Дом феодала амбары для хранения зерна и продуктов конюшня хлев птичник псарня составляли

Обновлено: 18.09.2024

 Когда и как крестья не Европы п отеряли свобо ду и земл ю?

Ответы учеников: отдача под покровительство, захват земли силой,

К середине XI века в Европе установ ился обществе нный ст рой,

который современн ые историки называют феодальным. Власть в обществе

принадлежала землевл адельцам - феодал ам. Большую ч асть населения

составляли зависимые крестьяне. Об этой категории населения и пойдет речь

 Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке.

1. Какого было от ношение д ругих членов общества к к рестьянам ?

2. Почему жизнь к рестьян в раннее Ср едневековье б ыла тяжел ой?

3. Чем отличались сре дневековые кре постные крес тьяне от римски х

4. Почему в это время было н еизбе жно господство натураль ного

Вся земля - поля, леса, луга, д аже реки и озера – находились в

Поместье – хозяйство феодала, в котором работал и зависимые

Давайте совершим виртуаль ное путешествие во времени и

познакомимся с о средневек овыми об итателями деревень.

Слайд 1. Перед вами феодальное поместье. Господский двор,

обнесенный оградой, а позднее – замок. Здесь были дом феодала и его

управляющего, амбары для хранения зерна и других проду ктов, кон юш ня,

Слайд 2. Пахотная и прочая земля делились на две части: г осподскую

и крестьянск ие наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары

хозяина. Работая в своем хо зяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью.

Собственными орудиями тру да о н обрабатывал и поле гос подина, и св ой

Пр облемный вопрос: К ак вы думаете, на каких условиях феодалы

разрешали зав исимым к рестьянам поль зоваться земле й? (Отв еты учеников)

Поскольку вся земля находилась в руках сеньоров, крестьяне, жившие на

этой земле, должны были платить за пользование этой земле й. Г лавн ыми

обязанностями (п овинностям и) были барщина и о брок.

Задание: работая с текстом п. 2 § 11 и миниатюрами на стр. 88 , запол нить

Задание: прочита йте историчес кий доку мент и ответьте на вопросы.

«Крестьянин Видра д имеет полный надел земли. Он отда ет за него

одну свинью, фун т льна, 3 кур, 18 яиц; ежегодно воз ит п о полтелеги

винограда в мае и октябре; доставляе т 5 телег навоза со своего хозяйства;

12 раз привозит по о хапке дров (указана величина охапки); печет хлеб и

варит вино. Согласно обычаю в течение недели пасет в лесу свиней. В

течение трех дней еженедельно в течение всего года о брабатыв ает

участок господского поля (указан разм ер участка). В жатву убирает на нем

урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе.

А его жена должны ткать холщовую одежду. Вместо военного сбора он

 Можно ли на основании документа сказать, было ли у крестья н

 Какие повинност и Видра да составляют барщину и оброк?

 Почему крестьяне в ынужде ны были п одчинятьс я феодалам ?

 У какой категории крестьян было самое тяжелое положение ?

Феодальные крестьяне были главны ми п роизводителя ми в эпоху

Средневековь я и самой много численной категорией нас еления – 9/10 от всег о

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Введение в тему.

Приветствие . Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Проверка домашнего задания дифференцированный подход

(для слабых учеников)

Наибольший расцвет арабской культуры приходится на ___________ вв. Она имела огромное значение для современников. К примеру, сочинение ___________ по медицине вплоть до XVII в. было настольной книгой европейских врачей.

В этот период сложился известный всему миру сборник сказок __________________________. Значительных успехов достигло развитие архитектуры, в которой наибольшей популярностью пользуются культовые и дворцовые здания, например ____________ в Гранаде. Больших успехов достигла философия. От арабов европейцы получили не только _________ и новую систему счета, но и знания по астрономии, математике, медицине.

Проверка домашнего задания дифференцированный подход

- фронтальный опрос в форме викторины. Вопросы викторины на доске, выходят, тянут, отвечают.

1. Как назывались военные состязания рыцарей в силе и ловкости?

2. Где возникали города в Средневековье?

4. Что такое ратуша?

5. Почему крестьяне стремились в город?

Введение в тему.

Учитель . Сегодня у нас не совсем обычный день. Сегодня мы совершим путешествие.

Есть два разряда путешествий: Один - пускаться с места вдаль,

Другой - сидеть себе на месте. Листая старый календарь:

Послушайте песню и попробуйте догадаться, где мы с вами окажемся.

Запись в тетради: дата, тема.

Как вы думаете, что мы должны сегодня на уроке узнать? О чем мы будем говорить?

Вспомнить то, что уже известно и узнать новое.

1.Господская земля и крестьянские наделы.

2.Феодал и зависимые крестьяне.

4.Как жили и трудились крестьяне.

5. Натуральное хозяйство.

1. Господская земля и крестьянские наделы

Ну вот мы в средневековой деревне. Как вы думаете, чем средневековые деревни отличались от современных?

Да, отличий много. Самое главное отличие в том, что жители деревень не были свободными.

Мы с вами знаем, что в средневековье в странах Европы царила феодальная раздробленность. Что же это значит. Земли и власть принадлежали землевладельцам, т.ею феодала. Вспомним, кто такие феодалы. Они были собственниками земли: владели полями, лугами, лесами, реками и озерами. На землях феодалов жили крестьяне. Работали.

Поместье – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне

На землях свободной деревни возникает феодальная вотчина – земля феодала, передаваемая по наследству от отца к сыну. Пахотная земля в вотчине делилась на господскую и крестьянскую. В центре вотчины располагался господский двор , обнесенный оградой, а позднее – замок . Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части : господские и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика . Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью . На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел

Крестьяне работали на своей земле и земле феодала. Почему? Они были зависимы.

Слайд 5. Скажите, когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю? Для того, чтобы узнать ответ выполните задание.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, на каких условиях феодалы разрешали зависимым крестьянам пользоваться землей? (Ответы учеников)

Поскольку вся земля находилась в руках сеньоров, крестьяне, жившие на этой земле, должны были платить за пользование этой землей. Главными обязанностями (повинностями) были барщина и оброк.

Задание 1: Изучить материал в учебнике, параграф 11, стр. 88 , ответить на вопрос и заполнить схему

Поземельная и личная зависимость

за долги бывшие рабы

Слайд 6 . Крестьяне должны были нести повинность, в виде барщины и оброка.

Оброк - повинность зависимого крестьянина, заключающаяся в выплате дани помещику. Барщина - повинность, отбываемая крепостными и временно обязанными крестьянами в пользу землевладельца

Записать в тетрадь определения.

Задание 2: Соотнести примеры к барщине или оброку

Десятая часть урожая и дохода

Проверка задания. Куда вы отнесли последний пример – десятая часть урожая и денег?

Слайд 7. Это церковный налог, каждый крестьянин должен содержать 1 монаха, т.е.отдавать церкви одну десятую часть от всего, что у него есть и появляется. Легко ли жилось крестьянам? Конечно нет. Ему приходилось работать с утра и до поздней ночи, без выходных, чтобы прокормить свою семью.

Слайд 8 . Примерно так схематически выглядела повинность крестьян.

Слайд 9. Физкультминутка.

3. Слайд 10 . Феодальные крестьяне были главными производителями в эпоху Средневековья и самой многочисленной категорией населения – 9/10 от всего населения). На полученных от феодалов наделах крестьяне вели собственное хозяйство. Но земля принадлежала не отдельной семье, а всей общине.

Задание 3: изучая п. 3 § 11, найдите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.

Слайд 11 . Причины объединения крестьян в общину:

землю, решала, что сеять и когда убирать урожай, владела угодьями

-помогала беднякам выплачивать налоги

- опекала вдов и сирот

- ведала хозяйственными делами: делила

- поддерживала мир и порядок, сохраняла традиции

- помогала бедным выплачивать налоги

-оказывала упорное сопротивление феодалу, чтобы ограничить повинности и произвол господ

4. Труд крестьян.

Слайд 12, Слайд 13 Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в наследство от отцов и дедов. Обычно пахали легким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко — лошадь. Почву рыхлили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов. Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки обрабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили одежду.

В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей.

5. Слайд 14. Прочитав параграф, мы с вами узнали, что все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине: и продукты питания, и оружие, и конная сбруя, и ткани, одежда. Только за приобретением соли и железа приходилось ездить туда, где их добывали. Такой тип хозяйства, где все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натуральным.

Слайд 15 .Записывают в тетрадь: натуральное хозяйство.

IV. Подведение итогов урока, рефлексия.

Ну что ж ребята, сегодня вы хорошо поработали и очень порадовали меня, давайте с вами ответим на последний вопрос, что мы сегодня изучили на уроке? Сегодня мы узнали о том, как жили крестьяне в средние века, чем они занимались, как жили. Совершенно верно, таким образом, сегодня мы познакомились с увлекательным миром средневековой деревней и ее обитателями.

- Хотели бы вы жить в средневековой деревне?

- Какие новые термины вы сегодня узнали?

Закончите фразу, т.е. вы должны сказать, о том чего раньше не знали о средневековой деревне.

V Домашнее задание и выставление оценок в журнал

Домашнее задание на доске, запишите в дневник. Домашнее задание.

Задание на выбор:

У кого-нибудь есть вопросы? Так, домашние задание вам заданно, всем все ясно, тогда оценки за работу на уроке сегодня получают …

Спасибо за урок. До свидания.

Задание 1: Изучить материал в учебнике, параграф 11, стр. 88 , ответить на вопрос и заполнить схему

Нажмите, чтобы узнать подробности

осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование:

Раздаточный материал (Приложение 1).

Оформление доски: план урока, новые слова (вотчина, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство),

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Введение в тему.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Встали тихо. Замолчали.

Всё, что нужно вы достали- приготовились к уроку.

В нём иначе нету проку.

Мы урок начнём сейчас, интересный он для вас.

Слушая внимательно, поймёте обязательно.

II Проверка домашнего задания:

- Какую тему мы изучали с вами на прошлом уроке?

- Давайте проверим, как вы освоили эту тему. Работа с раздаточным материалом и выполнение задания №2 стр.35-36 в рабочей тетради.

III Введение в тему.

Сегодня у нас не совсем обычный день. Сегодня мы совершим путешествие.

Есть два разряда путешествий: Один - пускаться с места вдаль,

Другой - сидеть себе на месте. Листая старый календарь:

Посмотрите слайды и попробуйте догадаться, где мы с вами окажемся.

- Итак, мы отправимся в деревню, но не в обычную.

- Какой период времени мы с вами проходим?

- Значит тема урока сегодня, какая?

Запись в тетради: дата, тема.

- Как вы думаете, что мы должны сегодня на уроке узнать? О чем мы будем говорить?

1.Господская земля и крестьянские наделы.

2.Феодал и зависимые крестьяне.

4.Как жили и трудились крестьяне.

5. Натуральное хозяйство.

II. Новая тема.

1. Господская земля и крестьянские наделы.

- Ну вот мы в средневековой деревне. Как вы думаете, чем средневековые деревни отличались от современных?

Да, отличий много. Самое главное отличие в том, что жители деревень не были свободными.

- Кому принадлежала земля и власть?

- Земли и власть принадлежали землевладельцам, т.е. феодалам.

- Вспомним, кто такие феодалы.

- Феодалы – это землевладельцы. Они были собственниками земли: владели полями, лугами, лесами, реками и озерами.

-Кто жил и работал на земле феодала?

-На землях феодалов жили и работали крестьяне.

- Как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

Поземельная и личная зависимость







Ответы учеников: отдача под покровительство, захват земли силой, пожалования короля, закабаление за долги.

Работа со словарем

Поместье – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Слайд Перед вами феодальное поместье. Господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок. Здесь были дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Слайд Пахотная и прочая земля делились на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары хозяина. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. Собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел.

2 Феодал и зависимые крестьяне.

- Крестьяне работали на своей земле и земле феодала. Почему? Они были зависимы.

- Как вы думаете, на каких условиях феодалы разрешали зависимым крестьянам пользоваться землей?

- Поскольку вся земля находилась в руках сеньоров, крестьяне, жившие на этой земле, должны были платить за пользование этой землей. Главными обязанностями (повинностями) были барщина и оброк.

Работа со словарём:

Оброк - повинность зависимого крестьянина, заключающаяся в выплате дани помещику. Барщина – все работы крестьян в хозяйстве феодала.

Записать в тетрадь определения.

Задание 1: Изучить материал в учебнике, параграф 11, стр. 87-88 и заполнить таблицу:

Все работы крестьян в хозяйстве помещика:

обработка господской пашни;

строительство и починка его дома, мостов;

Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины:

долю продуктов своего хозяй­ства (зерно, скот, птица, яйца, сало, мед);

изготовленные ими изде­лия (полотно, кожи, пряжа), а в ряде случаев и деньги

(Проверка выполнения задания).

Задание 2: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

Можно ли на основании документа сказать, было ли у крестьян свое хозяйство?

Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк?

Как вы думаете, легко ли жилось крестьянам? Почему?

Почему крестьяне вынуждены были подчиняться феодалам?

У какой категории крестьян было самое тяжелое положение? Почему?

- Ещё одним из налогов крестьян был церковный налог. Он назывался церковная десятина. Каждый крестьянин должен содержать 1 монаха, т.е.отдавать церкви одну десятую часть от всего, что у него есть и появляется.

Слайд Физкультминутка.

3 Крестьянская община.

На полученных от феодалов наделах крестьяне вели собственное хозяйство. Но земля принадлежала не отдельной семье, а всей общине.

Задание 3: изучая п. 3 § 11, найдите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.

(Проверка выполнения задания).

Причины объединения крестьян в общины

Ведала хозяйственными делами

Поровну распределяла участки земли, создавая равные условия для ведения хозяйства

Поддерживала порядок на своей территории

Помогал беднякам выплачивать налоги

Опекала вдов и сирот

Проводила празднества и игры

Оказывала сопротивление господину, когда он пытался увеличить установленные размеры повинностей.

4 Как жили и трудились крестьяне.

Задолго до рассвета поднимается крестьянская семья. Сегодня нуж­но отбывать барщину на поле господина. Настала пора пахать и сеять. Жена крестьянина разжигает огонь в очаге: ударяя кремень о кремень, она высекает искру и раздувает трут. Разгораясь, огонь освещает жалкую обстановку хижины.

Крестьянское жилье — это дом из местного камня, бревен или жер­дей, обмазанный глиной и крытый соломой или камышом. Маленькие окошки, в холодное время закрытые тряпками, сеном или бычьими пузы­рями, пропускают мало света. Дым от огня выходит через отверстие в по­толке или в открытую дверь, но немало его остается внутри помещения, коптит стены и потолок. Вся обстановка состоит из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, кровати, сундука, в котором хранится годами нажитая праздничная одежда, передаваемая из поколения в поколение.

Раздается мычание коровы и кудахтанье кур. Пока в чугунном котел­ке, подвешенном на железной цепи треножника, варится овсяная похлеб­ка, крестьянка идет во вторую половину избы — надо убрать за коровой и курами. Ведь всю прошедшую зиму скот и птица содержались в поме­щении вместе с людьми.

А в это время крестьянин во дворе запрягает пару волов в тяжелый колесный плуг. Лишь недавно ему удалось его изготовить, а за лемех, нож и колеса пришлось заплатить зерном деревенским мастерам. Но пара волов не потянет на поле плуг, нужны три пары. Поэтому приходится обращаться к соседям за помощью.

Пока отец и мать занимаются хозяйственными делами, поднялись ребятишки. Крестьянка торопится их покормить: сегодня ей надо идти в мастерскую ткать полотно для господина.

Наконец все дела сделаны, и семья рассаживается на лавках за сто­лом. Деревянными ложками черпают из миски недосоленную овсяную похлебку. Соли-то нет, за нее надо дорого платить. Да и ларь с мукой опустел — до лета зерна не хватает. Подкрепившись скудным завтраком, крестьяне отправляются на барщину.

Весь день, от зари до зари, трудятся крестьяне на господском поле: одни пашут, другие сеют, третьи пасут скот господина. Тяжелым колес­ным плугом можно глубоко вспахать почву и перевернуть пласт земли.

Лишь поздно вечером крестьяне возвращаются домой. Поужинав той же овсяной похлебкой, крестьянская семья опять принимается за ра­боту.

Настала осень. Господский хлеб уже убран и связан в снопы. Кре­стьяне торопятся убрать свою полосу: вот-вот зарядят проливные дожди, подуют холодные осенние ветры. И так уже много зерна осыпалось, нема­ло его поклевали птицы. Не разгибая спины, целый день вся семья жнет колосья и вяжет их в снопы.

Но что это?! Почему все вздрогнули, как будто испугались чего-то? Раздались звук охотничьего рога, лай собак, гиканье и свист. На поле показалась кавалькада нарядно одетых всадников. Сегодня к владельцу поместья прибыли гости, и хозяин решил позабавить их охотой. Не раз­бирая дороги, мчатся они по нескошенному полю. С презрением смотрят господа на склонившихся в поклоне крестьян — их удел труд, покорность, терпение. Крестьяне пока бессильны что-либо сделать, но их сердца пол­ны гнева и ненависти.

У многих крестьян в этот день господа уничтожили часть плодов их тяжелого труда. Возмущению жителей деревни не было предела. Не сго­вариваясь, все устремились на главную деревенскую площадь перед цер­ковью — здесь всегда собирается общинный сход. Видны негодующие лица, сжатые кулаки, горящие гневом глаза. Когда становится невмочь терпеть, крестьяне выступают всей общиной, и плохо приходится тогда господам.

— Господа делают с нами все, что хотят! — восклицает молодой крестьянин. — Продают и покупают, как скот, бьют плетьми!

Каждый говорит о своих обидах и унижениях. Один крестьянин жа­луется, что после смерти отца управляющий увел на господский двор корову; другой рассказывает, что ему пришлось отдать четверть иму­щества за то, чтобы получить разрешение господина выдать замуж дочь за крепостного из соседнего поместья.

Надо бежать. Ведь плетью обуха не перешибешь, — говорит моло­дой семейный крестьянин.

Некуда нам бежать, — отвечают ему. — Господа всюду захватили землю. Бороться надо!

С этого дня общинники стали хуже работать на барщине, иногда даже отказывались отбывать барщину и платить оброк. Все чаще слу­чались потравы господского хлеба. Однажды ночью загорелся амбар господина, а утром все знали, что молодой крестьянин, горячо высту­павший на сходке, бежал из поместья. В погоню за ним господин сна­рядил вооруженных слуг верхом на лошадях и с собаками. Через два дня избитого, истерзанного беглеца привели на суд феодала. Неумолимый господин сам и судья, и обвинитель. Всыпать ему сотню плетей, заковать в цепи и бросить в яму — таков приговор. Слуги яростно набросились на свою жертву и поволокли на конюшню избивать плетьми. Затем же­стоко избитого крестьянина бросили в темный подвал господского дома, приковали цепью к стене. На следующий день он скончался от побоев, и никто не понес ответственности за его смерть. Хотя господин по закону не имеет права убивать своих крепостных, но он может наказывать, как ему угодно.

Смерть крестьянина переполнила чашу терпения. Загудел набат с ко­локольни деревенской церкви — это сигнал для сбора. «К господскому

Но через несколько дней феодал вернулся с воинами своих соседей. Началась расправа с жителями деревни. Участников восстания допраши­вали под пыткой, нескольких вожаков повесили, многих жестоко выпо­роли плетьми. Все как будто пошло по-прежнему. Но господин хорошо запомнил урок, данный ему крестьянами: он уже не осмеливался так же­стоко их притеснять, как прежде. И чтобы избежать нового восстания, он установил размеры повинностей для каждого крестьянского двора - это было записано в специальных поместных книгах. Теперь крестьяне могли больше времени уделять своему хозяйству. Постепенно улучшались об­работка земли и орудия труда, повышались урожаи. Но через некоторое время господа забывали о пережитом страхе и снова усиливали гнет.

5. Натуральное хозяйство

Каким образом крестьянин обеспечивал себя одеждой, обувью, мебелью?

Кто делал орудия труда?

Кто строил дом феодалу?

Кто обеспечивал всем необходимым феодала?

Как называется такое хозяйство?

(Работа со словарем).

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления.

- Укажите две причины господства натурального хозяйства, заполнив пропуски в предложениях.

Техника сельского хозяйства ___________ , поэтому урожаи были ________ .

Во всех поместьях производили ________ , поэтому нечем ________

III. Подведение итогов урока, рефлексия.

Ну что ж ребята, сегодня вы хорошо поработали и очень порадовали меня, давайте с вами ответим на последний вопрос:

- Что мы сегодня изучили на уроке?

- Сегодня мы узнали о том, как жили крестьяне в средние века, чем они занимались, как жили.

- Совершенно верно, таким образом, сегодня мы познакомились с увлекательным миром средневековой деревней и ее обитателями.

- Хотели бы вы жить в средневековой деревне?

- Какие новые термины вы сегодня узнали?

IV Домашнее задание и выставление оценок в журнал

1 Выучить новые слова

2 Для сильных учеников - § 11, ответить на вопрос: сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне? Если да, то какие?

- У кого-нибудь есть вопросы? Так, домашние задание вам заданно, всем все ясно, тогда оценки за работу на уроке сегодня получают …

Цели: познакомить с особенностями жизни в средневековой деревне; выделить признаки натурального хозяйства.

Планируемые результаты:

предметные: научиться объяснять сущность и характерные черты натурального хозяйства; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников о жизни и быте крестьян; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов;

личностные УУД: формировать мотивацию к самосовершенствованию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

III. Актуализация знаний

— Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

— Из кого образовался класс зависимых крестьян?

К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Именно о них мы и будем вести речь.

— Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке.

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Господская земля и крестьянские наделы.
  2. Феодал и зависимые крестьяне.
  3. Крестьянская община.
  4. Как жили и трудились крестьяне.
  5. Натуральное хозяйство.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой? Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов? Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?

IV. Работа по теме урока

1. Господская земля и крестьянские наделы

(Работа со словарем.)

Вотчина — наследственное земельное владение феодала.

Поместье — хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Давайте совершим виртуальное путешествие во времени и познакомимся со средневековой деревней и ее обитателями.

Слайд 1. Перед вами феодальное поместье. Господский двор, а позднее — замок, был обнесен оградой, впоследствии — стеной. Здесь были дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Слайд 2. Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары хозяина. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах, собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел. Леса, луга и воды были захвачены феодалами, но ими пользовались и крестьяне.

Задание: в тетрадях графически изобразите феодальное поместье.

(Ученики выполняют задание.)

2. Феодал и зависимые крестьяне

Проблемный вопрос. Как вы думаете, на каких условиях феодалы предоставляли зависимым крестьянам возможность пользоваться землей?

За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности, т. е. выполнять принудительные обязанности. Главными повинностями были барщина и оброк.

Задание: работая с текстом п. 2 § 11, заполните таблицу.

— обработка господской пашни;

— строительство и починка его дома, мостов;

— долю продуктов своего хозяйства (зерно, скот, птица, яйца, сало, мед);

(Проверка выполнения задания.)

Задание: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

Исторический документ

— Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк?

— Какие виды барщины отбывают Видрад и его жена?

— Как вы думаете, легко ли жилось крестьянам?

— Почему крестьяне вынуждены были подчиняться своим феодалам?

(Проверка выполнения задания.)

— Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете?

— Почему особенно тяжелым было положение лично зависимых крестьян?

3. Крестьянская община

Крестьяне в Средние века были объединены в общины.

Задание: работая с текстом п. 3 § 11, исследуйте и назовите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Причины объединения крестьян в общины:

Крестьяне решали важные вопросы, которые касались всех членов общины: когда, что и где сеять, когда убирать

  • Поровну распределяла участки земли, создавая равные условия для ведения хозяйства
  • Поддерживала мир и порядок на своей территории
  • Ведала, прежде всего, хозяйственными делами
  • Следила за соблюдением традиций и обычаев
  • Помогала беднякам выплачивать налоги
  • Разыскивала преступников
  • Опекала крестьянских вдов и сирот
  • Проводила празднества и игры
  • Добивалась ограничения феодальных повинностей и произвола господ

4. Как жили и трудились крестьяне

— Как же жили и трудились крестьяне в Средние века?

Задание: прослушайте рассказ и составьте его план.

Дополнительный материал

Задолго до рассвета поднимается крестьянская семья. Сегодня нужно отбывать барщину на поле господина. Настала пора пахать и сеять. Жена крестьянина разжигает огонь в очаге: ударяя кремень о кремень, она высекает искру и раздувает трут. Разгораясь, огонь освещает жалкую обстановку хижины.

Крестьянское жилье — это дом из местного камня, бревен или жердей, обмазанный глиной и крытый соломой или камышом. Маленькие окошки, в холодное время закрытые тряпками, сеном или бычьими пузырями, пропускают мало света. Дым от огня выходит через отверстие в потолке или в открытую дверь, но немало его остается внутри помещения, коптит стены и потолок. Вся обстановка состоит из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, кровати, сундука, в котором хранится годами нажитая праздничная одежда, передаваемая из поколения в поколение.

Раздается мычание коровы и кудахтанье кур. Пока в чугунном котелке, подвешенном на железной цепи треножника, варится овсяная похлебка, крестьянка идет во вторую половину избы — надо убрать за коровой и курами. Ведь всю прошедшую зиму скот и птица содержались в помещении вместе с людьми.

А в это время крестьянин во дворе запрягает пару волов в тяжелый колесный плуг. Лишь недавно ему удалось его изготовить, а за лемех, нож и колеса пришлось заплатить зерном деревенским мастерам. Но пара волов не потянет на поле плуг, нужны три пары. Поэтому приходится обращаться к соседям за помощью.

Пока отец и мать занимаются хозяйственными делами, поднялись ребятишки. Крестьянка торопится их покормить: сегодня ей надо идти в мастерскую ткать полотно для господина.

Наконец все дела сделаны, и семья рассаживается на лавках за столом. Деревянными ложками черпают из миски недосоленную овсяную похлебку. Соли-то нет, за нее надо дорого платить. Да и ларь с мукой опустел — до лета зерна не хватает. Подкрепившись скудным завтраком, крестьяне отправляются на барщину.

Весь день, от зари до зари, трудятся крестьяне на господском поле: одни пашут, другие сеют, третьи пасут скот господина. Тяжелым колесным плугом можно глубоко вспахать почву и перевернуть пласт земли.

Лишь поздно вечером крестьяне возвращаются домой. Поужинав той же овсяной похлебкой, крестьянская семья опять принимается за работу…

Настала осень. Господский хлеб уже убран и связан в снопы. Крестьяне торопятся убрать свою полосу: вот-вот зарядят проливные дожди, подуют холодные осенние ветры. И так уже много зерна осыпалось, немало его поклевали птицы. Не разгибая спины, целый день вся семья жнет колосья и вяжет их в снопы.

Но что это?! Почему все вздрогнули, как будто испугались чего-то? Раздались звук охотничьего рога, лай собак, гиканье и свист. На поле показалась кавалькада нарядно одетых всадников. Сегодня к владельцу поместья прибыли гости, и хозяин решил позабавить их охотой. Не разбирая дороги, мчатся они по нескошенному полю. С презрением смотрят господа на склонившихся в поклоне крестьян — их удел труд, покорность, терпение. Крестьяне пока бессильны что-либо сделать, но их сердца полны гнева и ненависти.

У многих крестьян в этот день господа уничтожили часть плодов их тяжелого труда. Возмущению жителей деревни не было предела. Не сговариваясь, все устремились на главную деревенскую площадь перед церковью — здесь всегда собирается общинный сход. Видны негодующие лица, сжатые кулаки, горящие гневом глаза. Когда становится невмочь терпеть, крестьяне выступают всей общиной, и плохо приходится тогда господам.

— Господа делают с нами все, что хотят! — восклицает молодой крестьянин. — Продают и покупают, как скот, бьют плетьми!

Каждый говорит о своих обидах и унижениях. Один крестьянин жалуется, что после смерти отца управляющий увел на господский двор корову; другой рассказывает, что ему пришлось отдать четверть имущества за то, чтобы получить разрешение господина выдать замуж дочь за крепостного из соседнего поместья.

— Надо бежать. Ведь плетью обуха не перешибешь, — говорит молодой семейный крестьянин.

— Некуда нам бежать, — отвечают ему. — Господа всюду захватили ) землю. Бороться надо!

С этого дня общинники стали хуже работать на барщине, иногда даже отказывались отбывать барщину и платить оброк. Все чаще случались потравы господского хлеба. Однажды ночью загорелся амбар господина, а утром все знали, что молодой крестьянин, горячо выступавший на сходке, бежал из поместья. В погоню за ним господин снарядил вооруженных слуг верхом на лошадях и с собаками. Через два дня избитого, истерзанного беглеца привели на суд феодала. Неумолимый господин сам и судья, и обвинитель. Всыпать ему сотню плетей, заковать в цепи и бросить в яму — таков приговор. Слуги яростно набросились на свою жертву и поволокли на конюшню избивать плетьми. Затем жестоко избитого крестьянина бросили в темный подвал господского дома, приковали цепью к стене. На следующий день он скончался от побоев, и никто не понес ответственности за его смерть. Хотя господин по закону не имеет права убивать своих крепостных, но он может наказывать, как ему угодно.

Но через несколько дней феодал вернулся с воинами своих соседей. Началась расправа с жителями деревни. Участников восстания допрашивали под пыткой, нескольких вожаков повесили, многих жестоко выпороли плетьми. Все как будто пошло по-прежнему. Но господин хорошо запомнил урок, данный ему крестьянами: он уже не осмеливался так жестоко их притеснять, как прежде. И чтобы избежать нового восстания, он установил размеры повинностей для каждого крестьянского двора — это было записано в специальных поместных книгах. Теперь крестьяне могли больше времени уделять своему хозяйству. Постепенно улучшались обработка земли и орудия труда, повышались урожаи. Но через некоторое время господа забывали о пережитом страхе и снова усиливали гнет…

(Проверка выполнения задания.)

5. Натуральное хозяйство

— Каким образом крестьянин обеспечивал себя одеждой, обувью, мебелью?

— Кто делал орудия труда?

— Кто строил дом феодалу?

— Кто обеспечивал всем необходимым феодала?

— Как называется такое хозяйство?

(Работа со словарем.)

Натуральное хозяйство — тип хозяйства, при котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления.

— Укажите две главные причины господства натурального хозяйства, заполнив пропуски в предложениях.

1. Техника сельского хозяйства…, поэтому урожаи были… .

2. Во всех поместьях производили…, поэтому нечем… .

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой?

— Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов?

Читайте также: