Зелень сохранила свежесть до начала июля

Обновлено: 19.09.2024

95. Предложение 1 - с/подчиненное с придаточным обстоятельственным причины, предложение 2 - простое, осложненное деепричастным оборотом. Значение причины в первом предложении подчеркнуто употреблением причинного союза.

96.1. 1) Густая трава росла по берегам озераСпотому дтрздесь достаточно было влаги. (М.-С.) 2) Наташа заревела, как ребёнок, только оттого, ^Р Соня плакала. (Л. Т.) 3) Зелень сохранила све-жесть до начала июля вследствие того, (чЮ весна была сырая.

Всякий труд важен, Ибо облагораживает человека. (Л. Т.)

Вследствие того "чтомы рано встали, мы рано выступили и с бивака. (Арс.) 6) Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на неё внимания. (Ч.) 7) Оттого я присмирел, (что я слышу топот дальний, трубный звук и пенье стрел. (П.) 8)

Прочитайте и укажите придаточные предпосылки. Спишите, расставляя запятые. Отметьте союзы. Какие из их употребляются только в книжной речи? О Составьте схемы 1, 3, 4, 5-го предложений.
1.1) Густая трава росла по берегам озера поэтому что тут достаточно было влаги. (М.-С.) 2) Наташа заревела как ребёнок только nbsp;оттого nbsp;что nbsp;Соня nbsp;вопила. nbsp;(Л. Т.) nbsp;3) Зелень nbsp;сохранила свежесть до начала июля вследствие того что весна была сырая.
4) nbsp;nbsp;Всякий nbsp;труд nbsp;пажен nbsp;ибо облагораживает nbsp;человека. nbsp;(Л. Т.)
5) nbsp;nbsp;(В)следстви.. того что мы рано встали мы рано выступили и с бивака. (Аре.) 6) Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги то он nbsp;н..)мог (н,.)обратить на nbsp;нее внимания. nbsp;(Ч.) 7) Оттого nbsp;я nbsp;прием..рел nbsp;что nbsp;я nbsp;слышу топот дальний nbsp;трубный звук и пенье стрел. (П.) 8) Возможно оттого что я nbsp;выбегал на улицу без шапки и без калош у меня поднялся сильный жар. (Ч.)
II. Так как врем, ни оставалось ещё достаточно то я отправился пр,.отыскивать место для собственной будущей хижины. Мне (н.^хотелось селиться в самой деревне и даже (в)близи её (во)первых поэтому что я (н..)знал (н..)характера (к..)правой моих буд..щих соседей; (во)цторых потому(что) незнакомство с языком лишило меня способности испросить на то их согласие. (Н. Н. Миклухо-Маклай.)

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ

УРОК № 27

Тема. Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными причины

Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить определять вид придаточной части (придаточное причины), разграничивать союзы и союзные слова; научить сопоставлять подчинительные союзы в русском и украинском языках; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, словари, раздаточный материал.

Коротко и ясно, оттого и прекрасно.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Учащиеся читают предложения или записывают их на доске.)

1) Какие существуют сложные предложения?

2) На какие виды делятся придаточные обстоятельственные?

3) На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные?

4) На какие вопросы отвечают придаточные образа действия?

5) Какие союзы или союзные слова используются в придаточных образа действия?

• Запишите выражения; устно замените их другими, сходными по значению; используя данные выражения, составьте сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным; выделите грамматическую основу.

Образец: сложить оружие — сдаться.

Пыль в глаза пускать, загребать жар чужими руками, сесть в калошу, смотреть сквозь пальцы, сложить голову, развесить уши, лезть на рожон, набить руку, терять голову, прикусить язык, пропустить мимо ушей, выйти сухим из воды, не ударить в грязь лицом.

• Прочитайте предложения; чем они отличаются по структуре?

1) Я не удивился его поступку, потому что знал его характер.

2) Зная его характер, я не удивился его поступку.

— Почему придаточное предложение выражает значение причины точнее, чем деепричастный оборот?

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

Придаточное предложение причины раскрывает причину того, о чем говорится в главном предложении. Присоединяется к главному предложению с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, затем что, из-за того что. Придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?

Нельзя жить только сегодняшним (почему?), ибо оно чаще всего незаконченное вчерашнее.

Составные причинные союзы, за исключением так как, могут делиться. Запятая ставится перед второй частью союза, если на первую падает логическое ударение.

Так как дождей не было в течение месяца, трава высохла и пожелтела.

Слетает снег от ветра и оттого (отчего?), что по соснам бегают белки.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

• Запишите предложения, найдите придаточные причины; расставьте запятые, отметьте союзы; составьте схемы 1, 3, 4 предложений.

1) Густая трава росла по берегам озера потому что здесь достаточно было влаги.

2) Наташа заревела как ребенок только оттого что Соня плакала.

3) Зелень сохранила свежесть до начала июля вследствие того что весна была сырая.

4) Всякий труд важен ибо облагораживает человека.

5) Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги то он не мог не обратить на нее внимания.

6) Благодаря тому что лето было жаркое и сухое понадобилось поливать каждое дерево.

7) Он был мрачен не только потому что сам вынужден остаться а и по потому что из-за него оставались мать и сестра.

8) Я поправился и так как погода улучшилась хожу на охоту один.

9) Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе потому что человек становится выше ростом оттого что тянется вверх.

— Какие союзы употребляются только в книжной речи?

3. Лингвистическое моделирование.

• Из двух предложений составьте сложноподчиненное с придаточными причины; выделите грамматическую основу и союзы.

1) Не будьте равнодушны. Равнодушие смертельно для души человека.

2) Трусливый друг страшнее врага. Врага опасаешься, а на друга надеешься.

3) Не открывайте вашей досады злому человеку. Он никогда вас не утешит.

4) Ничего не откладывай на после. После тебе легче не будет.

5) Не стремись знать все. Стремись не стать во всем невеждой.

6) Истина оттого не перестает быть истиной. Она бесконечно повторяется.

4. Решение лингвистической задачи.

• Решите лингвистическую задачу; запишите свой ответ, используя сложноподчиненные предложения с придаточными причины (например, художник Рыжов имеет . волосы, потому что. ).

Ответ: художник Рыжов имеет черные волосы, скульптор Белов — рыжие, а скрипач Чернов — белые.

5. Перевод с украинского языка на русский.

• Переведите предложения на русский язык, расставьте знаки препинания; обратите внимание на перевод союзов и союзных слов.

1) І хотілось цілувати руки матері твоєї що таку тебе вродила що таку тебе зростила у підгір’ї між ялин.

2) Земля прекрасна тому що в ній живуть дзвінкоголосі малюки.

3) Що ти любиш мене та жалуєш від того і я така веселенька.

4) Від того що сонце ніколи не заглядало в це тісне місце дощова вода нікуди не стікала тут завсіди було вогко.

5) Степ для них давно мов рідний брат бо в такім степу серцям не вузько.

6) Там батько ходить з сонячним чолом бо сонце чуб на промені позичило.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

1) Какие существуют виды придаточных обстоятельственных?

2) На какие вопросы отвечает придаточное причины?

3) Какими союзами или союзными словами скрепляется придаточное причины с главным предложением?

1. Под яблонями развели костры, чтоб мороз не погубил цветение деревьев.
2. Окна завесили шторою, чтобы свет не беспокоил больного.
3. Болота стали замерзать оттого, что первыми тронулись на юг болотные птицы.
4. Из-за того, что весна была сырая, зелень сохранила свою свежесть до начала июля.
5. В связи с тем, что я каждый вечер записываю свои наблюдения, как-то незаметно у меня составилась толстейшая рукопись.

Колонизация Марса - дело далекого будущего. Но уже сейчас ученые нашли много плюсов в будущей колонии. Марс - ближайшая к Земле планета, перелет займет немного времени. В отличии от Венеры его среда не агрессивна. Придется жить под куполом, но на планете сходный с Землей рельеф, шапки полярных льдов будут источником воды, возможно, ученые найдут способ сделать разряженную атмосферу более пригодной для дыхания. Еще огромный плюс (по последним исследованиям) - грунт Марса схож с земным и пригоден, при поливе, для выращивания растений. Красная планета богата полезными ископаемыми, которых хватит на долгое время колонистам и землянам.

Плюсов достаточно для того, чтобы рассматривать колонизацию Марса как реальный проект будущего.

Читайте также: