Закаливание детей в саду по санпину

Обновлено: 05.10.2024

Закаливание — важный элементздорового образа жизничеловека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности (особенно повышенной влажности внешнего воздуха — сырости), ультрафиолетовым лучам. Дети, закаливание которых начато в раннем возрасте, болеют реже, легче переносят адаптацию при поступлении в детский сад.

Перечислим основные принципы закаливания:

  • закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья;
  • интенсивность и длительность закаливающих процедур должны нарастать постепенно с учётом переносимости их ребёнком;
  • эффект закаливания зависит от систематичности его проведения;

Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:

  • воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;
  • сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки);
  • поддержание оптимального температурного режима в помещении (температура +18. 20°С)
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа на свежем воздухе в любую погоду тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха;
  • одежда должна быть лёгкой, не стесняющей движений, с минимальным содержанием искусственных и синтетических материалов;

Во время прогулок следите за состоянием ребёнка, регулируйте его двигательную активность. В случае, если он вспотел, его нужно увести домой и сменить одежду. Помните, что одежда, высыхая на ребёнке, вызывает его переохлаждение.

З акаливание солнцем начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны, оставляют открытыми отдельные участки тела, руки, ноги. Закаливание солнцем: продолжительность воздушной ванны в первые дни 2-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 40 секунд, доводя пребывание раздетыми до 15-20 минут. Длительность приёма ванн постепенно увеличивается, проводятся они под контролем самочувствия ребёнка. Голова ребёнка должна быть постоянно закрыта от солнечных лучей светлой панамой. В жаркий летний лень малышам обязательно требуется питьё. Наилучшее время для приёма ванн — с 10 до 11 часов утра.

Наиболее эффективный метод закаливания — закаливание водой . Он также должен прочно закрепиться в режиме дня дошкольного возраста в ежедневных процедурах:

  • мытьё рук после сна или пользования туалетом тёплой водой с мылом. Затем — попеременное умывание рук до локтей, лица, шеи, верхней части груди тёплой и прохладной водой;
  • чистка зубов с последующим полосканием полости рта прохладной водой;
  • полоскание горла кипячёной водой после приёма пищи с постепенным снижением её температуры с 36 до 22 °С на 1°С каждые 5 дней;

К специальным закаливающим водным процедурам относятся:

1) резиновый коврик с шипами

3) коврик с шипами

4) ребристая доска

5) резиновый коврик с полосками

6) ящик с камушками

1-ая часть-мешковина, смоченная водой 40С охлаждается до 35-36С, за ней полотенце;

2-ая часть –дорожка без мешковины, сразу же ковровая дорожка.

В случае болезни ребенка, закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления в зависимости от характера заболевания. Температура воды при этом должна быть на 2-3 градуса выше, чем до заболевания ребёнка.

Самый мощный закаливающий фактор, гармонично сочетающий в себе приятное полезное —плавание. Занятия на воде комплексно воздействуют на весь организм,плавание укрепляет его и закаливает.

Основные правила закаливания ребенка:

  • Приступать к закаливанию можно в любое время года.
  • Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
  • Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
  • Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
  • Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции, Осторожность, постепенность, систематичность — три принципа, которых надо неукоснительно придерживаться, закаливая ребёнка.

учреждение
здравоохранения

учреждение
здравоохранения г. Минск, ул. Кунцевщина 22 городская детская
поликлиника г. Минск, ул. Кунцевщина 22 E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Справка по будням:
+375 17 242 33 09
+375 17 320 40 59
многоканальный
Ежедневно с 7.00 до 20.00

Справка по выходным дням
+375 17 272 13 06
По выходным с 08.30 до 15.00

Вызов врача на дом
+375 17 272 13 06

Платные услуги
+375 17 351 13 21

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Закаливание детей в детском саду: методы, советы, рекомендации

Честь и хвала тому детскому саду, в котором уделяется достаточное внимание физическому развитию детей, в частности — закаливанию. Привыкание детского организма к пониженным температурам, его адаптация к менее комфортным условиям сказывается и на иммунитете ребёнка, укрепляя его, и на здоровье. Если регулярно проводить закаливание детей, они станут гораздо реже болеть, а в будущем им не грозит букет хронических заболеваний, популярный среди школьников в наши дни.

Закаливание детей в детском саду: общая методика

Проводить в жизнь методику закаливания в детском саду должен весь дружный коллектив дошкольного учреждения: и руководство, и медсестра, и воспитатели, да и родители не должны этому противиться. Ничего сложного эта методика собой не представляет. Главное — придерживаться основных принципов закаливания:

  • постепенность: нельзя на ребёнка сразу и неожиданно выливать ушат холодной воды, только медленное привыкание обеспечит успех занятий по закаливанию в садике;
  • систематичность: только регулярные занятия будут способствовать укреплению организма: каждый перерыв будет подрывать всю ту работу, которая велась по закаливанию раньше;
  • учет индивидуальных особенностей, в том числе и заболеваний ребенка: перед началом проведения курса закаливания нужен тщательный анализ всех заболеваний, перенесённых ребёнком, и его наследственности, чтобы знать, как маленький организм отреагирует на такие новшества.

Дружный тандем родителей и воспитателей в этом вопросе просто необходим. Закаливание в детском саду должно быть подхвачено и продолжено дома (читайте подробнее про закаливание детей в домашних условиях). Чтобы не был нарушен принцип систематичности, родители должны контролировать закаливание своего ребёнка на выходных, когда малыш находится не в саду, а дома. Ну и, конечно, не стоит забывать о том, чтобы заинтересовать малыша своим личным примером, закаляясь вместе с ним. К основным процедурам закаливания относят воду, свежий воздух и солнце.

Водные процедуры

Вода — отличное средство для закаливания маленького организма в детском саду, так как водные процедуры легко контролировать и дозировать. Здесь работает принцип постепенности: берётся вода той температуры, которая подходит именно этому ребёнку, а потом уже температура постепенно снижается. Из водных процедур в детских садах используются:

  • обтирания;
  • обливания;
  • купания.

Предельно осторожно нужно подвергать водным процедурам детей с тяжёлыми заболеваниями сердца, болезнями почек, недавно перенёсших воспаление легких или плеврит.

Воздушные процедуры

Воздушные процедуры в детском саду

Свежий воздух должен постоянно окружать ребёнка, даже если он находится внутри помещения. Живительный кислород проникает сквозь кожу и в дыхательные пути. Из воздушных процедур в детских садах проводятся следующие меры по закаливанию:

  • сон на открытом воздухе;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • воздушные ванны.

Помещения, в которых находятся дети, должны быть хорошо проветриваемыми, и это тоже входит в программу закаливания.

Солнечные процедуры

Солнечные процедуры в детском саду

Солнечные лучи обладают общеукрепляющим действием на детский организм, они активизируют обмен веществ, улучшают самочувствие, поднимают настроение, способствуют здоровому сну и аппетиту, регулируют теплообмен. Наряду с такими положительными свойствами солнце нередко оказывает вредное действие. Поэтому в детских садах к таким процедурам необходимо подходить ответственно и осторожно. Для младших детей эффективными окажутся солнечные ванны, которые рекомендуется проводить в движении. Однако игры эти должны быть спокойного характера. Солнечные ванны детям нужно принимать:

  • утром (с 8 часов и до 9 часов);
  • после обеденного сна (с 15 часов и до 16 часов).

Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не было солнечных перегревов.

Процесс закаливания детей в детском саду потребует от воспитателей и медсестры немалых усилий, но они будут 100%-но оправданы. Мало того, что существенно уменьшится заболеваемость среди посетителей сада, у детей будет хороший сон, отличный аппетит и радостное настроение. Всего этого не смогут не заметить и благодарные родители.

Специалисты советуют начинать с воздушных ванн, а уже после них переходить к водным процедурам. Рассмотрим несколько правил закаливания ребенка, которые помогут избежать ошибок и повысить иммунитет ребенка в кратчайшие сроки.

Правила закаливания ребенка

1. Чем раньше начнете, тем лучше – возраст не имеет значения.

2. Процедуры должны проводиться систематически, и не важно, будет это контрастный душ, обливания, хождение по снегу или просто воздушные ванны.

3. Продолжительность процедур увеличивайте постепенно, иначе закаливание может обернуться лечением простуды у ребенка и постельным режимом.

4. Настроение имеет значение! Поверьте, те же обливания окажутся гораздо эффективнее, если будут приносить удовольствие и вызывать веселый смех, а не громкий плач.

5. Станьте примером для подражания. Кроха намного охотнее будет закаляться, видя, что родители и сами с удовольствием принимают участие в водных процедурах.

6. Повысьте эффективность водных процедур за счет сочетания их с физкультурой или массажем.

7. Начинайте закаливание ребенка в домашних условиях только в том случае, если он полностью здоров.

8. Не допускайте переохлаждения малыша.

9. Следите, чтобы ребенок не перегрелся.

10. Руки и ноги малютки перед началом процедур должны быть теплыми.

Придерживаясь простых правил закаливания ребенка в домашних условиях, вы сможете защитить его не только от частых простуд и хронических заболеваний, но и от плохого настроения. Не зря же говорят: в здоровом теле здоровый дух.

Осталось только выбрать подходящий именно вам способ закаливания и можно начинать. Это могут быть: обтирания, ножные ванночки, ванны с постепенным понижением температуры, контрастный душ или обливания холодной водой. Если не можете сделать выбор самостоятельно, посоветуйтесь с педиатром, он непременно поможет.







Закаливание ребенка солнечными лучами

Ультрафиолетовые лучи в меру полезны для человеческого организма, под действием ультрафиолета в коже вырабатывается витамин Д, который участвует в процессе усвоения кальция. Чувствительность к ультрафиолету тем выше, чем младше ребенок. Проводить закаливание прямыми солнечными лучами с ребенком до года нельзя. С грудничками нужно находиться в кружевной тени деревьев, прямой солнечный свет им показан только в осенне-зимний период, как профилактика рахита. Температура воздуха при летнем загаре должна быть не больше +30 градусов, лучше всего загорать на пляже возле реки или моря. Время приема солнечных ванн для детей не более 20 минут, количество таких процедур за год не должно превышать 20-30.


Сейчас очень много говорят о вреде прямых ультрафиолетовых лучей на организм человека, так как они могут вызывать раковые заболевания кожи. Поэтому прислушивайтесь к советам и не появляйтесь с ребенком на улице и открытых пространствах, в том числе на пляже с 11 до 16 часов. Самое полезное время для пребывания на солнце – это утренние часы с 8 до 10 утра и вечер после 17-00.

Теперь поговорим о правилах закаливания ребенка солнцем:


1. Защищайте головку малыша от солнечного удара панамкой из легкого натурального светлого материала.

2. На грудничке во время принятия солнечных ванн должна быть обязательно легкая кофточка или рубашечка, наилучший вариант – батистовая распашонка.

3. Детей старше года выводите на солнышко сначала в рубашечке, затем в маечке, через несколько дней можно снять майку и совместить закаливание солнцем с закаливанием свежим воздухом. Температура воздуха при этом должна быть выше 20-22 градусов, а погода безветренной.

4. Водные процедуры применяются после солнечных ванн, а не наоборот, чтобы не вызвать переохлаждение ребенка. После купания, хорошо вытирайте его.

5. Продолжительность первой солнечной процедуры для грудничка – 3 минуты, у детей после года – 5 минут. Ежедневно увеличивайте время пребывания ребенка на солнышке до 30-40 минут в день.

6. Противопоказаны солнечные процедуры при жаре выше 30 градусов, а также деткам с онкозаболеваниями.

7. В рассеянных солнечных лучах (в кружевной тени) ультрафиолета остается практически столько же сколько и в прямых лучах, а вот инфракрасного излучения, которое ведет к перегреву организма летом, значительно меньше.

8. Если у ребенка случился солнечный удар или перегрев, немедленно занесите его в прохладное помещение, напоите водой, можно искупать его в ванной. При повышении температуры и ознобе дайте жаропонижающее.

9. Чтобы не допустить перегрева и обезвоживания во время солнечных процедур, увеличьте питьевой режим, не забывайте на прогулку бутылочку с чистой качественной водой.

10. Лучше всего, если во время солнечных процедур ребенок будет находиться в движении. Сон на солнышке полезен только зимой.

Водные процедуры

Ø Организуем ходьбу босиком по мокрой солевой дорожке, ребристой доске после дневного сна;

Ø Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании водной процедуры каждый ребёнок самостоятельно вытирается махровой салфеткой или полотенцем;

Ø Кратковременное воздействие холодом, обливание водой комнатной температуры ( 26 с);

Ø Организуем полоскание рта и горла водой после каждого приёма пищи, постепенно снижая температуру воды на 1? С, доводя до 18? С.

Организация сна детей

Ø Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса;

Ø Организуем одевание и раздевание детей только в групповой комнате (помним про контрастную ванну);

Ø Через 15 минут после того, как засыпает последний ребёнок, открываем форточку. За 30 минут до пробуждения закрываем её;

Ø Следим за соблюдением тишины во время сна детей;

ØПодъём организуем по мере пробуждения детей.

Организация детей на прогулку

Ø Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, т. о. предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает младший воспитателя;

Ø Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды;

Ø Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже 20? С в безветренную и сухую погоду, регулируя на воздухе.

Некоторые приёмы закаливания

1. Обширное умывание.

2. Сон без маечек.

  • Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
  • При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:
  • Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров
  • Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
  • Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания
  • Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).

3. Рижский метод закаливания.

На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли ( 1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.

Начиная со средней группы, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры.

Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общие гигиенические требования к закаливанию в ДОО.Виды закаливания.

Выполнила: Воспитатель: Усманова А.Р.

 Закаливание – одно из средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно тренирует защитные силы организма. Суть закаливания заключается в тренировке терморецепторов. Закаливание оказывает как специфическое, так и неспецифическое действие на организм. Специфическое воздействие заключается в тренировке термо-регуляционных механизмов, происходит выработка быстрой и адекватной реакции терморегуляторного аппарата на холодное воздействие. Неспецифическое воздействие – повышение устойчивости организма к воздействию метеофакторов, при этом совершенствуется реакция гомеостаза.

Закаливание – одно из средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно тренирует защитные силы организма. Суть закаливания заключается в тренировке терморецепторов. Закаливание оказывает как специфическое, так и неспецифическое действие на организм. Специфическое воздействие заключается в тренировке термо-регуляционных механизмов, происходит выработка быстрой и адекватной реакции терморегуляторного аппарата на холодное воздействие. Неспецифическое воздействие – повышение устойчивости организма к воздействию метеофакторов, при этом совершенствуется реакция гомеостаза.

 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ 1. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ 2. ПОСТЕПЕННОСТЬ 3. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ С УЧЕТОМ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ 4. ОПТИМАЛЬНОЕ ТЕПЛОВОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ 5. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАСТРОЕННОСТЬ 6. АКТИВНЫЙ РЕЖИМ 7. САМОКОНТРОЛЬ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

3. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ С УЧЕТОМ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

4. ОПТИМАЛЬНОЕ ТЕПЛОВОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ

5. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАСТРОЕННОСТЬ

6. АКТИВНЫЙ РЕЖИМ

 Различают два вида закаливания: 1.В повседневной жизни. 2.Специальные методы закаливания

Различают два вида закаливания:

1.В повседневной жизни.

2.Специальные методы закаливания

Закаливание в повседневной жизни

Закаливание в повседневной жизни


Смена пеленок Переодева-ние При оптимальной температуре воздуха в помещении Воздушные ванны включают Раздевание Прогулки на свежем воздухе

Смена пеленок

Переодева-ние

При оптимальной температуре воздуха в помещении

Воздушные ванны включают

Прогулки на свежем воздухе

Продолжи-тельность воздушных ванн в помещении Первые воздушные ванны для малышей 1 года – 2-3 мин Для малышей 3-5 лет – 3-5 мин. Для детей 4-6 лет – 5-10 мин.

Продолжи-тельность воздушных ванн в помещении

Первые воздушные ванны для малышей 1 года – 2-3 мин

Для малышей 3-5 лет – 3-5 мин.

Для детей 4-6 лет – 5-10 мин.

ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ НА УЛИЦЕ С ребенком, родившимся летом, с первых дней выходят на прогулку при t воздуха не менее 12-15 градусов С ребенком, родившимся зимой, можно выхо-дить на прогулку при t воздуха не ниже -5 гра-дусов С детьми в возрасте 2-3 месяца жизни можно выходить на улицу 2-3 раза в день при t не ниже -10 градусов с продолжительностью прогулки 20-30 минут, постепенно увеличивая время до 1 часа 30 мин С ребенком в возрасте 6-8 месяцев и до конца 1 года жизни можно быть на свежем воздухе при t -15 градусов с продолжительностью прогулки в зависимости от погодных условий от 1 до 3 часов

ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ НА УЛИЦЕ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАКАЛИВАНИЯ СОЛНЕЧНЫМИ ВАННАМИ

Наиболее эффективным будет такой подбор

специальных закаливающих процедур, при котором

они равномерно распределены в режиме дня

каждой возрастной группы детского учреждения и

продолжают выполняться родителями в домашних

Специальные закаливающие процедуры

различаются по силе воздействия:

  • Местные (обтирание, обливание, ванна)
  • Общие (обтирание, обдувание воздушными потоками, обливание, ванна, купание)
  • По продолжительности
  • По действующему фактору (воздух, вода, солнце)

Начинают закаливание с местных

воздействий. Закаливание воздухом должно

предшествовать закаливанию водой и солнцем


В связи со специальными мерами закаливания с учетом возраста, состояния здоровья и степени закаленности выделяют 3 группы детей 1. Здоровые, за-каленные (начи-нать закаливание с индифферент-ных t ) 2. Имеющие функ-циональные отк-лонения в состоя-нии здоровья Для 2-ой и 3-ей групп начальная и конечная температуры воздейст-вующих факторов на 2-4 градуса выше, чем в первой, а темп сни-жения ее более медленный 3. Страдающие хро-ническими заболе-ваниями и реконва-лесценты

В связи со специальными мерами закаливания с учетом возраста, состояния здоровья и степени закаленности выделяют 3 группы детей

1. Здоровые, за-каленные (начи-нать закаливание с индифферент-ных t )

2. Имеющие функ-циональные отк-лонения в состоя-нии здоровья

Для 2-ой и 3-ей групп начальная и конечная температуры воздейст-вующих факторов на 2-4 градуса выше, чем в первой, а темп сни-жения ее более медленный

3. Страдающие хро-ническими заболе-ваниями и реконва-лесценты

ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА МЕСТНЫЕ И

ОБЩИЕ

Дети находятся в обычной одежде, оставляя обнаженными

руки и ноги. Проводится во время физкультурных, музыкальных

занятий и утренней гимнастики

Общие воздушные ванны проводятся при смене белья, во

время дневного сна

Температура воздуха в помещении должна быть комфортной

Длительность первой воздушной ванны 3-5 мин., с

последующим увеличением на 3-5 мин. Продолжительность

доводится до 30 мин.

Воздушные ванны проводятся через 1.5 часа после еды или

за 30 мин. до еды

Воздушные ванны проводятся как в покое, так и в движении

(для детей 1-ой группы)

Температурный режим в помещении при проведении местных и общих ванн (для 2-ой группы детей)

Читайте также: