Орудие для обработки зерна

Обновлено: 12.04.2024

Основная часть аграрной продукции России производилась в крестьянских хозяйствах. Этим словом обычно называлось хозяйство, основанное на ручном труде и тягловой силе животных, работы в котором выполнялись отдельной семьей без применения наемного труда. Каждое крестьянское хозяйство имело определенное количество земли, а также определенный набор орудий труда и транспортных средств, предназначенных для работы на ней: орудия для пахоты, для сеяния, для уборки урожая, для обмолота и веяния. Кроме того, крестьяне использовали специальные механизмы и приспособления для переработки зерна в муку, семян льна и конопли в масло, их стеблей в волокно, а затем — в нити и ткани.

Все традиционные орудия крестьянского труда, за исключением почвообрабатывающих, были одинаковы на всей территории расселения русского народа. Для сеяния зерна, семян льна и конопли по всей России применялись корзины-севалки, для жатвы — серпы, для обмолота зерновых культур — цепы, для обмолота льна и конопли — вальки, для веяния — лопаты, для переработки зерна в муку в домашних условиях — жернова, большое количество зерна перерабатывалось на мельницах. Для переработки стеблей льна и конопли в волокно, а волокна в нить и ткань использовали мялки, трепала, прялки, веретёна, самопрялки, вьюшки, мотовила, бараны, сновалки, кросны - ткацкие станы.

Местное своеобразие всех этих орудий труда и приспособлений если и проявлялось, то лишь в отдельных деталях, не влиявших на их общую конструкцию. Так, например, севалки различались лишь материалом, из которого они были сделаны; цепы разных районов России - способом соединения била с рукоятью; прялки - размерами и орнаментацией лопасти, куда прикреплялась кудель, и т. п. Единообразие орудий крестьянского труда было обусловлено общностью технологического процесса, в котором они использовались на всей территории России. Разнообразие же почвообрабатывающих орудий было связано с природно-климатическими условиями и системой земледелия, принятой в той или иной местности.

Тяжелые черноземные почвы степных и лесостепных губерний России распахивали с помощью плуга — орудия с низким прикреплением тяговой силы, с одним лемехом и резцом. Для разрыхления земли после вспашки, перемешивания пластов и удаления сорных трав использовали бороны. По завершении работы сохой или косулей применяли деревянные бороны с деревянными зубьями, а после плуга — бороны (деревянные или металлические) с металлическими зубьями. Следует отметить, что все почвообрабатывающие орудия имели множество вариантов конструкции, что объясняется стремлением крестьян сделать их более совершенными, лучше приспособленными к почвам и климату той местности, где они использовались.

Каждый вариант того или иного орудия имел свое название, которое либо отражало особенности его устройства, либо указывало на место его бытования, например: соха-двусторонка, соха-односторонка, соха с брылей, косуля костромская, косуля ярославская, курашимка, чегандинка, плуг русский, плуг малороссийский и т. п. С земледелием было тесно связано животноводство, которое давало хозяйству тягловую силу и удобрения. В этом разделе читатель найдет сведения об орудиях по уходу за животными — это орудия для заготовки кормов (в первую очередь сена) и для выпаса скота. В комплект орудий, необходимых для заготовки сена, обязательно входили коса, грабли и вилы. Каждое из этих орудий также имело целый ряд вариантов конструкции.

Так, для косьбы травы на заливных лугах использовали и косу-стойку, и косугорбушу, на болотистых или каменных угодьях — преимущественно косу-горбушу; для ворошения сена применяли грабли с прямой колодкой, а для его копнения — со слегка округлой; стогование осуществляли с помощью деревянных трехзубых или четырехзубых вил, в зависимости от высоты стога и объема поднимаемой копны — с длинными или, наоборот, сравнительно короткими рукоятками. Орудия выпаса скота: кнут, палка-батог, сигнальный рожок, как правило, были характерными атрибутами пастуха. При выпасе скота без пастуха применяли различного рода колокольчики подшейные, которые звенели, болтаясь на шее животного, и позволяли хозяину быстро его отыскать.

Орудия труда, необходимые для ведения хозяйства, изготавливали на русских заводах и в кустарных мастерских, которых было множество в России XIX - начала XX в. Крестьяне приобретали их на ярмарках, базарах или заказывали непосредственно кустарям. В первую очередь это касалось орудий, изготовление которых не представлялось возможным в домашних условиях. Орудия и приспособления, более простые по конструкции, не требовавшие для изготовления специальных знаний, большой затраты сил и времени, мастерили сами крестьяне. Орудия, использовавшиеся в крестьянском хозяйстве, создавались и совершенствовались на протяжении всей многовековой истории русского народа. Они были конструктивно продуманы, хорошо приспособлены к различным природно-климатическим условиям. Можно с уверенностью говорить, что для своего времени они были достаточно совершенны и лишь технический прогресс со второй половины XIX в. постепенно вытеснил их из хозяйственной жизни русского крестьянина.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джураев Муроджон Сангинбоевич

В статье автор на основе полевого материала излагает историю эволюции водяных и ручных мельниц группы городов и горных селений Северного Таджикистана, Автор подчеркивает, что в прошлом, ввиду отсутствия централизованной доставки в южные области России, Украины и Казахстана, водяные и ручные мельницы являлись единственным источником обеспечения населения хлебопродуктами.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Джураев Муроджон Сангинбоевич

The History of Milling from Simple Grain Graters up to a Millstone

Proceeding from the collected field material the author expounds the history of the evolution concerned with water and manual mills of the group of towns and mountains villages of Northern Tajikistan, The author lays an emphasis upon the fact that in the past because of non-availability of a central delivery into southern areas of Russia, the Ukraine and Kazakhstan manual mills served as the only source of providing population with bread products.

ИСТОРИЯ МЕЛЬНИЧНОГО ПРОМЫСЛА: ОТ ПРОСТЫХ ЗЕРНОТЁРОК ДО МЕЛЬНИЧНОГО ЖЁРНОВА

Ключевые слова: история мукомольного промысла, зернотёрка, каменная ступа, ручная мельница, мельничные жернова

В ходе длительной истории человечество выработало простую технологию мукомольного производства способов получения муки из зёрен злаков с помощью водяных мельниц. Уже на ранней стадии первобытно-общинного строя люди употребляли сами зерна в пищу. Установлено, что в эпоху позднего палеолита человек научился размалывать зёрна, вначале просто камнями, а затем появились специально приспособленные каменные орудия труда - ручные зернотёрки. Растирание зерен пшеницы и других злаков ручным способом было трудоёмким процессом, которым были заняты, в основном, женщины. Использование силы потока воды в качестве источника энергии стало важным этапом в хозяйственной деятельности человека. Водяная мельница была одним из первых технических изобретений, в котором сила потока воды заменила мускульную силу.

Зернотёрка. Зернотёрка - это одно из древнейших орудий труда человека, которое сыграло заметную роль в развитии производства. Несмотря на древность происхождения, зернотёрка не вышла полностью из употребления. До сих пор имеются горные селения, где используются эти простые орудия труда. Данный вид орудия труда, изготовленный из прочных камней особых горных пород и имеющий форму простого седла, используется для помола муки. В известном древнегреческом эпосе Гомера вскользь упоминается зернотёрка, а также сообщается о методе использования этого орудия (18, 280).

В археологии Средней Азии зернотёрки являются весьма частыми находками при раскопках земледельческих поселений. Например, на известном памятнике эпохи энеолита и бронзы - поселении Саразм (IV-II тыс. до н.э.) были обнаружены изящные каменные зернотерки различных форм, изготовленные из камней разных горных пород (19, 89).

В качестве сырья для изготовления зернотерок служили плоские камни: овально-удлинённые, ладьевидные, прямоугольные, аморфные. Они различались по форме и весу. Зернотерки, найденные из культурных слоёв Саразма, в основном, были средней величины и больших размеров: длиной 60-70 см, шириной 10-15 см, а по форме

- в виде седла и ладьи (17, 30).

В Хорезме были найдены зернотерки размером 15-20 см в длину, 11-11,8 см в ширину, изготовленные из камней твердых горных пород. Данные зернотерки датированы III-II тыс.д.н.э (14, 90). Ладьевидные зернотерки имели на поверхности изгиб с поднятым вверх концом, они хорошо обработаны. В некоторых случаях обрабатывались только поверхностные части зернотерок. Верхние края поверхности зернотёрок обрабатывались абразивной техникой. Рабочая часть зернотерок отделывалась точечным - чеканным способом. Многие зернотёрки имели сильно изношенный вид. Это свидетельствует о том, что они находились в длительном использовании, а в некоторых зернотёрках в результате продолжительного использования образовались канальца и трещины. Тыльная часть больших зернотерок в то же время оставалась выпуклой. Примером этому служат зернотёрки, найденные в 6-ти жилых помещениях Саразма. Некоторые зернотерки Саразма использовались для вторичного помола охры. Некоторые зернотёрки, найденные в поселениях Джайтуне и Алтындепе (от 22 до 45 см длину и 35 см ширину) использовались для вторичного помола зерна (17, 30-31). Зернотерки Саразма изготовлены исключительно из плоских каменных плит, а также булыжника, гранита. Они имели углубленно-продолговатую, чашевидную форму (19, 89). Верхние камни или куранты, имели разные величины. Они изготавливались, в основном, из песчаника. Также они имели эллипсоидную, ладьевидную и дисковидную форму. Эти зернотерки дошли до наших времен только в виде фрагментов. Во время изготовления этих курантов использовалась специальная техника выравнивания

и облицовки. Одна их часть имела плоский или выпуклый вид. Почти во всех курантах граница между краями и рабочей поверхностью имела круглую форму. В результате длительного использования и сильного износа они приобретали гладкую и зеркальную поверхность. Размеры зернотёрок колебались от 15-26,5 см в длину, 9,4-12,4 см в ширину и 12 см в толщину (17,31). Зерно в зернотерках мололось двумя камнями: нижний камень был крупнее, а середина была слегка плоская и имела небольшое углубление. Верхний камень, называвшийся терочник, имел несколько меньший размер и был круглой формы. Камни различались также по весу. С помощью этих двух камней зёрна растирались до получения муки. При помощи этих жерновов мололись также сухофрукты, соль и многое другое. Условия помола муки зернотерками были такими: женщины двумя руками держа зернотёрку, садились рядом с ней и, наклонившись вперёд, надавливали на терку, двигали её вперёд и назад, таким способом размельчая зёрна. В результате длительного использования происходил износ камней и мелкие частицы камня нередко попадали и перемешивались с мукой (19, 569-570).

В 1954-1956 годах А.П. Окладников и Б.А. Литвинский исследовали более 20 поселений Кайраккумской культуры эпохи бронзового века. Археологами были найдены множество орудий труда, в том числе зернотёрки, каменные песты и др. Исследования показали, что эти изделия были получены, в основном, способом выдалбливания разных форм гранита и порфирита (7, 11-12). При раскопках в 16-ти помещениях было обнаружено также множество орудий труда.

В пещерной стоянке Обишир 1 и 5, расположенной в долине реки Сох, археологами были найдены каменные орудия труда, среди которых имелись также мельничные жернова (9, 15). Много зернотёрок были обнаружены также при исследовании памятников древней Уструшаны. Они были изготовлены из песчаника твёрдой горной породы (13, 188).

Скифские племена Причерноморья использовали зернотёрки овальной формы. Они были слегка изогнутые и имели углубления в средней рабочей части (4, 78).

Зернотерки в большом количестве обнаружены также во многих

памятниках эпохи ранней бронзы Дагестана. Их обычно изготавливали из окатанных валунов плотного известняка, а также песчаника. Они почти все имели ладьевидную форму. Такие зернотёрки без малейшего изменения формы использовались вплоть до раннего средневековья, т.е. до тех пор, пока они не были заменены круглыми жерновами (5, 12).

Например, в слоях Дербента Албанского времени было найдено большое количество зернотерок, изготовленных из твердых местных камней песчаника, ракушечника и крупного речного булыжника. По размерам они были различны: самая мелкая имеет 29 см в длину, самая крупная - 52 см, при ширине 10-25 см и толщине 5-10 см (6, 29).

Похожими зернотёрками мололи муку также таджики в горных долинах Афганского Бадахшана. Это объясняется тем, что в горных местностях растили меньше зерна. Основной пищевой рацион этого населения составлял тутовник, который размалывали на каменных зернотерках примитивным способом. Для получения тутовой муки, вернее, пудретов. Большую часть населения Кухистана и Бадахшана таджики соседних кишлаков обзывали тутоедами (3, 207).

В ходе археологических раскопок в Кават-Калинском оазисе Хорезма обнаружен очаг и рядом с очагом обнаружены две ямы с обломками зернотерок (14,154). Преднамеренное уничтожение зернотёрок могло быть связано с идеей цикличного обновления природы. Также некоторые зернотерки служили два-три столетия. Они обычно передавались из поколения в поколение.

лечебных целей (19, 570).

Вместе со ступками были найдены и песты (40 штук) разной формы и цветов: конусовидные, круглые, овальные, цилиндрические, деревянные с одним или двумя рабочими концами. Сырьем для них служили в основном твердые породы песчаника, мраморо-видный известняк, единичная галька зеленого цвета и плотный твердый сланец. Для того, чтобы песты были определённой формы, они отделывались абразивной техникой и точечно-чеканным методом. В результате легких ударов в ступке в её рабочих местах поверхности образовались смолоты, плоские вертикальные фасетки утилизации. Во многих пестах наблюдались трещины, износ в результате длительного использования которых происходил во время трения внутри ступки. Длина пестов достигала от 20 до 36 см, толщина - от 4,2 до 12,8 см, диаметр песты шаровидной формы достигал от 5,5 до 11,4 см (17, 32-33). В селении Зебон найден пест длиной 40 см, изготовленный ударно-точечным способом. Орудие имеет утонченную шейку, выделенную головкой, рабочая часть -яйцевидной формы, шириной около 7-8 см (19, 570). Согласно этнографическим материалам, в селении Хуф жареные зёрна и сушеный тут также размельчали в каменных ступках (1, 239).

В средние века в быту горных таджиков использовались также небольшие металлические, бронзовые ступки, однако они не сохранились до наших дней. После включения Средней Азии в состав России здесь появились ступки из стали с пестами, которые до нашего времени используются в мельницах городов Северного Таджикистана.

Помимо каменных и металлических ступок параллельно бытуют также деревянные ступы, изготовляемые из породы ивы, ореха, тута и др. твёрдых пород дерева. Однако они недолговечны и быстро изнашивается. В зависимости от сферы применения они различаются

Для размельчения зерна в домашних условиях использовались песты из твёрдых пород дерева. Они были толстыми и прочными. В середине пестов проделывались песты продолговатой формы для захвата обеими руками. С более тяжёлыми пестами работали два человека, становясь с двух сторон друг против друга и держась за пест. В таких деревянных ступах обмалывали различные зерновые, включая чистый рис до шелухи, а также им нередко размельчали сушеные фрукты, соль, зерно и другие злаки.

В Худжанде и его пригородах до недавнего времени использовали большие деревянные ступы. В них, помимо зерновых, измельчались сухой хлеб, соль, сухофрукты и другие продукты питания. Метод изготовления ступы был очень простым. Вырезалось крупное по диаметру абрикосовое, ореховое, яблоневое и прочее дерево диаметром около 1.20 м. Данный ствол устанавливали в вертикальном положении и на него клали горящий огонь из угля, либо огонь из тандыра с тем, чтобы получилось углубление. Затем в это углубление заливали раскаленное масло и держали в течение суток. Дальнейшая работа исполнялась мастерами-столярами, которые при помощи молотка и режущего метина делали овальное отверстие. К сожалению, в наше время этот метод изготовления пестов утерян (15).

Ручная мельница. Ручная мельница являлась одним из ранних орудий, изготовленных человеком, использовавшимся для помола зерна и получения муки. По мнению ряда исследователей, ручные мельницы впервые стали изготавливать в Передней Азии. Мелкие фрагменты каменных жерновов были обнаружены в культурных слоях Саразма III-II тыс. до н.э. Самые ранние ручные мельницы представляли собой овальные камни с плоской рабочей поверхностью и сквозным отверстием. Они отличаются по форме и весу. Как правило, жернова изготавливались из твёрдых пород камня. Ручные мельницы с диаметром жерновов 30-50 см были характерны для всего Среднего Востока (19, 91). Например, диа-

метры жерновов ручных мельниц Хорезма (VII-VIII вв.) были от 32 до 48 см, при толщине 4-6 см (14, 96).

В средние века ручные мельницы были широко распространены по всей Средней Азии. В труднодоступных горных селениях ручные мельницы сохранились до наших дней. Они переходят из поколения в поколение, используются широко в хозяйстве.

Способ использования ручных мельниц хорошо был описан У.Эшонкуловым: «оба жернова имели округлую форму, нижняя с углублением посередине (5-6 см), верхняя - сквозное отверстие, ширина которого превосходила ширину нижнего углубления на 23 см.; на краю поверхности имелось углубление в 4-5 см для палочки. Перед размолом зерна вначале расстилали скатерть, на которой устанавливалась мельница. Короткая палочка из твердой породы дерева - ось - закреплялась в углублении нижнего жернова, а верхняя свободная вращалась вокруг нее. Правой рукой вращали ручкой верхнего жернова, левой - ссыпали зерно в отверстие. Часто работали двое: один вращал жернова, другой подсыпал зерно. Полученную муку просеивали через мелкое сито и отделяли тонкий помол от грубого (19, 570).

Известный этнограф А.С.Давыдов обнаружил в селении Сайёд Шаартузского района две ручные мельницы. Коренное население называло их «дастос". По информации A.C. Давыдова, помол был исключительно женским делом. Женщины приносили своё зерно в дом к мельнику и сами мололи его на мельнице у хозяина. Взамен давали ему 1 пиалку муки.

В Аму-Дарьинском оазисе богатые семьи редко сами работали на ручных мельницах, в основном приглашали поденщиц, которым платили от 2 до 7 фунтов зерна в день.

В XVII-XX вв. во многих городах и селениях на крупных оросительных каналах стояли мельницы. А в некоторых даже парные, которые мололи до 1,5 т. пшеницы. В отдаленных горных кишлаках, где совсем не имели понятия о водяной мельнице, ручные мельницы оставались основным способом получения муки в 50-е -60-е гг. XX в.

До середины 50-х годов XX в. водяные и ручные мельницы являлись средством, обеспечивавшим население Северного Таджикистана и его горных селений пищевой мукой.

1.Андреев М.С. Таджики долины Хуф (Верховья Аму-Дарьи). -Сталинабад, 1956, - Вып. II.

2.Бежакович A.C. Историко-этнографические особенности киргизского земледелия. Очерки по истории хозяйства народов Средней Азии и Казахстана. // Труды Ин.этн. им. H.H. Миклухо-Маклая. Новая серия, том. XCVIII. - Л., 1973.

3.Вавилов Н.И., Букинич Д.Д., Земледельческий Афганистан. - Л., 1929.

4.Гаврилюк H.A. Домашнее производство и быт степных скифов. -Киев, 1989.

5.Гаджиев М.Г. Камнеобработка в Дагестане в эпоху ранней бронзы // Промыслы и ремесла древнего и средневекового Дагестана. Сборник статей. - Махачкала, 1988.

6.Гаджиев М.С. Ремесла и промыслы Дербента Альбанского времени // Промыслы и ремесла древнего и средневекового Дагестана. Сборник статей. - Махачкала, 1988.

7.Гулямова Э. Археологические и нумизматические коллекции института истории, археологии и этнографии АН Тадж. ССР. (Краткий обзор). - Сталинабад, 1989.

8. Давыдов A.C. Дневники. Гиссарская этнографическая экспедиция 1974 года // Архив Ин-та истории, археологии и этнографии им. А. Дониша. Папка №2, опись №19. - Душанбе, 1974.

9. Джахонов У. Земледелие таджиков долины Соха в конце XIX -начале XX вв. - Душанбе, 1989.

Ю.Ершов H.H. Каратаг и его ремесла. - Душанбе, 1984. П.Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М„ 1991.

12.Ильина В.М. Материалы по обследованию кочевого и оседлого туземного хозяйства и землепользования в Аму-Дарьинской области. - Вып. I. - Ташкент, 1915.

13.Негматов H.H., Хмелинцкий С.Е. Средневековый Шахристан. (материальная культура Уструшаны). - Вып. 1. - Душанбе, 1966.

14. Неразик Е.Е. Сельские поселения Афригццского Хорезма. - М„ 1966.

15.Пиркулиева А. Домашние промыслы и ремесла туркмен долины Средней Аму-Дарьи во второй половине XIX-XX вв. -Ашхабад, 1973.

16.Полевые записи автора. Дневник 2012 г.

17.Раззаков А. Саразм (Орудия труда и хозяйства по эксперимен-тально-трасологическим данным). - Душанбе, 2008.

18. Семёнов С.А. Происхождение земледелия. - Л., 1974. 19.Эшонкулов У. История земледельческой культуры горного Согда (с древнейших времён до начала XX в.). - Душанбе, 2007.

История мельничного промысла, от простых зернотёрок до мельничного жернова

Ключевые слова: зернотёрка, каменная ступа, ручная мельница, мельничные жернова, орудия труда, мука

В статье автор на основе полевого материала излагает историю эволюции водяных и ручных мельниц группы городов и горных селений Северного Таджикистана. Автор подчеркивает, что в прошлом, ввиду отсутствия централизованной доставки в южные области России, Украины и Казахстана, водяные и ручные мельницы являлись единственным источником обеспечения населения хлебопродуктами.

The History of Milling from Simple Grain Graters up to a Millstone

Key words: grain grater, stone mortar, millstones, tools of labour, flour

Proceeding from the collected field material the author expounds the history of the evolution concerned with water and manual mills of the group of towns and mountains villages of Northern Tajikistan. The author lays an emphasis upon the fact that in the past because of non-availability of a central delivery into southern areas of Russia, the Ukraine and Kazakhstan manual mills served as the only source ofproviding population with bread products.

Земледелие — традиционное занятие восточных славян — русского крестьянства. Основа жизни крестьянина — земля и труд на ней. Особое, трепетное отношение к земле у мужика сформировало выращивание хлеба. Не будучи по натуре сентиментальным, в определениях земли крестьянин использовал нежные эпитеты: матушка, кормилица.

Сельскохозяйственные орудия труда крестьян

В конце XIX в. обработка земли у восточных славян производилась традиционными орудиями труда. Набор сельскохозяйственных орудий труда восточных славян: борона, коса, серп, цеп, каток, мялка, крюк для таскания пеньки.

Среди крестьян были распространены сельскохозяйственные орудия труда. Это, прежде всего, соха и плуг. Соха чаще использовалась на легких почвах лесной полосы, где развитая корневая система не позволяла глубоко переворачивать землю. Плуг с железным лемехом, напротив, использовался на тяжелых почвах с относительно гладким рельефом. Кроме того, в крестьянском хозяйстве использовались различного вида бороны, серпы для жатвы зерна и цепы для его обмолотки.

Эти орудия труда оставались практически неизменными на протяжении длительного времени. Знатные барины стремились получать доходы от крестьянских хозяйств с минимальными затратами, а у крестьян просто не было денег для их совершенствования ручных орудий труда.

Преобладающим пахотным орудием восточных славян конца XIX – начала ХХ вв. являлась традиционная соха. Она являлась универсальным орудием, она использовалась во вспашке, севе, культивации. Конструктивная простота орудия труда позволяла производить ее модификацию, наиболее известная – косуля. Важным достоинством была ее дешевизна.

В указанных местностях в качестве тягловой силы использовали волов или несколько лошадей. Недостатком плужной пахоты был ее более медленный темп. Фактор времени для хлебороба всегда имел большое значение. Широкое распространение плуг в русской деревне получил к середине 1920-х гг.

Орудия восточных славян было примерно таким же, как и других славян. Могли быть лишь некоторые отличительные нюансы. А какое орудие труда использовали славяне в других делах ремеслах?

орудия труда мялки прялки

Орудия труда: прялки (слева) и мялка (справа)

Например, для обработки льна также были необходимы орудия труда, они назывались мялками. Мялка – это длинная и высокая деревянная доска с желобом по всей продолжительности, внутри которой находится другая доска (соответствующая размерами) с ручкой. Эта конструкция устанавливалась на специальные ножки.

Также было у славян и трепало. По внешнему виду оно выглядело как большой нож из дерева. Не стоит забывать и про прялки, веретена.

саломорезка и жернова

Орудия труда: жернова и отсеиватель белой муки (слева)и саломорезка (справа)

Эти орудия труда применялись для производства муки и её переработки. На жерновах и в последствии на ручной мельнице (это подарок музею от Пекач Л.В. жительницы села Верхний Карачан) мололи муку. Чтобы отделить муку от грубого помола до 17 века применялся отсеиватель белой муки (на фото выше чаша с отверстием), а потом появилось сито. Слева на фото саломорезка. Она применялись для измельчения соломы. Измельчённую солому запаривали кипятком, потом добавляли отходы муки. Это повышало ее питательность. Соломорезки на Руси были примитивные. Их делали из серпов. Более производительные механические привозили из границы. Наша соломорезка сделана в Лондоне в 1798 году.

Все экспонаты в нашем музее можно трогать руками. Вы можете сами испытать крестьянские орудия труда в действии. Приезжайте к нам на экскурсию.

В кузнечном деле использовались специальные молотки, долота. А вот у гончаров имелся специальный гончарный круг.

Многие орудия труда восточных славян дошли и до наших дней. Они с большим успехом используются в современном сельском хозяйстве.

Русские серпы XIX века были сравнительно небольших размеров: расстояние от острия клинка до черешка, вставленного в рукоятку, колебалось в пределах от 21 до 35 см, ширина средней части клинка – от 1,8 до 3,5 см, высота дуги обычно составляла одну вторую расстояния от острия клинка до черешка.

Серпы различали по форме клинка и зубцов. У одних серпов линия изгиба приближалась к правильной полуокружности, у других имела неправильную, слегка сплющенную форму. При этом свободный конец клинка был скошен, а рукоятка несколько отогнута. Зубцы на лезвии клинка делались в форме лопаток или игл. Считалось, что новыми серпами с заточкой в виде лопаток сначала трудно работать, но по мере их снашивания серп становится всё более и более удобным. Жатва серпами с зазубринами в форме игл, по мнению крестьянок, сразу же давалась легко, однако зубья на серпах быстро изнашивались.

Клинок серпа изготавливали из стали или железа с наваркой стальных полос на лезвие, а затем закаляли в огне. Зазубрины, благодаря которым стебли растений перепиливались, наносили на лезвие или до закаливания, или после него. Серпы, закаленные до нанесения на них зазубрин, были довольно мягкими и быстро тупились. Это объяснялось тем, что на хорошо закалённый металл насечки наносились с трудом. Однако такие серпы было нетрудно затачивать. Серпы с зазубринами, нанесёнными на лезвие до закалки, служили очень долго, так как им можно было давать более прочную закалку. Однако если они тупились, то их заточка становилась делом достаточно сложным. Рукоятку серпа всегда делали деревянной, короткой, суженной в середине, чтобы её удобнее было держать в руке.

Серпы изготавливали деревенские кузнецы по заказу крестьянок, но чаще их приобретали в деревенских лавочках или на ярмарках. В России существовало множество кустарных мастерских по выделке серпов. Особенно славились своими серпами кузнецы из Осташкова Тверской губернии, которые в год изготавливали до 20 тысяч серпов отличного качества, а также и серповщики Авдотьевской, Бережковской, Улыбышевской волостей Владимирской губернии, которые делали до 3 миллионов серпов в год.

Серп – старинное орудие земледельца. Его находят при археологических раскопках на территории Европейской России в слоях VI-VII вв. Древнерусский серп имел вполне современную конструкцию. Кривой широкий нож, иногда с зазубренным лезвием, на одном конце имеет остриё, а на другом переходит через колено в черенок. Подобная конструкция существовала уже в IX веке. Формы кривизны лезвий очень разнообразны, что является совершенно неизбежным при местном изготовлении серпов. Среди этого кажущегося многообразия кривизны форм можно выделить локальные типы. Один из ведущих советских археологов, А.В. Арциховский, методом аналитической геометрии вывел уравнение кривизны лезвий на ряде древних серпов. Полученные уравнения легко разбились на несколько групп, которые совпали с территориальным происхождением изученных серпов. Выявились три типа древнерусских серпов: новгородский, московский и днепровский. Кривая новгородских серпов – парабола, московских и днепровских – эллипсис.

Средний размер древнерусского серпа колеблется по длине лезвия (по прямой) около 275 мм, по ширине 25-30 мм и толщине 3-4 мм. Иногда лезвие серпа насекалось. На черенок серпа надевалась деревянная рукоятка. Среди археологических материалов имеется несколько серпов с сохранившимися деревянными рукоятками.

Серпы изготовлялись при помощи хорошо знакомой нам технологии – соединения в изделии двух материалов: вязкого железа для основы клинка и твёрдой стали для режущего острия. При изготовлении серпов применяли три технологических приёма:

– сварка лезвия из трёх полос;
– наварка на железный клинок серпа стального лезвия;
– изготовление цельностальных серпов.

Одной из сложнейших технологических операций была термическая обработка. Трудности этой операции увеличиваются в силу большого размера изделия при его малой толщине и значительной кривизне формы. Основным термическим режимом обработки серпов была закалка с отпуском, но применялась и мягкая закалка. Сталь на серпы в большинстве случаев бралась среднеуглеродистая, с содержанием углерода от 0,35 до 0,7 процента. При раскопках встречен один серп с наваренным лезвием, которое после выкова было подвергнуто дополнительной цементации. Содержание углерода в лезвии этого серпа достигает 1,3 процента. Твёрдость лезвий серпов после термической обработки была довольно высокой.

История русского серпа

Серп - что это такое? Каким был серп в Древней Руси?

Когда в России появился серп?

Как выглядит серп? Фото серпа.

Как нарисовать серп пошагово? Описание конструкции старинного серпа (не из википедии).

Читайте также: