Ах да я у матушки жила как цветок цвела

Обновлено: 18.09.2024

Слова А. Плещеева

Я у матушки выросла в холе
И кручины не ведала злой,
Да счастливой девической доле
Позавидовал недруг людской.

Речи сладкие стал он, лукавый,
Мне нашептывать ночью и днем;
И наскучили смех и забавы,
И наскучил мне матери дом.

Сердце билось испуганной пташкой,
Не давало ни часу заснуть;
Подымалась под тонкой рубашкой
Высоко моя белая грудь.

Я вставала с постели босая,
И, бывало, всю ночь напролет
Под окошком кого-то ждала я:
Все казалось мен, кто-то идет…

Я ждала и дождалась милого,
И уж как полюбился он мне!
Молодца не видала такого
Прежде я никогда и во сне.

Очи карие бойко глядели
На меня из-под черных бровей:
Допытать они, видно, хотели,
Что в душе затаилось моей.

Допытали они, что готова
Хоть на гибель для них я была…
И за милым из дома родного
Я, как малый ребенок, пошла.

Был он барин богатый и где-то
Все в далеких краях проживал;
Слышь, лечился и только на лето
Он в поместья свои наезжал.

Только лаской его и жила я,
Белый свет с ним казался милей;
Нипочем было мне, что дурная
Шла молва про меня у людей.

Да не думала я, не гадала,
Что любви его скоро конец:
Вдруг постыла милому я стала –
И с другой он пошел под венец.

Не пригожим лицом, не красою
Приманила дворянка его, -
Приманила богатой казною,
Много взял он за нею всего.

С той поры будто солнышка нету,
Все глухая, осенняя ночь;
Как ни жди, не дождешься рассвету,
Как ни плачь, а беде не помочь.

И с красой я своей распрощалась!
Не узнала б теперь меня мать:
Ни кровинки в лице не осталось,
Словно зелья мне дали принять.

Ах! изменой своей – не отравой –
Он с лица мне румянец согнал…
Буду помнить я долго, лукавый,
Что ты ночью мне летней шептал!

Катерина – русская трагическая героиня

Используя материал приготовленный дома, охарактеризуйте Катерину. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах?

Поэтому Катерину не удается поставить на колени, и это значительно осложняет конфликтное противостояние двух женщин. Возникает ситуация, когда, по пословице, коса нашла на камень.

Чем еще отличается Катерина от обитателей города Калинова? Найдите места в тексте, где подчеркивается поэтичность натуры Катерины.

Катерина – натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев она чувствует красоту природы и любит ее. По утру ранехонько я вставала… Ах, да я у матушки жила, как цветок цвела…

"Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много", – рассказывает она о своем детстве. (д.I, явл. VII, стр. 236)

Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. (д.I, явл. VII, стр. 235). Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны.

Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой.

"До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится", – вспоминает она. (д.I, явл. VII, стр. 236)

А как вы охарактеризуете речь героини?

В речи Катерины отражается все богатство ее внутреннего мира: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры. Сила чувств, глубина и искренность переживаний Катерины находят выражение и в синтаксической структуре ее речи: риторические вопросы, восклицания, незаконченные предложения. А в особо напряженные моменты речь ее обретает черты русской народной песни, становится плавной, ритмичной, певучей. В ее речи встречаются просторечия, слова церковно-религиозного характера (жития, ангелы, храмы золотые, образа), выразительные средства народно- поэтического языка ("Ветра буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску"). Речь богата интонациями – радостными, печальными, восторженными, грустными, тревожными. Интонации выражают отношение Катерины к окружающим.

Откуда появились в героине эти черты? Расскажите, как жила Катерина до замужества? Чем отличается жизнь в доме родителей от жизни в доме мужа?

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы): независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Для Катерины главное – жить согласно своей душе

В семье Кабановых

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Для Кабанихи главное – подчинить. Не дать жить по-своему

Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но "здесь", отмечает героиня, "все как будто из-под неволи". А неволя несовместима с ее свободолюбивой душой.

Любит ли Катерина Тихона?

Выданная замуж, видимо, не по своей воле, она поначалу готова стать примерной женой. Д.II, явл. II, стр. 243. Но такая богатая натура как Катерина не может любить примитивного, ограниченного человека.

Д. V, явл. III, С.279 "Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев."

Уже в начале пьесы мы узнаем о ее любви к Борису. Д. I, явл.VII, с.237.

Счастье или несчастье на жизненном пути Катерины Борис?

В чем сложность внутреннего состояния Катерины?

Любовь к Борису – это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви – это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.

Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой, ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней.

Д.II, явл. X, стр. 250–251. Прочитать.

Д.III, сцена II, явл. III. стр. 261–262, 263

Д.V, явл. III, стр. 279.

В основе протеста Катерины против гнета "темного царства" лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя – вот имя ее главного врага. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в "темном царстве" хуже смерти. И она предпочла смерть неволе.

Докажите, что смерть Катерины – это протест.

Смерть Катерины – это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены. Кулигин бросил упрек в немилосердии.

Сможет ли город Калинов жить по-старому?

Скорее всего, нет.

Судьба Катерины обретает в пьесе символический смысл. Гибнет не только героиня пьесы – гибнет и уходит в прошлое патриархальная Россия, патриархальная нравственность. Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи.

Для заключения

Пьеса по сей день задает много вопросов. Прежде всего необходимо уяснить жанровую природу, основной конфликт "Грозы" и понять, почему Н.А.Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" написал: "Гроза" есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. Сам автор назвал свое произведение драмой. Со временем исследователи все чаще стали именовать "Грозу" трагедией, исходя из специфики конфликта (явно трагедийного) и характера Катерины, которая подняла остававшиеся где-то на периферии внимания общества большие вопросы. Почему погибла Катерина? Потому, что ей досталась жестокая свекровь? Потому, что она, будучи мужней женой, совершила грех и не выдержала мук совести? Если ограничиться этими проблемами, содержание произведения значительно обедняется, сводится к отдельному, частному эпизоду из жизни такой-то семьи и лишается высокого трагедийного накала.

На первый взгляд кажется, что основной конфликт пьесы – это столкновение Катерины с Кабановой. Будь Марфа Игнатьевна добрее, мягче, человечнее, вряд ли случилась бы трагедия с Катериной. Но трагедии могло бы и не быть, если бы Катерина умела лгать, приспосабливаться, если бы не судила себя столь строго, если бы проще и спокойнее смотрела на жизнь. Но Кабаниха остается Кабанихой, а Катерина – Катериной. И каждая из них отражает определенную жизненную позицию, каждая из них поступает в соответствии со своими принципами.

Главное в пьесе – внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. "Что-то во мне такое необыкновенное, точно я снова жить начинаю, или. уж и не знаю", – признается она сестре мужа Варваре.

(данные из местного архива)

Про Ленинград Еля часто слышала от эвакуированных. Их доставили со станции Аксаково осенью на нескольких подводах. Ленинградцы прибыли налегке – в чём выскочили из своих квартир. Ни одежды тёплой, ни обуви справной. Бежали из блокадного Ленинграда – еле спаслись. Бабушка Екатерина Васильевна Зубкова приняла и разместила у себя три семьи.

Дом Зубковых украшали высокое крыльцо с необычными резными узорами и большие окна. Под бревенчатым навесом обычно кормили лошадей. Подобных строений не было ни у кого в деревне. Дедушка Зубков Григорий получил пятистенный сруб от властей за боевые заслуги в Японской войне.

Еля забегала к бабушке, которая почти ослепла и редко выходила со своего двора. По наказу мамы помогала по хозяйству, летом полола сорняки и окучивала картошку, носила воду из родника. Ведь тётя Раиса и Арина пропадали целыми днями на поле и ферме.

Ленинградки иногда рассказывали о довоенной жизни. Еля молча слушала и запоминала. Как ни старалась, не могла себе представить стеклянное здание. Потом спрашивала у мамы.

– А ты видела стеклянные дома?

– Что ты ерунду говоришь?

– А тётя Лёля говорит, что в Ленинграде они жили в светлом стеклянном доме, и что все их разбомбили немцы.

– Ну, не знаю, не знаю.

– А тётя Лёля думала, что у нас можно хлеба вдоволь наесться.

– Хлеб-то уродился, только отправили его на войну солдатикам, чтобы немцев быстрей победить.

Вы читаете роман " Цвета холодных лет ". Действие происходит в чувашской деревне в Башкирии в военные годы.

Лёля обрадовалась, узнав, что их везут в хлебную Башкирию. Приехали, а народ и здесь бедствует. Выживает из последних сил. Лёля опекала шестнадцатилетнюю Нину Санталову. Она втайне надеялась выйти замуж за отца Нины, который воевал на фронте. Его жена умерла от голода в Ленинграде. Натерпевшихся от бомбёжек ленинградок деревенские щадили и жалели. Беленькую, почти прозрачную Лёлю определили на работу в колхозный огород, но четырнадцатилетние Вадим и Гена косили наравне с местными. Эвакуированным полагался продовольственный паёк – мука, капуста, морковь и огурцы. Еля пытала маму:

– А почему нам огурцы и капусту не дают? Тётя Мира вон сегодня щи варила. Так вкусно пахло. Шуля и Паня мне дали огурец куснуть. Такая вкуснятина.

– Своим не положено! – сказала строго Альтук. – Закон не велит.

Еля тогда задумалась: кто такой Закон и почему он не велит давать морковку и огурцы с колхозного огорода своим деревенским? Морковкой её иногда угощала баба Катя.

Альтук не успевала сажать ни капусту, ни морковь. Она работала на конюшне с ранней зари допоздна, едва успевала бросить в землю клубни картофеля. По весне сеяла на своём наделе кормовую свеклу, анис и рыжик[1]. Жёлтые зёрнышки рыжика толкли и добавляли в картошку. Толчёнка получалась сытной и маслянистой.

Бабой Катей дети Альтук называли её крёстную, Екатерину Карповну. Она жила одна в просторной избе недалеко от Тимофеевых. У неё квартировали эвакуированные из Москвы: тётя Мира с дочками.

Москвичи появились в деревне в самом начале войны с полными чемоданами мануфактуры, большими сумками, набитыми ценными вещами. Панечка и Шулечка в коротких, пышных платьях с оборочками и невиданных шляпках казались деревенской девочке ангелами небесными.

Картинки с пухленькими ангелочками висели на белёной стене опрятной спаленки бабы Кати рядом с чёрно-белыми карточками её четырёх сыновей. Они все ушли добровольцами на фронт в первые дни войны. Еля иногда заставала заплаканную бабу Катю у старой иконки Святого Георгия Победоносца. Екатерина Карповна, подолгу молилась, прося покровителя сохранить дорогих своих воинов в этом страшном пекле.

Эвакуированные привнесли чувство праздника в повседневную тяжелейшую жизнь деревни. Вечерами, после дневных трудов, молодёжь собиралась в клубе. Вадим и Гена оказались заядлыми театралами, ставили спектакли, привлекали местные таланты, зачитывали сводки с фронта. В клубе зазвучала русская речь. Незаметно изменилось настроение колхозников. Заговорили о скорой победе. Тяготы войны сблизили весь народ. Вместе выживать было легче.

Даже Альтук выкроила время и сходила на спектакль. В потёмках, перебирая картошку на летней кухне, задорно напевала новую песню:

Ах, да я у матушки жила, как цветок цвела,

Как цветок цвела.

У меня ли, молодой, сине море у ворот,

Полина и Пантелей быстро уловили мотив и со второго круга начали подпевать маме:

А я, молода, не ленивая была,

Не ленива, тороплива, всё догадливая.

Новая песня весело зазвучала в три голоса. Уже на следующий день Еля распевала эту песенку во дворе.

Читайте также: