План компенсационной посадки деревьев

Обновлено: 18.09.2024

Зеленые насаждения в условиях загрязненной городской среды являются жизненно необходимыми для здоровья граждан и сохранения экологического баланса. Каждое дерево в городе за год поглощает в среднем 30-40 кг пыли и способно удалить вредные вещества, выделяемые автомобилем за 25 тыс. км пробега1. Кроме того, при правильном расположении зеленых насаждений снижение уровня шума достигает 20-30%. Поэтому все деревья, кустарники и газоны в городе должны быть учтены и находиться под охраной закона и городских властей.Местными органами власти устанавливаются нормы озеленения территорий, которые рассчитываются, исходя из общих экологических факторов. Нормированная площадь зеленых насаждений, например, в Челябинске – 50 кв. м на одного человека, что почти в два раза больше, чем в Москве, однако, следует помнить, что неправильно организованные посадки могут приводить к застою воздуха, создавая зоны с повышенными предельно допустимыми концентрациями загрязнителей, и численный показатель не является единственно значимым.

Однако, в целом, различные нормативно-правовые акты на данную тему весьма схожи. Чаще всего ими устанавливается, что компенсационное озеленение производится в ближайший сезон, подходящий для высадки деревьев , но не позднее года с момента, когда специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений был проинформирован о повреждении или уничтожении зеленых насаждений. Преимущественно деревья должны высаживаться на месте их вырубки, однако, в случае невозможности этого, компенсационное озеленение проводится на другом участке, но количество и площадь высаживаемых растений могут быть увеличены, чаще всего удвоены. Видовой состав и возраст высаживаемых деревьев и кустарников устанавливаются тем же специально уполномоченным органом.

Кроме натурального компенсационного озеленения возможно взимание денежной компенсации , и эта форма зачастую применяется в случае правомерной вырубки деревьев, например, при разрешенном строительстве. Сумма, которую должен уплатить застройщик, высчитывается по установленной методике, и направляется на озеленительные работы и благоустройство города. Иногда с целью учета коэффициента неприживаемости деревьев применяется смешанная форма, т.е. некоторая денежная компенсация вкупе с натуральным озеленением.

При осуществлении строительства и соответствующей вырубке зеленых осаждений граждане имеют право выяснить, законно ли осуществляется вырубка , и каким образом, в каком объеме, в какие сроки будет осуществлено компенсационное озеленение. В некоторых населенных пунктах, например, в Санкт-Петербурге, установлены требования к информационным щитам , размещаемым при проведении работ по правомерному уничтожению зеленых насаждений. Такой щит должен содержать сведения о порубочном билете, площади обустраиваемой территории, количестве вырубаемых и высаживаемых деревьев и кустарников, а также дате начала и окончания работ, контакты ответственного лица за их проведение.

от 29 июля 2003 года N 616-ПП

О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве

(с изменениями на 16 февраля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с Законом города Москвыот 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях утраты зеленых насаждений и объектов озеленения, в том числе в процессе производства земляных и строительных работ.

Вместе с тем, существующая нормативная правовая база, регламентирующая порядок проектирования, финансирования и реализации мероприятий по возмещению утраты зеленых насаждений, не отвечает требованиям по обеспечению сохранности или равноценной компенсации частичной или полной утраты объектов озеленения.

В целях совершенствования порядка разработки и согласования проектной документации, эффективного расходования средств бюджета города Москвы на реализацию проектов компенсационного озеленения и благоустройства Правительство Москвы (абзац в редакции, введенной в действие с 8 ноября 2011 года постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 507-ПП, - см. предыдущую редакцию)

1. Утвердить Порядок проведения компенсационного озеленения (приложение 1).

2. Утвердить Методику расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве (приложение 2).

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Бочкарева А.Ю. и руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О.

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 29 июля 2003 года N 616-ПП

ПОРЯДОК
проведения компенсационного озеленения

(с изменениями на 16 февраля 2021 года)

В последнее десятилетие в Москве возросли темпы городского строительства, в связи с чем значительно увеличилась вырубка зеленых насаждений. Изменение структуры жилых районов в ходе их реконструкции предусматривает реконструкцию подземных инженерных коммуникаций и удаление всех зеленых насаждений, посаженных в охранных зонах коммуникаций без соблюдения технических норм.

Данный Порядок направлен на решение вопросов, связанных с восстановлением баланса озелененных территорий посредством натурального озеленения, а также накоплением в бюджете города Москвы, средств поступающих за счет платежей за уничтожение (вырубку) зеленых насаждений и в возмещение вреда, причиненного уничтожением зеленых насаждений, и использованием целевых средств на строительство новых объектов озеленения и реконструкцию существующих (абзац в редакции постановления Правительства Москвы от 21 февраля 2012 года N 61-ПП, - см. предыдущую редакцию).

Порядок разработан с целью приведения в соответствие с городской природоохранной политикой и городскими нормами положений о возмещении вреда от утраты зеленых насаждений.

1. Общие положения

1.1. При строительстве и реконструкции жилых и общественных зданий, инженерных сооружений периодически возникает необходимость удаления зеленых насаждений в зоне производства работ.

1.2. При получении специального разрешения, в том числе порубочного билета на уничтожение зеленых насаждений, лицо, в интересах которого уничтожаются зеленые насаждения, в соответствии с Законом города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" (далее - Закон) обязано осуществить платежи за вырубку зеленых насаждений в размере компенсационной стоимости и возместить вред, причиненный уничтожением зеленых насаждений (компенсационное озеленение в денежной или натуральной формах), если иное не установлено настоящим Порядком.

1.3. Форма компенсационного озеленения определяется специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений - Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее Департамент), за исключением случаев уничтожения зеленых насаждений при осуществлении строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства.

В случае уничтожения зеленых насаждений при осуществлении строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства компенсационное озеленение за уничтожаемые зеленые насаждения осуществляется в денежной форме, за исключением компенсационного озеленения за уничтожаемые зеленые насаждения, предусмотренные к посадке проектом благоустройства при наличии мест для посадки зеленых насаждений, осуществляемого в натуральной форме.

1.4. Размер платежей рассчитывается проектной организацией и в случае уничтожения зеленых насаждений на основании порубочного билета утверждается Департаментом исходя из компенсационной стоимости в соответствии с "Методикой расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве" (далее - Методика), утверждаемой Правительством Москвы.

1.5. Средства от указанных платежей направляются в бюджет города Москвы (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 21 февраля 2012 года N 61-ПП, - см. предыдущую редакцию).

1.6. Уничтожение зеленых насаждений разрешается без взимания компенсационной стоимости и стоимости компенсационного озеленения:

- при проведении рубок ухода, санитарных рубок;

- при вырубке сухостойных и аварийных деревьев и кустарников;

- при уничтожении зеленых насаждений, расположенных на территориях, специально отведенных для агротехнической деятельности по разведению и содержанию зеленых насаждений;

- при проведении работ по вырубке деревьев и кустарников, разрушающих строения (сооружения);

- при вырубке деревьев и кустарников, нарушающих световой режим в жилых и общественных зданиях;

- при уничтожении зеленых насаждений, произрастающих в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций;

- при уничтожении зеленых насаждений при ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций;

- при уничтожении газона, травяного покрова, цветников на период проведения строительных работ с последующим их восстановлением в полном объеме на тех же участках, где они были уничтожены;

- при вырубке деревьев и кустарников, произрастающих в пятиметровой зоне от капитальных строений, подлежащих сносу или реконструкции;

- при вырубке деревьев и кустарников, произрастающих в охранной зоне подземных инженерных коммуникаций, подлежащих демонтажу.

Восстановление газонов, травяного покрова, цветников, уничтожаемых на период производства работ, осуществляется в полном объеме на тех же участках, где они были уничтожены, за счет средств заказчика данных работ.

1.7. Порубочный билет на уничтожение зеленых насаждений при реализации градостроительной деятельности оформляется Департаментом в соответствии с Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП.

1.8. В случае уничтожения зеленых насаждений при осуществлении строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства лицо, в интересах которого уничтожаются зеленые насаждения, обязано внести платежи за вырубку зеленых насаждений в размере, указанном в Методике, если иное не установлено настоящим Порядком.

1.9. В случае уничтожения зеленых насаждений при осуществлении работ за счет средств бюджета города Москвы компенсационная стоимость и стоимость компенсационного озеленения за уничтожение зеленых насаждений не выплачиваются.

При этом мероприятия по компенсационному озеленению формируются с учетом данных об уничтоженных зеленых насаждениях.

1.10. Выдача порубочных билетов производится Департаментом после поступления денежных средств на лицевой счет Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по учету доходов города Москвы за ущерб, причиненный зеленым насаждениям.

2. Виды и критерии определения форм компенсационного озеленения

2.1. В соответствии с Законом вред, причиненный зеленым насаждениям, подлежит возмещению. Законом установлены две формы возмещения вреда:

натуральная - восстановление зеленых насаждений взамен уничтоженных в соответствии с положениями статьи 4 Закона;

денежная - в размере стоимости компенсационного озеленения за уничтожаемые зеленые насаждения, восстановление которых не предусмотрено проектом благоустройства, для формирования доходов бюджета и использования на компенсационное озеленение, в том числе на создание новых объектов озеленения и реконструкцию городских объектов озеленения в соответствии с государственными программами города Москвы и Генеральным планом города Москвы в рамках использования расходов бюджета

2.2. Денежная форма компенсационного озеленения является основной, за исключением реализации градостроительной деятельности в границах особо охраняемых природных территорий, особо охраняемых зеленых территорий, природных и озелененных территорий.

При осуществлении градостроительной деятельности компенсационное озеленение осуществляется в натуральной форме в случае наличия мест для посадки зеленых насаждений.

2.3. Допускается на участках, обремененных инженерными коммуникациями, или на участках с плотностью насаждений более 400 деревьев на 1 га производить замену посадки деревьев на кустарники из расчета 1 дерево - 20 кустарников.

3. Порядок применения компенсационного озеленения в натуральной форме

3.6. Проект компенсационного озеленения предусматривает создание объекта озеленения, после завершения работ передаваемого балансодержателю территории.

3.7. В состав проекта компенсационного озеленения входят:

- дендрологический план (масштаб 1:500) и перечетная ведомость существующих зеленых насаждений;

- разбивочный и посадочный чертежи с ведомостью элементов озеленения;

Глава 1. Общие положения

18) план компенсационной посадки – план посадки деревьев, которые подверглись вырубке, санитарной вырубке, включающий в себя количественную часть, породный состав, объем, календарные сроки посадки, а также графическую схему размещения посадок с привязкой к плановой основе;

19) компенсационная посадка – посадка взамен вырубленных деревьев на специальных участках определенных уполномоченным органом в соответствии с дендрологическим планом;

Параграф 3. Порядок проведения компенсационных посадок деревьев

26. Восстановление деревьев производится на специальных участках согласно плану компенсационной посадки города и населенного пункта, при необходимости с заменой грунта на плодородную почву.

27. Компенсационная посадка производится за счет средств граждан и юридических лиц, в интересах которых был произведен снос.

28. При вырубке и санитарной вырубке деревьев компенсационная посадка деревьев производится путем посадки саженцев деревьев.

29. При вырубке деревьев по разрешению уполномоченного органа компенсационная посадка восстанавливаемых деревьев производится в пятикратном размере.

30. При пересадке деревьев физическими и юридическими лицами, компенсационная посадка не производится.

В случае если пересадка привела к гибели деревьев, устанавливается пятикратный размер компенсации. /Уточнение – есть случаи, когда размеры варьируются в разных городах./

31. Компенсационная посадка деревьев производится физическими и юридическими лицами на собственной или прилегающей территориях самостоятельно, а при вынужденной вырубке деревьев на землях общего пользования с привлечением организации, осуществляющей озеленение, уход и содержание зеленых насаждений.

32. В случае гибели высаженных саженцев деревьев, лица, в интересах которых был произведен снос или организация производят повторную посадку зеленых насаждений и обеспечивают дальнейший уход за ними в течение двух лет (период приживаемости саженца дерева), с момента проведения посадки. /Уточнение – 2 года верно не для всех областей, на Западе указывается 3./

Итак, план компенсационных посадок (связанный с дендрологическим планом, который мы разбирали здесь) регулирует посадки саженцев взамен спиленных деревьев или пересадки взрослых деревьев. Участок посадки определяется в отделе земельных отношений. Гарантийное письмо по уходу за саженцем предоставляется в отдел ЖКХ. В случае гибели саженца высаживается новый.

Насколько рабочим является этот механизм?


Таким образом, статистика выживаемости саженцев не ведется. Лицо, осуществляющее спил дерева, только предоставляет в отдел ЖКХ гарантийное письмо. Но факт посадки и дальнейшего двухлетнего ухода не фиксируется.
Саженец может не быть посажен вообще. Он может погибнуть через неделю.

Частичный контроль в этой области осуществляют местные общественные организации. Однако, гос.структуры не интересуются выводами общественников даже (вернее – особенно), когда эти выводы указывают на прямые недоработки гос.структур.

Данная картина не является чем-то уникальным. Напоминаем, что отсутствие статистики по посадкам (не по приживаемости, а по количеству высаженных растений вообще) стало одним из поводов для скандала в Павлодаре.


Возникает вопрос, если статистика приживаемости не ведется, то как осуществляется контроль?

Таким образом, принятая в правилах содержания зеленых насаждений концепция компенсационных посадок не является эффективно действующей для многих городов Казахстана (включая областные центры).

Уязвимые места:



1) Отсутствует как дендрологический план, так и план компенсационных посадок вообще.
2) Место для посадки определяет Отдел земельных отношений, гарантийные письма собирает Отдел ЖКХ (отсутствие единого контроля над процессом).
3) Ни тот, ни другой отдел не занимается инвентаризацией зеленых насаждений и не отслеживает судьбу саженцев, которые часто гибнут.
4) Механизм высадки ответственным нового саженца вместо погибшего не действует на постоянной основе (есть ЕДИНИЧНЫЕ примеры его применения).
5) Даже просто сбор документов по компенсационным посадкам не осуществляется должным образом (в случае утверждения о проведении посадки – невозможно проверить, была ли она осуществлена, т.к. не всегда возможно установить ТОЧНЫЙ АДРЕС.)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1) Сделать план компенсационных посадок и дендрологический план доступным для населения по образцу города Темиртау.

3) Создать доступную для граждан систему фото-контроля (интерактивная карта) над количеством высаженных деревьев и приживаемостью саженцев. /Адрес, фиксация на фото деталей, достаточных для опознания дерева и места./

Несмотря на возможные возражения об увеличении объема трудозатрат – уточним. Чиновники и так обязаны лично фиксировать каждую посадку при выезде. Они не могут доверять только предоставленным документам.
Сделать фотографию в случае выезда – не очень сложно.

/Вопрос – Как избежать махинаций и предоставления фотографий растений, высаженных в других местах и не в рамках компенсационных посадок?/

4) Совместить функции контроля над посадками и функции инвентаризации зеленых насаждений в рамках одной организации. /Учтем, что отделы ЖКХ сами не всегда владеют информацией и месте и количестве посадок (на примере Павлодара). /

5) Провести общественную дискуссию по изменению объемов компенсационных посадок на примере предложенного в Алматы:

– за аварийное дерево – 1:1
– с разрешения – 1:5
– вынужденный снос – 1:10
– незаконный снос – 1:100 (. )

В Алматы вырубили 11 тысяч деревьев ради строительства торгово-развлекательного центра без проведения общественных слушаний. Управление зелёной экономики города подало в суд на застройщика. Однако владелец участка уверяет, что вместо деревьев были кустарники.

Informburo.kz выяснил, чем отличается дерево от кустарника, можно ли сносить без разрешения компетентных органов зелёные насаждения и какое наказание грозит лицам, нарушающим законодательство в сфере охраны окружающей среды.

Чем отличается куст от дерева

По словам директора Ботанического сада Алматы Гульнары Ситпаевой, куст от дерева отличается по нескольким признакам:

  • количество стволов;
  • высота;
  • возраст;
  • размер корня;
  • применение человеком.

"Количество стволов – основной отличительный признак между деревьями и кустарниками. Из одного корня в кустарнике произрастает несколько стволов, а в дереве из одного корня вырастает лишь один ствол", – поясняет Гульнара Ситпаева.

Возраст дерева во много раз превышает возраст кустарника, так же, как и высота, добавляет научный сотрудник Ботсада Велта Масалова . Корень дерева мощнее, чем у кустарника. Последние используются как изгородь, источник плодов или лекарственное сырьё. Дерево кроме вышеперечисленных достоинств является источником ценного материала – древесины.

"Обычно специалистам не сложно отличить дерево от кустарника. Хотя бывает, что можно и спутать их: например, кустарник и дерево четвёртой величины (ростом до семи метров). Ведь бывают и кустарники по пять-шесть метров в высоту. А некоторые деревья при этом могут иметь два-три ствола, хотя почти всегда видно главный из них", – говорит Велта Масалова .

И деревья, и кустарники относятся к зелёным насаждениям. А понятия "поросль" в законодательстве нет. Вырубившие зелёные насаждения на месте будущего ТРЦ в Алматы заявили, что деревьев на участке не было, а только кустарники и поросль. К зелёным насаждениям относятся кустарники, а также:

  • лесные культуры;
  • сеянцы;
  • саженцы;
  • молодняк естественного происхождения;
  • подрост;
  • самосев на площадях, предназначенных для воспроизводства лесов.

При строительстве объекта их можно вырубать только с разрешения местных исполнительных органов.

В каких случаях разрешается вырубать зелёные насаждения

Министерство национальной экономики разработало Правила вырубки деревьев и кустарников. В них чётко прописано, в каких случаях разрешается вырубать их:

  • при проведении строительно-монтажных работ (необходимо разрешение);
  • при обслуживании объектов инженерного благоустройства, реконструкции и устройстве инженерных сетей, подземных и надземных коммуникаций;
  • при ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах инженерного благоустройства;
  • при благоустройстве территории существующих объектов и необходимости улучшения качественного и видового состава деревьев;
  • при санитарной вырубке деревьев, создающих угрозу здоровью и жизни людей, а также влекущих ущерб имуществу физического и юридического лица;
  • при произрастании насаждений на землях общего пользования.

Исключения могут прописать местные маслихаты в Правилах содержания и защиты деревьев и кустарников. Например, в мегаполисе можно вырубать деревья без разрешения:

  • на территориях индивидуального жилого дома и личного подсобного хозяйства;
  • на дачных участках.

"Если это индивидуальный жилой дом или личное подсобное хозяйство, то разрешения на вырубку не требуется. Если же строится ТРЦ, то разрешение обязательно", – подчёркивает юрист Вадим Ни.

Если на участке растут деревья ценных и редких пород, то правила действуют те же: пересадить зелёные насаждения, либо произвести компенсационную посадку 1:5.

Как подать заявление на снос деревьев

Чтобы получить разрешение на вырубку зелёного насаждения, нужно подать заявление на снос через портал электронного правительства Egov.kz, рассказывает юрист Вадим Ни. Заявку могут подавать:

  • физические лица;
  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

"Эта услуга бесплатная. С момента подачи заявки госорганы должны оказать услугу в течение 10 рабочих дней", – сообщается на сайте Egov.kz.

К заявлению нужно приложить следующие электронные документы:

  • копия правоустанавливающего документа на земельный участок;
  • заключение комплексной вневедомственной экспертизы;
  • материалы инвентаризации и лесопатологического обследования зелёных насаждений, растущих на участке;
  • план компенсационной посадки деревьев;
  • гарантийное письмо по компенсационной посадке деревьев с указанием даты завершения высадки саженцев;
  • договор с организацией на компенсационное озеленение.

Госорганы в течение двух рабочих дней с момента получения документов проверяют полноту представленных документов. Ответ даётся либо в виде разрешения на вырубку, либо в виде отказа с мотивированными основаниями.

Какие могут быть основания для отказа

В управлении зелёной экономики Алматы перечислили пять причин отказа в разрешении на вырубку деревьев.

Первая – если документы или данные в них оказались недостоверными.

"Допустим, если в графе "имя заявителя" указано наименование несуществующей компании или чужого человека, то такие данные считаются недостоверными", – пояснили в управлении.

Вторая – несоответствие представленных материалов, объектов, данных и сведений, приложенных к заявке. Например, если информация о расположении дерева в разных документах будет противоречивой.

Третья – из-за отрицательного ответа госорганов на запрос о согласовании заявки. Например, отрицательное заключение экспертизы. В комиссию входят представители управления зелёной экономики, ДЧС и специалисты-дендрологи.

Четвёртая – если в отношении заявителя (юридического лица, индивидуального предпринимателя) есть вступившее в силу решение суда о приостановлении или запрещении деятельности.

Пятая – если в отношении заявителя есть решение суда, лишающее его права получать определённые госуслуги.

Как производится вырубка деревьев

За каждым участком в городе закреплены организации, занимающиеся озеленением и вырубкой. Только они имеют право производить вырубку зелёных насаждений, если власти примут положительное решение по заявке.

Факт санитарной или вынужденной вырубки деревьев актирует служба спасения ДЧС с уведомлением госорганов.

Вырубку производят только при предоставлении гарантийного письма о компенсационной посадке взамен вырубленных деревьев.

Сколько деревьев нужно посадить взамен снесённых

Компенсационная посадка производится за счёт того, кто подавал заявку на снос. За одно вырубленное дерево придётся возместить пять. К примеру, если заявитель срубит 11 тысяч деревьев, то ему нужно посадить 55 тысяч саженцев.

Если деревья пересаживаются, тогда компенсационная посадка не производится. Но если пересадка привела к гибели деревьев, то заявителю придётся проводить компенсационную посадку. Её производят организации, которые занимаются озеленением, уходом и содержанием зелёных насаждений.

Если саженцы погибли, придётся произвести повторную посадку. В течение двух лет обязателен дальнейший уход за саженцами.

В октябре 2019 года президент Казахстана на совещании в Алматы изменить соотношение в компенсационной посадке деревьев. Сейчас вместо одного вырубленного дерева высаживают пять, а президент настаивал, чтобы сажали 80.

"Я поручаю Правительству увеличить компенсационную посадку до 80. Нам нужно плотно заняться озеленением. Есть вопиющие факты вырубки яблоневых садов. Это варварство, это недопустимо и должно быть наказуемо. Это происходит из-за попустительства госорганов", – сказал Касым-Жомарт Токаев .

Однако до сих пор поручение главы государства не выполнено.

Какое наказание предусмотрено за незаконную вырубку зелёных насаждений

В Административном кодексе РК в статье 381-1 указано, что за вырубку деревьев и кустарников с ущербом до 100 МРП (1 МРП в 2020 году – 2 651 тенге), не входящих в лесной фонд, грозит штраф:

  • физическим лицам – 10 МРП (26 510 тенге в 2020 году);
  • должностным лицам, малым и некоммерческим предприятиям – 30 МРП (79 530 тенге);
  • средним предприятиям – 40 МРП (106 040 тенге);
  • крупным предприятиям – 100 МРП (265 100 тенге).

За вырубку деревьев и кустарников, входящих в лесной фонд, с ущербом до 100 МРП грозит штраф:

  • физическим лицам – 20 МРП (53 020 тенге);
  • должностным лицам, малым и некоммерческим предприятиям – 40 МРП (106 040 тенге);
  • средним предприятиям – 50 МРП (132 550 тенге);
  • крупным предприятиям – 200 МРП (530 200 тенге).

За вырубку деревьев и кустарников, произрастающих на особо охраняемых природных территориях, с ущербом до 100 МРП грозит штраф:

  • физическим лицам – 30 МРП (79 530 тенге);
  • должностным лицам, малым и некоммерческим предприятиям – 70 МРП (185 570 тенге);
  • средним предприятиям – 90 МРП (238 590 тенге);
  • крупным предприятиям – 500 МРП (1 325 500 тенге).

Статья 340 Уголовного кодекса РК за незаконную вырубку деревьев и кустарников, не входящих в лесной фонд, с ущербом на сумму более 100 МРП предусматривает:

  • штраф в 120 МРП (318 120 тенге);
  • исправительные или общественные работы – 120 часов;
  • арест на срок до 30 суток с конфискацией имущества.

За незаконную вырубку деревьев и кустарников, входящих в лесной фонд, с ущербом более 100 МРП предусматривает:

  • штраф до 160 МРП (424 160 тенге);
  • исправительные или общественные работы – 160 часов;
  • арест на срок до 40 суток с конфискацией имущества.

Если преступление совершено повторно, с использованием служебного положения, с причинением крупного ущерба или на особо охраняемых природных территориях, то предусмотрено:

  • штраф до 200 МРП (530 200 тенге);
  • исправительные или общественные работы – до 200 часов;
  • арест на срок до 50 суток с конфискацией имущества или лишением права заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Если преступление совершено группой лиц, то наказание предусматривает

лишение свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества. За вырубку редких пород деревьев и кустарников, нарушители могут получить:

Читайте также: