В кносском дворце зерно хранили в специальных каменных ямах в полу

Обновлено: 18.09.2024

(Будь внимателен, баллы засчитываются, только если выбраны все верные ответы!)

  • У критян был самый мощный флот в Эгейском море
  • В Кносском дворце зерно хранили в каменных ямах в полу
  • Жители Крита выращивали ячмень и оливы
  • Кносский дворец был разрушен землетрясением и никогда не был восстановлен
  • Жители Крита выращивали ячмень и пшеницу
  • Остров Крит был окружён мощными крепостными стенами

Вы должны авторизоваться, чтобы ответить на задание. Пожалуйста, войдите в свой профиль на сайте или зарегистрируйтесь.

Тем не менее, в том числе и благодаря методам реставрации сэра Артура Эванса (пусть даже и спорным), сейчас легче представить облик дворца в древние времена, когда минойская цивилизация была в зените своей славы.

Приехать в Кносский дворец самостоятельно можно либо на автомобиле, либо на автобусе из Ираклиона с автовокзала А [35.341109N 25.1393205E]. Большие бесплатные парковки со свободными местами находятся недалеко от входа [35.2993873N 25.1615828E, 35.298481N 25.1611644E]. Имейте в виду, что билеты продаются только за наличный расчет (6 евро). В жаркую погоду не забудьте запастись водой, так как внутри дворцовой территории она не продается. Головной убор может спасти Вас от перегрева.

pan02

Западный двор [35.2980651N 25.162468E]
Западная часть дворца была церемониальной. Три каменных колодца служили ритуальным целям; в тронном зале, где могли разместиться до шестнадцати человек, пришедших на аудиенцию, стоит перед входом большая порфировая чаша.
4*.

pan01

5.

DSC_0660

Алтарь [35.2982008N 25.1624733E]
Одной из самых почитаемых богинь на древнем Крите была богиня змей, и в одном из домов были найдены сосуды, предназначенные для хранения священных змей.
7.

DSC_0687

Западные хранилища [35.2981133N 25.1626825E]
С главного этажа открывается вид на целый комплекс продолговатых помещений. Это Западные кладовые дворца. Пифосы, установленные вдоль стен, датируются различными временными периодами. Здесь же находятся подземные помещения, предположительно, служившие для хранения драгоценных предметов. Впрочем, иные источники утверждают, что здесь же хранилось зерно, шерсть, ткани и прочие вещи, ценившиеся в те времена. Но, безусловно, основным продуктом, хранившимся в западных кладовых, было оливковое масло, на что косвенно указывают стены кладовых, почерневшие от пожара, который здесь бушевал гораздо сильнее, чем в остальных помещениях дворца.
8.

DSC_0692

9.

DSC_0686

10.

DSC_0689

11.

DSC_0690

12.

DSC_0730

13.

DSC_0679

Южный дом (вилла) [35.297404N 25.1624089E]
Южная часть дворца не сохранилась. Через нее сейчас проходит пешеходная дорожка, с которой посетители могут рассмотреть частично восстановленную Южный дом (виллу). Она была построена примерно в 1600 г. до н.э. и принадлежала какому-то знатному и богатому человеку либо верховному жрецу.
14.

pan20

15.

DSC_0850

16.

DSC_0849

17.

DSC_0857

19.

DSC_0837

20.

pan04

21.

DSC_0836

22.

DSC_0684

23.

DSC_0848

26.

DSC_0744

28.

DSC_0694

Piano Nobile
Наконец, поднявшись по лестнице на верхний этаж, мы попадаем в прихожую. Из прихожей, пройдя на север, мы оказываемся перед Трехколонным (Трехчастным) святилищем, как назвал его Артур Эванс, сравнивая с аналогичным святилищем, изображенным на фресках, а также в результате находки трех колонн, пилястров и камня в форме головы львицы, рухнувших на первый этаж. Южнее в небольшом помещении располагалась сокровищница Святилища, в которой были найдены драгоценности, различные дары и большое количество культовой утвари.
29.

DSC_0693

30.

pan10

Тронный зал [35.2981089N 25.1629454E]
Тронный зал считается старейшим тронным залом в Европе. Он находится в северо-западной части Центральной площади. От кладовых он отделен коридором, который во времена царя Миноса строго охранялся. Перед входом в зал расположена прихожая, которая одной стороной выводит на Центральную площадь, другой в Тронный зал, третьей во внутреннее святилище. В Тронный зал ведет довольно широкий дверной проем. Во время раскопок Эванс нашел здесь останки деревянного кресла, которое назвал троном. Он частично встроен в северную стену, украшенную изображениями грифонов на фоне растущего папируса. Эти мифические животные, как правило, относились к культу богинь-жен. Поэтому некоторые исследователи древностей утверждают, что трон предназначался жрице, а не царю или жрецу-мужчине. Справа и слева от трона находятся скамьи, на которых, возможно, сидели жрецы. Здесь все говорит о том, что Тронный зал обладал культовым характером, здесь явно проходили важные обряды… В углу помещения обнаружилась большая чаша, которую археолог поставил в центр, посчитав, что эту каменную ванну наполняли водой и использовали для ритуальных очищений. Однако большинство современных ученых считают, что у этого предмета были другие ритуальные функции, возможно связанные с миром. У дверей в прихожую Эванс обнаружил приземистые плоскодонные сосуды, предназначавшиеся для ароматического масла, которое могло использоваться в сакральных целях. Неподалеку лежали черепки пифосов — больших сосудов для хранения продуктов. По находкам археолог предположил, что потолок тронного зала рухнул во время землетрясения в то время, когда прислуга наполняла сосуды.
32.

pan09

33.

DSC_0751

34.

DSC_0745

35.

DSC_0703

37.

DSC_0704

38.

DSC_0705

39.

DSC_0710

40.

DSC_0708

42.

DSC_0770

45.

DSC_0734

Большая лестница (Парадная лестница)
Впечатляющая Большая лестница соединяла помещения восточного крыла, раскинувшаяся на четыре этажа, два из которых были ниже уровня центрального двора. Имея по два пролета на каждом этаже, лестница была достаточно плавной, что делало подъем по ней достаточно необременительным. Большая лестница хорошо освещалась благодаря световому колодцу с деревянными колонами, украшенному красочными фресками.
47.

pan08

Восточное крыло дворца
Руководствуясь предположением, что Кносский дворец был резиденцией царя Кносса, Артур Эванс считал, что жилые помещения царской семьи находились именно в восточном крыле дворца. Тут были и просторные залы, и маленькие комнаты, соединенные комплексом коридоров. Хотя, стоит отметить, что со временем мнение археологов разделились, родив новые предположения о том, что в восточной части дворца в Кноссе находились вовсе не жилые помещения, а, возможно, святилища.
49*.

pan13

Коридор шашечной доски (Шахматный Коридор, Коридор Затрикия)
Коридор, находящийся северо-западнее Кладовой Гигантских Пифосов, носит несколько названий, которые произошли благодаря найденной здесь игре, похожей на нарды или шашки, выполненной из слоновой кости, горного хрусталя, золота и серебра.
51.

pan14

Зал Двойных секир или Мегарон царя
Нижний уровень лестницы коридором соединен с Залом Двойных Секир, где, как предполагалось, находился Мегарон царя с красивым угловым портиком из колонн. Мегарон являлся не центральным помещением дворца, а, скорее, парадным залом частных покоев. Хотя, как и в Тронном зале, в мегароне тоже присутствовал трон. Зал двойных секир имеет только одну стену. С остальных трех сторон её ограничивают многопроемные двери, в пазах которой находились полотна дверей. Открывая и закрывая в различных вариациях эти 11 дверей, владельцы апартаментов могли изменять источники света помещения, сохранять летнюю прохладу или зимнее тепло внутри дома, изолировать внутреннюю секцию от соседних и т.п. В то же время пилоны выполняли роль столбов, которые поддерживали всю конструкцию. Верхние проемы являлись аналогами современных форточек и, по сути, были единственной возможностью доступа света и воздуха при всех закрытых дверях во внутренние покои. Очага в кносском мегароне не было, вероятно, хозяева пользовались, передвижной жаровней.
52.

DSC_0812

53.

DSC_0795

54.

DSC_0806

Водовод [35.2980213N 25.1634094E]
В восточной части сохранились следы сложной системы водоснабжения и канализации. Канализация дворцов и по сей день вызывает восхищение инженеров: целая сеть каменных труб с проточной водой помогала выводу нечистот из туалетов, расположенных в многочисленных комнатах.
57.

pan17

Мастерская ремесленника и Школа
От северной части Большой лестницы на восток устремляется коридор, заканчивающийся дверью в Прихожую Деревянных Балок. Севернее Прихожей находилась Мастерская Ремесленника. Во время раскопок здесь был найден инструмент для обработки камня, а также незаконченные изделия. Севернее находилась так называемая Школа, где, как полагал Эванс, учились писать на глиняных табличках, а глину замешивали в ступке, стоящей рядом со скамьей. Вполне вероятно, что здесь находилась не Школа, а гончарная мастерская.
58*.

DSC_0830

59.

DSC_0829

60.

DSC_0786

62.

DSC_0789

63.

pan18

Дом священного алтаря (The House of the Chancel Screen)
Другое название — Святилище двойных секир. За реставрированным портиком с двумя колоннами опять же на скамье расположены предметы для богослужений, возможно, проводившихся здесь.
64.

Рекомендую посмотреть очень интересную трехмерную реконструкцию дворца.

Традицию нарушать не буду. Вашему вниманию видеоэкскурсия по Кносскому дворцу.

Кносский дворец или Лабиринт Минотавра - это самая значимая достопримечательность Крита. По своей популярности с Кносским дворцом может сравниться лишь Афинский акрополь. Ежегодно дворец посещают миллионы туристов.

История Кносского дворца

кносский дворец

Каждый фрагмент этого археологического комплекса имел строго определенное назначение. Северная часть Кносского дворца, например, выполняла торговую функцию, там начиналась дорога, соединяющая Кносс с портом. На востоке находились личные покои царя и царицы, а также район с мастерскими. Западная часть дворца административная, она известна в первую очередь тронным залом, многочисленными кладовыми и святилищами. Но обо всём по порядку.

Ну, а кому лень читать статью, посмотрите наше видео о Кносском дворце, как это выглядит в реальности без прикрас и преувеличений. Наши впечатления и эмоции.

Видео Кносского дворца

Западный двор Кносского дворца

Западный двор – это место религиозного культа. У самой стены Кносского дворца находятся четырехугольные основания двух алтарей, на которых приносили в жертву богам коз, овец. А во время самых важных праздников – и быков.

Пройдя турникеты вы как раз попадаете на Западный двор.

кносский дворец западный двор


Западный двор Кносского дворца

ямы кулурес в Кносском дворце


Ямы Кулурес на западной части дворца

ямы кулурес в Кносском дворце


Исторические сведения о Кулурес на греческом и английском языках (на русском языке информации в Кносском дворце нигде нет)

Здесь же на западном дворе находится бюст Артура Эванса, он посвятил свою жизнь раскопкам Кносса. Эванс доказал ученым, что Кносский дворец – не миф, придуманный древними греками. Именно Эванс назвал древнейшую цивилизацию минойской.

Артур Эванс


Бюст Артура Эванса

Колонны Кносского дворца

Все минойские колонны Кносского дворца терракотового и чёрного цвета являются восстановленными и не сохранились в оригинале, т.к. минойцы создавали свои колонны из дерева. Это связано с частыми землетрясениями на Крите. Минойские архитекторы понимали, что при землетрясении дерево может амортизировать и устоять, а каменная колонна расколоться.

колонны Кносского дворца


Колонна в Кносском дворце

Южный вход во дворец

Если повернуться на юг вы увидите большие бычьи рога – символ мужского божества.

Поднявшись наверх, увидите большие керамические сосуды – Пифасы. Темные фрагменты Пифасов – настоящие, светлые – это реставрация. Возраст сосудов превышает 3,5 тысяч лет. В них хранили мёд, вино, оливковое масло.

Кносский дворец южный вход


Южный вход в Кносский дворец (на стене фреска "Коридор процессий")

сосуды Пифасы


Керамические сосуды Пифасы (темные фрагменты - настоящие, светлые - реставрация)

Тронный зал и покои царя

Это одно из самых важных помещений Кносского дворца. Тронный зал состоит из двух помещений.

Первая комната - приёмная - здесь посетитель готовился предстать перед царём. Здесь же вы увидите деревянную копию трона царя.

Второе помещение за стеклом – тронный зал. У правой стены расположен настоящий трон, выполненный из камня. По обеим сторонам трона находятся скамьи, на них располагались жрецы. На стенах можно увидеть реставрированные изображения грифонов. У грифонов голова орла, тело льва, хвост змеи, это символизирует соответственно верхний, средний и нижний миры. Т.е. грифоны соединяют в себе все уровни бытия.

Чаша, находящаяся перед троном – в действительности находилась в прихожей. Она имела культовое предназначение. Слева, напротив трона находится еще одно небольшое помещение. Это бассейн очищений. Таких бассейнов на территории Кносского дворца было обнаружено несколько. Они предназначались для совершения священных омовений и символизировали очищение человека. Ведь только чистый душой человек мог предстать перед царём.

тронный зал в Кносском дворце


Тронный зал можно сфотографировать только через стекло, отстояв большую очередь

тронный зал в Кносском дворце


За колоннами находится бассейн очищения

трон в Кносском дворце


Деревянная копия царского трона

Центральный двор

Центральный двор – это сердце Кносского дворца, место ритуальных игр с быком, здесь же родился миф о Минотавре и лабиринте. Центральный двор имел невероятно важное техническое так и религиозное значение. С технической точки зрения он необходим был, чтобы обеспечивать достаточное освещение и вентиляцию примыкающих помещений. Также под ним располагалась огромная цистерна объёмом 12 тыс. литров, где собиралась дождевая вода.

кносский дворец центральный двор


Центральный двор Кносского дворца (очередь как раз выстроилась к тронному залу)

Покои царицы

Здесь царица проводила большую часть дня. Покои прекрасно сохранились до наших дней. Здесь была найдена фреска с изображением дельфинов. Сегодня она находится в музее, а на её месте размещена точная копия.

Также здесь вы увидите два дверных проёма. Первый вёл в покои царицы, второй – в покои царя. Справа был выход в небольшой внутренний дворик. Слева был обнаружен будуар царицы (в настоящее время туда пройти нельзя). Ещё одна важная находка – здесь же была полноценная ванная комната с каменным туалетом и канализационная система. Почти 4 тыс. лет назад в 17-18 вв. до нашей эры во многих домах Кносского дворца уже было центральное водоснабжение и канализация!

Кносский дворец покои царицы


Покои царицы в Кносском дворце можно посмотреть только через стекло также отстояв очередь

Восточное крыло Кносского дворца или большая лестница

В восточной части дворца было 4-5 этажей. В центре восточного крыла большой четырёхугольный колодец, он был необходим для освещения и вентиляции ниже расположенных уровней. Многие ступени сохранились в оригинале. По этой лестнице можно было спуститься в царские покои.

Северный вход в Кносский дворец (фреска с красным быком за колоннами)

Северный вход– это самая узнаваемая часть Кносского дворца - стена с изображением скачущего быка за тремя колоннами. Через северный вход дворец сообщался с портом.

Что касается фрески с изображением быка – она, конечно же, реставрирована. Оригинал находится в музее.

Когда Кносский дворец был полностью разрушен землетрясением, данная фреска с быком оставалась целой и невредимой. Найдя данную фреску, греки именно по ней создали легенду про быка Минотавра в лабиринте. Как это ни печально, но, скорей всего, лабиринт никогда не существовал, по крайней мере в реальном мире. Возможно, минойцы подразумевали лабиринт, как промежуточный этап, между миром живых и миром мёртвых. Как путь или испытание, которое должна преодолеть душа на пути в лучший из миров. Чтобы войти в лабиринт, минойцу надо было умереть.

Кносский дворец


Самая узнаваемая часть Кносского дворца - фреска с быком и тремя колоннами

Кносский дворец


Подняться к фреске и столбам нельзя, все перекрыто ограждениями. Если кто-то начинает перелезать, охрана громко свистит в свисток

Древний театр

Это не простая лестница, как может показаться вначале. Это самый древний театр Европы. Здесь происходили различные религиозные действа, посвященные минойским богам. Зрители располагались на ступенях, причём стоя, а не сидя. Возвышения предназначалось для наиболее высокопоставленных лиц Кносского дворца. Неровность сцены демонстрирует последствия от землетрясения.

театр в Кносском дворце


Это вовсе не ступени, а древний театр минойцев

Фрески Кносского дворца

Фрески, найденные при раскопках в Кносском дворце, имеют первостепенное значение, т.к. именно по ним учёные смогли определить внешний вид минойской расы, их вероисповедание, уклад жизни. Да, здесь были также найдены таблички с письменами, но они до сих пор не расшифрованы.

фреска в кносском дворце


Фреска "Коридор процессий"

Небольшое количество фресок Кносского дворца можно найти в помещении, называемое Комната копий.

Минойские фрески указывают на наличие матриархата (главенство женщины в обществе и семье).

На следующей фреске изображены женщины - жрицы, а вся красная масса вокруг – это мужчины. Это явное проявление матриархального мировоззрения.

фрески в кносском дворце


Фреска с изображением женщин жриц

На следующей фреске также изображены жрицы. Здесь большое внимание уделено деталям, прорисовки одежды, украшениям, лицам женщин.

фрески в кносском дворце


На данной фреске более детальная прорисовка жриц

В минойской культуре отсутствовало изображения насилия, убийства, кровопролития, эротики.

Главная фреска в комнате – Игра с быком. На фреске изображён бык и три человеческой фигуры. Это символ трёх упражнений, которые являлись частью игры с быком. Сначала необходимо было ухватиться за его рога. Затем совершить кувырок через спину животного и приземлиться с противоположной стороны. В чём смысл? А смысл в том, что данная игра с быком – это символическое изображение союза между богиней Матерью и божественным быком. Это ритуал воссоединения божеств минойцев, начало нового природного цикла, возрождение природы. Это был главный праздник для минойцев.

фреска игра с быком в кносском дворце


Фреска "Игра с быком"

Причём же здесь минотавр?

Миф о минотавре был придуман именно греками. Когда происходила ритуально-священная игра минойцев с быком, чужеземцев – греков, не пускали во дворец. Они могли только слышать вой быков, душераздирающие крики раненных атлетов, возгласы толпы. Благодаря грекам рождается легенда, что здесь в сердце лабиринта, некое чудовище с головой быка принимает человеческие жертвы, живьём поедая несчастных людей.

Ещё одна важная и самая таинственная фреска Кносского дворца – Принц с лилиями. Фреска является трёхмерной и выделяется своими большими размерами. К сожалению, до сих пор неизвестно, что на самом деле на ней изображено.

фреска принц с лилиями


"Принц с лилиями"

Карты Кносского дворца

карта кносского дворца

карта кносского дворца

карта кносского дворца

Далее немного поделимся своими впечатлениями о Кносском дворце.

Наш отзыв о Кносском дворце

Поддавшись на рекламу и раскрученность этого археологического комплекса, мы приехали посмотреть, что за дворец за такой. Кносский дворец представляет собой частично восстановленные руины с частично сохранившимися стенами, арками и фресками. Территория намного меньше археологического парка в Пафосе на Кипре, но сохранившихся и реставрированных руин больше.

Просто так гулять по развалинам Кносского дворца за 15 евро с человека достаточно большое расточительство (деньги заплатите, но ничего не поймёте, что и где находится), поэтому лучше всего воспользоваться хотя бы аудиогидом (можно скачать на телефон перед поездкой) или заказать экскурсию. На месте тоже предлагают экскурсии с экскурсоводом. Стоимость может колебаться от 10 до 20 евро (помимо стоимости билета). Имейте ввиду – это не индивидуальная экскурсия, придётся ждать, пока соберётся группа (и группы собирают большие).

При этом придётся отстоять много очередей, чтобы посмотреть ключевые достопримечательности дворца. Самые большие очереди собираются у тронного зала и покой царицы. Стоять в очереди придётся на солнышке, причём, если вы возьмёте групповую экскурсию, то стоять уже придётся 100%, т.к. уплочено.

Можно, заранее забронировать индивидуальную экскурсию на русском языке с гидом - историком, стоить это будет, естественно, дороже, но зато не придётся на жаре ждать сбора группы, и вы сможете пройтись более интересным индивидувльным маршрутом по дворцу.

Примеры интересных индивидуальных экскурсий по Кносскому дворцу:

Совет 1: обязательно возьмите с собой воду, головные уборы и аудиогид на телефон. Ну, или распечатку статьи о Кноссе с нашего сайта.

Совет 2: если есть возможность и желание, лучше заранее возьмите экскурсию в Кносский дворец , т.к. очень многое непонятно, а ведь здесь самое главное - история!

Совет 3: приезжайте в не сезон или когда, облачная погода и пораньше. В кассах дворца всегда большие очереди, но они быстро двигаются. Стоять придётся 10-15 минут.

А теперь важная информация по ценам, времени работы Кносского дворца и маршрутам, как добраться до данной достопримечательности Крита.

Стоимость входных билетов в Кносский дворец и часы работы

Обычный входной билет стоит - 15 евро.

Стоимость льготного билета - 8 евро.

На официальном сайте фигурирует достаточно длинный список лиц, которые имеют право на скидку. В 95% случаев это относится к гражданам Греции и ЕС. Если вы не гражданин ЕС, то льготный билет распространяется только на студентов высших учебных заведений по предъявлению студенческого билета.

Гиды имеют право проходить бесплатно при предъявлении служебного удостоверения.

стоимость билета в кносский дворец

часы работы кносского дворца

Как добраться до Кносского дворца?

Мы не будем сейчас говорить о том, как добраться до него на экскурсионном автобусе – это забота турфирмы.

На автомобиле

На автомобиле тоже всё просто – обозначаете точку на карте в навигаторе (без которого в чужую страну лучше не ехать), и он вас ведёт куда надо. Мы используем MAPS.ME. Но можно и с Google-навигатором попробовать. Дорога к дворцу ведёт хорошая. Единственный момент – лучше приезжать или рано утром к открытию, либо уже где-то к обеду. Стоянка бесплатная возле дворца есть, но она маленькая и вся заставлена автобусами.

На городском автобусе

Из Ираклиона с автовокзала ходит городской автобус №2 синего цвета. У него на лбу написано Knossos, и Кносский дворец является конечной остановкой на его маршруте. Время поездки – 20 минут. Стоимость билета в одну сторону – 1,5 евро.

Подводя итог, выделим субъективные плюсы и минусы посещения Кносского дворца.

Плюсы: многовековая история, интересные фрески, экспонаты, запах сосен вокруг.

Минусы: цена за билет, толпы народа и очереди. В кассах нет карт, брошюр с информацией о территории Кносского дворца.

Стоит ли ехать в Кносский дворец? - Скорее да, чем нет. Но, не возлагайте больших иллюзий, если честно, мы не получили большого восторга, возможно, это произошло из-за завышенной стоимости билетов и больших толп туристов. Надо быть к этому готовым.

На Крите впервые в Европе появились города, строились дворцы, возникла письменность; критское государство содержало собственную регулярную армию (во дворце Кносса была найдена фреска, на которой изображён отряд воинов-негров во главе с белым командиром (негры издавна населяли Крит).



Кносс, расположенный на северном побережье острова, стал самым могущественным городом, где были заложены первые камни легендарного Лабиринта. Весь остров был покрыт сетью дорог, сходившихся к Лабиринту. Владыки Крита имели огромный мощный флот, надёжно оберегавший подступы к острову, -только этим можно объяснить отсутствие крепостных стен вокруг критских дворцов и городов и сторожевых крепостей на побережье. Критский флот безраздельно господствовал в Средиземном море, подчиняя власти кносских царей многие земли.





Казалось бы, ничто не могло поколебать могущество Крита. Но в конце, второго тысячелетия до новой эры происходит катастрофа - загадочная, до сих пор до конца не объяснённая. В развалины превращаются города Кносс, Фест, Агна-Триада, Палекастро, Гурния. Одновременно, словно в один день, в один миг. От тысячелетиями копившейся мощи не осталось ничего. Империя Миноса погибла.



В1900 году на Крит прибыл сэр Артур Эванс, чтобы выяснить одну малозначительную проблему, связанную с чтением некоторых иероглифов. Одному из величайших археологов, всемирно известному учёному, почётному и действительному члену всевозможных академий и обществ, тогда было почти сорок лет, но он уже был маститым учёным, выпускником Оксфорда и знатоком древнеегипетской письменности.



В первый же день пребывания на острове Эванс посетил развалины Кносса. Невдалеке от руин, относящихся к античному времени, он увидел земляные бугры, которые, как подсказала ему интуиция, таили в себе остатки каких-то древних строений. Эванс взялся за лопату.

Буквально через несколько часов в раскопе показались очертания древнего здания. и с того момента на протяжении более четверти века почти безвыездно он вёл раскопки Кносса, ибо поверил - и заявил об этом публично, что открытое им здание - это развалины легендарного Лабиринта! Того самого, в котором обитало чудовище - полубык, получеловек - Минотавр, куда привела героя Тесея дочь царя Миноса Ариадна.





С этими идеями уже почти все свыклись, как вдруг немецкий профессор геологии Штутгартского университета Ганс Георг Вундерлих выступил с утверждением, что Кносский дворец не знал праздничных дней, что он напротив был местом траура и печали. Он утверждает, что дворец был местом культа смерти. Здесь '' хранили останки умерших и приготавливали мумии.




Камнем преткновения, который заставил Вундерлиха так решительно пересмотреть представления о Кносском дворце, стал гипс, множество деталей кносской постройки, сделанных из гипса. Вундерлих, геолог, обнаружил, что в этом дворце лестницы так же, как и все полы ванных помещений, сделаны из гипса.



Глубоко озадаченный этим обстоятельством, он не мог сразу понять, почему минойцы, люди, по мнению археологов, высокоцивилизованные, использовали в строительстве дворца гипс - материал мягкий и легко разрушаемый водой? Почему они не применили вместо него мрамор или известняк?

Вундерлих стал исследовать дворец дальше и обнаружил много странных вещей. Почему, например, в Кносском дворце не было ни одной кухни? Почему так называемые жилища царя Миноса и его царицы находятся в тёмном подвале, вместо того, чтобы быть на верхнем этаже, полном света и воздуха? При дворце нет никаких конюшен и нет никаких построек, где должны были бы стоять колесницы.

Почему, наконец, эти огромные глиняные сосуды, якобы предназначенные для зерна и масла, так замурованы, что из них практически ничего нельзя достать?



Вундерлих выдвинул гипотезу: лестницы построены из мягкого податливого гипса потому, что строители не ожидали какого-либо оживлённого движения по ним. Огромные амфоры не служили хранилищами запасов, а в помещениях, находившихся в подвале, никто никогда не жил. Кухни, конюшни и дворы для колесниц здесь были не нужны, ибо дворец не предназначался для живых людей.

Кносский дворец был дворцом смерти, его помещения -это склепы, где сохранялись тела умерших минойцев. Дворец был разрушен грабителями могил.



Развалины Кносса

Остров Крит — место необычайное. Он расположен в середине Средиземного моря и соседствует с тремя континентами одновременно: Европой, Африкой и Азией. История острова окутана легендами, повествующими о фантастических или реальных событиях минувших времен (по меньшей мере, это родина самого Зевса!). Издавна остров был центром Минойской цивилизации — древнейшей в Европе (2500– 1400 гг. до н. э.). С того времени на острове осталось много свидетельств его былого величия. И, пожалуй, наиболее яркая среди исторических жемчужин — дворец в Кноссе.

Как добраться

Из Москвы в Афины есть прямой рейс (Aeroflot, от €330) и рейс с пересадками, что выйдет немного дешевле (Air Moldova/ Malev, от €200/250). Далее купите билет на самолет до города Ираклиона (от €80).

Шедевр древней архитектуры минойцев Кносс относительно хорошо сохранился до наших дней. Он расположен на большом холме, приблизительно в 5 км от северного берега острова Крит и примерно на таком же расстоянии на юго-восток от современного города Ираклион, столицы острова.

Руины Кносского дворца

Фрагмент дворца

Развалины дворца, дошедшие до наших дней, относятся к так называемому новодворцовому периоду, после 1600 г. до н. э. Дело в том, что дворец несколько раз разрушался и строился вновь. Так, первый раз он был возведен около 1800 г. до н. э., вскоре был разрушен, и на его месте построен другой. Около 1600 г. до н. э. здесь произошли сильные землетрясения, в итоге многие постройки сровнялись с землей. Впрочем, ведутся ремонтные работы и строятся другие великолепные сооружения. Однако неудача за неудачей преследуют критян: извержение вулкана Санторин около 1450 г. до н. э. стало началом конца минойской цивилизации. Вторжение ахейцев (в начале II тыс. до н. э.) усугубило положение критян, а военные конфликты, связанные с приходом дорийцев (начало I тыс. н. э.), довели дворец до разрухи. С этого момента территория дворца не была заселена, хотя Кносс продолжал оставаться важным городом вплоть до раннего Средневековья, но во время венецианского владычества (X–XI вв.) он медленно ушел в небытие.

Вторая жизнь Кносса

Больше тысячи лет никто не обращал внимания на развалины Кносса, пока в 1900 г. А. Эванс, хранитель музея Эшмолеан в Оксфорде, не организовал здесь массовые раскопки, которые увенчались удивительными находками. Раскопки велись с перерывами в течение 30 лет (до 1931 г.) и открыли миру настоящие археологические сокровища. Так, был обнаружен огромный дворец. Его площадь — около 22 000 м 2 (чуть больше 2 га). Ученые насчитали около 2 тыс. комнат. Местами высота дворца достигала 5-этажного дома. Скорее всего, из-за жаркого климата во дворце почти не было окон. Зато было немало световых колодцев, которые помимо освещения обеспечивали и вентиляцию помещений.

Открытия Эванса можно назвать действительно колоссальными. С севера, запада и юга ко дворцу вели мощеные дороги (считается, что они самые древние в мире). Толстые стены первого этажа дворца сложены из камня, а верхний этаж, вероятно, был возведен из более легких сырцовых кирпичей. В самом дворце — бесчисленное количество помещений, коридоров, залов, ходов, которые несколько хаотично группируются по сторонам широкого открытого четырехугольного двора.

Самая древняя мощеная дорога Европы, которая вела ко дворцу

Особого упоминания заслуживает водопроводная система дворца. Глиняные трубы — признак владения технологией строительства водопровода и канализации на высоком уровне. Вода бралась из близлежащего горного источника. Археологи нашли также признаки того, что шедшая по трубам вода подогревалась! Так что на Крите были доступны все блага цивилизации уже четыре тысячи лет назад!

Многолетние исследования Кносса и других археологических памятников в различных районах Крита помогли Эвансу вернуть из забвения и реконструировать уникальную цивилизацию, которая некогда процветала здесь. Название ей он дал по имени легендарного царя Миноса. Хотя сам дворец, вернее то, что от него осталось, представляет историческую ценность, куда больше внимание ученых привлекли предметы, найденные здесь, и настенная живопись.

Кносс, дышащий преданиями

Похищение Европы. Тициан, 1559-1562 гг.

Начнeм с того, что сам владыка олимпийских богов Зевс родом с острова Крита, где он втайне от своего отца Кроноса и вырос. Видимо, не зря Зевс в обличье белого быка украл Европу, игравшую с подругами на берегу моря, и увез на своей спине именно на Крит. Здесь Зевс принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этого союза родились Сарпедон, Радаманф и Минос. Последний — личность историческая, сыгравшая роль в создании Кносса.

Так, по преданию, заложил город царь Минос (ему приписывают основание и других критских городов — Феста и Кидония), а зодчество доверил знаменитому мастеру Дедалу.

Дедал и Икар. Ф. Лэйтон, 1869 г.

По легенде, царь дал мастеру приют на острове и взамен очень долго пользовался его бесценным даром. На Крите Дедал вылепил статуи, изображающие Миноса и его дочерей, изготовил для жены Миноса Пасифаи деревянную корову на колесах, выдолбил ее изнутри, обшил свежесодранной шкурой и выставил на луг (в корове Пасифая скрывалась, чтобы тайно удовлетворять страсть к одному быку). Дедал создал также лабиринт. Миф гласит, что в нем обитал рожденный Пасифаей Минотавр (получеловек-полубык).

Когда герой Тесей бежал из лабиринта, убив Минотавра (об этой легенде речь пойдет чуть позже), Минос запер Дедала и его сына Икара в лабиринте. В конце концов, такая жизнь, напоминающая плен, стала тягостной для Дедала и он решил бежать вместе с сыном. При помощи искусственных крыльев они спаслись от преследований Миноса. Икар погиб во время полета, неосторожно приблизившись к солнцу, растопившему воск, связывавший перья его крыльев.

Минотавр с лабрисом в руке, древнегреческая бронзовая статуэтка, IV в. до н. э.

Тесей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эйсон, 425-410 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид

Тесей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эйсон, 425-410 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид

Кносс или лабиринт?

Это сегодня лабиринт — путаные хаотичные галереи, которые созданы, чтобы сбивать с толку всех в них входящих. Но изначально древние греки называли лабиринтом… сам Кносский дворец, и это неслучайно. Вероятно, планировка дворца со множеством комнат и напоминала лабиринт, поэтому многие исследователи полагают, что именно это и дало основание для создания легенды о Минотавре и Тесее.

Ариадна дала Тесею клубок шелковых нитей, с помощью которого он смог найти дорогу из лабиринта обратно. Вдвоем с Ариадной они отправились обратно в Афины, но, сделав остановку на острове Наксос, Тесей по приказу бога Диониса оставил там девушку. Расстроенный Тесей забыл об обещании заменить черные паруса на белые. Эгей, увидев их, бросился в море со скалы. Это море назвали Эгейским.

Во всяком случае, в античную эпоху лабиринт ассоциировался с лабиринтом Кносса и с Минотавром.

Кносс настоящий

Из преданий о Кносском дворце можно узнать и о важных моментах мифической истории Греции. Выдумки переплетаются с реальными событиями и персонажами, последовательность повествования похожа порой на лабиринт, из которого подчас не спасает ни одна нить Ариадны. Хотя остров Крит и Кносс наполнены множеством мифов, эти места также хранят память об удивительном историческом прошлом.

Каменные рога в Кносском дворце

Мифы способны поведать множество интересных фактов, и многое из рассказанного в них можно увидеть, гуляя по руинам Кносского дворца. Впрочем, о самих жителях и об их мировоззрении больше расскажут фрески — картины, сохранившиеся на стенах дворца.

Фрески Кносского дворца

Почти все стены дворца были украшены фресками — настенной живописью, художественные образы которой свидетельствовали о богатстве духовного и эстетического мира критян минойской эпохи. Здесь слились одновременно каноны тех лет вместе с фотографическим реализмом, столь редким для того периода. Именно благодаря сохранившимся фрескам сегодня мы можем восстановить картину мира древних минойцев: посмотреть их глазами на историческую эпоху, в которую они жили, увидеть современников. Человеческим фигурам в этих фресках уделено особое внимание.

Откуда берет начало художественная традиция минойцев? В результате тесных торговых и культурных связей с египтянами их изобразительная традиция оказала значительное влияние на минойскую, хотя минойцы во многом превзошли своих учителей. По настроению и содержанию искусство минойского Крита неповторимо и не похоже ни на восточную, ни на эллинскую традицию.

Изображение юношей, несущих ритуальные сосуды

Характерная черта критского настенного искусства — большое разнообразие женских образов рядом с мужскими. Женщина присутствует на всех фресках, изображающих процессии, ритуалы или праздники. Критские художники рисовали женщин и мужчин с различным цветом кожи (у женщин — молочно-белая, у мужчин — красновато-коричневая, загорелая).

Парижанка. Фрагмент фрески, 1450 г. до н. э.

Другой популярный образ кносской живописи — животные. Частый сюжет — так называемая тавромахия: изображает ритуальные игры с быками, чем-то напоминающие корриду. Или дельфины, которые у древних минойцев были символом радости, освобождения души от бренного земного тела. Именно это настроение и передано наиболее живо во фреске, размещенной ниже.

Каждая фреска во дворце Кносса излучает жизнерадостность и миролюбие. Основная тематика минойской живописи — изображения людей, а также растений, животных, природных явлений. Особого внимания заслуживают многофигурные композиции. На фресках вы никогда не увидите сцен насилия или изображения воина — древние минойцы, если судить по живописи, были открытым и спокойным народом, не промышлявшим особенно военным делом. Впрочем, их любовь к жизни выразилась не только во фресках, создается впечатление, будто каждый предмет, некогда сделанный ими, наполнен энергией.

Кносские дельфины

Минойская керамика

Минойская керамика, как и все остальные предметы, оставшиеся от той далекой цивилизации, отличается оригинальностью. У критской керамики были своя эволюция и свой период спада.

Ранние геометрические узоры на первых вазах еще в III тыс. до н. э. к 2000 г. до н. э. сменяются различными цветочными и спиральными мотивами, которые наносились белой краской на черный матовый фон, и так называемым стилем Камарес. Дворцовый период (около 1700–1500 гг. до н. э.) внес существенные изменения, в том числе и в стиль росписи керамики, которая стала украшаться образами разнообразных морских обитателей: осьминогов и наутилусов, дельфинов и кораллов, выполняемых на светлом фоне темной краской.

Пифосы — сосуды для хранения продуктов

Сосуд в стиле Камарес с изображением осьминога

Начиная с 1450 г. до н. э. изображения на керамике подвергаются все большей стилизации и становятся грубее, что свидетельствует о начавшемся общем упадке этой яркой культуры.

Великолепие, созданное кносскими ювелирами

Пожалуй, наибольшего мастерства минойцы добились в ювелирном искусстве: утонченность и оригинальность изделий из золота нельзя перепутать ни с чем. Они были изобретателями, а может, умело переняли у кого-то передовые технологии того времени. Так, критянам было знакомо тонкое искусство грануляции: зернью, почти микроскопическими пупырышками из чистого золота покрывали они свои украшения. И это происходило более чем за тысячу лет до этрусков, которых археологи долгое время считали изобретателями грануляции. А минойские мастера делали уже тогда все как полагается: они не припаивали золотую зернь, а наваривали ее, зная необходимые приемы, позволявшие сохранить четкую форму зерна.

Перстень-печать с изображением танцующих ритуальный танец женщин

Все ювелирные изделия, дошедшие до нас с того времени, бесценны по историческому и художественному значению. Хотя мы никогда не узнаем имен ювелиров, искусство их сохранится навечно.

Заключение

Как мы увидели, Кносский дворец существует как бы в двух измерениях: реальном и мифологическом. Узкие коридоры-улицы превращаются в закоулки лабиринта, божественный бык встречает за каждым поворотом в виде гигантских каменных рогов, а тысячи бороздок, которые рассекают настенные мозаики, сплетаются в путеводную нить Ариадны.

Знаменитый тронный зал Кносского дворца

И каждый путешественник, который ступает по камням Кносского дворца, всегда пересекает границу этих миров. Здесь будто и нет никакого лабиринта, но из тронного зала путь ведет в театр, или к лесистому обрыву, или к остаткам погребений. Здесь все как бы в руинах, но вот сохранилась терракотовая колоннада, а вот и знаменитые фрески, ну а дальше вход в подземелье… и там, где наших знаний о реальной судьбе этого великолепного археологического памятника уже не хватает, этот пробел с лихвой восполняется образными мифами Древней Греции — и история оживает на наших глазах.

Читайте также: