Сосна которую посадил дед давно превратилась в могучее дерево

Обновлено: 18.09.2024

1. Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным (который) = причастный оборот. 1) Мальчик, который сидел у окна, встал. — Мальчик, сидевший у окна, встал;
2) Книга, которую я прочитал, мне понравилась. Прочитанная мною книга мне понравилась.

2. СПП с придаточными времени (если в обеих частях речь идет о действиях одного предмета) = деепричастный оборот. 1) Когда она сходила с крыльца, то уронила костыль и беспомощно остановилась на ступенях; — Сходя с крыльца, она уронила костыль и беспомощно остановилась на ступенях.
2) Когда мы подошли к реке, то увидели множество рыбацких лодок. Подойдя к реке, мы увидели множество рыбацких лодок.

3. Бессоюзные предложения = разные виды сложноподчиненных предложений (если в некоторые типы бессоюзных предложений добавить подчинительные союзы, например, если. то, потому что и др. ) 1) Придет зима — пруд покроется льдом (бессоюзное) . Когда придет зима, пруд покроется льдом (сложноподчиненное) . 2) Будет хороший день — поедем за город. Когда будет хороший день, поедем за город. Сложноподчиненные:

Сосна, которая посажена дедом, давно превратилась в могучее дерево.
Сосна, которую посадил дед, давно превратилась в могучее дерево.
Сосна, что была посажена дедом, давно превратилась в могучее дерево.

И предложение с причастным оборотом:

Сосна, посаженная дедом, давно превратилась в могучее дерево.

Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении - существительному, всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!) .

Данные предложения - грамматические синонимы, которые различаются оттенками:
- глагол усиливает значение действия;
- причастный оборот подчеркивает признак предмета
или

Синонимы к сложноподчиненным предложениям - это простые предложения с причастными оборотами. Например: На столе лежала книга, которую я прочитала. Это сложноподч.предложение. Синоним: На столе лежала книга, прочитанная мною. Это простое предложение с причастным оборотом (прочитанная мною).

С утра шел дождь и заливал все вокруг

С утра шел дождь, и прохожие бежали , шлепая по лужам.

Почтальон принес заказное письмо и вручил его папе.

Почтальон принес заказное письмо, и папа, надев очки, долго расписывался в документе.

Избушку окружали высокие сосны, раскидистые ели и стройные березы.

Избушку окружали высокие сосны, и на их фоне она казалась сказочно-игрушечной.

Сквозь закрытые шторы пробивался яркий солнечный свет и заливал комнату.

Сквозь закрытые шторы пробивался яркий солнечный свет, и в комнате становилось тепло и радостно.

Я выскочил из лодки на берег и побрел к дому.

Я выскочил из лодки на берег, а она осталась покачиваться на волнах, ожидая меня.

Сосна, которая посажена дедом, давно превратилась в могучее дерево.
Сосна, которую посадил дед, давно превратилась в могучее дерево.
Сосна, что была посажена дедом, давно превратилась в могучее дерево.

И предложение с причастным оборотом:

Сосна, посаженная дедом, давно превратилась в могучее дерево.

Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении - существительному, всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!) .

Данные предложения - грамматические синонимы, которые различаются оттенками:
- глагол усиливает значение действия;
- причастный оборот подчеркивает признак предмета.

1. Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным (который) = причастный оборот. 1) Мальчик, который сидел у окна, встал. — Мальчик, сидевший у окна, встал;
2) Книга, которую я прочитал, мне понравилась. Прочитанная мною книга мне понравилась.

2. СПП с придаточными времени (если в обеих частях речь идет о действиях одного предмета) = деепричастный оборот. 1) Когда она сходила с крыльца, то уронила костыль и беспомощно остановилась на ступенях; — Сходя с крыльца, она уронила костыль и беспомощно остановилась на ступенях.
2) Когда мы подошли к реке, то увидели множество рыбацких лодок. Подойдя к реке, мы увидели множество рыбацких лодок.

3. Бессоюзные предложения = разные виды сложноподчиненных предложений (если в некоторые типы бессоюзных предложений добавить подчинительные союзы, например, если. то, потому что и др. ) 1) Придет зима — пруд покроется льдом (бессоюзное) . Когда придет зима, пруд покроется льдом (сложноподчиненное) . 2) Будет хороший день — поедем за город. Когда будет хороший день, поедем за город.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Фаталиева Зенфира Гаджихановна

учитель русского языка и литературы

Разработка урока в 9 классе по русскому языку.

Цель урока: находить придаточные определительные в составе СПП;

производить их синонимичную замену там, где это необходимо и возможно; различать способы связи придаточной части с главным предложением; научить расставлять знаки препинания; активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.

Ход урока :

I . Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на успешную и плодотворную работу. Пожелание удачи.

Запись в тетрадях даты, числа, классной работы.

II . Актуализация знаний и умений.

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, то ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0.

1. Слово пунктуация произошло от пунктуальный. (нет)

2. В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (нет).

3. Мы живем в городе, в котором строится много новых красивых домов есть определения. (да).

4. Придаточное предложение может стоять только после главного. (нет)

5. Независимое предложение в составе СПП называется главным. (да)

6. и - это схема ССП с союзом и. (нет).

Задание 2. Заполните слепую таблицу

Задание 3. Различение предложений на слух.

Учитель читает предложения, ученики записывают их в тетрадь по группам: простое, бессоюзное, ССП, СПП.

1.Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.

2.Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.

3.Светило солнце, но было очень холодно.

4.Я поднял книгу, упавшую со стола.

5.Я поднял книгу, которая упала со стола.

III . Объяснение новой темы.

Все придаточные в СПП делятся на три группы. Сегодня речь пойдет об одной из них: придаточные определительные.

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ:

Сосна, посаженная дедом , давно превратилась в могучее дерево.

[Сосна, (которая посажена дедом), давно превратилась в могучее дерево].

[Сосна, (которую посадил дед),давно превратилась в могучее дерево].

Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы:

Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении (сущ.) и всегда стоят после него(совсем как причастный оборот,

если он выделяется запятыми).

А предложения на доске грамматические синонимы, которые различаются оттенками:

-глагол усиливает значение действия

-причастный оборот подчеркивает признак предмета

Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения-в разговорной.

Вопросы для закрепления.

1.На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

2.Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?

3.Можно ли поменять местами главное и придаточное предложение в подобных сложноподчиненных предложениях?

IV . Первичное применение нового материала.

Задание 1.Поиграем!

Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное.

Внимание! В таблицу вкрались две ошибки. Срочно исправьте их!

Задание 2. Анализируем предложения.

а) Вновь я посетил тот уголок земли (какой?), где я провел изгнанником два года.

(дополнительный оттенок места)

б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы.

Чертим схемы этих предложений.

Задание 3.Развиваем концентрацию внимания и моторную память.

Срочно расшифруйте зашифрованное донесение!

Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой. При правильном выполнении задания должно получиться предложение.

К какому типу оно относится? Составьте схему этого предложения.

Ответ: В комнате, куда я вошел, было темно.

ВЫВОД: Придаточные определительные могут присоединяться к главному не только при помощи союзного слова который, но и с помощью других союзных слов (куда, где, когда, откуда и др.).

V . Осуществление обратной связи.

Самостоятельная работа по карточкам.

Задание. Исправьте предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, куда, откуда, когда. Исправленные предложения запишите, знаки препинания.

1.Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи.

2.Год, в который я переселился в Тюмень был богат такими событиями, которые невозможно забыть.

3.Поезд, на котором ехал Глеб, прибыл на станцию в час, в который все еще спали.

4.Завод, на который направили молодого инженера, выпускает продукцию, которая очень нужна сельскому хозяйству.

5.Страна, из которой приехали студенты, нуждается в специалистах, которых выпускает наш институт.

VI . Рефлексия и подведение итогов урока

Вопросы к классу:

Что нового вы узнали на уроке?

Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

Выставление оценок за работу на уроке.

hello_html_m6a8cdc14.jpg

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 846 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 22 Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.03.2019 1613
  • DOCX 290.4 кбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Фаталиева Зенфира Гаджихановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

Время чтения: 2 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

знакомство с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения и производить их синонимическую замену, различать способы связи придаточных определительных с главным предложением; формирование навыков постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении (СПП), составления схемы предложения;

работа над правильным употреблением в речи данного вида предложений, совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях; развитие грамотности, внимания, памяти, логического мышления, мыслительных процессов; активизация познавательной деятельности обучающихся.

фронтальный опрос обучающихся, запись под диктовку, работа с учебником, комментированное письмо, конструирование предложений

1.Что такое СПП?
2.С помощью чего присоединяются придаточные предложения к главному?
3.Как отличить союз от союзного слова?
4.По каким признакам мы можем определить, что это главное предложение?

Записать под диктовку предложения, расставить знаки препинания. Выделить графически части СПП, определить средства связи в них.
1.Чтобы сократить путь, я свернул с утоптанной проселочной дороги и пошел напрямик.
2.Мне показалось, что меня окликнули.
3.Здесь недавно кто-то прошел, потому что следы еще не успела замести поземка.
4.Пока я выбирался из леса, совсем рассвело.

-Сегодня речь пойдет о придаточных определительных.
На мультимедийной доске даны 2 предложения (Слайд №1)
1.Сосна, посаженная дедом, превратилась в могучее дерево.
X,/причастный оборот/,….
2.Сосна, которая посажена дедом, давно превратилась в могучее дерево.
[сущ, (которая….),…. ].

Во втором предложении придаточное похоже на определение, отвечает на вопрос какой?, относится к одному слову в главном предложении- существительному, употребляется после него. Такие придаточные называются определительными. Придаточные определительные присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов. В данном случае- это союзное слово который. Предложения, которые мы с вами записали, являются синонимичными. Причастный оборот чаще всего употребляется в книжной речи, придаточные определительные предложения в разговорной.

-На какой вопрос отвечают придаточные определительные?
-Место придаточного в предложении.
-С помощью чего присоединяется к главному предложению?
-Какие придаточные называются местоименно- определительными?
-Как отличить определительное придаточное от местоименно- определительного?

Укажите главные предложения и придаточные определительные. К чему относятся придаточные и чем они приклепляются. Перепишите, расставляя запятые.
Я бросился под высокий куст орешника, над которым молодой, стройный клен красиво раскинул свои легкие ветки. (И.С. Тургенев)
Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей (А.С. Пушкин)
Так быстро скачет только тот, за кем раскаяние мчится! (М.Ю. Лермонтов)
Он мне обрадовался и стал расспрашивать о событиях, коим я был свидетелем. (А.С. Пушкин)
Первая и самая большая роскошь, которую я себе дозволяю, это доверие к людям. (М. Пришвин)
Меня забавляло высказывать свое презрение людям, которые всех презирают (Чаадаев).

-Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и местоименно- определительными, соответствующие схемам:

1.[…. (где….),…..].
(Улицы, где мы провели детство, навсегда останутся в памяти).
2.[….то…], (что…..).
(Надо закончить, наконец, то дело, что мы начали на прошлой неделе).
3.[….тот], (кому……).
(Друг- это тот, кому можно доверять).
4.[Все, (кто…..),…..].
(Все, кто был в походе, еще больше сдружились за эти две недели).

Читайте также: