Обработка методики три дерева

Обновлено: 18.09.2024

Практическая значимость методики: с помощью данной методики мы можем проанализировать внутрисемейные отношения, их особенности, наличие скрытых конфликтов, о которых детям трудно рассказывать словами. Кроме диагностических задач, использование таких рисуночных проективных тестов на первых консультациях помогает специалисту устанавливать прочный контакт с клиентом.

Предлагаю вам попробовать выполнить тест самим. Это лучший способ понять и разобраться, что именно и как мы будем интерпретировать.

— Молодец, замечательные получились деревья. Назови их. Давай мы подпишем деревья цветными карандашами?
— А какое дерево тебе больше всех нравится?
— Какое дерево самое большое?
— Какое самое маленькое?
— Какое самое молодое?
— Какое самое старое
— Какое дерево самое красивое?

Дальше задается вопрос:

— Представьте, что вы садовник. Что бы вы сделали с каждым из деревьев?

Если вопрос не понят, можно уточнить, что деревьям нужен полив, удобрение почвы, пересадка или, например, кому-то нужно подрезать ветки или дать ему больше солнца и тепла. Обязательно скажите, что с какими-то деревьями можно ничего не делать, им и так хорошо.

— Как вы думаете, кем из членов вашей семьи может быть каждое из деревьев?

Последний вопрос теста: ребенка просят сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи. Чтобы избежать прямых сравнений и чтобы возникшие ассоциации были глубокими, не поверхностными, можно предложить испытуемому выполнить какое-нибудь дополнительное задание, тест, упражнение. Затем ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи и подписать подходящим цветом.

Проективные методики не могут иметь однозначных интерпретаций! Необходимо учитывать и поведение испытуемого, детали его рассказа о семье, эмоциональные и телесные реакции во время выполнения заданий. От исследователя в данной ситуации требуется и опыт, и интуиция. Выводы не должны быть поспешными.

1.Анализируем очередность рисования деревьев. Какое дерево было нарисовано первым? Оно наиболее важно в эмоциональном плане. Что было нарисовано последним?

2. Анализируем образы деревьев, насколько тщательно прорисованы.

Папа обратился к психологу из-за беспокойства за единственную дочь. По его мнению, она плохо ладила с другими детьми. У папы возник страх, что дочь-подросток из-за проблем будет не успешна в жизни. На её рисунке были изображены три красивых мощных дерева. Папа смог посмотреть на ситуацию глазами дочери, умной зрелой и рассудительной девочки, которой часто было просто скучно с ровесниками.

2.Для интерпретации помимо рисунка важны комментарии испытуемого к нему. Они фиксируются в протоколе.

3.Кто из членов семьи оказался исключенным? Почему? Это может указывать на скрытые конфликты.

4.Анализируется величина деревьев, расстояние между ними. Кто ближе к ребенку? Кого он расположил максимально удаленно?

5.Важна величина деревьев, занимают ли они центральную часть рисунка?

6. Анализируется расположение объектов.

7.Есть ли на рисунке другие объекты? С кем их соотносит ребенок? Как он окрашен эмоционально?

8.Для интерпретации отношений важно обратить особое внимание на те действия, который испытуемый выполнял в качестве садовника. Они указывают на потребности членов семьи, как их понимает ребенок, а также те действия, которые он хочет осуществить по отношению к близким.

9.Для интерпретации цветовой гаммы рисунка можно попросить испытуемого соотнести цвета карандашей с основными чувствами. Вы заранее расспрашиваете ребенка, какого цвета радость, какого цвета грусть, гнев, обида, любовь и так далее. И уже на основе его индивидуальных предпочтений делаете выводы.

Полученный материал может быть использован в дальнейшей терапии: от методик символдрамы до системной расстановки.

1. Беседа с ребенком.
— какая у тебя семья:
— как кого зовут, сколько кому лет:
Мама ____________________________________________________________________
Папа ____________________________________________________________________
Братья, сестры _____________________________________________________________
Бабушка _________________________________________________________________
Дедушка _________________________________________________________________
Другие ___________________________________________________________________
— кем работают члены семьи:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
— какая квартира, есть ли у тебя своя комната:
__________________________________________________________________________
2. Нарисуй, пожалуйста, три дерева цветными карандашами.
3. Беседа по рисунку:
— Молодец, красивые деревья. Назови их. Можно мы подпишем деревья цветными карандашами?
— А какое дерево тебе больше всех нравится? (Можно подписать его?)
__________________________________________________________________________
— Какое дерево самое большое (оценка в уровне притязаний)?
__________________________________________________________________________
— Какое самое маленькое?
__________________________________________________________________________
— Какое самое молодое?
__________________________________________________________________________
— Какое самое старое
__________________________________________________________________________
— Какое дерево самое красивое?
__________________________________________________________________________

4. Что можно было бы сделать для каждого дерева?

(полить, внести удобрения, пересадить, огородить, или им и так хорошо)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Сравнить деревья с членами семьи.

При этом ребенок подбирает для каждого члена семьи карандаш наиболее подходящего для этого человека цвета.


Каждый ребенок является личностью с момента появления на свет. Он развивается, учится, отстаивает собственное мнение. Но его эмоциональное и психическое состояние неразрывно связано с атмосферой в семье. Ребенок и родители выстраивают свои отношения на протяжении всей жизни. И порой взрослым, которым сложно понять, что происходит с детьми, приходится обращаться к психологам.

Три дерева

Автор методики

Цель диагностики

Отношения в семье

Характеристика методики

Ребенок рисует

Инструкция к тесту

Тест можно проводить в присутствии родителей при условии, что они не будут пристально наблюдать за ребенком или вмешиваться. В предварительной беседе с ребенком психолог задает несколько детальных вопросов о семье. Поправлять или подсказывать, как, впрочем, предлагать альтернативные варианты, нельзя – на этом этапе уже делаются определенные выводы об отношениях в семье.

Работа с рисунком начинается, когда испытатель просит назвать каждое дерево (береза, дуб или конфетное дерево) и подписать подходящим по цвету карандашом. У детей, которые еще писать не умеют, нужно попросить разрешения подписать рисунок. В этом случае важен выбранный цвет карандаша и данное разрешение, которое отражает значимость ребенка и его мнения и уважения к нему со стороны взрослого.

После называния каждого дерева психолог спрашивает, какое из них больше всего нравится, и просит разрешения подписать рисунок. Затем следуют простые вопросы о деревьях: какое из них самое большое, маленькое, старое, молодое и самое красивое. Вопросы подобраны и выстроены так, чтобы ребенок постепенно подходил к самому важному – ассоциации семьи и рисунка. Все ответы психолог, получив разрешение ребенка, подписывает на рисунке выбранными карандашами.

Перед следующим этапом важно провести дополнительное задание, чтобы подготовить ребенка к работе с ассоциациями. Можно попросить рассказать о любимых фруктах и расположить их по порядку по степени удовольствия или нечто подобное.

На последнем этапе тестирования ребенку предлагается соотнести деревья с членами семьи. Подписывается рисунок по уже знакомой схеме выбранным ребенком цветом и после его разрешения. Важно не подсказывать и не оценивать работу ребенка, иначе результаты не будут информативными.

Проведение теста среди дошкольников и младших школьников

Проведение теста среди подростков

Подростки, особенно имеющие проблемы психоэмоционального состояния, неохотно идут на сотрудничество с психологом. Здесь важно представить диагностику не как простой рисунок, а как способ выразить себя. На тест с подростком придется выделить большее количество времени. Не имея сложностей с рисованием, подростки часто не мотивированы на тщательное исполнение задания, считают его глупым и неинтересным. Задача психолога – убедить в обратном и сделать соответствующие выводы.

Результаты тестирования

Самый ответственный момент в диагностике – получение и интерпретация результатов. Свои наблюдения психолог должен фиксировать на протяжении всего тестирования. Результатом считается не только рисунок, но и поведение, ответы ребенка во время предварительной беседы, поза и выбор цветов во время рисования, ответы на вопросы после рисования, расположение, количество, цвет и вид деревьев, действия с деревьями и ассоциации с родственниками. Учитывается каждая мелочь для последующей интерпретации:

  • Выполнил ли ребенок инструкции в полном объеме.
  • Охотно ли рисовал.
  • Часто ли прибегал к эмоциональной помощи родителя или психолога (искал взглядом одобрения, задавал вопросы).
  • Расслабленной ли была поза.

Интерпретация результатов проективного теста

В детском саду воспитатель обращает внимание психолога на то, что пятилетний мальчик неохотно идет домой с мамой, но радостно бежит к папе. При этом на первый взгляд мама обращается с сыном более ласково и терпеливо. Психолог заручается согласием родителей на проведение теста и приглашает мальчика в свой кабинет. Ребенок легко отвечает на вопросы о родителях, называет полные имена и места работы, описывает квартиру, но не может назвать любимые семейные занятия. На вопросы о том, что любят мама и папа, ребенок не отвечает и испытывает явный дискомфорт. Рисовать соглашается с радостью, посвящает занятию все свое внимание. Психолог фиксирует результаты наблюдения и делает вывод, что с ребенком мало проводят время совместно в играх и развлечениях. При этом, учитывая его подготовленность, умение правильно держать карандаши и вести линии, обучающих занятий достаточно много. Мальчик быстро заканчивает рисунок, называет деревья (все они соответствуют реально существующим) и может подписать. Вопросы не вызывают затруднений, но ассоциации с родственниками проводятся с трудом. Ребенок сомневается, можно ли считать маму деревом, и в итоге выбирает сестру, а маму рисует рядом в виде человека. Для психолога понятно, что мама играет в семье особенную роль, она отдалена от ребенка, возможно, всегда действует по правилам.

Рассмотрение композиции

Положительно трактуется рисунок, на котором деревья одного вида, расположены на устойчивой почве близко друг к другу. Ребенок подсознательно изображает крепкую дружную семью.

Тест мальчика 6 лет

Толкование оттенков рисунка

Интерпретация цвета

Анализ беседы и поведения

Беседа является самой важной частью тестирования. Для более точной интерпретации результатов психолог может спросить, почему ребенок выбрал именно этот цвет или именно это дерево. Каким цветом можно изобразить радость? Почему это дерево нужно пересадить? В процессе ребенок, увлекаясь, все больше и точнее раскрывает картину семейной обстановки. Его поза, положение рук и выражение лица, когда он говорит о каждом дереве (родственники), показательны и также должны быть интерпретированы. Если одно из деревьев изображено больным или упавшим, нужно обязательно спросить, когда это произошло. Это важно для понимания длительности конфликта или отчуждения. Не все дети могут объяснить, почему они нарисовали то или иное, поэтому задача психолога задать наводящие вопросы, не всегда связанные с рисунком, чтобы помочь составить ассоциативную цепочку. Роль садовника, которую берет на себя ребенок, самая показательная часть беседы. Она отражает желание ребенка что-то изменить во внутрисемейных отношениях. При этом если ребенок считает, что дереву ничего не нужно, это может означать, что он не чувствует себя в силах что-то изменить. Все эти детали выясняет психолог во время беседы.

Работа психолога

Важные моменты проведения диагностики

Тест девочки 5 лет

Проведение теста для взрослых

Цель: определить психологический микроклимат в семье и психологичекий комфорт.

Инструкция по проведению теста “три дерева” предполагает, что в ходе предварительной беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, “любые три дерева”. Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.

Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.

Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.

Символообразование формируется по принципу сгущения . Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования - принцип амбивалентности - предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики цвета выделяют два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что помогает сделать затем необходимые диагностические выводы.

После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему “больше всего нравится”. Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится. Тем самым подчеркивается, что рисунок - это интимное пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением. В этом плане психолог как бы компенсирует позицию слишком доминирующей матери, которая, исходя из своих собственных патологических страхов и комплексов, не относится с достаточным уважением к внутреннему пространству ребенка, например, ставя уже достаточно повзрослевшему ребенку клизмы, не замечая, что вторгается в частную, интимную сферу. Ребенок чувствует, что его тело принадлежит не ему, а матери. Таким образом, у него может происходить некоторое отчуждение собственного тела.

Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:

- Какое дерево самое большое?

- Какое дерево самое маленькое?

- Какое дерево самое молодое?

- Какое дерево самое старое?

- Какое дерево самое красивое?

Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы. К примеру , обращение вначале внимания на “высокое дерево” отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой последовательности обращение затем к “более маленькому дереву” воспринимается уже не как более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же причине лучше сначала спросить о “более молодом дереве”, а лишь затем о “более старом”.

Вопросы “Какое дерево тебе больше всего нравится” и “Какое дерево самое красивое?” специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы у ребенка не возникло недоумения, что он только что отвечал на аналогичный вопрос. Тем временем, “больше всего нравится” не обязательно “самое красивое” дерево.

Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.

В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя садовником или садовницей. Дети должны ответить на вопрос: “Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?” В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить. Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: “А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо.” Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему нужно.

Прежде чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи психолог предлагает какое-нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать прямых сравнений и ассоциаций обсужденных свойств деревьев с особенностями членов семьи. К примеру , ребенка можно попросить проранжировать предметы в школе по ступенькам своеобразной лестницы - от самого приятного до самого неприятного. Или психолог может провести какой-либо тест. Лишь после этого ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи. Когда ребенок это сделает, его просят подписать на рисунке около каждого дерева, с кем он его мог бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребенок подбирает подходящий этому человеку цвет.

Характеристика методики

Автор методики

Тест был предоставлен психологом из Швейцарии Корбузом, но был модифицирован психотерапевтом из Германии Эддой Клессманн. Изменения коснулись процесса тестирования.

По мнению Клессмана, ребенок очень украшает образ своих родителей. По этой причине рисунки не отражают общую картину взаимоотношений ребенка с семьей. В своей работе и исследованиях Эдда основывалась на принципе символ-драмы. В ее работах использовалось воображение для визуального изображения бессознательных фантазий и желаний.

Цель методики

  • получить результаты с большим количеством информации,
  • определить причину конфликтов,
  • вероятность их появления,
  • подобрать наиболее подходящий путь преодоления конфликтов внутри семьи и налаживания семейных отношений.
  • самостоятельность ребенка,
  • его роли в семье,
  • его идентичности,
  • раскрытие эмоций, доминирующих в его жизни.

Чаще всего этот тест применяют в детских домах и приемных семьях, чтобы сделать диагностику личности ребенка. Поскольку в таких ситуациях у ребенка травмируется психика.

Инструкция проведения теста

Этап 1. Беседа.

В ходе данного этапа производится предварительная беседа с ребенком. Психолог спрашивает у него про:

  • Семью;
  • Имена членов семьи;
  • Их возраст;
  • Работу родителей;
  • Учебу других членов семьи;
  • Место их проживания.

Этап 2. Рисунок

На втором этапе психолог просит, чтобы ребенок нарисовал на листе бумаги А4 любые 3 дерева. Во время процесса рисования, психолог может вести беседу с родителями в другой комнате так, чтобы ребенок ничего не слышал.

После завершения, психолог должен сказать приятные слова о рисунке ребенка, похвалить его за то, что он справился с этой нелегкой работой. Поскольку поддержка для ребенка – это один из самых важных моментов этой методики.

Этап 3. Подпись рисунка

На третьем этапе психолог просит ребенка:

  • Дать имя для каждого дерева;
  • Подписать их цветными карандашами, которые по мнению ребенка, больше всех подходят к конкретному дереву.

Это нужно для того, чтобы в дальнейшем сделать полный анализ рисунка. Поскольку для этого нужны: основной цвет фона, цвет надписи, оттенки отдельных предметов рисунка.


Этап 4. Разговор с обследуемым

На четвертом этапе исследователю необходимо задавать вопросы таким образом, чтобы ответы были максимально откровенными. Для этого психолог задает сначала комфортные для ребенка вопросы и далее, постепенно выходит на неприятные. Примерный их перечень:

  • Какое имя у каждого дерева?
  • Какое дерево из всех больше нравится?
  • Почему предпочитаете именно это дерево?
  • Как считаешь, какое из этих деревьев старше?
  • Какое из них ты считаешь самым красивым?
  • Какое самое уродливое? И почему?
  • Почему одно дерево у тебя изогнуто? И т.д.

Получите бесплатный анализ рисунка дерева от нашего эксперта Татьяны Кузнецовой


Сфера: Графология. Психодиагностика.

Проективная методика “Три дерева”: интерпретация

Рассмотрение композиции

Выбор количества деревьев для этого метода отнюдь не случаен. Хотя ребенок не получает прямой ссылки на отношение рисунка к своей семье, он подсознательно изображает себя и свое окружение в семье. Следовательно, три дерева – это сам ребенок и его родители. Если деревьев меньше, ребенок подсознательно вырывает кого-то из семьи. Предупреждающий знак – вычеркивание себя при раздаче деревьев родственникам.

Как правило, сначала рисуется дерево человека со значительной ответственностью, причем дерево самого влиятельного члена семьи является самым большим. Самое маленькое деревце следует связать с самим ребенком.

Наиболее благоприятно трактуется изображение, на котором все деревья одного вида расположены близко друг к другу. Это признак крепкой семьи.

Интерпретация цветов


Анализ беседы и поведения

Методика не может четко интерпретировать эти моменты. Профессионализм психолога играет важную роль при рассмотрении реакций и действий ребенка. На это качество организатор должен опираться при составлении заключения о проделанной работе.

Если ребенок хочет быть садовником и каким-то образом хочет изменить свои деревья, это означает, что он желает что-то изменить в своих семейных отношениях. Кроме того, ему может не хватать общения с родителями или другими членами семьи.

Алексей Мосин – практикующий психолог, клинический психолог, член ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии.

В своем вебинаре Алексей подробно рассказывает про методику. А именно вы узнаете:

  • Историю;
  • Область применения;
  • Алгоритм применения;
  • Анализ рисунков;
  • Интерпретацию результатов.

Про данный тест психолог говорит на 54:00 минуте.

Заключение

Читайте также: