Для господ растим пшеницу

Обновлено: 18.09.2024

О, глиняная жизнь! О, умиранье века!\ Боюсь, лишь тот поймет тебя,\ В ком беспомо'щная улыбка человека,\ Который потерял себя.\ Какая боль -- искать потерянное слово,\ Больные веки поднимать\ И с известью в крови для племени чужого\ Ночные травы собирать. Осип Мандельштам 1924

О, жизнь моя без хлеба,\Зато и без тревог!\Иду. Смеётся небо,\Ликует в небе Бог. Федор Сологуб “Родине\Пятая книга стихов” 1906 О, жизнь моя без хлеба,

О, жизнь моя, не уходи,\Как ветер в поле! \Ещё достаточно в груди\Любви и боли. \Ещё дубрава у бугра\Листвой колышет,\И дальний голос топора\Почти не слышен. Анатолий Жигулин 1980 О, ЖИЗНЬ МОЯ, НЕ УХОДИ.

О, жизнь моя,\ мой сладкий плен — \ молитва, нищенство, отвага, \ вся в черных буковках бумага. \ И ожиданье перемен. Николай Панченко

О, как мы жили! Горько и жестоко!\Ты глубже вникни в страсти наших дпен. \Тебе, мой друг, наверно, издалека\Все будет по-особому видпей. Михаил Дудин

О, легкая слепая жизнь!\ Ленивая немая воля!\ И выпеваешь эту даль, как долю,\ и, как у люльки, доля над тобою\ поет. Прощайте! Набирает высь\ и неизбежность нежное круженье,\ где опыт птичий, страх и вдохновенье\ в одном полете голоса слились. Марина АКИМОВА "ДЕНЬ и НОЧЬ" N 3-4 2005г.

О, наша жизнь!\Ты во всемирном хоре Фальшивый звук.\Ты нам из рода в род Завещанное праотцами горе. Земля твой корень,\крона - небосвод.Джордж Гордон БАЙРОН

О, нищенская жизнь, без бурь, без ощущений, \Холодный полумрак, без звуков и огня. \Ни воплей горестных, ни гордых песнопений, \ Ни тьмы ночной, ни света дня. Константин Бальмонт Из сборника “ПОД СЕВЕРНЫМ НЕБОМ” 1894 БОЛОТО

Михаил Трубицын
Есть за долами, за плёсами
сторона мечты моей,
благодать светловолосая –
шесть славянских областей.

Я бродил ее просторами –
босый, волосы до плеч, –
изучал ее историю,
постигал живую речь.

Брал со сказками и сказами
мудрость, силу и покой
у народа ясноглазого
и страны – совсем простой.

Спасибо, Михаил.
Если я сделаю подборку о Беларуси, - эти стихи там обязательно будут.
С уважением и признательностью,

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян.

Жители Вефсамиса жали тогда пшеницу в долине, и, взглянув, увидели ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его.

И сказал Орна Давиду: возьми себе; пусть делает господин мой, царь, что ему угодно; вот, я отдаю и волов на всесожжение, и молотильные орудия на дрова, и пшеницу на приношение; все это отдаю даром.

Нет; когда уровняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним.

Они сеяли пшеницу, а пожали терны; измучились и не получили никакой пользы; постыдитесь же таких прибытков ваших по причине пламенного гнева Господа.

лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.

Библия онлайн — сайт для тех, кто хочет всегда иметь под рукой простой и удобный вариант Библии. Кроме классического синодального текста Священного Писания здесь вы найдете современные переводы, а также комментарии и толкования, которые помогут вам изучать Слово Божье. И конечно же — симфонию, которая позволяет быстро найти все встречающиеся в Библии слова. Будем благодарны, если вы захотите поддержать наше служение и поставьте на своем сайте, блоге или страничке в социальной сети ссылку на наш сайт.

Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать.

. И прошел сенокос,
Скоро рожь и овес
Золотистым зерном наливается;
Много жниц и жнецов
С деревень-хуторов
Грозной ратью тогда ополчается…
Жнут полоски подряд,
Лишь серпами звенят —
Нипочем им работа тяжелая.
И вечерней порой
По дороге большой
Долго слышится песня веселая.
(Спиридон Дрожжин)

В разных регионах хлеба созревали в разное время в зависимости от климатических условий. В южной части России жатву начинали уже в середине июля – с праздника Казанской иконы Божьей Матери, в средней полосе – с Ильина дня или со дня свв. Бориса и Глеба (24 июля / б августа), а на севере – ближе к середине августа. Первой поспевала озимая рожь, за ней яровые хлеба, овес, а потом гречиха.

В южных местах начинали уборку (зажинали) яровых со дня Прокопия-жатвенника 8/21 июля. Прокопий — жнец, жатвенник, жатву начинает. Зажин ржи. На Казанскую — зажин ржи. Зерно в колоске — не валяйся в холодке. Зерно в колосу — торопись жать полосу. Жнут порою — жуют зимою. Жатва — время дорогое, никому тут нет покою. Пот ключом бьёт, а жнец своё берёт. Пока колос в поле, трудись подоле. Сухая погода в этот день сулит хорошую осень, а коли сильные дожди припустят урожай погибнет. Сильные дожди губительны для урожая.

В некоторых местах с этого дня делали первый зажин — торжественно жали первый сноп, который называли именинным. Именинный сноп в старину берегли, холили, считая, что он может совершить чудеса: с него начинали молотьбу, соломой кормили больную скотину, зерна ржи считались целебными в болезнях для людей и птиц. Без именинного снопа не бывало и посева.

Ржица-матушка поспела, к земле клониться велит.

Обычно рожь, пшеницу, ячмень повсюду жали серпом, считалось большим грехом косить пшеницу косой. Если плохую пшеницу нельзя было сжать серпом, её вырывали с корнем. Гречиху, овёс, горох почти всегда косили косой.

В страду одна забота — не стояла бы работа. Жатва — время дорогое, никому тут нет покоя. Пот ключом бьёт, а жнец свое берёт. Пока колос в поле, трудись подоле. Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Уборка урожая считалась делом девушек и замужних женщин. Однако главными жнеями были девушки. Сильные, крепкие, ловкие, они легко справлялись с довольно трудной работой.

Уж вы жнеи, вы жнеи
Мои молодые!
Жнеи молодые,
Серпы золотые!
Уж вы жните, жните,
Жните не ленитесь!
А обжавши нивку,
Пейте, веселитесь.

Кыш, полышко, на конец,
Как татарский жеребец!
Бежи и ржи, уминай и рви
И у поля конец ищи!
Выбежи, выбежи,
Нам волюшку дай!
Мы пришли с вострыми серпами,
С белыми руками,
С мягкими хребтами!

Рано-рано наше подворьице зарастает.
Заросло-зацвело наше подворьице травою-муравою.
То не травушка в поле, не муравушка, розовы цветочки.
Там цвели в поле цветочки, цвели, да повяли.
Любил парень красну девицу, да покинул.
Покинувши девчонку, над ней насмеялся.
Ты не смейся, парень, над девчонкой, ты еще сам холост.
Холост-неженатый, нету жены взятой.

Во время работы девушкам петь не полагалось – это была прерогатива только замужних женщин. Замужние женщины обращались в песнях к Богу, ниве, солнцу, полевым духам с просьбой о помощи:

Да унеси, Боже, тучу грозовую,
Да спаси, Боже, ниву трудовую.

Песни пела, грудь болела,
Сердце надрывалося.
По лицу катились слезы –
С милым расставалася.

shutterstock_214632670_земля

Что есть земледелие для человечества – благо или… проклятие?

Логике вопреки

Можно посмеяться над такой наивностью и заодно над ней же поплакать, потому что из диких семян, во-первых, никогда не вырастет окультуренная пшеница сама по себе, а, во-вторых, земледельческий труд – это не просто воткнуть зёрнышко в землю, а целый комплекс сложных мероприятий, включающий пахоту, сев, уход, жатву, обработку земли, ирригацию, селекцию, а после сбора урожая – молотьбу и хранение. Это ещё и обширнейший круг знаний о почве, растениях, временах года и многочисленных навыках, которые обычные собиратели и за тысячу лет не освоят. Не потому что они дураки, а потому, что им это просто не надо – зачем гнуть спину и умирать от тяжкого труда, если можно перейти в другое место, где растёт много еды, или напасть на соседей и отнять то, что хочется?

Серьёзные учёные тоже говорят, что по всем признакам земледелие появилось вопреки человеческой логике. Во-первых, оно с точки зрения обеспечения пищевыми ресурсами очень невыгодно и даже нерационально: любая засуха или наводнение могут легко уничтожить весь урожай, и тогда – голодная смерть. Погибнут те, кто привязан к земле. Во-вторых, земледелие – крайне трудоёмкий процесс, и ежедневно заниматься им вольным собирателям – это, простите, смахивает на мазохизм. В-третьих, земледелие появилось в районах, где растительной пищи (а также плавающей и бегающей) и без того имелось в избытке, так что людям вовсе не требовалось гнуть спину, чтобы запастись зерном на зиму. То есть естественные предпосылки перехода от собирательства к земледелию как таковые отсутствовали …

Кроме того, переход к земледелию произошёл в самом трудном и тяжёлом его варианте – зерновом. Не кабачки и тыквы древние земледельцы принялись сажать, а сразу пшеницу, овёс и ячмень. Да, по всей видимости, окультуренные. И вот это – ещё одна глобальная проблема.

От осинки не родятся апельсинки

И стоит добавить, что ничего лучшего и равного появившимся в период неолитической революции пшенице, рису, кукурузе, гороху льну, хлопчатнику, сое, арахису, гречихе и ряду цитрусовых в наши дни выведено тоже не было, несмотря на большие достижения в генетике и селекции.

Тогда откуда же древние земледельцы взяли твёрдые и мягкие сорта пшеницы, селекционный ячмень и прочие окультуренные злаки? Самое время поговорить о богах.

Тайна зерна

Ни в одной известной культуре не говорится, что земледелием человек овладел самостоятельно. И окультуренные зёрна, и земледелие – это обязательно подарок богов.

В древнегреческой мифологии зёрна пшеницы вместе с золотой колесницей богиня плодородия Деметра подарила юноше по имени Триптолем, который затем стал обучать сеять пшеницу всех прочих людей (кстати, именно в этом мифе указывается, что люди-собиратели и кочевники далеко не всегда принимали благосклонно Триптолема с его изнурительным земледелием). До сего времени греки жевали ячмень и полбу, которые им опять же принес титан Прометей.

Древних египтян просветил Осирис. Он считается четвёртым из богов, правившим в Египте в доисторические времена. Будучи царём Египта, он отучил людей от людоедства и дикого образа жизни, научил сеять злаки, а именно ячмень и полбу, а также выпекать хлеб и сажать виноградники.

Покрытый зелёными перьями крылатый правитель столицы тольтеков Толлана – Кецалькоатль обращается в муравья и добывает для людей зёрна маиса и раскрывает тайны земледелия. К слову, маис – одна из тех культур, которая вообще не может расти без участия человека.

Высокий, светловолосый и белобородый бог Вирокоча однажды появился на берегах озера Титикака в перуанских Андах и научил местных индейцев возделывать землю и растить зерно.

Во времена правления доисторического китайского царя Шэнь-нуна, имевшего змеиное тело, человечье лицо и бычью голову, с небес внезапно посыпалось просо, и Шэнь-нун немедленно стал пахать землю и сеять его, изобретя сельскохозяйственные орудия. А другой божественный предок, укротитель потопа Юй, даровал людям рис.

В древний Тибет злаки, а также никогда здесь прежде не произроставшие съедобные фрукты принесли владыки Мудрости.

Не трудно заметить, что все боги, знакомившие людей с земледелием и злаками, были пришлыми. Но откуда они могли приходить, и вообще – кто они? И тут вырисовываются интересные параллели.

Первые зачатки земледелия появляются около десяти тысяч лет назад. В это же время предположительно погибла легендарная Атлантида…

Работа на пашне перед Троице-Сергиевым монастырем. Миниатюра. XVI в.

Работа на пашне перед Троице-Сергиевым монастырем. Миниатюра. XVI в.

Опять Атлантида

Может быть, прямые дикие предки пшеницы, ячменя и других злаков произрастали именно там и там же затерялись их промежуточные стадии селекции?

Согласно описаниям Платона, у легендарной Атлантиды земледелие было на высоте: с развитой системой ирригации, глубокими каналами, плодородными полями и многочисленными сельскохозяйственными культурами. Обильный урожай атланты снимали два раза в год.

В Раю не пашут

Оно породило расслоение общества, потихоньку разводя на разные уровни богатых и бедных, и создало предпосылки для настоящих войн – за новые земли и богатства. В конце концов всё закончилось возникновением института рабства.

Земледелие требовало соблюдения определённого режима времени, и он появился. Теперь люди жили согласно календарю сельхозработ, и вся их жизнь сосредотачивалась именно в этих узких рамках.

Конечно, земледелие способствовало развитию многих ремёсел и увеличению численности населения. Но избыток населения и зависимость его от урожая порождали голод и многие другие негативные социальные явления.

Так или иначе, последовавшее затем первое убийство на земле совершил именно земледелец – Каин, позавидовавший брату Авелю.

Читайте также: