Урок технологии резьба по дереву

Обновлено: 15.09.2024

Наглядные пособия и принадлежности: для учителя - интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал: карточки задания; образцы резьбы.

Для учащихся: тетрадь, карандаш, заготовка из древесины, нож.

Оформление классной доски: опорные слова - древесина, текстура, годичные кольца, волокна, нож-косяк, пласть, кромка, торец, грань.

Тип урока: комбинированный (использование интерактивной доски, беседа)

Методы обучения: наглядно - иллюстрационный; иллюстративно - объяснительный, практическая работа учащихся.

Формы деятельности учителя и учащихся: фронтальная, индивидуальная.

I. Организационная часть (3 мин)

Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас сегодня на занятии.

У нас на уроке присутствуют гости, но это не помешает нам с вами плодотворно работать.

Скажите, пожалуйста, что таит в себе эта загадка:

ВЕСНОЙ ОДЕВАЕТСЯ, А ОСЕНЬЮ РАЗДЕВАЕТСЯ (ЛЕС)

Правильно - лес, а лес - это древесина, пожалуй, самый первый материал, который человек стал использовать в своей жизни. Древесина как природный материал обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, небольшой плотностью, красивым естественным цветом, удобством обработки и т.д.

На уроке понадобятся:

- остро заточенный карандаш;

- заготовки из древесины.

- ваши знания, деловой настрой и хорошее настроение.

II. Повторение пройденного материала (10мин)

Повторение по теме "Древесина"

Учитель: Давайте вспомним то, что мы с вами изучали о древесине и пиломатериалах в 5-ом и начале 6-ого классов. (Вы будете называть ответы, а один из учащихся запишет их на доске.)

Скажите, пожалуйста, из каких частей состоит дерево?

Какие породы деревьев вы знаете? (ЛИСТВЕННЫЕ и ХВОЙНЫЕ)

(Карточка №1) 1-2 учащихся

- что показывают годичные кольца? (возраст дерева)

- как влияют пороки древесины на качество изделий из нее? (они снижают качество древесины и возможности ее применения)

  • ветви,
  • ствол,
  • корни,
  • листья или хвоя.

Как вы знаете, из стволов деревьев получают разные пиломатериалы, скажите, пожалуйста,

КАКИЕ ПИЛОМАТЕРИАЛЫ ПОКАЗАНЫ НА ЭКРАНЕ?

(Один учащийся работает у доски)

а - брус четырехкантный б - брус двухкантный в - бруски г - доски обрезные д-доски не обрезные е - пластина ж - четвертина З - горбыль

III. Введение в изучение нового материала.

Учитель: Давайте вернемся к теме нашего урока:

"ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ"

Сегодня на уроке мы должны с вами узнать немного об истории резьбы по дереву. Познакомиться с инструментами для выполнения резьбы и научиться выполнять элементы геометрической резьбы, из которых составляют узоры.

Русское искусство художественной обработки древесины является уникальным, подарившим миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству древних славян, селившихся с первого тысячелетия нашей эры по берегам Днепра, Дона, озера Ильмень. Древесина, как строительный материал, обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, небольшой плотностью, красивым естественным цветом и разнообразием рисунка текстуры, удобством обработки. Существовали различные способы художественной обработки древесины, но наиболее распространенным была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта.

Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово "ПРОМЫСЕЛ" произошло от глагола "ПРОМЫСЛИТЬ", то есть помыслить, подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и семью.

Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и др.

Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

Геометрическая резьба - самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки. Она выполняется в виде выемок: двух-; трех - и четырехгранных, сочетание которых дает причудливый узор на поверхности древесины.

Учитель: А теперь давайте знакомиться с инструментами, которыми выполняется геометрическая резьба.

Основным инструментом для выполнения геометрической резьбы является: нож-косяк.

Свое название он получил, из-за клинка, который имеет определенный угол скоса.

Инструмент резчика по остроте можно сравнить только с опасной бритвой, поэтому относиться к нему надо очень внимательно. Первое, за чем должен следить начинающий мастер и к чему должен себя постоянно приучать, - это оберегать левую руку от ранения. Для левой руки нужно находить такое положение, чтобы исключить даже случайное прикосновение к ней инструмента при его соскоке, неверном движении. Неаккуратное обращение с инструментом и несоблюдение правил техники безопасности может привести к несчастному случаю, а отсюда следует, что при работе нужно соблюдать следующие правила техники безопасности:

Мы с вами изучили инструмент. Как вы думаете, с чего же начинается работа при выполнении резьбы: выбираем заготовку (она не должна иметь трещин, червоточин и сучков), поверхность должна быть гладко отстрогана рубанком или фуговальным станком. Так как заготовка имеет много сторон, то каждая из них издавна получила свое название.

Б - кромка В - торец Г - грань

11 - зеркальные звездочки

Далее наносим разметку элементов узора на заготовке (вырезание этих элементов, в разной последовательности, получаем узоры геометрического характера), наиболее просто выполняется одиночный элемент - сколышек, он размечается как равносторонний и равнобедренный треугольник.

Вырезается он так: Нож зажимают в кулаке и погружают его в древесину вертикально, поочередно по двум сторонам треугольника, сходящегося к верхней вершине, причем у вершины нож должен углубиться на 3-4 мм, а около основания треугольника выйти на поверхность. Затем, начиная от основания и углубляясь к вершине, ножом снимают участок древесины между подрезанными сторонами треугольника. (Показ заготовки с элементом "сколышек")

Более сложным, но самым распространенным в "геометрической резьбе" является элемент: треугольник или второе его название пирамида, так как треугольник имеет вид пирамиды. Вначале его размечают так же, как и сколышки - в виде треугольников. Затем каждый из треугольников, стоящих на основании, делятся линиями на 3 части, то есть, один большой треугольник мы делим на три маленьких треугольника. Находим точку углубления и соединяем её с вершинами треугольника.

Давайте посмотрим, как же размечают заготовку под резьбу элемента "Треугольник"

IV. Практическая работа.

1. Берем заготовку и со всех четырех сторон деревянной дощечки отчерчиваем поля шириной 10 мм.

2. Площадь, которая образовалась внутри полей, заполняем полосками узоров, шириной по 10 мм, горизонтально.

3. Далее размечаем вертикальные полоски по 10 мм. У вас получаются квадратики 10 х 10 мм.

Квадратики делим на треугольники, а затем каждый треугольник, делим на три маленьких треугольника.

В каждом маленьком треугольнике проставляем точки, чтобы не потерять стороны среза.

Этот узор вырезается так: нож, зажатый в кулаке, углубляется вертикально в точку, где сходятся лучи. В самой точке нож углубляется на 3-4 мм, а в вершине угла выходит на поверхность. Так углубляется нож по всем трем лучам. Затем, начиная от каждой стороны треугольника, постепенно углубляясь в точке схождения лучей, срезается лишняя древесина. Получается треугольник, углубленный по всем трем плоскостям.

Возьмите, пожалуйста, заготовки и по образцу на ней разметьте три узора.

Кто уже разметил, давайте приступим к вырезанию узора, в этом мне помогут ребята, которые занимаются резьбой по дереву.

Молодцы, а теперь давайте посмотрим, у кого получился самый лучший узор.

Похвалить, проставить и озвучить оценки.

V. Закрепление пройденного материала.

I. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня на уроке:

а) какими инструментами пользуются при вырезании узоров геометрической резьбы;


Организовать деятельность обучающихся по изучению технологий художественной обработки древесины, инструментов и приспособлений для резьбы по дереву, последовательности выпиливания лобзиком, правил безопасной работы; научить приёмам художественной резьбы по дереву; формировать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.

1. Обучение ― сформировать понятие о технологиях художественной обработки древесины на уровне восприятия, осмысления, запоминания, узнавания объектов; обеспечить усвоение учащимися приёмов резьбы по дереву на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу, и на уровне применения в новой ситуации, т. е. творчески; научить оценивать результаты работы.

2. Развитие ― способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), наглядно-образного мышления и воображения (репродуктивного, творческого).

3. Воспитание ― воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); творческое начало личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ознакомление учащихся с традиционными видами декоративно – прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной, профессиями, связанными с художественной обработкой древесины; формирование представлений об оборудовании и инструментах для резьбы по дереву; ознакомление с правилами безопасного труда при выполнении художественно – прикладных работ с древесиной; формирование у учащихся знаний видов резьбы по дереву, технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы; формирование умений и навыков выполнения приемов художественной резьбы по дереву; изготовления изделий декоративно – прикладного творчества по эскизам и чертежам; воспитание эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия.

Цели урока: ознакомление учащихся с традиционными видами декоративно – прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной, профессиями, связанными с художественной обработкой древесины; формирование представлений об оборудовании и инструментах для резьбы по дереву; ознакомление с правилами безопасного труда при выполнении художественно – прикладных работ с древесиной; формирование у учащихся знаний видов резьбы по дереву, технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы; формирование умений и навыков выполнения приемов художественной резьбы по дереву; изготовления изделий декоративно – прикладного творчества по эскизам и чертежам; воспитание эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия.

Ожидаемый учебный результат:

- общее представление о технологиях художественно – прикладной обработки древесины, инструментах для резьбы по дереву;

- приобретение опыта самостоятельного выбора и обработки заготовок для последующей художественной резьбы по дереву;

- приобретение навыков резьбы по дереву;

- развитие внимания, трудолюбия, точности исполнения, самостоятельности в принятии решений, эстетического мышления;

- приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.

Дидактические средства обучения: образцы изделий художественной обработки древесины; плакаты с изображением изделий с художественной резьбой; оборудование и инструменты для резьбы по дереву, эскизы и чертежи изделий, имеющих декоративное оформление резьбой, заготовки из древесины, копировальная бумага, карандаши, дрели, сверла, стамески, лобзики, напильники, надфили,шлифовальная шкурка, шило, лак, кисти, рабочая тетрадь, учебник технологии.

Формируемые УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Из истории художественной обработки древесины

Оборудование и инструменты для резьбы по дереву.

Виды резьбы по дереву и технология их выполнения.

Практическая работа.

І Организационная часть

Проверка готовности учащихся к занятию.

Актуализация знаний учащихся.

- Расскажите кратко об изученных ранее технологиях выпиливания лобзиком и выжигания по дереву

- Что такое эстетичность изделия?

- Имеются ли в вашем доме изделия из древесины с декоративной резьбой (предметы мебели, кухонные принадлежности, игрушки)

- Назовите область применения изделий из древесины, обработанных художественной резьбой;

ІІ Теоретическая часть

Из истории художественной обработки древесины.


Художественная обработка древесины – один из самых древних видов народного декоративного искусства. Изготавливая из древесины многие предметы быта, люди старались сделать их красивыми, радующими глаз. Наиболее древним способом украшения изделий из древесины считается резьба по дереву. Резьбой украшали дома, посуду, мебель, корабли, музыкальные инструменты, колыбели для младенцев, из дерева вырезали игрушки, сувениры.

Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и др.

Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

В России построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчеств является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцатиглавой Преображенской церковью.

Наибольшее развитие получила резьба по дереву в конце XIX –начале XX в древних Абрамцево и Кудрино. Для абрамцево – кудринской техники характерно сочетание растительных мотивов (побеги деревьев, гирлянды из листьев, ветвей, цветов, ягод) с изображениями птиц, рыб, зверей, всадников.В этой технике создаются декоративные изделия: солонки, лоточки, черпаки, ковшики, сухарницы, конфетницы, блюда, вазы.

В настоящее время резьба применяется в убранстве домов для украшения лестниц, дверей и окон садовых домиков, дачных беседок, детских площадок. При изготовлении домашней утвари: шкатулок, вазочек, подсвечников; кухонных принадлежностей: хлебниц, посуды, разделочных досок, подставок.
Виды резьбы по дереву и технология их выполнения.

Существует множество видов резьбы по дереву. Наиболее простой считают ажурную резьбу. Это резьба, в которой фон удаляется полностью, и рисунок получается сквозным. Ажурную резьбу называют прорезной, если она прорезается стамесками, или пропильной, если участки фона выпиливаются лобзиком или пилой. Ажурной прорезной резьбой с зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек.

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что плоская поверхность заготовки является основным фоном, а все элементы рисунка вырезаны в этом фоне, то есть находятся ниже его уровня. Плосковыемчатую резьбу условно разделяют на контурную и геометрическую.

Изображения, выполненные в технике контурной резьбы, имеют плоский графический рисунок с прямыми, кривыми, спиралевидными и линиями другой формы. Рисунок создается выемками, прорезанными по его контуру. Разновидностью контурной резьбы является чернолаковая резьба. Здесь поверхность заготовки покрывают черным лаком, а затем на ней прорезают линии. Таким образом создается узор.

Одним из видов плосковыемчатой резьбы является геометрическая резьба, все элементы которой представляют собой геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями, - треугольники, квадраты, окружности и др.

Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки. Она выполняется в виде выемок: двух -, трех - и четырехгранных, сочетания которых дает причудливый узор на поверхности древесины.

Основным элементом геометрической резьбы является треугольник, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз.

Треугольники могут иметь самые разнообразные формы и размеры. Стороны треугольники могут быть не только прямолинейными, но и являться частью дуги окружности.

Сочетание различных треугольников образует мотивы геометрической резьбы

Рассмотрим каждую фигуру в отдельности:

Звездочка и розетка –

Сочетая различные фигуры можно создавать различные композиции

Рельефную резьбу условно разделяют на плоскорельефную и кудринскую, или абрамцево – кудринскую. Основателем кудринской резьбы является российский мастер – резчик

В. Ворносков, открывший в 1906 г. школу – мастерскую по обучению резьбе по дереву.

Плоскорельефная резьба образует на поверхности рельеф с одинаковой высотой всех частей рисунка и одной и той же глубиной фона.

Первоначально на поверхность доски копируют рисунок, надрезают и подрезают контур. После этого вырезают весь фон между надрезками сначала отлогими и полукруглыми стамесками, а затем прямыми стамесками и клюкарзами на глубину 4….5 мм . Затем прорабатывают рельеф рисунка.

Скульптурная резьба имеет много направлений. Одно из них – лесная резьба, которая часто применяется в городских парках. Из стволов стоящих высохших деревьев вырезают фигуры людей, сказочных персонажей, животных. Такие фигуры украшают естественный интерьер.

Другим направлением скульптурной резьбы является богородская резьба. Она получила свое название от села Богородское, где еще с XV века занимались резьбой по дереву. В Богородской резьбе не шлифуют полученную скульптуру, а оставляют следы от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика.

Оборудование и инструменты для резьбы по дереву.

Инструменты для резьбы по дереву делятся на основные (резаки, стамески) и вспомогательные (пилы, дрели, киянки, молотки, рубанки, рашпили, напильники, разметочные и измерительные инструменты). Резаки применяют для выполнения прямых и закругленных линий вырезаемого рисунка. Их изготовляют из качественной стали.

ІІІ Практическая часть

Вводный инструктаж.


Правила безопасности при выполнении резьбы.

1. Работать можно только хорошо заточенным инструментом.

2.Во время резьбы следует прижимать заготовку к упору на верстаке.

3. Запрещается работать косяком с треснувшей или неплотно насаженной ручкой.

4. Во время работы нельзя низко наклоняться над заготовкой.

5.При выполнении резьбы ножом-косяком нельзя держать свободную руку перед режущим инструментом.

6. Приступать к резьбе только с разрешения учителя.

7. Не ходить по мастерской с режущим инструментом, если появилась необходимость, несите его в футляре или кромкой вниз.

8. Во время работы не отвлекайся, говорить тихо и только о деле.
Выполнение резьбы.

Показ учителем основных приемов работы режущими инструментами.

Вначале производят накалывание вырезаемых элементов. Нож держат в кулаке , кончик ножа вонзают в дерево в центр трёх угловых лучей с таким расчётом, чтобы в центре нож углубился больше, а к вершине треугольника лезвие вышло на поверхность. Наколку делают по всем лучам. Затем, не меняя положения ножа, только наклоняя руку вправо или влево и поворачивая дощечку, производят подрезание наколотых элементов по сторонам треугольников. Из поверхности древесины извлекают трёхгранные фигуры. Отсюда и произошло название этого вида резьбы - трёхгранно выемчатая. Трёхгранно-выемчатая, геометрическая резьба состоит из целого ряда элементов, возникших в результате многовекового опыта народных резчиков: треугольник , ромб, змейка, витейка, ёлочка, квадрат, соты, звёздочка, сияние, розетка и др. Композиция узоров в геометрической резьбе в основном создаётся из сочетания этих элементов. Но тот, кто занимается резьбой, могут вырабатывать и свои узоры. При срезании треугольников, небезразлично в какой последовательности это делать. В первую очередь срезают треугольник, который расположен по слою. Если же удалить сначала два других треугольника, то этот не срежется, а сколется, т.к. вокруг него всё будет углублено. Плоскость будет волокнистой, шероховатой, неопрятной. Нужно будет обязательно делать повторный срез, чтобы добиться гладкой поверхности. Когда же первым срезают треугольник, расположенный по волокнам, по слою то у него есть опора. Поэтому, не скалываясь, он срезается нормально.

Следует иметь в виду, что трудность выполнения разных элементов зависит не только от твёрдости древесины, но и от расположения рисунка узора по отношению к годичным слоям.

Выразительный эффект возникает от игры светотени на наклонных гранях. Чем глубже резьба и больше угол наклона, тем плотнее теневые участки и резче выделяется узор.

Выполняя резьбу по дереву, нужно работать двумя руками. Правая производит основные усилия при накалывании и подрезании, а левая удерживает дощечку , направляет острие ножа, сдерживает движение или, наоборот, дополняет усилие правой.

Напоминание строгого соблюдения правил безопасности труда.


Самостоятельная работа учащихся – выполнение полученного задания.

Каждому учащемуся раздается заготовка размерами 200х100х20 мм и нож-косячок для выполнения практической работы

Выбор учащимися орнамента геометрической резьбы (из представленных учителем образцов) или самостоятельное выполнение орнамента.

Нанесение (копирование) орнамента резьбы.

Отработка приемов и навыков выполнения геометрической резьбы

(под фронтальным наблюдением учителя)

Проверка организации рабочих мест, соблюдение безопасных приемов работы;

Проверка правильности выполнения элементов геометрической резьбы;

Обучение самоконтролю и взаимоконтролю.

IV Организационно-заключительная часть:

1.Вопросы на закрепление:

- дайте определение геометрической резьбы;

- назовите виды геометрической резьбы;

- перечислите основные виды узоров в геометрической резьбе.

2. Прием учителем выполненных работ

3. Заключительный инструктаж (подведение итога работы за урок, анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы).

5. Домашнее задание: составить орнамент из элементов геометрической

резьбы в рабочей тетради на поле размером 150х50мм.

Приведение в порядок рабочих мест.

Тищенко А.Т., Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 192 с.: ил.

Дерендяев К.Л., Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков): 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 272 с. – (В помощь школьному учителю).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: формировать представление о резьбе по древесине. Ознакомить с видами резьбы, материалами и инструментом для её выполнения, правилами безопасной работы.

Развивающая: развивать творческое мышление, моторику рук, внимательность.

Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, аккуратность и бережное отношение к материалам и инструментам.

Материально-дидактическое оснащение урока: тетрадь, учебник, инструменты и оборудование для резьбы по дереву.

Организационно-подготовительная часть

Проверка готовности учащихся к занятию.

Проведение техники безопасности, инструктаж.

Теоретическая часть

Резьба по дереву – это один из наиболее древних способов декорирования как частей здания, так и различных поделок. Сейчас этот способ самовыражения в творчестве пользуется популярностью и среди мужчин, и среди женщин. Подлинная история возникновения этого искусства неизвестна.

Украшать изделия из дерева люди начали еще во времена язычества. Тогда они декорировали резьбой свои дома, защищая их от темных сил и призывая для защиты святых духов. Из древесины они изготавливали идолов для поклонения, а также различные амулеты и обереги.

В период Средневековья изделия, украшенные резьбой, также пользовались популярностью. Древесину декорировали изящными гирляндами из трав, листьев и цветов. Такие простые орнаменты украшали царские врата, дома богатых людей и алтарные двери. Нередко для оформления поделок и построек использовались изображение русалок, райских птиц и диковинных зверей.

Со временем количество разных школ только увеличивалось. Представители каждой из них использовали свою уникальную технику. Многие из них вдохновлялись работами мастеров из других стран. Это сделало простой народный промысел более оригинальным и уникальным.

На сегодняшний день резьба по дереву используется намного реже, чем раньше. Но многие мастера создают из древесины настоящие шедевры, а иногда даже превращают свое хобби в работу. Сейчас есть несколько основных видов резьбы по дереву. Каждый из них имеет свои особенности.


А журная. Этот вид резьбы пользуется популярностью с древних времен. Ранее считалось, что ажурные узоры на дверях и окнах защищают дом от злых духов. Они запутываются в кружеве и не могут попасть в дом. Сейчас ажурная резьба используется для украшения мебели, перегородок, посуды и различных поделок. Выглядит такой декор изящно и необычно.


Г еометрическая.

Наибольшей популярностью среди новичков пользуется геометрическая резьба. Она привлекательна и проста в освоении. Готовые узоры состоят из простых геометрических фигур. Как правило, изделия украшают простые клинообразные выемки. Выглядит готовая работа просто, но привлекательно.

Работая в этой технике, кусок дерева можно превратить в изящную скульптуру небольшого размера. Метод используют для оформления зеркальных рам, лестничных перил, балясин, накладок или удобной мебели. Готовые изделия выглядят красиво и изысканно.

Это одна из наиболее простых техник, которую может освоить даже начинающий резчик. Главная ее сложность заключается в том, что работать мастеру нужно с тонким резцом. Готовый узор обычно состоит из тонких линий, прорезанных по самому контуру рисунка.

Необходимые инструменты


Д ля начала нужно выбрать набор качественных ножей. В него входят следующие комплектующие.

Нож-косяк. Этот универсальный нож используется для вырезания ровных линий и окончательной отделки готового изделия.


Р езак. Такой ножик также должен быть в наборе начинающих мастеров. Его можно использовать на всех этапах работы для рисования оригинальных узоров. Лезвие у этого ножа удлиненное. Оно может быть как прямым, так и дополненным небольшим изгибом.


Нож-топорик. Такая разновидность ножа также используется для работы с древесиной достаточно часто. Он выглядит как небольшой топорик с острыми лезвиями. Опытные мастера используют в работе с древесиной и пятку, и середину лезвия, и носок.


Также для обработки древесины используются фрезеры и разные виды стамесок. Последние, как и ножи, можно использовать для разных целей. Лучший вариант для начинающих – стамески полукруглого типа.

Надеть и привести в порядок спецодежду.

Привести в порядок рабочее место, разложить инструмент и заготовки.

Осмотреть режущий инструмент и убедится в его исправности.

При выполнении резьбы заготовка должна занимать устойчивое положение на верстаке или столе.

Нельзя резать на весу, на коленях, упираясь заготовкой в грудь.

Во время резьбы левая рука должна находиться сзади или в стороне от движения ножа.

Передавать нож друг другу из рук в руки нельзя.

Строго запрещается проверять остроту ножа пальцем.

Запрещается класть нож в карман рабочей одежды.

После окончания работы нож необходимо сдать учителю.

Привести в порядок рабочее место и спецодежду.

Мы с вами изучили инструмент. Как вы думаете, с чего же начинается работа при выполнении резьбы: выбираем заготовку (она не должна иметь трещин, червоточин и сучков), поверхность должна быть гладкой.

Далее наносим разметку элементов узора на заготовке (вырезание этих элементов, в разной последовательности, получаем узоры геометрического характера), наиболее просто выполняется одиночный элемент – сколышек, он размечается как равносторонний и равнобедренный треугольник.

Более сложным, но самым распространенным в резьбе является элемент: треугольник или второе его название пирамида, так как треугольник имеет вид пирамиды. В начале его размечают так же, как и сколышки в виде треугольников.

Затем каждый из треугольников, стоящих на основании, делятся линиями на 3 части, то есть, один большой треугольник мы делим на три маленьких треугольника. Находим точку углубления и соединяем её с вершинами треугольника.

Практическая часть

1. Берем заготовку и со всех четырех сторон деревянной дощечки отчерчиваем поля шириной 10 мм.

2. Площадь, которая образовалась внутри полей, заполняем полосками узоров, шириной по 10 мм, горизонтально.

3. Далее размечаем вертикальные полоски по 10 мм. У вас получаются квадратики 10 х 10 мм. Квадратики делим на треугольники, а затем каждый треугольник, делим на три маленьких треугольника. В каждом маленьком треугольнике проставляем точки, чтобы не потерять стороны среза.

Этот узор вырезается так: нож, зажатый в кулаке, углубляется вертикально в точку, где сходятся лучи. В самой точке нож углубляется на 3-4 мм, а в вершине угла выходит на поверхность.

Так углубляется нож по всем трем лучам. Затем, начиная от каждой стороны треугольника, постепенно углубляясь в точке схождения лучей, срезается лишняя древесина. Получается треугольник, углубленный по всем трем плоскостям.

Возьмите, пожалуйста, заготовки и по образцу на ней разметьте три узора.

Кто уже разметил, давайте приступим к вырезанию узора, в этом мне помогут ребята, которые занимаются резьбой по дереву. Молодцы, а теперь давайте посмотрим, у кого получился самый лучший узор.

Читайте также: