Посади саженец вырасти дерево

Обновлено: 18.09.2024

Как вырастить дерево

В природе каждое дерево в течение всей своей жизни растет на одном и том же месте – там, где упало и проросло семя. Далеко не всем семенам удается прорасти (многие из них случайно попадают на непригодные для прорастания субстраты – например, на камни, в воду и т. д.). Из проросших семян далеко не всем удается дожить до следующего года: многие проростки гибнут в результате конкуренции с травами, нехватки влаги и питательных веществ конкретно в месте прорастания (например, если прорастание произошло на поверхности толстого мохового покрова) или по другим причинам. Даже из выживших проростков значительная часть погибнет в течение нескольких последующих лет из-за неподходящих для роста условий, повреждения различными болезнями и т. д. В результате из многих тысяч, а иногда и миллионов упавших на землю семян вырастает лишь одно взрослое дерево.

Для того чтобы избежать всех этих напастей, при искусственном разведении леса используется более или менее крупный посадочный материал – саженцы или сеянцы, в течение нескольких лет выращивавшиеся в специальном питомнике, где гораздо легче обеспечить выживание и быстрый рост всходов, чем на всей площади, на которой предполагается посадить новый лес. Лишь в редких случаях используется непосредственный посев семян на постоянное место – в основном при выращивании деревьев с крупными семенами, которые за счет имеющихся в семени запасов питательных веществ уже в первый год жизни могут успешно конкурировать с травами. Например, для прямого посева на постоянное место могут использоваться желуди дуба, орехи, семена сибирского и корейского кедров – и то лишь в тех местах, где травяной покров невысок, а почвенные условия благоприятны для прорастания семян.

Как вырастить дерево. Закладка питомника

Закладка небольшого питомника в школе: слева посевное отделение, справа - "школка".

В питомнике посадочный материал деревьев может выращиваться на одном и том же месте без пересадки (в этом случае молодые деревья называются сеянцами) или с пересадкой в процессе выращивания (в этом случае они называются саженцами). Саженцы некоторых пород деревьев могут выращиваться также не из сеянцев, а из черенков или других частей взрослых растений.

Использование крупных саженцев предпочтительнее и в том случае, если существует опасность повреждения посадок скотом (вытаптывание, обкусывание): они быстрее достигнут той высоты, при которой скот им уже не страшен. При озеленении городов и поселков также чаще всего используются саженцы – в основном для того, чтобы как можно быстрее получить результат.

При смешанных посадках (посадка в пределах одного участка двух или более разных древесных пород) могут использоваться одновременно саженцы одной древесной породы, и сеянцы или даже семена другой. Например, при смешанной посадке сосны и дуба целесообразно использовать трехлетние или четырехлетние саженцы сосны и однолетние или двухлетние сеянцы или желуди дуба.

Как вырастить дерево. Посев семян в лесном питомнике

Посев семян в лесном питомнике. Междурядья мульчируются (укрываются) древесными опилками, чтобы уменьшить высыхание и ослабить рост сорняков.

Обычно выращивание сеянцев представляет собой наиболее сложную часть выращивания посадочного материала. Выращивание сеянцев включает в себя подготовку семян к посеву (семена некоторых пород деревьев без специальной подготовки не всходят вовсе или всходят очень плохо), подготовку почвы, собственно посев семян, прополки, подкормки, при необходимости – полив и, наконец, правильную и своевременную выкопку перед пересадкой. Ошибки на каждом из этих этапов могут привести к плачевному результату даже в том случае, если все остальные этапы работы выполнены безупречно. Невозможно сказать, какой из этих этапов является самым важным, все они одинаково важны, и успех зависит от каждого. Если использовать не подготовленные должным образом семена некоторых древесных пород, то они просто не взойдут (например, семена липы, собранные осенью, хранившиеся при комнатной температуре и посеянные весной, в первый год не дадут всходов). Если почва не будет в должной степени очищена от корневищ сорных трав, практически невозможно будет обеспечить качественную прополку, и всходы, особенно светолюбивых деревьев, с большой вероятностью погибнут. То же самое произойдет, если прополки будут производиться несвоевременно. Если посев будет произведен на слишком большую глубину или слишком густо, всходы могут получиться слишком редкими или слишком слабыми.

Нехватка минерального питания, особенно на бедных (например, песчаных) почвах, способна привести к тому, что сеянцы получатся слишком мелкими, а в некоторых случаях не смогут пережить первую же зиму; чтобы этого избежать, на бедных почвах требуется правильное внесение удобрений. Сеянцы значительно более чувствительны к засухам, чем взрослые растения: их небольшие корни не позволяют получать воду из глубоких и обычно более влажных горизонтов почвы. Следует также отметить, что сеянцы многих древесных пород особенно уязвимы для различных болезней и вредителей, чаще всего в первые недели и месяцы жизни. Выращивание сеянцев обычно занимает один, два, реже три года, в зависимости от условий и древесной породы. Как правило, в течение двух лет на одном месте выращиваются сеянцы хвойных древесных пород. Сеянцы лиственных пород чаще всего выращиваются за один год.

Выращивание саженцев в школьном отделении питомника, как правило, связано с меньшими сложностями, чем выращивание сеянцев. Саженцам в меньшей степени, чем сеянцам, грозит конкуренция со стороны травянистых растений. Более крупные корни саженцев позволяют им получать воду и питательные вещества из более глубоких почвенных горизонтов, и потому они менее подвержены влиянию засух. Как правило, саженцы в значительно меньшей степени страдают от болезней и вредителей, чем сеянцы первого года жизни. Тем не менее и в выращивании саженцев есть свои сложности.

Главное условие успеха – своевременная и грамотная посадка сеянцев в школьное отделение питомника. Как правило, пересадка производится весной до распускания почек и начала роста побегов; реже осенью, после того, как рост надземной части сеянцев прекращается. Пересадка сеянцев в период активного роста надземной части обычно приводит к крайне неблагоприятным результатам: если сеянцы и не гибнут, то прирост их в первый год после пересадки оказывается небольшим. В целом уход за молодыми деревьями в школьном отделении похож на уход за сеянцами первых лет жизни – так же нужны прополки, полив при засушливой погоде, подкормка удобрениями на бедных почвах. Выращивание крупных саженцев, пригодных для посадки на постоянное место практически в любых условиях, занимает в школьном отделении еще один-два года.

Существуют различные схемы выращивания посадочного материала в лесных питомниках, отличающиеся количеством лет, которые молодые деревья проводят в посевном и школьном отделениях питомников. В больших государственных лесных питомниках крупномерные саженцы хвойных пород чаще всего выращивают по схеме 2+2 (т. е. 2 года в посевном отделении, 2 – в школьном), лиственные – по схеме 1+1 или 1+2, в зависимости от породы и ситуации. Но еще чаще при лесовосстановлении применяются двухлетние или даже однолетние сеянцы.

Как вырастить дерево. Лесной питомник

Небольшой лесной питомник, в котором выращиваются саженцы сосны, лиственницы, ивы и дуба. Такой питомник послужит украшением школьного участка и наглядным пособием для уроков биологии.

В маленьких лесных питомниках , где существует возможность обеспечить более тщательный уход за сеянцами и более аккуратную пересадку их в школьное отделение, выращивание саженцев может занять меньшее время (при хорошем уходе и благоприятных погодных условиях практически все древесные породы уже на следующую после посева весну можно пересаживать в школьное отделение питомника). Саженцы и сеянцы, выращиваемые в традиционных лесных питомниках, называются посадочным материалом с открытой корневой системой, поскольку при выкопке и пересадке на постоянное место корни освобождаются от земли.

В последние десятилетия все большее распространение получает выращивание так называемого посадочного материала с закрытой корневой системой, т. е. саженцев или сеянцев, растущих в специальных горшках-контейнерах. При пересадке на постоянное место такие саженцы вынимаются из контейнеров и высаживаются с комом земли, благодаря чему их корневая система совершенно не повреждается и саженцы значительно легче переносят пересадку. Существует несколько различных технологий выращивания саженцев или сеянцев с закрытой корневой системой. В мире наиболее распространена технология выращивания однолетних сеянцев, преимущественно хвойных пород (сосны, ели), в небольших контейнерах в специальных теплицах, где обеспечиваются необходимый микроклимат, своевременные поливы и подкормки (несмотря на маленький объем каждого контейнера, земля в нем не пересыхает и запас необходимых питательных веществ не истощается). Как правило, контейнеры для такого выращивания представляют собой некоторое подобие сот – множество пластиковых ячеек, напоминающих стаканчики для йогурта, заполненных земляной смесью. В каждой из таких ячеек выращивается по одному сеянцу (обычно изначально высевается по два-три семени и после их прорастания всходы вручную прореживаются, а в пустые ячейки или семена высеваются заново, или пересаживаются лишние всходы из соседних ячеек). Сеянцы, выращиваемые по такой технологии, обычно довольно малы (например, стандартный сеянец сосны обыкновенной имеет высоту около 12–15 см). Поэтому хорошие результаты при посадке таких сеянцев достигаются только в том случае, если почва была специально подготовлена. Необходимо отметить, что все наши деревья в природе имеют длительный период зимнего покоя, к которому в естественных условиях они готовятся постепенно. Поэтому саженцы, выращенные в тепличных условиях, должны пройти перед зимовкой определенную закалку. Для этого их обычно или высаживают на постоянное место достаточно рано, за несколько недель до ожидаемого наступления устойчиво холодной погоды, или столь же заблаговременно выставляют на открытые площадки для зимовки.

Посадка готовых саженцев или сеянцев на постоянное место производится весной или осенью, примерно в те же сроки, что и пересадка сеянцев в школьное отделение питомника. Саженцы с закрытой корневой системой можно пересаживать и в другие сроки, когда рост надземной части уже начался или, наоборот, еще не полностью прекратился. Но и такие саженцы нельзя пересаживать в период наиболее активного роста: резкое изменение условий произрастания (освещенности, влажности почвы) может привести к потере прироста или даже гибели саженцев. Дальнейший уход за посадками зависит от того, в каких условиях эти посадки создаются, как была подготовлена почва перед посадкой, какого возраста, размера и качества использован посадочный материал, насколько густо деревья посажены и от многих других причин. Если для посадки используются крупные и высококачественные саженцы, подходящие по всем показателям для условий конкретного места и сама посадка производится в подходящий срок, то дальнейший уход может не требоваться вовсе. Если посадка производится на участках с высокой травой или среди зарослей кустарников или если для посадки используются слишком мелкие саженцы, то в первые один-два года требуются регулярные прополки, иначе высаженные деревья могут погибнуть в результате конкуренции с травами и кустарниками.

Если посадка производится на месте вырубки , то посаженные деревья в большинстве случаев будут вынуждены конкурировать с порослью быстрорастущих лиственных пород, таких, как осина (ее поросль в изобилии развивается от корней старых деревьев) или береза (она быстро возобновляется как от легко разлетающихся семян, так и порослью от пней). Многие породы деревьев в результате такой конкуренции серьезно отстают в росте (например, ель или пихта) или вовсе гибнут (например, сосна или лиственница). Тем не менее лес в этом случае все равно образуется, пусть и не всегда из тех древесных пород, которые были посажены.

Самый страшный враг молодых лесов, особенно располагающихся на открытом месте среди лугов и полей – это пожар. Очень многие лесные посадки, особенно в наиболее сухих южных регионах нашей страны, гибнут в результате повреждения травяными пожарами, возникающими из-за неосторожного обращения с огнем или умышленных поджогов травы. Одним из способов снижения возможного ущерба от пожаров является использование для посадки (особенно по опушкам сажаемого леса) тех пород деревьев, которые обладают толстой и огнестойкой корой в основании ствола и уже в довольно раннем возрасте способны противостоять воздействию слабого пожара – сосны и лиственницы. Эти породы деревьев способны переживать слабые травяные пожары уже в возрасте 10–15 лет, в зависимости от условий (опушка молодого леса, состоящая из нескольких рядов этих деревьев, способна предотвратить распространение огня вглубь посадок). К сожалению, создание защитных опушек из сосны или лиственницы помогает не всегда: в наиболее засушливых условиях их хвоя и ветки сами становятся хорошим горючим материалом. Чтобы снизить риск их воспламенения, лучше всего создавать смешанные посадки, включающие одновременно и хвойные, и лиственные породы деревьев. Очень хорошие результаты дает также опахивание молодых посадок – создание минерализованной полосы, способной остановить травяной пожар (по крайней мере, при отсутствии сильного ветра). К сожалению, опахивание далеко не всегда возможно из-за отсутствия техники или средств на его проведение.

Во многих случаях посадка леса производится загущенно , т. е. на единицу площади высаживается значительно больше саженцев, чем может расти взрослых деревьев. Это делается по разным причинам: во-первых, для того, чтобы обеспечить более быстрое смыкание крон молодых деревьев (а значит, более быстрое избавление их от конкуренции со стороны нежелательных видов растений); во-вторых, для того, чтобы получить деревья с более высокими и ровными стволами (это особенно важно при промышленном лесовыращивании). Со временем деревья сами изреживаются в результате конкуренции и достигают оптимальной густоты – пусть и с некоторым опозданием. Для того чтобы обеспечить более быстрый рост посаженных деревьев (и формирование более ровных и высоких стволов), после смыкания крон молодых посадок в них могут проводиться так называемые рубки ухода – разреживание деревьев до оптимальной для каждого возраста густоты, удаление больных и ослабленных деревьев. Это важно при промышленном выращивании лесов с целью получения древесины. При создании защитных лесов и восстановлении утраченных лесных экосистем рубками ухода в большинстве случаев можно пренебречь, предоставив природе возможность самой отрегулировать состав и структуру будущей лесной экосистемы.

По материалам всероссийского движения "Возродим наш лес"

P.S. Если вы считаете, что данную информацию стоит сообщить другим, поделитесь в соцсетях:

© 2002-2016 Звенящие кедры в Приморском крае
Создание и поддержка сайта: Александр Журавлёв

С чего всё началось? Идея устроить акцию возникла 1 мая. Мы встретили гостей. Нашу идею поддержали не только гости, но и жители нашего микрорайона. Но для начала было необходимо немного вспомнить о правилах посадки деревьев. Здесь пригодились все знания и взрослых, и книг, и интернета.

Работа закипела Для начала необходимо выкопать ямку, ширина которой составит 50 – 60 сантиметров, а глубина 70 – 80 сантиметров. Ямка должна быть с отвесными, ровными стенками. При выкапывании ямок для посадки не нужно ссыпать всю землю на одну кучу, лучше всего рассортировать ее, хорошую землю в одну сторону, а песок и глину в противоположную

Удобряем Затем в ямку можно высыпать перегной, торф, дерн и перемешать их с небольшим количеством той земли, которую мы отделили при выкапывании.

Удобряем В приготовленную яму необходимо внести 2 кг золы и 2 маленьких ведра перегноя. Затем тщательно перемешать лопатой и произвести посадку саженца.

Посадка саженцев Саженец нужно поместить в ямку и приставить к забитому колышку. Корни будущего дерева расправляем в разные стороны, приглаживая корешки смотрящие вверх. Саженец необходимо посадить так, чтобы при засыпании землей верхние корешки находились на уровне поверхность земли, но не выглядывали наружу.

Посадка саженцев Засыпать землю нужно аккуратно, чтобы не нанести вред корневой системе. Затем слегка утрамбовываем землю и подвязываем саженец к колышку

Полив саженцев Сразу после посадки дерево следует полить двумя ведрами воды и в дальнейшем поливать через каждые десять дней по два ведра.

Отличное настроение Свежий чистый воздух и совместный труд – источник сил и превосходного настроения. Это занятие, доставляющее особенное удовольствие. И, как правило, посадка деревьев - целый ритуал. Ведь дерево вырастет и будет напоминать о посадившем его многие годы, давая чистый воздух.

Единомышленники Всех, кому не безразличны наш город, наше здоровье, мы призываем последовать нашему примеру. Все в наших руках, а вместе мы — сила!

Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.

Оно — твой друг бессловесный,

живое, как ты, существо.

Оно — часовой природы. Оно не оставит пост.

И встанет перед тобою во весь богатырский рост,

И столько в нем будет свежести,

и птичьих песен, и гнезд.

Аннотация проекта

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада. Вид проекта : исследовательский, детско- родительский.

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

Актуальность и социально- экономическая значимость

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Каждый малыш в глубине души своей – исследователь, и те открытия живой и неживой природы, которые он совершает, постепенно формируют общую картину окружающего нас мира. Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет! Гордостью и красой нашего района, да и всей Воронежской области, является знаменитый Шипов лес- это удивительное творение природы.

Каждый, кто хоть раз побывал в нём, навсегда остаётся покоренными его необыкновенной красотой, потому что другого такого в мире нет. Из любой точки нашего небольшого городка, подняв взор чуть выше, мы видим зеленную громаду, закрывающую горизонт, лес - богатырь, знаменитую ШИПОВУ ДУБРАВУ. И мы решили внести свой посильный вклад вырастить из семечка саженцы деревьев (дуба, каштана).

Могучий, раскидистый дуб не зря ассоциируется с силой, долголетием, крепостью характера и добротой. Дуб — мощный энергетический донор, способный напитать человека жизненной энергией, придать ему сил, наладить его контакт с окружающим миром. Вырастить дуб не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для этого достаточно лишь иметь желуди и немного терпения.

И вот что у нас получилось.

Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе.

Цели и задачи проекта

Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.

Задачи: Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья);

-развивать познавательный интерес у детей, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность;

-способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана и дуба;

-вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов;

-воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям;

-воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к растительному миру.

-формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе;

-разработать ряд дидактических пособий для обогащения представлений детей о природе родного края.

Участники проекта

Дети второй младшей группы, родители.

Сроки реализации проекта : долгосрочный

Этапы реализации проекта

1 этап - организационный

- Изучение методической литературы, и подбор детской художественной литературы.

- Подготовка материала: сбор информации и иллюстраций о каштане, дубе.

- Алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.

- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.

- Сбор плодов дуба, каштана совместно с родителями.

2 этап - основной

Формы организации детской деятельности

Составление сказок про жемчужину нашего края Шиповом лесе (совместно с родителями).

Составление рассказов о деревьях с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).

Рассматривание коллекции семян.

Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков и каштанов.

Наблюдение за ветками клена, поставленных в воду.

Пословицы и поговорки о деревьях.

Труд в уголке природы Посадка орехов каштана и желудей дуба дома и в детском саду.

Рисование листьев и деревьев по трафарету, их раскрашивание.

Взаимодействие с родителями

- Помочь детям посадить дома желудь дуба.

- Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.

- Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.

- Сочинение сказок о Шиповом лесе совместно с детьми.

3 этап - заключительный

- Изготовление паспорта дерева.

- Заполненный лист наблюдений за ростом дубочков.

Оценка результатов проекта

Предполагаемые продукты проекта

- Выращенные дубочки для посадки весной на территории детского сада.

- Выставка творческих работ.

Итоговое мероприятие запланировано на весну

- Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.

Описание предполагаемых образовательных результатов

Итогом нашего проекта станет высадка весной саженцев дуба, каштанов на территории детского сада. Данный проект позволит детям узнать названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, об их красоте и пользе.

Дети приобретут навыки исследовательской деятельности.

Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания : выращивая дубочки, малыши и взрослые вносят свой вклад в преумножении природного богатства.

У детей воспитывается бережное и заботливое отношения к живому, желание защищать природу.

Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство удовлетворения от успехов и достижений ребенка.

Дуб – могучее дерево. Символическое его значение в мифологии народов мира чрезвычайно широко: долголетие, великолепие и мощь, плодородие, жизненная сила, твердость духа, покровительство и прибежище, происхождение великого из малого, процветание, духовная энергия.

Мы, реализуя свой проект, своим примером постараемся показать, что каждый человек, может и должен заботиться о природе своего края, бережно, по – хозяйски к ней относиться.

1. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой

3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008. – 240 с.

7. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

8. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004. – 320 с.

9. Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112с.

10. Организация деятельности детей на прогулке. Т. Г Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.- 329 с.

11. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983.

Урожай начинается с саженца. Это простая истина. Но для закладки будущего сада и урожая, саженец - это всего лишь этап в большом и ответственном деле. Важно не только знать как грамотно выбрать саженец, но и как его грамотно посадить, т. е. знать способы посадки саженцев. (Статья "Как правильно выбрать саженцы?" поможет решить поставленную задачу выбора).

В этой статье мы подготовили материал - подборку способов посадки саженцев. Вы узнаете, как рекомендовал это делать И. В. Мичурин , какие общепринятые рекомендации выработаны сейчас. Расскажем, когда высаживать саженцы, почему применяли при посадке саженцев ржавые гвозди и дадим рекомендации по прикопке саженца, если вы его планируете посадить весной. А также узнаете, почему яблони все таки нужно высаживать весной.

Посадка саженцев очень важный этап при закладке сада

И так очевидный вопрос для многих садоводов: "Когда высаживать саженец?"

  • Если ваш сад располагается в северном районе, то весной;
  • Если на юге, то осенью.

Какие есть способы посадки саженцев?

Мичуринский

  • Между деревьями И.В. Мичурин рекомендовал оставлять расстояние в 64 см. - 95см., а ямки копать шириной и глубиной в 105 см;
  • Землю, вынутую из ямки, тщательно перемешивать, "прибавляя, смотря по тучности 1 - 2 ведра хорошо перепревшего коровьего навоза";
  • В ямку насыпать землю отлогим коническим холмиком и только после помещать на него саженец;
  • Высота холмика, по словам И.В. Мичурина , должна быть такой, чтобы корневая шейка (место перехода корней в ствол) была на 9 см выше краёв земли. После полива и холмик и деревце вместе с ним опустятся;
  • Он рекомендовал внимательно рассмотреть при посадке "насколько глубоко растение сидело в питомнике и не сажать его глубже прежнего";
  • В середину холмика до дна ямки воткнуть кол, предварительно очистив его от коры;
  • Необходимо осмотреть корни растения: повреждённые или грубо обрезанные Мичурин советовал "обрезать острым ножом так, чтобы площадь среза приходилась вниз, а не вбок или вверх";
  • За час до посадки корни растения И.В. Мичурин рекомендовал обмакивать в густой раствор глины с половинным количеством коровьего навоза и воды;
  • Деревце ставить к колу на холмик и засыпать остальной землёй;
  • Притаптывать землю в ямке очень осторожно, слегка придерживая саженец рукой;
  • Производить полив не менее, чем 3-4 вёдрами. А когда она впитается, то засыпать землёй образовавшиеся от неё пустоты и углубления;

Посадка плодовых деревьев на песчаной почве

  • Посадочная яма выкапывается глубиной 1-1,4 м и шириной 1-1,4 м;
  • Посадочная яма должна расширяться к низу;
  • На дно ямы насыпают слой жирной глины толщиной 7-9 см. и плотно утрамбовывают. Таким образом, образуется подушка, не пропускающая воду;
  • Идеальный вариант, если яму наполнить новой плодородной землёй. Если возможности нет, то яму наполняют той же землёй, только в верхний слой добавляют навоз;
  • Навоз вносят каждые 2-3 года;
  • При таких агротехнических мероприятиях плодовые деревья могут хорошо расти;
    Важно: При удобрении деревьев навозом надо следить, чтобы навоз при его разбросе не ложился вплотную к стволам деревьев, а не доходил до 25-30 см до ствола.

Есть несколько способов посадки саженцев: от мичуринского до общепринятого

Посадка саженцев. Общепринятые методы посадки

  • Копая яму, почву верхнего слоя (примерно на глубину лопаты) сбрасывают в одну сторону;
  • Землю более плотную и менее плодородную - в другую сторону;
  • Глубина и ширина должны быть такими, чтобы в ней было свободно расправленным корням;
  • Землю на дне ямы хорошо разрыхляют и накануне посадки смешивают с перепревшим навозом, компостом и торфом;
  • Если почва на участке кислая, то смешивают с известью;
  • В центре ямы делают холмик и опускают саженец;
  • Ствол саженца должен быть в 5 см. - 7 см. от кола;
  • Засыпают яму верхним плодородным слоем, а сверху нижним, менее питательным;
  • Саженец необходимо время от времени встряхивать, чтобы земля свободно проходила между корнями;
  • При засыпании корней саженца почвой слоем 10-15 см, в яму вливают 2-3 ведра воды;
  • Глубина посадки саженца должна быть такой как в питомнике, а корневая шейка находиться выше уровня почвы;

Какие есть правила при замене старых деревьев молодыми?

  • Правила при замене старых деревьев молодыми не рекомендуют сажать по прежним местам плодовые культуры того же вида;
  • Где была яблоня, лучше посадить сливу или ягодные кустарники, а под новые яблоньки и груши выделить землю, где раньше росли смородина и крыжовник;
  • Если же дачный участок не позволяет выделить новое место под саженец, то в этом случае новые саженцы высаживать на некотором расстоянии от центров прежних приствольных культур;

Почему рекомендуют сажать яблони весной?

  • Яблони лучше сажать весной. Не стоит с этим спешить;
  • Это дерево просыпается относительно поздно, а корневая система приступает к работе тогда, когда почва в зоне залегания сосущих корней прогреется до 8 градусов;
  • В условиях, где земля прогревается медленно, "полусонная" яблоня легко переносит перевозку и пересадку в мае.

Как правильно прикопать саженец осенью, если основная посадка планируется весной?

  • Выкопать канавку или неглубокую ямку 50 см, с наклоном в южную сторону. Это делается для того, чтобы прислонить саженец;
  • Растение закапывается на 2\3 его роста;
  • Обильно полить: не менее 1 ведра под саженец;
  • Перед наступлением холодов прикрыть такие саженцы лапником для лучшей зимовки;
  • Прикапывать надо там, где много снега;
  • Приготовить защиту ствола саженца от грызунов.

Почему ржавые гвозди улучшают рост деревьев и как это правильно сделать?

Мы делимся проверенным и надёжным рецептом.

  • Садовые растения хорошо растут на витаминной ржавчине;
  • Гвозди для растений надо взять ржавые, уже бывшие в работе;
  • При посадке прикопайте корни саженца в лунке, а потом возьмите 5-10 шт. ржавых гвоздей любого размера, поместите их в марлевый мешочек и положите поближе к стволу дерева;
  • Засыпьте землёй и утрамбуйте.

Ржавчина распространится на все корни и не будет мешать при перекопке.

Объясняется этот феномен тем, что железо выплавляют из руды, где металл содержится в виде химических соединений с примесями серы, кислородом и т.д. И при окислительных процессах освобождаются ионы этих элементов и происходит дополнительная регулярная подпитка корней. Очень просто, но эффективно!

Мы надеемся, что наша полезная информация поможет вам правильно произвести посадку саженцев!

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Вид проекта: исследовательский, детско- родительский.

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

Актуальность и социально- экономическая значимость

Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!

Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Постановка проблемы.

Цели и задачи проекта

Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.

Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).

Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.

Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана и дуба.

Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.

Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Дети старшей группы, родители, педагог.

Сроки реализации проекта: 1-1,5 месяца.

Этапы реализации проекта

Содержание практической деятельности

1 этап - организационный (1 неделя)

- Изучение методической литературы.

- Подбор справочной, детской художественной литературы.

- Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.

- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о каштане, дубе и других деревьях.

- Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.

- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.

- Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор плодов дуба, каштана совместно с родителями.

- Оформление листа домашних заданий родителей с детьми.

2 этап - основной (1 месяц)

Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).

Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков и каштанов.

Наблюдение за ветками ивы и каштана, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев).

Пересадка укоренившейся веточки каштана в кашпо.

Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание.

Взаимодействие с родителями и социальными партнерами

- Помочь детям посадить дома орех каштана, желудь дуба.

- Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.

- Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.

- Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.

- Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.

3 этап - заключительный (1 неделя)

- Изготовление паспорта дерева.

- Заполненный лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.

Управление и обеспечение проекта

Методический материал, имеющийся в детском саду

- Схема для описательного рассказа о деревьях.

Оценка результатов проекта

Предполагаемые продукты проекта

- Выращенные дубки и каштаны для посадки весной на территории детского сада или около дома.

- Выставка творческих работ.

- Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.

Критерии и показатели эффективности проекта

Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам

- Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.

- Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.

- Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.

- Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.

- Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.

Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.

Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая дубки, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.

У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.

Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.

При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.

Читайте также: