Жесткая посадка суперджета в шереметьево

Обновлено: 04.10.2024

О том, что самолет уходил на второй круг, свидетельствуют и данные сайта FlightRadar24.

По последним данным, погиб 41 человек. Это данные Следственного комитета. Выжить удалось 33 пассажирам и четверым из пяти членов экипажам. Несколько пассажиров были госпитализированы с ожогами тела и отравлением. В числе пострадавших — мэр Североморска Мурманской области Владимир Евменьков.

Версии

Следственный комитет возбудил у головное дело по ч. 3 ст. 263 УК (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц). Следствие официальные версии пока не сообщает.

Самолет был выпущен в августе 2017 года и только месяц назад, в начале апреля, прошел плановое техническое обслуживание, сообщил производитель лайнера, «Гражданские самолеты Сухого« (ГСС).

Что дальше?

Страховые выплаты

Родственники погибших имеют право на получение компенсаций в размере 2 млн рублей, а также 25 000 рублей на погребение. Эти лимиты распространяются и на бортпроводников и экипаж. Пострадавшие пассажиры смогут получить до 2 млн рублей. Размеры выплат зависят от вида травм и степени их сложности, отметил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.

Сайт аэропорта в воскресенье сменил основной цвет с белого на черный.

Крупнейшая катастрофа Superjet 100 произошла в 2012 году — во время демонстрационного полета в Индонезии самолет врезался в гору. Все 45 человек, находившихся на борту, погибли. Дважды — в 2013 и в 2018 годах — самолет совершал посадку с невыпущенным шасси. Обошлось без жертв. В 2018 году при посадке в Якутске самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, никто из 92 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа не погиб.

Следователи установили, какие события привели к возгоранию самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) при посадке в Шереметьево и гибели 41 человека. Фото: MAXIM SHIPENKOV/EPA/ТАСС

Следователи установили, какие события привели к возгоранию самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) при посадке в Шереметьево и гибели 41 человека.

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЛЕТЧИКИ ДЕЛАЛИ ВСЕ ПРАВИЛЬНО

- Итак: в самолет попала молния. Что происходило дальше?

- После отключения генераторов и перехода на питание от аккумулятора сработала система перевода на ручное управление — и самим самолетом (его ориентированием в пространстве), и двигателями. От пилотов в этом режиме требуется повышенное внимание. Еще надо учитывать такую особенность — при ручном управлении системы реагируют несколько медленнее, чем в обычном полете.

- То есть если переводить на язык управления автомобилем, получается, что ты жмешь на газ, а машина не сразу рвет вперед, а через паузу.

- Да. Летчики правильно все сделали на начальном этапе — вышли на второй круг, зашли на посадку по глиссаде (оптимальная траектория посадки — ред). Диспетчеры были абсолютно спокойны и уже начали обсуждать, куда ему заруливать после посадки, сможет ли он сам рулить.

Суперджет выдержал все мыслимые нагрузки при такой посадке

ОШИБКА ПЕРВАЯ: СНАЧАЛА УВЕЛИЧИЛИ СКОРОСТЬ, ПОТОМ СБРОСИЛИ

- Когда же начались неправильные действия пилотов?

Аудио: Военный летчик Андрей Красноперов: Летчики не были готовы к посадке в ручном режиме управлении

ОШИБКА ВТОРАЯ: НЕ УШЛИ НА ВТОРОЙ КРУГ

- Что произошло после того, как самолет коснулся земли передней стойкой?

- Она спружинила и подбросила носовую часть вверх. Устойчивость самолета нарушилась. Возникла раскачка. В этой ситуации надо либо замереть, и самолет сам выправится — но это чревато, вдруг не выправится. Либо уходить на второй круг — это самое лучшее. Это можно было сделать и после касания.

- А замедленная реакция самолета при ручном управлении сыграла роль?

- Скорее всего, у них не было натренированности в таком режиме. Нужно управлять и курсом самолета, и тягой двигателей. Это может делать и один человек — командир судна. А может и передать управление двигателями второму пилоту, а сам следить за курсом самолета. Если в одиночку, то в Суперджете управление курсом находится под левой рукой, а сектор газа (управления тягой двигателей — ред.) — под правой. Для правши это неудобно, нужна натренированность. В истребителях, например, наоборот — курс под правой рукой, а тяга под левой. Если управляли вдвоем, то должна быть согласованность между пилотами — при каком положении самолета какую надо выдерживать скорость. Командир контролирует показания скорости и отдает команду второму пилоту выдерживать или изменить. Как управляли в этом случае — только командир или вдвоем — пока неизвестно. При автоматическом режиме всеми режимами управляет автоматика. То есть произошло две ошибки — ошибка при посадке и ошибка при исправлении этой ошибки.

- Это говорит о недостаточности тренировок при отработке ручного режима на тренажерах?

- Думаю, да. И даже не на тренажерах. А в реальных условиях. Тренажеры — это само собой, но нужно и в реальных полетах садиться в ручном режиме. Так приобретается навык. Понимаете, любой полет становится в определенном смысле тренировкой к последующему.

Видео приземления горящего самолёта Москва-Мурманск

МЯГКАЯ ПОСАДКА - ЭТО РИСК

- Какие-то еще причины могли привести к катастрофе?

- А как же быть?

- То есть получается, что такая филигранная мягкая посадка, которой аплодируют пассажиры и которая считается коньком наших пилотов — это риск? Надо как зарубежные и некоторые наши пилоты — конкретно впечатываться в полосу?

Выводы следствия подтверждают версию ошибки пилотов

ПРОЧНЕЕ СДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ: ЭТО УЖЕ БУДЕТ РЕЛЬСА, А НЕ САМОЛЕТ

- Что можно сказать о самом самолете — не слишком ли он оказался непрочным?

- Нет, самолет выдержал все мыслимые при такой посадке нагрузки. Перегрузка закладывается с запасом 3,6, а была 5,5 или даже больше. Прочнисты (инженеры, которые рассчитывают и проверяют прочность конструкции - ред.) молодцы: сам самолет при таком ударе остался цел. Очень много было катастроф, когда самолеты при таком ударе разлетаются на три части. Здесь все выдержало — кроме мест крепления стоек шасси к крылу. Кстати, при расположении крыла над фюзеляжем, а не под ним, этого могло не произойти.

- Так отчего возник пожар?

- Самолет коснулся земли хвостом. Кому-то показалось, что как раз тогда пожар и возник. Нет, это было искрение - от трения металла о бетон полосы. А вот когда стойки пробили расположенные в крыле баки, и топливо вылилось, тогда от этих искр оно загорелось, и возник пожар. Мог и взрыв произойти.

Видео из салона горящего самолёта во время посадки

- Можно ли говорить, что была недостаточной прочность в месте крепления стоек к крылу?

- Нет, если дальше усиливать прочность, это уже рельса будет, а не самолет. Неправильно говорить о заниженном запасе прочности — это абсолютно не так. Просто экипаж не должен допускать таких перегрузок при посадке. А самолет хороший. И по прочности, и аэродинамические свойства высокие.

Авиакатастрофа в Шереметьево: 41 погибший

Спастись из горящего в Шереметьево самолёта смогли только 37 из 78 человек, что были на борту. Остальные погибли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Летчик о трагедии в Шереметьево: Я посадкой то, как шел "Суперджет", назвать не могу. Это был неконтролируемый удар о земной шар

Возрастная категория сайта 18 +

Видео:Следственный комитет РФ

Следственный комитет объявил о передаче в Генеральную прокуратуру уголовного дела, возбужденного в отношении Дениса Евдокимова, командира лайнера Sukhoi SuperJet 100, сгоревшего 5 мая 2019 года при посадке в аэропорту Шереметьево. В ведомстве заявили, что расследование завершено, а собранные данные опровергли версию о том, что причиной катастрофы могла стать неисправность самолета.

Генеральная прокуратура должна утвердить обвинительное заключение по делу, после чего оно может быть передано в суд.

В январе 2020 года нынешний генеральный прокурор России Игорь Краснов, занимавший пост заместителя председателя СК, назвал непосредственной причиной катастрофы в Шереметьево действия Евдокимова.

Сам пилот находится под подпиской о невыезде, вину он не признает.

Катастрофа SSJ100, который направлялся из Москвы в Мурманск, произошла 5 мая 2019 года. Через 27 минут после взлета из-за технических неполадок лайнер вернулся в Шереметьево. Совершив жесткую посадку, самолет загорелся. На борту находились 78 человек, включая членов экипажа, 41 погиб от огня и отравления продуктами горения.


Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС -->

Трагедия произошла в мае 2019 года. Вылетев из Москвы в Мурманск, экипаж решил экстренно вернуться из-за технических неполадок после удара молнии. При жесткой посадке с превышением посадочного веса у самолета подломились стойки шасси и пробили топливные баки, загорелись двигатели и фюзеляж. Из 78 человек, находившихся на борту, 41 погиб. Выжили четыре члена экипажа из пяти и 33 пассажира. СК обвинил в катастрофе командира, который слишком жестко посадил самолет.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал предварительный отчет о случившемся. На лайнере обнаружены повреждения от молнии. Но в документе нет окончательных выводов о причинах аварийной посадки — международное расследование прервала пандемия.

Business FM собрала мнения летчиков о степени вины командира в трагедии. Комиссия по расследованию катастрофы до сих пор не дала ответы на многие вопросы, говорит заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.

С тем, что проблема гораздо глубже, чем представляется, согласен пилот-инструктор гражданской авиации, инструктор в московском тренажерном центре Boeing, летчик гражданской авиации Алексей Базеев.

Сам Евдокимов настаивает на конструктивной ошибке при проектировании SSJ 100, ссылаясь на уже имевшие место инциденты с шасси и топливными баками, и говорит об отказе систем управления после удара молнии.

Читайте также: