Верхний плод образованный завязью пестика и другими частями цветка

Обновлено: 15.09.2024

В состав плода входят семена и околоплодник. У цветковых растений семена образуются после двойного оплодотворения из семязачатков. Семена находятся внутри плода и защищены околоплодником, поэтому цветковые растения называют также покрытосеменными.

Околоплодник (наружная часть плода) формируется из стенок завязи пестика. В некоторых случаях в его формировании принимают участие также и другие части цветка — цветоложе, чашелистики, лепестки. Например, у яблока можно найти остатки чашелистиков.

В стенках околоплодника накапливаются питательных вещества: углеводы, белки, жиры. В них содержатся также витамины и вещества, обладающие приятным запахом. Поэтому животные охотно поедают плоды, способствуя распространению семян.

У большинства растений в цветке есть только один пестик. Плод, образовавшийся из такого цветка, называют простым : фасоль, рожь, слива — (A).

Если в цветке несколько пестиков, то из него образуется сборный плод: малина, морошка, ежевика — (В).

Плод - генеративный орган покрытосеменных растений, включающий в себя семена и образующийся из одного цветка. Плод играет ключевую роль в размножении и распространении цветковых (покрытосеменных) растений.

Главная функция плода - формирование, защита и распространение содержащихся в нем семян. Плоды употребляют в пищу животные, и, что очень важно, семена устойчивы к действию соков в пищеварительном тракте за счет плотных покровов - семенной кожуры, так что семена выходят из ЖКТ неповрежденными.

Количество семян в плоде равно количеству семязачатков, образующихся в завязи. Из стенок завязи развивается околоплодник, защищающий семена от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Околоплодник также называется перикарпий от греч. karpós плод. Перикарпий состоит из трех слоев: наружного - экзокарпия (гр.exo снаружи, вне), среднего - мезокарпия (от греч. mesos средний, промежуточный), внутреннего - эндокарпия (греч. endo — внутри).

Строение плода

Деление плодов на группы
  • По количеству семян плоды подразделяются на:
    • Односемянные - имеют одно семя, развившееся из единственного семязачатка. У подсолнечника, пшеницы.
    • Многосемянные - содержат множество семян, каждое из которых сформировано одним семязачатком. У тыквы, помидора, гороха, смородины.
    • Сочные - околоплодник представлен сочной мякотью. Вишня, огурец, крыжовник, слива, яблоня.
    • Сухие - с кожистым или деревянистым околоплодником. Пшеница, подсолнечник, горох, капуста.
    • Вскрывающиеся - сухие многосемянные плоды. У них плоды раскрываются и семена выпадают. Такие плоды есть у гороха (раскрываются двумя створками), мака (раскрываются двумя дырочками).
    • Невскрывающиеся - почти все односемянные и сочные плоды. Орех, желудь, зерновка.
    Виды плодов

    Плоды подразделяются на основе типа гинецея. Гинецей (лат. gynaecēum, греч. — женская половина [в древнегреческом доме]) - совокупность плодолистиков цветка, образующих один или несколько пестиков цветка.

    Имеется и другое определение. Гинецей - совокупность пестиков цветка (частей цветка, образованных плодолистиками). На основе этого выделяют:

    Гинецей состоит из одного пестика, образованного одним плодолистиком.

      Однолистовка - сухой многосемянной плод, вскрывающийся по брюшному шву. Такие плоды имеются у растений рода сокирки (консолида), у цимицифуги, багрянника, живокости полевой.

    Однолистовка багрянника

    Однокостянка персика

    Боб гороха

    Из каждого отдельного пестика на цветке развивается свой свободный плод, эволюционно эти плоды наиболее древние. Возникают из цветов с верхней завязью.

      Многокостянка - многосемянной сборный плод, состоящий из двух или более сочных костянок на сухом цветоложе. Мезокарпий у каждого плода сочный, эндокарпий - сухой. Имеется у малины, ежевики.

    Многокостянка малины

    Многолистовка спиреи

    Многоорешек лютика

    Земляничина (фрага) - плод типа многоорешка, с особенностями: у земляники орешки расположены в мякоти сочного разросшегося цветоложа.

    Земляничина (фрага)

    Наиболее многочисленная группа плодов, развивающихся из цветков, как с верхней, так и с нижней завязью. Несмотря на то, что завязь в цветке одна, ее происхождение связано со сращением между собой двух и более плодолистиков.

      Ягода - многосемянный невскрывающийся плод с сочным мезокарпием, экзокарпий которого состоит из тонкой кожицы. Есть у помидора, смородины, винограда.

    Плод помидора

    Строение яблока

    Строение тыквины

    Коробочка дурмана

    Стручок плод

    У псевдомонокарпных плодов в гинецее изначально закладывается два и более плодолистиков, но развивается только один, остальные подвергаются редукции.

      Семянка - односемянный сухой невскрывающийся плод у растений с кожистым (большей частью) околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой. Характерен для представителей семейства сложноцветные: одуванчик, подсолнечник, череда, репейник.

    Семянка подсолнечника

    Зерновка пшеницы

    Зерновка пшеницы

    Соплодие

    Соплодием называют любую совокупность близкорасположенных или сросшихся плодов, развивающуюся из соцветия (нескольких цветков). Вы должны проводить четкую границу между соплодием и сборным плодом, который возникает из одного цветка. Примерами соплодия являются ананас (срастание плодов), у калины соплодие образуется из щитка (близкое расположение плодов).

    Соплодия растений

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    Принцип проведения школьного тура и примеры олимпиадных заданий.

    Предварительный просмотр:

    Принципы формирования олимпиадных заданий

    Предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на школьном и муниципальном уровне:

    1.Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся.

    2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов олимпиады. Конкретные число заданий и время на их выполнение на школьном и муниципальном этапах олимпиады определяет муниципальная и региональная предметно-методическая комиссии в зависимости от сложившейся традиции проведения олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм с учетом рекомендаций центральной предметно-методической комиссии.

    3. Отражения в заданиях различных содержательных линий курса и степени их рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа олимпиады с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большому количеству этих содержательных линий.

    4. Проверка соответствия готовности участников олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.

    5. По-возможности сочетание заданий письменных (от краткого ответа до развернутого текста) и устного собеседования жюри с участниками олимпиады, что позволяет проверить разные стороны подготовленности школьников.

    6. Введение заданий на выбор участниками (например, при выборе из списка заданий творческого характера для краткого рассказа) с сохранением как основы инвариантных заданий.

    7. Преставление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.).

    8. Опора на межпредметные связи в части заданий.

    Предварительный просмотр:

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ

    ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ (максимальное количество баллов – 64)

    На выполнение работы отводится 120 минут

    1. Самые крупные по размерам представители водорослей встречаются среди:
      а) зеленых; б) диатомовых; в) красных; г) бурых.
    2. Среди растений, встречаются исключительно на суше:
      а) зеленые водоросли; б) красные водоросли; в) голосеменные; г) покрытосеменные.
    3. У плаунов ветвление:
      а) боковое; б) дихотомическое; в) верхушечное; г) симподиальное.
    4. При хранении в теплом помещении картофель быстро сморщивается, так как в нем:
      а) происходит фотосинтез; б) накапливается крахмал;
      в) интенсивно осуществляется процесс дыхания;
      г) в нем образуется ядовитое вещество соланин и гормоны.
    5. Половой процесс у водорослей, характеризующийся слиянием двух неспециализированных клеток, называется:
      а) изогамией; б) оогамией; в) гетерогамией; г) коньюгацией.
    6. Конечная на побеге почка липы является:
      а) верхушечной; б) боковой; в) может быть придаточной; г) спящей.
    7. Запасающую функцию в зерновках выполняет ткань:
      а) покровная; б) проводящая; в) основная; г) образовательная.
    8. Вторичное утолщение стебля типично для:
      а) мхов, голосеменных, покрытосеменных;
      б) однодольных покрытосеменных, голосеменных;
      в) однодольных и двудольных покрытосеменных;
      г) голосеменных и двудольных покрытосеменных.
    9. Верхний плод, образованный завязью пестика и другими частями цветка, встречается у:
      а) яблони и груши; б) шиповника и земляники; в) шиповника и граната;
      г) кактуса и крыжовника.
    10. Муха цеце является переносчиком трипанозом, вызывающих у человека:
      а) сонную болезнь; б) восточную язву; в) малярию; г) кокцидиоз.
    11. Регенерация у полипов происходит благодаря делению:
      а) кожно-мускульных клеток; б) нервных клеток; в) промежуточных клеток;
      г) мезоглеи.
    12. Кровеносная система у нематод:
      а) замкнутая; б) частично замкнутая; в) незамкнутая; г) отсутствует.
    13. Органами зрения у пауков являются:
      а) 1 пара фасеточных глаз; б) 4 пары простых глаз;
      в) 1 пара фасеточных и 2 пары простых глаз;
      г) 1 пара фасеточных и 3 пары простых глаз.
    14. Череп, изображенный на рисунке, принадлежит:
      а) черепахе; б) ящерице; в) змее; г) крокодилу.
    15. Слюнные железы, постоянно вырабатывающие секрет:
      а) околоушные и подчелюстные:
      б) подчелюстные и подъязычные;
      в) подъязычные и мелкие;
      г) мелкие и околоушные.
    16. Фибриноген крови превращается в фибрин во время:
      а) транспорта газов; б) превращения глюкозы в гликоген;
      в) превращения гликогена в глюкозу; г) формирования кровяного сгустка.
    17. Частоту и глубину дыхания в процессе гуморальной регуляции замедляет:
      а) недостаток О 2 ; б) недостаток СО 2 ; в) избыток О 2 ; г) избыток СО 2 .
    18. Недостаток солей кальция в организме человека в первую очередь отразиться на:
      а) проведении нервных импульсов; б) свертывании крови; в) росте; г) пищеварении.
    19. Объем воздуха, который можно вдохнуть после спокойного выдоха называют:
      а) резервным объемом вдоха; б) дыхательным объемом; в) резервным объемом выдоха;
      г) остаточным объемом.
    20. . Оксигемоглобин – это соединение гемоглобина с:

    а) диоксидом углерода б) оксидом углерода

    в) азотом г) кислородом

    1. Выдающийся русский биолог Карл Максимович Бэр является автором:
      а) закона зародышевого сходства;
      б) закона независимого наследования признаков;
      в) закона гомологических рядов;
      г) биогенетического закона.
    2. Пищевая цепь, состоящая из следующих компонентов: планктон – треска – нерпа – белый медведь, называется:
      а) планктонной; б) океанической; в) пастбищной; г) аккумулирующей.
    3. Редукция свободных конечностей у некоторых видов ящериц семейства Веретениц ( Anguidae ) является примером:
      а) идиоадаптации; б) дегенерации; в) конвергенции; г) специализации.
    4. В единую мембранную систему клетки входят:
      а) митохондрии, эндоплазматическая сеть, лизосомы;
      б) митохондрии, хлоропласты, хромопласты;
      в) эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы;
      г) цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, лизосомы.
    5. Многие пресмыкающиеся для повышения температуры тела выбирают каменистые склоны южной экспозиции – это пример:
      а) этологической адаптации; б) популяционной адаптации;
      в) физиологической адаптации; г) морфологической адаптации.

    1.К классу двудольных растений относятся семейства:

    1) крестоцветные 4) сложноцветные

    2) злаки 5) паслёновые

    3) лилейные 6) бобовые

    2.К классу Пресмыкающиеся относятся:

    1) тритоны 2) крокодилы 3) саламандры

    4) вараны 5) агамы 6) жабы

    3. Для рептилий характерно:

    1) непостоянная температура тела

    2) постоянная температура тела

    3) трёхкамерное сердце

    4) жаберное дыхание

    5) развитие с превращением

    6) двухкамерное сердце

    4.Для полового размножения вода необходима для:

    1) хлореллы 2) кукушкина льна 3) папоротников

    4) ели 5) кипариса 6) сфагнума

    5.Отделы тела у животных класса Насекомые:

    1) голова 2) грудь 3) головогрудь

    4) брюшко 5) хвост 6) конечности

    6. Кровеносная система рыб:

    1) незамкнутая 2) замкнутая

    3) имеет трёхкамерное сердце 4) имеет двухкамерное сердце

    5) имеет два круга кровообращения 6) имеет один круг кровообращения

    7. Ткани, относящиеся к соединительной – это:

    1) хрящевая 2) костная 3) эпидермис кожи

    4) кровь 5) жировая 6) лимфа

    8.Поджелудочная железа в организме человека:

    1) участвует в иммунных реакциях

    2) соединена с желудком

    3) соединена с тонким кишечником

    4) образует гормоны

    5) выделяет желчь

    6) выделяет пищеварительные ферменты

    9.Укажите особенности строения птиц:

    1) сердце трёхкамерное

    2) сердце четырёхкамерное

    3) кора головного мозга есть

    4) коры головного мозга нет

    5) мочевой пузырь имеется

    6) мочевой пузырь отсутствует

    10. Из эктодермы у человека формируются:

    1) дерма 2) эпителий кожи 3) дентин зубов

    4) нервная система 5) ногти 6) околосердечная сумка

    1 . Шишка – это плод сосны.

    2 . Из споры папоротника развивается спорофит.

    3 . У сосны яйцеклетки оплодотворяются спермиями.

    4 . Ситовидные трубки, проводящие растворы органических веществ, образованы мертвыми клетками.

    5 . У всех летающих насекомых имеется две пары крыльев.

    6 . У человека стенки вен рук толще, чем стенки вен ног.

    7 . Иглокожие относятся к вторичнополостным.

    8 . У бактерий есть рибосомы.

    9 . Спиртовое брожение может проходить как в анаэробных, так и в аэробных условиях, хотя и с различной скоростью.

    10 . Продукты расщепления жиров всасываются непосредственно в кровь.

    11 . В клетках всех животных и растений вблизи ядра находится органоид, называемый клеточным центром.

    12 . В клетках прокариот ядерное вещество представлено в виде кольцевой хромосомы.

    13 . Хромопласты не могут превращаться в хлоропласты.

    14 . Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге.

    15 . Стенки левого желудочка сердца толще, чем правого, потому что левый желудочек в единицу времени выбрасывает значительно большее количество крови, чем правый

    Гинецей – это совокупность плодолистиков в цветке, образующих один или несколько пестиков.

    Плодолистики – это мегаспорофиллы, несущие семязачатки.

    Нуцеллус – это центральная часть плодолистика, которая гомологична мегаспорангию. Из одного или нескольких плодолистиков возник пестик вследствие смыкания и срастания их краев.

    Строение пестика. Пестик – наиболее существенная часть цветка, из которой формируется плод. По форме пестик напоминает замкнутый сосуд, в котором развиваются семязачатки. Обычно он состоит из трех частей: рыльца, столбика и завязи (рис. 9).

    Рыльце – это расширенная часть на верхушке столбика, которая предназначена для улавливания и прорастания пыльцы. Форма и величина рыльца разнообразны и обычно приспособлены к виду опыления. Поверхность рыльца часто неровная, бугорчатая и покрыта липкой жидкостью, что способствует более эффективному улавливанию пыльцы. Помимо липкой поверхности рыльце может иметь разветвленные доли и улавливающие волоски.


    Рис. 9. Общий вид гинецея:

    А – простой гинецей (махорка); Б – простой гинецей (мак); В – сложный гинецей (сусак); 1 – рыльце; 2 – столбик; 3 – завязь

    Столбик – тонкая цилиндрическая стерильная часть пестика, отходящая обычно от верхушки завязи. Он соединяет завязь и рыльце. Столбик приподнимает рыльце вверх, что иногда необходимо при опылении. У ряда растений столбик не развит, поэтому рыльце называют сидячим (мак). Отсутствие столбиков часто наблюдается и у ветроопыляемых растений (злаковые). В крупных насекомоопыляемых цветках (лилии) столбики очень длинные, рыльце выносится высоко вверх, что облегчает опыление. Однако при этом значительно удлиняется путь пыльцевой трубки.

    Завязь – это замкнутая нижняя расширенная полая часть пестика, несущая семязачатки. Полость завязи одногнездная или разделена на несколько гнезд (см. рис. 9).

    Ниже приведены типы завязи по характеру срастания с другими частями цветка (рис. 10).

    1. Верхняя завязь свободно располагается на цветоложе, не срастаясь с другими частями цветка (лютик, спирея, горох). Цветки, которые имеют верхнюю завязь, называют подпестичными.

    У некоторых розовых (шиповник, слива, вишня и др.) завязь свободная, но находится глубоко в цветке, на дне гипантия. Эта завязь тоже верхняя, но такой цветок называют околопестичным.

    2. Нижняя завязь полностью срастается с другими частями цветка, поэтому ее нельзя выделить, не нарушая целостности цветка. Такие цветки называют надпестичными, так как части цветка находятся над завязью. Чаще всего нижняя завязь образуется в результате срастания гинецея с цветочной трубкой (смородина, яблоня, крыжовник, груша, рябина), реже она образована за счет срастания гинецея с цветоложем (тыквенные, кактусовые).

    3. Полунижняя завязь срастается с частями цветка до половины завязи (бузина, жимолость). Цветки с таким типом завязи называют полунадпестичными.


    Рис. 10. Типы завязи:

    1 – верхняя; 2 – полунижняя; 3 – нижняя; 4 – верхняя, окруженная стенками гипантия;

    а – стенка гипантия

    Завязь выполняет функцию влажной камеры, предохраняющей семязачатки от высыхания, колебаний температуры, поедания насекомыми. В семязачатках, которые находятся в завязи, осуществляются процессы мегаспорогенеза и мегагаметогенеза.

    Место в завязи, к которому прикрепляется семязачаток, называется плацентой. Плацента обычно имеет вид небольшого вздутия или выроста, образованного тканями завязи.

    Расположение плацент в завязи называют плацентацией. Различают следующие основные типы плацентации:

    1) ламинальная – прикрепление семязачатков происходит по всей внутренней поверхности завязи или в определенных ее местах, но не вдоль брюшного шва; характерна для примитивных цветковых растений (магнолия, лотос, сусак, роголистник);

    2) сутуральная (краевая) – семязачатки располагаются по краям плодолистиков в два ряда вдоль брюшного шва. Она бывает (рис. 11):

    – центрально-угловая – семязачатки прикрепляются на внутренних углах в центре завязи, образованных в результате срастания боковых сторон плодолистиков (яблоня, лук, лилия);

    – центрально-осевая (колончатая) – плаценты располагаются на оси (колонке), которая находится в центре одногнездной завязи (гвоздичные);

    – постенная (париетальная) – семязачатки располагаются по внутренним стенкам завязи вдоль швов, где срастаются плодолистики (фиалка, ива, орхидея).


    Рис. 11.Типы краевой плацентации:

    1 – центрально-угловая; 2 – центрально-осевая; 3 – постенная

    Читайте также: