Корзина яблок поль сезанн описание картины

Обновлено: 15.09.2024

На картине изображены красные яблоки в тарелке, слева рядом на столе лежит ещё два зелёных яблока и лимон, и за левый край картины уходит небольшая металлическая ёмкость [1] .

Визуальный акцент картины сосредоточен на четырёх красных яблоках в тарелке, которые задают общее колористическое настроение картины, однако, как и во многих других натюрмортах Сезанна, он смещён несколько вправо. Зелёные яблоки и лимон в целом уравновешивают композицию и задают основной ритмический строй.

Первоначальный формат картины был изменён самим Сезанном: после завершения она была обрезана снизу и ещё небольшая часть живописи ушла на нижнюю кромку и на загиб холста — там видно ребро верхней доски стола, на которой установлена была вся композиция.

Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич, описывая картину, отмечал:

Наряду с яблоками и лимоном … заявлен ещё один предмет, нигде более не встречающийся: похожий на консервную банку маленький металлический сосуд, по-видимому, стопка с увядающим листом в ней. Смысловая причина появления этого сосуда не вполне ясна, если только не прибегать к фрейдистским толкованиям. Формальные резоны — гораздо яснее. Наряду со сферическими объектами вводится ещё одна первоформа, цилиндр, и ещё один цвет, серый стальной, оттеняющий чистые тона яблок и лимона [2] .

Точная дата создания картины неизвестна; в каталоге-резоне, составленным Л. Вентури указан 1883—1886 год [4] , Д. Ревалд считал, что картина написана около 1890 года [5] , в Эрмитаже придерживаются последней датировки. Картина была выставлена в галерее Амбруаза Воллара, где 24 декабря 1895 года её приобрёл Гюстав Жеффруа. Годом ранее сам Жеффруа писал:

Наконец, эти знаменитые яблоки, которые художник так любил писать и так хорошо писал. …фрукты так прекрасны и так наивны; зелёные, красные, жёлтые яблоки лежат на тарелках маленькими кучками на 2 су или наполняют доверху корзины; эти яблоки крепки, круглы, у них яркие гармоничные краски природы. Они чисты, полезны, полны деревенской простоты, от них исходит крепкий аромат [6] .

После смерти Жеффруа в 1926 году картина была продана швейцарскому коллекционеру Альфреду Даберу, от которого она впоследствии попала в Германию, где выставлялась в нескольких галереях. В конце концов картина оказалась в галерее Хуго Перлса в Берлине где её выкупил известный немецкий коллекционер Отто Кребс из Хольцдорфа [7] . Во время Второй мировой войны картина была захвачена советскими войсками и отправлена в СССР в счёт репараций; долгое время хранилась в запасниках Государственного Эрмитажа и была показана публике лишь в 1995 году на Эрмитажной выставке трофейного искусства [8] ; с 2001 года числится в постоянной экспозиции Эрмитажа и с конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 410) [9] .

Классический, на первый взгляд, натюрморт из фруктов и простейших бытовых предметов стал настоящим апофеозом авангардной живописи. В нем нашло отражение все, что художник считал новаторскими приемами в искусстве. Яркие, выразительные, словно вибрирующие и рвущиеся с полотна краски, резкие линии мазков, подчеркивающие форму предметов, но не делающие их оторванными от окружающей среды, много воздуха и непередаваемо живое впечатление от изображения – вот основные черты этой картины.

На полотне изображены обычные вещи, которые можно было встретить в обиходе любой семьи в то время. Это бутылка из темного стекла, скорее всего, винная, большая корзина, полная спелых, сочных яблок, белая керамическая тарелка с едой, скомканная скатерть или большое полотенце. Все это привольно расположилось на кухонном столе из светлого дерева, на фоне простой беленой стены.

Характерный стиль художника в этом полотне отлично узнаваем даже без подписи. Резкие, живые, динамичные мазки, сочетание ярких красок и темных контуров, игра цвета и выразительность форм выделяет этот натюрморт среди остальных произведений мастера. Блики на бутылке и рефлексы от ярких красок на столе придают ей рельефность и фактуру, сразу понятно, что это гладкое и блестящее стекло. То же самое касается остальных предметов. Все они выписаны крупными, даже размашистыми мазками, словно вылепливающими формы из красок, а вот фоновая стена прописана мелкими частыми мазками, создающими переливы цвета.

Изображение яблок стало знаковым в творчестве Сезанна. Его картины популярны и вызывают интерес у любителей и профессионалов и в наши дни.

Работы этого художника хочется рассматривать. Классика и вызов. Яркие краски и классические образы сложных форм.

Поль Сезанн был человеком увлекающимся, но замкнутым, что характерно прослеживается в его гениальных произведениях.

Картины Поль Сезанн писал, как одержимый, отдавая каждой всего себя. В них очень четко прослеживаются переживания и познания нового. Затворнический образ жизни художника, окутанного фобиями и страхами, не лишил его яркой и красочной жизни. Он, безусловно, один из самых выдающихся персонажей 19-го века.











Эдгар Дега

Особенности творчества: заметно смещенные композиции, обрезанные фигуры, появление на полотнах неожиданных предметов, которые заслоняют главных героев. Во многих работах Дега заметен интерес художника к позе, к движению. Он стремится запечатлеть людей в момент действия, делая ставку на обычную жизнь, а не на позирование.

Большинство самых известных его полотен написано пастелью, а не масляными красками. По этой причине работы редко экспонируются. Полюбоваться ими ценители мастерства Дега могут нечасто, выставки проводятся раз в несколько лет, музеи стремятся сохранить картины художника для потомков.

Биография

Будущий гений Поль Сезанн родился в 1839 году на юге Франции в достаточно деспотичной семье. Отец был строгих нравов и воспитывал сына в соответствии со своими религиозными представлениями о жизни.

Поль Сезанн Франция

В тридцать лет Сезанн женился на Марии-Гортензии Фике, с которой прожил в браке почти 40 лет. У семьи родился сын Поль.





Эдуард Мане

Французского художника Эдуарда Мане (Édouard Manet) искусствоведы возвели в ранг родоначальников импрессионизма. Семья мечтала о том, чтобы Эдуард посвятил свою жизнь юриспруденции. И только дядя поддерживал желание мальчика рисовать, оплачивал ему уроки и посещение лекций по живописи.

Отец отправил Мане в путешествие на парусном судне, надеясь, что романтика выветрится из головы мальчика. Он попадает в совершенно другой, гораздо более многоцветный и свободный мир — в Бразилию. Очаровывается красотой этой страны. Экзотика, яркость тропических красок только усиливают желание стать художником. Из поездки возвращается с большим количеством картин и набросков.

В Париже поступает в ученики к известному в то время художнику, — Тому Кутюру. Но Мане не импонирует классическая живопись, его раздражает буржуазность.

Сближается с импрессионистами, начинает много экспериментировать со цветом.

Известные картины

Картины Поля Сезанна невероятно разнообразны. Взглянув на несколько из них, особенно написанных в разные периоды жизни художника, сложно представить, что эти произведения принадлежат кисти одного человека. В ранних работах мастера чувствуется дух романтизма, нежность и реализм в движениях и формах. Период влияния импрессионизма отличается буйством красок. Очень реалистичные пейзажи художник пишет в 90-е годы.

Возможности раздельного комбинирования

На вводной части урока вашему классу понадобится корзина, которая затем наполнится фруктами. Окажите помощь тем, у кого возникнут трудности с рисованием корзины. Для этого в комплект материалов входят два шаблона. На одном из них лишь контур корзины, на другом — полноценное цветное изображение. Можно также распечатать эти шаблоны в черно-белом исполнении, и попросить учащихся раскрасить корзину акварельными красками.

Корзина — контурное и цветное изображение.

Пусть каждый самостоятельно создаст свой вариант фруктовой корзины. Вспомогательным материалом для раскрашивания послужат изображения одного или нескольких плодов каждого вида.

Предложите классу на выбор изображения одного или нескольких плодов каждого вида.

Те же шаблоны можно скачать и в цветном варианте. Их можно использовать в качестве образца. Повесьте эти цветные изображения на школьной доске. Они помогут учащимся, если во время рисования у них возникнут трудности с цветом или формой фруктов.

При рисовании фруктов цветные изображения могут оказаться кстати.

В комплекте материалов вы также найдете черно-белый шаблон фруктовой корзины. Два варианта на одной странице. Изображение на верхнем шаблоне раскрасить легче (здесь нет вишни и клубники), чем фруктовую корзину в нижней части страницы.

Две версии корзины с фруктами. Одну из корзин можно использовать в качестве материала для раздельного комбинирования. Ее надо лишь раскрасить.

Натюрморты Сезанна

Как это часто бывает, художники становятся знаменитыми только после своей смерти. Печальная участь не обошла стороной и Сезанна. При жизни он не пользовался особым успехом.

Натюрморт с драпировкой

Сезанн часто писал яблоки, их можно встретить в большинстве его натюрмортов. Художник не просто любил эти незамысловатые фрукты, он считал их простыми, но в то же время уникальными по своей цветовой палитре. Именно этой красочной простотой он мечтал удивить весь Париж, что у него и получилось.












“Яблоки” Поля Сезанна проданы за 41,6 миллиона долларов. ФОТО

Холст французского художника Поля Сезанна “Яблоки” продан во вторник вечером на нью-йоркских торгах аукционного дома Sotheby’s за 41,6 миллиона долларов при предварительной оценке в 25-35 миллионов долларов и стал топ-лотом аукциона, сообщает официальный сайт Sotheby’s.

Кисти этого постэкспрессиониста принадлежит абсолютный мировой ценовой рекорд на произведения искусства — одну из версий его знаменитых “Игроков в карты” королевская семья Катара приобрела вне аукциона за 250 миллионов долларов.

Самая высокая цена на открытом рынке на картины модерниста была установлена в Нью-Йорке в 1999 году — семейство Уитни приобрело его работу за 60,5 миллиона долларов.

Картина одного из основоположников кубизма Фернана Леже “Три женщины за красным столом”, написанная в 1921 году, ушла на этих же торгах за 7,2 миллиона долларов при эстимейте в 5-7 миллионов долларов.

Эта работа привлекла внимание коллекционеров еще и тем, что в течение почти 20 лет принадлежала американской певице Мадонне, которая передаст вырученные от продажи холста средства на просветительные проекты для девочек в Афганистане и Пакистане. Певица приобрела “Трех женщин” на аукционе “Сотбис” в 1990 году.

Другие работы из этой серии находятся в коллекциях Музея искусств Далласа /штат Техас/ и швейцарского Фонда Бейелер.

За 25,9 млн долларов ушло с молотка полотно итальянского экспрессиониста Амедео Модильяни “Амазонка” /1909/. Предварительно произведение было оценено в 20-30 млн долларов.

“Яблоки” и “Амазонка” входили в частное собрание американских коллекционеров Алекса и Элизабет Левит. Деньги, вырученные от продажи этого собрания, пойдут в благотворительный фонд имени Левитов.

За 15,2 млн долларов был продан “Мыслитель” Огюста Родена, созданный мастером в 1906 году по заказу американского издателя Ральфа Пулитцера.

“Пейзаж в Ла-Сьота” кисти Жоржа Брака ушел с молотка за 15,8 млн долларов.

Картина Марка Шагала “Животное в цветах” была продана за 4,7 млн долларов, “Женщина с веером” Берт Моризо – за 4,3 млн долларов, “Сиеста /жнецы/” Пабло Пикассо – за 1,3 млн долларов, “Ева” Хаима Сутина – за 1,8 млн долларов, “Груша в цвету” Клода Моне – за 8,5 млн долларов, его же “Осень в Жефосс” – за 4,8 млн долларов, “Ваза с пионами” Пьера Огюста Ренуара – за 3,1 млн долларов. Скульптура Пабло Пикассо “Сильветт” была продана за 13,6 млн долларов, его полотно “Бюст мужчины” – за 9,6 млн долларов.

Торги работами импрессионистов и модернистов сегодня проведет аукционный дом “Кристис”. Топ-лотами аукциона станут портрет жены Анри Матисса “Мадам Матисс в кимоно” /1905/ кисти Андре Дерена и полотно “Маленький кондитер” /1927/ Хаима Сутина.

На картине французского художника-фовиста Дерена Амели Матисс изображена в японском кимоно, которое она часто носила. В нем ее нередко изображали как сам Матисс, так и его коллеги-живописцы.

Женщина держит в руках красный веер и сидит, облокотившись на стол.

По словам представителей аукционного дома, “Мадам Матисс в кимоно” – самая значительная работа Дерена, когда-либо выставлявшаяся на торги.

Оценочная стоимость полотна составляет 15-20 млн долларов. “Маленький кондитер”, как ожидается, уйдет с молотка не менее чем за 16 млн долларов

: Поль Сезанн Яблоки, Фернана Леже, Амедео Модильяни, Роден

Постимпрессионизм

Поль Сезанн начинал свой творческий путь под флагом импрессионизма. Его близкий друг и соратник Камиль Писсарро был его учителем. Но со временем тонкий и живой ум Сезанна стал сопротивляться простым формам выбранного им направления. Он решил создать новый виток в искусстве. Импрессионизм того времени не был признан публикой, люди больше высмеивали новые веяния, нежели принимали их. Желание смешивать обычное и нетривиальное впоследствии принесло художникам-постимпрессионистам свои плоды.

Цветы в голубой вазе

Иван Айвазовский

Яблоко - фрукт достаточно известный не только в плане его пищевого употребления. Он часто находится в центре важных событий, иногда даже мирового масштаба: именно этот запретный плод привлёк Еву в райском саду, именно он был отравлен злой мачехой Белоснежки и , конечно, именно яблоко с надписью "прекраснейшей" стало крупицей раздора в одноимённом мифе о Парисе и богинях.

Неудивительно, что оно встречается и в живописи, но в творчестве Сезанна яблоко приобретает особое значение.

Натюрморт в творчестве живописца приобретает полную автономию в отличие от тех же импрессионистов, где вещь теряет способность сосредотачивать на себе пристальное внимание художника - натюрморт здесь максимально сближен с пейзажем. В постимпрессионизме же художники возвращают предметам первоначальную материальность и форму. И одним из тех устойчивых тел, в которых и нуждался Сезанн в этом возвращении к материальности вещей, и было яблоко. Этот фрукт мы встречаем буквально в каждом его натюрморте.

Почему же именно яблоко?

Некоторые исследователи в этом будут искать отсылку к первородному греху, к теме грехопадения, но на самом деле этот плод в наибольшей степени удовлетворял художественным стремлениям Сезанна. Чётко очерченная форма яблок и то, что они могли храниться сравнительно долго, устраивало художника, ведь как мы знаем, при создании натюрморта Сезанну требовалось около 100 сеансов (!).

При упоминании натюрмортов Сезанна на ум приходит широко известных отрывок из письма художника к Бернару :

"Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса - и всё это в перспективном сокращении, т.е. каждая сторона предмета должна быть направлена к центральной точке".

Последнюю часть фразы немногие принимают во внимание, останавливая своё внимание на первой части. Но она является очень важной для понимания объёма предмета в целом, отвергая идеи о каких-то заложенных принципах кубизма. Никаких цилиндров,шаров и конусов в картинах Сезанна нет, хотя яблоко, оставаясь яблоком, тяготеет к шару, а тот же кувшин, например, оставаясь кувшином той или иной формы, тяготеет к цилиндру. Эта фраза, хоть и преувеличена в своём значении, тем не менее, не теряет своей идеи в картинах. Эти простые формы, можно сказать даже идеальные платоновские тела, являются основой, базой будущей картины, обозначая устойчивость вещей, их материальность и форму, которые были потеряны у импрессионистов. А, уже представив их, художник начинает работать цветом.

Мир - это яблоко. Натюрморты Поля Сезанна - в Филадельфии

Мир - это яблоко. Натюрморты Поля Сезанна - в Филадельфии

— Всё в природе лепится в форме шара , конуса , цилиндра , надо учиться писать на этих простых фигурах , и , если вы научитесь владеть этими формами , вы сделаете всё , что захотите.

— Нужно вернуться к классике через природу , иначе говоря , через ощущения , всё сводится к умению ощущать и вчитываться в природу.

— Взгляните , как свет нежно любит абрикосы , он охватывает их целиком , проникает в мякоть , освещает со всех сторон , но этот же свет скуп , когда дело касается персиков , их он освещает лишь частично , только одну половину.

Мир - это яблоко. Натюрморты Поля Сезанна - в Филадельфии

Ну , а яблоки просты по форме и необыкновенно богаты по гамме и оттенкам. Самый сок! Кстати , дружба Сезанна и Золя началась именно с яблок — будущий писатель в благодарность за заступничество подарил будущему художнику целую их корзину.

Мир - это яблоко. Натюрморты Поля Сезанна - в Филадельфии

дают представление о поистине монументальном вкладе мастера в развитие жанра. Экспозиция составлена из работ многих собраний Европы и Америки — от частных до музейных. В Филадельфию привезены картины из Национальной Галереи ( Вашингтон), музея д’Орсе ( Пприж), Художественного музея ( Будапешт), музеев Бадена , Дейтройта , Нью-Йорка. Чего не сделаешь , чтобы подготовить значительную экспозицию на хнаковую тему одного из величайших художников прошлого века! Апервые удалось собрать вместе несколько очень известных работ , что вдобавок к 69 картинам Сезанна , имеющихся в самом музее , открывают целый мир художника.

Мир - это яблоко. Натюрморты Поля Сезанна - в Филадельфии

Фонд Барнса ( Barnes Foundation) — школа искусств и художественный музей-галерея в Филадельфии ( Пенсильвания , США). Фонд был основан в 1922 г. Альбертом К. Барнсом , американским изобретателем , производителем ( антисептик аргирол) и коллекционером , и собрание Барнса располагает одной из крупнейших коллекций французской живописи веков. К примеру , именно здесь можно увидеть один из портретов почтальона Рулена кисти Ван Ван Гога , наряду с большими коллекциями работ Ренуара , Сезанна , Матисса , Пикассо , Анри Руссо , Модильяни , Дега , а также многочисленными картинами других живописцев , включая Кирико , Рубенса , Тициана , Поля Гогена , Эль Греко , Франсиско Гойя , Эдуара Мане , Жана Гюго , Клода Моне.

Читайте также: