Картина машкова синие сливы описание
Обновлено: 18.09.2024
Цель: формирование навыков творческого рассказа по натюрморту.
- формировать умение составления творческого рассказа по картине-натюрморту.
- обогащение словаря детей новой лексикой (подбор сравнений).
- развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.
- развивать логическое мышление и творческое воображение.
-формирование познавательной активности, интереса к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга.
- воспитывать интерес детей к произведениям живописи.
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: старшие дошкольники.
Тип занятия: занятие по получению и закреплению новых знаний.
Методы и приемы: словесные (рассказ, беседа, объяснение, воображаемая ситуация, загадки), наглядные (демонстрация), практические (физкультминутка).
Структура занятия:
I. Вводная часть – 3 минуты.
II. Основная часть – 25 минут.
III. Заключительная часть – 2 минуты.
Вводная часть
Логопед: Ребята, сегодня я приготовила для вас сюрприз, картину одного художника , а что бы узнать в каком жанре живописи он пишет, нужно отгадать загадку:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине
Или розу в хрустале
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт.
Или все предметы сразу.
Логопед: Правильно! Молодцы!
II . Основная часть
Предварительная беседа
Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о натюрморте. Ребята, скажите о творчестве какого художника, вы говорили с воспитателем?
Дети: C воспитателем мы говорили о творчестве И.И. Машкова
Логопед: А что вы запомнили о его биографии и работах?
Дети: И.И. Машков родился в бедной семье. Его заметил учитель и спросил, хочет ли он научиться рисовать. Художник никогда не думал, что рисованию можно учиться.
Логопед: Молодцы! Очень интересный факт из детства вы запомнили! А вы догадались, о какой картине мы с вами сегодня поговорим?
Логопед: Да! Правильно! По этой картине каждый из вас тоже составит свой рассказ, но он будет творческий! Если вы готовы творить, тогда приступаем!
Рассматривание картины
Логопед: А сейчас давайте посмотрим на картину этого художника. Что на ней изображено? Давайте определим местонахождение каждого объекта на картине .
Дети: Тарелка со сливами стоит на столе в самом центре картины . Сливы лежат по кругу тарелки. Сверху апельсин. Вокруг тарелки персики.
Логопед: К какому же жанру относится эта картина?
Дети: Эта картина относится к жанру натюрморт.
Логопед: Правильно! А какими словами-признаками можно описать сливы, апельсин, персики?
Дети: Сливы – яркие, синие; апельсин – крупный, оранжевый; персики- красные, оранжевые, желтые.
Физкультминутка
Логопед: А сейчас я предлагаю вам встать со своих мест и повторять движения за мной.
Упражнения по картине.
- Яблоко по форме, как…
- Яблоки по цвету, как…
- Апельсин по размеру и форме, как…
- Персик по цвету, как…
- Лимон по цвету, как…
- Слива по цвету , как…
- Тарелка по форме, как …
Дети: Яблоко по форме, как шар, круг.
- Яблоки по цвету, как трава, солнышко, закат.
- Апельсин по размеру и форме, как яблоко, солнышко.
- Персик по цвету, как лампочка, песок.
- Лимон по цвету, как луна, солнце.
- Слива по цвету , как ночь, баклажан.
- Тарелка по форме, как круг, солнышко.
Логопед: - Молодцы, и с этим заданием вы справились!
5. Составление творческого рассказа детьми.
Логопед: Ребята, пока мы с вами играли, рядом с нашим натюрмортом появился волшебник , и он превратил наш натюрморт в цирковое представление и вместо тарелки с фруктами я вижу арену цирка, а на арене идет представление, но посмотрите, артисты засекречены. Сможете вы их разглядеть ? Кого вы здесь увидели?
Дети: Сливы - это бегемот. Апельсин - это клоун. Персик - это лев. Яблоки - это обезьянка.
Логопед: А рядом с ареной расположились кто, кого вы видите? Как вы думаете, представление нравится зрителям? Какое у них настроение?
Дети: Представление очень нравится зрителям. У них веселое настроение, они лучезарно улыбаются.
Логопед: А давайте с вами составим рассказы о представлении , которое происходит сейчас на арене цирка.
Логопед: Молодцы! У вас получились очень интересные рассказы. Только скажите, мы придумали историю реально, происходящую на картине?
Логопеды: Правильно! Мы придумали свою. Ребята, такие рассказы мы с вами будем называть творческими.
6. Рефлексия детей
Логопед: Сейчас мы с вами разберем рассказ (Имя ребенка). (Рассказ каждого ребенка) Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
– чем понравился рассказ?
– о чем удалось интересно рассказать?
– какие красивые необычные слова услышали в рассказах (украсили рассказ)?
III .Подведение итогов занятия
Логопед: Молодцы! хорошие рассказы у вас получились ! Вам понравилось занятие ?
Дети: Очень понравилось!
Логопед: С творчеством какого художника, мы сегодня познакомились?
Дети: Мы познакомились с творчеством И.И. Машкова.
Логопед: К какому жанру относятся его картины?
Дети: Его картины относятся к жанру натюрморт.
Логопед: Как называется картина, с которой мы сегодня познакомились?
Логопед: Вы сегодня большие молодцы! Все очень старались! Хочется отметить ваши составленные рассказы (выделение наиболее удачных моментов каждого рассказа).
Список литературы
Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях.- М: Айрис-пресс, 2008.144с.
Василенко Н. В. Шедевры натюрморта – М.: Абрис/ОЛМА, 2018. – 256 с.
Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. -
М.: Художественная литература, 1970. С. 106.
Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М., 2004. – 16 с.
1910, 116 см • Масло, Холст
Здесь максимально упрощена и примитивизирована композиция. Если уж центр – то это будет ярко-оранжевый апельсин, вокруг – темные, как ночь, сливы.
Белая смятая скатерть и серый нейтральный фон отлично оттеняют яркость и фактуру персиков и яблок вокруг блюда.
Явственно заметно влияние Матисса. Кстати, эту картину в свое время Матисс и Серов порекомендовали приобрести меценату Морозову. Это для Машкова было настоящее признание: ранее отвергший его преподаватель и кумир московских художников, сам Анри Матисс!
Илья Иванович Машков
Натюрморт с овощами
1914 • Масло, Холст
И действительно, в этих фруктах – необузданное торжество, хочется сказать – смак!
Картина действует сразу не все органы восприятия – мы видим яркую фруктовую россыпь, чувствуем аромат спелых плодов и, кажется, если прикоснемся, то ощутим гладкость слив, мягкую, чуть шершавую кожицу персика и бугристую кожуру апельсина.
Илья Иванович Машков
Натюрморт с хлебами и тыквой
1915, 120.5×71 см • Масло, Холст
Илья Иванович Машков
Натюрморт с фруктами
1910 • Масло, Холст
Дама с китаянкой, 1910, ГТГ
- 1.Натюрморт на первом плане.
- 2.Женская фигура на втором.
- 3.Картина в картине.
Живописное решение убедительно и органично. Кажется, что Машков писал портрет с натуры. Хотя на самом деле это сочинённое, вымышленное произведение.
Свои ранние натюрмортные постановки Машков часто организует по аналогии с декоративными росписями подносов. Иногда он даже практикует овальные формы картин.
На этом полотне присутствует объем, но нет света и тени. Объем здесь дан цветом. Объем есть, света и тени нет, свет и тень здесь заменены цветом. Всё это типично для творчества Сезанна и Машков использует его художественные приёмы.
Все предметы на этом натюрморте имеют чёткие геометрические формы. Даже скатерть на столе написана углом, подобно треугольнику.
Два гениальных открытия Сезанна:
- Первое — трактуйте предметы посредством куба, шара и конуса.
- Второе — объем передается цветом.
Александр Куприн
Как картины художников-авангардистов оказались в Третьяковке
Очень многие произведения, в частности работы Гончаровой и Ларионова, попали в ГТГ из коллекции Генриетты Леопольдовны Гиршман.
Очень многие работы покупались, дарились в советское время. Тогда Третьяковка проводила очень серьезную закупочную политику в отличии от сегодняшней тотальной нехватки средств. Но очень многие авангардные вещи попали в ГТГ из частных коллекций. Это отдельная история, порой безумно интересная. В начале 1917 года многие состоятельные люди такие как Гиршманы, Носовы и многие другие сдали часть свох коллекций на временное хранение в Третьяковскую галерею и уехали за границу. В стране уже чувствовалась тревожная атмосфера и они решили не рисковать. Хозяевам коллекций не суждено было вернуться в Россию. Так временное хранение в итоге превратилось в постоянное.
К написанию статьи привлекались лекции В.М.Бялик и Е.Середняковой. А также книга:
“Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014.
: Учить детей составлять собственные фантастические рассказы.
Продолжать учить детей определять объекты изображенные на картине, находить их взаимосвязи.
Упражнять в умении перевоплощаться в объекты на картине.
Совершенствовать умение детей запоминать модель этапов.
Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины.
Воспитывать умение внимательно выслушивать рассказы сверстников помогать им в случае затруднений.
Наглядный: модели этапов, модели имен признаков Триз, схема составления рассказов, фантастический глаз, картина.
- Ребята сегодня я приготовила для вас сюрприз, картину, а что бы узнать какой жанр живописи на этой картине, нужно отгадать загадку.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине
Или розу в хрустале
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт.
Или все предметы сразу.
Знай, что это Натюрморт…
Посмотрите на нее. До чего же яркая, праздничная картина
-А с чего мы начнем рассматривать картину нам поможет модель этапа:
Д. : Я вижу (сливы, персики, стол, апельсин, тарелку)
-Это объекты какого мира (природного, рукотворного,
- Какой формы? Цвета?
Давайте раскроем тайну картины : все предметы между собой связаны
Какой этап следующий?
Какой следующий этап рассматривания картины?
-Давайте определим местонахождение каждого объекта на картине.
Д. - Тарелка с яркими синими сливами стоит на столе в самом центре картины. Сливы лежат по кругу тарелки. Сверху красуется крупный оранжевый апельсин. Вокруг тарелки красные, оранжевые, желтые персики.
Следующий этап оживления картины, согласна.
-А вот и скатерть, вижу тарелку вот они аппетитные фрукты, и синие сливы, и персики, и фарфоровая тарелка…
Замерли, а потому что Натюрморт –это мертвая натура (застывшее изображение). Здорово!Давайте похлопаем! Замечательная получилась картина, рассаживайтесь ребята на свои места. Спасибо!
Следующий этап загадка. О каком объекте мы придумаем загадку.
Давайте возьмем центральный объект апельсин!
Мы с вами рассмотрели картину, выделили объекты, нашли связи, оживили объекты на картине, придумали загадку…
А сейчас я предлагаю составить рассказ по картине. Но рассказы бывают реальные и фантастические. Послушаем сначала реальный рассказ.
А теперь придумаем фантастический рассказ, поможет вам фантастический глаз…
Кто готов рассказать фантастический рассказ, а остальные рассказы подарите нашим гостям…
Читайте также: