Описание дерева в литературе

Обновлено: 15.09.2024

Именно это и определило цель нашего исследования: вывить наиболее характерные для поэзии определенного народа (в данном случае русского) символические образы деревьев.

Гипотеза исследования: Средства поэтической образности всегда национально-самобытны и уходят корнями в мифологию и фольклор народа. Они определяются национальным менталитетом, который находится в глубинной связи с условиями проживания народа.

Объект исследования: символические образы деревьев в русской поэзии.

Предмет исследования: общее и национально-самобытное в использовании русскими поэтами символических образов деревьев.

Научная новизна исследования: проделана попытка сопоставить русскую поэзию в аспекте употребления символических образов деревьев, установить природу национального своеобразия поэтической образности.

Символические образы деревьев в русской поэзии.

Образы мирового дерева в русской мифологии.

Как видим, в основном в роли мирового дерева в славянской мифологии выступает дуб, что подтверждается использованием образа дуба в русском фольклоре: в сказках, в загадках, в пословицах и поговорках.

    1. Символические образы деревьев в русской поэзии

    На наш взгляд, наиболее употребляемые символические образы деревьев в русской поэзии – это дуб и береза.

    Все то, чем дерево выделяется среди других форм растительности (крепость ствола, могучая крона), выделяет дуб среди других деревьев, делая как бы царем древесного царства. Он олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы, величия. Высокий, могучий, цветущий – характерные эпитеты дуба, который у поэтов выступает как образ жизненной мощи.

    У М.Ю. Лермонтова дуб также выступает как олицетворение вечности, незыблемости:

    Надо мной, чтоб вечно зеленея,

    Темный дуб склонялся и шумел.

    Часто использует образ дуба и А.А. Фет:

    «Учись у них, у дуба, у березы.

    Кругом зима. Жестокая пора!

    Напрасные на них застыли слезы,

    И треснула, сжимаяся, кора.

    Все злей метель и с каждою минутой

    Сердито рвет последние листы.

    И за сердце хватает холод лютый;

    Они стоят, молчат; молчи и ты!

    Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Варламова Вера Николаевна

    Освещаются некоторые подходы современных литературоведов к сложной проблеме взаимоотношения фольклора и литературы. Рассматривается определение архетипа и определяется роль архетипов в художественном тексте . Анализ отрывков художественных произведений раскрывает тесную связь символического значения дерева с его архетипом и позволяет увидеть глубинные содержательные стороны художественного произведения. Актуальность исследования заключается в недостаточной изученности архетипических образов и символов в современной художественной литературе.

    Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Варламова Вера Николаевна

    Archetypic image of the " tree" in a fictional text

    The article is devoted to the archetypic image of the "tree" in modern fiction. It gives a review of different approaches to the highly complicated problem of interrelation between folklore and literature. The definition of an archetype is considered and the role of archetypes in a fictional text is defined. The analysis of the extracts from fiction reveals close connection of symbolic meaning of the " tree" with its archetype and allows to see the depth of the content in fiction. The importance of the research comes out of insufficiency of researches devoted to archetypic images and symbols in modern literature.

    Санкт- Петербургский политехнический университет Петра Великого

    АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ДЕРЕВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

    Освещаются некоторые подходы современных литературоведов к сложной проблеме взаимоотношения фольклора и литературы. Рассматривается определение архетипа и определяется роль архетипов в художественном тексте. Анализ отрывков художественных произведений раскрывает тесную связь символического значения дерева с его архетипом и позволяет увидеть глубинные содержательные стороны художественного произведения. Актуальность исследования заключается в недостаточной изученности архетипических образов и символов в современной художественной литературе.

    Ключевые слова: фольклор, символ, архетип, архетипический образ дерева, картина мира, художественный текст.

    Настоящая статья посвящена исследованию архетипического образа дерева в современной художественной литературе.Общепризнанным в литературоведении является тот факт, что литература возникла на основе художественного опыта фольклора [1]. Проблема взаимодействия литературы и фольклора уже не одно десятилетие находится в центре внимания фольклористов, филологов, лингвистов. Значительный научный вклад в исследование разных аспектов фольклоризма, проблемы взаимодействия фольклора и литературы внесли российские учёные С.С.Аверинцев, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, Ю.М.Лотман, Д.Н.Медриш, Е.М.Мелетинский, В.Н.Топоров и др. Большинство учёных сходятся во мнении, что фольклор и литература образуют общую систему словесного искусства, свободно контактируют между собой, дополняют и обогащают друг друга. Однако, из-за разных сфер бытования, устной и письменной, приобрели ряд специфических особенностей.

    Литературоведение выработало свои принципы анализа соотношения фольклора и литературы в творчестве писателя. Сначала выясняется отношение художника к фольклору, затем определяется круг фольклорных источников писателя, а далее характеризуются способы обработки фольклорного материала и интерпретируются элементы разных фольклорных жанров. Однако, если писатель не оставил сведений о своём отношении к фольклору, то выявляются и интерпретируются отдельные фольклорные элементы, особое место среди которых занимают архетипические представления писателя. Обращение литературы к фольклору может быть разнообразным, начиная от мотивов и заканчивая архетипами и символами.

    Архетипы могут реализовывать свои значения в виде различных элементов текста (сюжетов, образов и мотивов) и дают возможность увидеть глубинные содержательные стороны художественного произведения.

    Во многих мифологиях дерево было символом жизни, центром мироздания, Космическое Древо Жизни соединяло подземный мир с земным и небесным и олицетворяло бесконечный жизненный круговорот. Здесь важно подчеркнуть четырёхчленность структуры дерева: ветки, крона, ствол и корни. Каждая часть дерева связывает его с определённой сферой мирового пространства. Дерево может иметь временной смысл - корни связывают дерево с землёй (прошлое), давая жизнь новым поколениям (будущее) и поддерживая жизнь ствола (настоящее). Дерево связано также с циклическим течением жизни природы: оно расцветает, цветёт, желтеет и опадает. И каждый из таких циклов может иметь сходство с определённой стадией человеческой жизни.

    ". Jolyon gazed through the leaves of the old oak-tree at that view which had appeared to him desirable for thirty-two years. The tree beneath which he sat seemed not a day older! So young, the little leaves of brownish gold; so old, the whitey-grey-green of its thick rough trunk. A tree of memories, which would live on hundreds of years yet, unless some barbarian cut it down - would see old England out at the pace things were going!" [6, p.33].

    Джолион с трепетом и восхищением взирает на старый дуб, ведь дерево хранит память о прекрасно прожитых годах его жизни, его любви к Ирэн.

    Таким образом, обращение Дафны Дюморье к архетипическому образу

    Таким образом, проанализированные отрывки из произведений современных авторов позволяют сделать вывод о том, что символическое значение дерева тесно связано с его архетипом. Проведённый нами анализ подтверждает мысль Юнга о том, что архетип кристаллизуется в произведении в форме символа . Анализ показал, что архетипический образ дерева олицетворяет как непрерывность и неизбежность жизненного круговорота, так и торжество жизни над смертью, возможность преодоления невзгод и обретения надежды и веры в будущее. Вышесказанное помогает читателю проникнуть в глубинные содержательные структуры художественного произведения и понять замыслы автора.

    1. Ларионова М.Ч. Миф, сказка и обряд в русской литературе XIX века. - Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 2006. - 256 с.

    3. Введение в литературоведение. Литературные произведения. Основные понятия и термины / под ред. Л.В.Чернец - М., 1999.

    4. Хакуашева М.А. Формирование и развитие архетипических образов в кабардинской литературе: Автореф. дис. док. филол. наук, Нальчик, 2008.

    5. Топоров В.Н. Древо мировое // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т.1. М., 1995, С. 389-406.

    6. Джон Голсуорси. Сага о Форсайтах. Книга 3. Сдаётся в наём (на англ. яз.). -М.:Прогресс, 1975, 255 с.

    8. Бредбери Р. 451 градус по Фаренгейту: Книга для чтения на английском языке. - СПб.: КАРО, 2013. - 224

    Давным-давно жил царь и была у него единственная дочь Екатерина. Росла она без матери. Царица умерла, когда дочери было три года.

    С детства Екатерина научилась вязать, шить, варить, ткать. Царь только руками разводил:

    – Не твое это дело, не царское, заниматься работой простолюдинов. Ты же – царевна! Но она отвечала отцу:

    – Замуж выйду за молодца, который тоже будет все уметь делать. Не посмотрю, что он будет простой подданный. Рассердился царь:

    – Ты у меня единственная дочь. Вся.

    Дерево, с котого всё началось

    Дерево, с которого все началось. Детская сказка

    На меня он свалился одним прекрасным весенним днем. Кругом все цвело, и приятные запахи наполняли воздух. Разноцветные бабочки и шумные трудолюбивые пчелы перелетали с дерева на дерево, и в какой-то момент я понял, что жизнь не кончается, а продолжается вечно.

    А кто еще лучше знает ответ, как не мой родной отец, то есть дерево, на одной из веток которого я.

    Дерево до небес

    В одном городе, а вернее в одном районе этого города жили-были дети, и учились они в одной школе.

    Как-то раз… Мне кажется, что это было весной… Да, весной учительница по ботанике дала им домашнее задание: каждому взять по фасолине, завернуть в смоченную водой вату и положить в блюдечко.

    Нужно было следить, чтобы вата всегда оставалась влажной, и время от времени поливать ее водой. Тогда через несколько дней фасоль прорастет: появится корешок и маленький росточек…

    Дерево судьбы

    Я вижу ствол, он шершавый и коричневый, его диаметр примерно равен, или чуть больше фонарному столбу, тех, которые раньше делали из убитых деревьев. Я подхожу, мои руки обнимают его, мои плечи прикасаются к прямому и шершавому стволу.

    Я чувствую пульсирующую жизнь внутри, как Жизнь бьется внутри этого ствола и вверх, только вверх куда-то вверх поднимаются соки из-под корней, чтобы там наверху, на небесах, дерево смогло дать плоды и семена своей новой жизни.

    Непонятные образы, диссонирующие.

    Дерева, Вы, мои, дерева, или спасите наши души.

    Мою бабушку Господь наделил незаурядной внешностью. Ее красота была безупречна, когда все мнения сводятся к единому выводу: Да, она, действительно, хороша!

    Обладательница среднего роста Венеры, гармонично-милого личика, которое обрамляли вьющиеся каштановые волосы. Ее параметры также, наверное, вписывались в общепризнанный стандарт, но как же это сантиметры божественно прекрасно распределялись по изгибам ее тела, как будто бы гениальный скульптор воплотил свою мечту в этом творении, не.

    Деревья на Земле это очень продвинутый интеллект!

    А так как голова моя была занята обдумыванием информации, которая изложена в статье Геннадия Белимова, я не могла не обратить внимания на те деревья, что оказались в этот момент передо мной.

    Я стала их разглядывать. И вы знаете, если посмотреть вот так вот.

    Дерево

    Глава Первая.
    Размышления старой липы.

    Везде земли холмы и горы, вывороченные с корнем деревья, все огорожено железными решетками.

    Прямо как в какой-то тюрьме или концлагере для всего живого, а какой отвратительный запах краски витает повсюду! У меня на него уже аллергия. Моя пыльца по сравнению с этим отдыхает. Да еще и этот дикий, невыносимый шум ежедневно от этих газонокосилок.

    Дерево

    Пышное, похожее на огромный букет дерево, источало чудесный аромат.

    Невысокое, раскидистое, ярко-розовое.

    Над его крупными цветами роились пчёлы.

    Они спешили испить сладкий нектар из глубоких чашечек, жужжа и ныряя в середину цветка, такую желанную для них.

    Солнце ярко светило и прозрачные крылья пчёл переливались всеми цветами радуги.

    Сладковатый сильный запах дурманил, проходящих мимо людей.

    Они останавливались, задирая головы и любовались этой красотой, улыбаясь и.

    Дерево вероятное продолжение произведения rapana

    А магнолия цвела.

    …и так же неброско и беспечно – цвела, неспешно проходящая мимо многих, жизнь…

    …на спокойное течение, которой - мало кто обращал должное внимание, поскольку заботы и тяготы мешали Восприятию и Чувствованию всего того, что имело Красоту и Гармонию в Истинном Смысле Человеческого Существования (Жизни)…

    …дерево зарождалось… крепло и расцветало…
    …Жил-О.
    …прорастая корнями в той Земной Поверхности, коя являлась Физической Опорой для тех многих…, кто не имел Иного, Духовного.

    Литературная сказка

    Сказка.
    (Для тех, кто просто терпеть не может страшных пауков, и с детства жалеет несчастных мух!)

    Жыл да был как-то очень давно один милый и пушистый паук.

    И он очень-очень дружил с мухами. И он очень-очень любил, когда они приходили к нему в гости. Он очень-очень любил слушать, как они жужжали от удовольствия, когда они всасывали через свои хоботки всякие сладости, которые он собирал в разных местах. И принёс он им один раз самой-самой сладкой сладости с цветка.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Подготовила : учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ п.Бытошь Курсакова Людмила Ивановна

    О символике деревьев

    Вишня - символ девичества, непорочности.

    Ива - многозначный символ. В древнейших традициях выступает в функции мирового древа или древа жизни, символизируя долголетие и обилие жизни. Часто выражает значение печали, которое может поддерживаться эпитетом плакучая.

    Клен - имеет традиционную романтическую окраску.

    Липа - романтическое дерево; ассоциируется с усадебным миром; характерный запах связывается с ностальгическим настроением и лежит в основе знака родового гнезда, поэтому липа может выступать как образ со значением памяти.

    Осина - у славян отрицательно отмеченное дерево, связанное с колдовством, нечистой силой; трепетность, дрожание листьев - один из важнейших признаков, проявляющихся в символике этого образа.

    Сирень - романтический образ, связанный с изображением любви и красоты; иногда - потустороннего мира.

    В сочетании с совой - знак таинственности, мистической загадочности.

    Тополь - дерево, обращенное к высшему миру; одна из наиболее значимых характеристик - стройность, высота.

    Яблоня - наряду с вишней, грушей символ женщины; может связываться со значением материнства. Очевидно, что многие из рассмотренных образов-символов неоднозначны; кроме того, значение поэтического

    Читайте также: