Картина машкова синие сливы описание

Обновлено: 18.09.2024

Цель: формирование навыков творческого рассказа по натюрморту.

- формировать умение составления творческого рассказа по картине-натюрморту.

- обогащение словаря детей новой лексикой (подбор сравнений).

- развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.

- развивать логическое мышление и творческое вооб­ражение.

-формирование познавательной активности, интереса к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга.

- воспитывать интерес детей к произведениям живо­писи.

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: старшие дошкольники.

Тип занятия: занятие по получению и закреплению новых знаний.

Методы и приемы: словесные (рассказ, беседа, объяснение, воображаемая ситуация, загадки), наглядные (демонстрация), практические (физкультминутка).

Структура занятия:

I. Вводная часть – 3 минуты.

II. Основная часть – 25 минут.

III. Заключительная часть – 2 минуты.

Вводная часть

Логопед: Ребята, сегодня я приготовила для вас сюрприз, картину одного художника , а что бы узнать в каком жанре живописи он пишет, нужно отгадать загадку:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине

Или розу в хрустале

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт.

Или все предметы сразу.

Логопед: Правильно! Молодцы!

II . Основная часть

Предварительная беседа

Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о натюрморте. Ребята, скажите о творчестве какого художника, вы говорили с воспитателем?

Дети: C воспитателем мы говорили о творчестве И.И. Машкова

Логопед: А что вы запомнили о его биографии и работах?

Дети: И.И. Машков родился в бедной семье. Его заметил учитель и спросил, хочет ли он научиться рисовать. Художник никогда не думал, что рисованию можно учиться.

Логопед: Молодцы! Очень интересный факт из детства вы запомнили! А вы догадались, о какой картине мы с вами сегодня поговорим?

Логопед: Да! Правильно! По этой картине каждый из вас тоже составит свой рассказ, но он будет творческий! Если вы готовы творить, тогда приступаем!

Рассматривание картины

Логопед: А сейчас давайте посмотрим на картину этого художника. Что на ней изображено? Давайте определим местонахождение каждого объекта на картине .

Дети: Тарелка со сливами стоит на столе в самом центре картины . Сливы лежат по кругу тарелки. Сверху апельсин. Вокруг тарелки персики.

Логопед: К какому же жанру относится эта картина?

Дети: Эта картина относится к жанру натюрморт.

Логопед: Правильно! А какими словами-признаками можно описать сливы, апельсин, персики?

Дети: Сливы – яркие, синие; апельсин – крупный, оранжевый; персики- красные, оранжевые, желтые.

Физкультминутка

Логопед: А сейчас я предлагаю вам встать со своих мест и повторять движения за мной.

Упражнения по картине.

- Яблоко по форме, как…

- Яблоки по цвету, как…

- Апельсин по размеру и форме, как…

- Персик по цвету, как…

- Лимон по цвету, как…

- Слива по цвету , как…

- Тарелка по форме, как …

Дети: Яблоко по форме, как шар, круг.

- Яблоки по цвету, как трава, солнышко, закат.

- Апельсин по размеру и форме, как яблоко, солнышко.

- Персик по цвету, как лампочка, песок.

- Лимон по цвету, как луна, солнце.

- Слива по цвету , как ночь, баклажан.

- Тарелка по форме, как круг, солнышко.

Логопед: - Молодцы, и с этим заданием вы справились!

5. Составление творческого рассказа детьми.

Логопед: Ребята, пока мы с вами играли, рядом с нашим натюрмортом появился волшебник , и он превратил наш натюрморт в цирковое представление и вместо тарелки с фруктами я вижу арену цирка, а на арене идет представление, но посмотрите, артисты засекречены. Сможете вы их разглядеть ? Кого вы здесь увидели?

Дети: Сливы - это бегемот. Апельсин - это клоун. Персик - это лев. Яблоки - это обезьянка.

Логопед: А рядом с ареной расположились кто, кого вы видите? Как вы думаете, представление нравится зрителям? Какое у них настроение?

Дети: Представление очень нравится зрителям. У них веселое настроение, они лучезарно улыбаются.

Логопед: А давайте с вами составим рассказы о представлении , которое происходит сейчас на арене цирка.

Логопед: Молодцы! У вас получились очень интересные рассказы. Только скажите, мы придумали историю реально, происходящую на картине?

Логопеды: Правильно! Мы придумали свою. Ребята, такие рассказы мы с вами будем называть творческими.

6. Рефлексия детей

Логопед: Сейчас мы с вами разберем рассказ (Имя ребенка). (Рассказ каждого ребенка) Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

– чем понравился рассказ?

– о чем удалось интересно рассказать?

– какие красивые необычные слова услышали в рассказах (украсили рассказ)?

III .Подведение итогов занятия

Логопед: Молодцы! хорошие рассказы у вас получились ! Вам понравилось занятие ?

Дети: Очень понравилось!

Логопед: С творчеством какого художника, мы сегодня познакомились?

Дети: Мы познакомились с творчеством И.И. Машкова.

Логопед: К какому жанру относятся его картины?

Дети: Его картины относятся к жанру натюрморт.

Логопед: Как называется картина, с которой мы сегодня познакомились?

Логопед: Вы сегодня большие молодцы! Все очень старались! Хочется отметить ваши составленные рассказы (выделение наиболее удачных моментов каждого рассказа).

Список литературы

Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях.- М: Айрис-пресс, 2008.144с.

Василенко Н. В. Шедевры натюрморта – М.: Абрис/ОЛМА, 2018. – 256 с.

Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. -
М.: Художественная литература, 1970. С. 106.

Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М., 2004. – 16 с.

Image Hosted by PiXS.ru



1910, 116 см • Масло, Холст

Здесь максимально упрощена и примитивизирована композиция. Если уж центр – то это будет ярко-оранжевый апельсин, вокруг – темные, как ночь, сливы.

Белая смятая скатерть и серый нейтральный фон отлично оттеняют яркость и фактуру персиков и яблок вокруг блюда.

Явственно заметно влияние Матисса. Кстати, эту картину в свое время Матисс и Серов порекомендовали приобрести меценату Морозову. Это для Машкова было настоящее признание: ранее отвергший его преподаватель и кумир московских художников, сам Анри Матисс!

Image Hosted by PiXS.ru



Илья Иванович Машков
Натюрморт с овощами
1914 • Масло, Холст

И действительно, в этих фруктах – необузданное торжество, хочется сказать – смак!

Картина действует сразу не все органы восприятия – мы видим яркую фруктовую россыпь, чувствуем аромат спелых плодов и, кажется, если прикоснемся, то ощутим гладкость слив, мягкую, чуть шершавую кожицу персика и бугристую кожуру апельсина.




Илья Иванович Машков
Натюрморт с хлебами и тыквой
1915, 120.5×71 см • Масло, Холст

Image Hosted by PiXS.ru



Илья Иванович Машков
Натюрморт с фруктами
1910 • Масло, Холст

Дама с китаянкой

Дама с китаянкой, 1910, ГТГ

  • 1.Натюрморт на первом плане.
  • 2.Женская фигура на втором.
  • 3.Картина в картине.

Живописное решение убедительно и органично. Кажется, что Машков писал портрет с натуры. Хотя на самом деле это сочинённое, вымышленное произведение.

Свои ранние натюрмортные постановки Машков часто организует по аналогии с декоративными росписями подносов. Иногда он даже практикует овальные формы картин.

На этом полотне присутствует объем, но нет света и тени. Объем здесь дан цветом. Объем есть, света и тени нет, свет и тень здесь заменены цветом. Всё это типично для творчества Сезанна и Машков использует его художественные приёмы.

Все предметы на этом натюрморте имеют чёткие геометрические формы. Даже скатерть на столе написана углом, подобно треугольнику.

Два гениальных открытия Сезанна:

  • Первое — трактуйте предметы посредством куба, шара и конуса.
  • Второе — объем передается цветом.

Александр Куприн

Как картины художников-авангардистов оказались в Третьяковке

Очень многие произведения, в частности работы Гончаровой и Ларионова, попали в ГТГ из коллекции Генриетты Леопольдовны Гиршман.

Очень многие работы покупались, дарились в советское время. Тогда Третьяковка проводила очень серьезную закупочную политику в отличии от сегодняшней тотальной нехватки средств. Но очень многие авангардные вещи попали в ГТГ из частных коллекций. Это отдельная история, порой безумно интересная. В начале 1917 года многие состоятельные люди такие как Гиршманы, Носовы и многие другие сдали часть свох коллекций на временное хранение в Третьяковскую галерею и уехали за границу. В стране уже чувствовалась тревожная атмосфера и они решили не рисковать. Хозяевам коллекций не суждено было вернуться в Россию. Так временное хранение в итоге превратилось в постоянное.

К написанию статьи привлекались лекции В.М.Бялик и Е.Середняковой. А также книга:
“Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014.

: Учить детей составлять собственные фантастические рассказы.

Продолжать учить детей определять объекты изображенные на картине, находить их взаимосвязи.

Упражнять в умении перевоплощаться в объекты на картине.

Совершенствовать умение детей запоминать модель этапов.

Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины.

Воспитывать умение внимательно выслушивать рассказы сверстников помогать им в случае затруднений.

Наглядный: модели этапов, модели имен признаков Триз, схема составления рассказов, фантастический глаз, картина.

- Ребята сегодня я приготовила для вас сюрприз, картину, а что бы узнать какой жанр живописи на этой картине, нужно отгадать загадку.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине

Или розу в хрустале

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт.

Или все предметы сразу.

Знай, что это Натюрморт…

Посмотрите на нее. До чего же яркая, праздничная картина

-А с чего мы начнем рассматривать картину нам поможет модель этапа:

Д. : Я вижу (сливы, персики, стол, апельсин, тарелку)

-Это объекты какого мира (природного, рукотворного,

- Какой формы? Цвета?

Давайте раскроем тайну картины : все предметы между собой связаны

Какой этап следующий?

Какой следующий этап рассматривания картины?

-Давайте определим местонахождение каждого объекта на картине.

Д. - Тарелка с яркими синими сливами стоит на столе в самом центре картины. Сливы лежат по кругу тарелки. Сверху красуется крупный оранжевый апельсин. Вокруг тарелки красные, оранжевые, желтые персики.

Следующий этап оживления картины, согласна.

-А вот и скатерть, вижу тарелку вот они аппетитные фрукты, и синие сливы, и персики, и фарфоровая тарелка…

Замерли, а потому что Натюрморт –это мертвая натура (застывшее изображение). Здорово!Давайте похлопаем! Замечательная получилась картина, рассаживайтесь ребята на свои места. Спасибо!

Следующий этап загадка. О каком объекте мы придумаем загадку.

Давайте возьмем центральный объект апельсин!

Мы с вами рассмотрели картину, выделили объекты, нашли связи, оживили объекты на картине, придумали загадку…

А сейчас я предлагаю составить рассказ по картине. Но рассказы бывают реальные и фантастические. Послушаем сначала реальный рассказ.

А теперь придумаем фантастический рассказ, поможет вам фантастический глаз…

Кто готов рассказать фантастический рассказ, а остальные рассказы подарите нашим гостям…

Читайте также: