Заполните таблицу количество семядолей корневая система стебель жилкование

Обновлено: 04.07.2024

Отдел цветковых растений делится на два класса: однодольные и двудольные. Отличия:

  1. У однодольных в семени одна семядоля (зародышевый листок), а у двудольных – две.
  2. У однодольных корневая система мочковатая, а у двудольных – стержневая.
  3. У однодольных жилкование листьев параллельное и дуговое, а у двудольных – сетчатое (перистое).
  4. У однодольных нет камбия, поэтому они не могут расти в толщину и все являются травами. У двудольных есть камбий, поэтому они могут быть травами, кустарниками и деревьями.
  5. Количество элементов цветка (тычинок, лепестков) у однодольных кратно трем (3,6,9…), а у двудольных – пяти (5, 10, 15…)
  6. У однодольных листья всегда простые, а у двудольных могут быть простые или сложные.
  7. У однодольных цветки с простым околоцветником (только лепестки), а у двудольных – с двойным (+чашелистики).

Однодольные

  1. Семейство Злаки (рожь, пшеница, пырей) – стебель соломина, вставочный рост, соцветие сложный колос, плод зерновка.
  2. Семейство Лилейные (лук, тюльпан, ландыш) – имеют корневища и луковицы.

Двудольные

  1. Семейство Крестоцветные (редис, капуста, сурепка) – 4 лепестка, плод стручок.
  2. Семейство Бобовые, они же Мотыльковые (горох, клевер, бобы) – плод боб, клубеньковые бактерии.
  3. Семейство Пасленовые (картофель, томат, перец) – сросшиеся чашелистики и лепестки, ядовитость.
  4. Семейство Сложноцветные (подсолнух, ромашка, одуванчик) – мелкие цветки собраны в соцветие корзинка, плод семянка.
  5. Семейство Розоцветные (яблоня, земляника, рябина).

Таким образом, деление цветковых растений на классы происходит на основе строения корневой системы, количества семядолей, жилкования листьев и пр. Деление на семейства происходит на основе строения цветов и плодов.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. У сложноцветных плод
1) зерновка
2) семянка
3) костянка
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод стручок характерен для представителей семейства
1) розоцветные
2) бобовые
3) пасленовые
4) крестоцветные

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод боб встречается у растений семейства
1) сложноцветных
2) пасленовых
3) злаков
4) мотыльковых

Выберите один, наиболее правильный вариант. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)
1) Имеют стержневую корневую систему
2) Имеют сетчатое жилкование листьев
3) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть
4) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому покрытосеменные растения делятся на классы, – это строение
1) цветка
2) плода
3) семени
4) стебля

Выберите один, наиболее правильный вариант. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод
1) семянка
2) коробочка
3) стручок
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –
1) строение плода
2) способ размножения
3) строение семени
4) совместное обитание

Выберите один, наиболее правильный вариант. Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) - соцветие
1) головка
2) сложный зонтик
3) простой зонтик
4) корзинка

Выберите один, наиболее правильный вариант. К двудольным растениям относится
1) сосна
2) кипарис
3) тополь
4) кедр

Лилия


ОДНОДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался орган подобного типа, то для этого растения характерны
1) параллельное жилкование листьев
2) мочковатая корневая система
3) камбий в проводящих пучках
4) проводящие пучки, расположенные в стебле по кругу
5) две семядоли
6) питательные вещества для прорастания, запасенные в эндосперме

Злак


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства, представитель которого изображен на рисунке?
1) плод семянка
2) стебель соломина
3) вставочный рост
4) сложные листья
5) сетчатое жилкование листьев
6) соцветие сложный колос

Злак


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) параллельное жилкование листьев
2) стебель соломина
3) наличие камбия в стебле
4) плод – семянка
5) мочковатая корневая система
6) вегетативное размножение

Злак


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растений сформировался цветок, изображенный на рисунке, то этим растениям присущи
1) сетчатое жилкование листьев
2) стебель соломина
3) плод – семянка
4) одна семядоля в семени
5) мочковатая коревая система
6) наличие камбиального кольца в стебле

Злак


5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то этому растению присущи:
1) одна семядоля в зародыше семени
2) споры в спорангиях
3) внешнее оплодотворение
4) мочковатая корневая система
5) сетчатое жилкование листьев
6) отсутствие камбия

ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений класса Двудольные?
1) сетчатое жилкование листьев
2) корневая система мочковатая
3) две семядоли в семени
4) камбий отсутствует

5) количество лепестков кратно 5

6) двойное оплодотворение

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками класса двудольных растений являются
1) зародыш семени с одной семядолей
2) стержневая корневая система
3) число частей цветка, кратное трем
4) параллельное и дуговое жилкование
5) зародыш с двумя семядолями
6) наличие камбия

Лист дуба


ДВУДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений, имеющих изображенное на рисунке жилкование листьев, характерны также следующие признаки:
1) две семядоли в семени
2) число частей цветка кратно трем
3) диффузное строение проводящей системы
4) кольцо камбия отсутствует
5) стержневая корневая система
6) цветок с двойным околоцветником

Земляника


2. Выберите три признака, характерных для изображенного на рисунке организма.
1) вегетативное размножение
2) параллельное жилкование
3) двойное оплодотворение
4) четырехчленный цветок
5) стебель – соломина
6) плод – многоорешек

Горох


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) дуговое жилкование листьев
2) стержневая корневая система
3) наличие камбия
4) две семядоли в семени
5) наличие щитка в семени
6) вставочный рост стебля

ОДНОДОЛЬНЫЕ - ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между классами растений (1 - Двудольные, 2 - Однодольные) и их признаками. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Мочковатая корневая система
Б) Стержневая корневая система
В) Листья имеют дуговое или параллельное жилкование
Г) Число частей цветка кратно 3
Д) Листья имеют перистое или пальчатое жилкование

2. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1) двудольные, 2) однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

3. Установите соответствие между признаком и классом цветковых растений, для которого этот признак характерен: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) стержневая корневая система
Б) одна семядоля
В) дуговое жилкование
Г) параллельное жилкование
Д) цветок трёхчленного типа
Е) цветок пятичленного типа

4. Установите соответствие между признаками и классами растений покрытосеменных, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневая система стержневого типа
Б) листья с параллельным жилкованием
В) количество частей цветка кратно 3
Г) рост стебля в толщину за счёт камбия
Д) характерен вставочный рост
Е) у большинства видов двойной околоцветник

5. Установите соответствие между признаками покрытосеменных растений и классами, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жилкование листа сетчатое
Б) жилкование листа параллельное
В) утолщение стебля за счёт камбия
Г) мочковатая корневая система
Д) цветок трёхчленного типа
Е) листья простые и сложные

ФОРМИРУЕМ 6
1) отсутствие камбия в стебле
2) цветок с простым околоцветником
3) преобладание травянистых форм

ОДНОДОЛЬНЫЕ-ДВУДОЛЬНЫЕ ПО ПРИМЕРАМ
Установите соответствие между признаками классов и растениями: 1) пастушья сумка, 2) пшеница. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветки опыляются ветром
Б) имеет мочковатую корневую систему
В) листья имеют развитые влагалища
Г) проводящие пучки имеют камбий
Д) число частей цветка кратно четырём
Е) семя имеет две семядоли


Установите соответствие между признаками классов и растениями, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие камбия в стебле
Б) одна семядоля в семени
В) сетчатое жилкование листьев
Г) число частей цветка кратно трём
Д) диффузное расположение сосудистопроводящих пучков
Е) двойной околоцветник

БОБОВЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Только для растений семейства Мотыльковые характерно
1) наличие плода стручок
2) перекрестное опыление насекомыми
3) наличие на корнях азотофиксирующих бактерий
4) наличие плода боб
5) наличие нектарников
6) наличие цветка с пятью лепестками (лодочка, парус, весла)

БОБОВЫЕ - КРЕСТОЦВЕТНЫЕ
1. Установите соответствие между признаком растений и семейством, для которого этот признак характерен: 1) Капустные, 2) Мотыльковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок или стручочек
Б) соцветие кисть
В) соцветие кисть или головка
Г) формула цветка ЧБ4Л4Т2+4П1
Д) формула цветка Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1
Е) плод боб

2. Установите соответствие между признаками растений и семействами: 1) Бобовые, 2) Крестоцветные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок
Б) образуют симбиоз с клубеньковыми бактериями
В) 4 лепестка венчика
Г) плод боб
Д) обогащают почву азотом
Е) шесть тычинок

ЗЛАКИ - СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ
Установите соответствие между семействами цветковых растений и их характеристиками: 1) Сложноцветные, 2) Злаки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) семейство класса Однодольные
Б) мелкие цветки собраны в крупные соцветия – корзинки
В) плод – семянка
Г) имеют особый цилиндрический стебель с хорошо развитыми узлами
Д) цветок состоит из двух цветковых чешуй
Е) семейство класса Двудольные

Боб


Рассмотрите рисунок и определите (А) тип изображенного плода, (Б) семейство, для которого характерен изображенный плод, и (В) его представителей. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) стручок
2) фасоль, акация, арахис
3) боб
4) злаковые
5) капуста, горох, белена
6) мотыльковые
7) крестоцветные

Кукуруза


Рассмотрите рисунок с изображением растения и укажите (А) класс, (Б) тип корневой системы и (В) плод. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) однодольные
2) зерновка
3) стержневая
4) двудольные
5) семянка
6) мочковатая
7) початок
8) злаки

Кукуруза


Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) простой колос
2) сложный колос
3) ландыш майский
4) томат
5) редька дикая
6) крестоцветные
7) паслёновые
8) сложноцветные (астровые)

Признаки двудольных растений
Корневая система….
Жилкование листьев….
Количество семядолей в семени….
Проводящие пучки …
Строение цветка…

Признаки однодольных растений
Корневая система ….
Жилкование листьев….
Количество семядолей в семени….
Проводящие пучки …
Строение цветка…

я это уже сделала
Признаки двудольных растений
Корневая система - Стержневая.
Жилкование листьев - Сетчатое.
Количество семядолей в семени - Две семядоли.
Проводящие пучки - В центре или имеют вид кольца.
Строение цветка - Четырехчленный цветок или пятичленный цветок с двойным околоцветником.

Признаки однодольных растений
Корневая система - Мочковатая.
Жилкование листьев - Дуговое или параллельное.
Количество семядолей в семени - Одна семядоля.
Проводящие пучки - Разбросаны по всему стеблю.
Строение цветка - Трехчленный цветок, реже четырехчленный с простым околоцветником.

Признаки двудольных растений
Корневая система - Стержневая.
Жилкование листьев - Сетчатое.
Количество семядолей в семени - Две семядоли.
Проводящие пучки - В центре или имеют вид кольца.
Строение цветка - Четырехчленный цветок или пятичленный цветок с двойным околоцветником.

Признаки однодольных растений
Корневая система - Мочковатая.
Жилкование листьев - Дуговое или параллельное.
Количество семядолей в семени - Одна семядоля.
Проводящие пучки - Разбросаны по всему стеблю.
Строение цветка - Трехчленный цветок, реже четырехчленный с простым околоцветником

Однодольные:
Количество семядолей -- одна.
Корневая система мочковатая.
Стебель преимущественно неодресневевающий,проводящие пучки расположены хаотично.
Жилкование листьев параллельное или дуговое.
Цветок трёхчленный.

Двудольные:
Количество семядолей -- две.
Корневая система стержневого типа.
Стебель одресневевающий,содержит камбиальное кольцо,образованное упорядоченными проводящими пучками.
Жилкование перистое или пальчатое.
Цветок четырёх- или пятичленный.

5 гомозиготных и 4 дигетерозиготных

Потому что они хотят делать две важные для них вещи: много кушать и успешно размножаться. Продукты питания подходят для этого самого питания не только нам, людям, но и микробчикам тоже. Кстати, показателем качества - так сказать, "съедобности" - продукта является именно скорость распространения на нем микробов: чем быстрее они на нем появляются, тем качественнее продукт. Заметьте, например, что чеснок практически не плесневеет - он чаще просто засыхает. Это показатель антимикробного действия чеснока: очень редкие плесневые грибы способны питаться чесноком, другие микробы от него гибнут.

1. Какая связь существует между площадью, занимаемой корневой системой, и размером надземной части растения? 2. У каких растени

Ответьте на вопросы: У членистоногих число пар двигательных конечностей может быть равно У насекомых число пар двигательных коне

Нащупайте щитовидный хрящ и сделайте глотательное движение. чувствуется движение вверх. что происходит при этом?

А4 Расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в: 1)анафазе 2)телофазе 3)профазе 4)метафазе А5 Удвоение ДНК и образова

§ 29. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

У пшеницы (ржи, ячменя) выглядят толще, чем междоузлия. Это происходит в результате того, что деление клеток стебля происходит в каждом междоузлии. Междоузлия стебля пшеницы (ржи, ячменя) полые, а узлы — заполнены тканями. Такой тип стебля называют соломиной.

§ 29. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

3. Изучите строение листа злаков. Рассмотрите основание листа — влагалище. Какое оно имеет значение для растения?

Листья пшеницы (ржи, ячменя) — узкие и длинные. Жилкование листа у этих растений параллельное. Основание листа более широкое, оно имеет вид трубки и полностью охватывает стебель. Называется это основание — влагалище.

Такой тип основания и способ его крепления помогает растению лучше защитить междоузлия, в которых происходит деление и рост стебля, а значит находятся наиболее уязвимые клетки. Кроме того, в основании влагалища находится плёнчатый выступ — язычок, который защищает соединение листа со стеблем от попадания воды.

§ 29. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

4. Рассмотрите соцветие пшеницы. Как его называют?

Соцветие пшеницы — сложный колос.

§ 29. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

5. Выделите из соцветия цветок пшеницы и рассмотрите его. Найдите цветковые чешуи. Сколько тычинок в цветке? Найдите пестик, рассмотрите его. Сколько рылец имеет пестик?

Строение цветка пшеницы:

§ 29. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

6. Рассмотрите плод пшеницы. Как его называют?

Плод пшеницы — зерновка.

§ 29. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

  • Корневая система — мочковатая.
  • Стебель — соломина.
  • Лист — узкий, длинный, параллельное жилкование, основание — влагалище.
  • Соцветие — сложный колос.
  • Цветок — состоит из двух цветковых чешуй, двух цветковых плёнок, трёх тычинок и одного пестика с двумя мохнатыми рыльцами.
  • Формула цветка — ↑О (2)+2 Т3 П1.
  • Плод — зерновка.

Название семейства

Строение цветка Тип плода

Другие особенности

цветки собраны в соцветие кисть, с правильными крестообразно расположенными лепестками и двойным околоцветником

стручки или стручочки

двудольные, сетчатое жилкование, листья расположены поочерёдно или собраны в прикорневую розетку, корневая система стержневая, у некоторых растений могут развиваться корнеплоды

цветки одиночные либо собраны в соцветие кисть или головка, неправильные, со сросшимися чашелистиками чашечки и сросшимися двумя лепестками венчика

двудольные, на корнях образуются клубеньки богатые веществами, содержащими азот, сетчатое жилкование

цветки крупные одиночные или собранные в соцветие, правильные с двойным околоцветником и множеством пестиков

многоорешек, костянка, яблоко

двудольные, могут быть травянистыми растениями, а также плодово-ягодными деревьями и кустарниками, сетчатое жилкование

Паслёновые

цветки одиночные крупные либо собраны в соцветия, правильные, со сросшимися чашелистиками чашечки и сросшимися лепестками венчика

ягода или коробочки

двудольные, в основном травы, отличаются повышенным содержанием ядовитых для человека веществ в стебле, листьях и плодах, сетчатое жилкование

цветки собраны в соцветие корзинка, могут быть правильной и неправильной формы (язычковые, трубчатые, воронковидные и ложноязычковые), с плохо развитыми или отсутствующими чашелистиками и сросшимися пятью лепестками

двудольные, соцветие корзинка, сетчатое жилкование

цветки одиночные крупные либо собраны в соцветия, правильные, с простым околоплодником

однодольные, корень мочковатый, стебель видоизменённый (корневище или луковица) дуговое или линейное жилкование, простой околоплодник цветка

цветки мелкие, собраны в соцветие колосок, сложный колос или метёлка, неправильные

однодольные, корень мочковатый, стебель — соломина, лист узкий, длинный, с параллельным жилкованием и основанием влагалищем

130. Выпишите цифры, под которыми указаны признаки, характерные для соответствующего семейства.

  • 1. Параллельное жилкование
  • 2. Сетчатое жилкование
  • 3. Стержневая корневая система
  • 4. Мочковатая корневая система
  • 5. Формула цветка *Ч4 Л4 Т4+2 П1
  • 6. Формула цветка *Ч5 Л5 Т∞ П1
  • 7. Формула цветка *Ч(5)Л(5) Т5 П1
  • 8. Формула цветка Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1
  • 9. Формула цветка ↑О(2)+2 Т3 П1
  • 10. Формула цветка *О3+3 Т6 П1
  • 11. Плод ягода
  • 12. Плод коробочка
  • 13. Плод костянка
  • 14. Плод стручок
  • 15. Плод боб

Крестоцветные (Капустные): 2, 3, 5, 14

Паслёновые: 2, 3, 7, 11, 12

Розовоцветные: 2, 3, 6, 12

Мотыльковые (Бобовые): 2, 3, 8, 15

Лилейные: 1, 4, 10, 11, 12

131. Используя определительные карточки, определите несколько растений, относящихся к семействам, с которыми вы познакомились.

Определительная карточка для определения растений семейства бобовые.

Все листочки с короткими черешочками……. 3

Средний листочек с более длинным черешочком, чем боковые

Люцерна хмелевидная

Клевер луговой

Клевер гибридный

Чина луговая

Горошек заборный

Горошек мышиный


Определительная карточка для определения растений семейства крестоцветные.

Читайте также: