У ячменя двурядный плотный колос доминантные признаки многорядный рыхлый рецессивные от скрещивания

Обновлено: 18.09.2024

Задачка 11. Гомозиготный сорт ячменя с двурядным колосом (доминантный признак) скрещивали с многорядным (рецессивный признак). В F1 получили 123 растения с двурядным колосом, в F2 595. 1) Сколько типов гамет может образовать растение F1, имеющее двурядный колос? 2) Сколько растений F1 могут быть гетерозиготными? 3) Сколько растений в F2 могут иметь многорядный колос? 4) Сколько разных генотипов может образоваться в F2? 5) Сколько двурядных растений в F2 могут дать нерасщепляющееся потомство?

Обозначим ген, обуславливающий развитие у ячменя двурядного колоса как K, тогда ген, обуславливающий развитие у этого растения многорядного колоса будет обозначен как k.

Гомозиготный ячмень с двурядным колосом KK, он продуцирует половые клетки 1-го типа K.

Ячмень с многорядным колосом kk, потому что для реализации в фенотипе данного признака генотип обязан быть гомозиготен. Такое растение продуцирует половые клеточки одного типа k.

Все потомство представлено гетерозиготными растениями Kk с двурядными колосками. Таковой гибридный ячмень способен продуцировать половые клеточки уже двух типов k и K. Потомство, полученное от скрещивания гибридного ячменя между собой, будет включать следующие варианты:

гомозиготный ячмень с двурядным колосом ( KK ) 25%;

гетерозиготный ячмень с двурядным колосом ( Kk ) 50%;

гомозиготный ячмень с многорядным колосом ( kk ) 25%.

все 123 растения F1 гетерозиготны;

В F2 появляется 3 различных генотипа;

У ячменя двурядный плотный колос-доминантные признаки, многорядный рыхлый-рецессивные. От скрещивания двурядного рыхлоколосого сорта с многорядным плотноколосым в F1 получили 122 растения (имели двурядный плотный колос), в F2 -1140.
1)Сколько типов гамет могут образовать растения в F1?
2)Сколько растений F2 могут иметь многорядный рыхлый колос?
3)Сколько разных фенотипов может быть в F2?
4)Сколько разных генотипов может быть в F2?
5)Сколько растений F2 могут иметь многорядный плотный колос?
Правильные ответы: 1)1;2)214;3)3;4)9;5)641

двурядный А
многорядный а
плотный В
рыхлый в
ААвв х ааВВ
F1 АаВв

1) АВ, аВ, Ав, ав
2) 1/16 часть
3) 4
4) 9 (ААВВ, ААВв, ААвв, АаВВ, АаВв, Аавв, ааВВ, ааВв, аавв)
5) 3/16

В предыдущей статье мы говорили о заданиях линии С6 в целом. Начиная с этого поста будут разбираться конкретные задачи по генетике, которые входили в тестовые задания прошлых лет.

Иметь хорошее представление о такой биологической дисциплине как генетика — наука о наследственности и изменчивости — просто необходимо для жизни. Тем более, что генетика в нашей стране имеет такую многострадальную историю…


Подумать только, Россия из лидирующей страны в области изучения генетики в начале ХХ века, превращается в дремучего монстра по вытравливанию из сознания людей даже просто генетической терминологии начиная с конца 30-х до середины 50-х годов.

Разве можно простить режиму умерщвление пытками и голодом величайшего генетика, благороднейшего служителя народу и науке, создателя Всесоюзного института растениеводства в Ленинграде, академика Николая Ивановича Вавилова (1887 — 1943).

Начнем разбор реальных заданий линии С6 с задач на дигибридное скрещивание, которые требуют знания законов Менделя по наследованию признаков двух пар аллельных генов (но являющихся по отношению друг к другу неаллельными), находящимися в разных парах гомологичных хромосом, поэтому наследуемых независимо друг от друга.

Самое удивительное, что уровень сложности этих заданий очень различается , в чем мы с вами сейчас и убедимся на примерах решения нескольких заданий.

Изучая далее материал этой статьи, благодаря моим подробным объяснениям, надеюсь, что и более сложные задания для вас окажутся понятными. А для более успешного освоения задач на дигибридное скрещивание предлагаю вашему вниманию свою книжку:

Задача 1. Про свиней на дигибридное скрещивание (самая простая)

У свиней ч ерная окраска шерсти (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) — над короткой (в). Гены не сцеплены.Какое потомство может быть получено при скрещивании черного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготной черной самкой с короткой щетиной. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, фенотипы потомства и их соотношение.

Сначала хочу немного обратить ваше внимание на такие моменты:

Во-первых, почему эта задача на дигибридное скрещивание? В задании требуется определить распределение в наследовании двух признаков: окраски шерсти (А или а) и длины (В или в). Причем указано, что гены не сцеплены, то есть изучаемые признаки находятся в разных парах гомологичных хромосом и наследуются независимо друг от друга по закону Менделя. Это значит, что потомство будет образовываться от всех возможных случайных сочетаний гамет, образуемых самцом и самкой.

Во-вторых, именно эта задача на дигибридное скрещивание является самой простой из такого типа заданий. В ней заранее оговаривается, что изучаемые признаки не сцеплены. К тому же, мы сразу можем (без анализа всевозможных сочетаний рождения потомства) по данному фенотипу родителей записать их генотип.

1) генотипы родителей:

самец АаВb — так как про самца сказано в условии задачи, что он дигетерозиготен, то есть гетерозиготен по обоим изучаемым признакам, то в записи его генотипа по каждому признаку присутствуют: А — доминантный черный цвет шерсти и а — рецессивный рыжий цвет шерсти; В — доминантная длинная щетина и b — рецессивная короткая;

самка ААbb — так как про неё сказано, что она гомозиготна по цвету шерсти, которая у неё тоже черная, значит записываем только АА, а про длину шерсти не сказано гомозиготна она или гетерозиготна, так как эта информация была бы лишняя . (и так понятно, что если у самки шерсть короткая, то она может быть тоже только гомозиготной по этому рецессивному признаку bb ).

Конечно, такие длинные рассуждения по поводу записи генотипа родителей по данному в условии задачи их фенотипу вам приводить не обязательно. Главное, что первым пунктом вы должны указать правильно, ни в коем случае не ошибившись, генотипы обоих родителей.

2) гаметы:

дигетерозиготный самец будет производить с равной вероятностью четыре сорта сперматозоидов АВ, Аb, аВ, аb (по закону чистоты гамет, как следствие мейоза, каждая гамета может иметь только один аллель любого гена. А так как изучается наследование сразу двух признаков, то в каждую гамету мы вписываем по одному аллельному гену каждого изучаемого признака);

дигомозиготная самка (ААbb — как мы выяснили у неё именно такой генотип) будет иметь все одинаковые яйцеклетки — Аb.

3) потомство:

так как все однотипные яйцеклетки самки Аb могут быть оплодотворены любыми четырьмя видами сперматозоидов АВ, Аb, аВ и аb с равной вероятностью, то возможно рождение потомков с такими

четырьмя генотипами: ААВb, ААbb, АаВb и Ааbb в соотношении 1 : 1 : 1 : 1 (25%, 25%, 25%, 25%)

и двумя фенотипами: А-В- — черные длинношерстные — 50% и А-bb — черные короткошерстные — 50% (пробелами записаны те места, где совершенно без разницы для проявления фенотипа какой второй доминантный или рецессивный ген в этих парах аллельных генов может присутствовать).

Итак, мы полностью ответили на вопросы задания: решение составлено по стандартной схеме (родители, гаметы, потомство), определены генотипы родителей и потомства, определены фенотипы потомства и определено возможное соотношение генотипов и фенотипов потомства.

Задача 2. Про растение дурман на дигибридное скрещивание, но с более сложным условием .

Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (b), скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.

Обратите внимание, что в этом задании мы уже не можем сразу однозначно ответить на вопрос о генотипе родителей, а значит и сразу расписать полную информацию о гаметах, ими производимых. Это возможно сделать только внимательно проанализировав информацию о фенотипах потомства.

В ответе еще придется не забыть обязательно указать характер наследования признаков (независимо наследуются признаки или сцеплено). В предыдущем то задании это было дано.

Решение:

1) определим сначала пусть и неоднозначно возможные генотипы родителей

Р: А — bb (пурп., гладк.) и А — В — (пурп., колюч.)

2) также пока неоднозначно выписываем информацию о производимых ими гаметах

G: Аb, — b и АВ, А -, — В, — —

3) запишем исходя из известного фенотипа потомства их возможные генотипы

F1 А — В — (пурп.,колюч.) А — bb (пурп., гладк.)

……. ааВ — (белые, колюч.) ааbb (белые, гладк.)

Теперь, самые главные сведения, которые мы можем извлечь из всего вышеизложенного:

а) так как среди потомства есть растения с гладкими коробочками (а это рецессивный признак), то генотипы обоих родителей обязательно должны иметь ген b. То есть мы уже можем и в генотип второго родителя вписать b (маленькое): А-Вb;

б) так как среди потомства есть растения с белыми цветками (а это рецессивный признак), то генотипы обоих родителей должны иметь ген а (маленькое);

4) только теперь мы можем уже полностью выписать генотипы обоих родителей: .. … ………………….. Ааbb и АаВb и производимые ими ………………………………………….

гаметы: …. Аb, аb и АВ, Аb, аВ, аb

5) поскольку по условию задачи в потомстве были обнаружены все возможные сочетания признаков растений:

…………. «с пурпурными цветками и колючими коробочками,

………….. с пурпурными цветками и гладкими коробочками,

………….. с белыми цветками и колючими коробочками,

то это возможно лишь при независимом наследовании признаков;

6) поскольку мы определили, что признаки не сцеплены и наследуются независимо друг от друга, то необходимо произвести все возможные сочетания скрещиваний имеющихся гамет. Удобнее всего произвести запись используя решетку Пеннета. В нашей задаче она будет, слава богу, не классическая (4 х 4 = 16), а всего 2 х 4 = 8:

G: АВ Аb аВ аb

Аb ААВb ААbb АаВb Ааbb

………….. пурп.колюч пурп.гладк пурп.колюч пурп.гладк

ав АаВb Ааbb ааВb ааbb

…………. пурп.колюч пурп.гладк бел.колюч бел.гладк

7) распределение в потомстве будет

по генотипу: 1 ААВb : 1 ААbb : 2 АаВb : 2 Ааbb : 1 ааВb : 1 ааbb

по фенотипу: 3/8 — пурпурные колючие (А-Вb);

………………….. 3/8 — пурпурные гладкие (А-bb);

………………….. 1/8 — белые колючие (ааВb);

………………….. 1/8 — белые гладкие (ааbb).

Задача 3. Совсем простая, если разбираться в смысле генетической терминологии

От скрещивания 2-х сортов ячменя, у одного из которых колос двурядный плотный, а у другого — многордный рыхлый, получили гибриды F1, с двурядным рыхлым колосом. Какие результаты по фенотипу и генотипу получатся в возвратных скрещиваниях, если наследование признаков независимое? Составьте схемы скрещиваний.

а) форма колоса и б) его качество. Да еще и сказано, что наследование признаков независимое, значит мы можем применить выкладки, следуемые из 3-го закона Менделя для дигибридного скрещивания.

Также сказано и то, какими признаками обладали гибриды в F1 . Они были с двурядным рыхлым колосом — значит эти признаки и являются доминантными над многорядностью и плотностью колоса. Поэтому мы можем теперь вводить обозначения аллелей генов этих двух изучаемых признаков и не ошибемся в правильности использования больших и малых букв алфавита.

Обозначим:

аллельный ген двурядного колоса А, а многорядного — а;
аллельный ген рыхлого колоса В, а плотного — b,
тогда генотипы исходных двух сортов ячменя будут выглядеть так: ААbb и aaBB. От их скрещивания в F1 получатся гибриды: AaBb.

Ну а теперь уж провести возвратные скрещивания гибридов AaBb с каждой из исходных родительских форм по отдельности с AAbb, а потом и с aaBB, уверен, ни для кого не составит труда, не правда ли?

Женщина с карими глазами и рыжими волосами вышла замуж за мужчину с не рыжими волосами и голубыми глазами. Известно, что у отца женщины глаза были карие, а у матери — голубые, у обоих — рыжие волосы. У отца мужчины были не рыжие волосы и голубые глаза, у матери — карие глаза и рыжие волосы. Какими являются генотипы всех указанных людей? Какими могут быть глаза и волосы у детей этих супругов?

Аллельный ген, ответственный за проявление карего цвета глаз обозначим А (это всем хорошо известно, что карий цвет глаз доминирует над голубым цветом), а аллельный ему ген голубых глаз, соответственно, будет а. Обязательно одна и та же буква алфавита, так как это один признак — цвет глаз.

Аллельный ген не рыжих волос (цвет волос — второй изучаемый признак) обозначим В, так как он доминирует над аллелем, отвечающим за проявление рыжей окраски волос — b.

Генотип женщины с карими глазами и рыжими волосами мы можем записать сначала неполностью, а так А-bb. Но так как сказано, что её отец был кареглазый с рыжими волосами, то есть с генотипом А-bb, а мать её была голубоглазая и тоже с рыжими волосами (ааbb), то второй аллель женщины при А мог быть только а, то есть её генотип будет Ааbb.

Генотип голубоглазого мужчины с не рыжими волосами можно сначала записать так: ааB-. Но так как у его матери были волосы рыжие, то есть bb, то второй аллельный ген при В у мужчины мог быть только b. Таким орбразом, генотип мужчины запишется aaBb. Генотипы его родителей: отца — aaB-; матери — А-bb.

Дети от брака анализируемых супругов Ааbb x aaBb (а гаметы соответственно: Ab, ab и aB, ab) будут с равновероятными генотипами AaBb, Aabb, aaBb, aabb или по фенотипу: кареглазые не рыжие, кареглазые рыжие, голубоглазые не рыжие, голубоглазые рыжие в соотношении 1:1:1:1.

Да, теперь вы сами видите какие неравноценные по сложности могут быть задания. Несправедливо, да несправедливо, отвечаю я, как репетитор ЕГЭ по биологии. Нужна удача, да нужна удача!

В следующей статье репетитора биологии по Скайпу разберем задачи на сцепленное наследование, которые правильно решают еще меньшее количество учащихся.

Для тех, кто хочет хорошо разобраться как надо решать задачи по генетике на дигибридное скрещивание, могу предложить свою книгу: «Как решать задачи на дигибридное скрещивание«

У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, обращайтесь в комментариях. У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Ответ

3) 4 фенотипа: многорядный рыхлый, многорядный плотный, двурядный рыхлый и двурядный плотный.

Сделайте очеь 1. у ячменя двурядность и плотность колоса — доминантные признаки, многорядность и рых

Ответ

Как и у других растений у водорослей клетка является основной структурной единицей тела особенностью одноклеточных водорослей является то, что их тело состоит из одной единственной клетки вот почему одноклеточным водорослям свойственны черты и отдельной клетки и организма водоросли

Ответ

Ответ

Болезнь шагаса (американский трипаносомоз) – протозооз, вызываемый внутриклеточным простейшим паразитом рода трипаносома (t. cruzi), приводящий к воспалительно-дегенеративным изменениям со стороны сердца, нервной системы, жкт. болезнь шагаса относится к природно-очаговым заболеваниям, широко распространена практически во всех странах американского континента: эндемичными по трипаносомозу районами являются центральная и южная америка. в сельской местности большинство населения заражается трипаносомозом еще в детском возрасте, часто инвазия протекает бессимптомно. среди зараженных болезнью шагаса мальчики. причины болезни шагаса: возбудителем болезни шагаса является жгутиковое простейшее trypanosoma cruzi. t. cruzi имеет веретенообразную форму, жгутик и ундулирующую мембрану. паразит проходит несколько фаз жизненного развития от попадания в промежуточного хозяина ( свинью, кошку, собаку или обезьяну) до постоянного хозяина т.е. человека. заражение клопов происходит в процессе питания кровью человека или животных, содержащей . в организм человека возбудитель болезни шагаса заносится вместе с инфицированными фекалиями клопов при расчесывании ранок после их укусов на коже и слизистых губ, носа, конъюнктивы. характерной особенностью t. cruzi является способность к внутриклеточному паразитизму в коже и слизистых оболочках. симптомы болезни шагаса

инкубационный период заболевания продолжается 1-3 недели. затем в месте проникновения трипаносом может развиться местная воспалительная реакция (шагома) в виде эритематозного узла с припухлостью и покраснением либо одностороннего багрового отека века (симптом роминьи) с конъюнктивитом, увеличением регионарных лимфоузлов. болезнь шагаса проходит в 2 стадии: острую (первые 2 месяца) с циркуляцией большого количества паразитов в крови и хроническую - с концентрацией трипаносом во внутренних органах.

в острую стадию болезни шигаса в большинстве случаев симптомы отсутствуют, у части больных проявляются в легкой форме. врожденная болезнь шагаса может приводить к спонтанному аборту или преждевременным ; у новорожденных сопровождается тяжелой анемией, желтухой, судорогами, нередко - летальным исходом. при хронической форме болезни шагаса симптомы могут долго отсутствовать, пока не произойдут необратимые повреждения внутренних органов. диагностика болезни шагаса: 1) диагностика начинается со сбора данных, где бывал человек ( страны- эпицентры заболевания). 2)в качестве исследуемого материала используется кровь, спинномозговая жидкость, пунктаты из первичных мест поражения, лимфоузлов, селезенки, костного мозга. в острую стадию болезни шагаса (первые 6-12 недель) паразитов можно обнаружить при микроскопии толстой капли крови или фиксированных окрашенных препаратов. бактериологический посев крови больного выявить чистую культуру t. cruzi. при хронической болезни шагаса более эффективна серодиагностика. на сегодняшний день лечение болезни шагаса малоэффективно.

Читайте также: