Влияние резьбы по дереву на социально экономическую жизнь местности

Обновлено: 18.09.2024

Люди освоили резьбу по дереву раньше, чем стали выращивать рис и одомашнили овец. С тех пор прошли тысячелетия, мир захватил металл и пластик, но с деревом до сих пор работают вдохновленные ремесленники и даже знаменитости.

Почему же резьба по дереву остается вне времени и по-прежнему популярно даже в наш технологичный век? На этот вопрос отвечают Татьяна и Мария — авторы блога VZBRELO о работе с деревом, мастерах и выставках ремесленников.

Ван Гог, Виктор Цой и Харрисон Форд — что объединяло их в любви к дереву

Возможность переложить вдохновение в материальную форму всегда привлекала известных творческих людей — художников, певцов, музыкантов.

  • Ван Гог в перерывах между написанием картин выжигал по дереву,
  • Виктор Цой вырезал традиционные японские фигурки нэцкэ
  • Харрисон Форд в юности воровал книги из муниципальной библиотеки, чтобы по ним освоить ремесло краснодеревщика

Все они смотрели на кусок дерева как художники : видели в его формах и фактуре очертания дикого животного, изящные цветочные линии, черты человеческого лица.

Мастер, который работает с деревом, всегда думает, как этот образ воплотится в жизнь. Эти мысли захватывают его и в какой-то степени влияют на его личность: человек меняется в процессе работы так же, как кусок обычного дерева превращается в произведение искусства.

Из дерева можно создать нечто, что проживет десятки тысяч лет

Резьба по дереву — это возможность научиться создавать вещи, которые потомки будут передавать друг другу спустя годы. И речь не только о какой-нибудь резной шкатулке или мебели.

Дерево настолько долговечно, что может сохранить память о нас и нашем творчестве на тысячелетия. Доказательство тому — Шигирский идол, деревянная скульптура с резными орнаментами, сделанная в VIII тысячелетии до нашей эры. Идол пролежал в торфяниках без доступа воздуха 100 веков и сохранился до наших дней почти в первозданном виде.

Чтобы делать удивительно долговечные вещи, не нужны особые сорта дерева. Хватит и лиственницы из магазина с деревянными заготовками. Она доступная и удивительно прочная: Шигирский идол сделан именно из нее. Как и сваи, на которых строили Венецию.

Работа с деревом — это медитация

Когда руки давно привыкли к пластику и стеклу смартфонов, особенно ценна возможность прикоснуться к чему-то натуральному: не нажимать на бесконечные кнопки умных машин, а взять в руки простой и понятный инструмент. Когда мы берем стамеску, размеренно вдавливаем ее в дерево и превращаем обычный брусок в искусство — это настоящая медитация.

Китайская резьба донгянг поражает мельчайшей детализацией. На одно такое произведение мастер тратит сотни часов, наблюдая, как в его руках дерево превращается в нечто прекрасное

Китайская резьба донгянг поражает мельчайшей детализацией. На одно такое произведение мастер тратит сотни часов, наблюдая, как в его руках дерево превращается в нечто прекрасное

Только вдумайтесь: когда-то много тысячелетий назад Шигирского идола вырезали подобной стамеской. Да, тогда это был едва обработанный камень, а сейчас сталь, но форма и суть инструмента не поменялась. Такие инструменты для работы с деревом — мост в древность, возможность сбежать из века хай-тек и перенестись в эпохи, когда технологии и сама жизнь были простыми и понятными.

Можно начать с мыла и в итоге стать великим мастером

Душевное сообщество — не единственное, чем резьба по дереву может привлечь творческих людей. Главная прелесть этого ремесла в том, что его можно осваивать маленькими шагами. Начать с самой простой техники геометричной резьбы и постепенно оттачивать свое мастерство, создавая все более и более сложные вещи. Можно прямо сейчас пойти в ванную, взять кусок мыла или линолеума и потренироваться вырезать на нем. Многие мастера, которые создают шедевры, начинали именно так.

За идеями и вдохновением приходите на канал VZBRELO : там вас ждут много восхитительных работ и полезная информация для начинающих мастеров.

А еще скоро пройдет выставка , где на деревянные произведения искусства можно будет посмотреть вживую — не пропустите.

Множество народностей, издавна занимающихся художественной обработкой дерева, считают резьбу по дереву своей национальной традицией. Древние мастера резного дела, украшая свою работу различными узорами, стремились показать свой духовный мир, эмоции, которые вызывала у них природа или обычаи, существующие на тот момент. Они с огромным теплом и почтением относились к материалу, с которым работали. Во всем мире искусство резьбы по дереву пользуется уважением и славой, никто не испытывает безразличия к потрясающей деревянной архитектуре, а великое разнообразие произведений искусства, украшенных резными орнаментами, является истинным богатством и творческим отражением души нашего народа.

Резной сувенир из дерева

Деревянные предметы быта и сувениры всегда остаются на пике популярности и имеют большую ценность, благодаря своей красоте, экологичности и особой энергетике, которая от них исходит. Ведь, без сомнения, играть в шахматы из дерева ручной работы намного приятнее, а вырезанная вручную шкатулка намного более подходит для хранения драгоценностей и других ценных вещей.

Дерево, которое подойдет для изготовления какого-либо предмета должно быть не твердым и просушенным должным образом. Порода дерева тоже имеет огромное значение, потому что от нее будет зависеть тип наносимого орнамента. Мастера резного дела используют в своей деятельности разные способы художественной обработки. Выбор способа зависит от того, каким образом будет использоваться выполненный из дерева предмет.

На сегодняшний день огромное распространение получили различные виды пластмасс и другие искусственные материалы. Но, несмотря на это, резное дело все еще востребовано и процветает. Из дерева можно не только воздвигнуть само жилище, но и изготовить практически все домашние предметы обихода, начиная с посуды и заканчивая мебелью, а также украсить их оригинальным резным узором.

Мебель, подарки, посуда и многое другое зачастую изготавливается вручную, в единственном экземпляре и несет в себе особенную энергетику и тепло рук мастера. В современном мире кое-где еще остались мастера, бережно хранящие традиции древнего искусства, которые способны создать истинный шедевр. Примером могут послужить резные нарды из ценных пород дерева, деревянная посуда, шкатулки, статуэтки, оправы для икон и многое другое.

Деревянные резные сувениры давным-давно имеют неоспоримый авторитет среди ценителей подлинного искусства. Иметь в своем доме деревянные предметы, выполненные искусными мастерами резного дела, всегда считалось престижными и свидетельствовали о безукоризненном вкусе их владельца. В настоящее время художественная обработка дерева возбуждает не меньший интерес к себе в сфере богатых людей, отличающихся высокой культурой и хорошим вкусом. Главное достоинство дерева как материала, заключается в долговечности его использования и неповторимости природного рисунка, а при умелом декорировании опытным мастером, выполненная из него вещь становится по истине уникальной.


Акция на пластиковые окна
Большинство людей волнует вопрос, сколько обойдутся пластиковые окна с установкой и как при этом можно сэкономить.


Уникальный помощник для земельных работ
Использование мотобура значительно упростит создание удобной беседки с лавочками на своем дачном участке, где во время летнего отдыха можно будет уютно разместиться с друзьями для ночных посиделок.


Наращивание
Наращивание — соединение в длину по вертикали, при котором один элемент служит продолжением другого. Применяется оно при сопряжении стоек, столбов.


Строительство: деревянный дом
Постройка деревянного дома обойдется в несколько раз дешевле, чем строительство кирпичного или каменного дома.


Абрамцево-кудринская резьба по дереву - это художественный промысел, который зародился в окрестностях усадьбы Абрамцево в Подмосковье в конце 19 века. Своим возникновением она обязана кружку художников села, организованному Еленой Дмитриевной Поленовой в поместье Саввы Ивановича Мамонтова. Он был известным в России меценатом, который помогал сохранять и развивать народные промыслы своего края. На основе данного кружка в 1882 году открылась столярно-резницкая мастерская, давшая старт трудовой деятельности многих мастеров из ближайших сел - Кудрино, Хотьково, Ахтырки и Мутовки.

В статье рассмотрим историю, технологию абрамцево-кудринской резьбы, кто организовал производство и будущий промысел. Познакомим читателя с особенностями стиля выполнения работ, где удачно сочетаются плоскорельефная и геометрическая резьба. Ритмичный растительный орнамент можно увидеть на предметах быта того времени. Это ковши и солонки, декоративные шкатулки и вазы, большие тарелки и бочата.

Помимо красивой резьбы, предметы, сделанные руками мастеров, отличаются тонировками, которые призваны подчеркнуть природную красоту древесины. Узоры покрывают всю поверхность поделки полностью, соединяя крупные детали между собой завитушками, веточками и другими растительными элементами.

Учебная мастерская

Жена Саввы Мамонтова организовала в усадьбе школу грамотности для деревенских ребят из окрестных сел и деревень. Помимо уроков школьной программы, было принято решение обучить детей мастерству резчиков по дереву, чтобы они после окончания учебы могли зарабатывать на хлеб своим трудом. Так появилась мастерская, где преподавали столярное и резницкое дело. Многие ребята с радостью пошли туда учиться. Обучение было полностью бесплатным в течение трех лет.

кудринская резьба по дереву

Ученикам преподавали основы рисунка и живописи, всячески содействовали творческому подходу ребят к работе. Занятия проводились на территории музея усадьбы, в котором были собраны предметы народных промыслов. Ученики имели возможность знакомиться с экспонатами огромной коллекции. После окончания учебы им преподносили в дар верстак и инструменты для резьбы по дереву, чтобы они могли самостоятельно начать работу у себя дома.

Руководство Поленовой

В 1885 году мастерскую возглавила художница Е. Д. Поленова, которая оказала огромное влияние на развитие абрамцево-кудринской резьбы. Именно по ее эскизам мастера делали резную мебель - полочки и шкафы, стулья и комоды, столы и кресла, которые в конце 19 века распродавались в московских магазинах, сначала при Кустарном музее у Никитских ворот, а затем - на Петровке.

абрамцево - кудринская резьба

Хотя сейчас многие исследователи критикуют ее стиль резьбы, называя его формальным и тяжеловесным, но именно это и придает изделиям яркость и самобытность. Однако все согласны, что Елена Дмитриевна, несомненно, внесла огромный вклад в развитие промысла. Более 100 ее проектов мастера воплотили в своих работах, что привлекло внимание к вещам с художественной резьбой и популяризовало данный промысел в свое время.

В изделиях, сделанных в то время в Абрамцево, преобладала плоская резьба с трехгранными выемками. В местах утолщения мастера вырезали ленточные геометрические узоры, филенки на предметах мебели заполнялись растительным орнаментом. Все предметы окрашивались морилкой в темный цвет. Смотрелась мебель очень самобытно и вызывала необычайный спрос среди покупателей. К тому же в этот период у общества был интерес ко всему народному и национальному.

Истоки промысла

Одним из талантливых и предприимчивых учеников мастерской в Абрамцево был будущий основатель производства, ставшего основой промысла кудринской резьбы. Это был житель деревни Кудрино, которая располагалась в 4 км от школы, сын простого крестьянина Василий Петрович Ворносков. Одиннадцатилетним мальчиком он отправился обучаться грамоте в школу Мамонтовой. Как раз в то время открылась столярно-резницкая мастерская, куда решил записаться и Василий. Мальчик учился усердно, к тому же имел организаторские способности, которые и помогли ему после окончания учебы создать производство, прославившее его на многие годы.

Мальчик с друзьями подолгу засиживался в музее, рассматривая образцы работ других мастеров, изучая рисунки и эскизы художников. Василий старался не только четко выполнять работу по данным эскизам, но и самостоятельно придумывать рисунки и узоры. Преподаватели всячески поощряли творческие порывы паренька.

Василий Петрович Ворносков

После окончания учебы в 1890 году В. П. Ворносков открыл небольшую мастерскую в родном Кудрино, однако еще выполнял заказы, поступающие из абрамцевской мастерской. Со временем у Василия Петровича сформировался собственный стиль, основанный на невысоком и мягком рельефе с закругленными краями. В основном на предметах изображался кружевной орнамент из веток и листочков, для резьбы мастер использовал более 20 разных стамесок. Такой стиль называли в честь мастера ворносковской резьбой. Второе название происходит от наименования села, где работал мастер. Это кудринская резьба, или в простонародье "кудринка", которая сразу завоевала большую популярность по всей стране, работы выставлялись в Париже и получали золотые или серебряные награды.

Сотрудничество с сергиевскими кустарями

В самом начале развития художественного промысла Василий Петрович пришел за профессиональной помощью к мастерам хорошо налаженной мастерской в Троице-Сергиевом посаде. Руководили ею сначала В. И. Боруцкий, а потом и В. И. Соколов. Они сразу поняли, что к ним пришел настоящий мастер, и предложили ему работу, которую делали другие работники мастерской. Это разные детали мебели, полочки с резьбой. В изготовлении они пользовались выжиганием и раскраской, помимо резьбы.

абрамцево - кудринская резьба технология

Несмотря на то что у этой мастерской был хорошо налажен рынок сбыта, опытный Ворносков отказался вырезать рисунки и узоры, предложенные ему. Он даже в условиях всеобщего кризиса начала века не хотел делать то, что ему не нравилось. В.И. Соколов полностью доверился мастеру и решил посмотреть на работы, выполненные Василием Петровичем по личным эскизам.

После просмотра готовых работ руководитель мастерской понял, что к нему попал уникальный мастер с развитой фантазией и художественным вкусом, с отличными навыками оригинальной резьбы.

Особенности резьбы

Кудринская резьба по дереву (фото см. в статье) считается плоскорельефной и состоит из густого рисунка, в основном растительного. Это листья, ветки, цветы с закругленными краями, напоминающими завитушки, что придает некую кудрявость орнаментам.

Основу любого рисунка составляют лепестки, заостренные с одного края и закругленные с противоположного. Они соединены в непрерывный и ритмический узор. Между этим потоком можно рассмотреть вставки из цветов, животных или птиц, рыб или ягод. Имеются даже люди на лошадях.

кудринская резьба история

Особенностью кудринской резьбы можно назвать округлые очертания с мягкими контурами, естественность природных узоров и сочетание тени и света, которые создаются с помощью тонировки морилкой и разных видов лака - глянцевого и матового. Обычно для изделий выбирают не слишком твердую древесину, используют липу или березу.

Поэтическая композиция

Деревянные столярные или токарные изделия декорируются рядами растительного орнамента, однако это не просто ряд листочков и веток. Многие работы содержат образы, объединенные в единую композицию. Например, веточки на боковых сторонах шкатулки могут напоминать поросль дуба, на верхушке которого расположились птицы.

абрамцево - кудринская резьба история

Обработку фона в кудринской резьбе выполняют нарочито незаглаженно, будто оставляя корявый след ножа. Это достигается долблением всей поверхности предмета, которая придает работе рыхлость и некую бархатистость. Дополнительную глубину добавляют способы полировки изделий. Так, выпуклый орнамент покрывается глянцевым лаком, а углубления - наоборот, матовым.

Тонировка резьбы

Еще на первых этапах своей истории кудринская резьба имела богатую цветовую гамму. Используя морилки и красители разных оттенков, работам придавали все оттенки коричневого, от золотистого до глубокого темного цвета. Еще В. П. Ворносков применял темное морение под дуб, а также добивался серых и оливковых тонировок. Однако, каким бы способом ни проводилось окрашивание, на изделиях четко просматривалась структура древесины.

кудринская резьба по дереву история

Мастерами не преследовалась цель повторить текстуру другого материала, любая отделка призвана только подчеркнуть красоту дерева и выделить линии орнамента, сделать их более объемными. Иногда изделия с кудринской резьбой по дереву только прошкуривались и обрабатывались белым воском.

Этапы выполнения резьбы

Рельефные узоры появляются на столярном или токарном изделии не сразу.

  • Первым делом выбирается рисунок, соответствующий диаметру инструментов, имеющихся в наличии у мастера. Имеется техника кудринской резьбы с ножом-косяком, плоскими или полукруглыми стамесками, а также клюкарзами.
  • Потом выполняется на листе бумаги в натуральную величину эскиз карандашом.

тарелка с кудринской резьбой

  • Переводится рисунок на древесину с помощью копировальной бумаги. При этом не пользуются простым карандашом, чтобы не испортить случайно линии узора. Переводят рисунок заточенной палочкой из твердых пород дерева. Некоторые используют вариант из кости. Сейчас мастера часто берут для такой работы шариковую ручку, у которой закончились чернила.

Только после такой подготовительной работы начинается собственно резьба по дереву.

Этапы вырезания рельефного рисунка

Процесс вырезания состоит также из нескольких частей:

  • накалывание, которое делают вертикально поставленной стамеской. Сначала выполняют круглые завитушки, а потом более гладкие стороны листиков ножом-резаком;
  • обработка фонового рисунка "подушечным" способом, то есть фон находится на одном уровне с вершинами основного узора. Для этого используют стамески-клюкарзы. Иногда затачивают большой гвоздь или конус, пользуются пробойниками или чеканами;
  • моделирование составных элементов;
  • шлифовка и тонировка;
  • отделка жидкоразведенным лаком.

Промысел в наши дни

К сожалению, художественный промысел в наши дни угасает и не имеет особой популярности. Фабрика, которая раньше находилась в г. Хотьково, закрылась. Выпускники Абрамцевского колледжа имени В. М. Васнецова работают в частных мастерских, которые занимаются кустарным производством поделок на продажу в качестве сувениров. Это мелкие утилитарные предметы быта - тарелки, шкатулки, солонки, настенные панно или курительные наборы.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Абрамцево-кудринская резьба — художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Возникновение промысла связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырка, Кудрино, Мутовки.

абрамцево-кудринская резьба ларец

При организации мастерской особое внимание уделялось учебной деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы живописи.

деревянная композиция - цветущий папортник

Деревянная резанная доска

В 1890 году один из учеников, В. П. Ворносков, основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской. Эта, первоначально небольшая, мастерская и легла в основу будущего промысла.

http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/promisil/prom2.jpg

Василий Петрович Ворносков - мастер резьбы по дереву, основоположник стиля Абрамцево-Кудринской резьбы

В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

абрамцево-кудринская резьба, хотьковская резьба

Изделия Ворноскова и его последователей — ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчёркивающей природную красоту дерева.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг.

http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/promisil/prom4.jpg

Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов — веточек, завитков, розеток — к цельным орнаментальным композициям, покрывающим всё изделие.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

деревянный черпак

Изделия артели пользовались большим спросом, неоднократно отмечались дипломами российских и международных выставок.

http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/promisil/prom5.jpg

Кустари-резчики. Стоят (слева направо): В. П. Ворносков, М. П. Ворносков, В. И. Хрустачев. Сидят: А. Хрустачев, Н. А. Александров, К. И. Хрустачев, Н. И. Рыжов

В 1936 году был выполнен уникальный заказ: оформление одного из входов на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Это единственная работа кудринцев в области монументального искусства.

В. Ворносков (отец). Декоративное блюдо с мотивом, рыбы. (Резьба по дереву.)

В. Ворносков (отец). Декоративное блюдо с мотивом, рыбы

В. Ворносков (отец). Крышка коробки. (Резьба по дереву.)

В. Ворносков (отец). Крышка коробки

К Международной выставке в Париже в 1937 году кудринцы подготовили обширную коллекцию, для которой были повторены многие ранние вещи В. П. Ворноскова. В последующие годы развивали промысел мастера и художники разных поколений — В. В. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, З. Н. Бородулина, Т. В. Альхимович, Л. В. Баркан, Н. Н. и Г. И. Симанкины.

П. Ворносков (сын). Упоры для книг. (Резьба по дереву.)

П. Ворносков (сын). Упоры для книг

В. Ворносков (сын). Застава. (Резьба по дереву.)

В. Ворносков (сын). Застава

П. Ворносков (сын). Кашпо

В настоящее время центр промысла находится в городе Хотьково Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий. Мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

В 1936г. путем слияния трех артелей: Кудринской, Мутовкинской и Ахтырской была образована Ахтырская артель. В 1940 году она объединилась с Хотьковской, образовав в Хотькове Ахтырскую столярно-художественную артель. В 1960 году эта артель была преобразована в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий, а в 1970 году фабрика слилась с Хотьковской фабрикой "Народное искусство", где продолжает развиваться абрамцево-кудринский стиль резьбы по дереву.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Мастера абрамцево-кудринской резьбы производят изделия на столярной и токарной основе с резьбой, удачно сочетая традиционную рельефную резьбу с заоваленным контуром и слегка углубленным фоном с новыми способами обработки дерева. Изделия обрабатывают морилкой и полируют (или покрывают лаком) при этом они приобретают красивую окраску от золотистых до темно-коричневых тонов.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Главная же особенность изделий абрамцево-кудринской резьбы по дереву — густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов. Для изготовления изделий используется древесина липы, реже — березы. На поверхность изделия наносится контур будущего рисунка, затем стамесками, резцами и напильниками мастер-резчик выбирает фон и постепенно производит доводку рисунка. Среди лучших мастеров — М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, Т. В. Альхимович и другие.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Современный ассортимент изделий включает в себя предметы утилитарного назначения (шкатулки, сухарницы, конфетницы, солонки, курительные наборы), декоративного характера — (панно, тарелки и др.), украшенные растительным узором с характерной пальчатообразной резьбой.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Для изготовления изделий мастера используют древесину липы, реже - березы. После токарной или столярной обработки на поверхность изделия наносится контур будущего рисунка на подготовленное изделие. Обычно это делается с помощью копирки.

деревянная шкатулка

тарелка с кудринской резьбой

Далее идет снятие фасок. Чем больше их будет, тем более выпуклым и ярким будет узор. Наилучшим вариантом является фаска, снятая полностью по всему контуру элемента рисунка (листика или завитка). Здесь же убираются все мелкие огрехи работы, удаляются острые ребра и углы, резьба как бы сглаживается, закругляется. Для кудринской резьбы характерен плоский рельеф, почти целиком закрывающий фон, везде одинаковой высоты.

http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/promisil/prom7.jpg

Последним этапом является насечка – тонкие резы на выпуклых поверхностях, которые придают рисунку завершенность и увеличивают его рельефность. Это могут быть прожилки на листьях и лепестках, сетка на сердцевине цветка.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Эту часть работы, как и предыдущую (снятие фасок) выполняют ножом, но иногда используются самые мелкие полукруглые стамески для ногтевидных насечек.

http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/promisil/prom6.jpg

Окончательная обработка состоит в шлифовке (ошкуривании), тонировке и нанесении защитного покрытия. Шлифование выполняется наждачной бумагой, для тонировки используется морилка разных цветов, обычно коричневой гаммы (для имитации благородных сортов дерева), в качестве защитного покрытия используется воск или лак.

Интересный эффект получается при тонировке всей поверхности темной морилкой, последующей повторной шлифовке выступающих элементов узора (для их высветления) и покрытии лаком только выступающих частей орнамента.

http://www.stfond.ru/images/load/Image/2013/04/abram090403.jpg

Яркий блеск выпуклых частей рисунка и темные углубления подчеркивают резной рельеф, игра света и тени и блеск полированных поверхностей придает изделиям неповторимую прелесть.

Абрамцево-кудринская резьба по дереву: в чём её своеобразие?

Мастера продолжают творческий поиск и стремятся к разнообразию тем и сюжетов. Нередко перед зрителями предстают целые сценки.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Но обрамляет их всё тот же неизменный узор. Диковинные гирлянды из причудливых лепестков тянутся из прошлого в будущее.

Удивительное искусство продолжает развиваться и радовать всех ценителей прекрасного. Это своеобразный шлейф красоты, который оставил в наследство абрамцевский кружок.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: