Как сеяли зерно в старину

Обновлено: 15.09.2024

ДУНИНА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Жатва –время дорогое, никому тут нет покоя .

Хлеб на протяжении всей истории человечества был важнейшим продуктом. Древние приписывали пшеничному зерну сверхъестественное происхождение.И в наше время зерно так же дорого, как и во все времена.

Золото и серебро, говорили в старину, всего лишь металлы. Рожь и пшеница – сама жизнь.

Однажды по телевизору я увидела, как в наше время в поле убирают хлеб различными современными машинами. У меня возник вопрос – а как убирали его в те времена, когда их не было? И я спросила об этом у родителей. Они мне посоветовали найти подробную информацию в библиотеке.

Проблема: не владею информацией об уборке урожая в старые времена.

Гипотеза: убирать урожай в старые времена было очень трудно, потому-что не было машин.

Цель: исследовать, как убирали урожай хлеба в старые времена

изучение литературы по данной теме

познакомиться с трудом людей во время уборки урожая в старые времена;

узнать этапы уборки зерна:

Объект исследования : хлебное поле

Предмет исследования: уборка урожая

3.Чтение литературных произведений по темеи рассматривание иллюстраций.

4.Использование интернет – ресурсов.

II .ЖАТВА В СТАРИНУ (описание хода исследования)

Сначалая поинтересовалась, что знают об уборке урожая в старину школьники и провела анкетирование. В нем приняли участие 50 человек.

1.Знаешь ли ты, что такое жатва?

2.Знаешь ли ты, в какое время проводится жатва?

3.Знаешь ли ты, какие сельскохозяйственные инструменты ты используешь на своем огороде?

4.Знаешь ли ты, как убирали урожай пшеницы в поле, когда не было машин?

5.Хотел бы ты узнать, как убирали урожай пшеницы в старину?

Ответы на вопросы получились такими:

Проанализировав результаты опроса, было понятно, что школьники мало знают о том, как в старину убирали урожай пшеницы, но хотели бы об этом узнать.

В библиотеке я записала интересующий меня материал из различных книг, энциклопедий и словарей. Но этой информации мне было недостаточно, и я обратилась к компьютеру, чтобы найти её в Интернете.

В ходе исследования я узнала о том, что в 17-18 веках большую часть населения составляли крестьяне, которые занимались сельским хозяйством. Культуры, которые они выращивали: рожь, овес, пшеница, ячмень, горох, гречиха, просо. Уборка хлеба начиналась в первых числах августа и продолжалась до глубокой осени.

Раньше жители сел обрабатывали земельные наделы вручную или с помощью лошадей. Сельскохозяйственные орудия были примитивные - уборка урожая осуществлялась вручную.

Процессуборки урожая или горячее время уборки хлебовназывается жатва (Приложение №2).

Переспелый хлеб убирали с помощью серпов . Серп предназначается для уборки зерновых культур.Он состоит изизогнутого ножа с рукояткой (Приложение №3) .

Из первой сжатой горсти колосьевжница делает пояс и кладёт его на землю справа. Затем другие сжатые пучки на пояс, пока не получится целый сноп (Приложение №4).И всё это завяжет поясом . Сноп готов. Сноп - стебли, связанные толстым поясом ( Большой толковый словарь) . Обвязка на нем называлась: поясло, свясло, перевясло или скрута; низ снопа: брит, срез, комель, гуза, гузо, гуз, гузло, гузов, гузовка, гузовье; верх: колосье, колос, борода, волотка (Приложение №5).

Иногда косили хлеба косой ( Приложение №6) . Но хлеб, особенно перезревшую перестоявшую в поле рожь, пшеницу, очень редко косили косой. Поскольку лишние движения с колосьями наносили урон урожаю. Просто зерно из колосьев высыпалось на пыльную землю, где его собрать уже было трудно.

Коса- сельскохозяйственное орудие, служащее для ручной уборки сена и хлеба, состоит из длинного, слегка изогнутого и к свободному концу заостренного клинка , насаженного на длинную рукоятку с особой посередине приделанной малой рукояткой для правой руки рабочего, который левой рукой придерживает за свободный конец большой рукоятки ( Большой толковый словарь) . Тот, кто косит траву, злаки называется косарь (Приложение №7).

Готовые снопы собирали в груды – копны. К опна - куча сена или снопов, сложенная в виде конуса ( Большой толковый словарь) (Приложение №8).И так работаликаждый день пока не закончится жатва.

Последний сноп девушки жали молча. И была такая примета: если кто заговорит, у той жених будет слепой. Когда сжат последний сноп - это была большая радость. Жнеи и жнецы поздравляли друг друга. Последний сноп – именинник. Его ставили в избе под иконы. Или раздавали по горсточке курам, овцам, коровам, лошадям. В поле оставляли несколько несрезанных колосьев, заплетали их, перевязывали лентой и пригибали к земле. Потом низко кланялись. В это день пели жнивские песни. А в домах и дворах устраивали застолье. Можно было передохнуть ненадолго. Ведь впереди ещё было много работы.

Молотьба является процессом отделения зерна от ее стебл я (Большой толковый словарь). Раньше эту работу выполняли вручную. Чтобы выбить из пшеничных стеблей (или снопов) зерно, на определённом месте расчищали ток (ладонь, гумно) .

Ток -расчищенное место или специально оборудованная площадка для молотьбы, очистки и просушки зерна. ( Большой толковый словарь) (Приложение №9).

Гумна - производственные постройки, предназначенные для сушки иобмолота зерновых (ржи, ячменя, пшеницы, овса) и семенных (конопли, льна, гороха ( Большой толковый словарь) ). Они были в каждой деревне да и не по одному, а по несколько штук (Приложение №10).

Молотили мужчины, женщины, даже дети старше 12 лет, для которых делали небольшие, легкие цепы. По лежащим стеблям ходили взад и вперёд 4, 6, 8 цепов, соблюдая определенный ритм, чтобы не мешать друг другу.

Ц еп - примитивное сельскохозяйственное орудие для обмолота зерновыхкультур ( Большой толковый словарь) . Состоит изподвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая частьударяющая по злакам, соединенных ремнем. Рукоятка называлась держало, держалкою, кадцея, цеповище, цепник , связь между ними — приуз, привуза, привза, приузд, гужик и делалась из кожи. Палка, ударяющая по злакам, имела названия боёк , билень, бич, битчик, приузень, киок, батог, навязень, висяга, молотило, молотильник, типок, типинка . (Приложение №11). С целью облегчения и ускорения молотьбы, также использовался и скот (Приложение № 12).

Надругом току крестьяне веяли ворох обмолоченной пшеницы, чтобы отделить хорошие семена от мусора,то есть обдувают ветром, чтобы мякину и мусор уносило воздухом.В старину это делалось специальной лопатой — веялом . Ей подкидывали зерно вверх, бросая его против ветра. Ветерок далеко относил всякий мусор и мякину (Приложение №13).

Мяки́на (полова) — отброс, получающийся при молотьбе хозяйственных растений. Состоит из мелких, легкоопадающих частей колосовых и бобовых растений, вроде обломков колосьев, цветочных и кроющих пленок колосков, стручьев, обрывков, стеблей и пр. ( Толковый словарь русского языка) (Приложение №14).

Полные и тяжелые зерна падали на землю (Приложение №15).

Для хранения запасов зерновых и других культур на Руси использовались амбары .

Амбар — сооружение для хранения зерна, муки и др. Строится из кирпича, бутового камня, брёвен и пр. местных строительных материалов ( Большая советская энциклопедия) (Приложение №16).

Уборка зерна - это процесс состоящий из нескольких последовательных этапов: жатва, вязание снопов, молотьба, веяние, сушка.

Во время уборки применяли ручные сельскохозяйственные орудия: серп, коса, цеп, веяльная лопата. Зерновой ток предназначался для обмолота и сушки зерна, а амбар - для хранения

Это очень тяжелый труд, потому, что хлеб убирали ручными сельскохозяйственными орудиями.Гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась.

Любовь к своей Родине начинается с любви к своему краю. Изучение предметов старины расширяет наше знание о жизни и быте россиян. Мы должны знать и уважать историю своего народа.

Дальнейшее развитие работы :

-Рассказать ребятам, как убирали хлеб в старые времена.

1.Большая советская энциклопедия

2.Большой толковый словарь.

4.Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 77–83.


5.Латышина Д.И Живая Русь М.,Интерпракс 1994.

6.Найдич. Д.В. Орудия и способы молотьбы и веяния. Русские.

7.Историко-этнографический атлас. М., 1967

8.Полная энциклопедия русского сельского хозяйства. Т.9. СПб., 1903.

9.Сельское хозяйство. Википедия

10.Толковый словарь Даля

11.Толковый словарь русского языка

1.Знаешь ли ты, что такое жатва?

2.Знаешь ли ты, в какое время проводится жатва?

3.Знаешь ли ты, какие сельскохозяйственные инструменты используешь на своем огороде?

Зависает ноутбук: что делать? Диагностика и устранение причин зависания. Зависает ноутбук: что.

МОНОЛОГ КИКИМОРЫ. В.Горбань. МОНОЛОГ К.

Я кикимора болотная… .

Шарики из сгущенки Шарики из сгущенки – это очень красивый и вкусный десерт, который мож.

Схемки от SURRIR. Тиссовая синица

-Приложения

-Ссылки

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

Как наши предки выращивали хлеб

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?

Воспоминанья о былом
Мы ворошим теперь все реже
И за обеденным столом
Не делим хлеб, а просто режем,
Притом, забыв про нож неострый,
Ворчим, что хлеб немного черствый,
А сами, может, в этот час
Черствей его во много раз.

Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень. Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку. Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

Как наши предки выращивали хлеб

Хлеб на Руси

Хлеб на Руси

Как наши предки выращивали хлеб

Как наши предки выращивали хлеб

Хлеб на Руси

Выпечка хлеба

СТИХИ И ЗАГАДКИ
Угодило зернышко промеж двух жерновов. Один говорит – побежим, другой говорит – полежим, третий говорит – покачаемся. (Вода, жернов, колесо)
Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (Хлеб)
* * *
Радо солнцу небушко, полюшко – подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.
Г. Виеру
* * *
Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
С. Погореловский
* * *
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
* * *
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
В. Бакалдин


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как выращивали хлеб в старину предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Владимир Павловец, 2020

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Часть 1. Вспашка поля

Известно, что жизнь человека невозможна без хлеба. Хлеб — это основной продукт, без которого человек не может жить. А как выращивали хлеб наши предки, когда они научились его выпекать?

Ещё в каменном веке люди заметили, что зёрна отдельных растений являются сытными и не портятся длительное время. Рожь, ячмень и пшеница и стали этими дикими растениями.

Рядом с полями, где произрастали эти растения и стали селиться первобытные собиратели. Они начали собирать зерно, жали его каменными серпами, срезая зрелые колосья.

Со временем, люди стали изобретать различные инструменты, с помощью которых стали обрабатывать землю, убирать зерно и молоть муку. Подготовить землю под посев — работа не из лёгких.


В те давние времена везде были непролазные леса, и крестьянам приходилось корчевать деревья, очищать землю от корней. Даже вблизи рек, на равнинных территориях, обработать почву под посев было не так просто.

Поэтому землю и пахали (пашут её и сейчас), и не раз: сначала осенью, а затем и весной перед севом зерновых. Вспахивали в то время поля сохой или косулей: такие простые инструменты мог соорудить каждый крестьянин самостоятельно.

Немного позже появился и плуг, но, долгое время землю ещё вспахивали и сохой. Где и чем пахать, решал хозяин сам. На более тяжёлых почвах использовали плуг, который, в отличие от сохи, не только подрезал пласт, но и переворачивал его.

Настоящая борона появилась уже позже, в виде решётки из четырёх брусьев с деревянными или железными зубьями. Комья при бороновании разбивались, камни удалялись, а земля становилась рыхлой, подготовленной для сева зерновых.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема:"Как наши предки выращивали хлеб"

1.Расширить представление дошкольников с выращиванием хлеба в старину, когда не было машин.

2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок о хлебе.

3.Закрепить знания закличек и народных игр.

4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

Звучит музыка про хлеб дети входят в зал, приветствуют гостей.

Организационный момент:

Ребята, чтобы узнать о чем мы сегодня поговорим, вам нужно угадать загадку

Есть такие слова:

“ Он всему голова”

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый…

Воспитатель: Верно, это хлеб. Этот продукт есть на столе у нас всегда, и его мы очень все любим. А хлеб делают из чего?
Дети: Из муки
Воспитатель: А мука какая бывает?
Дети: Ржаная и пшеничная
Воспитатель: Скажите, из ржаной муки какой хлеб получается?
Дети: Темный
Воспитатель: А из пшеничной?
Дети: Белый
Воспитатель: Нам ребята известно, как люди выращивают рожь и пшеницу. Много машин - помощников у них:комбайны, сеялки, трактора. Сегодня мы с вами узнаем как на Руси раньше хлеб люди выращивали.

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.

В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары. Эти обращения велись в стихах, которые впоследствии стали называть Закличками.

В старину зима с русских просторов уходила неохотно, вот и торопили ее деревенские. Дети пели заклички:

А ты, зима-зимушка

уходи домой

за гору высокую

за море глубокое

за леса далекие

Ты, зимушка-студёнышка, надоскучила.

Поморозила, повьюжила.

Пурга глазки повыхлестала,

Запасы мы покушали,

Пора сеять и сажать,

Закрома пополнять.

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

- Весна, весна красная!

Приди весна, с радостью

С великою милостью.
Со льном высоким

С корнем глубоким

С хлебами обильными.

С рожью зернистою

С пшеничкой золотистою!

Дети играли в игры, все было нацелено на получение хорошего урожая, иначе лютой зимой было бы туго.

(Дети перестраиваются в круг и поют закличку)

"Пришла матушка весна!

Пришла матушка весна

Первый март пришел

всех детей провел

А за ним апрель

отворяй окно и дверь

А когда придет май

сколько хочешь гуляй!

Воспитатель: И вот пришла весна, пора и пахать землю.

Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

Воспитатель: Землю вспахали, пора сеять зерновые.

Готовились к севу заранее. Сначала в бане мылись, чистую рубаху надевали и выходили в поле на груди с лукошком. Лежали в лукошке семена ржи и пшеницы. Сеятель идет по полю и разбрасывает через каждые два шага пригоршню зерна слева направо.

Под зеленой

Под горою

Самой раннею порою

Сеют во поле пшеницу

пусть растет и колосится

и под солнцем золотится

чтобы жали молодицы

чтобы с песней дружно жали

и в снопы её вязали

чтобы парни молотили

чтобы люди с хлебом были

чтобы ели да хвалили!

Воспитатель: Вот и посеяли.

Ребята, а что для жизни и для роста растений необходимо (Дождь и солнце в меру.)

ребята как вы это понимаете. Во время отдыха, люди играли, пели, слагали стихи и пословицы.

А какие вам о хлебе известны пословицы и поговорки:

Дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе:
• Без хлеба – нет обеда
• Хлеб батюшка – вода матушка

- Некогда лежать, когда пришла пора жать.
• Ломота в спине, да зато хлеб на столе.
- Не уродится рожь – по миру пойдешь.

• Не шуба греет, а хлеб.

• Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб драгоценность, его береги

-Хлеб - всему голова.

(Дети садятся на стульчики)

Однажды встретил волк человека и просит:

Человек дал. Волк съел и облизнулся- вкусный был хлеб.

Говорит волк человеку:

-Что мне делать,чтобы и у меня всегдв был свой хлеб?

-Ладно,-согласился человек и начал учить волка.-

Сперва надо вспахать землю.-

-А когда вспашешь можно уж есть?-

Еще нет, надо рожь посеять.

-А когда посеешь можно уж есть?-

Еще нет. Надо подождать пака она вырастет.

-А когда вырастет можно уж есть?-

-Еще нет.Надо ее убрать.

-А когда уберешь можно уж есть?-

Еще нет. Надо ее смолотить..

-А когда смолотишь можно уж есть?-

Еще нет. Надо испечь хлеб.

-А когда испечешь можно уж есть?-

Подумал волк, подумал и говорит:

Лучше уж я не буду хлеб печь, коли так долго ждать.

Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

А, как люди кликали дождик :

Дождик, дождик, поливай —

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

С того момента как зернышко попалдо в землю, оно стремится выбраться наружу.

Зерновым без помощи крестьян не обойтись. Крестьяне боролись с сорняками. Большой вред зерновым полям наносили мыши полевки, подъедали корниНастоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений.С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички-воробьи и особенно коростели.

И вот выросли хлеба, пора и урожай убирать.

Жатва- пора ответственная.Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж землядельцы наблюдали за всем: за небом, звездами, растениями,животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали - и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.

За жатву брались все вместе, всей семьей выходили в поле. Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. Самое главное было вовремя убрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая-Труд,хоть и тяжкий,но приносящий радость. Если рожь вырастала высокой, предпочитали использовать серп,а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.

Вот привезли снопы на овин и начинается обмолот зерна.

Воспитатель: Вот и убрали урожай, обмолотили, пора и на мельницу.

Хлеб, как известно , пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить-перемолоть.

Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался. Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница, лопатки колеса вращала струя воды направленная по желобу. С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер.

Играющие становятся в круг и поют, сопровождая песню движениями.

За работу жернова,

Зёрна перетрём сперва.

Повторить 2 раза.

Делаем вращательные движения:

руки в стороны на уровне плеч,

ладонями вниз.

Чтобы сделать каравай,

Жернова быстрей вращай

Вращательные движения

кулачками пред грудью.

Крепче трём зерну бока,

Мели, мели, мельница (круговые движения вверх-вниз)

Жерновочки вертятся (круговые движения перед грудью)

Мели-мели, засыпай (те же движения)

Воспитатель: Вот и смололи муку, пора выпекать и хлеб.

Воспитатель: Вот и хлебушек испекся, пора доставать из печи.

Хлеб был кормильцем русского народа. В деревнях крестьяне сами пекли хлеб.Хлеб когда вытаскивали из печи, то обязательно на стол стелили скатерть.

У крестьян с хлебом связано очень много традиций и обычаев, а стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.

На особые торжества, например свадьба, пекли каравай.Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Чем пышнее каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены. Эти традиции дошли и до нашего времени.

Дети читают стихи.

Вот он хлебушек душистый

Вот он тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Хлеб растет не для объедков

от зари и до зари,

Говорят в народе метко,

Съесть не можешь, не бери!

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: Вот и убран урожай! Наступила зима.

В старину люди обращались к природе и произносили заклички:

Падай, падай, белый снег

Радуй, радуй

Падай, падай

На гусиное крыло

Поле белым укрывай-

Будет летом каравай.

Воспитатель: На поля в старину налаживали ветки, чтобы снег задерживался на полях.Чтобы весной земля была насыщенна влагой.

ИТОГ занятия: Спросить у детей понравилось ли занятие?

Что больше всего понравилось? с какими новыми словами вы познакомились (ОВИН, СОХА, ЦЕП, ЖЕРНОВА)

Читайте также: