Какие деревья сажает герой на этой планете

Обновлено: 15.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

" Какое сложное явление - дерево. . ." по рассказу Р. Брэдбери "Зеленое утро"

Цели урока:1.Обучающая .Выявить основные идеи рассказа, показать актуальность произведения Р. Брэдбери: связь его с современностью

2.Развивающая.Развитие ассоциативного мышления, активизация творческой деятельности учащихся, дальнейшее формирование и развитие навыков анализа художественного произведения.

3.Воспитательная .Воспитывать любовь к художественной литературе

Оборудование : Портрет писателя, компьютер, проектор, учебник, оформление кабинета иллюстрациями к произведению.

У. Рассказ Рэя Бредбери очень злободневен, потому что поднимает проблему взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека. В рассказе нет нравоучений , нет комментариев к описываемому - есть только факты

( пусть фантастические) , из которых мы сами сделаем выводы.

Этот рассказ, как маленький ларец с секретом, поэтому открывать нам его будет очень интересно.

Координатор дал свое согласие. Но имеет ли это смысл.

Председатель. Марс - одна из планет солнечной системы, освоенная землянами для добывания полезных ископаемых. (слайд № 2)

Ученик. Население - переселенцы с планеты Земля.

Ученик. Растительность практически отсутствует , лишь несколько общественных зеленых садов.

Ученик. Воздух есть , но не всякий организм способен его перенести.

Ученик продовольствие доставляется в замороженных летающих сосульках.

Ученик. Планета используется как источник сырья. Планомерное озеленение в ближайшие годы не планируется.

У. И только один человек решил это изменить!

Председатель. Мы установили связь с Бенджамином Дрисколлом.

- Для чего вы прилетели на планету Марс?

Дрисколл: - Я планировал найти какую-нибудь работу, как и тысячи землян, которые стремятся сюда, но не знал , чем могу заниматься. На космодроме потерял сознание. И врач посоветовал мне вернуться на Землю, потому что воздух для меня здесь не подходит. И я решил. Я, Бенджамен Дрисколл поведу частную " садовую войну" с Марсом. Моя работа бороться против того самого, что может помешать остаться здесь.

Собственные растения, прожив много тысячелетий одряхлели. Я буду сажать земные деревья: магнолии, мимозы, плакучие ивы, величественные эвкалипты.

Что тогда? Можно лишь гадать . Но Я буду работать!

Учитель. И он начал работать.(слайд № 3).

Учитель. Перед нами картина великого голландского художника 19 века Винсента Ван Гога " Сеятель". Ее сюжет был подсказан художнику евангельской притчей о сеятеле и , кажется, никак не связана с рассказом Рэя Брэдбери " Зеленое утро". И все же.

В жизни человеческой и в искусстве , которое творит человек, все взаимосвязано.

Давайте попробуем найти созвучие между картиной Ван Гога и рассказом Рэя Брэдбери. В чем оно?

Учитель. Кто находится в центре внимания и в рассказе и , на картине?

( Человек-сеятель и земля, в которую он бросает семена)

У. Чем пронизаны оба произведения?

( Оба произведения пронизаны ожиданием урожая)

У. Какой мы видим Землю?

( Бесплодной и мертвой)

У. Кто способен оживить ее и заставить расцвести живыми травами и цветами, заколоситься и принести чудесный урожай?( слайд № 4 ).

У. Хотя картина не иллюстрация к рассказу на ней можно увидеть главных героев, но не всех? Кого же на ней нет

Ученики. 1. Есть человек-сеятель( творец)

2.Земля ( марсианская почва)

3.Есть солнце , " иссушающее землю"

4.нет деревьев и дождя.

У. Как они взаимодействуют друг с другом?

(Почва Марса без человека и дождя не может родить деревья и травы. Человек - без кислорода, болеет и погибает. Дождь и солнце могут быть помощниками и врагами растений ; без них ничего не взойдет, но избыток может все погубить).

У. Таким образом, очерчивается круг Гармонии, который является залогом Жизни.

У. Попробуем определить , кому в круги Гармонии принадлежит ведущая роль .Какие факторы способствуют жизни растений ?

(Почва, солнце, вода, температура)

Итак, марсианская почва.

1 группа. Марсианская почва ( проект) . Это даже не почва - черный перегной, травы и деревьев нет. Ее собственные растения , прожив несколько тысячелетий , одряхлели. Сможет ли эта почва дать жизнь новым растениям? Наверное да, если найдется человек (творец) , который вложит свой труд, душу в эту работу.

Вывод: почва пригодна для жизни растений. (слайд № 5,6)

У. Солнце - тепло .Какие детали помогают почувствовать нам его " иссушающие жар" ?

Группа № 2. Автор называет его "бледным", то есть оно настолько горячее, что уже с утра растворяется в дымке, а к полудню делается " все ярче и жарче".Марсианские холмы - " пропеченные солнцем, кругом царит сухость.

Вывод: При такой "иссушающей жаре, без дождя , смысла в работе нет".(слайд №7 )

У. Единственное, что может помочь - дождь -" волшебный эликсир".Но его нет.

Мы знаем, на что надеется главный герой . Дождь живой пойдет. Как он описан в природе?

( Дождь. Прохладный, ласковый, ,легкий, он моросил с высокого неба - волшебный эликсир, пахнущий горами, звездами, воздухом, и он нес с собой острую на вкус пыль , рождая во рту то же ощущение, что старый херес") слайд № 8. шум дождя)

У. Почему же дождь кажется "живым" ?

(Он " ласковый" потому, что в нем , как в живом существе, долгожданном и притягательном ).

У. Как вы думаете, почему наш герой так ждет дождя?

( Дождь обещает исполнение мечты, потому он и назван " волшебным эликсиром" , который вызовет к жизни брошенные в землю семена.

У. Значит работа нашего героя не бесполезна. И струи этого чудесного дождя и в самом деле дадут жизнь семенам. А из них вырастут зеленые деревья, травы и цветы .( слайд № 9)

Деревья , растения - одно из важных составляющих гармонии. Давайте спросим Б. Дрисколла, почему именно деревья ?

Б. Дрисколл: Я восхищаюсь их красотой ,могуществом, умением украсить мир и щедро одарить его своими дарами.

3 группа. Двое детей выдвигают свою версию.( Дерево - одно из важных составляющих Гармонии. Многие поэты, писатели написали гимн дереву.

Ученики. ( Звучит мысль о могуществе дерева, о его постоянном подвиге жизни". В дереве живет " жизни вековое торжество", которое мы беспечно и неблагодарно пользуемся , часто причиняя дереву страдания )

У. В чем вы видите причину этих страданий?

( Стул деревянен. Деревянен стол

Но дерево - оно не деревянное.)

У.О чем эти строчки заставляют нас задумываться?

( О роли человека в судьбе дерева )

У. Что будет , если деревья превратятся только в столы и стулья?

У.Кому в мире Гармонии отведена ведущая роль?

( Человеку. Он действует сознательно, движимый разумом и чувством .Он может быть созидателем , а может - разрушителем, потребителем , как и другие неназванные герои).

У. Вспомним Б. Дрисколл, оглядывая земли Марса, с грустью вспоминает царство деревьев на Земле. Хотят ли люди Марса озеленить планету?( слайд № 11 )

( Нет, мы не удивляемся поведению людей, разве не точно так же они ведут себя на Земле, черпая из нее все, что можно есть, из чего можно шить и строить, чем можно лечиться и топить, не думая о том , что запасы не бесконечны и, если их не пополнять и не восстанавливать, они когда-нибудь

закончатся. Но человек живет сегодняшним днем и не любит предполагать последствия своих действий).

У. Мы возвращаемся к нашему герою.

Б.Дрисколл, почему за тридцать дней , которые вы трудились, вставая на рассвете и до самого Заката солнца вы ни разу не оглянулись назад?

Б.Дрисколл:" Оглянуться- значит упасть духом: стояла необычно сухая погода, и вряд ли хоть одно семечко проросло.Может быть, битва проиграна? Четыре недели труда впустую? и я шел только вперед, шел вперед по широкой по широкой солнечной долине, все дальше от Первого Города, и ждал-ждал, когда же пойдет дождь.

У. Что он увидел?

( Чтение отрывков из текста)слайд № 12

У. Что чувствует Дрисколл?

У. Почему он потерял сознание? слайд № 13

( Он счастлив, потому что видит, что свежий, чистый кислород превратил

долину в дельту реки и скоро люди вздохнут его в свои легкие и почувствуют радость. Редкий воздух станет воспоминием. Радость переполнила сердце, и он потерял сознание.)

У. Как вы думаете , он посадил только деревья, посеял только травы? Что он подарил людям вместе с ними?

( Конечно, он посадил не только деревья, цветы и травы и подарил людям воздух. Ведь в каждый саженец он вложил свою душу, горячее желание помочь людям , дать новую жизнь древней планете и потому он сеял веру в Добро, Бескорыстие, Труд, Красоту и Здоровье.)

У. Оценят ли это люди, живущие на Марсе?

(Может быть , да, хотелось бы, ЧТОБЫ ОЦЕНИЛИ :ведь они знают, что такое " редкий воздух" , что такое зной. Но, может быть ,и нет)

У. Да, может быть, и нет .. .Ведь семена духовные прорастают только в " доброй земле", то есть в душах тех, кто хочет видеть, слышать, понимать суть вещей. Именно об этом говорится в евангельской притче.

Но если почва на Марсе, богатая и " волшебная" то можно ли сказать это о

душах людей, живущих на этой планете?

(Они ни разу не задумались о том ,как обеспечить свое здоровье и жизнь

жизнь будущих поколений).

У. Действие рассказа "Зеленое утро" происходит на фантастическом Марсе, но обращено к реальной Земле. Как вы думаете , что подсказало автору эти фантастические картины, что обеспокоило его на Земле?

4 группа проект экологическая катастрофа.(Вероятно, Брэдбери волнует состояние природы на Земле - Зеленый наряд все уменьшается ) слайды № 14, 15, 16.

У. Главный герой рассказа - Бенджамен Дрисколл - " сеятель", и сеет он не только семена растений, на и семена добра , рядом с ним идет автор и сеет те же семена , только приправленные тревогой о состоянии Земли, заботой о ней, призывом к разуму и сердцу. Имеющий уши да услышит, так говорится в Евангелии. Будем надеяться, что у человечества все же чуткие уши. Он перестанет рубить леса. И мы всегда будем помнить:

Бенджамин целый месяц сеял семена и сажал деревья. Он боялся оглянуться назад. Бенджамин думал, что без дождя, не будет ростков, что саженцы засохнут.

Наконец ночью пошел сильный дождь. Утром Бенджамин увидел, что все семена дали всходы, деревья растут не по дням, а по часам. Он был счастлив, что смог принести пользу людям, что теперь на Марсе будет много кислорода. Теперь колонисты смогут дышать полной грудью.

Мне этот рассказ очень понравился. Мне кажется, что такой человек нужен и нам на Земле. Каждому из нас тоже надо сажать растения. Тогда воздух на нашей планете станет чище, люди будут меньше болеть.

1. О чём мечтал Бенджамин Дрисколл, прилетев на Марс?
Бенджамин мечтал увидеть Марс зелёным, засаженным деревьями, кустарниками, травами и цветами, дающими кислород, плоды, прохладу, одним словом, он мечтал о планете-саде.
2. Почему Бенджамен остался на Марсе?
Он решил сажать деревья, чтобы воплотить свою мечту в жизнь.
3. Почему главный герой, сажая деревья, ни разу не обернулся назад?
Обернуться -- означало потерять веру в то дело, которое он затеял.
4. Сколько дней Дрисколл сажал деревья, прежде чем они покрыли планету зелёным садом?
Ровно 30 дней.
5. Чем начинается и заканчивается рассказ Рэя Брэдбери "Зелёное утро"?
Рассказ начинается и заканчивается тем, что Бенджамин падает в обморок. Только в начале от нехватки кислорода, а в конце, вдохнув "зелёного нектара", от его переизбытка.


Подумаем о символике цвета.

Зеленый" цвет – символ жизни, пробуждения природы; цвет возрождения души и мудрости, цвет весны.

Зеленый цвет

Главный герой. Кто он?

Автор не дает полного портрета героя. Есть сведения о возрасте: ему 31 год. Называется имя – Бенджемин Дрисколл.

Все внимание автора сосредоточено на его мечте – сделать планету Марс

зеленой, пригодной для жизни человека. Эта мечта стала острой необходимостью, целью и смыслом его жизни.

Главный (и единственный) герой – символ альтруизма (бескорыстия, человеколюбия). Он ни разу не изменил своей мечте. Самая главная его черта – терпение. Терпеть, по Далю, - это выносить, переносить, сносить, страдать// крепиться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая…

Ключевые (атомные, ядерные) слова рассказа

Возникает аналогия: Бенджемин – это своего рода Прометей. Прометей подарил людям огонь, Бенджемин – кислород. Интересен в этой связи материал учебника о предке героя на стр. 110

Это ключевое слово мы еще будем объяснять, анализируя эпизод.

Дождь как символ (источник) жизни, как чудо, как волшебство, как спасение, как осуществление мечты.

Жизнь как итог работы озеленителя.

Труд (работа, созидание)

Этот образ – синоним неутомимого труда – тоже повторяется в сюжете рассказа несколько раз. Роль повтора здесь – выделить особенно значимое в сюжете.

Вы, наверное, догадались, что ключевые слова образуют важнейшее понятие – это среда обитания для всего живого на планете. А созидательный труд человека восполняет жизненно необходимое…

Значит, труд главного героя, его мечта – важная составляющая авторской позиции.

Прибытие на Марс (6)

Марсианский безжизненный пейзаж

Разговор с координатором (8)

30 дней страшной засухи

Скромный ужин после трудного дня (одного из 30-ти)

Типичный в течение месяца. Свинцовая усталость

А самое главное – его мечта: увидеть Марс зеленым

Фантазии о будущем: посаженные сегодня семена прорастут, поднимутся к небу. Марс - полуденный лес, цветущий сад.

Рано утром снова работа (садить – поливать)

И костру, и людям нужен воздух. Грудная клетка увеличилась за 30 дней

Дилемма: увеличивать себе легкие или сажать побольше деревьев

Решение пойти дальше и сделать больше, чем Джонни Яблочное Зернышко

Голая почва. Ни травинки…

Он почувствовал ответ не разумом, а легкими и горлом.

Мечта как острая необходимость, как цель Дрисколла. И эта мысль была, как внезапный поток чистого кислорода: он будет сажать деревья, сеять траву. Это будет его дело. Собственная озеленительная война с Марсом.

Дождь. Надежда. Спасение.

Зеленое утро (Струился новый воздух. Счастливые люди, которые могут дышать свободно)

Перед вами формулировки темы и идеи рассказа

Какие вы считаете правильными и почему?

Тема (о чем?) Идея (главная мысль)
Озеленение Марса Борьба человека с невозможным, труд во имя будущего, крайнее упорство и альтруизм
Ответственное отношение к природе Заглавие рассказа связано с темой и идеей рассказа. Утро на Марсе стало зеленым благодаря озеленительной деятельности Бенджамина Дрисколла
Космос (Марс) и его мирное освоение Своими благородными мечтами и феноменальным трудом Бенджемин Дрисколл прокладывает пути в будущее планеты Марс
Только бескорыстный, созидательный, осмысленный труд во благо способен осуществить прорыв в будущее всего человечества, за пределы возможного Невозможное возможно, если приложить усилия, проявить волю, страстное желание блага для будущего людей.
Марс – это возможный новый мир (дом) для жизни землян, и надо обустраивать его мудро, не жалея сил. Жизненно важные цели (для блага людей, всего человечества) достигаются непомерными усилиями человека.
Космос и мирное, а не разрушительное (хищническое) его освоение человеком. Деятельность человека в космосе (в данном случае на планете Марс) должна быть направлена на благо настоящего и будущего людей.
Дрисколл, ведя озеленительную войну с Марсом, создает необходимую для всего живого среду обитания Своими крылатыми мечтами и своими руками прокладывают в будущее по-настоящему счастливые люди.

Не завоевывать, не покорять новые планеты призывают фантасты.

Деятельность главного героя рассказа доказывает, что человек – мыслящая часть вселенной.

Авторская позиция

(в литературном произведении – авторское понимание жизни и ее оценка, оценка изображенных характеров)

Разные способы выраженияавторской позиции

Суммативный анализ темы

В схему включены представленные в рассказе способы выражения

Суммативный анализ сайта

Как философ и мыслитель, Р.Бредбери понимает, что возможна гибель планеты Земля. Тогда Марс может стать вторым домом для землян. Только нужно обустраивать планету, сея добро и сознавая, что это нелегкий труд, результаты которого почувствуются не скоро.

Р.Бредбери не все равно кто, как, с какой целью и какими руками будет осваиваться космос. Он уверен: только созидательный труд, воля и упорство смогут сделать прорыв в освоении неизведанного.

Перейдем к анализу эпизода

Автор сознательно нарушает порядок следования эпизодов.

В начале рассказа – описание 30-го дня неутомимой работы Бенджамина Дрисколла. Отсутствие дождя может стать катастрофой для посевов, а значит, и для мечты о Зеленом Марсе

Действие достигает апогея. Это кульминация рассказа.

Непосредственные эмоции Бенджамина Дрисколла перед ключевым эпизодом, данным для интерпретации:

Тихая надежда сменяется сомнением, от сомнения переходит к отчаянию

Как можно назвать этот эпизод?

Выберите заголовок, который лучше, с вашей точки зрения, отражает содержание фрагмента.

Какова идея этого отрывка

Вода – символ (источник) жизни, надежда на создание благоприятной для человека среды на Марсе. (В данном случае выращивание леса как источника кислорода)

План эпизода

Обратим внимание на образы из жизни природы:

Суммативный анализ рассказа

Суммантивный анализ

Последний эпизод

Но самое главное: «люди выбегут навстречу новому чудесному воздуху… вдыхая полной грудью, и щеки у них порозовеют, легкие оживут, сердца забьются сильнее – для счастливой творческой жизни. Какое это счастье – дышать полной грудью. Это может ощутить лишь тот, кто терял возможность дышать. На первом месте в фантастическом рассказе выходит не рост научно-технического могущества, а проблемы человека в мире, этическая составляющая.

У Р.Бредбери – фантастический рассказ, в котором переплетается фантастическое и реалистическое

Фэнтези – это вещи, которые никогда не смогут произойти в реальности, а научная фантастика однажды может стать былью.

  • Эпизод – этап в развитии образа, сюжета, композиции

Та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.

Один из важнейших приемов композиции, заключающийся в неоднократном употреблении

  • слов
  • образов
  • художественных деталей и т.д.

Повтор служит для усиления художественной выразительности, а также для того, чтобы подчеркнуть значимость

Простой эмоциональный повтор

Новые смысловые оттенки слова

выявляются в более сложных случаях повтора

«Дар напрасный, дар случайный,

Эпифора – повтор слова в конце соседних стихотворных слов

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам и острогам…

Разновидностью словесного повтора является рефрен ( от французского - припев)

Символ - особый художественный образ, вид иносказания. Образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему.

Образ паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова может быть истолкован

  1. как изображение гордого и одинокого человека;
  2. как образ поэта;
  3. как образ мятежника и борца;
  4. как образ свободы;
  5. как образ романтика, которому нужна буря, а не покой;
  6. как образ философа, ищущего истину

Причем каждое из этих значений не противоречит лермонтовскому образу

Схема анализа эпизода эпического произведения

  • Самостоятельно определить границы эпизода.
  • Проанализировать его содержание:
  1. герои;
  2. их поступки;
  3. авторские размышления.
  • Обрамление эпизода – пейзаж
  • Стилевые особенности
  • Особенности композиции
  • Вычленить другие эпизоды, логически связанные с анализируемым
  • Найти в них сходные темы,
  • Указать, какую роль играет анализируемый эпизод в идейном пространстве всего произведения, как он помогает понять авторскую позицию

Анализ эпизода не должен быть его пересказом!

Единственное доказательство правоты – художественный текст и аргументы/ цитаты!

Чтобы верно ответить на этот вопрос, нужно вспомнить содержание знаменитой сказки Антуана де Сент-Экзюпери.

Маленький принц боролся на своей планете с баобабами, именно эти исполинские по толщине деревья, были сорняками на его планете.

Выбираем ответ - с баобабами, он и будет верным.


В произведении Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" речь идет о мальчике с другой планеты, которая была совсем небольшой в сравнении с размерами других планет. Маленький принц у себя на родине объявил войну огромным деревьям-великанам, которые своими размерами и мощью могли принести вред его планете.

Баобабы - так назывались деревья, представлявшие опасность, и именно с ними был вынужден бороться Маленький принц.

Читайте также: