Завянуть переходный или непереходный

Обновлено: 04.07.2024

Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • II Начальная форма: завянуть — инфинитив;
  • III Морфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • совершенный вид
      • невозвратный
      • непереходный глагол
      • I спряжение
      • изъявительное наклонение

      Наклонения

      Изъявительное наклонениеСослагательное наклонениеПовелительное наклонение
      завянутьзавял бы, завяла бы, завяло бы, завяли бызавянь, завяньте

      Совершенный вид

      Род / Число1-е лицо2-е лицо3-е лицо
      Мужской род (ед. число) Что сделал? завял
      Что сделаю? завяну
      Что сделал? завял
      Что сделаешь? завянешь
      Что сделал? завял
      Что сделает? завянет
      Женский род (ед. число) Что сделала? завяла
      Что сделаю? завяну
      Что сделала? завяла
      Что сделаешь? завянешь
      Что сделала? завяла
      Что сделает? завянет
      Средний род (ед. число) Что сделало? завяло
      Что сделаю? завяну
      Что сделало? завяло
      Что сделаешь? завянешь
      Что сделало? завяло
      Что сделает? завянет
      Множественное число Что сделали? завяли
      Что сделаем? завянем
      Что сделали? завяли
      Что сделаете? завянете
      Что сделали? завяли
      Что сделают? завянут

      Разобрать другое слово

      Введите слово для разбора: Найти

      К I спряжению относятся:

      • глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
      • 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

      *Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

      Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

      • идти, лететь, лежать, стоять, ссориться, карабкаться, учиться.

      Все возвратные глаголы являются непереходными.

      Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

      Отвечают на вопросы:

      Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.


      Переходность глаголов обычно проходят в 6 классе, но эта тема может встретиться и на ЕГЭ. Вспомнить различия переходных и непереходных глаголов и закрепить знания на примерах поможет наша статья.

      О чем эта статья:

      Определение переходности глаголов

      Переходность глагола — грамматическая категория, которая показывает, может ли глагол присоединить прямое дополнение. Другими словами, может ли глагол сочетаться с существительными без предлога, которые обозначают объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).

      Онлайн-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

      Особенности переходного типа глаголов

      Переходные глаголы — это глаголы, действие которых переходит на другой предмет или объект.

      Что могут означать переходные глаголы:

      • процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
      • чувственное восприятие (ощущать холод, слышать шум);
      • воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить родителей, гладить одежду);
      • отношение к объекту (ненавидеть хамство, предпочитать чай).

      Действие, которое обозначает переходный глагол, предполагает наличие объекта. Объект, на который направлено действие, может быть выражен:

      1. Существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога:

      2. Существительным в форме родительного падежа в значении части от целого:

      • выпил (чего?) молока, кофе, чаю;
      • купила (чего?) картошки, хлеба, мяса.

      3. Существительным или местоимением в форме родительного падежа при сказуемом с отрицанием:

      Переходные глаголы образуют страдательные причастия прошедшего времени, которые обозначают признак предмета. При этом на признак направлено действие со стороны другого предмета. Примеры:

      • засеять грядку — засеянная стариком грядка;
      • покинуть дом — покинутый семьей дом.

      Особенности непереходного типа глаголов

      Непереходные глаголы обозначают действия, которые не направлены на какой-либо предмет. Они не могут (и не должны) управлять прямым дополнением без предлога.

      Примеры непереходных глаголов:

      • беспокоиться (о ком?) о друге;
      • размышлять (над чем?) над вопросом.

      Что могут означать непереходные глаголы:

      • психическое, физическое состояние, положение в пространстве (радоваться, привстать);
      • движение и существование (бегать, быть, являться);
      • профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
      • становление и выявление качеств (подрастать, бледнеть, увеличиваться).

      В русском языке все возвратные глаголы являются непереходными. Например: обидеться (на что?) на шутку, сомневаться (в чем?) в выборе.

      Непереходные глаголы можно использовать с существительными и местоимениями с предлогами и без них в формах:

      1. Родительного падежа:

      • отвыкнуть (от чего?) от телефона;
      • проходите (мимо чего?) мимо магазина;

      2. Дательного падежа:

      • скучать (по чему?) по дому;
      • подтолкнуть (к чему?) к знакомству;

      3. Винительного падежа с предлогом:

      4. Творительного падежа:

      5. Предложного падежа:

      Мы разобрались, какие глаголы называются переходными и непереходными. Осталось научиться определять переходность глагола.

      Как определить переходность глагола

      Есть несколько признаков, по которым можно отличить переходный глагол от непереходного.

      • Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды).
      • Непереходные глаголы в сочетании с существительными в винительном падеже могут быть только с предлогом (пересесть в машину, поссориться из-за ерунды).
      • Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, влюбиться).

      Чтобы научиться различать переходные и непереходные глаголы, можно использовать такой алгоритм:

      Есть простой способ определения, переходный глагол перед нами или непереходный.

      Так как переходный глагол требует постанови зависимого существительного или местоимения-существительного в винительном падеже без предлога, а эти части речи в винительном падеже отвечают на вопросы КОГО? ЧТО?, достаточно спросить себя: надо ли добавить после глагола слово, отвечающее на один из этих вопросов? Если надо, глагол переходный, не надо – непереходный.

      На практике это выглядит так:
      ✔ растить – надо сказать кого, что растить? Надо – глагол переходный;
      ✔ варю – надо сказать кого, что варю? Надо – глагол переходный;
      ✔ решаешь – надо сказать кого, что решаешь? Надо – глагол переходный;
      ✔ расти – надо сказать кого, что расти? Нет, не надо – глагол непереходный;
      ✔ варился – надо сказать кого, что варился? Не надо – глагол непереходный;
      ✔ решаемся – надо сказать кого, что решаемся? Нет, не надо – глагол непереходный;

      Ирина Робертовна Махракова Высший разум (3921756) А я учителем русского языка и литературы 37 лет проработала.

      Ирина Робертовна Махракова Высший разум (3921756) Камилла Гарифуллина, пожалуйста, надеюсь, матерал хорошо запомнили.

      Глаголы переходные и непереходные

      Различаются глаголы переходные и непереходные.

      Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? '/что? ', писать статью, вязать свитер, петь песню.

      Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:

      1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;

      2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.

      При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа — оно должно называть объект действия. Ср. : простоять час (в очереди) или жить неделю (на море) , где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В. п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет) .

      Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.

      Глаголы рус­ско­го язы­ка делят­ся на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Грамматическая кате­го­рия пере­ход­но­сти явля­ет­ся посто­ян­ным при­зна­ком каж­до­го глагола.

      Выясним, что такое пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные гла­го­лы в рус­ском языке.

      Что такое переходные глаголы

      Переходность — это спо­соб­ность гла­го­ла обо­зна­чать, что дей­ствие пере­хо­дит на объ­ект (пред­мет, лицо, живот­ное и пр.).

      Переходными явля­ют­ся те гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют или спо­соб­ны управ­лять пря­мым допол­не­ни­ем, выра­жен­ным чаще все­го фор­мой вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га суще­стви­тель­но­го или место­име­ния, например:

      • пре­вос­хо­дить (кого?) соперника;
      • нести (что?) корзинку;
      • раз­ли­чать (что?) признаки;
      • уви­деть (кого?) её;
      • заме­тить (что?) нечто серое.
      ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫНЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
      вез­ти санкибро­дить по лесу
      уви­деть мальчикасто­ять на мосту
      напи­сать письмопомо­гать маме
      учу уро­кируко­во­дить командой

      Действие, обо­зна­чен­ное пере­ход­ным гла­го­лом, пред­по­ла­га­ет обя­за­тель­ное нали­чие объ­ек­та. Объект, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, выражается:

      1. суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без предлога:

      • встре­тить (кого?) подругу;
      • нари­со­вать (что?) пейзаж;
      • хва­лить (кого?) его;
      • обо­зна­чить (что?) что-либо;

      2. фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, обо­зна­ча­ю­щей часть от целого:

      • поешь­те (чего?) супа, бор­ща, каши;
      • выпил (чего?) кефи­ра, ква­са, моло­ка, чая;
      • купи­ла (чего?) мор­ко­ви, хле­ба, кол­ба­сы, мяса;

      3. фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го или место­име­ния при ска­зу­е­мом с отрицанием:

      • не подо­ждешь (кого?) приятеля;
      • не брал (чего?) тетради;
      • не услы­шал (кого?) его;
      • не вижу (чего?) ничего.

      Переходные гла­го­лы обра­зу­ют стра­да­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни, обо­зна­ча­ю­щие при­знак пред­ме­та, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие со сто­ро­ны дру­го­го пред­ме­та, например:

      • засе­ять — засе­ян­ное паха­рем поле;
      • раз­бро­сать — раз­бро­сан­ные вет­ром листья;
      • поки­нуть — поки­ну­тый жите­ля­ми город;
      • рас­ко­лоть — рас­ко­ло­тый одним уда­ром орех.

      Переходные и непереходные глаголы

      Какие глаголы являются непереходными

      Непереходные гла­го­лы не спо­соб­ны управ­лять пря­мым допол­не­ни­ем без пред­ло­га и не нуж­да­ют­ся в этом.

      Например:

      • бес­по­ко­ить­ся (о ком?) о детях;
      • верить (во что?) в справедливость;
      • сочув­ство­вать (кому?) ему;
      • раз­мыш­лять (над чем?) над проблемой.

      Чтобы выяс­нить, какие гла­го­лы отне­сем к непе­ре­ход­ным, срав­ним два предложения:

      Он пока­зал бы ей новый, неве­до­мый мир, пре­крас­ные цве­ты под­вод­ных полей (Александр Беляев. Человек-амфибия).

      Вскоре на одной сто­роне ули­цы из-за уголь­но­го дома пока­зал­ся моло­дой офи­цер (Александр Пушкин. Пиковая дама).

      В этих отрыв­ках из худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний исполь­зу­ют­ся, на пер­вый взгляд, похо­жие глаголы:

      • пока­зал (что?) мир;
      • офи­цер (что сде­лал?) показался.

      Например:

      • оби­деть­ся (на что?) на шутку;
      • тре­во­жить­ся (за кого?) за сестру;
      • оскор­бить­ся (чем?) замечанием;
      • сомне­вать­ся (в чём?) в пра­виль­но­сти решения.

      Непереходные гла­го­лы не могут управ­лять фор­мой вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го или место­име­ния, то есть не име­ют при себе пря­мо­го допол­не­ния. Они упо­треб­ля­ют­ся с суще­стви­тель­ны­ми (место­име­ни­я­ми) с пред­ло­га­ми и без них в формах:

      1. роди­тель­но­го падежа:

      • отвык­нуть (от чего?) от привычки;
      • доби­вать­ся (чего?) успехов;
      • про­хо­ди­те (мимо чего?) мимо дерева;

      2. датель­но­го падежа:

      • сочув­ство­вать (кому?) подруге;
      • слу­жил (чему?) Отечеству;
      • ску­чать (по чему?) по дому;
      • под­толк­нуть (к чему?) к заня­ти­ям спортом;

      3. вини­тель­но­го паде­жа с предлогом:

      • вери­ла (во что?) в судьбу;
      • попасть (во что?) в мир картин;
      • вой­ти (во что?) в зал;
      • подвиг­нуть (на что?) на вели­кие дела;

      4. тво­ри­тель­но­го падежа:

      • пове­я­ло (чем?) весной;
      • уто­ми­ла (чем?) рассказом;
      • доро­жим (чем?) временем;
      • шумит (над чем?) над городом;

      5. пред­лож­но­го падежа:

      • пла­вать (в чём?) в реке;
      • сто­ять (на чём?) на крыльце;
      • думать (о чём?) о доме.

      Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, гла­гол пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный, пред­ла­га­ем сле­ду­ю­щий алгоритм.

      Алгоритм определения переходности/непереходности глагола

      Алгоритм определения переходности/непереходности глагола

      Видеоурок

      Читайте также: