Богиня зерна и урожая

Обновлено: 18.09.2024

Эта статья о римской богине. Для карликовой планеты см Церера (карликовая планета) . Для использования в других целях, см Церера (значения) .

Обожествленные императоры:

Церера - единственное из многих римских сельскохозяйственных божеств, включенных в Dii Consentes , римский эквивалент Двенадцати олимпийцев греческой мифологии. Римляне считали ее двойником греческой богини Деметры , мифология которой была переосмыслена для Цереры в римском искусстве и литературе .

СОДЕРЖАНИЕ

Этимология и происхождение

Название Cerēs происходит от прото-итальянского * kerēs ('с зерном, Церера'), в конечном итоге от протоиндоевропейского * ḱerh₃-os ('питание'), производного от корня * erh₃- , что означает 'кормить'. .

Архаические культы в Ceres хорошо свидетельствует среди соседей Рима в Regal периода , в том числе древних латинян , Oscans и савеллианя , меньше , конечно , среди этрусков и Umbrians . Архаичный Faliscan надпись с. 600 г. до н.э. просит ее дать фарш ( пшеницу из полбы ), которая была основным продуктом питания в Средиземноморье . На протяжении всей римской эпохи имя Церера было синонимом зерна и, как следствие, хлеба.

Культы и культовые темы

Сельскохозяйственное плодородие

Главный фестиваль Цереры, Цереалия , проводился с середины до конца апреля. Он был организован ее плебейскими эдилами и включал цирковые игры ( ludi circenses ). Он открылся скачками в Большом цирке , отправная точка которого лежала ниже и напротив ее Авентинского храма; поворотный столб в дальнем конце Цирка был посвящен Консусу , богу хранения зерна. После гонки лис были выпущены в Цирк, их хвосты горели зажженными факелами, возможно, чтобы очистить растущие посевы и защитить их от болезней и паразитов или добавить тепла и жизненной силы к их росту. Примерно с 175 г. до н.э. Cerealia включал ludi scaenici (театральные религиозные мероприятия) до 12-18 апреля.

Боги-помощники

В древнем sacrum cereale жрец, вероятно Flamen Cerialis , призывал Цереру (и, вероятно, Tellus) вместе с двенадцатью специализированными, второстепенными богами-помощниками, чтобы обеспечить божественную помощь и защиту на каждой стадии зернового цикла, начиная незадолго до Feriae Sementivae. WH Roscher перечисляет этих божеств среди indigitamenta , имен, используемых для вызова определенных божественных функций.

Брак, человеческое плодородие и питание


Надгробная статуя неизвестной женщины в виде Цереры, держащей пшеницу. Середина 3 века нашей эры. ( Лувр )

По крайней мере, с середины республиканской эпохи официальный, совместный культ Цереры и Прозерпины укреплял связь Цереры с римскими идеалами женской добродетели. Поощрение этого культа совпадает с ростом плебейского дворянства, увеличением рождаемости среди плебейских простолюдинов и падением рождаемости среди патрицианских семей. Покойная республиканская Церера Матер (Мать Церера) описывается как генетрикс (прародительница) и альма (питающая); в раннюю имперскую эру она становится имперским божеством и получает совместный культ с Опс Августой , собственной матерью Цереры в имперском обличье и богатой собственной генетрицей. Некоторые из древних италийских предшественников Цереры связаны с человеческим плодородием и материнством; в Pelignan богиня ангиция Cerealis была идентифицирована с римской богини ангерона (связанного с рождением ребенка).

Законы

Церера была покровительницей и защитницей плебейских законов , прав и трибунов . Ее Авентинский храм служил плебеям культовым центром, юридическим архивом, казначейством и, возможно, судом; его основание совпало с принятием Lex Sacrata , который установил должность и личность плебейских эдилов и трибунов как неприкосновенных представителей римского народа. Трибуны были юридически защищены от ареста или угроз, а жизни и имущество тех, кто нарушил этот закон, были конфискованы для Цереры.

Lex Гортензия 287 г. до н.э. продлен плебейские законы в город и всех его граждан. Официальные постановления Сената ( senatus consulta ) были помещены в Храм Цереры под опекой богини и ее эдилов. Ливий прямо объясняет причину: консулы больше не могли извлекать для себя выгоду, произвольно вмешиваясь в законы Рима. Храм мог также предложить убежище тем, кому грозил произвольный арест со стороны патрицианских магистратов. Храм, игры и культ Цереры, по крайней мере, частично финансировались за счет штрафов, налагаемых на тех, кто нарушал законы, поставленные под ее защиту; поэт Вергилий позже называет ее legifera Ceres ( Закононосная Церера ), перевод греческого эпитета Деметры, thesmophoros .

Похороны


Во время долгих поисков своей дочери, Прозерпины, Церера пьет воду, которую ей дала Гекуба, а мальчик Аскалабос насмехается над ней за то, что пролил немного воды. Она превратит его в непритязательного «звезда-ящерица„или тритон (латынь; stellio) в качестве наказания Эпизод в. Овидий “s, Metamorpheses V, линии 449-450 масляной краской на меди, по. Эльсхаймер и мастерской, копия около 1605 года, хранящаяся в Национальном музее Прадо . Из оригинала из коллекции Альфреда и Изабель Бадер.

Mundus Цереры

Римская традиция считала, что мундус был выкопан и запечатан Ромулом как часть основания Рима; Плутарх сравнивает это с ямами, вырытыми этрусскими колонистами, содержащими землю, привезенную из их родительского города, которые использовались для посвящения первых плодов урожая. Вард Фаулер полагает, что мундус - это первое римское хранилище ( пенус ) семенного зерна, которое впоследствии стало символическим пенусом римского государства. В старейшем из известного римского календаря, в дни Мундуса отмечены как C (omitiales) (дни , когда комиция Met). Более поздние авторы отмечают их как dies Religiosus (когда официальные встречи проводить не могли). Некоторые современные ученые пытаются объяснить это более поздним введением и приспособлением греческих элементов, привитых к первоначальным обрядам мундуса . Были проведены Обряды 24 августа между сельскохозяйственными фестивалями консуалии и Opiconsivia ; события 5 октября последовали за Ieiunium Cereris , а события 8 ноября - во время Плебейских игр . В целом, в разные дни Мундуса предложить обряды Церер как божество опекуна семени кукурузы в создании городов, и в дверном смотрителю загробной жизни, которая была совместно правили в течение зимних месяцев ее дочь Прозерпина, царица-спутница Дис .

Искупления

Мифы и богословие


Сложное и многослойное происхождение Авентинской триады и самой Цереры позволило по-разному интерпретировать их отношения; Цицерон утверждает, что Церера является матерью Либеры и Либеры, что соответствует ее роли материнского божества. Более сложное богословие Варрона функционально группирует ее с Теллусом, Террой, Венерой (и, следовательно, Викторией) и с Либерой как женским аспектом Либерии. Древнеримские мифы о Церере не известны. Согласно интерпретации романа , с помощью которой римские божества отождествлялись со своими греческими аналогами, она была эквивалентом Деметры, одного из Двенадцати олимпийцев греческой религии и мифологии; это сделало Цереру одной из двенадцати Ди Консентес Рима , дочери Сатурна и Опса , сестры Юпитера , матери Прозерпины от Юпитера и сестры Юноны , Весты , Нептуна и Диса . Известная мифология Цереры неотличима от мифологии Деметры:

Когда Церера искала по всей земле с зажженными факелами Прозерпину, которую схватил Дис Патер, она позвала ее криками там, где встречаются три или четыре дороги; поэтому в ее обрядах в определенные дни повсюду на перекрестках поднимается плач матронами .

Храмы

Образы Цереры


Денарий, изображающий Квирина на лицевой стороне , и Цереру на троне на реверсе, поминовение денежного торговца в 56 г. до н.э. Цериалии, возможно, ее первого ludi , представленного более ранним Гаем Меммием как эдилом.

Никаких изображений Цереры не сохранилось от ее доавентинских культов; самая ранняя дата Средней республики и показывает эллинизирующее влияние иконографии Деметры. Некоторые изображения поздних республиканцев напоминают Цереру о поисках Прозерпины. Церера несет факел, иногда два, и едет в колеснице, запряженной змеями; или она сидит на священной кисте (сундуке), скрывающей предметы ее таинственных обрядов. Иногда она держит кадуцей , символ Пакса (римской богини мира). Рельефы Августа показывают ее появление, как растение из земли, ее руки обвиты змеями, ее протянутые руки несут маки и пшеницу, или ее голова увенчана фруктами и виноградной лозой. В отдельно стоящей скульптуре она обычно носит пшеничную корону или держит пшеничный спрей. Деньги республиканской эпохи используют изображение Цереры, колосья пшеницы и гирлянды, чтобы рекламировать свою связь с процветанием, анноной и интересами народа. На некоторых изображениях императорских монет важные женщины-члены императорской семьи изображены в виде Цереры или с некоторыми ее атрибутами.

Священство


Культовое развитие

Архаические и царственные эпохи

Республиканская эпоха

Церера и авентинская триада

В 496 г. до н.э., на фоне экономического спада и голода в Риме, неминуемой войны с латинянами и угрозы отделения римских плебей (простых граждан), диктатор А. Постумиус поклялся построить храм Церере, Либер и Либере на территории или рядом с ней. Авентинский холм . Голод закончился, и римские плебейские граждане-солдаты участвовали в завоевании латинян. Обет Постумиуса был исполнен в 493 году до нашей эры: Церера стала центральным божеством новой Триады , размещенной в недавно построенном Авентинском храме . Она также была - или стала - богиней-покровительницей плебеев , чьи предприятия в качестве арендаторов, управляющих имениями, сельскохозяйственных предприятий и импортеров были опорой римского сельского хозяйства.

Средняя Республика


Церера и Прозерпина

Церера и Magna Mater

В 133 г. до н.э. плебейский дворянин и трибун Тиберий Гракх обошел сенат и обратился непосредственно к народному собранию с просьбой провести предложенные им земельные реформы . Гражданские волнения переросли в насилие; Гракх и многие его сторонники были убиты своими консервативными противниками. По велению сивиллинского оракула сенат отправил киндецимвири в древний культовый центр Цереры в Хне на Сицилии , предполагаемом месте происхождения и земном доме богини. Была дана какая-то религиозная консультация или умилостивление, либо для искупления убийства Гракха, как утверждают более поздние римские источники, либо для оправдания его как законного убийства будущего царя или демагога , человека- священника , нарушившего законы Цереры. против тирании.

Поздняя Республика

Имперская эпоха


Императоры заявили о партнерстве с Церерой в поставках зерна, как в этом сестерции 66 года нашей эры. Слева: Нерон в гирлянде. Справа: Annona стоит с cornucopiae (рог изобилия); на троне Церера держит колосья и факел; между - модий (мера зерна) на алтаре, украшенном гирляндами; на заднем плане - корма корабля.

Имперское богословие провозгласило традиционные культы Рима божественными хранителями Имперского Пакса (мира) и процветания на благо всех. Император Август начал восстановление Авентинского храма Цереры; его преемник Тиберий завершил его. Из нескольких фигур на Августе Ара Пацисе одна является портретом императрицы Ливии , которая носит корону Цереры . Другой был по-разному идентифицирован в современной науке как Теллус, Венера, Пакс или Церера, или, в анализе Спета, намеренно широкий их совокупность.

Император Клавдий реформировал снабжение зерном и создал его воплощение в виде императорской богини Анноны , младшего партнера Цереры и императорской семьи. Традиционные церийские добродетели обеспечения и питания были символически распространены на членов императорской семьи; на некоторых монетах мать Клавдия Антония изображена в образе Августы с короной spicea .

Церера – так древние римляне называли богиню земли и плодородия. Художники на своих холстах изображали ее прекрасной, высокорослой и величественной женщиной с зелеными глазами, в густых пшеничных волосах которой цвели алые маки. Неизменными атрибутами в руках богини были либо рог изобилия, либо чаша, наполненная фруктами, либо охапка налитых пшеничных колосьев. Облачена Церера была в легкие воздушные одежды, непременно яркого голубого цвета, который подчеркивал ее алебастровую кожу. Колесница величественной богини изображалась запряженной огнедышащими драконами или царственными львами.

Церера в мифах разных народов

церера богиня плодородия

Ранее считалось, что Церера была покровительницей подземного мира, которая насылала на смертных безумие. Наряду с этим ей приписывалось покровительство семьи и брака. И считалось, что Церера – богиня зарождения жизни. По законам Ромула Церере подносилась половина имущества мужа, если он без особых причин разводился со своей женой.

Также богиня Церера покровительствовала сельским общинам и была защитницей урожаев от воров. Казни, которые проводились над такими грабителями, тоже посвящались ее имени. Но впоследствии Церера стала считаться лишь богиней урожаев и земли.

Церера – богиня Рима. Однако у разных народов она имела разные имена. Например, в Древней Греции богиня Церера называлась Деметрой. Греки считали ее богиней плодородия и земледелия и тоже очень почитали. В Древнем же Египте была Исида – богиня плодородия и материнства. А у славян Цереру называли Мереной, и она считалась покровительницей плодородной земли и царства мертвых.

Цереалии – празднества в честь любимой богини

Богиня Церера в Древнем Риме почиталась настолько, что в ее честь устраивались пышные празднества с игрищами и жертвоприношениями. Назывались эти празднества цереалиями. Римляне начинали праздновать 12 апреля и продолжали еще восемь дней.

Особенно ревностно цереалии отмечались римскими плебеями, которые строго соблюдали все полагающиеся церемонии и обычаи. Крестьяне наряжались во все белое, а головы украшали пышными венками.

Праздник начинался с жертвоприношений, которыми являлись медовые соты, различные плоды, свиньи и даже стельные коровы. После этого несколько дней подряд в цирке проводились скачки. Под открытым небом накрывались праздничные столы, которые ломились от яств.

К столам приглашались все, кто в этот момент находился рядом, даже проходящие мимо прохожие должны были обязательно провожаться к столу. Таким образом, римляне надеялись умилостивить свою богиню, чтобы и дальше урожаи были богатыми, а жизнь сытой.

Церера и ее дочь Прозерпина

У римлян с древних времен и до сегодняшних дней существует один интересный миф о богине Церере и ее бессмертной дочери Прозерпине. Прозерпина у греков зовется Персефоной. Отец ее – Юпитер у римлян, а Зевс – в греческих мифах.

Согласно этому мифу, красота Прозерпины пленила бога Плутона (Аид у греков), который был суровым властителем подземного царства мертвых. Плутон похитил красавицу Прозерпину и, применив силу, заставил ее стать своей женой.

богиня церера в древнем риме

Церера была безутешна. Она повсюду искала любимую дочь с двумя факелами в руках: одним был разум, а другим – эмоции. Богиня нашла ее в подземном царстве и потребовала, чтобы Плутон вернул Прозерпину назад на Землю. Когда подлый бог мертвых отказался, несчастная мать молила о помощи других богов, но и те не захотели ей помочь.

Тогда Церера, будучи вне себя от горя, забыла о своих обязанностях, и вся природа вместе со своей богиней начала увядать. Люди умирали от голода и молили богов сжалиться над ними. Только тогда отец Прозерпины Юпитер приказал Плутону вернуть дочь на землю.

По договоренности между богом мертвых и Юпитером, красавица Прозерпина две трети года жила на земле, а на остальное время она должна была спускаться к мужу.

Церера была счастлива рядом с дочерью большую часть года, и природа вокруг тоже расцветала и плодоносила, а когда Прозерпина уходила к мужу, вместе с печалью богини-матери на землю приходило увядание и смерть. Так мифы объясняли смену времен года на земле.

История странной любви

Есть еще один интересный римский миф. В нем бог моря Нептун (или Посейдон у греков) страстно полюбил прекрасную Цереру. Нептун даже помогал своей возлюбленной искать ее пропавшую дочь Прозерпину по всему белому свету.

Церера богиня

Однако молодой бог моря был слишком навязчив в своих настойчивых ухаживаниях, и Церера, устав от него, решила спрятаться и превратилась в кобылицу. Вскоре настырный юноша нашел свою любимую и превратил себя в жеребца. Результатом всего этого стало рождение у богини Цереры дочери нимфы Деспины и сына, которого назвали Арион.

Сын Цереры – Арион

Арион был конем – ослепительно красивым, крылатым и быстрым, как ветер. К тому же, он обладал даром красноречия, то есть умел красиво говорить на человеческом языке. Его в молодом возрасте отдали на воспитание морским божествам - нимфам нереидам. Нимфы научили быстроного коня возить колесницу Нептуна по бушующему морю.

церера богиня зарождения жизни

Первым хозяином Ариона был знаменитый сын бога Юпитера Геркулес. Потом царь Аргоса Адраст, в свою очередь владевший этим конем, выигрывал на нем все бега и скачки.

Искусство земледелия от Цереры

Богиня Церера после мучительных поисков Прозерпины научила Триптолема, своего воспитанника, ведению сельского хозяйства. Кроме этого, она сделала ему еще один дорогой подарок – свою чудесную колесницу.

церера богиня рима

По приказу Цереры Триптолем ездил по всему миру и обучал людей всему, что узнал от великой богини. Также в честь Цереры должны были проводиться Элевсинские празднества.

Итак, согласно древнеримским мифам, великая богиня плодородия не только научила смертных пахать, сеять и убирать урожай, но и правильно использовать то, что они вырастили. К примеру, люди научились молоть зерно в муку и выпекать из нее чудесный хлеб.

Римская богиня Церера имеет немало общих черт со своим греческим аналогом, Деметрой. Её представляли величественной женщиной, с небесно-голубыми глазами и волосами пшеничного цвета, восседающей на сверкающем троне.

Величественность и естественная красота – отличительные особенности этой богини, что являлась покровительницей сил плодородия. Она была великодушной и щедрой, однако судьбу богини нельзя назвать простой. Церере пришлось пережить огромное горе, материнскую потерю и много страданий. Что же случилось в жизни богини? И как почитали её жители Древнего Рима?

Церера – богиня крестьян

Среди олимпийских божеств Деметра считалась одной из самых почитаемых богинь. Её культ возник из поклонения Матери-Земле, а несколько позднее римляне заимствовали её образ в собственных верованиях. В целом, облик Деметры практически не претерпел изменений, однако имя богини изменилось. Её стали звать Церерой.

В Древнем Риме Церера считалась покровительницей плодородия, богиней злаковых растений, от урожая которых зависела жизнь многих народов. В её власти было материнство и безумие, что в гневе богиня могла наслать на людей. Несмотря на это, чаще всего в преданиях Церера выступает доброй покровительницей человечества, щедрой матерью, что одаривает людей каждый сезон.

Наибольшее распространение культ Цереры получил среди плебеев, простого народа, не имевшего особых привилегий. Как можно догадаться, более прочих богиню почитали крестьяне, чья жизнь ежедневно была связана с возделыванием земли и выращиванием растений.

Почитание Цереры несколько отличается от поклонения другим богам. Если многие греческие божества попадали в римский пантеон, а далее приобретали уникальные черты, то с богиней крестьян ситуация обстояла совершенно иначе.

Если первоначальный образ богини был связан с земными силами и плодородием, то с III века до нашей эры он сильнее сблизился с прототипом, Деметрой. Даже известный миф о страданиях Деметры римляне изложили в собственной интерпретации судьбы Цереры.

Предания о Церере

Уже более двух тысячелетий на побережье Средиземного моря рассказывают предание о несчастной богине-матери Церере, вместе с которой утрату оплакивает сама природа. Однажды бог подземного царства Плутон увидел прекрасную юную Прозерпину, дочь Цереры.

Неистовая сила любви затмила разум владыке мира мёртвых, и он похитил красавицу. Когда Церера разузнала о произошедшем, тут же отправилась на Олимп, где потребовала богов вернуть ей дочь. Увы, богиня не нашла поддержки и в отчаянии покинула священную гору.

Богиня отправилась на землю, к людям, где надеялась найти утешение. В скорби и печали пребывала её душа. Вместе с Церерой трагедию тяжело переживала и природа. Земля перестала приносить плоды и давать силу посаженным на ней растениям. Людей ожидали страшные годы без урожая и голодная смерть.

Тогда народы Рима взмолились к верховному богу Юпитеру с просьбой помочь Церере. На совете богов было решено, что две трети года Прозерпина будет находиться с матерью в мире людей, а оставшееся время будет оставаться у супруга в подземном мире.

Именно поэтому с приходом весны люди узнают о возвращении дочери к матери, вместе с которой радуется вся природа. А вот осенью Церера начинает грустить, и её настроение приносит увядание и печаль. С наступлением зимы несложно догадаться, что она пребывает в долгой тоске по дочери, которая этот период должна проводить в царстве своего мужа.

Сын Цереры

Помимо Прозерпины, у Цереры были и другие дети. Я бы хотела выделить её сына Ариона, у которого была необычная внешность. Когда Церера странствовала в поисках дочери, её помощником стал молодой покровитель морей Нептун.

Бог был очарован Церерой и старался всячески завоевать её внимание. Погружённая в собственное горе, Церера отвергала ухаживания Нептуна. Чтобы избавиться от докучливого поклонника, богиня обратилась в кобылу. Однако властитель океанов тут же обратился в коня.

От этой связи на свет появился прекрасный конь Арион, что стал возить колесницу Нептуна по волнам. Кроме того, хозяином Ариона был Геркулес, а Адраст верхом на чудесном коне сумел одержать победу во всех конных соревнованиях.

Культ Цереры в Древнем Риме

Для народа Римской империи Церера олицетворяла материнские силы земли, защитницу и покровительницу простых людей. Когда в Риме началась эпоха противостояния патрициев и плебеев, Церера вместе со своими помощниками, богом Либером и богиней Либерой вошла в основную троицу почитаемых божеств. Плебеи противопоставляли эту триаду Юпитеру, Юноне и Минерве, которым поклонялась знать Рима.

Изначально у Цереры не было своих святилищ. Римляне использовал для поклонения особые места или символы, связанные с культом богини. Чаще всего это были поля и колосья спелой пшеницы, что неизменно отождествлялись с Церерой.

В честь богини в Риме устраивались праздники Цереалий, что приходились на 11-12 апреля. В эти дни римляне устраивали весёлые представления, на полях бросали горсти орехов, которые должны были защитить растения от болезней и принести хороший урожай.

Церера – необыкновенная римская богиня. В ней заметно немало черт её греческой “коллеги” Деметры, однако в Церере сохранились первоначальные верования людей, их понимание земли как матери и защитницы человечества. Богиня действительно была доброй покровительницей всех, кто каждый год своим тяжким трудом на полях и в садах заслуживал щедрую награду этой богини.

5158259_Mihail_Abakymov__Salut_lety (539x700, 101Kb)

Раньше в Мексике было много богов. Теперь они забыты. Но старики еще помнят, как на заре времен Богиня-Мать воссела на троне В Великой Пещере. На руках она держала двухголового ящера. Так нарисовали предки на скале в Чалькацинго. Богиня-Мать была супругой Бога-Повелителя Зверей. Она родила двух близнецов, полулюдей-полуягуаров. Один был богом воды, и когда этот младенец плакал, то шел дождь. А второй был кукурузой. Нет, не богом кукурузы, а вообще кукурузой, даром что сам полуягуар. Теперь в мире все было готово для земледелия - и дождь, и кукуруза-маис. Не было только людей, которые возделывали бы землю.

5158259_roj (700x558, 98Kb)

Разные индейские племена в Америке по-разному рассказывают о появлении людей. В североамериканском племени хопи говорили, что первый мужчина и первая женщина родились у матери-кукурузы и отца-неба. У них кукуруза была женщиной. А ольмеки тоже верили, что люди - дети бога-кукурузы, только у них кукуруза была отцом.

5158259_Demetra_grecheskaya_boginya_yrojaya_1_ (508x700, 102Kb)

Правда, ацтеки считали, что сначала появились люди, а потом кукуруза. Бог Кецалькоатль добыл из горы зерна маиса, как добывают драгоценные камни, и подарил людям. И люди стали возделывать маис и другие съедобные растения. Но все знают: посевы растут не просто так, им помогает Бессмертная Старая Женщина. Это великая богиня посевов, она живет на юге. Каждую весну Бессмертная Старая Женщина посылает своих слуг, чтобы они сказали людям: пришла весна, скоро посевы пойдут в рост!

5158259_Hyd__Arkadii_Plastov__Jatva_ (700x531, 104Kb)

Разные птицы отвечают за разные растения. Дикие гуси приглядывают за маисом, дикие лебеди "командуют" ростками тыквы, дикие утки дают сигналы бобам. И индейцы племен манданы и миннитари весной устраивали праздник и кормили Бессмертную Старую Женщину мясом, чтобы она не забывала свои обязанности и хорошенько растила посевы.

5158259_Proso_nezrelie_yshi_v_pole (700x466, 332Kb)

У всех народов были богини и боги тех растений, которые служили основной пищей. Это богини зерновых культур в Европе, боги маиса в Америке, боги проса и риса в Азии. Они были очень уважаемыми богами.

5158259_Andrei_Shishkin___Slavyanskaya_mifologiya__Belobog_ (553x700, 301Kb)

Всех перещеголяли древние римляне. У них за злаками присматривала большая бригада богов. Янус и Сатурн открывали покров земли после зимы и помогали сеять. Сейя Семония кормила посеянное зернышко в почве. Сегетия занималась тем же, но уже после того, как семя пустит росток. Нодутус заведовал ростом стебля. Вохитина окружала колос зашитным покровом. Петалана помогала колосу развернуться. Панда охраняла те колоски, которые уже раскрылись, но еще не созрели. Хостилина выравнивала колосья по размеру. Флора помогала колосьям цвести. Лактанс был богом колосьев так называемой "молочной спелости". Матута помогала таким колосьям созреть. Стерквилинус удобрял землю. Робигус отгонял вредителей. Спиниенсис уничтожал сорняки.

5158259_Boginya_Cerera_Rimskaya (560x700, 360Kb)

После того как хлеб созрел и его начали жать, в дело вступала Мессиа, охраняющая жатву. Потом эстафета переходила к богине Тутелине, сберегающей сжатый хлеб, к Нодутеренсису, помогающему при молотьбе, и к Пилумнусу, который молол зерно.

5158259_Andrei_Shishkin__Slavyanskaya_mifologiya__Dajdbog_ (545x700, 296Kb)

Почти до нашего аремени в деревнях России и Германии, Китая и Мексики, Индонезии и Крита сохранялись древние обычаи почитания Матери Хлеба (или Матери Риса, или Матери Маиса, или Матери Картофеля). Украшали сноп, поклонялись ему, наряжали в женское платье, пели обрядовые песни, водили хороводы. В современных праздниках урожая - отголоски давно минувших времен и следы давно забытых богов.

Читайте также: