Художественная обработка дерева и камня

Обновлено: 15.09.2024

Около восьми тысяч лет назад люди освоили технику пиленая, сверления и шлифовки. Эти открытия были настолько важны, что вызвали настоящую революцию в развитии общества, названную неолитической революцией. Пилить человек научился тогда, когда заметил, чго зазубренный нож режет лучше, чем гладкий. Как известно, действие пилы основано на том, что ее резцы, или зубья, при движении полосы последовательно проникают в материал и снимают в нем слой определенной глубины. Получается как бы система ножей. Древнейшая дошедшая до

нас примитивная пила была целиком изготовлена из кремня. Работа на ней требовала больших физических усилий, но позволяла успешно справляться с распилкой дерева и кости.

Пиление камня отнимало еще больше времени и сил. Оно развивалось постепенно, однако только в эпоху неолита эта техника получила широкое распространение. Пилой обычно служила кремневая зубчатаи пластинка, под которую подсыпали смоченный водой кварцевый песок. Пиление редко было сквозным. Обычно мастер делал только глубокий надпил, а затем рассчитанным ударом деревянной колотушки разламывал камень на две части. Благодаря пилению людям сгали доступны правильные геометрические формы изделий, что было очень существенно при изготовлении инструментов.

Одновременно с пилением развивалась техника сверления камня. Этот прием был очень важным при изготовлении составных инструментов. Как в случае с пилелением, древние мастера освоили сначала сверление мягких материалов. В древнейшие времена, когда человеку нужно было сделать отверстие в дереве или кости, он прибегал к выбиванию. Вращая в отверстии каменный пробойник, древний мастер обнаружил, что высверливание требует гораздо меньших усилий. Сверление имело еще и то важное преимущество, что позволяло делать отверстие в твердых и хрупких материалах. Первое сверло, по-видимому, представляло собой обыкновенную палку, к концу которой было приделано каменное острие. Мастер просто катал ее между ладоней. 3начительный сдвиг в сверлении произошел после того, как в неолитическую эпоху был изобретен лучковый способ, при котором вращение сверла достигалось за счет поворота лука. Одной рукой мастер покачивал лук, а другой прижимал сверло сверху. Затем каменное сверло стали заменять полой костью животного крупного диаметра. Внутрь нее засыпался кварцевый песок, игравший роль абразива. Это было принципиальное и очень важное усовершенствование, значительно расширившее возможности сверления. В ходе работы песок постепенно просыпался из полости сверла под края коронки и медленно истирал просверливаемый камень. Поскольку успех сверлении во многом зависел от силы нажима, позже стали применить искусственные утяжелители.

Когда пиление и сверление было дополнено шлифовкой, древний человек полностьюовладел всей технологией обработки камня. Отныне для него не было ничего невозможного - он мог придавать изделию любую желательную форму, и при этом грани камня всегда оставались гладкими и ровными.

Технология обработки камня включает следующие этапы: первичнуно обработку сырья и изготовление заготовок, производство готовых изделий, их фактурную обработку и монтировку.

Первичная обработка сырья заключаетсх в сортировке камня с таким расчетом, чтобы с наименьшей затратой времени получить соответствующие заготовки.

Самый трудоемкий процесс в производстве художественных изделий и сувениров из камня - резная работа, производимая вручную. Процесс резьбы по камню включает два этапа: подготовительный и окончательный. Подготовительные операции - разметка. обдирка и опиловка заготовок - выполняется обычно механизированным способом. Окончательная операция - придание заданной модели изделий определенной художественной формы. Мастер воспроизводит модель или рисунок изделия с помощью стамесок различных форм и размеров, лучковых и драчевых пил, рашпилей, напильников и ручной дрели.

Далее следует фактурная обработка поверхности изделий: шлифовка и полировка. В процессе шлифовки поверхность изделия очищают от штрихов и мелких неровностей. При полировке поверхности придают зеркальный блеск. В результате этих операций лучше выявляются природный рисунок и расцветка камня. Шлифовку и полировку производят ва шлифовальном круге, покрытом бязевой тканью. При полировке пластовых изделий иногда используют деревянные диски, рабочая часть которых обтянута овчиной. Чтобы ускорить npoцecc полировки, поверхность изделий смачивают мыльным раствором. Для шлифовки художественных изделий и сувениров используют хвощ или отмытый кварцевый песок, для полировки - известь-пушонку, порошкообразный мел или оксид алюминия. В труднодоступных местах шлифовку и полировку осущесгвляюг ручным способом. Заканчивают фактурную обработку изделий покрытием их поверхности защитной пленкой из парафина. Изделия протирают парафином, нагретым до 50­ - 60°С., в результате парафинирования увеличивасгся блеск поверхности камнерезных изделий. и ярче выявляются природный рисунок и окраска камня. Кроме того, парафин предохраняет изделия от загрязнения и проникновения влаги в поры.

Существенное отличие шлифовки камня от других способов обработки заключалось в том, что можно было удалять магериал очень малыми и ровными слоями, причем одновременно со всей поверхности заготовки. Благодаря этому откры лась возможность создаавать инструменты правильных геометрических форм с гладкой поверхностью. Шлифовка позволяла обрабатывать материал любой формы, строения и твердости.

Искусство полировки доходило до такой высоты, что в некоторых местах практиковалось производство каменных зеркал, вполне пригодных для употребления (на Гавайях такие зеркала делали из базальта, в доколумбовской Мексике - из обсидиана).

Шлифование и полирование явились последними звеньями в длинной цепи истории обработки камни. Новыe приемы обработки позволили человеку освоитъ более твердые породы камня: нефрит, жадеит, яшму, базальт, диорит и т.д. Эти материалы были более удобны для изготовления инструментов, в которых использовалась сила удара (например, топоров), чем хрупкий кремень. К тому же кремень был совершенно непригоден для сверлення и плохо поддавался полировке.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.

2. Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

3. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.

4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.

5. Барадулин В.А. Коромыслов Б. И. Максимов Ю. В. и др.; Под ред. Барадулина В. А. Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и роспись по дереву. Художественная обработка кости, рога и металла. Керамическая игрушка. – М.: Просвещение, 1979. – 320с., 16 л. ил.

6. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом

  1. Ферсман А.Е. Из истории культуры камня в России - Л.: Изд-во АН СССР, 1946.
  2. Балдина О.Д., Каплан Н.И., Скавронская З.С., Уткин П.И. Художественные промыслы

Дополнительная:

1. 1.Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. – М.: Знание, 1988.

2. Миловский А. С. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами.- М.,1994.

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Что такое камень, дать определение.
  2. Когда зародилась художественная обработка камня?
  3. Какой камень чаще всего использовался в архитектуре Древней Руси?
  4. Почему старую Москву называли белокаменной?
  5. Декоративные поделочные камни, которые используются в строительстве зданий.
  6. Назвать известные драгоценные камни.
  7. Что такое спайность и излом?
  8. Изобретение Фридриха Мооса.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить реферат на тему художественная обработка камня:

1. Мозаика римская.

2. Мозаика флорентийская.

3. Мозаика русская.

4. Миниатюрная резьба по камню.

5. Белокаменная резь.

6. Каменная живопись.

7. Инкрустация, аппликация.

8. Русские шедевры – знаменитые дворцы, храмы, соборы, церкви.

Вид декоративно-прикладного искусства и художественной обработки разных материалов — дерева, берёсты, кожи, камня.

Резьба по дереву и берёсте

Наиболее широко развито направление резьбы по дереву. Накладная, маховая, глухая и другие виды резьбы издавна применялись в народе для украшения домов, придания нарядного вида домашней утвари, изготовления игрушек.

Резьбу осуществляют с помощью острого инструмента — ножа и резцов. Тематика — сцены из окружающей жизни, геометрия, растения орнаменты.

Резьба по кости

Резьба по кости — это один из древнейших видов искусства, известных человеку. Еще первобытные люди заметили, что кость является прекрасным материалом для изготовления бытовых предметов, элементов оружия, украшений.

Искусство резьбы по кости не теряет своей популярности и сегодня. При этом в разных регионах резным изделиям присущи свои особенные черты.

Резьба по камню

Глиптика — искусство резьбы по камню — применяется для создания украшений, предметов декора или обихода. Проявление интереса к камню на территории России началось в XIII в., но первое упоминание как об искусстве приходится на период XVIII в.

Фотогалерея — резьба

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Еще на заре развития культуры человеческого общества камень как очень твердый и прочный материал служил для изготовления первобытных орудий труда; из него путем самой несложной обработки делались ножи, топоры, наконечники для стрел и копий, а также украшения в виде ожерелий из кусочков цветного отшлифованного камня, браслетов, подвесок всякого рода. Но и с освоением других материалов, в частности железа, камень не утратил своего значения. Его природная декоративность, разнообразие расцветок и узоров неизменно привлекали к нему художников и мастеров всех времен и народов. Из камня создавались как монументальные архитектурные памятники, так и произведения мелкой пластики, драгоценные вставки в ювелирные украшения.

Многим видам камня приписывались чудесные, магические свойства, особое влияние на жизнь и судьбы их владельцев, о них слагались легенды.

Классификация камней, их художественные свойства

На всех предприятиях художественных промыслов существует условное деление используемых в производстве поделочных камней на твердые и мягкие. На твердом поделочном камне острый стальной предмет при процарапывании не оставляет следа; для его обработки, резания, шлифовки применяются особо твердые материалы. Существует специально разработанная шкала Мооса, или таблица твердости, где наиболее твердый добываемый в природе камень алмаз имеет твердость 10. К группе твердых камней относятся драгоценные камни, а также агат (твердость 7), яшма (твердость 6 — 7), родонит, или орлец (твердость 5,5—6,5), нефрит (твердость 5,5—6), лазурит (твердость 5,5).

Среди камней в декоративно-прикладном искусстве наиболее широкое применение получила яшма. Это чрезвычайно разнообразный по рисунку и расцветке декоративный материал. Необыкновенно красива и декоративна, например, уральская орская яшма. В расцветке орской яшмы преобладают красный, черный, коричневый цвета с белыми пятнами и полосами; узоры этого камня причудливы и выглядят зачастую как созданные художником пейзажи: горы, покрытые снегом или освещенные солнцем, морские дали, лесные дебри. Так называемая ленточная яшма покрыта довольно правильными параллельными лентообразными светло-зелеными и коричневато-малиновыми полосами. Зеленая ревневская (алтайская) яшма имеет рисунок в виде волнообразных белых полос.

Одной из самых распространенных групп твердых поделочных камней у нас в стране является группа халцедонов: сердолик, хризопраз, оникс и т. д. Наиболее ярким представителем этой группы является агат. В расцветке агата встречаются различные сочетания молочно-белого, голубоватого, голубовато-серого тонов. Тонкие пластинки агата почти совершенно прозрачны. Характерный рисунок делает агат очень декоративным.

резьба по камню

В отличие от других камней агат легко поддается искусственной окраске (в основном в коричневый и черный цвета).

Лазурит самим своим названием свидетельствует о том, что это камень небесно-голубого, лазурного цвета, иногда с густой россыпью мелких белых включений.

Нефрит чаще всего в природе имеет зеленый цвет всех оттенков, хотя иногда встречаются черные и белые его разновидности. Он чрезвычайно ценился в древности, применялся только в мелких декоративных и ювелирных изделиях и почитался вечным.

Малахит — камень средней твердости (твердость 4) имеет общий ярко-зеленый тон. В природе он встречается в виде почковидных образований; будучи обработанными, они дают причудливый узор в виде полос и концентрических овалов неправильной формы, в которых основной ярко-зеленый цвет выступает в различных тональных переходах и градациях.

Нетрудно представить себе, что вазы и чаши, шкатулки и табакерки из пестрой рисунчатой яшмы, агата, синего лазурита, переливчатого ярко- зеленого малахита отличаются необычайной красотой.

Наряду с камнем твердым и средней твердости на Урале, Северном Кавказе и в Сибири имеются также большие запасы мягких камней, которые легко поддаются обработке. К ним относятся гипсовый камень, талькохлорит, селенит, кальцит.

Мягкий камень поразительно разнообразен по расцветкам и включениям. Гипсовый камень — это большей частью камень светлый, иногда совершенно белый, иногда золотистого, коричневатого, серого, голубоватого и других тонов; встречается камень нежных, розоватых и зеленых оттенков. Кальцит — камень ровного приятного тона охры, иногда с лентообразными полосами более темного коричневатого тона.

Особыми декоративными качествами отличается талькохлорит. Это камень зеленовато-сероватый с пористым зернистым строением. При полировке он становится темным, зеленовато-черным или просто черным. Эта особенность позволяет создавать из него декоративные изделия, комбинируя полированные темные и неполированные светлые участки.

Очень красив и привлекателен селенит. Это камень золотисто-желтый, иногда с нежным розоватым оттенком, слоистый по строению, почти прозрачный.

История художественной обработки камня в России
История художественной обработки камня в России

В Киевской, а затем и Владимиро- Суздальской Руси X—XII вв. камень широко применялся для возведения архитектурных сооружений. На это шел белый карпатский строительный камень, хорошо поддававшийся художественной обработке.

Стены Дмитровского собора в г. Владимире, сплошь покрытые резными рельефными изображениями птиц, цветов, львов, фантастических существ с львиным туловищем, орлиными головами и крыльями, так называемых грифонов, дают нам представление о замечательном мастерстве камнерезов XII в.

Заглохшее в годы татарского нашествия русское камнерезное искусство вновь возрождается в XV— XVII вв. Камнерезное искусство XVII в. дошло до нас в многочисленных московских архитектурных памятниках: белокаменных резных наличниках Грановитой палаты и подоконниках Теремного дворца в Московском Кремле, в архитектурных деталях церквей в Останкине и в Филях, трапезной Симонова монастыря и др.

Художественная обработка камней твердых и средней твердости пород получила особенно большое развитие в XVIII в., когда в связи со строительством Петербурга и возведением целого ряда архитектурных ансамблей в самом городе и его окрестностях художниками и мастерами-камнерезами выполняются облицовочные работы, создаются лестничные марши, наружные и внутренние колоннады, портики, беседки из цветного камня отечественных месторождений, открытых в XVII—XVIII вв. на Урале, в Западной и Восточной Сибири. В первой половине XVIII в. создаются специальные гранильные фабрики — Петербургская и Екатеринбургская (Свердловская), во второй половине XVIII в.— Колы- ванская гранильная фабрика на Алтае. В это время одним из приемов украшения фасадов и интерьеров дворцов, а также садовых и парковых сооружений и ограждений становятся декоративные каменные вазы ( 5.1). Большая часть таких ваз делалась в виде греческих амфор или древнеримских широких чаш. Основную декоративную роль в них играл сам материал — цветной поделочный камень разнообразного цвета и рисунка, хорошо обработанный и отполированный. Чтобы оттенить природную красоту камня, его дополняли металлом — бронзовыми скульптурными ручками и фигурными накладка

ми. Размеры ваз бывали до полутора- двух метров в высоту и до двух метров в поперечнике. Изготовление их часто длилось десятилетиями, поскольку обработка производилась вручную.

В 40-х годах XIX в. полностью прекратилось дворцово-усадебное строительство, а вместе с этим и изготовление колонн, балюстрад, крупных ваз из цветного камня.

К этому времени на Урале вблизи камнерезных заводов появилось множество мелких кустарных мастерских, где из твердого камня делали мелкие поделки — табакерки, шкатулки, подсвечники, полуфабрикат для ювелирных изделий. Мастера изготовляли шкатулочки, на крышках которых воспроизводилась в объеме с возможным натурализмом кисть каких-либо ягод. После отмены крепостного права развитие этого мелкого кустарного производства усилилось.

Начало художественной обработки мягкого камня относится к концу 19 века.

Мягкий камень, хотя и уступал твердому в прочности и долговечности, но открывал перед народными мастерами гораздо более широкие возможности, поскольку техника обработки мягкого камня очень проста. Мягкий камень распиливался поперечной или циркулярной пилой, а художественные изделия вырезались из заготовленных блоков при помощи стамесок, обрабатывались и другими подобными инструментами. Шлифовались изделия из мягкого камня стеблями растения — хвоща, а полировались гашеной известью и мыльной пеной.

После Великой Октябрьской революции камнерезный промысел стал возрождаться на основе кооперирования кустарей-одиночек, постройки коллективных мастерских, снабжения их сырьем в централизованном порядке.

резьба по камню
Современные художественные промыслы по обработке мягкого камня

В 1933 г. организуется камнерезная артель вт. Кунгуре, теперь Кунгур- ский завод художественных изделий.

Уральские предприятия выпускают изделия из мягкого камня местных месторождений — лоточки, пепельницы, светильники, декоративную скульптуру малых форм, преимущественно анималистическую.

В 20—30-х годах много трудился для промысла скульптор П. В. Сан- гурский, создавший ряд образцов спичечниц, пепельниц, украшенных сильно шаржированными и геометризованными изображениями животных.

В 50-х годах художественным руководителем Кунгуре к ого завода художественных изделий становится М. Г. Лисунов. Им создаются новые образцы художественных изделий, в том числе письменный прибор с барельефным изображением ордена Победы.

В это же время впервые появляются декоративные художественные изделия из мягкого камня в сочетании с металлом (чаще всего латунью). Металлические бортики, шишечки на крышках каменных шкатулок и вазочек, металлические опоры- ножки придавали изделиям из мягкого камня большую строгость, делали их. более декоративными.

Вместо ненужных теперь уже письменных приборов с чернильницами, занимавших немалое место в ассортименте камнерезных предприятий, камнерезные промыслы увеличивают выпуск декоративной, преимущественно анималистической скульптуры, настольных декоративных лоточков, чашечек, ваз, подсвечников, светильников.

Очень интересны светильники-ночники из мягкого камня. Когда в темном помещении включается электричество и ночник начинает светиться, обнаруживаются особенности строения данного камня — прихотливое чередование почти совершенно прозрачных участков с глухими, непрозрачными; свет по-разному окрашивает эти участки, создавая фантастическую и неповторимую картину.

В 50—60-х годах здесь также прекращается выпуск письменных приборов, и в ассортименте остаются пепельницы, лоточки, светильники, анималистическая скульптура.

В 60—70-х годах организуются и постепенно достигают высокого уровня развития камнерезные предприятия Краснодарского края—в Ходжохе и: Отрадном; здесь изготовляют коробочки, туалетные лоточки, светильники из. мягкого, преимущественно гипсового камня, часто с металлом и анималистическую скульптуру малых форм.

На всех предприятиях художественных промыслов, обрабатывающих камни мягких пород, используется усовершенствованное оборудование: шлифовальные, сверлильные, камнерезные, ленточнопильные и другие станки.

художественные промыслы по обработке камня

Современные художественные промыслы по обработке твердого камня

После Великой Октябрьской революции художественная обработка твердого камня сосредоточилась на хорошо оснащенных предприятиях камнерезной промышленности, не связанных с деятельностью кустарных художественных промыслов. На современных кам- необрабатывающих предприятиях твердый камень распиливается при помощи дисковых пил или абразивных дисков, установленных на полуавтоматических резальных станках. Сверловка твердого камня производится на сверловочных полуавтоматах, шлифовка и полировка — на шлифовально-по- лировальных станках. При изготовлении мелких орнаментированных изделий применяется также и ручной труд мастера-камнереза. Предприятия, занятые обработкой твердого камня, изготовляют шкатулки, пепельницы, туалетные лоточки, декоративные настольные и настенные блюда, тарелки, экраны.

Во второй половине 60-х — первой половине 70-х годов на ряде предприятий, в том числе на Колыванском камнерезном заводе, освоено изготовление ювелирных изделий, украшений (чаще всего с серебром или мельхиором). Для украшений особенно часто применяется орлец, лазурит, нефрит, агат.

В последние годы успешно развивается промысел художественной обработки твердого камня на Челябинской фабрике художественных изделий. Здесь изготовляются подсвечники, настольные коробочки, письменные приборы, брелоки, перстни, серьги и брошки из уральских камней в сочетании с металлом.

Камнерезные промыслы в последней четверти века вступили в полосу интенсивного развития. Повсеместно открываются новые месторождения цветного поделочного, преимущественно твердого камня, организуются новые цехи и мастерские.

На Руси этот промысел стал известен с XI-XII века, а расцвет художественной обработки камня пришелся на XVIII век во времена строительства города Петербурга. Материалы для главной стройки империи добывались в Алтайском крае и на Урале, где в дальнейшем и открыли фабрики по добыче и обработке различных пород камня.

Художественная обработка камня

Камень обладает высокой прочностью, но при шлифовке и полировке он имеет свойство менять свой цвет и природный рисунок. Мастерство каменотеса заключается в том, чтобы правильно подобрать камень по рисунку. Изделия из камня могут использоваться, как в строительстве, так и в декоративно-прикладном творчестве. Уникальное мастерство резчиков можно видеть в оформлении Дмитриевского собора г. Владимира, стены которого покрыты рельефными изображениями цветов, птиц, львов, грифонов.

На Петергофской гранильной фабрике, созданной в XVIII веке, которая и по сей день занимается художественной обработкой металла, изготавливают декоративные изделия, детали внутреннего убранства помещений, а так же мелкие ювелирные изделия. В основном в промысле используются малахит, лазурит, яшму, порфир и другие породы камня.

Художественная обработка камня

Художественная обработка камня

Украшения из малахита

Изделия из яшмы

Художественная обработка камня

Колонны иконостаса Исаакиевского Собора из лазурита

Художественная обработка камня

Дмитриевский Собор. Рельефы,украшающие стены храма.

Художественная обработка камня

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: