Зависимость урожайности арбузов от качества почв есть пример жестко детерминированной связи

Обновлено: 19.09.2024

Пример. Рассчитаем урожайность яровой пшеницы, если в пахотном слое 0-22 см содержится: N - 9,5; Р2О5 - 5,3; К2О - 12,4 мг/100 г почвы.

Таблица 8 - Расчет урожайности по плодородию почвы

Показатели N Р2О5 К20
Содержание питательных веществ в почве, мг/100 г 9,5 5,3 12,4
Коэффициент перевода из мг/100 г в кг/га для слоя 0-22 см 30 30 30
Содержание питательных веществ в пахотном слое, кг 315 (плюс текущая минерализация 30 кг) 159 372
Коэффициент использования из почвы 0,25 0,07 0,10
Растения получат из почвы, кг 78,75 11,13 37,20
Вынос питательных веществ, кг/ц 4,27 1,24 2,05
Урожайность по почвенному плодородию, ц /га 18,4 9,0 18,1

Величину урожая в этом случае будет ограничивать недостаточное содержание в почве фосфора, что не позволит получить без внесения удобрений урожайность выше 9,0 ц/га. Для получения реальных урожаев (Удву) по влаго- и теплообеспеченности необходимо внесение удобрений.

Расчет норм удобрений на планируемый урожай

Нормы внесения питательных веществ под планируемый урожай рассчитывают с учетом выноса на 1ц основной продукции и соответствующим количеством побочной продукции (ВI, Приложение 5), содержания элементов минерального питания в почве (П), коэффициентов использования из почвы п>, Приложение 6) и из вносимых удобрений у, Приложение 7) по формуле:

Ку

где Дд.в. - норма азота, фосфора и калия (кг/га), необходимая для получения планируемой урожайности (У, ц/га);

Км - коэффициент перевода из мг/100г в кг/га (для слоя 0-22см равен 30 кг/га, для 0-25 см - 34, 0-28 см - 38, 0-30 см - 41, 0-32 см - 44, 0-35 см - 48 и 0-40 см -55 кг/га).

Пример. Рассчитаем нормы внесения питательных веществ под планируемый урожай яровой пшеницы 25 ц/га при содержании в пахотном горизонте 0-22 см: N - 9.5; Р205 - 5.3; К20 - 12.4 мг/100 г почвы.

При таких показателях норма внесения составит:

(25ц/га* 4,27кг/ц) - (9,5мг /100г*30 * 0,25)
Дд.в.= 0,50 =71,0 кг/гa азота;

(25ц/га* 2,05кг/ц) - (12,4мг /100г*30 * 0,10)
Дд.в.= 0,70 =20,1 кг/гa K2O;

7. Технологическая карта возделывания культуры

Технологическая карта возделывания сельскохозяйственной культуры заполняется по форме, приведенной в таблице 9.

Таблица 9 - Технологическая карта возделывания_____________________

Название культуры

Виды работ Агротехнические сроки проведения работ Состав марка трактора агрегата марка с.-х. машины, их количество Агротехнические требования к качеству работ
1 2 3 4 5

Технологические приемы в совокупности должны составлять интенсивную технологию возделывания сельскохозяйственной культуры. В графе 5 указываются агротехнические требования: глубина обработки, количество проходов агрегата, скорость его движения по полю, норма высева, нормы расхода удобрений и химических средств защиты растений и т.д.

Выводы и предложения

Выводы и предложения должны быть аргументированы и иметь законченный характер. Необходимо сделать заключение о возможности внедрения технологии в сельскохозяйственное производство.

1. Технология возделывание пшеницы в лесостепной зоне Забайкальского края

2. Технология возделывание пшеницы в степной зоне Забайкальского края

3. Технология возделывание ячменя в лесостепной зоне Забайкальского края

4. Технология возделывание ячменя в степной зоне Забайкальского края

5. Технология возделывание овса в лесостепной зоне Забайкальского края

6. Технология возделывание овса в степной зоне Забайкальского края

7. Технология возделывание гречихи в лесостепной зоне Забайкальского края

8. Технология возделывание гречихи в степной зоне Забайкальского края

9. Технология возделывание проса в степной зоне Забайкальского края

10. Технология возделывание гороха в лесостепной зоне Забайкальского края

11. Технология возделывание гороха в степной зоне Забайкальского края

12. Технология возделывание сои в степной зоне Забайкальского края

13. Технология выращивания рапса ярового на маслосемена

14. Технология выращивания картофеля на семенных участках

15. Технология производства картофеля на производственные цели.

16. Технология выращивания картофеля по голландской технологии

17. Технология выращивания кукурузы на силос

18. Технология выращивания кукурузы на силос на постоянных участках

19. Технология выращивания подсолнечника на силос

20. Технология выращивания турнепса

21. Технология выращивания кормовой брюквы

22. Технология выращивания люцерны на семена

23. Технология выращивания люцерны на корм

24. Технология выращивания люцерны на семена

25. Технология выращивания люцерны на корм

26. Технология выращивания донника на семена

27. Технология выращивания донника на корм

28. Технология выращивания костреца безостого на семена

29. Технология выращивания костреца безостого на корм

30. Технология выращивания пырейника на семена

31. Технология выращивания пырейника на корм

32. Технология выращивания капусты белокочанной

33. Технология выращивания столовой моркови

34. Технология выращивания столовой свеклы

35. Технология выращивания репчатого лука

36. Технология выращивания лука-батуна

37. Технология выращивания чеснока

38. Технология выращивания огурца в пленочной теплице

39. Технология выращивания томата в пленочной теплице

40. Технология выращивания огурца в зимней теплице

41. Технология выращивания томата в зимней теплице

42. Технология выращивания яблони в Забайкалье

43. Технология выращивания вишни в Забайкалье

44. Технология выращивания сливы в Забайкалье

45. Технология выращивания облепихи в Забайкалье

46. Технология выращивания малины в Забайкалье

47. Технология выращивания черной смородины в Забайкалье

48. Технология выращивания крыжовника в Забайкалье

Материалы курсовой работы должны быть сшиты в папку. Курсовая работа должна иметь титульный лист, включающий название учебного заведения и кафедры, название дисциплины и тему работы, фамилию и инициалы исполнителя и его шифр, а также руководителя работы, даты представления и защиты (см. образец титульного листа, Приложение 8).

Текст курсовой работы делят на разделы и подразделы. Разделы должны иметь порядковую нумерацию арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и выводы не нумеруются. Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце должна быть точка.

Все страницы курсовой работы должны иметь сквозную нумерацию от титульного листа до последней страницы, включая все листы с иллюстрациями, таблицами. Титульный лист включают в общую нумерацию работы, не проставляя на нем порядковый номер.

Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы,

разделенных точкой. Например, в разделе 4 первая таблица будет иметь порядковый номер 4.1, вторая - 4.2, третья - 4.3 и т.д.

В конце работы помещают библиографический список использованной литературы, где приводят сведения о библиографических источниках (учебниках, учебных пособиях, справочниках, статьях и т.д.), которые должны включать фамилию и инициалы автора, заглавие, место издания, издательство, год издания и объем в страницах.


Белоус Н.М. Влияние уровня плодородия почв на урожайность сельскохозяйственных культур и накопления 137CS // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии.- 2006.- С. 30-35
-- Радиоактивное загрязнение почв и земельных угодий в результате аварии на Чернобыльской АЭС

Н. М. Белоус, д. с.-х. н., профессор, Брянская государственная сельскохозяйственная академия.

Исследователи по-разному оценивают роль гумуса в формировании урожая сельскохозяйственных культур. Так, одни 1 указывают на то, что между содержанием гумуса в почве и урожайностью сельскохозяйственных культур существует прямая зависимость, другие исследователи такую зависимость отрицают [3].

Однако А.Д. Хлыстовский и др. (1979) в своих исследованиях не установили такой прямой зависимости, а Н.Ф. Ганжара, В.А. Васильев [4] отмечают, что применение удобрений сглаживает различия в урожайности сельскохозяйственных культур на почвах с разным содержанием гумуса.

В исследованиях Моисеенко Ф.В. на Новозыбковской государственной сельскохозяйственной опытной" станции ВНИИА на дерново-подзолистой песчаной почве установлено, что уровень содержания гумуса в почве оказывает влияние на повышение урожайности всех культур, возделываемых в севообороте (табл. 1). Самая высокая урожайность зеленой массы люпина 178 ц/га, зерна ячменя 9,4 ц/га получена на дерново-подзолистой песчаной почве при содержании гумуса 1,91%, а зеленой массы сераделлы 193 ц/га, клубней картофеля 157 ц/га, зерна овса 15,0 ц/га, зерна озимой ржи 19,2 ц/га, при содержании гумуса в почве - 1,99%. Наиболее отзывчивы на содержание гумуса в почве картофель, овес, слабее серадедпа и озимая рожь и очень слабо люпин и ячмень, то есть для каждой культуры существует свой оптимальный уровень его содержания в почве.

Таблица 1
Влияние уровня содержания гумуса в почве на урожайность сельскохозяйственных культур, ц/га (1997-2002 гг.)

Накопление растениями радионуклидов из почвы зависит от ее физико-химических свойств: как правило, чем выше в ней содержание гумуса, обменных катионов, илистых и глинистых фракций, а следовательно, и выше плодородие, тем слабее поглощение растениями большинства радионуклидов. Максимальные значения коэффициента перехода (Кп) радионуклидов в растения характерны для торфяных и легких по гранулометрическому составу (песчаные и супесчаные) дерново-подзолистых почв [10]. Коэффициент накопления радионуклидов в почве с высоким уровнем плодородия в среднем в 2 раза ниже, чем на менее плодородной [11].

В области ведения растениеводства в юго-западных районах Брянской области, попавших в зону загрязнения после катастрофы на Чернобыльской АЭС, основной задачей является повышение плодородия и продуктивности дерново-подзолистых песчаных почв. В то же время мероприятия, направленные на повышение почвенного плодородия и увеличение урожайности сельскохозяйственных культур, оказываются эффективными и для снижения перехода 137Cs в продукцию 13. Данные Ф.В. Моисеенко полученные в опыте на Новозыбковской государственной сельскохозяйственной опытной станции ВНИИА в восьмипольном сидеральном севообороте свидетельствуют, что в результате длительного (44-летнего) применения разных систем удобрений образовались разные фоны по уровню плодородия: фон 1- высокоплодородный, фон 2-низкоплодородный (табл.2).

Анализ данных по накоплению 137Cs показывает, что для всех изучаемых культур коэффициенты накопления радионуклида на почве с высоким уровнем плодородия в среднем в 2 раза ниже, чем на менее плодородной (табл.3).

Внесение фосфорно-калийного удобрения в дозах РбоКдо на обоих фонах приводит к снижению накопления Cs в 1,2-1,4 раза.

На поступление из почвы в растения радионуклидов и тяжелых металлов большое влияние оказывают физико-химические свойства почв 16.

На почвах лесного механического состава, имеющих низкое плодородие (невысокое содержание гумуса, низкое значение рН, малое содержание калия, фосфора) накопление радионуклидов в растениях самое высокое [10].

С повышением плодородия дерново-подзолистых песчаных почв накопление Cs в зеленой массе сераделлы понижается на 25% [17], в картофеле в 3,5, в ячмене - в 2,7, в сераделле с овсом в 1,6-2,2 раза [18] и чем больше разница в агрохимических показателях плодородия почвы в сторону их улучшения, тем значительнее снижение 137 Cs. В среднем по трехлетним данным коэффициент накопления у культур севооборота на высокоплодородной дерново-подзолистой песчаной почве в 2 раза меньше, чем на такой же почве, но низкоплодородной.

При применении одинаковых доз органических и минеральных удобрений коэффициент накопления на плодородной почве меньше, чем на низкоплодородной, в 1,4-2,3 раза в зависимости от биологических особенностей культуры [19].

Мнение ученых о степени влияния разных агрохимических показателей плодородия на уменьшение поступления 137Cs из почвы в растения довольно противоречивы. Так, Бондарь П.Ф., Юдинцева Е.В. [20] считают, что наибольшее влияние на снижение перехода 137Cs оказывает кислотность почвы и содержание калия в ней, а содержание гумуса, емкость поглощения практически не влияют. В условиях радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных угодий одной из задач является обоснование оптимальных уровней плодородия почвы, обеспечивающих максимально возможный эффект снижения накопления радионуклидов в продукции. Для решения этой задачи нами были проведены исследования по оценке эффективности уровня плодородия почвы на повышение урожайности сельскохозяйственных культур и снижения уровня загрязнения получаемой продукции растениеводства (табл.4).

Таблица 4
Влияние уровня содержания гумуса в почве на накопление l37Cs в сельскохозяйственных культурах, Бк/кг (1997-2002 гг.)

Проведенными исследованиями на Новозыбковской государственной сельскохозяйственной опытной станции ВНИИА установлено, что повышение содержания гумуса в дерново-подзолистой песчаной почве от минимального 1,23% до 1,99% сопровождается снижением содержания Cs в зеленой массе люпина - в 2,3 раза, в клубнях картофеля - 2,0, в зерне овса - 1,6 , в зеленой массе сераделлы - 2,1 , в зерне озимой ржи - 1,6 , в зерне ячменя- в 1,3 раза. По данным исследований можно сделать выводы, что для получения зеленой массы люпина с содержанием Cs менее 370 Бк/кг в отдаленный период после аварии достаточно гумуса 1,23%.

Содержание 137 Cs в клубнях картофеля было значительно ниже требований СанПиН 2.3.2.560-96. Это обусловлено тем, что картофель слабо накапливает радионуклиды в силу биологических особенностей. Содержание в почве гумуса 1,2 %, К2О - 3 мг и Р2 О5 - 18 мг /100г почвы можно считать для картофеля оптимально обеспечивающим получение нормативно чистой продукции, но при этом уровне плодородия урожайность клубней картофеля очень низкая - 65 ц/га.

Содержание Cs в зерне овса значительно превышало допустимый уровень -70 Бк/кг. За годы исследований содержание 137 Cs ниже допустимых уровней наблюдалось в 1998, 2001, 2002 годах при содержании гумуса в почве 1,91-1,99% (44-62 Бк/кг). Стабильное получение нормативно чистого зерна в данном опыте невозможно даже при содержании в почве гумуса 2%, КгО 10 мг и мг Р2О5 42,7 на 100 г. почвы и внесения 90 кг/га калия. Для гарантированного получения чистого зерна овса при указанном уровне плодородия необходимо вносить калийные удобрения в дозах. Среднее содержание 137Cs на этом фоне составляет 53 Бк/кг. Содержание 7Cs в зерне озимой ржи резко понизилось после 1997 года по завершению перехода основной части 137Cs в труднодоступное для растений состояние.

Во все годы исследований начиная с 1998 года при содержании гумуса в почве 1,43 % содержание 137 Cs в зерне озимой ржи было меньше допустимых норм.

Заключительной культурой севооборота является ячмень. Ячмень из всех зерновых культур в зоне дерново-подзолистых песчаных почв накапливает минимальное количество 137 Cs, но и он реагирует на процессы фиксации радионуклидов почвой. С 1997 года началась стабилизация содержания радиоцезия в зерне ячменя при уровне содержания гумуса в почве 1,91 %. Хотя ячмень накапливает 137Cs значительно меньше других зерновжх культур, но гарантированное получение нормативно чистого зерна связано с определенными трудностями из-за короткого периода вегетации, биологических особенностей культуры, высокой требовательности к обеспеченности элементами питания, интенсивному их поглощению в период выхода в трубку - формирование зерна.

Гарантированное получение нормативно чистого зерна возможно при содержании в почве гумуса 1,91 %, КгО 9,6 мг и Р2О5 38,3 мг/100г почвы, что можно достигнуть внесением 90 кг/га калийных удобрений в сочетании с N90P60.

Многолетние комплексные почвенные агрохимические и радиологические исследования и практическая работа, позволили выдвинуть почвенную концепцию преодоления последствий техногенных загрязнений, в том числе и радиационных. Уменьшить риск изменения природной среды в результате радиоактивного загрязнения можно лишь путем повышения почвенного плодородия.

По данным Брянского Центра "Агрохимрадиология" в зоне радиоактивного загрязнения почв может быть оправданным поддержание более высокого уровня содержания гумуса в почве (2,5-3,5%) и других параметров плодородия, ведущих к созданию в почве условий, позволяющих снизить поступление радионуклидов в урожай сельскохозяйственных культур (табл. 5).

Повышение содержания гумуса в дерново-подзолистых супесчаных почвах от минимального (1,0-1,5%) до оптимального (2,0-3,0%) снижает в 1,5 раза поступления 137Cs в многолетние травы [16]. Поскольку поступление радионуклидов в растения зависит от основных управляемых агрохимических параметров плодородия почв, то их можно расположить в следующий убывающий ряд: содержание гумуса > содержание обменного калия > величина рНkel > содержание подвижного фосфора (Воробьев Г.Т. и др., 1994).

Таким образом, могут быть построены двух-, трехуровневые группировки, которые позволяют изучать разнообразные и сложные взаимосвязи.

По данным таблицы 3.1 сгруппируем хозяйства по плодородию почвы и определим наличие и форму связи между данным фактором и урожайностью зерновых культур.

Группы предприятий по баллу земли Количество предприятий в группе Средний балл по группе Средняя урожайность, ц/га
До 36 33,3 19,7
36-40 38,5 21,5
41-45 43,0 24,0
46-50 48,0 26,5
51-55 53,8 29,4
Свыше 55 59,0 32,5

В отличие от приведенных в табл.3.1 параллельных рядов, сгруппированный в табл.3.2 материал более наглядно отражает взаимосвязь между изучаемыми явлениями. При группировке индивидуальные величины показателей заменяются среднегрупповыми, при этом взаимно погашаются разные случайные отклонения, вызванные неявным воздействием других факторов, поэтому взаимосвязь проявляется более четко. Правильная группировка информации дает возможность видеть зависимость между показателями, более глубокого разбираться в сущности изучаемых явлений, систематизировать материалы анализа, выделить в них главное.

Вопрос № 5. Балансовый способ в АХД.

Балансовый способ служит для отражения соотношений, двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть равными. Этот способ широко распространен в бухгалтерском учете, планировании, определенную роль он играет в АХД.

Он широко используется при анализе обеспеченности хозяйств трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, кормами, основными средствами производства и т.д. Определяя обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс отражающий, с одной стороны, потребность в трудовых ресурсах, а с другой, фактическое их наличие.

При анализе использования трудовых ресурсов сравнивают возможный фонд рабочего времени с фактическим количеством отработанных часов, определяют причины сверхплановых потерь рабочего времени.

При расчете обеспеченности животных кормами, разрабатывается кормовой баланс показывающий, с одной стороны плановую потребность в фураже, с другой его фактическое наличие и источники дополнительного поступления кормов при их дефиците.

Балансовый способ используется в АХД для проверки правильности определения влияния различных факторов на прирост величин результативного показателя. В детерминированном анализе сумма величин влияния отдельных факторов должна быть равна величине общего прироста результативного показателя:

Отсутствие равенства свидетельствует либо о неполном учете факторов, либо о допущенных ошибках в расчетах.

Балансовый способ используется при построении детерминированных аддитивных факторных моделей. В АХД сельскохозяйственных организаций встречаются модели построенные на основе баланса движения скота.

Например: Он + П = Р + В + Ок

отсюда Р = Он + П – В - Ок

Он — наличие скота на начало года;

П — поступление скота в течение года;

Р— реализация скота в течение года;

В — другие каналы выбытия скота (гибель, падёж);

Ок— остаток скота на конец года.

Иногда балансовый способ применяют для определения величины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. Например, когда из трех факторов известно влияние двух, то влияние третьего можно определить, вычтя от общего прироста результативного показателя результат влияния первых двух факторов.

В анализе на основе балансового метода разработан один из способов факторного анализа— пропорционального деления или долевого участия, о котором поговорим позже.

Вопрос № 6. Эвристические методы в АХД.

Эвристические методы относятся к неформальным методам решения экономических задач. Они используются для прогнозирования состояния объекта в условиях частичной или полной неопределенности, когда основным источником необходимых сведений является научная интуиция ученых и специалистов данной отрасли.

Основные виды метода экспертных оценок:

Вопрос № 7. Способы табличного и графического представления аналитических данных.

Результаты анализа обычно излагаются в форме таблиц. Аналитическая таблица, представляющая собой систему мыслей выраженных языком цифр, значительно нагляднее словесного теста. Показатели в ней располагаются в более логичной форме, занимают меньше места в сравнении с текстовым изложением. Табличный материал охватывает аналитические данные в целом как единую систему, в ней легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.

Аналитическая таблица состоит из общего заголовка, горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок).

Каждая таблица состоит из подлежащего и сказуемого. Подлежащее содержит перечень показателей, характеризующих явление. Сказуемое указывает, какими признаками характеризуется подлежащее. Графы, содержащие подлежащее, нумеруются заглавными буквами алфавита, а содержащие сказуемое — арабскими цифрами.

Все слова в заголовках подлежащего и сказуемого пишутся полностью. В необходимых случаях в заголовках граф нужно указывать единицу измерения показателя. Если все элементы таблицы выражены в одинаковых единицах измерения, то эту единицу выносят в заголовок таблицы, поставив ее в скобках.

Известно, что урожайность любых культур зависит не только от плодородности почвы, но и от её уровня кислотности.

Кислотность почвы оценивается показателем pH.

Виды почв по кислотности:

Сильнокислые — имеют рН меньше 4,

близкие к нейтральным — 5,5-6,

При повышенной кислотности (рН 4-4,5) в почвенном растворе увеличивается содержание железа, марганца, алюминия, в избыточном количестве вредных для растений, подавляется жизнедеятельность благоприятных для почвы микроорганизмов, которые способствуют разложению навоза и прочих органических удобрений, нарушается фосфорное и азотное питание растений. На кислых почвах нежелательно использование калия хлористого, так как хлор усиливает негативное действие кислотности почв. В качестве калийного удобрения на этих почвах лучше применять калия сульфат, золу древесную.

Какую почву любят наши растения?

Различные растения имеют неодинаковый уровень рН, благоприятный для их развития и роста. По отношению к кислотности почвы растения можно разделить на 4 группы ,

Не переносящие кислых почв и требующие нейтральной или слабощелочной реакции почвенной среды (рН 6-7): капуста всех видов, свёкла, салат, лук, чеснок, перец, Сельдерей.

Требующие слабо кислой и приближенного к нейтральному уровню (рН 5,6-6): фасоль, горох, огурцы, баклажаны.

Переносящие умеренную кислотность (рН 5,1-5,5): морковь, тыква, томаты и др.

Переносят повышенную кислотность: картофель и щавель.

Учимся определять кислотность почвы

Проще всего это делать по сорнякам. На закисленных почвах можно встретить: хвощи, щавель, пикульник, мокрицу, лютик, мяту, подорожник.

На нейтральных и с низкой кислотностью мы увидим — ромашку, клевер, вьюнок, лебеду, мать-и-мачеху, крапиву, бодяк, пырей ползучий.

Снижаем кислотность простыми методами

Для снижения кислотности, почву обогащают известью. Используют для этого гашеную известь, известковую муку, мел молотый, доломитовую муку, древесную золу.

Гашеную известь используют, в первую очередь, на участках, предназначенных для выращивания культур, особенно отзывчивых на известкование — капусты, корнеплодов, лука, листовых растений. На участок под картофель известь не вносят, так как она способствует заражению клубней паршой и снижает их крахмалистость. Ее лучше заменить древесной золой.

Дозировка извести (и других указанных материалов) зависят от степени кислотности и химического состава почвы. В таблице ниже приводим дозы извести для снятия закисления почв с различными показателями рН.

Гашеную известь добавляют в почву не более 1 раза в 4-5 лет, но не вместе с навозом, так как это приводит к выводу азота. Если навоз вносят в почву осенью, то известь — весной; если навоз весной, то известь (или другие материалы для снижения кислотности) лучше внести при осенней перекопке почвы. Древесной же золой можно отсыпать и весной и в осеннее время года и даже при вскапывании почвы и перед посадкой.

Повышение содержания извести не только снижает кислотность почвы, но и правильно структурирует её. Это приводит к уменьшению числа сорняков, повышает содержание полезных микроорганизмов и эффективность минеральных удобрений.

Читайте также: