Инфракрасное облучение зерна уничтожает жучков вредителей почему жучки погибают а зерно нет

Обновлено: 07.09.2024

Цели: развитие математических навыков старшеклассников; творческое осмысление изученного материала; активизация умственной деятельности; обобщение знаний.

Предварительная подготовка: в игре принимает участие весь класс, разбитый на три команды. На табло расположены открывающиеся ячейки, которые изображены в виде кораблей и пронумерованны. Команды по очереди выбирают корабль и выполняют задание, которое ему соответствует, только затем открывается ячейка. Если под ячейкой находится одно-, двух-, трех- или четырехпалубный корабль и команда правильно выполнила задание, то номер корабля умножается на количество палуб и таким образом получается количество баллов, заработанное командой. Например: команда правильно выполнила задание корабля номер три и он оказался двухпалубным, значит, команда получает шесть баллов. Если же под ячейкой не оказалось корабля, то команда получает количество баллов, соответствующее номеру ячейки. Если же команда не справилась с заданием, то у нее отнимаются баллы (отнимаются баллы соответственно номеру корабля). Если команда не справилась с заданием, а под ячейкой оказался корабль, то следующая команда может попробовать этот корабль завоевать, только в том случае, если они ответят правильно, им прибавляются баллы по количеству палуб данного корабля.

Оформление кабинета: в кабинете можно развесить различные высказывания знаменитых людей, например:

Также в кабинете следует разместить табло для игры.

Ход классного часа

Учитель.

Хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.

Но порой достанет так вот,

Что не знаешь, как и быть,

Я пытаюсь зазубрить.

Но зубрежка вся напрасна –

Не доходит до меня.

Это вовсе не игрушка,

Ничего, не сдамся я.

Ее просто так не взять,

Попытаемся мы снова

Много формул и законов

В алгебре изобрели,

Корни, кубы и биномы

Мы зубрили, как могли.

Мы от формул так устали,

Но без них прожить нельзя!

Не проходит и недели.

Чтоб о них не слышал я.

Как родную, любим мы,

Кубы, призмы, пирамиды

На уроках нам нужны,

Даже формула Герона

Отлетает от зубов.

Можем мы решать так много,

Это ясно всем без слов!

Далее учитель объясняет правила игры, делит класс на три команды и проводит саму игру. Можно использовать следующие вопросы и конкурсы.

1. Какой раздел математики изучает действия с числами? (Арифметика.)

2. Сколько прямых можно провести через две точки? (Одну.)

3. Как называется равенство с переменными? (Уравнение.)

4. Результат какого действия называется суммой? (Сложение.)

5. Как называются две непересекающиеся прямые? (Параллельные.)

6. Как называется график квадратичной функции? (Парабола.)

7. Как называются числа при умножении? (Множители, произведение.)

8. Какой раздел математики изучает свойства фигур? (Геометрия.)

9. Какие три одинаковых числа нужно сложить, чтобы получить 18? (6.)

10. Назовите сторону треугольника, лежащую против прямого угла? (Гипотенуза.)

11. Запишите общий вид линейной функции? (у = kх + b)

12. Сколько градусов развернутый угол? (180°.)

13. Натуральные числа, им противоположные и нуль образуют множество каких чисел? (Целых.)

14. Какой угол образуют стрелки часов, показывающие три часа? (Прямой.)

15. Как называется выражение, записанное с помощью знаков? (Неравенство.)

16. Какая теорема связывает стороны прямоугольного треугольника? (Пифагора.)

17. Какой ученый установил связь между корнями квадратного уравнения? (Франсуа Виет.)

18. Чему равна сумма углов треугольника? (180°.)

19. Сколько вершин у параллелепипеда? (8.)

20. Каждая звезда имеет свой спектр, отличный от спектров других звезд. Как это можно объяснить? (Различие в спектрах вызвано различным химическим составом звезд и количественным соотношением химических элементов.)

21. Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает? (Наряду с процессом излучения энергии в космос происходит и поглощение энергии Солнца и других звезд.)

22. Почему в радиолокации для измерения времени распространения радиоволн не используют механический секундомер? (Скорость радиоволн во много раз больше скорости переключения кнопки секундомера.)

23. Инфракрасное облучение зерна уничтожает жучков- вредителей. Почему жучки погибают, а зерно нет? (Жучки имеют черный цвет, поэтому интенсивно поглощают инфракрасное излучение и погибают.)

24. Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно видеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объясните это явление. (Броуновское движение.)

25. Почему горящий керосин нельзя тушить водой? (Вода тяжелее керосина, она опустится вниз и не закроет доступ воздуха к керосину.)

26. В чем теплее: в трех рубашках или в рубашке тройной толщины? (В трех рубашках.)

27. Ученики рассчитали, что для освещения елки нужно взять 12 имеющихся у них электрических лампочек. Как их нужно соединить? Почему? (Последовательно.)

28. Являетесь ли вы сейчас источником света? Какого? (Рассеянного (отраженного), источником которого является, например, Солнце.)

29. В корзине лежат 5 яблок. Разделите их между пятью лицами так, чтобы одно осталось в корзине и каждый получил по одному яблоку. (Одно из яблок отдать вместе с корзиной.)

30. У семерых братьев по одной сестрице. Сколько всего сестер? (Одна.)

31. Сколько в доме животных, если все они, кроме двух, кошки, все, кроме двух, собаки, и все, кроме двух, попугаи? (Три: кошка, собака и попугай.)

32. Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь? (15 км/ч.)

33. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа.)

34. В двух кошельках лежат две одинаковые монеты, причем в одном кошельке монет вдвое больше, чем в другом. Может ли так быть? (Один из кошельков лежит внутри другого.)

36. Почему в поездах все стоп-краны всегда красные, а в самолетах - голубые? (В самолетах стоп-крана не бывает.)

Учитель. Сейчас мы с вами покажем русскую народную сказку- задачу. Для этого мне потребуются помощники из другой команды.

Учитель распределяет роли: барин, барыня, 2 сына, 2 дочери, богатый мужик, бедный мужик. Для исполнения роли бедного мужика приглашается заранее подготовленный помощник.

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику:

- Спасибо, мужик, тебе за гуся, только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как нам разделить гуся без обиды?

Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:

- Ты всему голова - тебе голову.

Потом отрезал задок, подает барыне.

- Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом смотреть - тебе задок.

Потом отрезал лапки и подает сыновьям:

- Вам, - говорит, - ножки, топтать отцовские дорожки.

А дочерям дал крылья.

- Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму.

И взял всего гуся.

Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.

Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес барину.

- Спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочки - всех шестеро. Как нам поровну разделить твоих гусей?

Стал богатый мужик думать, ничего не придумал.

Послал барин за бедным мужиком и велел делить.

Учитель. А как бы вы разделили?

Бедный мужик взял - одного гуся дал барину с барыней и говорит:

- Вот вас трое с гусем.

Одного дал сыновьям:

- И вас, - говорит, - трое.

Одного дал дочерям:

А себе взял двух гусей.

- Вот, - говорит, - и нас трое с гусями, - все поровну.

Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого прогнал.

Как же Вы устроены, Ваше единственное, загадочное, хрупкое Величество – природа?!

Этот вопрос вы задавали себе, когда пришли в 7-й класс. С тех пор вы узнали о том, что физика – одна из самых древних наук о природе и, тем не менее, одна из самых молодых! Вы узнали, что физика была создана многими великими учёными – Архимедом, Ньютоном, Ломоносовым, Ампером, Эйнштейном, Галилеем и т.д. Физика открыла перед вами загадки физических явлений, вела вас все эти годы по пути увлекательных открытий, показала вам уже завоёванные наукой рубежи и горизонты современных поисков, раскрыла секреты, казавшихся вам неразгаданных тайн. И сегодня вы сможете проявить свои способности, а может даже дарования, творческую активность в конкурсе “Умники и Умницы”.

  • Каждая звезда имеет свой спектр, отличный от спектров других звёзд. Как это можно объяснить?

Ответ. Различие в спектрах вызвано различным химическим составом звёзд и количественным соотношением химических элементов.

  • Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает?

Ответ. Наряду с процессом излучения энергии в космос происходит и поглощение энергии Солнца и звёзд,

  • Почему в радиолокации для измерения времени распространения радиоволн не используют механический секундомер?

Ответ. Скорость радиоволн во много раз больше скорости переключения кнопки секундомера.

  • Инфракрасное облучение зерна уничтожает жучков-вредителей. Почему жучки погибают, а зерно нет?

Ответ. Жучки имеют чёрный цвет, поэтому интенсивно поглощают инфракрасное излучение и погибают.

  • Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно видеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объясните это явление.

Ответ. Вода тяжелее керосина и она опустится вниз и не закроет доступ воздуха к керосину.

  • В чём теплее: в трёх рубашках или в рубашке тройной толщины?
  • Ученики рассчитали, что для освещения ёлки нужно взять 12 имеющихся у них электрических лампочек. Как их нужно соединить? Почему?
  • Почему в плавких предохранителях не применяют проволоку из тугоплавких металлов?
  • Свет излучают раскалённые металлы, экран телевизора, пламя горящей древесины, жучки-светлячки. Укажите, какие из этих источников света относятся к люминесцентным? Почему?
  • Являетесь ли вы сейчас источником света? Какого?

Ответ. Рассеянного (отражённого), источником которого является, например, Солнце.

  • Как на ощупь (в темноте) можно отличить собирающую линзу от рассеивающей?
  • Какой энергией обладает летящий самолёт?
  • Какое изменение произошло с атомом кислорода, если он превратился в положительный ион?
  • Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
  • Справедлива ли пословица: “Не услышишь выстрела, которым будешь убит”?

Ответ. Да, скорость пули больше, чем скорость звука.

  • Что имеют в виду, когда говорят: “Пошло дело, как по маслу”?
  • О каком явлении гласит пословица: “Ему и беда, что с гуся вода”?
  • На какое явление намекает поговорка: “Как соломинка и янтарь”?
  • Какое явление описано в пословице: “Сполох красиво играет, да не греет”?
  • О чём спрашивается в поговорке – загадке: “Чего с земли не поднимешь”?
  • Какое явление подмечено в пословице: “Волна, набежав на волну, набирает силу”?
  • О чём говорит пословица: “Мир – как ветряная мельница: без устали вращается”?
  • Действительно ли падают звёзды?
  • О каком явлении говорит пословица: “Как аукнется, так и откликнется”?
  • Какой самый главный физический закон скрыт в пословице: “Человек неученый – что топор неточёный”?
  • Почему говорят: “Ветер снег съедает”? Что это за явление?
  • О чём говорит пословица: “Правда, что масло везде наверх всплывает”.
  • О каком явлении идёт речь в пословице: “Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной воде”?

Вопросы для состязания “Умников” на дорожках.

1-й тур “Кто ты?”

Зелёная дорожка

Ты жил в III веке до нашей эры в древней Греции. Занимался математикой, физикой и астрономией. Заложил начала механики, гидростатики, аэростатики. Ты исследовал условия плавания тел, действия жидкости на тела. Известна также легенда о том, что ты при помощи жителей города сжёг римский флот Марцелла солнечными лучами, отражёнными множеством зеркал. Ты ввёл законы рычага, изобрёл машины для орошения полей, использовал винт, рычаг, блок для подъёма больших грузов и в военных метательных машинах. Долгое время Сиракузы (это город, в котором ты жил) оборонялись от врагов при помощи метательных машин. Легенда гласит, что когда римские легионеры ворвались в Сиракузы, ты уже состарившийся сидел на берегу моря и решал геометрическую задачу. Увидев над своей головой меч, крикнул: “Не трогай моих чертежей”.

Жёлтая дорожка

Ты родился в 1643 году в Англии. Являлся создателем современного естествознания, прославился трудами по механике, оптике, астрономии, математике. Дал определение трём основным принципам механики, открыл закон всемирного тяготения и на его базе разработал теорию движения планет. Внёс огромный вклад в оптику, впервые разложил белый свет на семь цветов призмой. Ты придерживался корпускулярной теории света (свет – это поток частиц). Твоё научное творчество сыграло исключительную роль в развитии физики.

Красная дорожка

Ты жил в IV веке в Италии. Занимался физикой и астрономией. Изучал движение тел, открыл закон колебаний маятника, создал теорию простых механизмов. Создал первый телескоп (зрительную трубу) и наблюдал в него Луну и планеты, обнаружил спутники Юпитера, пятна на Солнце и фазы Венеры. Поддерживал и развивал гелиоцентрическую теорию Коперника, за что преследовался инквизицией. На суде ты публично отрёкся от своих взглядов. Тебя называют “отцом” экспериментальной физики, человеком, от которого берёт начало физика как наука.

2-й тур “Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать”

В этом туре участники смотрят опыт и затем его объясняют.

Зелёная дорожка

Несгораемый мешок с деньгами.

Для опыта берут 5–10 монет, помещают их в батистовый мешочек и нагревают над пламенем спиртовки. Ткань не загорается, так как тепло от пламени спиртовки сразу передаётся меди, а ткань не успевает загореться

Жёлтая дорожка

Для опыта готовят слабый раствор соляной кислоты, в который опускают сырое яйцо. При этом наблюдают следующее: яйцо сначала тонет, затем всплывает, поднявшись до верха, опять тонет и т.д. Яйцо самопроизвольно ныряет в воду. Почему? Так как плотность яйца несколько больше плотности соляной кислоты, то яйцо вначале тонет (по закону Архимеда). Однако на поверхности яйца начинается химический процесс между скорлупой и соляной кислотой. В результате реакции образуется углекислый газ, пузырьки которого пристают к скорлупе и поднимают яйцо вверх. На поверхности воды пузырьки срываются и уходят в воздух, а яйцо снова погружается на дно, затем всё повторяется. Так яйцо ныряет, пока не растворится скорлупа.

Красная дорожка

Варёное яйцо “вползает” в бутылку.

Берём пол-литровую бутылку (молочную), варёное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Убеждаемся, что яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается внутрь, а чуть-чуть входит в него. В бутылку опускают горящую бумагу и вновь кладут яйцо на горлышко. Через некоторое время оно проваливается внутрь бутылки. Почему?

3-й тур “Игра в детектив”

Зелёная дорожка

Подходя к нужному дому на окраине города, Шерлок Холмс увидел следы лыжника. Они были, как бы приподняты над остальным снегом. Хозяйке, открывшей дверь, он вместо приветствия сказал: “Скоро будет весна”. Почему он так решил?

Ответ. Днём снег активно тает и опускается. В следах же лыжника, где он более плотный, он тает медленнее. Поэтому следы выглядят приподнятыми над поверхностью снега. А это признак весны.

Жёлтая дорожка

По телевизору показывали фильм, и Шерлок Холмс с любопытством поглядывал на экран. Там на тонущем корабле капитан приказал положить свёрток с золотом в бочку, закрыть её и сбросить в море, так как шлюпка была переполнена людьми, и около неё толпились не поместившиеся пассажиры. “А зря, – сказал Холмс, – я бы переправил на берег с этой бочкой, по крайней мере, ещё одного человека”. Почему он так сказал?

Ответ. Благодаря своему значительному объёму, бочка обладает большой подъёмной силой, превышающей вес свёртка с золотом.

Красная дорожка

“Давайте сверим часы для нашей операции”, – сказал Шерлок Холмс Ватсону. “Мои идут неточно и часто ломаются”, – ответил тот. “Заводите их только утром, и они всегда будут идти верно”, – посоветовал Шерлок Холмс. “Не всё ли равно когда их заводить?” – возразил Ватсон. “О, нет, друг, и в этом надо знать суть”, – неторопливо ответил Холмс. Что же именно надо знать?

Ответ. Заводить наручные часы, сняв их с руки вечером, нежелательно, так как пружина нагрета, а после завода и последующего остывания она сильно деформируется и может лопнуть.

4-й тур “Чёрный ящик”

В чёрный ящик помещается прибор, который показывают только зрителям. Затем из зала дают подсказки, а участник должен угадать какой это прибор и рассказать, как им пользоваться, для чего применять и т.д.

Спектроскоп, линза, лупа, дифракционная решётка и т.д.


Внеклассное мероприятие предназначено для оживления интереса к физике. Во время подготовки, если создать здоровую атмосферу соперничества, учителю легко будет добиться привлечь интерес к предмету, который по мнению большинства учащихся является очень сложным предметом.

Описание разработки

Цели:

обобщение знаний, приобретённых в течение пяти лет изучения физики;

продолжение развития мыслительной деятельности учащихся;

создание эмоциональных условий для самоутверждения личности;

укрепление веры в свои знания и силы.

Ход игры

Вступительное слово ведущего.

Как же Вы устроены, Ваше единственное, загадочное, хрупкое Величество – природа?!

Этот вопрос вы задавали себе, когда пришли в 7 - й класс. С тех пор вы узнали о том, что физика – одна из самых древних наук о природе и, тем не менее, одна из самых молодых! Вы узнали, что физика была создана многими великими учёными – Архимедом, Ньютоном, Ломоносовым, Ампером, Эйнштейном, Галилеем и т. д. Физика открыла перед вами загадки физических явлений, вела вас все эти годы по пути увлекательных открытий, показала вам уже завоёванные наукой рубежи и горизонты современных поисков, раскрыла секреты, казавшихся вам неразгаданных тайн. И сегодня вы сможете проявить свои способности, а может даже дарования, творческую активность в конкурсе “Умники и Умницы”.

Вопросы отборочного тура.

Каждая звезда имеет свой спектр, отличный от спектров других звёзд. Как это можно объяснить?

Ответ. Различие в спектрах вызвано различным химическим составом звёзд и количественным соотношением химических элементов.

Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает?

Ответ. Наряду с процессом излучения энергии в космос происходит и поглощение энергии Солнца и звёзд,

Почему в радиолокации для измерения времени распространения радиоволн не используют механический секундомер?

Ответ. Скорость радиоволн во много раз больше скорости переключения кнопки секундомера.

Инфракрасное облучение зерна уничтожает жучков - вредителей. Почему жучки погибают, а зерно нет?

Ответ. Жучки имеют чёрный цвет, поэтому интенсивно поглощают инфракрасное излучение и погибают.

Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно видеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объясните это явление.

Ответ. Броуновское движение.

Почему горящий керосин нельзя тушить водой?

Ответ. Вода тяжелее керосина и она опустится вниз и не закроет доступ воздуха к керосину.

В чём теплее: в трёх рубашках или в рубашке тройной толщины?

Ответ. В трёх рубашках.

Ученики рассчитали, что для освещения ёлки нужно взять 12 имеющихся у них электрических лампочек. Как их нужно соединить? Почему?

Почему в плавких предохранителях не применяют проволоку из тугоплавких металлов?

Свет излучают раскалённые металлы, экран телевизора, пламя горящей древесины, жучки - светлячки. Укажите, какие из этих источников света относятся к люминесцентным? Почему?

Являетесь ли вы сейчас источником света? Какого?

Ответ. Рассеянного (отражённого), источником которого является, например, Солнце.

Как на ощупь (в темноте) можно отличить собирающую линзу от рассеивающей?

Какой энергией обладает летящий самолёт?

Какое изменение произошло с атомом кислорода, если он превратился в положительный ион?

Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?

Вопросы для определения дорожки.

Справедлива ли пословица: “Не услышишь выстрела, которым будешь убит”?

Ответ. Да, скорость пули больше, чем скорость звука.

Что имеют в виду, когда говорят: “Пошло дело, как по маслу”?

Ответ. Уменьшение силы трения.

О каком явлении гласит пословица: “Ему и беда, что с гуся вода”?

На какое явление намекает поговорка: “Как соломинка и янтарь”?

Ответ. Электризация тел.

Какое явление описано в пословице: “Сполох красиво играет, да не греет”?

Ответ. Полярное сияние.

О чём спрашивается в поговорке – загадке: “Чего с земли не поднимешь”?

Какое явление подмечено в пословице: “Волна, набежав на волну, набирает силу”?

О чём говорит пословица: “Мир – как ветряная мельница: без устали вращается”?

Действительно ли падают звёзды?

Ответ. Нет, это метеоры.

О каком явлении говорит пословица: “Как аукнется, так и откликнется”?

Какой самый главный физический закон скрыт в пословице: “Человек неученый – что топор неточёный”?

Почему говорят: “Ветер снег съедает”? Что это за явление?

О чём говорит пословица: “Правда, что масло везде наверх всплывает”.

О каком явлении идёт речь в пословице: “Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной воде”?

Ответ. Относительность движения.

Внеклассное мероприятие по физике Умники и умницы

Вопросы для состязания “Умников” на дорожках.

1 - й тур “Кто ты?”

Ты жил в III веке до нашей эры в древней Греции. Занимался математикой, физикой и астрономией. Заложил начала механики, гидростатики, аэростатики. Ты исследовал условия плавания тел, действия жидкости на тела. Известна также легенда о том, что ты при помощи жителей города сжёг римский флот Марцелла солнечными лучами, отражёнными множеством зеркал. Ты ввёл законы рычага, изобрёл машины для орошения полей, использовал винт, рычаг, блок для подъёма больших грузов и в военных метательных машинах. Долгое время Сиракузы (это город, в котором ты жил) оборонялись от врагов при помощи метательных машин. Легенда гласит, что когда римские легионеры ворвались в Сиракузы, ты уже состарившийся сидел на берегу моря и решал геометрическую задачу. Увидев над своей головой меч, крикнул: “Не трогай моих чертежей”.

Ты родился в 1643 году в Англии. Являлся создателем современного естествознания, прославился трудами по механике, оптике, астрономии, математике. Дал определение трём основным принципам механики, открыл закон всемирного тяготения и на его базе разработал теорию движения планет. Внёс огромный вклад в оптику, впервые разложил белый свет на семь цветов призмой. Ты придерживался корпускулярной теории света (свет – это поток частиц). Твоё научное творчество сыграло исключительную роль в развитии физики.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле.

обобщение знаний, приобретённых в течение пяти лет изучения физики;

продолжение развития мыслительной деятельности учащихся;

создание эмоциональных условий для самоутверждения личности;

укрепление веры в свои знания и силы.

Вступительное слово ведущего.

Как же Вы устроены, Ваше единственное, загадочное, хрупкое Величество – природа?!

Этот вопрос вы задавали себе, когда пришли в 7-й класс. С тех пор вы узнали о том, что физика – одна из самых древних наук о природе и, тем не менее, одна из самых молодых! Вы узнали, что физика была создана многими великими учёными – Архимедом, Ньютоном, Ломоносовым, Ампером, Эйнштейном, Галилеем и т.д. Физика открыла перед вами загадки физических явлений, вела вас все эти годы по пути увлекательных открытий, показала вам уже завоёванные наукой рубежи и горизонты современных поисков, раскрыла секреты, казавшихся вам неразгаданных тайн. И сегодня вы сможете проявить свои способности, а может даже дарования, творческую активность в конкурсе “Умники и Умницы”.

Вопросы отборочного тура.

Каждая звезда имеет свой спектр, отличный от спектров других звёзд. Как это можно объяснить?

Ответ. Различие в спектрах вызвано различным химическим составом звёзд и количественным соотношением химических элементов.

Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает?

Ответ. Наряду с процессом излучения энергии в космос происходит и поглощение энергии Солнца и звёзд,

Почему в радиолокации для измерения времени распространения радиоволн не используют механический секундомер?

Ответ. Скорость радиоволн во много раз больше скорости переключения кнопки секундомера.

Инфракрасное облучение зерна уничтожает жучков-вредителей. Почему жучки погибают, а зерно нет?

Ответ. Жучки имеют чёрный цвет, поэтому интенсивно поглощают инфракрасное излучение и погибают.

Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно видеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объясните это явление.

Ответ. Броуновское движение.

Почему горящий керосин нельзя тушить водой?

Ответ. Вода тяжелее керосина и она опустится вниз и не закроет доступ воздуха к керосину.

В чём теплее: в трёх рубашках или в рубашке тройной толщины?

Ответ. В трёх рубашках.

Ученики рассчитали, что для освещения ёлки нужно взять 12 имеющихся у них электрических лампочек. Как их нужно соединить? Почему?

Почему в плавких предохранителях не применяют проволоку из тугоплавких металлов?

Свет излучают раскалённые металлы, экран телевизора, пламя горящей древесины, жучки-светлячки. Укажите, какие из этих источников света относятся к люминесцентным? Почему?

Являетесь ли вы сейчас источником света? Какого?

Ответ. Рассеянного (отражённого), источником которого является, например, Солнце.

Как на ощупь (в темноте) можно отличить собирающую линзу от рассеивающей?

Какой энергией обладает летящий самолёт?

Какое изменение произошло с атомом кислорода, если он превратился в положительный ион?

Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?

Вопросы для определения дорожки.

Справедлива ли пословица: “Не услышишь выстрела, которым будешь убит”?

Ответ. Да, скорость пули больше, чем скорость звука.

Что имеют в виду, когда говорят: “Пошло дело, как по маслу”?

Ответ. Уменьшение силы трения.

О каком явлении гласит пословица: “Ему и беда, что с гуся вода”?

На какое явление намекает поговорка: “Как соломинка и янтарь”?

Ответ. Электризация тел.

Какое явление описано в пословице: “Сполох красиво играет, да не греет”?

Ответ. Полярное сияние.

О чём спрашивается в поговорке – загадке: “Чего с земли не поднимешь”?

Какое явление подмечено в пословице: “Волна, набежав на волну, набирает силу”?

О чём говорит пословица: “Мир – как ветряная мельница: без устали вращается”?

Действительно ли падают звёзды?

Ответ. Нет, это метеоры.

О каком явлении говорит пословица: “Как аукнется, так и откликнется”?

Какой самый главный физический закон скрыт в пословице: “Человек неученый – что топор неточёный”?

Почему говорят: “Ветер снег съедает”? Что это за явление?

О чём говорит пословица: “Правда, что масло везде наверх всплывает”.

О каком явлении идёт речь в пословице: “Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной воде”?

Ответ. Относительность движения.

Вопросы для состязания “Умников” на дорожках.

Зелёная дорожка

Ты жил в III веке до нашей эры в древней Греции. Занимался математикой, физикой и астрономией. Заложил начала механики, гидростатики, аэростатики. Ты исследовал условия плавания тел, действия жидкости на тела. Известна также легенда о том, что ты при помощи жителей города сжёг римский флот Марцелла солнечными лучами, отражёнными множеством зеркал. Ты ввёл законы рычага, изобрёл машины для орошения полей, использовал винт, рычаг, блок для подъёма больших грузов и в военных метательных машинах. Долгое время Сиракузы (это город, в котором ты жил) оборонялись от врагов при помощи метательных машин. Легенда гласит, что когда римские легионеры ворвались в Сиракузы, ты уже состарившийся сидел на берегу моря и решал геометрическую задачу. Увидев над своей головой меч, крикнул: “Не трогай моих чертежей”.

Жёлтая дорожка

Ты родился в 1643 году в Англии. Являлся создателем современного естествознания, прославился трудами по механике, оптике, астрономии, математике. Дал определение трём основным принципам механики, открыл закон всемирного тяготения и на его базе разработал теорию движения планет. Внёс огромный вклад в оптику, впервые разложил белый свет на семь цветов призмой. Ты придерживался корпускулярной теории света (свет – это поток частиц). Твоё научное творчество сыграло исключительную роль в развитии физики.

Красная дорожка

Ты жил в IV веке в Италии. Занимался физикой и астрономией. Изучал движение тел, открыл закон колебаний маятника, создал теорию простых механизмов. Создал первый телескоп (зрительную трубу) и наблюдал в него Луну и планеты, обнаружил спутники Юпитера, пятна на Солнце и фазы Венеры. Поддерживал и развивал гелиоцентрическую теорию Коперника, за что преследовался инквизицией. На суде ты публично отрёкся от своих взглядов. Тебя называют “отцом” экспериментальной физики, человеком, от которого берёт начало физика как наука.

2-й тур “Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать”

В этом туре участники смотрят опыт и затем его объясняют.

Зелёная дорожка

Несгораемый мешок с деньгами.

Для опыта берут 5–10 монет, помещают их в батистовый мешочек и нагревают над пламенем спиртовки. Ткань не загорается, так как тепло от пламени спиртовки сразу передаётся меди, а ткань не успевает загореться

Жёлтая дорожка

Ныряющее яйцо.

Для опыта готовят слабый раствор соляной кислоты, в который опускают сырое яйцо. При этом наблюдают следующее: яйцо сначала тонет, затем всплывает, поднявшись до верха, опять тонет и т.д. Яйцо самопроизвольно ныряет в воду. Почему? Так как плотность яйца несколько больше плотности соляной кислоты, то яйцо вначале тонет (по закону Архимеда). Однако на поверхности яйца начинается химический процесс между скорлупой и соляной кислотой. В результате реакции образуется углекислый газ, пузырьки которого пристают к скорлупе и поднимают яйцо вверх. На поверхности воды пузырьки срываются и уходят в воздух, а яйцо снова погружается на дно, затем всё повторяется. Так яйцо ныряет, пока не растворится скорлупа.

Красная дорожка

Варёное яйцо “вползает” в бутылку.

Берём пол-литровую бутылку (молочную), варёное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Убеждаемся, что яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается внутрь, а чуть-чуть входит в него. В бутылку опускают горящую бумагу и вновь кладут яйцо на горлышко. Через некоторое время оно проваливается внутрь бутылки. Почему?

3-й тур “Игра в детектив”

Зелёная дорожка

Подходя к нужному дому на окраине города, Шерлок Холмс увидел следы лыжника. Они были, как бы приподняты над остальным снегом. Хозяйке, открывшей дверь, он вместо приветствия сказал: “Скоро будет весна”. Почему он так решил?

Ответ. Днём снег активно тает и опускается. В следах же лыжника, где он более плотный, он тает медленнее. Поэтому следы выглядят приподнятыми над поверхностью снега. А это признак весны.

Жёлтая дорожка

По телевизору показывали фильм, и Шерлок Холмс с любопытством поглядывал на экран. Там на тонущем корабле капитан приказал положить свёрток с золотом в бочку, закрыть её и сбросить в море, так как шлюпка была переполнена людьми, и около неё толпились не поместившиеся пассажиры. “А зря, – сказал Холмс, – я бы переправил на берег с этой бочкой, по крайней мере, ещё одного человека”. Почему он так сказал?

Ответ. Благодаря своему значительному объёму, бочка обладает большой подъёмной силой, превышающей вес свёртка с золотом.

Красная дорожка

“Давайте сверим часы для нашей операции”, – сказал Шерлок Холмс Ватсону. “Мои идут неточно и часто ломаются”, – ответил тот. “Заводите их только утром, и они всегда будут идти верно”, – посоветовал Шерлок Холмс. “Не всё ли равно когда их заводить?” – возразил Ватсон. “О, нет, друг, и в этом надо знать суть”, – неторопливо ответил Холмс. Что же именно надо знать?

Ответ. Заводить наручные часы, сняв их с руки вечером, нежелательно, так как пружина нагрета, а после завода и последующего остывания она сильно деформируется и может лопнуть.

4-й тур “Чёрный ящик”

В чёрный ящик помещается прибор, который показывают только зрителям. Затем из зала дают подсказки, а участник должен угадать какой это прибор и рассказать, как им пользоваться, для чего применять и т.д.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Составила: Бруднова Е.А.-

преподаватель физики

г. Моршанск

Трудно было человеку

Миллионы лет назад,

Он совсем не знал природы,

Слепо верил в чудеса,

Он всего, всего боялся

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясенье!

Трудно было ему жить.

И решил он: что ж бояться?

А не лучше ль всё узнать?

Самому во всё вмешаться,

И до истины добраться,

И природу распознать !

Цель игры:

развитие познавательного интереса учащихся к предмету, потребности к углублению и расширению знаний, умения логически и творчески мыслить путём систематизации фактов и явлений;

использование знаний и умений, приобретённых на уроках физики, биологии, ОБЖ, географии, повторение пройденного материала;

предоставление ребятам равных возможностей;

воспитание активности, самостоятельности

План проведения игры

Знакомство с правилами игры.

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

1. Из учителей присутствующих на мероприятии выбираются ареопаги – жюри. В ходе отборочного тура выбираются 3 студента, набравших наибольшее количество орденов за правильные ответы на вопросы. Среди этих студентов разыгрываются дорожки.

2.Отборочный тур.

Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)

Прибор для измерения сил (Динамометр)

Прибор для измерения атмосферного давления (Барометр)

Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого

(Сила трения)

Единица элементарного заряда (Кулон)

Единица измерения силы электрического тока (Ампер)

На тело, погруженное в жидкость, действует (Архимедова сила)

Сила, с которой Земля притягивает к себе все тела (Сила тяжести)

Вид теплопередачи, при котором энергия переносится струями жидкости или газа (Конвекция)

Единица массы (кг)

Энергия, которой обладает движущееся тело (Кинетическая)

Единица измерения давления (Паскаль)

Прибор для измерения напряжения (Вольтметр)

В каком рассоле - горячем или холодном – быстрее просаливаются огурцы? (В горячем)

15.Прибор для измерения температуры (Термометр)

16.Единица измерения механической работы (Джоуль)

17.Прибор для измерения силы тока (Амперметр)

18.Единица электрического сопротивления (Ом)

19.Единица измерения длины (Метр)

20 .Ядро атома состоит из (Протонов и нейтронов)

21.На каком явлении основана засолка огурцов (Диффузия)

Вид теплопередачи, который возможен и в вакууме (Излучение)

23.Мельчайшая частица данного вещества (Молекула)

24. Состояние, при котором вес тела возрастает. (Перегрузка)

25. Название тела, совершившего хотя бы один оборот вокруг Земли. (Искусственный спутник Земли)

26. Итальянский ученый, изучавший свободное падение тел. (Г.Галилей)

27. Французский ученый, имя которого носит прямоугольная система координат. (Р.Декарт)

30. Прозрачное тело, находящееся в глазу, похожее на собирающую линзу и выполняющее ее функции. (Хрусталик)

31. Вес одного литра воды. (10Н)

32. слово, которое воскликнул Архимед, когда сделал важное открытие. (Эврика!)

33. Когда Земля ближе к Солнцу - зимой или летом? (Зимой)

34. мельчайшая частица данного вещества? (Молекула)

Сила, ньютон, время, масса.

Масса, километр, килограмм, дециметр.

Плотность, движение, время, скорость.

Миллиметр, динамометр, часы, спидометр.

Термометр, весы, насос, динамометр, мензурка.

Найди грамматическую ошибку

лабораторная

аккумулятор

перемещение

Каждая звезда имеет свой спектр, отличный от спектров других звёзд. Как это можно объяснить?

Ответ. Различие в спектрах вызвано различным химическим составом звёзд и количественным соотношением химических элементов.

Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает?

Ответ. Наряду с процессом излучения энергии в космос происходит и поглощение энергии Солнца и звёзд,

Почему в радиолокации для измерения времени распространения радиоволн не используют механический секундомер?

Ответ. Скорость радиоволн во много раз больше скорости переключения кнопки секундомера.

Инфракрасное облучение зерна уничтожает жучков-вредителей. Почему жучки погибают, а зерно нет?

Ответ. Жучки имеют чёрный цвет, поэтому интенсивно поглощают инфракрасное излучение и погибают.

Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно видеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объясните это явление.

Ответ. Броуновское движение.

Почему горящий керосин нельзя тушить водой?

Ответ . Вода тяжелее керосина и она опустится вниз и не закроет доступ воздуха к керосину.

В чём теплее: в трёх рубашках или в рубашке тройной толщины?

Ответ. В трёх рубашках.

Справедлива ли пословица: “Не услышишь выстрела, которым будешь убит”? И почему?

Ответ. Да, скорость пули больше, чем скорость звука.

О каком явлении гласит пословица: “Ему и беда, что с гуся вода”?

Какое явление описано в пословице: “Сполох красиво играет, да не греет”?

Ответ. Полярное сияние.

О чём спрашивается в поговорке – загадке: “Чего с земли не поднимешь”?

Какое явление подмечено в пословице: “Волна, набежав на волну, набирает силу”?

О каком явлении говорит пословица: “Как аукнется, так и откликнется”?

Определяются 3 участника, набравшие наибольшее количество орденов.

Выбор дорожки (проводится среди участников).

В это время остальные студенты составляют слова, связанные с предметом физика из слова

электродинамика

Вопросы для состязания “Умников” на дорожках.

1-й тур “Кто ты?”

Ты жил в IV веке в Италии. Занимался физикой и астрономией. Изучал движение тел, открыл закон колебаний маятника, создал теорию простых механизмов. Создал первый телескоп (зрительную трубу) и наблюдал в него Луну и планеты, обнаружил спутники Юпитера, пятна на Солнце и фазы Венеры. Поддерживал и развивал гелиоцентрическую теорию Коперника, за что преследовался инквизицией. На суде ты публично отрёкся от своих взглядов. Тебя называют “отцом” экспериментальной физики, человеком, от которого берёт начало физика как наука.

Ты родился в 1643 году в Англии. Являлся создателем современного естествознания, прославился трудами по механике, оптике, астрономии, математике. Дал определение трём основным принципам механики, открыл закон всемирного тяготения и на его базе разработал теорию движения планет. Внёс огромный вклад в оптику, впервые разложил белый свет на семь цветов призмой. Ты придерживался корпускулярной теории света (свет – это поток частиц). Твоё научное творчество сыграло исключительную роль в развитии физики.

Ты жил в III веке до нашей эры в древней Греции. Занимался математикой, физикой и астрономией. Заложил начала механики, гидростатики, аэростатики. Ты исследовал условия плавания тел, действия жидкости на тела. Известна также легенда о том, что ты при помощи жителей города сжёг римский флот Марцелла солнечными лучами, отражёнными множеством зеркал. Ты ввёл законы рычага, изобрёл машины для орошения полей, использовал винт, рычаг, блок для подъёма больших грузов и в военных метательных машинах. Долгое время Сиракузы (это город, в котором ты жил) оборонялись от врагов при помощи метательных машин. Легенда гласит, что когда римские легионеры ворвались в Сиракузы, ты уже состарившийся сидел на берегу моря и решал геометрическую задачу. Увидев над своей головой меч, крикнул: “Не трогай моих чертежей”. (Архимед)

2-й тур “Игра в детектив”

Подходя к нужному дому на окраине города, Шерлок Холмс увидел следы лыжника. Они были, как бы приподняты над остальным снегом. Хозяйке, открывшей дверь, он вместо приветствия сказал: “Скоро будет весна”. Почему он так решил?

Ответ. Днём снег активно тает и опускается. В следах же лыжника, где он более плотный, он тает медленнее. Поэтому следы выглядят приподнятыми над поверхностью снега. А это признак весны.

По телевизору показывали фильм, и Шерлок Холмс с любопытством поглядывал на экран. Там на тонущем корабле капитан приказал положить свёрток с золотом в бочку, закрыть её и сбросить в море, так как шлюпка была переполнена людьми, и около неё толпились не поместившиеся пассажиры. “А зря, – сказал Холмс, – я бы переправил на берег с этой бочкой, по крайней мере, ещё одного человека”. Почему он так сказал?

Ответ . Благодаря своему значительному объёму, бочка обладает большой подъёмной силой, превышающей вес свёртка с золотом.

“ Давайте сверим часы для нашей операции”, – сказал Шерлок Холмс Ватсону. “Мои идут неточно и часто ломаются”, – ответил тот. “Заводите их только утром, и они всегда будут идти верно”, – посоветовал Шерлок Холмс. “Не всё ли равно когда их заводить?” – возразил Ватсон. “О, нет, друг, и в этом надо знать суть”, – неторопливо ответил Холмс. Что же именно надо знать?

Ответ. Заводить наручные часы, сняв их с руки вечером, нежелательно, так как пружина нагрета, а после завода и последующего остывания она сильно деформируется и может лопнуть.

Вопрос от учителя биологии.

Нарисуйте глаза кошки на свету и в темноте. Чем они отличаются?

( Глаза кошки по-разному реагируют на окружающие условия: на свету происходит сужение зрачков до узких щелочек, в темноте зрачки у нее увеличиваются и становятся круглыми. Здесь проявляется защитная реакция глаз и способность видеть предметы.)

Вопрос от учителя ОБЖ

Существует способ добывания огня с помощью льда. Не противоречит ли этот способ законам физики?

( Лед может использоваться как линза. А с помощью линзы добыть огонь легко!)

Подведение итогов: награждение победителей и студентов, набравших наибольшее число орденов.

Читайте также: