Зачем автор приводит описание сосны и ели сросшихся корнями

Обновлено: 18.09.2024

Этот урок относится по своей структуре к комбинированным урокам. При постановке целей и задач урока я учитывала ,в первую очередь, особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. При планировании урока я учитывала уровень эмоционального восприятия материала на уроках литературы . Также старалась соблюдать триединую дидактическую цель, т.е. обучающий , развивающий и воспитательный аспект.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_prishvinu.zip 1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока : комбинированный урок

Время проведения урока: 40 минут.

Место проведения: кабинет литературы № 204.

1)раскрыть замысел писателя - показать единство человека и природы;

2) обучение анализу эпизода текста художественного произведения.

1) совместить программные требования и содержание учебника по изучаемому произведению;

2)представить разные виды деятельности учителя и обучающихся;

3)показать возможность доступного повторения литературоведческих терминов при анализе художественного текста;

5) совершенствовать навыки выразительного чтения;

6) воспитывать любовь к родной природе, к Родине.

  1. Оргмомент-Здравствуйте, девочки. Сегодня урок мы начнем с проверки домашнего задания

II. Проверка домашнего задания.

1). Активизация деятельности учащихся. Проверка домашнего задания.

1. Блиц-опрос по иллюстрациям Е.Рачева (проверка знания текста).

Расположите иллюстрации по содержанию книги, подпишите эпизоды, изображенные на них.

2. Эвристическая беседа:

- Что называется портретом в литературном произведении? ( Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды ).(слайд №1)

.-Какие выразительные средства использует автор , помогающие понять отношение автора к детям? (Зная некоторые способы выражения авторского отношения, нужно прежде всего,остановиться на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети.) (слайд №2)

-Дайте определение эпитета и метафоры (Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему).

3.Выступление воспитанницы с индивидуальным заданием (проследить по тексту о прямых оценках рассказчика, в которых он высказывает свое сочувствие к детям )

-Какие методы и приемы использует автор , показывая свою любовь к детям?(задача: обучение построению устных рассуждений на литературную тему)

( портретная характеристика героев и прямые авторские оценки.)

5. Почему автор не описывает игры и забавы детей? (задача: обучение аналитическому мышлению и умению проявить эмпатию по отношению к литературным героям)

( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)

6. Слово учителя: так как речь идет о военном времени, необходимо, чтобы вы помнили о тяжести того бремени, что легло на плечи ребят, чьё детство пришлось на годы войны.

1. Постановка задач.(слад№3)

(Задача этапа урока: мобилизовать внимание школьников, создать мотивацию к действиям на уроке изучения нового материала).)

- Сегодня мы будем говорить о том насколько человек близок к природе , а так же продолжим работу по совершенствованию навыков выразительного чтения.(на доске записана тема урока, учитель обращает внимание воспитанниц).

М.М.Пришвин — один из своеобразнейших писателей, который подарил нам множество рассказов, повестей, "географических очерков" о природе. В них все объединено человеком — неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь писателя к природе родилась из его любви к человеку. Эта тема прослеживается в сказке-были . Пришвина называют певцом русской природы, т. к. в его произведениях природа и человек тесно связаны.

-Как Пришвин определяет жанр своего произведения?( сказка-быль) Быль-это история двух осиротевших во время войны детей.

3.Выразительное чтение отрывка.

-Несмотря на то что отрывок не рифмован , его легко читать , потому что он очень ритмичен. Что же такое ритм?

4. Знакомство с новым термином.(слайд№4)

Ритм — повторяемость тех или иных сходных явлений(звуков, пауз, ударений, слогов, сочетаний ударных и безударных слогов, синтаксических конструкций через определенные промежутки времени).

Эксперимент (проект на доске слайд 5?). Ритм в прозаическом произведении( параллелизм синтаксических конструкций).

С тех пор уже лет, может быть, двести
эти ель и сосна вместе растут.
Их корни с малолетства сплелись,
их стволы тянулись вверх рядом к свету,
стараясь обогнать друг друга.
Деревья разных пород боролись между собой
корнями за питанье,
сучьями — за воздух и свет.
Поднимаясь все выше,
толстея стволами,
они впивались сухими сучьями в живые стволы
и местами насквозь прокололи друг друга.(слайд№6фото)

-Какие художественно- выразительные средства использует автор, создавая перед нами картину сказочного леса?

-Какие слова определяют взаимоотношения сосны и ели?(деревья боролись между собой корнями за питание)

-В чем причина несчастий деревьев? ( в эгоистическом стремлении выжить за счет другого, в их разобщенности)

-Как содержание этой притчи о двух деревьях раскрывает дальнейшее повествование о приключениях детей на Блудовом болоте?

С первого шага от Лежачего камня, как в сказках, начинается выбор собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный , где живут и плачут сосна и ель , где разговаривают птицы и звери. Автор продолжает развивать мысль о единстве жизни всего живого . В этом лесу проявляются главные качества человеческой личности и помогает ему в этом природа, она реагирует на каждый поступок детей. Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сюда –то, в это нехорошее место, и идут Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа предвещает недоброе.

-Первый луч солнца стр. 46

- Первый сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.стр.46

-Серая хмарь с 48

-Елочки-старушки ,ворон с 53-54

-Настя идет по плотной тропе , а Митраша по слабенькой стр.56 Трава-белоус с 55,59(Что означает уход Митраши с протоптанной людьми тропинки)(Пренебрежение опытом поколений)

-Настя во время сбора ягод с 60-61(Каков смысл этого эпизода?)(Лось ползающую по земле девочку даже не признал за человека)

-Кладовая солнца стр.52(Кладовая солнца – это не только торф как полезное ископаемое, а это солнечное тепло и свет, которые нужны всему живому и людям на земле. Солнце как основа жизни. Солнце отдает свое тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на Земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.)

9.Работа на эпиграфом урока. Я ведь, друзья мои,пишу о природе, сам же только о людях думаю(слайд №8)(слайд №9 из дневника Пришвина)

-Как показана жизнь Насти и Митраши в единстве окружающего их мира?

  1. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
  2. Какие задания вызвали затруднения? Какие показались интересными?

IX. Дом. задание.(слайд № 10)

Выписать эпитеты к слову солнце.

В сказке-были "Кладовая солнца" М. Пришвин часто использует двойственные образы - противопоставления: собака противопоставляется волку, Настя - Митраше, ель - сосне. Несмотря на то, что это разные деревья, ель с сосной вынуждены существовать вместе, как существуют вместе люди и природа. И в этой извечной борьбе нет победителя и побеждённого, человек не должен становиться хозяином природы, он должен научиться сосуществовать с ней в единстве. Другое значение этого эпизода - описание ссоры Насти и Митраши. Когда ссорятся ребята, ель с сосной "воют", плачут. Пришвин наделяет деревья человеческими качествами (использует приём олицетворения), подчёркивая тем самым трагические последствия ссоры брата с сестрой, которые также, как и ель с сосной, родились из одного семечка и живут вместе, а значит, должны учиться понимать и уважать друг друга.

Природные явления играют особую роль в реалистичной сказке Михаила Пришвина “Кладовая солнца”. Автор отлично знал природу своего края и был географом-любителем. Ему было чем поделиться с читателями.

Чего только стоит его художественное описание болота, и кто бы мог подумать, что трясину в народе называют “кладовой солнца”. Все травинки и былинки, растущие там, буквально пропитаны солнцем.­ А когда они умирают, болото их бережно откладывает в свои могучие пласты торфа, пропитанного солнечной энергией.

почему автор выбрал для своего произведения такое звучное, гармоничное название. В пришвинской “Кладовой солнца” живут и ель, и сосна, и много других полезных растений. Пожалуй, ни у одного из русских писателей не было такого прекрасного описания природы. Об этих родственных хвойных деревьях он говорит: “Ветер-сеятель принес два семечка…

Оба семечка легли в одну ямку… С тех пор… ель и сосна вместе растут…” В продолжение описания мы узнаем, что деревья борются между собой корнями за питание, а листьями и ветками за воздух. А когда треплет злой ветер, то, покачиваясь из стороны в сторону,

Так неординарно, и в то же время, художественно видит писатель лесную природу.­ Читая его строки, невольно проникаешься любовью и сочувствием к природе. Природные явления становятся своеобразными действующими лицами произведения, которые могут, как помогать людям, так и мешать им жить. Центральным событием становится поход сельских детей-сирот Насти и Митраши в Слепую елань, где мальчик застревает в болоте и не может долгое время выбраться.

Идея пойти в лес пришла к ним неожиданно. Они всего лишь хотели найти поляну с клюквой, о которой много рассказывал их покойный отец. По пути дети поругались и разминулись.

Настя пошла более длинным, но надежным путем, а Митраша срезал путь и пошел по непроторенной дорожке. В итоге он и сам не заметил, как оказался посередине болота, которое его по пояс утянуло вниз. Природа чуть было не наказала детей за непослушание. Настя была старше брата на пару лет и не должна была оставлять его одного, а Митраша должен был слушаться старшую сестру.

Автор хотел показать, что таким образом природа хотела проучить ребят. Однако она же им пришла на помощь. Собака Лесничего учуяла беду в лесу по жалобному плачу “сплетенных навеки деревьев” и пришла к детям на помощь.

Именно она вытащила Митрашу из трясины.

Как и любая сказка “Кладовая солнца” счастливо закончилась. Мальчику даже удалось подстрелить самого страшного волка в округе, за что его зауважали в деревне. Но этот поход надолго стал для них уроком. Настя корила себя за невнимательность, а Митраша – за непослушание.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Смоленского района Смоленской области

hello_html_m554fbc46.jpg

Урок подготовила

учитель русского языка и литературы

Колкова Наталья Михайловна

2013 – 2014 уч.год

- раскрыть особенности изображения М.Пришвиным мира природы;

- познакомить со значением природы в жизни человека;

- раскрыть метафоричность и символику языка произведения;

- воспитывать в детях чувство красоты, доброты, любви к природе.

интерактивная доска, ноутбук, проектор, клюква.

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

введение в тему урока

Задание . Посмотрите на картину и запишите 5 слов, которые у вас возникают при её просмотре

- Какие слова у вас получились? Каким одним словом их можно заменить? (природа)

- Вспомните, какое произведение мы изучаем и подумайте, о чём будет сегодня наш урок?

Работа с эпиграфом. По словам Ф. Тютчева, какая природа? В конце урока мы с вами ещё раз вернёмся к словам Ф. Тютчева

-Кто ещё является героями произведения? (Митраша, Настя)

2. Смысловая стадия (сл. 1 )

Учитель Какова же цель нашего урока? (ответы учащихся)

Цель нашего урока – раскрыть особенности изображения М.Пришвиным мира природы;

- познакомиться со значением природы в жизни человека.

Чтобы глубже узнать природу и увидеть, как связана она с человеком, мы вместе с Митрашей и Настей отправимся в лес.

- В каком месяце отправились ребята за клюквой?

Увидеть апрельский лес нам поможет музыка П. И. Чайковского

Каким вы представили себе лес при прослушивании композиции?

Вот в такой лес и пошли ребята. Вспомним, рассказ, о чём предшествует появлению детей в лесу (сосна и ель)

1.Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собою корнями за питание, сучьями — за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.

Какую мысль выражает писатель, рисуя эту картину? (Рисуя эту картину, писатель тем са­мым выражает мысль о жестоких законах борьбы за существо­вание, господствующих в природе.)

Какие средства выразительности использует автор при описании ели и сосны? (Олицетворение)! Назовите примеры.

Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).

Для чего автор использует этот приём? (С помощью олицетворений писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни детей. Злые силы природы стараются запугать, заставить уйти из леса. Добрая природа успокаивает детей, помогает им).

Учитель: Зачем писатель вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещён в самом начале описания пути героев?

Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Докажем это текстом.

2. Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца.

Что произошло потом?

(Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой).

Вспомним, как это произошло

3. Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая слабую тропу, сказал: — Нам надо по этой на север.

Это не тропа! — ответила Настя

. — Вот еще! — рассердился Митраша. — Люди шли, — значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше.

Насте было обидно подчиниться младшему Митраше.

Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надвигаться серая хмарь. Золотая Курочка собралась с силами и попробовала уговорить своего друга.

Смотри, — сказала она, — какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?

Пусть ходят все люди, — решительно ответил упрямый Мужичок в мешочке.

Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке. — Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, — сказала Настя. — И, наверно, на севере вовсе и нет никакой палестинки. Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.

Ну ладно, — резко повернул Митраша. — Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

- Как природа помогает понять настроение спорящих?

Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?

4. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, елка нажала на сосну и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала. Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.

А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.

5. Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце со всеми его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали. Как, по-вашему, автор относится к происходящему?

(Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)

Чем руководствовался Митраша, когда объяснял свою позицию, по какой тропе нужно пойти?

А кто рассказал Митраше о важности компаса? что конкретно говорил отец Митраше?

Митраша идёт по болоту. Направление на север ему указывает стрелка компаса. Как вы думаете, смогли бы растения указать Митраше не только верный путь на север, но и безопасную тропу на болоте? Докажите это текстом произведения?

А на что еще мог обратить внимание Митраша? (слой торфа под ногами был разный).

А что же Настя, ребята? Вышла она к палестинке? Какую ягоду собирала девочка? Посмотрим, как Пришвин описывает эту ягоду?

А о каких ягодах ещё упоминается в произведении?

Ребята, я сейчас прочту описание ягод, а вы должны будете определить, о каких ягодах идет речь.

1) Ягода растет и её видишь: стебелечек тоненький тянет вверх, по стебельку как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком черные ягодки с синим пушком. (Черника.)

2) Кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом. (Брусника.)

3) Красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. (Костяника.)

4) Ягода, растущая кустиком, она голубая, более крупная. (Голубика.)

5) Кислая и очень полезная для здоровья ягода. Растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. (Клюква.)

- Кто же заставил Настю встать на ноги?

8. Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку, как на всякую ползущую тварь. Ничего не видя, кроме клюквы, ползет она и ползет к большому черному пню, еле передвигая за собою большую корзину, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая Курочка на высоких ногах. Лось ее и за человека не считает: у нее все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни. Вот уже начинает вечереть, и воздух и все кругом охлаждается. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. .. Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела черный теплый пень и, сделав на самом верху несколько оборотов, спустилась по ту сторону. Ядовитые змеи-гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, огромная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве. А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И так она приползла к горелому пню и дернула за ту самую плеть, где лежала змея. Гадина подняла голову и зашипела. И Настя тоже подняла голову. Тогда-то наконец Настя очнулась, вскочила, и лось, узнав в ней человека, прыгнул из осинника и, выбрасывая вперед сильные ноги… Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на змею: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком в теплом луче солнца. Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она.

- Змея, и пень, и лось.

- То есть, если обобщить, то на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком.

- А всё-таки, ребята, как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?

Митраша, вы помните, тоже выходит победителем из сложной ситуации.

(Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.)

(Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни.)

Чему нас учит Пришвин?

Обратимся к эпиграфу, как вы понимаете слова Тютчева?

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Подведение итогов.

Итак, ребята, мы приходим к выводу: соединяя реальную жизнь людей и изображённую в сказочных образах жизнь природы, писатель выражает главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

Составление кластера о природе

Рефлексия учащимся предлагается на выбор жёлтые и зелёные листочки и прикрепить их к стволу дерева (жёлтые - не всё понял, были трудности , зелёные – всё было понятно, затруднений не было)

Читайте также: