Заспорили заяц беляк топтыгин тетерев и озимый хлеб для чего нужен зимой

Обновлено: 05.10.2024

Автор: Исхакова Ольга Анатольевна

Организация: МОУ СОШ № 39 им. Г.А. Чернова г. Воркуты

Населенный пункт: Республика Коми, г. Воркута

Предмет, класс

литературное чтение, 4 класс

Учитель

Исхакова Ольга Анатольевна

Тема урока

Цель урока

Задачи урока

Образовательные:

Развивающие:

  1. Способствовать развитию психических процессов (произвольного внимания, памяти, мышления) и речи;
  2. Способствовать развитию умения строить доказательные умозаключения;
  3. Способствовать развитию чувства сопричастности к событиям, описываемым в главе;
  4. Способствовать осознанному развитию адекватной самооценки учащихся.

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию нравственных ценностей (совесть, справедливость, нравственный выбор);
  2. Способствовать воспитанию умения слушать и принимать к сведению доводы оппонентов;
  3. Способствовать воспитанию волевого контроля, умения следовать заданным правилам.

Актуальность и вид использования средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM ресурсы сети Интернет и др.)

1 этап Мотивирование к учебной деятельности

Цель: создать условия для становления сознательной положительной учебной мотивации к деятельности

Учитель предлагает учащимся до знакомства с произведением задуматься над вопросом.

- 375 граммов – много это или мало?

Учитель интересуется, обладают ли учащиеся достаточным объёмом сведений для ответа на этот вопрос?

- Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос?

Предлагает сформулировать уточняющие вопросы.

Подводит к мысли, что осознанный ответ на вопрос возможен только после знакомства с главой произведения.

- Что может помочь вам найти ответ на вопрос?

Учащиеся выслушивают вопрос начала урока. Пытаются ответить, но становится очевидным, что для формулировки ответа в вопросе недостаточно конкретной информации.

Учащиеся отмечают, что содержание вопроса слишком общее.

Учащиеся формулируют вопросы.

- Чего было 375 граммов?

- Для чего нужны были эти 375 граммов? и др.

Учащиеся делают вывод о том, что работа над произведением может быть связана с ответом на вопрос, сформулированный в начале урока.

2 этап урока Актуализация знаний, подготовка к первичному восприятию

Цель: создать условия для осознанного знакомства с новым литературным произведением, создать предпосылки для чувственного восприятия произведения и эмоционального отклика на действия персонажей

Учитель предлагает внимательно рассмотреть обложку книги, работу над которой будут вести.

- Предположите, каким будет содержание и герои произведения, опираясь на внешний вид обложки.

Учитель для уточнения места и времени, описываемых в книге, предлагает взглянуть на короткие кадры хроники той поры.

- Где и в какое время разворачиваются события в повести?

- Что вам известно о том периоде?

- Среди предложенных вам слов, подберите те, которые отражают настроения и чувства людей того времени. Поясните.

- Как бы вы описали то страшное время?

Учащиеся рассматривают обложку.

- Возможно, главной героиней окажется девочка…она одна, значит, возможно, она осталась без родителей, зима…холодно…

- Это времена Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда…

- Это был страшный период, который длился несколько лет, и унёс жизни нескольких десятков миллионов человек…Блокада Ленинграда продолжалась более двух лет…

Учащиеся выбирают слова СТРАХ, ОТЧАЯНИЕ, СМЕРТЬ, БЕЗИСХОДНОСТЬ, ТРЕВОГА, ПЕЧАЛЬ, УЖАС…

- Люди, которым некуда бежать, которые лишены самого главного тепла и еды, находились в постоянном страхе за свою жизнь и жизнь своих близких…

Учащиеся рисуют образы, которые ассоциируются у них с временем блокады и войны…

3 этап урока Первичное восприятие (синтез)

Учитель предлагает начать чтение.

- Кто главное действующее лицо?

- Какое поручение дали девочке?

- Как автор называет очередь, в которую встаёт девочка? Почему?

- Какими бы вы представили людей, которые стоят в такой хмурой?

- Как ведёт себя девочка? Поясните её поведение.

- Разделяют ли её настроение остальные? Приведите доказательства.

- Почему другие женщины в очереди не разделяют её веселья?

- Предположите, что может произойти дальше?

- На чём основываются ваши предположения?

Учитель предлагает проверить предположения учащихся и предлагает перевернуть второй фрагмент текста.

Учитель интересуется, удалось ли предугадать, что происходит в главе дальше.

- Какой персонаж возникает среди безрадостных людей в очереди?

- Какими словами описывает его автор, зачитайте.

- Как описано его поведение в булочной? Зачитайте.

- Почему он так себя ведёт?

- Как на него реагируют люди, стоящие в очереди?

- Почему люди так реагируют, предположите.

- С какой просьбой обращается мальчик?

- Что такое довесочек?

- Что ему отвечают? О чём свидетельствуют фразы?

- Предположите, как дальше будут развиваться события?

Учитель предлагает ознакомиться с третьей частью главы.

- Как ведут себя женщины в очереди? Объясните их поведение.

- Какой выход предлагают некоторые?

- О чём думает в этот момент девочка?

- Ответ на какой вопрос вы бы искали в заключительной части?

Учитель предлагает детям прежде порассуждать о том, как бы поступили в подобной ситуации они. Почему.

Прочитайте заключительную часть просебя.

- Что вы ощущаете? Опишите свои чувства.

- Ожидали ли вы подобной развязки?

- Каким для девочки блокадного Ленинграда было это решение?

- Почему она поступила так?

Учащиеся открывают первую цветную карточку с частью главы:

- Девочка, которая живёт в блокадном Ленинграде…

- Её послали в булочную, за хлебом…

- …хмурая…Наверное, все люди в неё стояли с хмурыми, невесёлыми лицами…

- Они злые, недовольные, усталые, может быть у них что-то болит или что-то их беспокоит…

- Скорее нет, в то время, ка девочка радостна, женщины следят за весами, на которых взвешивают хлеб враждебно и придирчиво…

- Они понимают, что этот хлеб очень важен, возможно, дома их ждут голодные дети и т.д.

- Кто-то, возможно, начнёт ругаться из-за хлеба, может кто-то попытается его украсть и сбежать…Ведь люди в очереди очень напряжены, настроены негативно…а мысль о воровстве возникает по причине ценности на тот момент хлеба, его ценили даже выше драгоценностей…

Фрагмент читают учащиеся вслух.

Учащиеся отмечают, что догадаться удалось лишь частично.

- Появляется какой-то мальчишка…

- …неуверенно, поминутно озираясь…примостился у прилавка…

- Возможно, ему хочется есть, но ему очень стыдно, неудобно…

- …его буравят недобрые взгляды…

- Значит, пристально смотрят…

- Они боятся, что он украдёт их хлеб, который они несут детям…

- Маленький кусок хлеба к основной пайке…

- …НЕ МОГУ…СТУПАЙ ДОМОЙ…ПОСТЫДИЛСЯ БЫ ПОПРОШАЙНИЧАТЬ…Люди не готовы отдать даже кусочек хлеба, потому что сами голодают…

- Мальчик может украсть кусочек, или ему кто-то даст, или уйдёт не с чем…

Ребята читают текст, размещённый на 3 листке.

- Не смотрят в глаза и быстро уходят…Возможно, им стыдно, жалко мальчика…

- Кто-то предлагает продавщице дать довесок, но она не соглашается…

- Девочка рассуждает, сколько это 375 граммов на троих и что можно сказать родным про то, куда делся довесок и задумывается над тем, что его можно съесть и самой…

- Как поступила девочка со своим довеском?

Учащиеся обмениваются мнениями…различными вариантами…поясняют…

Дети описывают, что чувствуют, как они переживали, что думают…

Учащиеся отмечают, что в свете всей ситуации можно было скорее ожидать обратного, что девочка не отдаст довесок…

- Она сомневалась и, стоя в очереди, и уже получив хлеб, значит, решение было очень трудным…

- Значит, с точки зрения порядочности для неё было легче отдать хлеб тому, у кого его нет, чем съесть самой…она пожалела мальчика…

4 этап Рефлексия

- Какой вопрос я задала вам в начале урока?

- Так, 375 граммов – это много или мало?

Учитель открывает тарелку, на которой лежит кусочек хлеба весом 375 граммов, показывает всем.

Выслушивает мнения детей.

- Много или мало 375 граммов.

- Это мало, для того, чтобы прожить, но для того, кто нуждается и умирает от голода – это достаточно много, больше и ценнее чем золото, деньги…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.

Русский язык

Окружающий мир

Литературное чтение

Как называется ледяная гора, плавающая в океане?___________________________________

Какой разрушительный ветер небо кроет, вихри снежные крутя в стихотворении А. С. Пушкина?______________________________________________________________________

Какой камень самый уральский?___________________________________________________

Определите, сколько раз в предложении встречается звук [а]

Я люблю свою лошадку.__________________________________________________________

Поставь ударение во всех словах.

Тот, кто ездил, знает сам,

Нет езды без колеса.

Вот они у столяра.

Им столяр, конечно, рад.

(В. Маяковский).

- А я бы выбрал эту,

Красивей вазы нету! –

Сказал майору вежливо

Заслуженный боксёр.

Какие из слов являются однокоренными к слову вода. Выпиши, выдели корень: водолей, заводной, водитель, провод, водрузить.

Было это давным –давно,
Тогда у зайца был длинный хвост.
Намело снега в лесу тогда очень много,
Гораздо больше, чем заячий рост.
Бежал заяц, ворча, как плох этот снег,
А на полянке сидел тетерев,
Распустив с переливами хвост.
- Ты что, Заяц, ворчишь?
Сделай тише свой бег.
Ты так много бурчишь!
Язык твой больно востр!
Заяц завелся с пол оборота:
- Тебе то хорошо!
А нам, зверям лесным снег – плохо!
Я вот бегу, а след мой видят все,
Как будто оставляю его и волку и лисе.
- Нет, ты не прав, косой! Снег – покров!
Я прыгнул с дерева в сугроб,
И готов до утра мой дом, мой кров.
И сплю комфортно я под ветра вой.
Нет, ты не прав, не прав, косой!
- Тетерев, ты думаешь только о себе!
А как же другие все?
- Все – это кто?
Давай в споре истину узнаем. Кто кого?!
Хорошо, Заяц?
- Хорошо.
- Предлагаю, кто проиграет, хвоста лишится навсегда,
И все будут смеяться над ним, бесхвостым,
Над его потомством из года в год, во все века.

И вот, чтоб спор тот разрешить,
Опрос в лесу тетерев с зайцем затеяли.
Лося первым увидели,
Отвечать на вопросы заставили.
Заяц думал, что лосю рога мешают
Траву осеннюю под снегом добывать,
А ноги, хоть и длинные, по сугробам не дают от волка убегать.
Но удивился, что лось на защиту снега встал.
- Я большой. От волка копытами отобьюсь.
А снег, он землю греет, - Лось сказал,
И мышек ножищами потревожил.
Те пискнули, проснувшись в теплой норке.
- Зимой мы под снегом, как медведь в берлоге спим.
Зернышек вкусных в кладовке много.
- Ну а вы? – Заяц птичек спросил,
- Вам же кушать из-за снега нечего!
- Мы личинок, насекомых из-под коры достаем.
Покушали сытно, и весело!
Хотел Заяц медведя спросить,
Да вспомнил, что спит мохнатый.
Берлогу с осени приготовил, залег в нее,
И, наверное, сон уже видит десятый.
Тут навстречу им кабан
Поднял клыкастую морду и взвизгнул:
- Уи, уи, уи, косой, ты прав! Ты прав! Беда от снега.
Пока до земли доберусь, из сил я выбьюсь!
Найдешь корешок и опять, хрю, хрю, сугроб откапывать.
- Слыхал, Терентий, умные звери что говорят?
Отдавай хвост беспрекословно!
- Погоди, Заяц. Другие, думают не так.
Ты сам слышал это дословно.

Так всю зиму спорили тетерев с зайцем.
А тут весна - красавица пришла!
- Как хорошо, что снега было много.
Будет много цветов, - зажужжали пчелы.
- Как хорошо, что снега было много.
Будет много ягод, - запели птицы.
- Как хорошо, что снега было много, -
Шептала пшеница,
- Вырастут колосья густыми.

Все живое добрым словом снег вспомнило.
Вот и решился спор.
Заяц проиграл и с хвостом распрощался.
Хвоста длинного у него с тех пор нет.
Одна культяпка осталась.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Лёзок, кута, дашоль, лёсо, оварко, сугь, путех, цурика, воца, азок.

(козел, утка, лошадь, осёл, корова, гусь, петух, курица, овца, коза)

4. Можно ли крапиву отнести к культурным растениям по следующим основаниям: - 2 балла

- она растет на огороде вместе с другими культурными растениями;

- листья крапивы, как и листья капусты, идут в пищу;

- листья крапивы понижают жар, снимают воспаления, помогают при кашле;

- поливая крыжовник у забора, человек поливает и крапиву, то есть он за ней ухаживает. (нет, человек её не сажает)

Читайте также: