Не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника

Обновлено: 18.09.2024

Совсем недавно пастор одной христианской общины попросил меня провести с верующими людьми беседу на эту тему, и я с радостью согласился. Так как речь в этой беседе пойдёт об очень интересных, на мой взгляд, вещах, то мне захотелось, друзья, показать и Вам свои размышления. Итак, начнём.

Как сообщает нам евангелист Лука (глава 3, текст 23), Иисус Христос начал своё общественное служение людям, когда ему исполнилось 30-ть лет.

Матфея 4, 24-25 И прошёл о Нём слух по всей Сирии. И приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Судя по свидетельствам евангелистов, большую часть своего времени Спаситель посвящал именно исцелению недугов людей, а когда эта работа была завершена, Иисус начинал рассказывать людям о Боге, называя Творца Миров Своим Единородным Отцом!

Евангелие от Луки 6, 43-45 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод! И нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника, и не снимают винограда с кустарника!
Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое! Ибо от избытка сердца говорят уста!

Итак, друзья, мы видим, что Иисус сравнил человека с деревом, которое приносит те или иные плоды. О каких плодах, приносимых человеком, ведёт речь Иисус в данном случае?

Да, Он сказал о плодах уст наших – о словах, которые произносит человек!
Иисус подчеркнул, что, как правило, слова, произносимые нами, обязательно открывают чувства и мысли, которые в данный момент волнуют нас!
Давайте попробуем вспомнить - о чём любят говорить любители спиртного? А о чём чаще всего говорят любители любовных приключений? О чём любят говорить учёные, всецело захваченные какой-то научной теорией? О чём чаще всего говорит завистливый человек?
О чём говорит ревнивец? А что мы можем услышать от сострадательного человека? – Вопросы такого плана можно приводить до бесконечности, и все ответы на эти вопросы, безусловно,
подтверждают правоту Иисуса!

Какой вывод в таком случае мы сделаем для себя? А вывод следующий – первое, на что мы должны обращать наше внимание при контакте с человеком – о чём он любит говорить! И на основании его слов мы, безусловно, можем сделать определённые предварительные выводы для себя – что это за человек – хороший или плохой!

Однако, Иисус предупреждает нас! – Иногда некоторым людям удаётся очень умело маскироваться! Некоторые умеют так красиво и правильно говорить, что создаётся впечатление, что какой-то конкретный человек – сама доброта и совершенство! Однако все мы не раз убеждались, что через определённое время может выясниться, что тот, от кого мы были в восторге, совсем не такой добрый, каким он казался в начале! И порой выясняется, что этот человек нагло лгал нам, преследуя какие-то свои корыстные цели! Давайте прочитаем слова Иисуса об этом:

Евангелие от Матфея 7, 15-17 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные! По плодам их узнаете их! Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые!

Вот мы видим, друзья, что в данном месте Иисус вновь сравнивает человека с деревом! Но если в Евангелие от Луки в 6-ой главе мы увидели, что под плодами, которые приносит человек, Он имел в виду – произносимые человеком слова; то в данном случае, речь уже идёт о поступках, а также о качествах характера человека! Если слова – это то, что может оказаться впоследствии ложью, то цепь поступков и систематическое проявление тех или иных качеств характера – это уже то, что позволяет нам абсолютно точно понять, какой человек перед нами – действительно хороший или действительно плохой! И хотя на Земле нет абсолютно добрых или абсолютно злых, тем не менее, каждый из нас делает о каком-то конкретном человеке соответствующие выводы, чтобы в будущем либо общаться с ним, либо по возможности избегать этого общения!

Многие из вас, друзья, хорошо знают, что Иисус был послан на Землю Богом для того, чтобы Он мог стать нашим Спасителем, взяв грехи всех людей на Себя!
Однако не все помнят одно интересное заявление Иисуса, записанное в 15-ой главе Евангелия от Иоанна! Адресовал его Спаситель Своим последователям. Вот оно:

Иоанна 15, 16 …..Я вас избрал…. чтобы вы шли и приносили плод….!

Имел ли Иисус в виду слова, которые мы будем произносить? А может Он имел в виду наши поступки и качества характера?
Да, можно не сомневаться, что имелись в виду и слова, и качества характера, и поступки!

А где сказано, что Иисус ждёт от нас добрых дел? Читаем:

1-ое Послание апостола Иоанна 2, 6 Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать, как Он поступал!

Послание к Ефесянам 2, 10 Ибо мы – Его творение, созданы…. на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять!

А где говорится о том, что мы должны по замыслу Божьему освободиться от плохих качеств нашего характера и стать по характеру подобными Иисусу? Читаем:

Послание к Ефесянам 4, 30-32 И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас! Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас!

Вас не испугали, друзья, такие высокие требования, которые предъявляет к нам Бог?

Как же в таком случае Иисус ожидает от нас добрых плодов? Как мы вообще можем их приносить?

Иисус сказал об этом так. Вот Его слова:

Евангелие от Иоанна 15, 4-5 Пребудьте во Мне, и Я в вас! Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на Лозе, так и вы, если не будете во Мне!
Я есть Лоза, а вы – ветви! Кто пребывает во Мне, а Я в нём, тот приносит много плода! Ибо без Меня не можете делать ничего!

Вот, друзья, оказывается, в чём секрет нашего преуспевания в добрых словах, поступках и в развитии добрых черт характера! – В постоянной связи с нашим Небесным Братом – Иисусом Христом!
Иисус всегда говорил только правду! И Он подчеркнул, что ни один грешный человек Земли не сможет совершить ни одного доброго дела, если Бог не пребудет в Его сердце!

Иеремия 29, 13 И взыщете Меня и найдёте, если взыщете Меня всем сердцем вашим!

Да, друзья, сейчас я невольно подумал вот о чём - если бы люди Земли искали Бога не только тогда, когда в их жизни возникает невероятно сложная ситуация, а делали бы это каждый день, то очень многие свидетельствовали бы сегодня так: «Бог слышит меня и отвечает мне! И я вижу, что мои слова и мои поступки являются теми добрыми плодами, которые ожидает от меня Иисус, потому что именно Он вызывает во мне желание и действие по Своему благоволению! (Послание к Филиппийцам 2,13)

А сказал ли что-нибудь Иисус о ситуации, когда верующий в Бога человек начинает замечать, что в его жизни нет никаких добрых плодов? Да, и об этом Иисус тоже говорил. Вот Его слова:

Евангелие от Иоанна 15, 1-2 Я есть истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает. А всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода!

Иисус – вот та цель, которую нужно нам, друзья, достигать каждый день!
Ищите общения с Богом в молитве, исследуйте Слово Божье и поддерживайте связь с Творцом в течение дня, стараясь действовать только в рамках Его святого Закона!

Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Сравнение переводов: От Луки 6:44 / Лк 6:44

ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

так что каждое дерево узнают по его плодам. Ведь не собирают же с терновника инжир или с колючего кустарника виноград.

Современный перевод РБО RBO-2015

Каждое дерево узнается по его плодам! С колючек не собирают инжира, а с терновника не срезают гроздей.

Ведь любое дерево узнаётся по его плодам. Не собирают же с репейника смоквы и с терновника не срезают виноград.

потому что каждое дерево познаётся по его плоду. Ведь не собирают фиг с колючек или винограда с тернового куста.

Ибо всякое дерево познается по его плоду. Ведь с терния не собирают смокв, и с колючего кустарника винограда не снимают.

потому что каждое дерево узнают по его плодам. Ведь не собирают же с терновника инжир или с колючего кустарника виноград.

Есть ещё другая категория лжепроповедников, которые открыто не признают Бога и отвергают Его учение. Эта группа лжепроповедников действует не замаскировано и многих людей отталкивает откровенной пропагандой греха и порока.

Поэтому лжепроповедники, о которых говорит Спаситель, предпочитают замаскироваться в личину праведности и добра, прийти к людям в овечьей одежде, потому что зло в своем открытом виде не популярно и мало кого прельщает. Замаскированное зло, как волк, надевший на себя овечью одежду ложной кротости и добродетели, своим извращенным толкованием истинного учения сеет в душах людей семена сомнения и невежества, чтобы собрать урожай греховных поступков.

Именно таких замаскированных лжепророков заповедал опасаться Спаситель. Не доверять их слащавым речам, не смотреть на их личину показной добродетели, а обращать внимание на плоды того, что они делают. И по плодам приносимого ими зла распознавать их. И как лжепророки, несмотря на их лицемерные добродетельные слова, не могут принести плода доброго, так и терновник не дает винограда, а репейник смоквы.

Сопоставление между полезным и бесполезным растением продолжено в аллегории между репейником и смоквой. Репейник представляет собой колючее цепкое растение, которое росло не только на нивах среди хлебных злаков, но и в Ливане между кедрами. Репейник символизировал у древних евреев запустение и считался негодным, не почитаемым растением. ( Ис.34,13 ) Чаще всего репейник встречался в пустынях, а в некоторых местах представлял собой непроходимые заросли. Репейник, также как и терновник, не давал полезных плодов смоковницы.

В 16-м стихе Иисус Христос говорит о том, что как с бесполезного репейника не собирают вкусные плоды смокв, так и лжепророки не могут принести плода доброго в виде совершения добродетельных поступков и создания философских систем, которые являются плодами их ума.

Святой Иероним понимал под плодами лжепророков и их лжеучение. Инквизиция, приемля точку зрения Иеронима, преследовала еретиков, используя слова 16-го стиха для обличения их лжеучения. Однако речь Спасителя в 15-м и 16-м стихах ясна и понятна. Говоря о лжепророках, Спаситель не указывает на отдельные классы или группы людей. А говорит в общем смысле о лжепророках, не деля их на категории иноверцев, открыто отвергающих христианское учение и прославляющих лжебогов других религий, или на еретиков, искажающих христианские понятия или на представителей каких-либо сект. Исходя из точного понимания слов Спасителя, к лжепророкам относятся люди, которые искажают христианское учение своими ложными теориями и системами, и, прикрываясь ложным благочестием и показной кротостью, совершают греховные поступки, нарушая (тайно или явно) законы Божии. То есть как словами (философскими теориями), так и своими поступками приносят плоды худые, нанося вред ближним и совращая ближних с истинного пути спасения.

Одному купцу нужен был мальчик для мелочной лавки. Он дал объявление, и на другой день к нему пришли несколько подростков. Купец не долго думая выбрал одного мальчика. Знакомые спросили купца, почему он так скоро выбрал именно этого мальчика.

Купец ответил: "Войдя в помещение, мальчик вытер ноги и закрыл тихо за собою дверь, что показывает его любовь к порядку.

На мои вопросы он отвечал скоро и почтительно - здесь видна его рассудительность. Я нарочно уронил книгу на пол, он тотчас поднял ее и положил на стол. Одежда его была чистой, волосы причесаны, лицо и руки были чистыми. Вот поэтому-то я и выбрал этого мальчика из всех", - сказал купец.

Поведение - это зеркало, в котором каждый человек показывает себя. О дереве можно судить только по его плодам, а о человеке - по его поведению и поступкам.

Читайте также: