Живая история буран взлет и посадка

Обновлено: 05.10.2024

Советский Союз вынужден был пойти на ответные меры, и приступил к разработке и строительству трех компонентов будущей системы русского шаттла.

В реализации программы принимали участие 1286 крупных предприятий СССР, на которых работали около 2.5 млн сотрудников. Финансирование проекта было первоочередным, поскольку он касался безопасности страны.

Лайнер-тяжеловес до сих пор входит в Книгу рекордов Гиннеса как самый грузоподъемный самолёт мира. Его полезная нагрузка достигает 250 тонн. Повторить подобное даже десятилетия спустя не смогла ни одна страна в мире.

Первая в мире нейросеть отлично показала себя уже в стартовом полете, точнее, при посадке Бурана. На глиссаду он зашел штатно, и уверенно снижался к полосе аэродрома с западной стороны. Однако в 20 км до неё космоплан внезапно развернулся и пропал из зоны видимости.

Оказалось, что нейросеть засекла на высоте сильные порывы ветра и приняла решение изменить алгоритм посадки, выписав над аэродромом нисходящую восьмерку. Именно так поступают в непогоду опытные летчики для безопасной посадки.

Русский шаттл превосходил американские аналоги не только в компьютерной части. У него был более вместительный трюм, куда влезало 35 т груза вместо 30 у американцев. Системы жизнеобеспечения Бурана позволяли работать на орбите команде из 10 человек целый месяц, против 20 суток для 8 человек на американских кораблях.

Но, главное, Буран имел довольно мощные маневровые двигатели, которые отсутствовали у Колумбии и Дискавери. Это позволяло космоплану свободно передвигаться по орбите, и в случае необходимости перехватывать спутники. Именно по этой причине Пентагон в конце 80-х временно приостановил вывод на орбиту новейших военных аппаратов.

Впрочем, уже е год русская угроза с орбиты была нейтрализована, и спутники США начали запускать в прежних количествах.

Как вы уже догадались, причина этого — предательство высшего руководства СССР, точнее Горбачева. Предположительно оно произошло в 1988 году на встрече Горбачева и Рональда Рейгана в Рейкьявике.

Точное содержание тогдашних переговоров неизвестно до сих пор. Однако после очередной встречи с Рейганом Горбачев приехал на Байконур, якобы для участия в запуске Бурана. По свидетельству очевидцев, между ним и главным конструктором Бурана Глебом Лозинским произошел странный разговор.

Потрогав обшивку космоплана, Горбачев собрался возвращаться в Москву, не дожидаясь старта:

— Как, Михаил Сергеевич, а старт? Неужели не посмотрите?– спросил удивленный конструктор.

— Нет, — пряча глаза ответил генсек. — Тут, понимаете, политика. Нам с американцами договор подписывать, а я смотрю, как Буран взлетает? Они из-за этого страшно нервничают.

С этими словами Горбачев улетел в столицу.

— Это все, братцы, — прошептал ошеломленным инженерам главный конструктор.

Впоследствии их разобрали, а Буран отправили на вечную стоянку в старый ангар на Байконуре. Здесь он и хранился, пока не был завален рухнувшей крышей.

Друзья, если вам понравилась статья, ставьте лайк, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новых интересных историй.

Документальные фильмы видеоматериалы из свободного доступа Интернета

Первый беспилотный орбитальный полет "Бурана" — Хр. - 18 мин.
Хронология первого беспилотного орбитального полета космического корабля "Буран".

"Мечта"для" Бурана" — Хр. - 19 мин.
Ан-225 (Мрия) - самолёт сверхбольшой грузоподъёмности. Самый большой,тяжёлый и грузоподъёмный самолёт в мире создан в рамках программы Энергия-Буран.

Последний челнок Америки — телестудия Роскосмоса, Первый канал, 2011, Хр. - 53 мин.
О последнем полете шаттла и истории космических кораблей многоразового дейстия Америки и СССР,

Генерал звездных войн — телестудия Роскосмоса, телеканал Россия, 2010. Хр. - 44 мин.
Фильм о главном конструкторе советской многоразовой космонавтики Глеба Лозино-Лозинского. Весь мир знает этого человека только как главного конструктора легендарного "Бурана".

"Буран". Созвездие Волка — Профи-ТВ, Первый канал, 2010. Хр. - 50 мин.
"Буран" – самая мистическая страница в летописи космонавтики. Команду бурановских испытателей, которой руководил И. Волк, преследовало настоящее проклятие. Летчики, которые должны были лететь на этом корабле, загадочным образом погибали.

Конструктор мечты — ТРК "Цивилизация", телеканал "Культура", 2009. Хр. - 39 мин.
О Глебе Евгеньевиче Лозино-Лозинском - ведущем разработчике первого отечественного многоразового космического корабля "Буран".

Траектория Глушко. Империя Королева. Фильм 5-й — Россия, телекомпания "Цивилизация", 2006. Хр. - 26 мин.
Судьба трех "космических братьев-близнецов", трех кораблей многоразового использования, получивших грозное наименование "Буран" - одна из самых драматических в истории нашей космонавтики.

Фильм: История

Фильм: История "Бурана" (Битва за космос) 21 октября 1999 года в Подмосковном городе Жуковский на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М.Громова произошло запланированное событие. Огромный летательный аппарат, в котором искушенный зритель сразу узнает советский космический челнок "Буран", увозили с территории аэродрома. На самом деле это не тот "Буран", который побывал в космосе - это самолет-аналог, точная копия, сделанная специально для летных испытаний. Но это не меняло символичности события.

космический корабль


Разработка шаттла не осталась незамеченной в СССР. В умах советских военных корабль предстал чем-то вроде сверхоружия, способного нанести ядерный удар из космических глубин. На самом деле, многоразовый корабль создавался лишь для доставки на орбиту элементов системы ПРО. Идея использовать шаттл как орбитальный ракетоносец действительно звучала, но американцы отказались от нее еще до первого полета корабля.


Первый полет


Особенности



Большим плюсом было то, что советская концепция поз­воляла вывести на орбиту не только корабль, но и дополнительные грузы массой до 100 т. Отечественный челнок имел некоторые преимущества перед шаттлами. Например, он мог брать на борт до десяти человек (против семи членов экипажа у шаттла) и был способен провести на орбите больше времени – около 30 суток, в то время как самый продолжительный полет шаттла составил только 17.


Что в итоге?


Наш эксперт: Павел Булат, специалист в аэрокосмической области, кандидат физических наук.

Максимальная стартовая масса:

Масса полезного груза:

Масса возвращаемого груза:

Высота (на шасси):

Сопоставление размеров некоторых пилотируемых космических объектов

Путь наверх

(4 боковых блока):

Довывод на орбиту

2960–3224 тонн-силы (тс)

Мощность двигателей Space Shuttle

(2 твердотопливных боковых ускорителя):

с внешним топливным баком):

Довывод на орбиту

2660–3100 тонн-сил (тс)

Запуск двигателей первой и второй

Старт, начало разгона и набора высоты

Выключение двигателей и отделение

4 блоков первой ступени

Выключение двигателей второй ступени

Отделение корабля от второй ступени

Довывод на орбиту короткими

импульсами орбитальных двигателей

Запуск маршевых двигателей

Запуск блоков первой ступени,

старт, начало разгона и набора высоты

Отделение 2 блоков первой ступени

Выключение маршевых двигателей

Отделение внешнего топливного бака

Довывод на орбиту короткими

импульсами орбитальных двигателей

Предел полезной нагрузки (тонн), выводимой на низкую околоземную орбиту

Низкая околоземная орбита

Условная граница атмосферы

Разворот корабля двигателями по курсу,

тормозной импульс, начало снижения

Выключение двигателей, разворот корабля

носом по курсу, подготовка к вхождению

в плотные слои атмосферы

интенсивное торможение, нагрев

Полёт в режиме планирования,

выход на посадочную траекторию

Мягкая посадка на ВПП

Белая плитка (крупная):

Белая плитка (малая):

Тепловая защита (вид снизу)

и передняя кромка крыла:

Взлётно-посадочная полоса (вид сверху)

(Смещение от оси

от оси на 9,4 м вправо)

На протяжении всего финального этапа полёта, в том числе во время незапланированного манёвра корабля, его сопровождал МиГ-25 под управлением лётчика-испытателя Магомеда Толбоева. Уникальные кадры, снятые из кабины этого истребителя, были предоставлены нам Телестудией Роскосмоса.

Полоса там идеальная. Когда она строилась, солдаты шлифовали её вручную, я своими глазами видел. Когда Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский проверял её качество, то он поставил на капот машины стакан с водой и проехал по полосе. Вода не пролилась. Такое было качество.

Один за всех

Читайте также: