Царь загробного мира бог давший людям умение выращивать зерно и виноград

Обновлено: 04.03.2024

Осирис считался владыкой загробного мира и богом плодородия. Изображался Осирис как человек с зеленой кожей (по некоторым сказаниям с черной) и длинной фараоновской бородкой, его ноги и грудь были обернуты льняными полотнами, подобно мумии, в руках он держал атрибуты власти (цеп и посох), на голове бог носил примечательную высокую корону с двумя страусиными перьями по бокам.

Осирис – один из великих божеств гелиопольской энеады, сын бога Геба и богини Нут, брат Исиды, Сэта и Нефтиды. Исида, кроме того, была его верной супругой, которая после его смерти зачала и родила от него сына Гора.

Перерождение Осириса

Изначально Осирис, подобно фараону, властвовал в Египте со своей женой Исидой. Он был мудрым, справедливым правителям, научившим людей возделывать землю и получать урожай зерновых культур, привил уважение к законам и добился поклонения богам. Всеобщая любовь египтян к Осирису, его мудрое правление очень не нравились Сэту, его родному брату. Движимый ненавистью и ревностью, Сэт задумал расправу. Он сделал саркофаг по меркам Осириса и коварно заманил в него брата. Крышка саркофага захлопнулась, а Сэт со своей свитой закрыли и залили его свинцом, после чего бросили в стремительные воды Нила. Любящая Исида, отыскав саркофаг, вернула его обратно в Египет.

Таким образом Осирис все также оставался справедливым и честным владыкой, а его суд давал надежду каждому египтянину на загробную жизнь, независимо от происхождения и положения в обществе.

Бог земли и растительности, Осирис символизировал в своей смерти ежегодную засуху и в своем чудесном перерождении периодическое наводнение Нила и рост зерна. Он был королем-богом, который, как полагали, дал цивилизацию Египта.

В древнейших религиозных текстах Осирис упоминается как великий бог мертвых, и во всех этих текстах предполагается, что читатель поймет, что когда-то он обладал человеческой формой и жил на земле. Будучи первым сыном Геба, первого царя Египта, Осирис унаследовал трон, когда Геб отрекся от престола. В это время египтяне были варварскими людоедами и нецивилизованными. Осирис видел это и был очень обеспокоен. Поэтому он вышел среди людей и научил их, что есть, искусству земледелия, как поклоняться богам, и дал им законы.

Путешествие Осириса

Осирис был величайшим царем Египта, который правил добротой и убеждением. Цивилизовав Египет, Осирис отправился в другие страны, оставив Исиду своим регентом, чтобы учить других людей тому, чему он учил египтян.

Во время отсутствия Осириса Исида была обеспокоена заговором Сета, чтобы захватить и ее, и трон Египта. Вскоре после возвращения Осириса в Египет, в двадцать восьмой год его правления, в семнадцатый день месяца Хатор (конец сентября или ноябрь), Сет и 72 заговорщика убили его. Затем они бросили гроб в Нил.

Исида с помощью своей сестры Нефтис, Анубиса и Тота волшебным образом обнаружила тело Осириса. Узнав, что тело его брата было найдено, Сет пошел к нему, разорвал его на четырнадцать частей и разбросал по всему Египту. Исида снова нашла каждую часть своего тела, кроме своего фаллоса (его съела проклятая ныне нильская рыба). Она волшебным образом собрала Осириса и воскресила его достаточно долго, чтобы он мог оплодотворить его, чтобы она смогла родить нового царя Гора.

Конечно, Сет не хотел сдавать египетский трон юному Гору, и поэтому собрался трибунал богов, чтобы решить, кто был законным царем. Процесс длился восемьдесят лет. В конце концов, благодаря хитрости Исиды, она завоевала трон для своего сына.

Осирис тем временем стал королем загробной жизни. Считалось, что он готов принять всех людей в Дуат, нежную, плодородную землю, на которой жили праведники, которые жили хорошей и правильной жизнью на земле и были похоронены с соответствующими церемониями под защитой определенных амулетов. и с надлежащим изложением некоторых "божественных слов" и слов силы. Говорят, что его царство лежит под Нун, на северных небесах или на западе.

Влияние в загробном мире

Именно как Царь Загробной Жизни Осирис приобрел свою высшую популярность. Первоначально он был второстепенным богом Среднего Египта, особенно по сравнению с богами Гелиополя и Гермополя и т. д. Отметив его растущую популярность и чувствуя, что Осирис однажды затмит поклонение своим собственным богам, священники этих городов приняли его в свои собственные космогонии.

Элементы его истории воспринимались как символ реальных событий, произошедших в Египте. С его первоначальной связью с сельским хозяйством его смерть и воскресение были замечены как символ ежегодной смерти и повторного роста зерновых культур и ежегодного наводнения Нила. Солнце также с его ежедневным перерождением и смертью было связано с Осирисом. Его соперничество с его братом Сетом, богом штормов и пустыни, символизировало вечную войну между плодородными землями долины Нила и бесплодными пустынными землями, расположенными чуть дальше. Фараона Египта звали Гором, а его покойным отцом был новый Осирис.

Заключение

Осириса обычно изображали как бородатого мумифицированного человека с зеленой кожей и в короне атефа . Его руки вылезают из оберток мумии и держат цепку и крюка.

С этим богом у древних египтян связано большое количество верований, религиозных культов и мифов.

Возрождение Осириса

Одним из самых главных мифов Древнего Египта, на котором строился весь религиозно-заупокойный культ этой страны, является легенда об убийстве и последующем воскрешении бога Осириса.

Наиболее точно и достоверно этот миф был описан древнегреческим философом и летописцем Плутархом. Согласно его рассказу Осирис изначально был смертным человеком – царем Египта. Правил он народом вместе со своей женой Исидой, которая так же являлась его сестрой. При нем население Египта научилось выращивать зерновые культуры, жить в мире и чтить своих богов. Свое влияние среди обычных жителей он завоевывал своей добротой и справедливостью, а не угрозами и оружием как другие фараоны. В результате чего был любим и почитаем, что вызывало жуткую зависть у его брата Сета. Решил Сет извести родного брата, для этого изготовил он саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он подойдет, сам же с самого начала снял точные мерки Осириса.

Осирис решил подержать идею брата и лег в саркофаг, который естественно оказался ему точно в пору, в это время Сет и еще семьдесят два заговорщика подбежали и закрыли крышку, а сверху для большей надежности даже запаяли свинцом. После чего бросили саркофаг с Осирисом в Нил.

Но саркофаг не утонул, а поплыл далее по течению. Вблизи Библоса, его вынесло на берег, на этом месте тут же выросло прекрасное дерево. Исида, которая очень любила своего мужа, предпринимает успешную попытку по поискам своего мужа, находит саркофаг и возвращает его в Дельту, где собирается совершить обряд похорон по всем правилам. Но Сет оказался очень коварным, он выкрадывает тело брата, разрубает его на множество кусочков и разбрасывает их по всему Египту.

Верховный суд Осириса

Так согласно ей после того как человек умер его душа попадала в загробный мир, который представлялся чем-то вроде места где происходило дальнейшее распределение – в ад или рай. Решал же все этом мире верховный суд из сорока двух богов, во главе них стоял Осирис именно он делал окончательное заключение, так как судя по всему вершился суд согласно коллегиально вынесенному приговору.

От решения суда Осириса зависела дальнейшая судьба души – она могла быть отправлена в рай, к свету, или сердце съедалось безжалостным чудовищем Аммут. Причем в первом случае, душа через некоторое время могла воскреснуть вновь в другом человеке, а во втором она умирала окончательно. Именно из-за боязни верховного суда Владыки загробного царства, в Древнем Египте Осирис был так почитаем, а его культ насчитывал самое большое количество храмов и жрецов.

Культ Осириса

Осирис почитается египтянами еще со времен самого древнейшего царствования фараонов, причем первоначально он считался богом изобилия и плодородия, от его милости, как принято, было верить зависели все наводнения Нила и последующий богатый урожай. Несколько позднее он стал восприниматься как бог воскрешения и владыка Загробного мира.

В начале Египетской истории правящие фараоны отождествлялись с самим богом, а их сыновья с Гором сыновьями Осириса.

Одним из главных территориальных центров культа этого божества являлся Абидос – столица восьмого нома в Древнем Египте. Местом паломничества на этих территориях была гробница одного из королей самой первой династии правителя Джосера, в последующие века, она почиталась как место упокоения самого Осириса. Ежегодно на протяжении нескольких тысяч лет в Абидосе проводился праздник, посвященный этому божеству. Так же принято было считать, что именно в этом городе была захоронена голова бога, после того как его на куски разрубил собственный брат.

Примечательно, так же то, что культ Осириса был настолько силен, а сам бог так почитаем, что в эпоху нового царства он вышел за пределы Древнего Египта и распространился по странам Нубии, Ливии, Греции, Междуречья и т.д.

Осирис и миф о его чудесном воскрешении в образе бога соединили в себе самые различные периоды Египетской истории. Культ царя-фараона, почитание бога который умирает и воскресает, точно так же как Нил с его отливами и наводнениями, луна, загробный мир, верховный суд все это как губка впитывается религиозными представлениями, которые получают свое последовательное развитие в периоды становления Египетского общества.

Своими корнями миф Осириса уходит глубоко в эпоху зарождения родового общества, из обрядов, верований и представлений, которого впоследствии развиваются и характерные для культа этого бога черты, вроде неразрывной связи культа царя-правителя-фараона и культа бога, который имеет возможность влиять на силы природы и их результаты. При этом культ царя загробного мира тесно переплетается с теми временами когда Осириса почитали как бога плодородия, из-за чего в религии и жреческих обрядах, а так же в самом мифе, силы природы, которые благоволят к богу проступают особенно четко.

Стоит так же разобраться с непременной атрибутикой, без которой не встретишь изображений Осириса. Корона Атеф, головной убор Осириса изготовлена из папируса, священная ладья бога так же выполнена из стеблей этого тростника, а в его символ царской власти вставлены она в другую связки тростника.

Стоит так же отметить, что на всех изображениях Осирис прорисован с каким-либо растением – перед его престолом из пруда растут либо лотос, либо деревья с виноградной лозой, виноградная лоза так же может обвивать балдахин и трон, на котором сидит бог, а иногда и его самого.

Гробница Осириса так же всегда изображается с зеленью – то недалеко от нее растет дерево, на ветвях которого сидит душа Осириса, то дерево вырастает прямо из гробницы, а то из нее растут сразу четыре дерева.


Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.

Оси́рис (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка.

Ра Осирис - владыка дня и света. Изображается с головой сокола. Также бог возрождения в древнеегипетском пантеоне

Осирис был сначала фараоном и у него была жена, а также брат, Осириса похоронили жевым. А на даный момент его считают одним из главных богов.
одно из центральных божеств древне египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды.

Читайте также: