Можно ли по обильному цветению плодовых деревьев прогнозировать урожай

Обновлено: 18.09.2024

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество – 16 баллов.

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии

1. Наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания:

2. Примерами хищных растений являются:

а) вороний глаз, ландыш;

б) ромашка, колокольчик;

г) пузырчатка, росянка.

3. Известно, что европейские кукушки подбрасывают свои яйца в чужие гнезда. Чем это обусловлено?

а) отсутствием инстинкта заботы о потомстве;

б) отсутствием инстинкта гнездостроения;

в) питанием грубым ядовитым кормом, непригодным для выкармливания птенцов.

4. Из списка видов хвойных деревьев, произрастающих на территории Нижегородской области, выберите редкий вид, занесенный в Красную книгу Нижегородской области, особой охране для которого подлежат ключевые местообитания:

а) сосна обыкновенная;

б) ель европейская;

в) лиственница сибирская;

г) пихта сибирская.

5. Специальная книга, ведущаяся в каждом заповеднике и отражающая состояние и многолетнюю динамику всех наблюдаемых на его территории природных процессов и явлений, называется:

а) календарь природы;

б) красная книга;

в) летопись природы.

6. Из списка врановых птиц выберите вид, занесенный в Красную книгу Нижегородской области:

7. На растительный организм влияет:

а) только неживая природа;

б) только другие живые организмы;

в) живая и неживая природа;

г) только человек.

8. Аквариум, населенный водными организмами, представляет собой:

а) экологическую нишу;

б) искусственную экосистему;

в) фрагмент биогеоценоза.

9. Кислые почвы характерны для экосистем:

в) пойменного луга;

г) суходольного луга.

10. В темном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они:

а) заметны насекомым;

б) заметны людям;

г) растут на плодородной почве.

11. Среди видов птиц, помещенных в Красную книгу Нижегородской области, исчезнувшим в настоящее время является:

12. В болотах какого типа эдификатором являются сфагновые мхи:

13. Отношения между щукой и окунем – это пример:

а) межвидовой конкуренции;

б) межвидовой взаимопомощи;

г) внутривидовой конкуренции.

14. Из млекопитающих – обитателей Нижегородской области в зимний сон или спячку НЕ впадает:

б) бурый медведь;

г) енотовидная собака.

15. Искусственное (случайное или целенаправленное) переселение вида в новую экосистему называют:

16. Готовыми органическими веществами питаются:

а) зеленые растения;

17. Отличительной особенностью безобидной ящерицы – ломкой веретеницы от змей: медянки и гадюки, имеющих также бурую окраску, является:

а) наличие конечностей;

б) отсутствие конечностей;

в) наличие мигательной перепонки;

г) отсутствие мигательной перепонки.

18. Наиболее эффективным способом предохранения организмов от перегрева является:

а) излучение тепла через покровы тела в окружающую среду;

б) испарение воды с покровов и слизистых оболочек тела;

в) конденсация водяного пара на поверхности покровов тела;

г) изменение позы тела по отношению к внешнему источнику тепла.

19. Смена растительного сообщества происходит под влиянием:

а) смены времен года;

б) изменения климата;

в) неодновременного развития растений;

г) деятельности человека.

20. Жизнь на Земле невозможна без растений, так как они:

а) живые организмы;

б) дышат, питаются, растут, размножаются;

в) выделяют кислород;

г) образуют на свету органические вещества.

21. Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания – это:

а) антропогенные факторы среды;

б) биотические факторы среды;

в) абиотические факторы среды;

г) техногенные факторы среды.

22. Как называются наземные растения, обитающие в местах с высокой влажностью и избыточной увлажненностью почвы?

23. Совокупность популяций разных видов организмов, обитающих на определенной территории?

24. Парой хищник-жертва могут являться:

а) росянка и комар;

б) гриб – трутовик и береза;

в) актиния и рак – отшельник;

г) тля и муравей.

25. В каких особо охраняемых природных территориях, расположенных в пределах России, обязательно выделяют зоны полного невмешательства:

а) национальные парки;

в) памятники природы;

26. Примерами конкуренции являются отношения между:

а) хищниками и жертвами;

б) паразитами и хозяевами;

в) видами, использующими одни и те же ресурсы;

г) особями одного вида;

д) живыми организмами и факторами неживой среды.

27. Самая высокая трава в мире:

28. Основная масса живого вещества сосредоточена:

в) в озерах и водохранилищах;

г) в реках и ручьях.

29. Скорпион в состоянии опасности, например, в случае пожара впадает в особое состояние и выглядит мертвым. Такое состояние называется:

30. Под влиянием травоядных грызунов видовое разнообразие травянистой растительности суходольных лугов:

в) не изменяется.

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество - 30 баллов.

Всероссийская олимпиада школьников по экологии. Школьный этап.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

Тип задания Выберите один правильный ответ из предложенных
Количество баллов Правильный ответ – 1 балл ошибочный ответ – 0 баллов

1. Исторически сложившаяся совокупность организмов различных видов, обитающих на определенном пространстве, называется:

2. Форель обитает в чистых реках с холодной водой, потому что:

а) окраска тела имеет приспособленный характер;

б) холодная вода содержит много кислорода;

в) эти реки содержат много пищи для рыб;

г) холодная вода препятствует размножению других рыб;

д) в таких реках бывает много моллюсков.

3. Как называют характеристику максимального размножения и увеличения численности данного вида:

б) биотический потенциал;

г) популяционный гомеостаз.

4. Родиной ондатры является Северная Америка. В 1927 была завезена в Россию, где успешно прижилась и широко расселилась. Такой завоз называется:

5. Какие из перечисленных загрязнителей воздуха в большей степени влияют на органы дыхания человека:

а) сернистый газ;

б) оксиды свинца;

в) серная и азотная кислоты;

г) свинец и другие тяжелые металлы.

6. Нередко различные виды беспозвоночных поселяются в норах грызунов, находя там для себя благоприятные условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Такое явление называется:

7. Согласно правилу пирамиды чисел общее количество особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

в) остается неизменным;

г) подчиняется синусоидному графику.

8. В.И. Вернадский писал, что почва создается в биосфере одновременно живыми организмами и косными процессами и относил почву к:

а) биогенному веществу;

б) живому веществу;

в) биокосному веществу;

г) косному веществу.

9. Как называют сброс, захоронение отходов в океанах и морях:

10. Как называют привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов:

б) биологическое загрязнение;

г) химическое загрязнение.

11. При какой скорости автомобили выбрасывают наименьшее количество выхлопных газов:

г) 110 – 120 км/час;

12. Животное – синантроп это:

а) любое дикое животное, размножаемое в неволе;

б) дикое животное, не боящееся человека;

в) дикое животное, обитающее вблизи человека;

г) дикое животное, добываемое человеком живым или мертвым ради получения экономической выгоды.

13. Закон ограничивающего фактора установил:

14. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:

15. Способность экосистемы поддерживать определённую скорость воспроизводства живых организмов – это:

а) интенсивность фотосинтеза;

б) передача энергии по пищевой цепи;

в) биологическая продуктивность;

г) скорость размножения.

Тип задания Заполните пропуски в тексте
Количество баллов Правильный ответ – 1 балл ошибочный ответ – 0 баллов

16. Закон оптимума выражается в том, что любой экологический фактор имеет определённые пределы_________________________________________________________________________

17. Взаимовыгодные отношения организмов в ходе жизнедеятельности называются

18. Условия жизни, близкие к критическим для выживания точкам, называют

19. Плотность популяции – это

20. Правило передачи энергии в пищевых связях организмами называют правилом

21. Урбанизация страны определяется

22. Избирательное накопление радиоактивных веществ органами и тканями:

1) щитовидной железой;

2) костной тканью;

3) селезёнкой и печенью;

Примеры веществ: а) радон; б) иод; в) полоний; г) радий

Ответы: 1)___________________; 2)____________________;

23. Для посадки в городских условиях используют растения со следующими экологическими характеристиками:

1) дымо- и газоустойчивость;

4) интенсивный рост;

5) неприхотливость и нетребовательность к почве;

6) долгое время жизни.

Представители: а) осина, клёны, тополь; б) лиственницы, сосна, дуб, бузина, сирень; в) снежноягодник, дёрен белый, сосна, берёза; г) сосна, пихта, клён татарский, берёза; д) вяз, чубушник, дёрен белый, вишня; е) боярышник, жимолость.

Ответы: 1)___________________; 2)____________________;

24. Внешнее физическое (шум, выхлопы) воздействие на человека разных видов городского транспорта:

Качество транспорта с точки зрения сохранения здоровья: а) самый экологичный; б) вполне экологичный; в) экологичный, но уступает другим; г) неэкологичный.

Ответы: 1)___________________; 2)____________________;

Задача с комментированным ответом

Задание: впишите обоснованный ответ

тема Социальная экология
Часть экологии, которая должна объяснять и прогнозировать основные тенденции развития, структуру и закономерности взаимодействия общества с природной средой, стали именовать социальной экологией. Барри Коммонер образно сформулировал четыре социально-экономических закона. В них он обобщил основные биоэкологические положения и природопользовательский опыт человечества. Сформулируйте эти законы и дайте каждому из них обоснование
АРГУМЕНТИРОВАННО ОБЪЯСНИТЕ СВОЙ ОТВЕТ Максимальное количество баллов - 12
Формулировка законов (от 0 до 4 баллов, по 1 баллу за каждый закон) Пояснения к содержанию законов ( от 0 до 2 баллов)
Закон №1 0 – 2 балла Закон №2 0 – 2 балла Закон №3 0 – 2 балла Закон №4 0 – 2 балла Сумма баллов (максимально 12)

Ключи по экологии

I. Выберите правильные суждения:

II. Расшифруйте следующие термины:

  1. Экосистема – группа организмов в совокупности с факторами неживой природы.
  2. Заказник – участок территории, в пределах которого постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны определенных видов живых существ.
  3. Паразитизм – форма межвидовых отношений – сожительство разных организмов, один из которых является паразитом, а другой хозяином.
  4. Эфемероиды – многолетние травянистые растения, для которых характерно осенне-зимне-весенняя вегетация. Цветут рано весной. Летом надземные побеги полностью отмирают. Остаются лишь подземные запасающие органы с почками – луковицы, клубни, корневища.
  5. Бентос - совокупность организмов, всю жизнь или большую ее часть обитающих на дне водоемов, в их грунте и на грунте.

теоретического тура школьного этапа Всероссийской

олимпиады школьников по экологии

Ответ Ответ
г б, в
г в
в б
в б, г
в в, г
б а
в в
б в
б а
а а, г
а в, г
б б
а б
в а
б б

Ответы к тестовым задачам по экологии для 9-10-11 класса

Тип задания, № вопроса Правильный ответ
I тип задания1. а
2. б
3. б
4. в
5. а
6. б
7. а
8. в
9. в
10. б
11. в
12. в
13. в
14. б
15. в
Максимальное количество баллов - 15
II тип задания16. Положительного влияния на живые организмы
17. мутуализмом
18. экстремальными
19. число особей на единицу территории
20. десяти процентов
21. процентом населения, живущего в городах
Максимальное количество баллов - 6
III тип задания22. 1) б; 2) г; 3) в; 4) а.
23. 1) д; 2) е; 3) г; 4) а; 5) в; 6) б.
24. 1) в; 2) а; 3) г; 4) б.
Максимальное количество баллов - 14
IV тип задания25. Максимальное количество баллов – 12
Итого: Максимальное количество баллов - 47

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Нормирование урожая плодов — необходимое мероприятие по уходу за деревом, которое поддерживает его в здоровом состоянии и гарантирует стабильную урожайность.

Значительная часть завязей часто осыпается сразу же после цветения. Причин тому может быть предостаточно: подмерзание цветочных почек, слабое оплодотворение, не было лёта насекомых-опылителей, поскольку холодный, шквалистый ветер затруднял его. Потом садовод замечает, что завязей явно много, т. е. яблоня и груша, персик и алыча сильно перегружены, а допускать этого нельзя — урожай следующего года может быть минимальным.

Освободить дерево от излишней завязи возможно двумя путями: во-первых, с помощью азотных удобрений, внесенных с поливом из расчета не менее 30 г/м2 проекции кроны сразу после обильного цветения. Незамедлительно начнут осыпаться цветки, завязи, неоплодотворенные и поврежденные вредителями и др. Ведь дерево, получив с водой азотное удобрение (удобрение для роста), начинает интенсивно давать молодые побеги, завязи здесь неуместны. Поэтому помните, что все должно быть в меру.

Второй путь нормирования урожая — это ручное прореживание цветков и завязей. Каждому садоводу понятно, что деревья, ломящиеся от урожая, имеют много плодов, как правило, невысокого качества, это мелкие, нетипичные, неокрашенные плоды, плохо хранящиеся и к тому же совсем не аппетитные, т. е. непривлекательные.

Ручное прореживание (нормирование) — прием довольно простой, надежный, но все же трудоемкий.

Но его нельзя применять раньше естественного июньского осыпания завязей. Напомним, что в плодоводстве две волны осыпания: первая — сразу после цветения, вторая — июньское осыпание: то, что не осыпалось с первой волной или при недостатке питания, полива, защитных мероприятий.

Перед началом работы встряхивайте ветви поочередно, чтобы осыпались неопавшие, но погибшие завязи, затем прежде всего удалите плодики поврежденные. После чего, с помощью ножниц или секатора, оставляйте в каждом соцветии 1–2 наиболее развитые завязи, а остальные удаляйте.

Можно на каждые 10–15 см ветки оставлять 1–2 завязи таких крупноплодных сортов, как Бельфлер-Китайка или Айдаред Для формирования крупных плодов на каждую оставленную завязь должно приходиться не менее 20–40 здоровых листьев. Учитывайте и то, что сильные ветки после прореживания будут более загружены, а слабые — меньше.

Если вы при нормировании урожая правильно воспользуйтесь приведенными рекомендациями, то общий урожай нисколько не снизится, оставшиеся плоды увеличатся в размерах, сделаются более привлекательными, ярче окрашенными.

После нормирования плоды в кроне размещаются более равномерно, крона не испытывает нагрузок, не потребуется установка чатал (подпорок), не будет механических разломов ветвей.

Наиболее часто в годы обильного цветения в прореживании нуждаются следующие сорта: Суперпрекос (Стар эрлиест), Ман-тет. Боровинка, Айдаред, Голден Делишес, Старкримсон.

Нормированный урожай — гарантия регулярного плодоношения, исключение его периодичности.

После проведения нормирования любым из способов не забудьте и о своевременной помощи всему дереву. В любом случае вы вызвали у дерева стресс, насильственным путем убрали часть завязей. Обработайте его Новосилом (антистрессовый препарат, биомодулятор и т. д.) из расчета 3 мл на 10 л воды. Можно использовать внекорневую подкормку кальциевой селитрой (50 г на 10 л воды) или удобрением Кемира-люкс.

Полезная информация:
Необходима помощь в ведении бухгалтерского учета и сдачи отчетности вашего фермерского хозяйства - воспользуйтесь услугами нашего удаленного бухгалтера.

Школьный этап олимпиады по экологии 7 класс

5 баллов Расшифруйте следующие термины: 1. Экосистема – 2. Заказник – 3. Паразитизм – 4. Эфемероиды – 5. Бентос - Задание №2. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балла. Максимально- 10баллов. Выберите правильные суждения: да - нет 1. Охрана природы – это система мероприятий для сохранения видов и среды их обитания, экосистем, недр. 2. Все растения питаются готовыми органическими веществами. 3. Пищевые цепочки – это цепи передачи энергии от организма к организму. 4. Растения разных жизненных форм образуют ярусы. 5. Больше потомков у тех организмов, которые не заботятся о своем потомстве. 6. Рыхление почвы не оказывает влияния на почвенных обитателей. 7. Жизненные формы – это группы растений со сходным внешним видом надземных и подземных частей и сходными сезонными изменениями. 8. Живая природа представлена 6 царствами. 9. Плодово-ягодный сад, лесопарк – естественные сообщества живых организмов. 10. Питательные вещества – это источник энергии.

Школьный этап олимпиады по экологии 7 класс

Расшифруйте следующие термины:

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балла.

Максимально- 10баллов. Выберите правильные суждения: да - нет

1. Охрана природы – это система мероприятий для сохранения видов и среды их обитания, экосистем, недр.

2. Все растения питаются готовыми органическими веществами.

3. Пищевые цепочки – это цепи передачи энергии от организма к организму.

4. Растения разных жизненных форм образуют ярусы.

5. Больше потомков у тех организмов, которые не заботятся о своем потомстве.

6. Рыхление почвы не оказывает влияния на почвенных обитателей.

7. Жизненные формы – это группы растений со сходным внешним видом надземных и подземных частей и сходными сезонными изменениями.

8. Живая природа представлена 6 царствами.

9. Плодово-ягодный сад, лесопарк – естественные сообщества живых организмов.

10. Питательные вещества – это источник энергии.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балла.

Максимально- 10баллов. Выберите правильные суждения - да, нет:

1. Жизнь организмов вне среды обитания невозможна.

2. Сорные растения менее выносливы, чем культурные.

3. Виды, живущие в строго определенных условиях, обладают широкой экологической приспособленностью.

4. Растения разных жизненных форм образуют ярусы.

5. Деятельность человека не влияет на условия жизни растений.

6. Растения растут всю жизнь.

7. Растения короткого дня – выходцы из северных районов.

8. Свет поглощается зеленым пигментом - хлорофиллом.

9. Кислород необходим растениям для дыхания.

10. Рыхление почвы не оказывает влияния на почвенных обитателей.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл

Максимально - 5 баллов

1. От чего взрываются банки с домашними консервами?

2. Назовите биологические особенности сорняков, благодаря которым возможно широкое распространение этих растений.

3. Какой вред может принести вырубка леса на берегах реки или озера?

4. Можно ли по обильному цветению плодовых деревьев прогнозировать высокий урожай плодов?

5. Почему большинство видов птиц не занимают свои прошлогодние гнезда, а строят новые?

Почему грибы считают важным компонентом биоценоза?

1. шляпочные грибы являются симбионтами большинства высших растений;

2. грибы используются для пищи человеком;

3. плесневые грибы разрушают мертвые остатки растений и животных;

4. грибы вместе с бактериями усваивают атмосферный азот, необходимый для питания растений;

5. паразитические грибы контролируют численность некоторых организмов в биоценозе;

6. грибы играют основную роль при образовании гумуса, что способствует лучшему развитию растений;

7. грибы являются звеном в цепях питания в структуре биоценоза.

За каждый правильно выбранный ответ-1 балл,

За каждый обоснованный ответ – 1 балл.

Всего – 8 баллов.

1. к абиотическим экологическим факторам относятся:

д) деятельность человека.

2. атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:

а) хозяйственной деятельности человека;

б) веществ, обладающих ядовитыми свойствами;

в) космических излучений;

г) ультрафиолетового излучения;

д) вулканических выбросов.

3. к числу растений, произрастающих на территории тундр и арктических пустынь, относятся:

а) карликовая березка;

д) верблюжья колючка.

4. в состав воздуха входят следующие газы:

а) углекислый газ и благородные газы;

в) азот и кислород;

1. особое природное образование, возникшее в результате преобразования поверхностных слоев земной коры под совместным воздействием воды, воздуха, климатических факторов и живых организмов, – …………………………………..

2. бентос – это совокупность водных живых организмов, которые населяют ……… ……………………………………… водоема;

3. в горах воздух более ………………………., поэтому там трудно дышать;

4. ……………………………………………. – это те элементы среды или явления погоды, которые оказывают непосредственное влияние на живой организм.

1. подберите каждому общему понятию конкретный пример:

А) наземный зверь - 1) дождевой червь

Б) подземный зверь - 2) скат

В) летающий зверь - 3) варан

Г) водный зверь - 4) зяблик

Расшифруйте следующие термины:

1. Экосистема – группа организмов в совокупности с факторами неживой природы.

2. Заказник – участок территории, в пределах которого постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны определенных видов живых существ.

3. Паразитизм – форма межвидовых отношений – сожительство разных организмов, один из которых является паразитом, а другой хозяином.

4. Эфемероиды – многолетние травянистые растения, для которых характерно осенне-зимне-весенняя вегетация. Цветут рано весной. Летом надземные побеги полностью отмирают. Остаются лишь подземные запасающие органы с почками – луковицы, клубни, корневища.

5. Бентос - совокупность организмов, всю жизнь или большую ее часть обитающих на дне водоемов, в их грунте и на грунте.

Задание № 2 - 1, 3, 4, 5, 7, 10

Задание №3 . - 1,4, 6, 8, 9.

2. Нетребовательность к условиям среды, образование большого количества семян, широкие приспособительные возможности.

3. Озеро, река мелеют.

4. Нет, не всегда. В отдельные годы значительная часть цветков может погибать из-за неожиданных заморозков, засухи, сильных ливней и града, массового появления насекомых – вредителей.

5. Одной из причин является то, что в старых гнездовьях остаются вши, клещи и другие паразиты птиц. Строительство новых гнезд является приспособлением к условиям среды.

Цветение плодово-ягодных культур. Полезные советы

25.05.2018

Фаза цветения плодово-ягодных культур – очень ответственный период для получения будущего урожая. В это время садоводы должны неукоснительно соблюдать основные правила по уходу за цветущими растениями, чтобы не навредить им.

Известно, что во время цветения недопустимо проведение каких-либо работ, связанных с обрезкой деревьев (кустарников) или формированием их кроны. Также строго не рекомендуется применение на растениях или вблизи них препаратов, содержащих ядохимикаты, т. к. они могут стать причиной гибели полезных насекомых-опылителей, а также негативно повлиять на экологическую чистоту продукции.


Первоочередными задачами садоводов в период цветения являются : защита растений от возможного действия низких температур, предупреждение их заболеваний, стимулирование опыления культур путем привлечения насекомых-медоносов, регулирование цветения, обеспечение минеральным питанием и оптимальным водным режимом, применение некоторых мер, помогающих более активному плодообразованию и пр.


Цветение плодовых и ягодных культур происходит преимущественно в мае, когда велика возможность появления поздневесенних возвратных заморозков. Раньше всех в фазу цветения вступают крыжовник и смородина, после них наступает очередь абрикосы, сливы, вишни, яблони, груши. Малина зацветает лишь в июне, поэтому меньше всего подвергается риску обморожения.

Груша

Для кустов смородины в период от начала бутонизации и до конца цветения, а также спустя две недели после его завершения очень важно отсутствие весенних заморозков, которые могут резко снизить урожайность. Если же избежать их невозможно, то следует обильно полить каждое растение (не менее 2–3 ведер воды под каждый куст) и тщательно накрыть укрывным материалом (спанбонд, лутрасил, агротекс и др.), надежно закрепив его на случай сильного ветра.


Хорошее опыление культур во время цветения – одно из условий получения высоких урожаев. Наиболее удачный вариант решения этой задачи – расположенная поблизости пасека. Но такая возможность представляется не всегда. Поэтому для привлечения насекомых-опылителей, главным образом пчел, практикуется распыление на цветущие кусты или деревья раствора, приготовленного из 10 л воды и 3-х столовых ложек меда.

Опрыскивание проводят в самом начале цветения, а затем через 6–7 дней его повторяют. Неплохой результат дает посадка в междурядьях плодово-ягодных насаждений растений-медоносов, обладающих сильным ароматом (укроп, фенхель, тмин, бораго и др.).

Уход за садом

Повысить количество и качество будущего урожая плодово-ягодных культур можно с помощью подкормок гуматом калия. Первый раз растения подкармливают во время цветения, а второй – во время завязывания ягод и плодов.

Недостаток бора и молибдена в питании плодово-ягодных культур также может стать причиной плохого плодообразования, поэтому самый действенный метод заключается во внекорневых подкормках растений препаратами, в составе которых присутствуют эти элементы.

Приготовить борсодержащий раствор в домашних условиях также не составит труда. Для этого достаточно тщательно растворить в 10 л воды 10 г порошка (один пакет) борной кислоты. Опрыскивание проводится дважды: в самом начале цветения, по нераскрывшимся бутонам, а затем при его завершении, когда осыпаются лепестки. Допустима и однократная подкормка, которую проводят только на начальном этапе цветения, использую двойную дозу бора (20 г борной кислоты на 10 л воды).

Опрыскивание деревьев

Для получения хороших урожаев косточковые виды во время цветения гораздо больше нуждаются в продуктивном опылении, чем семечковые. Поэтому опрыскивать их можно лишь после завершения фазы цветения. Но именно на цветущих деревьях активизируются наиболее вредные насекомые.

Бороться с ними можно абсолютно безвредным способом, применяя коллоидную серу и известь. Достаточно развести в ведре воды (10 л) по 100 г каждого препарата, а затем процедить и распылить жидкость на деревья, чтобы обезопасить растения от повреждений.


Такие плодовые деревья, как яблоня и груша, отличаются, как правило, образованием чрезмерного количества цветов, из которых вполне достаточно 5–10%, чтобы обеспечить хороший урожай. Поэтому при обильном цветении яблонь важно провести реальную оценку возможностей растения.

Если дерево еще совсем молодое, то большой урожай скажется на качестве плодов. Обычно в таких случаях яблоки вырастают мелкими и невкусными. К тому же истощенная большим количеством плодов яблоня не сможет полноценно плодоносить в следующем году. Даже у вполне взрослых и крепких деревьев будет нелишним провести корректировку будущего урожая. С этой целью на 3-й – 4-й день цветения деревья опрыскивают раствором, приготовленным по одному из нижеперечисленных рецептов.


1. 1–3%-ный раствор кальцинированной соды: в 10 л воды растворить 100–300 г Na2 CO3


2. 0,5–1,5%-ный раствор хлорамина: в 10 л воды растворить 50–150 г NH2 Cl


В результате такой обработки яблони количество плодов на ней значительно уменьшится, но качество их будет гораздо выше.

Цветение ягодных культур

Если же цветение деревьев не очень обильное, то стимулировать образование завязи можно путем опрыскивания цветов водным раствором борной кислоты (1–1,5 г H3 BO3 на 10 л воды). Этот способ поможет увеличить плодообразование у растения почти в два раза.

Читайте также: