Корзина с цветами урок технологии

Обновлено: 15.09.2024

Словарь: корзина, плетение, рукоделие, ремесло.

Ход мероприятия:

Итак, давайте вспомним, какие традиционные русские ремесла мы с вами знаем и дадим краткую характеристику каждому из них.

(На экране появляется презентация ремесел, а дети по очереди дают характеристику каждому ремеслу)

Кузнечное дело Самым древним народным промыслом на Руси стало кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).

Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.

Искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик

Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи.

Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне.

Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) - декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, выполненные яркими красками на черном фоне.

Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише.

Палехская миниатюра– так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. (по названию райцентра в Ивановской области)

Хохлома - это ручная роспись по дереву.

В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. В Туле даже есть музей самоваров.

Матрешка считается главным русским сувениром. Это деревянная расписная кукла, внутри которой куклы мал-мала меньше.

Плетение, как ремесло имеет долгую историю и возникло оно раньше, чем металло- и дерево- обработка, что обусловлено большим количеством природного материала и отсутствием орудий производства. Оно уходит своими корнями к эпохе каменного века.

(ОЦЕНКА ЖЮРИ)

II. А теперь мы поговорим подробнее об одном из ремесел.

Ребенок читает стихотворение

О плетении Любовь Трушина

Один плетёт из лыка лапти,

Другой переплетает книги,

А третий, ради чьей-то власти

Плетёт дворцовые интриги.

Плетут венки, чтоб в реку бросить,

В том заключается гаданье.

Плетётся скатерть или платье,

Или на шею украшенье.

Плетёт паук и днём и ночью

Для новой жертвы паутины.

Ну, а для ягод и грибочков

Плетут различные корзины.

С помощью плетения строились стены домов для жилья и хозяйства, изготавливали циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты. Для плетения использовали ветви деревьев и кустарников, особенно ивы, а также корни и другие материалы. Основным видом плетёных изделий были корзины, разнообразные по форме и назначению.

Наиболее крупные центры плетения из ивовой лозы были сосредоточены в бывшей Московской губернии и Звенигородском уезде. Позже в плетении стали использовать и другие материалы.

Давайте рассмотрим предметы на столе. Как вы думаете, к какому ремеслу относятся эти предметы? Правильно, - к плетению.

- А чем они отличаются? (Материалом, из которого выполнены)

-Посмотрите внимательно, подумайте и скажите, - изделия из какого материала появились раньше, а из какого – позже? (лоза –солома – веревка (нить) – газета)

(ОЦЕНКА ЖЮРИ)

(ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ, ЖЮРИ – ОЦЕНИВАЕТ)

IV. Ну, а теперь пришла пора заняться делом, детвора! А какое дело нас ждет, мы поймем, отгадав загадку.

Загадка про Корзину Сергей Кашлев

Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА.

С ней можно по грибы ходить,

А можно ягоды собрать,

Её нетяжело носить,

И очень запросто сломать!

Из прутьев, лыка их плетут,

Скажите, как её зовут? /ответ детей/

Корзины имеют самое разнообразное назначение. Особенно трудно представить жизнь без корзин на селе, например, при сборе урожая и хранении продуктов. Но в последнее время стало модным украшать комнату, делать декоративные корзиночки и дарить их близким.

Вот и мы с вами сделаем такие корзиночки. Наши корзиночки будут не пустыми, а мы наполним их цветами. И снова мы разделимся на команды. Мальчики будут плести корзины из бельевой веревки простым плетением. Это плетение нам знакомо, но напоминать порядок плетения будет вот эта схема. (Выставляется схема простого плетения)

Первым делом нужно знать –

В РОТ ИГЛУ НЕ ВЗДУМАЙ БРАТЬ,

Глаз с иголки не спускай.

И в одежду не втыкай.

Не бросай ее нигде,

А иначе быть беде.

Помни: иглы и булавки не валяются на лавке.

Поработал – не забудь их в игольницу воткнуть

Хоть сегодня я спешу, но про ножницы скажу –

Очень важно всем понять, как их нужно подавать.

Не острыми конечками, а вперед колечками

Влево – вправо не маши, а в пенал их уложи,

Не пугаю я напрасно, ножницы – предмет опасный.

Нужно правила всем знать, аккуратно соблюдать.

И получим ты и я наслажденье от труда.

Девочкам тоже поможет схема последовательности работы. А теперь приступаем к рукоделию. Ну, а наше жюри оценит результат нашего труда.

(ДЕТИ РАБОТАЮТ, ВОСПИТАТЕЛЬ ПОМОГАЕТ,

СЛЕДИТ ЗА ТЕХНИКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)

(В ходе труда возможно использование динамической паузы)

Все движения разминки

Повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте Прыжки

Э-хе-хе! Прогнули спинки, Наклоны вперёд, руки на поясе, спину прогнуть

Посмотрели на картинки. Нагнувшись, голову поднять как можно выше

Э-ге-ге! Нагнулись ниже. Глубокий наклон вперёд, руки на поясе

Наклонились к полу ближе. Дотронуться руками до пола

Э-э-э! какой же ты лентяй! Выпрямиться, погрозить друг другу пальцем

Потянись, но не зевай Руками потянуться вверх, поднявшись на носочки

Повернись на месте ловко. Покружиться

В этом нам нужна сноровка

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

ВОСПИТАТЕЛЬ -Мы на славу потрудились

И корзинки получились!

Вот подарок, посмотри

Членам нашего жюри!

(ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СОРЕВНОВАНИЯ ЧЛЕНАМИ ЖЮРИ)

Прикреплённые файлы:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока технологии

Тема: Посуда. Цветочная корзина

Цель: Формирование умения составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками

Закрепить знания и навыки работы с картоном, нитками, ножницами;

Повторить приёмы разметки бумаги с помощью шаблонов и приёмы наматывания;

Планируемые результаты:

Формирование интереса к предмету;

Метапредметные:

Регулятивная:

Умение в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия;

Умение под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент;

Познавательная:

Формирование умения самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме;

Коммуникативная:

Умение слушать и понимать высказывания собеседников, задавать вопросы с целью уточнения информации

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Воспитание организованности и аккуратности в работе при выполнении такого вида творчества, как обмотка шаблона;

Развитие творческих способностей и эстетический вкус через работу;

Оборудование:

Для учителя: ТСО, видеоролик, шаблоны, образец

Для учащихся: пряжа, картон, карандаш, шаблоны, клей

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

-Меня зовут Виктория Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок технологии.

-Надеюсь, на уроке будет интересно, вы много узнаете нового, многому научитесь и получите удовольствие от этого урока.

Прежде чем начать урок, хочу познакомить вас с правилами работы на уроке технологии:

hello_html_m26c4174a.jpg

(учитель читает правила, поясняет их)

-Хорошо. Вот, мы познакомились с правилами работы на уроке технологии.

-Приступим к изучению нашей новой темы.

-Ребята, чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будем говорить, вам нужно отгадать загадки.

-Слушайте внимательно! Отвечаем по поднятой руке.

1) До сих пор не знают люди,

Кто на кухне главный будет!

Но бесспорно, что начальник

Всей посуды будет …(чайник)

2) Чтоб поужинать всем дружно,

Что на стол поставить нужно?

Глубокую иль мелкую

Для еды… (тарелку)

3) Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду… (ложка)

4) У кого ответа нет -

В чем сварить себе обед?

На плите стоит чистюля.

Суп сварить - нужна . (кастрюля)

5) В меня жидкость наливают:

Кофе, чай, кефир бывает,

Молоко и простокваша.

Все, что просит душа ваша.

Ручку в бок уперла я,

За неё возьмешь меня!

Ручка у меня, как ушко.

А назвали меня. (кружка)

-Ребята, кто мне скажет, каким одним словом можно назвать отгаданные в загадке предметы?

-Как уже известно для приготовление пищи нам необходима посуда

И люди её изготавливали из дерева и глины.

-Откройте, пожалуйста, учебники на 10 странице и внизу рассмотрите иллюстрации.

-Что на них изображено?

-Обратите внимание, что в учебнике изображена посуда как современная, так и древняя.

- Рассмотрев внимательно иллюстрации, как вы считаете, какие материалы используются для изготовления данной посуды?

-Отвечаем по поднятой руке

-Определите, какие предметы являются изделиями прошлого, а какие – принадлежат современности. – Назовите другие материалы, используемые для изготовления современной посуды, которые вы знаете?

- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 12, прочитайте, рассмотрите иллюстрации и назовите предметы, которые изготавливают из глины, помимо посуды.

-Что же такое глина?

-Прочитай (Имя) , на странице 12, что же такое глина и как называют предметы изготовленные из глины .

-Как называют человека, который умеет изготавливать посуду из глины?

- Посмотрите внимательно небольшой видеоролик, о том как изготавливают посуду из глины

-Как мы уже с вами узнали, что посуду ещё изготавливают из стекла.

-Скажите мне, пожалуйста, из чего получают стекло

- Основной его состав довольно простой – кварцевый песок, сода и известь.

Однако стекло не получится, если все его компоненты просто смешать. Потому стекло выплавляют в специальных печах. Но кварцевый песок плавится при очень высокой температуре – 1700 градусов! Здесь-то и нужна сода. Ведь с ее помощью температуру плавления песка уменьшают вдвое.

Теперь вы знаете, из чего делают стекло.

-Мы с вами познакомились с некоторыми видами материалов из чего изготавливают посуду

- Я предлагаю познакомится ещё с одним видом….

_чтобы, узнать о чем пойдет речь , отгадайте загадку

Когда за грибами

Ты в рощу идешь,

Ее непременно

С собою берешь.

-Как вы думаете, для чего людям необходимы корзины?

(Корзина нужна для хранения овощей и фруктов, также с корзиной можно сходить в лес по грибы и по ягоды, также можно использовать для хранения личных вещей)

-А как, по-вашему мнению, называется профессия человека, который плетет корзины? (Мастер-корзинщик)

- Плетение – одно из самых древних ремесел. Для плетения люди используют натуральные материалы, которые можно найти в природе и среди отходов при сборе урожая, например рисовую и пшеничную соломку, пальмовые и кукурузные листья.

-На странице 14 в учебнике вы можете увидеть, как мастер плетёт корзину.

-Чтобы сплести корзину, мастеру не требуются особые инструменты, ему нужны только умелые руки.

-Так обычно называют человека, умеющего делать какое-либо дело очень хорошо!

-Это человек, которые не умеет что-то делать, не получает сделать ничего, за чтобы не брался.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка будет интересна педагогам дополнительного образования, учителям технологии.

Областное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Технология изготовления цветов из бумаги.

Автор методической разработки:

педагог дополнительного образования

Черкасская Елена Васильевна

(первая квалификационная категория)

Задачи.

Учебные: познакомить с разными способами изготовления цветов.

Развивающие: способствовать развитию пространственного воображения, художественного вкуса, коммуникативных качеств.

Воспитательные: развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах через атмосферу творчества и ситуацию успеха; воспитание аккуратности в работе, усидчивости.

Тип занятия: комбинированный - изучение нового материала с элементами практической отработки.

Продолжительность урока: 40мин.

Форма проведения: индивидуальная

Оформление кабинета: выставка литературы по изготовлению цветов из ткани и образцы композиций из декоративных цветов, комнатные цветы.

Оборудование: ноутбук, инструкционные карты, образцы декоративных готовых цветов, декоративная корзина для коллективной работы, высказывание:

И в этом нет сомненья –

Коль ты сумеешь

Материалы: бумага, ленты,

Инструменты: ножницы, клей, ножницы.

План занятия.

1. Организационный момент. Знакомство, создание положительной мотивации.

3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

• Вступительное слово учителя

• Актуализация знаний и практических умений при работе над новым материалом.

4. Изучение нового материала.

• Знакомство с разными способами изготовления цветов.

• Изучение инструкционной карты.

• Самостоятельная практическая работа (изготовление цветов и листьев, оформление композиции).

5. Подведение итогов, результатов.

Ход занятия.

И вот теперь – дошла до нас

О ней и будет наш рассказ.

1. Организационный момент.

– Ребята, сегодня у нас творческое занятие. А творчество – это источник добра, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство, суету. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть, аромат и красоту замечательных цветов.

Наверно вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Правильно о цветах и не просто о цветах, а о цветах выполненных своими руками (презентация).

Скажите, а какую роль цветы играют в жизни человека? Много радости приносят людям цветы. Они дарят хорошее настроение, будят фантазию, оживляют и украшают наш дом. А, если цветы сделаны своими руками, то они создают особое настроение. Посмотрите, как много способов сделать цветы своими руками.

Сегодня на уроке мы познакомимся технологией обработки бумаги. Мы будем создавать настроение себе и нашим гостям при помощи декорирования цветов. А затем из них мы создадим композицию.

3. Изучение нового материала.

Цветок сегодня на уроке распустится в ваших руках за считанные минуты. А все, что необходимо для его появления на свет – Важно лишь делать его с любовью.

Сегодня к нашему занятию я взяла такое высказывание И. Гете

И в этом нет сомненья –

Коль ты сумеешь

Учитель: Как вы понимаете это высказывание?

В нашей работе нам потребуется терпение и усидчивость. И если мы запаслись этими качествами, то с работой справимся обязательно.

Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним безопасные приемы труда, при работе с ножницами.

Не держи ножницы концами вверх.

Не работай с ножницами с ослабленными шарнирами креплений.

Не ходите с ножницами по кабинету.

Не оставляй ножницы в открытом виде.

Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

Клади ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.

Правила при работе с клеем

Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом

– Я прошу, не забывайте об этих правилах до конца урока.

Физминутка.

Если я сорву цветок (согнули руки в локтях, указали на себя),

Если ты сорвешь цветок (разогнули руки, указали на соседа)…

Если все (развели руками, указали на всех):

И я, и ты (указали на себя и на соседа)-

Если мы (указали на всех) сорвем цветы,

То окажутся пусты и деревья (поднялись на носочки), и кусты (присели)…

И не будет красоты (поворачиваем голову в стороны), и не будет доброты.

Если только я и ты (указали на себя и на соседа),

Если мы (указали на всех) сорвем цветы.

Берегите живую природу!

- Вы обратили внимание, что у вас на столе лежат инструкционные карты (Приложение). Работать будем, самостоятельно пользуясь инструкционной картой. Внимательно изучите ее. И не нарушая последовательности, приступайте к работе. Я думаю, у вас все получится. Если у вас возникнут вопросы или затруднения вы можете обратиться ко мне.

Сейчас вы начнете свою работу, а я включу для вас красивую музыку.

(Практическая работа детей под музыку)

5. Подведение итогов, результатов.

Вот и распустился наш букет, посмотрите, какая прекрасная работа у вас получилась

– А скажите, пожалуйста, где можно еще применить умения, которые вы приобрели сегодня на уроке?

Давайте попробуем оценить нашу работу. А оценить необычно, а с помощью чувств.

Какие чувства вызывают у вас ваша работа сегодня на уроке?

Предоставляется возможность выразить свои ощущения, настроение, которое возникло у них по ходу занятия. Предлагается своя карточка – помощник для рефлексии относительно деятельности в ходе занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет вам в активном сотрудничестве с детьми.

Приложение 7 Технологическая карта

Предмет: Технология

Цель и задачи урока

-закрепление навыков разметки деталей по шаблону;

-закрепление умения вырезать детали по намеченному контуру;

-закрепление умения составлять композицию;

-закрепление умения соединять детали с помощью клея;

-развитие художественного вкуса, глазомера;

Основное содержание темы, термины и понятия

Аппликация, композиция, разметка по шаблону, вырезание по намеченному контуру, переплет.

Планируемый результат

предметные умения

-умение размечать детали по шаблону;

-умение вырезать детали по намеченному контуру;

- умение составлять композицию;

-знание последовательности изготовления аппликации;

-умение работать по плану;

-знание ПТБ при работе с ножницами, клеем.

Личностные:

-отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность прийти к ним на помощь;

-испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности.

Познавательные:

-анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

-самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии;

Регулятивные:

-совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

-самостоятельно организовывать свое рабочее место, сохранять порядок на рабочем месте;

-планировать предстоящую практическую работу;

-следовать при выполнении работы инструкциям учителя;

-руководствоваться правилами при выполнении работы;

-осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

Коммуникативные:

-учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Организация пространства

межпредметные связи

формы и методы

Математика (геометрические фигуры, размер, симметрия).

ИЗО (композиционное и цветовое решение).

ОБЖ (знание и применение ПТБ).

Окружающий мир (виды тюльпанов).

Для учителя:

Презентация, проектор, образец аппликации, пособие в динамике,

шаблоны, цветная бумага, картон, клей, ножницы, кисточки, простые карандаши.

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, кисточка, простой карандаш, шаблон.

I этап. Организационный

Деятельность учителя

Здравствуйте, ребята! Все ровненько встали, показали мне какой ряд лучше всех стоит. Тихо сели.

II этап. Познавательно-информационный (беседа)

- Ребята, что такое аппликация?

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: Цветы

Когда за грибами

Ты в рощу идешь,

Ответ: Корзина

- Что вы знаете о цветах?

- Что можно сделать из цветов?

- В начале урока я вас спрашивала, что такое аппликация, как вы думаете какая тема нашего урока?

Отвечать на вопросы учителя.

Определяют тему урока;

III этап. Анализ изделия

- Сегодня мы будем собирать букет цветов и положим их в корзинку..

- Посмотрите на доску и скажите, из каких материалов мы будем выполнять работу?

- Что бы сделать всё правильно и получить красивый букет мы будем работать по плану.

Определять материалы для работы.

Отвечают на вопросы. Готовятся к работе в парах.

IV этап. Планирование самостоятельной практической работы учащихся,

определение способов выполнения задания

План (на доске):

1. Подготовить корзину.

2. Заготовить цветы.

3.Составить композицию на картоне.

5. Приклеить детали на основу.

- Сейчас я вам покажу, как сделать такую работу.

1 этап: - Возьмите коричневую бумагу, обведите шаблон корзиночки, вырежьте. Разделим заготовку на полоски шириной 1 см. (разрезы лучше делать с верхней части корзиночки)

Нарежем полоски желтой и оранжевой бумаги шириной 1 см.

2 этап: Подготовка деталей для больших цветов:

1) Подберите три квадратных куска (примерно 5см.×5см.) розовой или красной бумаги.

2) Сложите каждый кусочек три раза.

3) На каждой заготовке нарисуйте на глаз лепесток.

4) Вырежьте заготовку.

5) Разверните венчики и надрежьте, каждый кусок не доходя до середины.

6) При помощи ножниц загните каждый лепесток.

7) Подберите три квадратных куска (примерно 3см.×3см.) розовой или красной бумаги и проделайте то же самое.

8) Сложите кусочек зеленой бумаги пополам, т. к. листок симметричный. Нарисуйте по шаблону половинку листочка. Вырежьте и разверните, так сделать 5 листочков. Сделайте ещё один листочек.

3 этап: Подготовка деталей для маленьких цветов:

1) Подберём два квадратных куска (примерно 4см.×4см.)синей бумаги.

2) Сложим каждый кусочек три раза.

3) На каждой заготовке нарисуем на глаз лепесток.

4) Вырежем заготовку.

5) Развернём венчики и надрежем, каждый кусок не доходя до середины.

6) При помощи ножниц загнём каждый лепесток.

7) Нарисуем и вырежем кружочки для сердцевинок цветов.

4 этап: Составление композиции

Начнём собирать аппликацию с корзиночки. При помощи основы корзиночки и заготовленных полос сделайте известным вам способом корзиночку.

- Закрепите все полоски и обрежьте лишнее.

- Прилейте корзиночку на картон, расположив его вертикально, ниже середины листа. Из остатков полосок сделайте ручку для корзиночки.

- Уложите друг на друга лепестки, начиная с большего. Капельками клея приклейте в серединку корзиночки большой цветок.

- Чуть выше справа и слева приклейте два синих цветка и серединки.

- По такому же принципу приклейте ещё два больших цветка справа и слева. В серединку каждого приклейте разноцветные кружочки.

- Наклейте внизу цветочка 2 листа. И три вверху.

Перед тем как начать самостоятельно работать мы подготовим наши ручки, сделаем гимнастику.

Читайте также: