных высот пролета препятствий для захода на посадку и расчетная таблица вертикальных скоростей снижения.
Все высоты (превышения) должны указываться в единой системе координат. Если высоты (превышения) аэродрома и порога ВПП указаны в системе СК-42 или WGS-84, то в той же системе должны указываться и все остальные высоты. Географические координаты (широта и долгота) точек маршрута захода на посадку по СНС указываются только в WGS-84. При этом географические координаты данных точек на карту не наносятся, а публикуются в виде таблицы на отдельном листе.

I. В заголовке карты указываются (рис. 1.1):


1. Наименование карты.
2. Местонахождение аэродрома (город, название аэродрома).
3. Система захода на посадку и номер ВПП.
4. Позывные и частоты средств управления воздушным движением.
5. Превышения (абсолютная высота) аэродрома и порога ВПП.
6. Значение эшелона перехода и высоты перехода.
7. Единицы измерения.

II. НА КАРТЕ В ПЛАНЕ УКАЗЫВАЮТСЯ:

III. НА ПРОФИЛЕ КАРТЫ УКАЗЫВАЕТСЯ:


Профиль захода на посадку:
1. Профиль снижения.
2. Условный знак обозначения контрольных (обязательных) точек пути.
3. Кодовое обозначение точки пути.
4. Наименование точки пути.
5. Удаление точки пути от порога ВПП (км).
6. Расстояние между точками пути (км).
7. Высота (относительная) пролета точки пути (м).
8. Магнитный курс посадки.
9. Точка начала ухода на второй круг.
10. Профиль ухода на второй круг.
11.Точка начала отсчета удалений от порога ВПП.
12.Текстовое описание процедуры ухода на второй круг.

IV. В нижней части карты указываются:


1. Таблица минимальных безопасных высот (абсолютная и относительная) пролета препятствий для захода на посадку по категориям (А, В, С, D) воздушных судов.
2. Расчетная таблица, в которой приводится соотношение путевой скорости с вертикальной скоростью снижения, в зависимости от градиента снижения.
В средней строке таблицы показывается время полета от точки входа в глиссаду до порога ВПП.
3. Предупреждения (примечания), относящиеся к условиям использования процедуры захода на посадку.
Предупреждения могут указываться на любом свободном месте карты.

Рис. 1.1. Пример карты неточного захода на
посадку по СНС для публикации в AIP России

Приложение № 2
к Требованиям

Технические требования к процедурам выполнения неточного захода на
посадку методом зональной навигации по СНС на аэродромах России
(ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В АIР РОССИИ И СБОРНИКА ЦАИ ГА)

1. Выполнение неточных заходов на посадку методом зональной навигации по СНС на аэродромах России разрешается только по опубликованным схемам эксплуатантом воздушного транспорта, имеющим допуск к выполнению неточного захода на посадку по СНС (в соответствии с настоящими техническими требованиями).
2. Мультисенсорное оборудование на ВС использующее систему ГЛОНАСС/GPS или GPS в качестве одного из его составляющих, или оборудование ГЛОНАСС/GPS, или GPS класса А1 находится в работоспособном состоянии.
3. Бортовая навигационная база данных содержит текущую информацию по неточному заходу на посадку и обновляется в сроки, соответствующие системе контроля и обновления данных (AIRAC).
4. Хранящаяся в бортовой навигационной базе данных информация предоставляется экипажу в том порядке, в котором она опубликована на схеме данного захода на посадку.
5. Информация по неточному заходу на посадку по СНС, хранящаяся в бортовой навигационной базе данных, не может быть изменена летным экипажем.
6. Осуществляется прогноз и контроль состояния целостности системы ГЛОНАСС/GPS устройством RAIM или аналогичным.
7. При принятии решения на вылет:
а) на аэродроме назначения в расчетное время прибытия обеспечивается неточный заход на посадку по СНС (оценивается прогнозирующим устройством RAIM или аналогичным ему);
б) на запасном аэродроме обеспечивается, по крайней мере, одна процедура выполнения захода на посадку без использования СНС;
в) на запасном аэродроме при взлете или на маршруте вылета обеспечивается, по крайней мере, по одной процедуре без использования СНС.
8. При заполнении плана полета (FPL) в поле 10 (оборудование) указывается буква кода, обозначающая наличие оборудования СНС (G).

Читайте также: