Эпоха тюльпанов краткое описание

Обновлено: 18.09.2024

Бейлербей (беглярбек, беглербег или беклербек) (от тур. Beylerbeyi, букв. бек всех беков) — чиновник высокого ранга, наместник в мусульманских государствах в Средние века и Новом времени: в Сельджукской империи, Конийском султанате, государствах Хулагуидов и Сефевидов, при династиях Афшаров, Зендов и Каджаров, в Османской империи.

Валиде́-султа́н (осман. والده سلطان‎ — мать султана) — официальный титул матери правящего султана Османской империи, употреблявшийся с XVI века. Первой носительницей титула была Хафса-султан, мать Сулеймана Великолепного. До этого по сельджукской традиции использовался термин хатун, а также мехд-и ульа, валиде-и масиде, валиде-и мухтерем.

Диван (перс. دیوان‎) — высший орган исполнительной, законодательной или законосовещательной власти в ряде исламских государств, а также титул руководителя данного органа.

Осма́ны (тур. Osmanlı Hanedanı, Osman oğulları) — династия османских султанов и халифов, правившая в 1299—1924 годах.

Женский султанат, или султанат женщин (тур. Kadınlar saltanatı, осман. قادينلر ساطنتي‎), — период в истории Османской империи, когда женщины оказывали большое влияние на государственные дела. Началом женского султаната принято считать 1550 год, а окончанием — 1656 год.

Ага́ (осман. أغا‎ тур. ağa азерб. ağa перс. آقا‎ от пратюрк. аka — старший) — в некоторых странах Востока (Османская империя, Сефевидское государство и др.) — форма обращения к старшему по рангу, обозначение племенной знати и титул.

Шехзадé или Шахзадé (тур. şehzade от перс. şāhzādeh شاهزاده‎ ) — титул сыновей султанов в Османской империи в XV—XVIII веках и сыновей шахов в Сефевидском государстве.

Османская архитектура — архитектура Османской империи, которая возникла в Бурсе и в Эдирне в XV—XVI вв.. В архитектуре Османской империи прослеживается влияние архитектуры Сельджуков, а также иранской, византийской архитектуры. После завоевания Константинополя турками заметно влияние мамлюкской архитектурной традиции. В течение почти 400 лет византийские церкви и соборы служили образцами для османских мечетей.

Тима́р — военный лен, представляющий собой условное феодальное земельное держание, существовавшее в Османской империи вплоть до отмены военно-ленной системы (1839). Установлено при султане Мураде I. Годовой доход с одного тимара составлял менее 20 тысяч акче.

Санджак-бей, Санджак-бек (тур. Sancak Beyi) — правитель санджака, военно-административной единицы в Османской империи. Санджак соответствует округу, а правитель санджака одновременно являлся начальником его вооруженных сил.

Капуда́н-паша (осман. کاپیتان پاشا‎), или каптан-ы дерья (тур. Kaptan-ı derya) — титул командующего флотом Османской империи с конца XVI века. Термин капудан-паша впервые был применён по отношению к Синану-паше в 1551 году. Установлено, что он использовался и для Пияле-паши в 1565 году. Следующими по ранжиру были терсане эмини, управляющий верфью, затем кетхуда, следивший за порядком на верфи, и терсане агасы, помощник командующего флотом.

Османская миниатюра (иногда называемая турецкой миниатюрой; тур. Osmanlı minyatür sanatı) — форма искусства в Османской империи, которая может быть связана с персидской миниатюрной традицией, а также с китайским художественным влияниям. Она была частью книжного искусства Османской империи: вместе с иллюминацией (tezhip), каллиграфией (hat), мраморной бумагой (ebru) и переплётом (cilt). Слова taswir или nakish использовались при обозначении миниатюрной живописи в самой Османской Турции. Студии, в.

Лалá (также Лалé или Лелé; осман. لالا‎, тур. Lala от перс. Lelê لل‍ه‎ - учитель) — титул учителя-наставника наследных принцев в Османской империи и Сефевидском государстве . В отличие от более ранних наставников наследных шахзаде (принцев) — атабеков, обладавших значительной личной властью и полномочиями, со временем ставших регентами, фактически управлявших государством, Лала хоть и обладали значительным влиянием на опекаемых ими будущих правителей, но при этом не имели никаких властных полномочий.

Новые османы (тур. Yeni Osmanlılar, также тур. Genç Osmanlı) — возникшая в 1865 году секретная организация националистически настроенной османской интеллигенции, находившейся под влиянием западных мыслителей, в частности Монтескьё и Руссо, а также идей Французской революции. Организаторами движения были Ибрахим Шинаси, Зия-паша, Намык Кемаль, Хусейн Авни-паша и бывший визирь Мустафа Фазыл-паша.

Османское междуцарствие — период в истории Османской империи, когда государство не имело единого правителя. Период междуцарствия начался в 1402 году после поражения османов в Ангорской битве и пленения султана Баязида I Тамерланом. Между сыновьями Баязида шла борьба за власть, из которой только в 1413 году победителем вышел Мехмед I.

Шейх-уль-ислам (араб. شيخ الإسلام‎, узб. Shayx ul-islom, азерб. Şeyxülislam, тур. Şeyhülislam) — титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государств.

Султа́н (араб. سلطان‎ sulṭān, от арам. שולטנא šulṭānā — власть) — титул правителя в исламских государствах, с несколькими историческими значениями. Если государством правит султан, то вместо слова государство употребляется слово султанат.

Имареты — восточное название благотворительных учреждений, открываемых обычно при мечетях и поддерживаемых подаяниями прихожан.

Мамлюкское правление в Ираке — период истории Ирака с 1704 по 1831 год когда у власти там находилась мамлюкская династия грузинского происхождения.

Визи́рь (вазир, везер, везир, визир; мн. ч. вюзера́) — титул министра или высшего сановника в странах мусульманского Востока.

Эфе́нди (перс. آفندی‎, араб. أفندي‎, тур. efendi, тат. әфәнде, әfәnde — господин, повелитель, от новогреч. αφέντης - правитель, начальник) — титул и офицерское звание в Османской империи и некоторых других странах Востока в XV—XX столетиях.

Тугра (тогра; араб. طغراء‎, тур. tuğra, осман. طغراء‎ — tuğra, крымско-тат. tuğra) — персональный знак правителя (султана, халифа, хана), содержащий его имя и титул. Наибольшее распространение получил в Османской империи, где ставится на всех государственных документах, иногда также на монетах и воротах мечетей.

Удж-бей (тур. Uc-Bey) — тюркский военачальник, повелитель одного уджа (тур. اوج;: букв. верх, край), который ему обычно выделяло центральное правительство Конийского султаната, надеясь таким образом удалить чересчур воинственные элементы от столицы во избежание угрозы госпереворота.

Хамма́м (араб. حمّام‎) — название общественных бань в Турции, Азербайджане, арабских странах, Иране, Афганистане, Средней Азии и других странах Востока.

Итальянское Возрождение или Итальянский Ренессанс (итал. Rinascimento ) был началом общеевропейского Возрождения — периода великих перемен и достижений, который начался в Италии в XIV веке и продолжалось вплоть до XVI века, ознаменовав переход от средневековой к современной Европе.

Европа оставалась незаселённой людьми довольно долго. Откуда пришёл человек в Европу, спорно. Известно только, что Европа не являлась местом зарождения человечества. Существуют версии о том, что первые гоминиды пришли в Европу из Индии. С этим согласуются генетические исследования. Но наиболее разработанной является гипотеза о приходе гоминидов в Европу из Африки через Переднюю Азию. Есть предположение, что это произошло в середине виллафранкского времени. До Homo Sapiens Европу и Западную Азию заселяли.

Осма́нская импе́рия (осман. دولت عالیه عثمانیه‎ — Devlet-i Âliyye-i Osmâniyye), также Оттома́нская империя, Оттома́нская По́рта или просто По́рта — государство, созданное в 1299 году турками-османами под предводительством удж-бея Османа Гази на северо-западе Малой Азии.

История Омана — история Султаната Оман, а также существовавших ранее на территории этой страны других государственных образований и иных человеческих общностей.

Империя Великая Цин, или государство Великая Цин (маньчж. дайцин гурунь, кит. трад. 大清國, палл.: Да Цин го), также известная как династия Цин, или Маньчжурская династия, была последней империей, включавшей территорию Китая. Династия Цин правила страной с 1644 по 1912 год с краткой реставрацией в 1917 (последняя продлилась всего 11 дней). Династии Цин на территории Китая предшествовала династия Мин и последовала Китайская республика. Мультикультурная Цинская империя существовала в течение почти трёх.

Сре́дние века́, или Средневеко́вье, — период истории Европы и Ближнего Востока, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

Не́мцы Са́нкт-Петербу́рга — часть населения города Санкт-Петербурга и его окраин, до Октябрьской революции составлявшая самый большой процент жителей после русских, которые проживали или трудились в нём в течение достаточно длительного времени и оставили заметный след в городской истории. Многие из немцев Санкт-Петербурга являлись подданными Российской империи.

История древней Японии охватывает временной отрезок, начиная с палеолита и заканчивая периодом Хэйан. В эту эпоху произошло заселение Японских островов, формирование основ хозяйства и религиозных представлений, а также формирование и становление японской государственности. В дальнейшем правители древней Японии предприняли первые контакты с внешним миром, провели реформы государственного устройства и сформировали государственную идеологию. Вся история древней Японии сопровождалась ассимиляцией народов.

Эллинисти́ческий Еги́пет (332 до н. э. — 30 до н. э.) — период в истории Египта, начинающийся со вхождения в состав державы Александра Македонского. Столицей Эллинистического Египта стал основанный Александром город Александрия (Египетская) в дельте Нила, превратившийся в один из основных центров греческой эллинистической культуры. Первый египетский царь Птолемей Сотер использовал местные традиции, сохранившиеся от династического периода, для закрепления своей власти, и основал династию Птолемеев.

Первая треть XVIII в. в Османской империи ознаменовалась удивительным культурным расцветом, который был обусловлен тягой к Европе. Много было сделано, что европеизировать столицу империи – Стамбул. Современники писали о пышных празднествах на европейский лад (загородные прогулки, катание на лодках, пиры), среди которых особое место отводилось праздникам тюльпанов. Поэтому данный период в истории Турции называется эпохой тюльпанов. Это время характеризовалось приобщением Османской империи к науке, культуре, экономике Европы.

В 1720 г. французский посол в Стамбуле маркиз де Боннак добился посылки первого турецкого посольства в Париж. Среди достопримечательностей, которые привлекли внимание чрезвычайного посла Челеби-заде Мехмед-эфенди и его сына Сейида Мехмед-эфенди, секретаря посла, и произвели на них глубокое впечатление, были дворцовые парки и сады, особенно тюльпановые. По возвращении в Стамбул они рассказали об этом великому визирю Ибрагим-паше, а тот в свою очередь султану Ахмеду III.

В результате в дворцовых кругах началось увлечение садоводством. Султан Ахмед III, Ибрагим-паша, османская знать и даже средние слои общества разбивали обширные цветники, состоящие только из тюльпанов. Вдоль Босфора и Золотого Рога были разбиты огромные сады тюльпанов. В Стамбуле культивировалось несколько сот сортов (более 800), и луковицы лучших из них стоили баснословно дорого (например, сорт Руммами – 400 курушей, иранский сорт Махбуб – до 1 тыс. курушей).

Великолепный век~Империя Кесем Султан

Великолепный век~Империя Кесем Султан

Великолепный век~Империя Кесем Султан запись закреплена

Эпоха тюльпанов (Lale devri) — период в истории Османской империи, получивший своё название благодаря моде на разведение тюльпанов. Началом этого периода принято считать заключение Османской империи мира с Австрией и Венецией (1718 г.), окончанием — восстание в Стамбуле в 1730 г. Эта эпоха характеризуется приобщением к науке, культуре, экономике и архитектуре Европы. В древних литературных персидских произведениях цветок был назван "дюльбаш" — тюрбан (так называли на Востоке головной убор, напоминающий по форме цветок). Цветы тюльпанов очень любили турецкие султаны. Тюльпан почитался как священный цветок, "на дне" луковицы которого находится счастье. Он символизировал гармонию и всё прекрасное. Турецкие мастера любили изображать его на страницах поэтических книг, на тканях и коврах. Орнаменты с изображением тюльпанов украшали одежду, оружие, стены мечетей, ковры, посуду. В сералях ежегодно справляли праздник тюльпанов, выращенных жёнами и наложницами султана. В то время луковицы редких сортов тюльпанов стоили дороже золота; покупать и продавать их можно было только в столице. Отчаянные, но небогатые любители тюльпанов рисковали жизнью — воровали цветы из садов султана и его придворных.

Тюльпан появился в Азии и с глубокой древности был известен кочевникам, населявшим территории нынешних Казахстана и Ирана. Особенно ценили его в Персии. Здесь тюльпан считался геральдическим знаком, символом царственности, любви, а позже — символом Рая. Тюльпан воспевали в стихах (самые ранние письменные упоминания можно найти в произведениях начала XI века), с ним сравнивали красивых девушек. Османы вскоре начали культивировать тюльпан у себя на родине. А всерьёз за создание новых декоративных сортов (за короткий срок их появилось около 300) османские садовники принялись во времена правления Сулеймана Великолепного (1520 – 1566). Европейцев, посещавших в те времена Османскую империю, поражали её сады и страстная привязанность жителей к тюльпанам. Германский посол Бусбек (1544 г.) записал: "Нам везде встречалось множество нарциссов, гиацинтов, и цветов, которые османы называют "тулипам". Нарциссы и гиацинты цветут в изобилии, их аромат настолько сильный, что с непривычки начинает болеть голова. Тюльпан же совсем не пахнет или издает только очень слабый аромат. Османы тщательно ухаживают за этими цветами. При всей их расчётливости им ничего не стоит уплатить большие деньги за особенно красивый цветок".

На территории Топкапы, главной резиденции султанов, располагался известный во всем мире Сад тюльпанов. Правящие династии восхищались простотой и изяществом тюльпана и превозносили его выше других цветов. Был особый османский тюльпан — алый цветок с заострёнными лепестками, который можно было увидеть только в Стамбуле. Стамбульские тюльпаны считались тем красивей, чем выше и тоньше были лепестки. Их сравнивали с остриями сабель, с изгибом женских бровей или с изящными арабскими буквами. Персидский поэт Хафиз писал о тюльпане: "С его чистой прелестью не может сравниться даже сама роза". Согласно легенде, персидский принц Фархад без памяти любил прекрасную девушку Ширин, с которой не мог быть вместе. Завистливые соперники пустили слух, будто его возлюбленная убита. Обезумев от горя, Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где его кровь попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви — тюльпаны. Во время существования Османской империи из-за того, что цветок тюльпана имел священное значение, военные, отправляясь на войну, обязательно использовали изображение тюльпана на сбруе лошади, военном шлеме и на щите. Считалось, что изображение тюльпана защитит воина от ранений и гибели.

Становление и расцвет Эпохи тюльпанов: под руководством султана Ахмеда III и Великого визиря Невшехирли Дамада Ибрагима-паши Османская империя встала на путь новой политики, ознаменовавшейся культурными реформами. В Париж, Лондон и Вену были отправлены временные посольства. Деятельность османских дипломатов способствовала развитию интереса к картографии, книгам, европейской прессе, активизировала работу по переводу сочинений европейских авторов по истории, географии, астрономии, стимулировала личные связи османских сановников и улемов с европейцами.

Сайидом Эфенди и Ибрагимом Мютеферриком была открыта первая турецкая типография. Это открытие стало результатом работы посольства во Франции. Идея книгопечатания появилась у Ибрагима Мютеферрика много раньше. Уже в 1719 и 1724 гг. он изготовил клише и отпечатал карты Мраморного и Чёрного морей, которые подарил Великому визирю. Однако для создания типографии существовало несколько препятствий: султанский указ запрещал христианским типографиям использовать арабский шрифт; переписчики рукописных книг с открытием типографии опасались остаться без работы. Все эти проблемы были решены после возвращения посольства из Франции. Сын посла Сайид Эфенди стал ярым сторонником книгопечатания и соратником Ибрагима Мютеферрика.

Широко развивалось строительство и садово-парковое искусство. В Стамбуле появились многочисленные дворцы султана, визиря и прочих министров Порты. В окрестностях города были разбиты новые парки и сады с мраморными бассейнами и фонтанами. Была построена загородная резиденция султана — Саадабад, спроектированная по планам Версаля и Фонтенбло. Под влиянием барокко менялся весь архитектурный османский стиль. Классическим примером является фонтан Ахмеда III перед дворцом Топкапы в Стамбуле. Этим союзом двух стилей пронизан весь XVIII век.

Повсеместно устраивались пышные праздники, включавшие в себя развлечения европейцев: загородные прогулки, катание на лодках, пиры. Модными стали и праздники цветов, особенно популярны были тюльпаны. Их клубни ввозились в страну в огромном количестве из Голландии. Тюльпан воспевался в поэзии, его мотивы использовались в живописи. По сей день в современной Турции тюльпан считается воплощением совершенства и красоты. "Turkish Airlines" украшает фюзеляжи своих самолётов изображением тюльпана. Тюльпан является неофициальной эмблемой Турции, используемой туристическими агентствами.

Европейское мышление повлияло и на развитие медицины. Стали появляться приверженцы Парацельса. Проводником идей Парацельса в Османской империи был Омер Шифаи. Он знал европейские языки и перевёл с латинского книги Парацельса. В них Шифаи выступает как поборник европейской фармакологии и химии. Впервые была проведена вакцинация против оспы.

Развивалась промышленность. В Стамбуле были открыты керамические мастерские и бумажная фабрика, предложено множество проектов по реорганизации армии, однако большинство из них было отвергнуто. Один проект всё же нашёл отклик в Порте: в Стамбуле для борьбы с пожарами была создана пожарная команда, состоявшая преимущественно из янычар.

Известные личности Эпохи тюльпанов:

— Невшехирли Ибрагим-паша: Великий визирь Османской империи. Именно благодаря его идеям получила своё начало Эпоха тюльпанов.

— Адмирал Мустафа-паша: зять Ибрагима Невшехерли; прославился благодаря созданию 44 сортов тюльпанов.

— Ахмед Недим: османский поэт. Его творчество связывают с преодолением персидского влияния и поиском аутентичной тюркизации.

— Абдулджелил Левни: османский миниатюрист, запечатлевший в своих альбомах Эпоху тюльпанов.

Конец эпохи: Эпоха тюльпанов требовала огромных затрат, из-за чего постоянно повышались налоги и цены. Среди ремесленников и торговцев возникло недовольство, перешедшее в бунт. К рядам недовольных примкнули и янычары, которых не радовала обстановка в начавшейся в 1730 г. войне против персов. Произвол властей лишь накалял обстановку. Бунт вылился в восстание, возглавляемое албанцем Халилом. Великий визирь был свергнут и убит; султан Ахмед III низложен; введённые ими налоги и пошлины были отменены. Восстание Патрона Халила положило конец Эпохе тюльпанов.

В настоящее время в Стамбуле ежегодно в начале апреля проводится Фестиваль тюльпанов (Istanbul lale festivali) — знаменитый на весь мир красочный цветочный фестиваль, который привлекает в Турцию множество туристов. Этот праздник проводится каждую весну примерно в течение месяца. Ежегодно в апреле Стамбул становится тюльпановой столицей мира. Обычай праздновать фестиваль тюльпанов — дань многовековым традициям и стремление восстановить историческую справедливость (родина этих прекрасных цветов — на Босфоре, а не в Голландии). Тюльпаны в Турции принято дарить счастливым людям и тем, кому горячо желают счастья, и не важно, по какому поводу – на праздник или просто так.


История эпохи

Эпоха тюльпанов в Турции

В 1720 году маркиз де Боннак, являющийся послом в Стамбуле, добился посылки первого турецкого посольства в Париж. Осматривая достопримечательности Парижа, чрезвычайный посол Челеби-заде и его сын Сейида Мехмед были потрясены дворцовыми парками, но самое глубокое впечатление на них произвели тюльпановые поля, которые пестрели яркими красками.

По возвращению в Стамбул, посол рассказал об увиденном, визирю, а тот в свою очередь поведал новость султану Ахмеду III.

В скорости новость облетела весь дворец, и вся знать, под бдительным взором Султана, стала разбивать цветники и выращивать разные сорта тюльпанов. В то время в Стамбуле культивировали около 800 сортов цветка, и некоторые луковицы стоили целое состояние.

Чтобы остановить спекуляцию цветками, правительство ввело ограничение на цены, выпустив специальный ценник. Всеобщая любовь к тюльпану послужила тому, что цветок стал самым любимым элементом в орнаментах, его культивировали, воспевали, и ему посвящали стихи.

Фестиваль тюльпанов

Стамбул в эти дни невероятно красив, миллионы тюльпанов разных цветов и сортов распускаются по всему городу. Живые цветы объединяют в красивые композиции и украшают ими улицы, скверы, парки и дома.

Помимо живых композиций, город украшают расписными скульптурами тюльпанов, изготовленных местными мастерами. На центральной площади устанавливается большая сцена, украшенная живыми и бумажными тюльпанами. А на сцене, на протяжении всего празднования, выступают знаменитые шоумены и артисты.

Читайте также: