Чем грунтовать дерево перед декупажем

Обновлено: 18.09.2024

Думаю, все знают, что грунтовать поверхность перед покраской надо. И даже знают про адгезию (прилипучесть), экономию краски в случае использования сплошного фона (я лично не заметила, т.к. по грунту приходится три слоя краски делать, а без него два, так что эффект невпитывания краски в дерево нивелируется), порозаполнение.

Казалось бы, зачем заполнять поры? Ведь смысл дерева и есть в его живости. Так вот, дышать под краской да под защитным лаком дерево так и так не будет. А краска по этим порам разбежится некрасивыми кляксами.

Простой, быстрый и недорогой способ грунтования, дающий, однако, стабильно хороший результат. Берёшь клей ПВА (любой марки), разводишь водой до состояния молока или жидкого кефира, обильно наносишь на доску, после высыхания сошкуриваешь вставшие дыбом волокна, повторяешь процедуру (на этот раз можно развести его погуще, а некоторый жиденький канцелярский и в чистом виде пойдёт). если после высыхания второго слоя ПВА доска гладкая -- всё, можно по ней писать. Если нет, и приходится снова пошкурить -- значит, потом еще разок промазать ПВА. Шлифовать перед первой пропиткой есть смысл только если доска была сильно шершавая, обычно современная фанера этого не требует, хорошие заготовки из дерева тоже.

Первый, незначительный. Он не подчёркивает структуры дерева. И даже немного скрывает его рисунок. И последующая лакировка его уже не раскроет.

Второй, куда серьёзнее. ПВА даёт белёсый налёт, им нельзя грунтовать тонированное дерево (на чистом дереве эта белёсость не видна).

На иллюстрации берёзовая доска, загрунтованная ПВА, и после росписи покрытая акриловым лаком (хорошим, который твердеет быстро, а не через полгода, как многие из этого семейства). Красиво. Но фон какой-то. никакой.

3. Вопрос пригодности применения в случае контакта с пищевыми продуктами не стоит (и берегите загрунтованную заготовку от домашних животных -- могут польститься)

Не жадничайте и не ленитесь, не делайте раствор слишком крутым -- а то, во-первых, на поверхности появятся мелкие кристаллы, а во-вторых, если загрунтованная заготовка не будет расписана и залакирована в ближайшие дни, то желатин её выгнет, покоробит, вырвет группы волокон, сделав заготовку ребристой.

Берём свежее яйцо, отделяете и куда-то откладываете желток (потом пустить в какую-нибудь еду). Белок слегка взбиваем (не до пены, а до однородности). Этим-то белком и мазать поверхность. Можно кистью, можно вообще рукой. И точно также как и в предыдущих случаях, сушим, трогаем, шкурим. Если было слегка шершавое и пошкурили немного -- ну и хорошо. Если сильно шершавое и шкурили с душой -- повторяем грунтование. Мой опыт показывает, что более одного раза грунтовать приходится всем, кроме лаков и масла.

Ещё рекомендуют грунтовать крахмалом, но это я пока не пробовала, так что просто повторю рецепт, чтоб был.

Технология: крахмал растворяют в небольшом количестве холодной или чуть тёплой воды и медленно вливают в кипящую воду при постоянном помешивании. Не прекращая помешивать, доводят до кипения, дают остыть. Пропорции -- что-то типа 1 столовой ложки на литр воды, но сейчас в магазинах столько разного крахмала, он так по-разному себя ведёт. Короче, как кисель оно должно получиться. Причём кто-то рекомендует кисель жидкий, а кто-то густой.

Изделие хорошо отшлифовать, покрыть крахмалом (размазывать рукой, довольно толстым слоем), потом нежно-нежно пошкурить в одном направлении (а то сдерёшь крахмал).

Раньше грунтовали олифой. Впрочем, и покрывали тоже ею. А варили олифу мастера сами, старательно скрывая свои личные рецепты оной. Теперь олифа изготовляется промышленным способом, по единому рецепту, но при этом ею теперь нельзя покрывать предметы, соприкасающиеся с едой (а расписные ложки раньше именно олифили), а защищает она хуже лаков, да и глянца того не даёт, и сохнет долго. Короче, в качестве финишного слоя она сейчас совсем плохо подходит (для целей декоративно-прикладного искусства). Грунтовать же ею можно и сейчас -- под масляные краски. Но не хуже в качестве грунта подходит и просто льняное масло, хоть из художественного магазина (светленькое, прозрачненькое), хоть из аптеки (тёмное, чуть дольше сохнет, зато гарантированно пригодное в пищу).

Не подумайте, что я ругаю олифу -- нет, она чудесно раскрывает красоту натурального дерева и при этом отлично защищает от непогоды, в строительстве она прекрасна. Просто -- не для ДПИ она теперь.

Под лаками я сейчас понимаю классические на растворителе. У них есть большой недостаток -- они воняют. Противно и вредно. Но после полного высыхания лаки становятся инертными и безопасными (правда-правда). А ещё у них есть ряд таких достоинств, что они перевешивают вонючесть.

Во-первых, они бесподобно выделяют рисунок натурального дерева, не создавая ребристости -- а ведь именно поэтому сосну, например, совсем нельзя покрывать грунтами на водной основе. Во-вторых, они

желтят. Неожиданное достоинство, правда? Обычно-то желтизна считается недостатком. Но для традиционных народных росписей это достоинство. Ведь раньше грунтовали олифой, а она сильно желтит.

1. Не все лаки нормально сочетаются друг с другом. Например, лак ПФ можно класть на лак НЦ, а наоборот -- нельзя, вздуется. ХВ и НЦ можно считать за одно и тоже в вопросе взаимодействия с другими лаками, но класть один на другой можно только хорошо пошкурив -- иначе высок риск, что он просто слезет потом плёночкой.

2. Применительно к лакам ПФ цифра в названии говорит о его цвете -- чем больше цифра, тем светлее. Мне нравится грунтовать ПФ-231 (тёмным), а после росписи покрывать ПФ-283 (светлым).

Ошибки при подготовки поверхности при декупаже,

Сегодня мы обсудим основные проблемы и ошибки в декупаже у начинающих и даже у профессионалов, а также как их правильно избегать, чтобы получить идеальный предмет искусства который не стыдно, продать, подарить и даже сделать свою небольшую выставку.

Да, Декупаж – очень увлекательнейшее занятие, познакомившись с которым, уже трудно остановиться. Но как правило, прочитав массу статей и загоревшись сделать что-то в первый раз, мы упускаем массу важных нюансов, сосредоточившись только на процессе наклеивание самого рисунка, не уделяя внимания порой самым важным этапам. А они являются основой положительного результата.

Ошибки при подготовки поверхности при декупаже

Именно от правильной подготовки выбранной поверхности во многом зависит конечный результат хорошего декупажа.

Дерево – обязательное удаление сучков, если есть ямки, дырочки, то затираем шпатлевкой по дереву. После полного высыхания шкурим сначала более крупной, потом самой мелкой наждачной бумагой для гладкости поверхности. Если пропустить этот этап, то выбранный нами мотив просто не ляжет ровно, будет цепляться и рваться.

Стекло и пластик – очень распространенная ошибка у начинающих в декупаже сразу наносить краску, пропуская обезжиривание (спиртом, средством для мытья посуды, окон) и легкое шкурение. Таким образом, со временем рисунок просто может сползти, пойти волной. Исключением является обратный декупаж на стеклянных поверхностях – рисунок будет не красиво смотреться через поцарапанное стекло.

Декупаж металлической поверхности – процедура подготовки такая же, как у стекла с пластиком, единственное, надо не забыть убрать ржавчину, если она есть. Удалить ее можно как домашними подручными средствами – белый уксус, лимонная кислота и сода, или купить в магазине химический растворитель ржавчины. Оставшаяся коррозия даст неприятный желто-коричневый цвет салфетке.

Правильная грунтовка в декупаже

Грунтовка в декупаже является местом распространенных ошибок у начинающих и очень важным шагом. Она является связующим звеном между основой и краской, клеем и лаком. Так же, пропустив этот этап, можно со временем обнаружить проступающую плесень и грибок на Вашей работе под лакированной поверхностью.

Стекло и пластик лучше грунтовать автомобильными грунтовками, обычно они оттеночные, но, если декупаж обратный – только прозрачными. Так же можно использовать для этих поверхностей акриловый художественный грунт.

Дерево – во всех строительных магазинах можно купить грунтовку по дереву. Основная ее задача — не допустить попадания влаги из акриловых красок в древесину, что впоследствии приведет к деформации слоя краски.

Картон – здесь используем специальный грунт для картона или грунтовку для дерева, так как бумага так же прекрасно поглощает воду и теряет свою изначальную форму.

Для текстильной основы применяют акриловый художественный грунт.

Декупаж советы для начинающих

Конечно же можно дать совет для начинающих в дукупаже в том, что надо наносить грунт или очень мягкой широкой кистью, или лучше спреем. Жесткая кисть оставит бороздки, что приведет к искажению изображения и неровной поверхности. Если изделие имеет не однородную поверхность, можно использовать губку или кисть меньшего размера.

Не ленитесь, лучше нанесите 3-4 тонких слоя, чем один толстый. Если все же видите неровности – они легко убираются самой нежной наждачной бумагой. Обязательно давайте каждому слою просохнуть, и, только поле этого, наносите второй.

Нанесение краски

На подготовленную и прогрунтованную заготовку необходимо нанести белую акриловую краску (только акриловую, никак не гуашь или акварель – они бледные и не выдержат следующего клеевого слоя — растекутся), она придаст контрастность нашему мотиву из салфетки и рисунок не потеряется на общем фоне. При обратном декупаже – краска наносится на уже приклеенный рисунок.

Краску следует наносить кистью только в одном направлении по одному разу, в противном случае слои будут не ровными, высыхать не равномерно. Для меня идеальным инструментом в данном случае является губка (косметический спонж).

Наклеивание декупажного рисунка ошибки и советы

В виде клея лучше использовать специальные клеи для декупажа чтобы избежать кучи проблем, начинающих декупажников. Многие берут обычный клей ПВА и разводят с водой.

Здесь есть нюанс – если в конечном результате желаете иметь яркий белый цвет, то ПВА лучше не использовать, со временем он даст желтизну. Если наносите изображение на лак, то лаки на водной основе лучше избегать – они плохо взаимодействуют с акриловыми красками. Так же следует воздержаться от нитро – такие лаки просто разъедят тонкую бумагу.

Секреты декупажа

Также известный далеко не всем начинающим секрет декупажа состоит в том, что никогда не клейте рисунок салфетку целиком, даже профессионалом не всегда это под силу. Лучше разделить рисунок на несколько отдельных частей.

Для больших поверхностей все же лучше использовать декупажные карты, предварительно скатав лишний слой (иначе будет сильно заметен перепад уровней) или картинки на рисовой бумаге.

Использование обычных праздничных салфеток вместо декупажных может испортить предмет декора – краски просто поплывут от взаимодействия с клеем и все вокруг испачкают. Такие салфетки стоит приклеивать только на лак или саму краску.

Можно и самим распечатать на принтере понравившуюся сюжет, но тогда лучше выбрать бумагу для этикеток – она тонкая, многослойная и уже имеет первый слой, покрытый пленкой. Ее легко расслоить.

Самое главное – если используете декупажную карту, журнальные вырезки, то клей наносится снизу и поверх рисунка, а перед этим, обязательно бумагу вымочить, чтоб она слегка растянулась и при высыхании не морщилась.

Дорисовка

Распространенной ошибкой декупажников в работе с изображениями является неправильная дорисовка. Ее выполняют только на предварительно покрытую лаком поверхность. Так можно защитить салфетку от своих ошибок и легко удалить не понравившиеся штрихи. Очень важно, чтоб Ваши краски совпадали с общей цветовой гаммой, создавая единую картину.

Финишное покрытие лаком

Лак в декупаже обязателен, он придает любой работе законченный вид. Не стоит игнорировать или экономить на этом этапе, ведь от этого зависит дальнейший внешний вид и срок службы Вашего изделия.

Не стоит наносить акриловый лак на водной основе, если в эксплуатации предмет будет подвергаться воздействию воды.

Наносите лак тонкими слоями, обязательно дожидайтесь его полного высыхания – иначе будут мелкие пузырьки по поверхности, пленка будет вздыматься.

Основные проблемы при декупаже

Основная проблема декупажа у новичков в том, что они хотят все сделать максимально быстро, а ведь чем больше слоев лака, тем больше изделие будет похоже на фабричное. Покрывайте до тех пор, пока не получите идеально гладкую поверхность. Между слоями можно шкурить.

Никогда не используйте лак для кракелюра как финишный. Он создает трещины и со временем туда может забиться грязь.

Для ускорения процесса сушки многие рекомендуют использовать фен. Это в корне неправильное решение. От горячего потока акриловые краски, грунт могут потрескаться и начать отваливаться

Как хранить инструменты

Чтоб кисточки не пришлось покупать каждый раз, их надо сразу очищать. После использования средств на водной основе – лучше отмачивать в мыльном растворе. Если химическая основа, то в специальных растворителях.

Познакомившись с основными ошибками, допускаемыми при декупаже, причем не только новичками, мы теперь знаем, как правильно подготовить поверхность, прогрунтовать, какими красками красить и как наклеить салфетку. Что важно знать при дорисовке и чему уделить внимание на финишном этапе покрытия лаком.

Арт-Студия Александры Додоновой

четверг, 25 сентября 2014 г.

Секреты декупажа: Особенности грунтовки различных поверхностей.

Помните одно из первых правил профессионального декупажа? Правильно - качественная подготовка поверхности. О шлифовке и видах наждачной бумаги мы уже говорили ранее. Сегодня рассмотрим особенности грунтовки различных декупажных поверхностей и материалы, которые вам для этого потребуются.


1. Деревянные поверхности
Дерево и его производные (фанера, ДСП, ДВП) - самый благодатный материал для декупажа. Деревянные поверхности легко поддаются обработке, имеют хорошую адгезию с практически любыми материалами, с ними легко и приятно работать. Правда, есть нюансы, на которых мы и остановимся подробней.

1.1 Заготовки из массива
Самый "легкий" материал для работы. Замечательно грунтуется как профессиональными и художественными грунтами, так и просто белой акриловой краской. Хочу только обратить ваше внимание на один момент: будьте осторожны со строительными акриловыми красками. Также как и в строительном ПВА, в них присутствуют добавки, улучшающие погодостойкость, адгезию и пр. Со временем эти добавки могут дать желтые пятна, вкрапления и испортить работу. Если вы делаете изделия в подарок, на продажу и хотите добиться идеального качества, рекомендую работать с художественными грунтами, которые продаются в магазинах для творчества. Сейчас много разных фирм делают такие грунты, моя душа больше лежит к грунту "Сонет".



2. МДФ
Непростой в работе материал за счет вылезающих волокон и неровностей самого материала. Часто просто шкурка от этого недостатка не спасает. Здесь вам на помощь придет любой неводный лак, например, спиртовой или полиуретановый. Самый недорогой вариант - "Цапон", продается в строительных магазинах. Чтобы добиться идеальной гладкости поверхности из МДФ, потребуется несколько слоев неводного лака с промежуточной тщательной обработкой наждачкой - для каждого изделия разное количество слоев, примерно от 2 до 5. Это зависит от качества МДФ, от формы заготовки (изогнутые формы сложне поддаются тонкой шлифовке) и от заводской обработки срезов. После того, как вы пролачили и прошкурили заготовку до гладкости, можно грунтовать акрилом.


3. Металлы
Чаще всего декупажницы ипользуют жестяные заготовки для своих работ - леечки, ведерки, кашпо, чайники и пр. Металлические поверхности хуже окрашиваются, есть опасность, что краска "сползет чулком" при попадании на нее воды (например, при дальнейшем наклеивании салфетки). Здесь вас выручат художественные грунты или же специальные строительные грунты. В хозяйственных магазинах сейчас большой выбор грунтов для разных целей и поверхностей, можно поэкспериментировать. Я для себя открыла алкидный грунт фирмы "КуДо", он продается в аэрозоле, легко наносится, быстро сохнет и прекрасно сцепляется даже с самыми капризными поверхностями.


4. Стекло
Одна из самых капризных поверхностей. Акриловая краска даже после полного высыхания часто слезает при малейшем попадании воды. С художественными грунтами такая же история. Либо работы на стекле приходится сушить не по одному часу в естественных условиях, перекрывая каждый слой краски акриловым лаком во избежание брака, либо прибегать к спец средствам. Это например специальный грунт для стекла и керамики (фирма Plaid). Если у вас нет возможности приобрести профессиональные материалы, вас спасет неразбавленный ПВА. Нанесите его толстым слоем на обезжиренную стеклянную поверхность, хорошо высушите и обработайте тонкой наждачкой - теперь сцепление с дальнейшими слоями краски и лака немного улучшится. Если у вас не предполагается обратный декупаж, открытые стеклянные "окна", то можно использовать алкидный грунт, он тоже дает прекрасное сцепление.

5. Пластик
Такой же капризный материал, как и стекло. Но по сравнению со стеклом у пластика есть одно преимущество - его можно шкурить. Обработайте поверхность жесткой шкуркой до ощутимых шероховатостей. Далее можно работать привычными материалами. Если это не спасает, лучший вариант для грунтовки пластика - универсальный грунт "КуДо".

6. Кожа (натуральная и искусственная)
Обычно с изделиями из кожи проблем не бывает - на нее прекрасно ложатся акриловые грунты. Исключение может быть только одно - очень мягкая кожа, похожая на ткань. Для работы с таким материалом вам потребуются специальные средства для декупажа по текстилю.

7. Керамика
Керамические поверхности бывают гладкие (глазурованные) и пористые. С изделиями из необработанной (пористой) керамики обычно проблем не возникает - первый слой грунта впитывается в поверхность, а второй уже полностью ее перекрывает, создавая плотный фон и хорошее сцепление. С гладкой же керамикой мы работаем так же, как и со стеклом.

Мы с вами рассмотрели особенности грунтовки поверхностей, которые чаще всего используются в декупаже. Мы не стали брать такие материалы, как текстиль, свечи и т.п., работе с ними посвятим отдельную статью. Если у вас остались вопросы, задавайте, с удовольствием отвечу!

Арт-Студия Александры Додоновой

четверг, 25 сентября 2014 г.

Секреты декупажа: Особенности грунтовки различных поверхностей.

Помните одно из первых правил профессионального декупажа? Правильно - качественная подготовка поверхности. О шлифовке и видах наждачной бумаги мы уже говорили ранее. Сегодня рассмотрим особенности грунтовки различных декупажных поверхностей и материалы, которые вам для этого потребуются.


1. Деревянные поверхности
Дерево и его производные (фанера, ДСП, ДВП) - самый благодатный материал для декупажа. Деревянные поверхности легко поддаются обработке, имеют хорошую адгезию с практически любыми материалами, с ними легко и приятно работать. Правда, есть нюансы, на которых мы и остановимся подробней.

1.1 Заготовки из массива
Самый "легкий" материал для работы. Замечательно грунтуется как профессиональными и художественными грунтами, так и просто белой акриловой краской. Хочу только обратить ваше внимание на один момент: будьте осторожны со строительными акриловыми красками. Также как и в строительном ПВА, в них присутствуют добавки, улучшающие погодостойкость, адгезию и пр. Со временем эти добавки могут дать желтые пятна, вкрапления и испортить работу. Если вы делаете изделия в подарок, на продажу и хотите добиться идеального качества, рекомендую работать с художественными грунтами, которые продаются в магазинах для творчества. Сейчас много разных фирм делают такие грунты, моя душа больше лежит к грунту "Сонет".



2. МДФ
Непростой в работе материал за счет вылезающих волокон и неровностей самого материала. Часто просто шкурка от этого недостатка не спасает. Здесь вам на помощь придет любой неводный лак, например, спиртовой или полиуретановый. Самый недорогой вариант - "Цапон", продается в строительных магазинах. Чтобы добиться идеальной гладкости поверхности из МДФ, потребуется несколько слоев неводного лака с промежуточной тщательной обработкой наждачкой - для каждого изделия разное количество слоев, примерно от 2 до 5. Это зависит от качества МДФ, от формы заготовки (изогнутые формы сложне поддаются тонкой шлифовке) и от заводской обработки срезов. После того, как вы пролачили и прошкурили заготовку до гладкости, можно грунтовать акрилом.


3. Металлы
Чаще всего декупажницы ипользуют жестяные заготовки для своих работ - леечки, ведерки, кашпо, чайники и пр. Металлические поверхности хуже окрашиваются, есть опасность, что краска "сползет чулком" при попадании на нее воды (например, при дальнейшем наклеивании салфетки). Здесь вас выручат художественные грунты или же специальные строительные грунты. В хозяйственных магазинах сейчас большой выбор грунтов для разных целей и поверхностей, можно поэкспериментировать. Я для себя открыла алкидный грунт фирмы "КуДо", он продается в аэрозоле, легко наносится, быстро сохнет и прекрасно сцепляется даже с самыми капризными поверхностями.


4. Стекло
Одна из самых капризных поверхностей. Акриловая краска даже после полного высыхания часто слезает при малейшем попадании воды. С художественными грунтами такая же история. Либо работы на стекле приходится сушить не по одному часу в естественных условиях, перекрывая каждый слой краски акриловым лаком во избежание брака, либо прибегать к спец средствам. Это например специальный грунт для стекла и керамики (фирма Plaid). Если у вас нет возможности приобрести профессиональные материалы, вас спасет неразбавленный ПВА. Нанесите его толстым слоем на обезжиренную стеклянную поверхность, хорошо высушите и обработайте тонкой наждачкой - теперь сцепление с дальнейшими слоями краски и лака немного улучшится. Если у вас не предполагается обратный декупаж, открытые стеклянные "окна", то можно использовать алкидный грунт, он тоже дает прекрасное сцепление.

5. Пластик
Такой же капризный материал, как и стекло. Но по сравнению со стеклом у пластика есть одно преимущество - его можно шкурить. Обработайте поверхность жесткой шкуркой до ощутимых шероховатостей. Далее можно работать привычными материалами. Если это не спасает, лучший вариант для грунтовки пластика - универсальный грунт "КуДо".

6. Кожа (натуральная и искусственная)
Обычно с изделиями из кожи проблем не бывает - на нее прекрасно ложатся акриловые грунты. Исключение может быть только одно - очень мягкая кожа, похожая на ткань. Для работы с таким материалом вам потребуются специальные средства для декупажа по текстилю.

7. Керамика
Керамические поверхности бывают гладкие (глазурованные) и пористые. С изделиями из необработанной (пористой) керамики обычно проблем не возникает - первый слой грунта впитывается в поверхность, а второй уже полностью ее перекрывает, создавая плотный фон и хорошее сцепление. С гладкой же керамикой мы работаем так же, как и со стеклом.

Мы с вами рассмотрели особенности грунтовки поверхностей, которые чаще всего используются в декупаже. Мы не стали брать такие материалы, как текстиль, свечи и т.п., работе с ними посвятим отдельную статью. Если у вас остались вопросы, задавайте, с удовольствием отвечу!

Читайте также: